"говорящие" вещи. Игры на сплочение коллектива игра «говорящие вещи

«ГОВОРЯЩИЕ» ВЕЩИ

Она идёт рядом со мной и смотрит под ноги, хотя уже несколько раз пыталась отвлечь её на то, что рядом, - сосны, освещенные низким солнцем, игру светотеней меж листьев начинающего желтеть клёна, серебристую канву розоватых облаков… Нет, вроде бы и не замечает всего этого и только – короткий взгляд, кивок и опять… И «опять» о том, с чем пришла ко мне: дети хотят её осчастливить, - сменить мебель, а она… «Ну не хочу! Не хочу я менять!» - слышу от неё не раз с новыми интонациями, и уже не пытаюсь дать совет, когда жалуется: «Ну как же они не поймут, как не оценят того, о чем я…»


Дина живёт одна уже почти два года и когда спрашиваю: «Не скучно тебе?», отвечает: «Да нет, ведь у нас с Юрой друзей почти не было, а теперь… Так что привыкаю – и без него. А, впрочем…» И, как оказалось, с этим самым «впрочем» сегодня и пришла ко мне.

Ты знаешь, каким-то удивительным образом для меня стали оживать вещи, предметы и даже те, которые раньше вроде бы и не замечала… (Кивнула на скамейку, жестом пригласила сесть) А теперь они словно приглашают меня в собеседники, чтобы вспомнить моменты их появления и даже слова, которые при этом были сказаны. (Взглянула, чуть заметно улыбнулась.) Не веришь? И удивляешься… Знаю, знаю, не отказывайся. И даже знаю, что скажешь: не чуди, мол, выбрось из головы, да?.. Ну вот, почти угадала. А я не могу оттолкнуть их… оживших, не могу выбросить из головы то, о чём - с ними… А потому, что вести диалоги… ну, с вещами, картинами, книгами, фигурками, папками и даже с запонками для меня становится необходимостью, которая как раз и спасает от одиночества… (Снова взглянула, но с искоркой упрямства.) Да-да, и даже в эти мгновения создаётся вокруг меня мир, населенный не только словами, но и запахами тех мгновений, когда… (Замолчала. Нырнула в одно из мгновений?) Вчера сижу на диване и вдруг… (Смотрит на крону молодой липки, молчит.) И вдруг он, этот привычный диван, словно заговорил… подсказал, как мы его покупали и как Юра… Ты же знаешь, он был впечатлительный, вот и … Помню, подошли к мебельному магазину, возле него несколько человек стоит, а пред ними, прямо на земле, лежит кто-то… газетами прикрытый, только кроссовки синие видны. Ну, я тоже остановилась, смотрю… потом глянула на мужа, а он стоит бле-едный, вот-вот в обморок упадёт. Взяла его под руку, повела в магазин и… Да что-ты, конечно не купили, не до дивана ему стало. И даже когда домой троллейбусом ехали, то не сел, а стоял на задней площадке и, вцепившись в поручень, всё глядел и глядел в окно… Да понимаю я… умом понимаю, что не диван всё это мне подсказал, а моя память, но всё чаще кажется, что… Нет, не перейдёт это в болезнь, не бойся, я же врач и слежу за собой… И бороться с этим не буду, пока не пойму: а нужно ли? Ведь такие диалоги с вещами ничего плохого мне не делают, а только возвращают то, что могло бы навсегда уйти… (Помолчала, вроде бы и не услышав моего вопроса, но...) Еще тебе - что-то? Ну, хорошо, слушай. И об этом рассказал мне портрет Юры, случайно обнаруженный мной на одной из страниц старой газеты вместе с отрывком из его повести… и, кстати, газеты эти дети тоже хотели выбросить. (Вздохнула, помолчала, резко выдохнула, махнула рукой.) А-а, ладно… я же о портрете тебе хотела… Так вот, был у Юры друг… Нет, не детства, но уж очень одинаково относились к тому, что видели, слышали, читали, да и к тому, что до определенного времени в стране происходило, а когда началась Перестройка… Ну да, девяностые, демократы, совсем другие газеты, телевидение, вот тогда и начали спорить. И спорили так, что мне всё труднее и трудней становилось их успокаивать, мирить, а потом… Нет, не подрались, а разошлись по разным газетам… Ага, мой перешел во вновь созданную, а Сашка остался верен прежней, партийной, за этого редактор его и повышал, стал там делать карьеру и ему даже отдельный кабинет выделили… Конечно, было за что, ведь настолько не принимал перемен, что стал отожествлять их с Юрой и даже… (Достала из сумочки пачку сигарет, встряхнула её, но зажала в кулаке.) А вот что сделал. Повесил в кабинете портрет Юры, вырезанный из той же газеты, и стал в перерывах метать в него дротики… Не веришь? Но так и было! А когда Юра узнал об этом и, позвонив, спросил: это, мол, правда, что ты в мой портрет… то Сашка ответил: «Ну, знаете, что касается Вас, то я пренебрегаю всеми моральными нормами». Представляешь?.. А что – я? Надо было пойти и закатить ему скандал?.. То-то ж. Он всё равно потом метал бы свои дротики, поэтому попыталась просто успокоить Юру: да забудь об этом, время дуэлей прошло, так что… (Встала, шагнула вправо, влево, остановилась напротив, жестом пригласила идти.)

