Конспект урока по окружающему миру на тему «Правила вежливости. Постановка целей урока

В общении с другим человеком не всегда получается быть добрым и деликатным. При этом всё равно хочется, чтобы с нами обходились вежливо и старались не нарушать наши границы. Разбираемся, насколько важна вежливость, как она влияет на отношения и почему иногда кажется неискренней и фальшивой.

Что такое вежливость

Современные психологи считают вежливость поведенческим паттерном. Когда человек деликатен и вежлив с другими, он выстраивает более «полезное» общение. Не просто соблюдает этикет, а уважает границы других людей.

Вежливое поведение - один из способов добиваться желаемого и не идти против желаний других людей. Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз говорил, что человек всегда находится в конфликте с обществом. У него есть свои потребности, у общества - свод законов и правил, как можно эти самые потребности удовлетворять. Законы и правила прописаны в документах или передаются из уст в уста. Быть вежливым - норма, которая не прописана в законах, но передаётся из уст в уста. Если ты хочешь быть хорошим соседом, другом, коллегой, хочешь добиться обратной связи и выстроить устойчивые отношения - будь вежлив.

Почему вежливость важна для устойчивых отношений

В основе вежливости - любовь к другим людям. Быть вежливым - не формальность. Не хамить, не быть грубым - значит думать о своих друзьях, близких или соседях по автобусу. Вспомнить, что ты человек, и не срываться на других помогает правило четырёх секунд Питера Брегмана. Если хочешь вспылить, просто дыши глубоко в течение четырёх секунд (как минимум). С глубоким выдохом и вдохом гнев если не уйдёт, то уменьшится.

Вежливость помогает соблюдать границы. Когда люди хотят, чтобы их уважали, они хотят, чтобы соблюдали их границы. Спрашивали об их согласии, учитывали потребности. Это не значит, что нужно спрашивать каждого в автобусе, можно ли открыть окно. Но если кто-то попросил закрыть, потому что сильно дует, стоит учесть его мнение.

Вежливость подаёт пример другим. Вежливое поведение - важный инструмент в обучении и воспитании детей. Да и не только детей. Если требуешь вежливости от родственников, сформулируй своё мнение в уважительной, не резкой форме. Слово «пожалуйста» и обращение на «вы» успокаивают - сразу хочется ответить так же вежливо.

Вежливость позволяет оставаться людьми даже в экстренных ситуациях. Кажется, что вежливость не нужна в давке, при пожаре или в ДТП. Но это не так - не нужны медлительность и равнодушие, но любовь к другим и уважение границ всё равно важны. Нельзя выбираться из давки по головам - нужно помогать каждому, кто попал в беду.

Как быть вежливым

Опираться не на слова, а на поступки. Говорить «извините» - это не вежливость. Думать о других и стараться не наступать на ноги в общественном транспорте - это вежливость. Можно быть деликатным и без лишних слов.

Думать прежде, чем делаешь. Леонард Млодинов в книге «(Не)осознанное» пишет, что человека от животных отличает способность просчитывать последствия своих действий. Причём просчитывать не только то, что случится, но и то, что подумают об этом другие. Эта способность позволяет быть вежливым - спрогнозировать реакции на поступки и понять, не нарушит ли это спокойствие и здоровье других.

Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа России»

Тема: «Правила вежливости»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

Предметные:

Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

дать понятие «культура поведения»

Метапредметные:

Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;

продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;

продолжить работу по обучению поиска и выделения необходимой информации из различных источников: (текст, схема)

развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Личностные:

1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;

2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;

3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Оборудование :

Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2; презентация к уроку.


1. Мотивация к деятельности.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний.

Повторение правил поведения в школе:

Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения) - Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) - На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) - На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.Назовите еще правила, которые надо соблюдать в школе. (Коментируют и называют) Кто помнит в стихах?

Целеполагание и мотивация

Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).

Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (Научиться пользоваться правилами вежливости) - А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Сейчас мы отравляемся с вами в волшебную страну, которая называется «Страна Вежливости».Ею управляет принцесса Вежливость. Она будет давать нам задания, которые мы будем выполнять. Познакомит с историческими сведениями.

Итак, В добрый путь.

Отправляемся. (Музыка)

1 ученик. Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость чудесная и добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебная частица.

2 ученик.Если будем вежливы

Каждый день и час-

Станет мирсчастливее

В миллионы раз.

3 ученик. На свете есть много чудеснейших слов,

Таких, что нас радуют, греют и лечат.

Я думаю каждый назвать их готов:

Приветствую, здравствуйте,

Добрый всем вечер.

4 ученик. Слова есть, что к людям безмерно добры,

Весь мир освещая, как солнце в зените.

Их знают и люди, и еж, и бобры:

Спасибо, пожалуйста, ах, извините.

Вежливость- это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Так дано значение слова в толковом словаре Ожегова.

Первая историческая справка.

До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» - знаток. «ВЕЖЕ» -- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнете называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

. Работа в группах.

Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. (слайд)

Сейчас вам принцесса Вежливость дает задание поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи.

Каждой группе она прислала конверт, в котором находятся волшебные слова. Вам необходимо найти только те слова, формы которых у вас даны и приклеить на лист. В соответствии с формой. Создать листовку «волшебные слова».

Кто-то раскрашивает название формы, кто-то подает слова, кто-то клеит.

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо».

Формы пожеланий : всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Формы просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните название произведений, где волшебные слова помогали героям

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

А сейчас, ребята, принцесса «Вежливость хочет посмотреть,какие вы внимательные давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка

1. Игра “Будь внимателен”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

2. Игра “Вежливо - невежливо”.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем.

Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

(на доске)

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Работа в группах.

Рассмотрите рисунки на стр. 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова (слайд).Первая группа 1и 2 картинку, 2 группа 3и4, 3 группа 5 и 6 картинки. Выберите, кто будет выполнять роль актеров?

Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным? (Слайд 12)

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке.Делают коллективный вывод. )

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (слайд)

Помни: (Слайд)

Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

3. Не следует говорить слишком долго.

2. Работа в группах (Слайд)

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

А поможет вам в этом примерная схема разговора.(Слайд)

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание.

Разыгрывают сценку «Разговор по телефону»

- Давайте поработаем в группах.

(Работа по учебнику.)

Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника. Какие правила соблюдает папа.

Как вы объясните понятие «культура поведения»?

Культура поведения – это вежливые поступки и вежливые слова.

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто поступает правильно? (Слайд)

Сейчас, Принцесса «Вежливость» хочет проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

Она прислала карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ.

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Сейчас мы прочитаем правила вежливости, которые надо соблюдать. Слайды.

Какие правила вежливости вы запомнили и будете соблюдать напишите 1 правило на лепестке и мы у нас будет она цвести. Принцесса оставила нам письмо.

Дорогие ребята! Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. До свидания.

Литература:

    А. Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Ресурсы интернета.

Урок окружающего мира во 2-м классе "Правила вежливости».

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях, художественная литература, “Словарь русского языка” Ожегов С.И., иллюстрации вежливого поведения, стенды “Так ли мы поступаем” и “Скажи вежливые слова”, таблицы, схемы, два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша?

Приходилось ли вам терять такие слова?

– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ
Произносить он не привык.
Простого слова ИЗВИНИТЕ
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае ЗДОРОВО
Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье,
Ну, я пошёл, пока, всего…

Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

Может, кто-то узнал в нём себя?

Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми.

Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.

3. А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?

– “Не часов”, а который “час”?

– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”

4. А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.

– Извините, пожалуйста.

Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко, и тихо, “простите” сказал,
И мама молчит, улыбается даже:
– Мы купим другую, есть лучше в продаже
“Простите” – казалось бы, что в нём такого,
А вот ведь какое чудесное слово!