Моя странная подруга… Но эти её странности как раз и привязывают меня к ней, ибо иногда, вдруг подбрасывает загадки своими поступками, размышлениями, неожиданными выводами из прочитанного, услышанного, увиденного, вот и теперь… Но, чтобы немного отвлечь её, не уведя от начатого разговора, снова «обращаю её взор» к тому, что дарит приближающийся вечер в этом старом парке, дорожки которого изрезанные тенями деревьев, похожи сейчас на переходные «зебры», а меж тёмных стволов с шапками уже не яркой листвы, кое-где украшенной желтыми пятнами, весело прорывается бирюза неба. И мне удаётся заставить её видеть всё это, хотя и идет молча, - знаю, что все же так же, как и я напитывается увиденным, слышит и этот осенний галдёж грачей, «договаривающихся» о скором перелёте в более теплые края.


Она снова пришла через несколько дней с просьбой помочь купить ей диктофон, и когда ехали троллейбусом в магазин, я всё же спросила её: «А зачем он тебе?»

Ну, как зачем? Буду записывать свои беседы… Ага, с предметами, а то они постепенно уходят, а я хочу сохранить их рассказы, а, ведь напоминают мне не только о себе, но и о Юре, о себе самой, той, которой была когда-то. Вот вчера дети предложили продать мой старый магнитофон, а я на полке, где он стоял, обнаружила катушку с записью Юриного рассказа о том, как мы ездили в районную типографию за его, отпечатанной там книгой, ну и прослушала её. (Отвернулась к плачущему дождинками окну, помолчала.) И столько вспомнилось!.. Нет, без его рассказа не вспомнила б, уже забылось, а вот услышала голос и… (Пальцем проследила след сползающей по стеклу капельки.) И странно, даже мелочи замелькали, вроде такой: когда ехали назад и допивали из термоса чай, то при повороте я немного пролила себе на брюки, огорчилась, а Юра протянул мне носовой платок, чтобы вытерла мокрое пятно и пошутил: «Будем считать, что ты первой обмыла мою новую книгу.» А если не о мелочах… (Указательным пальцем накрыла еще одну каплю, но та медленно выплыла из-под него и заскользила вниз) Кстати, тогда вот так же моросил и моросил дождик, и так же на стеклах тяжелели и сползали капли. Но осень была поздняя и как же красиво смотрелись поля ярко-зелёной озими, за которыми иногда виднелись стайки желтых берез, темно-зеленых елей... не то, что сейчас. (Отвернулась от окна, взглянула.) Нет, о дожде в той записи Юра даже не упоминал, это я сейчас… после его рассказа о том, с какими приключениями ехали… А с такими. За каких-то шестьдесят километров две аварии увидели, ведь дорога мокрая была, скользкая, вот и… Нет, не страшные. Одну машину прямо перед нами так занесло, что оказалась на другой стороне дороги, но уже развёрнутой в обратном направлении, а другая… Юра только и записал: в кювете – перевёрнутая повозка с кирпичами, рядом - машина ГАИ, в «Скорую помощь» заносят кого-то и тут же мечется мужик с окровавленной головой и руками… (Приподняла руки, и словно отряхнула их.) Говоришь, что такое лучше не вспоминать? (Коротко на меня взглянула.) Может быть. Но понимаешь, когда что-то возвращается, то ниточкой тянет за собой еще… следующее, и так, цепляясь одно за другое, наша память… мозг наш разгоняется, а не дремлет, и в медицине эти действия поддерживаются нейрометаболическими стимулятороми, которые… Ой, прости, не буду грузить тебя медицинскими терминами, надеюсь, суть ты уже схватила… да как раз и приехали.


И всё же, встревожившись за Дину, я заглянула в Интернет, чтобы подробнее узнать о тех стимуляторах, которые, как она выразилась, разгоняют наш мозг. «Нейрометаболические стимуляторы или ноотропы (греч. noos - мышление, разум; tropos - направление) - средства, оказывающие позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга и улучшающие умственную деятельность, стимулирующие познавательные функции, память.» Ну что ж, по-видимому ноотропы нужны некоторым людям, и Дина уверена, что ее разговоры с вещами – то же. Но помогут ли они ей? Да еще записанные на диктофон. Понимаю, ей одиноко, но не опасно ли заполнять пустоту только прошлым и искать утешения не у людей, а у вещей? Нет, не известно во что может вылиться её увлечение, поэтому, когда придёт, обязательно поговорю с ней.


Её не было почти две недели, а когда пришла, то я сразу поняла: что-то случилось. А она молча прошла в комнату и когда я, возвратившись на кухню, чтобы выключить горелки, вошла в зал, Дина стояла на балконе и смотрела вниз на верхушку буреющего каштана, под которым желтыми шариками были рассыпаны цветы «Золого шара».

Скажи, а ты решилась бы расстаться с этим двором? Ведь знаю, что он для тебя что-то вроде каждодневной маленькой радости… Спрашиваешь, почему спросила? (Обернулась ко мне, улыбнулась.) Да так… просто так. А, впрочем… (Прошла в зал, села на диван, взглядом стала перебирать то, что стояло на книжном шкафу.) Ведь и ты что-то вспоминаешь, когда смотришь… ну, хотя бы во-он на тот кувшинчик, да?.. То-то ж. Так - и я. Поэтому и… (Отвернулась от меня. Сейчас заплачет? Нет, взглянула на меня, грустно улыбнулась.) Вчера прихожу домой, а в коридоре на тумбочке стоит керамический чайник с такими же чашечками, который мы с Юрой купили, когда ездили в Сочи кататься на лыжах… А как ты думаешь? Конечно, удивилась. Но прошла в свою комнату, а в ней - новый диван и новый книжный шкаф. Звоню дочке, благодарю… Ну да, была против, но они же старались, верили, что всё же обрадуют этим, так как же не поблагодарить? А я, хотя и огорчилась, но… (Встала, подошла к окну, постояла, резко обернулась.) А потом спрашиваю: а чайник-то почему у порога стоит? Отвечает: он слишком большой и грубый, определи его куда-нибудь или подари, вынеси во двор, может, кто возьмёт, а мы тебе фарфоровый подарим, расписной. Ну, скажи, зачем мне расписной? Ведь в моём керамическом – целая история… память, тепло памяти! Так живо помню, как мы его выбирали, как упаковывали, потом в ожидании поезда сидели в чужом дворе, пили чай из термоса, ели вкусные булочки, как потом в вагоне бережно ставили его на верхнюю полку и боялись: не упал бы… (Снова присела на диван, достала из сумочки диктофон, зажала в ладони.) Да ладно, не ахай и не сочувствуй, чайник этот с собой заберу… Куда-куда. В деревню, в мамин дом. И не только его, но и всё, что детям кажется ненужным, то что они без всякого сожаления могут выбросить… Ага, вот выйду на пенсию, оставлю им квартиру с новой мебелью и уеду в деревню… Не веришь? Не привыкну - без удобств?.. (Деланно почти рассмеялась.) Ха-ха! Но зато со мной будет моё… моё привычное, моё, наполненное прошлым, которое и даёт мне ощущение жизни, а не эти новые красивые вещи, которые мне предлагают дети… (Горестно усмехнулась.) Неживые они, холодные. И уже не успею наполнить их греющим воспоминанием, не успею. Да и не хочу, а поэтому уеду к привычному, родному… Улыбаешься? Не веришь и осуждаешь? А ты не торопись, может еще и хвалить станешь, когда… (Пальцем словно погладила диктофон.) А вот, послушай-ка моё… после того, как спасла от детей и напольную вазу, которую тоже хотели… (Включила, и я услышала.)