– Прочтите и запомните.

5. Часто ребята всячески показывают, что они вежливы. А так ли это на самом деле, определите.

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ.
Вежлив Витя или нет?

Как нужно правильно входить в класс, если опоздал на урок?

6. Игра “Ребята – вежливые ребята”

По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

“Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: “Садитесь “пожалуйста”. Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову “СПАСИБО”. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

Дядя Саша огорчён
Рассказал он вот о чём
“Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова ЗДРАСТЕ!

В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

7 . Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”- говорим.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов”.

– Ребята, какое слово вы говорите, как только просыпаетесь?

– Доброе утро

– Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать “ДОБРОЕ УТРО!”, и сразу станет теплее, радостнее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

8. А теперь посмотрим сценку “Волшебное слово”

– Почему Лена не давала Павлику красок?

– А почему потом бабушка дала ему лучший пирожок, Лена дала краски, брат пообещал взять кататься на лодке?

– Какое это волшебное слово?

– Как надо говорить волшебное слово?

Ребята ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КАМЕНЬ РАСТОПИТ.

9. Ребята, можно ли назвать Леночкино ПОЖАЛУЙСТА – вежливым.

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

– А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.

Какое волшебное слово употребила Лена?

С какой интонацией оно было сказано?

Правильно ли поступила девочка?

10 . Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.

Получился ли разговор вежливым и понятным.

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

Ситуации (Разговор по телефону)

    Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

    Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

    Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

    Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”.

Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.

11. Игра “Словарь вежливых слов”.

Отгадайте загадки.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

12. Домашнее задание: Знать правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.

13. Итог урока:

Какого человека называют вежливым?

Озвучьте картинка, используя вежливые слова.

Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.

Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

Елена Аказина
Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость? Вежливый ли ты человек?»

Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость . Вежливый ли ты человек

Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

познакомить с понятием «вежливость » , показать, в чем проявляется вежливость ,показать необходимость употребления в речи «вежливых » слов;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа : вежливость , доброта, вежливые слова

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Пусть улыбка и хорошее настроение будут на занятие вашими помощниками .

Сегодня у нас будет необычное занятие , вот чему оно посвящено, вы мне скажете сами. Мы отправимся в волшебную страну.

Здесь люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

А еще в этой стране люди любят делать друг другу подарки.

Кто из вас любит получать подарки? Почему?

А вам самим нравится делать подарки другим людям?

Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку ? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно .)

Подарки, сюрпризы приятно получать близким людям : маме, папе, другу, подруге. А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а знакомым?

А как без подарков могут люди делать приятное друг другу?

1.) Беседа о «вежливых словах » .

Вы помните с какого слова я начала сегодняшнее занятие ? (Доброе утро.)

Приятно ли вам было услышать его? Почему?

Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым приятного

настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко» .

Солнышко ясное встало.

Доброе утро!

Сказало.

Доброе утро!

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все ровно.

Придумано мудро :

Доброе утро.

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить :

«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?

(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи.)

Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

Вслушайтесь в слово «здравствуйте» . Слово «здравствуйте» очень древнее, связано оно со словом «дерево» . Когда - то давно, люди, произнося слово «здравствуйте!» желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь, когда мы говорим это слово, мы желаем здоровья, желаем быть, сильными, крепкими.

Я хочу познакомить вас еще с одним словом. Это слово «спасибо»

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело , говорили ему :

Спаси вас Бог!«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо» . Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица : «Своего спасибо не жалей!» .

А что значит слово «до свидания» ? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку , когда говорим ему «До свидания» ?

(Что прощаемся не на долго и рады будем увидеть вас снова) .

Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте» , «До свидания» , «спасибо» , «пожалуйста» и другие? Просто хотят уделить внимание человеку , пожелать ему всего хорошего.

А как называются все эти слова? (Вежливые ) .

Может, кто - то догадался, как называется наша страна? (ВЕЖЛИВОСТЬ ) .