«Я помню. И было это в две тысячи третьем. Я ехала домой, смотрела в окно троллейбуса и видела, что снег, который начинал падать с утра маленькими снежинками, к вечеру всё же укрыл улицы и деревья белизною, а когда вспыхнули уличные фонари, то окрасили сугробики в желтоватый цвет и словно сами накинули праздничные наряды. (Взглянула, кокетливо-застенчиво улыбнулась: «Видишь, и я могу о погоде писать красиво»). Юра принёс с балкона маленькую ёлку, дочка поставила её в напольную вазу, повесила игрушки и сразу в квартире запахло елью. Потом дети накрывали на стол, а я сидела в уголке дивана и мне не хотелось даже пошевелиться, - устала от хлопот на кухне, - но и тихо радовалась тому, что не нужно было всё, что сейчас на столе, добывать по случаю в полупустых магазинах, хранить в холодильнике, а просто пошли и купили. Ближе к полуночи выпили за прошедший год, встретили Новый, по нашему черно-белому телевизору показывали хороший концерт. Ну, что еще надо человеку для счастья?» (Выключила диктофон, растроганно улыбнулась.) Ну и как тебе моё бормотанье?


И Дина всё же уехала в деревню. Правда, вначале взяла отпуск, чтобы ухаживать за инсультной матерью, а когда та умерла, продлила его за свой счет, а потом так и не возвратилась в свою квартиру, - ведь медики везде нужны и к ней сразу потянулись люди со своими «болячками». Иногда она звонила мне и из наших диалогов я поняла, что ей нравится быть нужной именно этой горстке людей, не чаявших в ней души. Какое-то время спустя, и я к ней съездила. Была ранняя осень. Мы сидели на крылечке с традиционными лавками по бокам от входной двери, перед нами, на низком столике, сооруженном Диной из двух дощечек, чуть слышно шумел самовар и стоял тот самый керамический чайник с чашками, который дети предлагали куда-либо «определить». И пахло дымком от осенних костров, стайка берёз напротив домика, утратив девственно-зелёную яркость листвы, уже вплетала в косы золотистые пряди и было так тихо! Лишь иногда с конца улицы долетали возгласы играющих во что-то ребятишек, мычанье коровы, тявканье собаки, крик петуха. Я смотрела на мою подругу и видела: да, что-то изменилось в ней, но что? Будто образовалась вокруг неё некая исходящая тёплая аура, лучи которой не только не проникали в меня, но вроде бы теперь и разъединяли. Почему? Ведь так хотелось, впитав их, понять теперешнюю душу Дины! Да и не только понять, но и перенять ту тихую успокоенность… да, да, именно успокоенность появилась в ней! И та самая, которая непременно тает, размывается там, в большом шумном городе среди всегда спешащих, страждущих чего-то большего людей, в который должна возвратиться и я.


http://galinasafonova-pirus.ru/proza

Если вещи в вашем доме вдруг начали жить собственной жизнью, стали ломаться и теряться с завидной регулярностью, это явный повод внимательнее присмотреться к своей второй половинке. Потому что бытовая техника, предметы интерьера и другие вещи в доме очень чутко реагируют на любые семейные проблемы и тем более - на измену одного из супругов.

Чуткий дом

Супружество - это объединенная энергия мужа и жены, плещущая в их доме. Каждая вещица жилища пропитана сплавом общей энергетики супругов - чувствами, мыслями, эмоциями, намерениями, общими переживаниями.
На любое, даже самое незначительное, изменение флюидов одного из супругов чуткий дом сразу отреагирует, посылая явные и недвусмысленные сигналы, которые просто нужно заметить.

Охлаждение отношений?

Каждая женщина, интуитивно чувствуя охлаждение отношений с супругом, до последней минуты не желает верить самой себе, пока не становится слишком поздно.

Существует очень простой способ убедиться в своих подозрениях и успеть восстановить теплоту отношений с мужем.
Сейчас в каждой семье есть техника для фото-видеосъемки: цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны, видеокамеры. Попросите супруга запечатлеть вас, лучше всего - его личным мобильным телефоном.
Глядя на изображение, вам сразу все станет ясно. Если вы увидите приятную, миловидную женщину - все в порядке. Если получились некрасиво или расплывчато - пора принимать срочные меры.
Не имеет значения, умеет ли фотографировать ваш супруг - ведь это он, его глаза смотрели на вас через объектив. А техника, пропитанная энергетикой вашей семьи, лишь показывает подлинные чувства вашего мужа.

Подсказки дома

Дом, хранительницей и повелительницей которого всегда была женщина, сразу явно и недвусмысленно подсказывает о возникших семейных проблемах.
Если ваш супруг стал вам изменять, с жилищем происходят неприятные метаморфозы: отваливается кафельная плитка, начинают течь водопроводные краны, появляется скрип у дверей и пола, запотевает глазок входной двери.
Вещи, служащие вам и мужу, начинают странно вести себя: электроплита нагревается сильней и быстрей, чем обычно, из-за чего еда подгорает; лопнувшая пружина дивана больно впивается в ваше тело; стиральная машина начинает рвать белье, бьется посуда, в тяжелых случаях просто взрываясь и разлетаясь на множество мелких осколков.

Что происходит?

Причина происходящего - искажения в энергетике дома. Изменяющий вам муж приносит в дом чужую женскую энергию, тонкой паутинкой прицепившуюся на него. Жилище, вещи в доме, стараясь сохранить родную и привычную энергетическую сущность, стараются вобрать в себя эту паутинку. Если чужая энергетика слишком сильна или ее слишком много, вещи не выдерживают перегрузки и выходят из строя.
Замечено, что в случаях измены раньше всех и сильней начинают реагировать предметы, любимые вами, - украшения, красивые предметы интерьера, а также вещи, с которыми вы больше всего контактируете, - кровать, электроплита, пылесос.
Единичные происшествия можете считать случайностью, но если совпало одновременно несколько примет - нужно принимать срочные меры!
Выполнение особого ритуала поможет восстановить энергетику дома, возродить былые чувства и укрепить семью.

Ритуал на возрождение любовных чувств

Для ритуала вам понадобятся:

Новый шелковый халат: запахивающийся, без пуговиц (это важно!);
3 свечи красного цвета;
аромалампа со свечой;
розовое масло;
2 яблока;
2 банана;
2 мандарина;
кисть винограда.

Ритуал выполняется в вечернее время, в отсутствие мужа.
Примите душ.
Наденьте новый халат.
Поставьте на столе:

Перед собой - блюдо с фруктами;
- слева от себя - зажженную аромалампу с розовым маслом;
- справа - 3 незажженные свечи.
Зажгите 1-ю свечу со словами: Свеча горит ярко, с мужем любовь пылает жарко!
Через 5 мин. зажгите 2-ю свечу со словами: Свеча красна, наша любовь -вечна!
Еще через 5 мин., зажигая 3-ю свечу, проговорите: Свеча горяча, в доме - удача!
Оставив все как есть на столе, дождитесь, когда свечи догорят до половины. После этого, задув свечи, спрячьте их в тайное место в спальне. При появлении в доме чужой энергетики свечи оттянут ее на себя.
Аромалампу уберите, когда свеча в ней сгорит полностью.
Халат носите дома 3 дня подряд.
Фрукты съешьте вдвоем с мужем: хорошо, если большую часть съест он.

Ритуал способствует возрождению любовных чувств и устранит искажения в энергетике вашего дома.