ФИЗКУЛЬМИНУТКА :

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова » . И так, начали : не ошибись, пожалуйста.

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! Молодцы.

(Еще раз повторяется физкультминутка, только в роли ведущего будет

ребенок по желанию)

Кто понял, о каких подарках шла речь в самом начале занятия ? вежливых словах )

Знакомство со значением слова «вежливый » , «вежливый человек » .

Ребята, скажите, как называют человека , который употребляет вежливые слова в своей речи ? (вежливым , воспитанным, культурным)

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени

Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость » .

Обещал отцу Петрусь :

Я за вежливость возьмусь :

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет :

С добрым утром, дед Федот!-

Дед ругнул его спросонок :

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку :

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка .

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи :

Ты, вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен :

Разве был невежлив он !

Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый

Можно ли назвать Петруся вежливым , ведь он употреблял в своей речи

вежливые слова ? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова )

Значит для того, чтобы быть вежливым , достаточно ли употреблять в своей

речи «Вежливые слова » ? (нет)

Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны

твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что -

то делать).

Какой сделаем вывод? (Для того, чтобы быть вежливым человеком , нужно не только употреблять «Вежливые слова » , но и употреблять их. правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

Д/и «Так не так» .Послушайте внимательно и если всё правильно вы говорите так, так, если нет - не так, не так.

1. У Вити день рождения. Он принёс угощение, а дети у него отобрали и кричат : Ещё, ещё….

А как надо? (Надо было подождать пока Витя угостит и сказать спасибо.)

2. Наташа пришла в детский сад «До свидания, - говорит, уже пора домой» - и стала раздеваться

Не так! (Надо было поздороваться.)

3. В группу, когда дети ели зашла заведующая детского сада и сказала : «Приятного аппетита» .

Так, так! (Когда входишь и видишь, что дети едят нужно пожелать приятного аппетита.)

4. Миша просит продавца в магазине : «Ну – ка дайте мне шоколадку!»

Не так! (Надо говорить дайте, пожалуйста, шоколадку.)

5. Вите в подарок принесли коробку мармелада. Мальчик сказал : «Фу, я такие не ем, а только шоколадные» .

Не так! (Надо сказать спасибо большое.)

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе :

«Не трусь!

Быть может,

Ото Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся :

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось : «Привет» !

Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика]

Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался. }

Разве могут птицы и звери понять человеческую речь ? (нет)

Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому

взгляду, доброй улыбке).

Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой , искренне,

добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.

Не даром, наверно, в народе говорят, что вежливое слово и кошке приятно.

Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе) . Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко.

Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас , делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того кого обидели.

И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку . Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

Правильно, это ДОБРОТА!

Так без чего не может быть вежливого человека ? (без доброты)

Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появились много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте » . (Чтение 3-4 пословиц детьми)

-Вежливости открываются все двери.

Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.

От худого слова, навек ссора.

Доброе слова лечит, а худое калечит (разбор пословицы) Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать : не обидят ли ваши слова?

А теперь поиграем. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, .то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет -молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Д/и «Подскажи словечко» . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов .

Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить

Пожалуйста – когда просят о чём–нибудь

Очень приятно –говорят при знакомстве

Простите – когда хотят извиниться

До свидания – когда прощаются

Как можно по-другому попрощаться (до встречи, всего хорошего, прощайте, всего доброго, пока) .

Здравствуйте – когда приветствуем друг друга

Как можно ещё поприветствовать (добрый день, добрый вечер) .

Что мы желаем человеку этим словом ? (здоровья) .

Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.

Приятного аппетита – желают когда кто – то кушает.

Посмотрите, а что это? (сердце)

Так, знаете где находится «Страна Вежливости и Доброты » (в нашем сердце.)

Итог. О каких понятиях мы говорили сегодня?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым , надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим . Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками :

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив .

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто :

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.