Ангелина Матвеева

И дея перевоплощения используется в процессе проведения тренингов многими психологами. Особенно естественно применение указанной идеи в тренингах, построенных на использовании метафоры и сказки. Впрочем, цели реализации психотехник перевоплощения могут оказаться самыми разными. Описываемая ниже процедура является многоцелевой: в качестве важнейших целей в ней могут выступать развитие рефлексии, пробуждение творческих ресурсов и ресурсов воображения, тренировка умений воспринимать мир глубоко и нестандартно, преодоление стереотипов, осознание своего отношения к вещам и многое другое. Конкретная ситуация тренинга и задачи, которые ставит перед собой ведущий, определяют те акценты, что будут особенно важны в данный момент работы с данной группой.
Упражнение предназначено для использования в тренинге с младшими подростками. Но его потенциалы значительны, что позволяет применять эту психологическую технику в разных модификациях в работе не только с детьми, но и со взрослыми, например с учителями. Это упражнение может быть включено в программу тренинга первого этапа, когда участники еще недостаточно знакомы друг с другом. Время на всю процедуру - около полутора часов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Ведущий. Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет... волшебство. Каким образом? Об этом - чуть позже.
А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас с собой какая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам чем-то памятна, с ней могут быть связаны воспоминания о каких-то событиях вашей жизни. Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас привлекает. Выберите что-то из того, что находится в ваших карманах, в ваших сумках, а может быть, даже на вашем теле...
Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки. Если для этого потребуется встать и покинуть на время круг (если вещь находится в сумке), то сделайте это.
Когда количество участников тренинговой группы не слишком велико (восемь-девять человек), то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но если участников больше, то есть смысл произвести разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее количество участников в подгруппах - шесть человек. Формирование таких подгрупп можно провести самыми разными способами, помня об обычном тренинговом правиле: лучше, если такие подгруппы каждый раз будут иными по составу, чтобы каждый из участников получил возможность взаимодействия с разными людьми.
В итоге все члены группы оказываются сидящими в одном или нескольких кружках, а ведущий оказывается вне этих кругов.
Ведущий. Посмотрите на те вещи, которые находятся в руках у ваших товарищей по команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание, и вещи, которые вы выбрали... оживут! Люди, сидящие в кружках, исчезнут, и останутся только предметы, которые получат уникальную, невероятную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может быть, поведают о своей хозяйке или о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними.
Итак, внимание, звучит заклинание, после которого произойдет чудо...

Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым, превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить, например, так: «Я записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца, и за это время...» Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задать ей вопросы, обратите внимание - именно записной книжке! И если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и ответы на вопросы дается пять минут. По истечении этого времени я даю команду, и говорившая вещь передает слово другому предмету.
Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. Можно шепотом подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон Сергея...» В течение получаса ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и вслушивается в рассказы «говорящих вещей». Если в подгруппах оказалось неравное количество участников, то одна из них закончит общение раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и предложить вещам еще побеседовать друг с другом, пока завершается работа других участников, и задать те вопросы, которые по разным причинам не были заданы раньше.
Ведущий. Время не останавливает своего хода. И наши волшебные тридцать минут истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и ваши вещи потеряют - возможно, только на время! - свою способность говорить. Итак...

Вещи стали обычными вещами... Они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветовать вам.
Все участники возвращаются в общий круг, и организуется обсуждение.
Сложно или легко было выполнять это упражнение?
Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей?
Что нового вы узнали о себе и о других?
Какая вещь вас особенно удивила?
Разные ли характеры оказались у вещей?
Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?

Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что ведь все равно говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало естественно и просто.
Но вещь в этом упражнении - это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще и важная часть нас самих, несущая в себе информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно при осуществлении второго этапа упражнения.

ВТОРОЙ ЭТАП

Ведущий. Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Выяснилось, что они обладают яркими и своеобычными характерами. Возьмите, пожалуйста, чистый листок и положите перед собой горизонтально. Разделите лист на две части вертикальной чертой. В верхней части получившегося левого столбца напишите название выбранной вами на первом этапе нашей игры вещи. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств характера, которыми обладает эта вещь.
Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Ведь это бывает совсем не просто - оценить вещь как живое существо. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше.
Ведущий. На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными - на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств...
А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть в вашей квартире, такие пред
меты, которые - если бы они ожили, обладали бы именно теми качествами, что вы записали в правом столбце.

Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно - почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт и должен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов:

Медальон Компьютер
Открытый Закрытый (он сам не может открыться - включиться)
Скромный Наглый (ведет себя безобразно, «подвисает»)
Активный Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может)
Теплый Холодный (равнодушный, механистический, неэмоциональный)
Веселый Безразличный
Не всегда умный Умный (знает много)
Несдержанный Спокойный (невозможно его вывести из себя)

Участники рассказывают о своих предметах и их качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые, бывает, говорят о том, что ведь на самом-то деле медальон и компьютер, авторучка и подушка - это ипостаси их собственной личности. Порой такая мысль - для некоторых самый настоящий инсайт...
Это упражнение и его результаты можно истолковывать по-разному. Приверженцы нейролингвистического программирования сказали бы, что за счет «якорения» на вещи извлекаются дополнительные ресурсы человека. Поклонники Карла-Густава Юнга заметили бы, что образы выбранных участниками вещей явно имеют архетипический характер. Еще, наверное, сказали бы о том, что с той вещью, которая фигурировала на первом этапе упражнения, участники себя идентифицируют, а значит, в определенном смысле можно говорить об отражении в этой вещи их Эго. А вот предмет, возникший из совокупности качеств, противоположных качествам вещи-эго, скорее всего, несет в себе сущность Тени.
Сторонники субъектного подхода наверняка говорили бы о феномене субъектификации, явно и отчетливо проявляющемся в этой процедуре.
Возможно, все это так. Самое важное, что в результате такой работы и подростки и взрослые делают значимые для них психологические открытия и узнают нечто новое о самих себе.

ИГРА 69 (с 9 лет)

Цели:

Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая ее, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжелательную обратную связь.

Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера.

Материалы: Бумага и карандаш - каждому ребенку.

Инструкция:

Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать: "Включи меня, и я разгоню твою скуку". А футбольный мяч готов добавить: "Пошли, поиграем со мной. Ведь когда ты гоняешь меня по полю, ты чувствуешь себя гораздо лучше!" Или велосипед: "Давай, залезай на меня. Я отвезу тебя к твоему другу Мише". А дверь говорит: "Открой меня, выгляни наружу, и ты увидишь столько всего интересного…"

Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.

Запишите на доске названия следующих предметов:

Зубная щетка, автобус, пальто;

Ботинки, шкаф, расческа;

Шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;

Кровать, телевизор, тарелка;

Велосипед, радио, учебник по русскому языку;

Мыло, письменный стол, лампа;

Футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.

Дайте детям примерно двадцать минут времени, чтобы они могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребенок должен составить рассказ о самом себе и записать его.

А теперь разбейтесь на четверки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу.

Анализ упражнения:

Какие предметы ты для себя выбрал?

Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего?

Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах?

Чьи рассказы были для тебя самыми интересными?

Что бы сказал о тебе стол, за которым сидит учитель?

Вот я какой!

ИГРА 70 (с 8 лет)

Цели:

Эта игра прекрасно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например:



"Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?", "Когда тебе нравится учиться?", "Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?", "С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?"

Материалы: Каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты "Вот я какой!"

Анкета "Вот я какой!"

1. Меня зовут____________________________________________.

2. Мне_______________лет.

3. У меня__________________________________________глаза.

4. У меня________________________________________волосы.

5. Улица, на которой я живу, называется______________________.

6. Моя любимая еда -____________________________________.

7. Мой любимый цвет -___________________________________.

8. Мое любимое животное -_______________________________.

9. Моя любимая книга -___________________________________

10. Моя любимая телевизионная передача -

11. Самый прекрасный фильм, который я видел -

12. Я люблю в себе

13. Моя любимая игра

14. Моего лучшего друга зовут___________

15. Страна, в которую я бы хотел съездить

16. Лучше всего я умею______________

17. Моих братьев и сестер зовут

Инструкция:

Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)

А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ упражнения:

С кем из детей у тебя больше всего общего?

Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

Цели:

развитие умения перевоплощаться и входить в необычную роль;

Помощь участникам в самораскрытии;

Развитие эмпатических умений;

Формирование навыков самосознания.

Размер группы; от 6 человек.

Ресурсы: личные вещи участников, листы бумаги формата А4, авторучки на (каждого). Время: 50–60 мин.

Ход упражнения:

Первый этап

Ведущий . Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет… волшебство. Каким образом? Об этом – чуть позже. А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас с собой какая-либо вещь, которая давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам чем-то памятна, с ней могут быть связаны воспоминания о каких-то событиях вашей жизни. Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас привлекает. Выберите что-то из того, что находится в ваших карманах, а может быть, в ваших сумках или даже на вашем теле… Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки. Если для этого потребуется встать и покинуть на время круг (если вещь находится в сумке), то сделайте это.

Когда количество участников тренинговой группы не слишком велико (восемь-девять человек), то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но если участников больше, то есть смысл произвести разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее количество участников в подгруппах – 6 человек. Формирование таких подгрупп можно провести разными способами, помня об обычном тренинговом правиле: лучше, если такие подгруппы каждый раз будут иными по составу, чтобы каждый из участников получал возможность взаимодействия с разными людьми.

В итоге все члены группы оказываются сидящими в одном или нескольких кружках, а ведущий оказывается вне этих кругов.

Ведущий . Посмотрите на те вещи, которые находятся у ваших товарищей по команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание и эти вещи… оживут! Люди, сидящие в кружках, исчезнут. Останутся только предметы, которые получат уникальную, невероятную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории; может быть, поведают о своей хозяйке или о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание, звучит заклинание, после которого произойдет чудо…

Шорох-морох, в серых норах

Слово вспыхнуло, как порох!

Слово ярко и светло,

Словом утро расцвело.

До небес огонь горит!

ВЕЩИ МОГУТ ГОВОРИТЬ!

Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить, например, так: «Я записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца и за это время…». Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задать вопросы – обратите внимание! – именно записной книжке! Если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и ответы на вопросы дается 5 мин. По истечении этого времени, я даю команду и говорившая вещь, передает слово другому предмету.

Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. Можно шепотом подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон Сергея…». В течение получаса, ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и вслушивается в рассказы говорящих вещей. Если в подгруппах оказалось неравное количество участников, то одна из них закончит общение раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и предложить вещам еще побеседовать друг с другом, пока не завершат работу другие участники, и задать вопросы, которые по разным причинам не были заданы раньше.

Ведущий . Наши волшебные 30 мин. истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и ваши вещи потеряют – возможно, только на время! – свою способность говорить. Итак…

Шорох-морох, шелест трав,

шепот затихает,

Чтобы мысль была слышна,

НАСТУПАЕТ ТИШИНА!

Вещи стали обычными вещами… Они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветуют вам.

Все участники возвращаются в общий круг и обсуждают упражнение:

Сложно или легко было выполнять это упражнение?

Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей?

Что нового вы узнали о себе и о других?

Какая вещь вас особенно удивила?

Разные ли характеры оказались у вещей?

Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?

Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что все-таки говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало естественно и просто.

Но вещь в этом упражнении – это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще и важная часть нас самих, несущая информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно на втором этапе упражнения.

Второй этап

Ведущий . Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Оказывается, они обладают яркими и необычными х арактерами. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите перед собой горизонтально. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части левого столбца напишите название выбранной вами на первом этапе вещи. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств, которыми обладает эта вещь.

Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Ведь это бывает совсем не просто – оценить вещь как живое существо. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше.

Ведущий . На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными – на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств… А теперь, когда эти качества записаны, подумайте, есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть, в вашей квартире такие предметы, которые – если бы они ожили – обладали бы именно такими качествами, теми, что записаны в правом столбце.

Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно – почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт и должен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов:

Медальон

Компьютер

Открытый

Закрытый (он сам не может открыться – включиться)

Скромный

Наглый (ведет себя безобразно – «подвисает»)

Активный

Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может)

Теплый

Холодный (равнодушный, механический, неэмоциональный)

Веселый

Безразличный

Не всегда умный

Умный (знает много)

Несдержанный

Спокойный (невозможно его вывести из себя)

Участники рассказывают о своих предметах и их качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые, бывает, говорят о том, что на самом-то деле медальон и компьютер, авторучка и подушка – это ипостаси их собственной личности. Порой такая мысль для некоторых самый настоящий инсайт.