Где и когда возник суфражизм и кто такие суфражистки? Движение суфражисток.

Невозможность голосовать, получать образование, иметь какую-либо собственность, занимать высокую должность, получать равную и справедливую зарплату, распоряжаться свободно своим будущим и своим телом, быть независимой от мужчин, которые определяют каждый твой шаг в течение всей жизни – диковато звучит, не правда ли?

Но такова ужасная правда – знакомьтесь, это было ещё нормой два-три века назад. И пока подавляющее большинство смирилось с этим, появлялись те, кто был недоволен происходящими бесчинством и несправедливостью. Именно этими людьми и были суфражистки .

Суфражистки сейчас

Сейчас термин суфражизм не особо распространён и более известен как феминизм . Я думаю, каждый хоть раз слышал это слово, ведь оно изменило мироощущение каждого из нас.

Для нас многие вещи, которые раньше были нормой, сейчас кажутся сказкой, но это самая ужасная сказка из всех. И современные девушки могут только гадать, что переживали те сильные женщины, какие унижения, усмешки мужского пола переносили постоянно.

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

История 8 марта

Праздник восьмое марта – международный женский день, который мы ждём, чтобы получить подарки, цветы и поздравления. Но, если углубиться в историю, 8 марта 1857 года в Нью-Йорке произошёл огромный митинг работниц промышленных фабрик, против того, что я перечислила выше, в частности отвратительных условий труда. Это день – первый шаг к справедливости, маленькая победа суфражисток.


Американские суфражистки пикетируют Белый дом весной 1917 года. .

Кто такие суфражистки коротко

Это обычные женщины, которые отстаивали свою жизнь. Основными требованиями суфражисток было предоставление равных мужским прав как общественных, экономических, политических, так и избирательных прав. Ведь в переводе с французского suffrage – избирательное право.

Тема дискриминации во всех её направлениях актуальна, к сожалению, и по сей день, и сейчас особенно важно вспоминать таких сильных духом, великих женщин, как суфражисток, которые не побоялись выйти на городские улицы и заявить о себе. То, что мы сейчас имеем, есть их заслуга, и мы должны поднимать эту тему и гордиться ими.

В начале марта в школах и ВУЗах, в офисах и на производстве, в семье и в кругу друзей поздравляют женщин, девушек и девочек с «праздником весны, красоты и женственности». И из года в год наиболее популярными пожеланиями являются «оставаться нежными цветами нашего коллектива» и «всегда блистать красотой». Но если бы поздравляющие знали истоки праздника 8 марта, они бы желали женщинам в первую очередь знать свои права и не давать себя в обиду, ведь именно за это когда-то боролись суфражистки.

Кто такие суфражистки? История движения

Суфражистка: значение

Слово «суфражистка» (фр. "suffrage" - избирательное право) - женщина, активно выступающая за предоставление женщинам права голосовать. Суфражистки выдвигали это в качестве основного требования, поэтому принято считать, что боролись они только за это. Вместе с избирательным правом суфражистки требовали присвоения женщинам прав на собственность, на высшее образование, на равное с мужчинами трудовое право , а также право на развод.

История

Первый манифест суфражисток, «Декларация чувств», провозглашал: «Все мужчины и женщины созданы равными». Но как связаны суфражистки и Международный женский день ?

8 марта 1857 года на улицы Нью-Йорка вышли работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды с целью привлечь внимание к проблемам ужасных условий на данных предприятиях и низкой заработной платы. Проведенная демонстрация была одним из первых шагов женщин на пути к равным правам с мужчинами: они заявили миру о себе, а вместе с тем о своем желании работать в хороших условиях и получать за свой труд достойную плату.

В конце того же века начались массовые митинги суфражисток, что означало только одно - женщины устали молчать и терпеть многовековую несправедливость. Движение суфражисток прокатилось по территории США и Великобритании в конце XIX - начале XX века. Требуя получения избирательного права, женщины приковывали себя к воротам, рисовали агитационные плакаты, проводили демонстрации, задерживали поезда, сидя на рельсах. В 1911 году в Великобритании, во время проведения переписи населения, женщины покинули свои дома на одну ночь. Они аргументировали свой поступок тем, что если женщины не принимаются в расчет, то их не надо считать.

В 1912 году в Лондоне суфражистки в рамках своей борьбы нанесли большой урон, разбив стекла и витрины магазинов на главных улицах города. Этот знак протеста вошел в историю под названием «Хрустальная ночь». Попытки женщин добиться своих прав и свобод мирным путем игнорировались властями. Письма, демонстрации, лекционные дебаты, плакаты, ненасильственные протесты, обращения к прессе оставались без внимания. Это и стало причиной смены тактики.

В тот день было арестовано до 60 женщин вместе со своим лидером Эмелиной Панкхёрст.

Разбитые стекла были не единственным способом заявить о своей борьбе с несправедливостью. Женщины перекапывали газон на полях для гольфа (исключительно мужской игры), испортили картину Веласкеса «Венера перед зеркалом», угрожали Черчиллю расправой. Дело в том, что политический деятель позволил себе высказать оскорбительный комментарий в адрес одной из активисток, что вызвало их гнев.

Митинги суфражисток могли собрать до 30 000 участников, а вместе со зрителями это число удваивалось. Что было неудивительно, ведь для того, чтобы заявить о себе, женщины не скупились на идеи и зрелищность. Например, на одном из шествий к своим белым платьям они прицепили «оковы», сделанные из цветов. Во время шествия женщины громко плакали и стонали под удары барабанов.

В наши дни равенство мужчин и женщин в гражданских правах кажется чем-то очевидным и естественным, но в свое время оно далось активисткам очень нелегко. Желая сделать этот мир справедливее, они столкнулись сначала с равнодушием, а затем с сопротивлением тех, кто не желал их слушать. Их избивали, оскорбляли, сажали в тюрьму и ссылали на каторги. Они устраивали одиночные и массовые пикеты, жертвовали свободой и жизнью, проявляя силу духа. Все это было сделано ради того, чтобы устранить дискриминацию. И именно из этих событий берет свое начало Международный женский день, при поздравлении с которым нередко употребляется словосочетание "слабый пол". Слабый ли?

Март начинается с еще одного праздника, направленного против дискриминации. Он так и называется - День "Ноль дискриминации ", возможно, Вам будет интересно о нем почитать. А так же о том, существует ли до сих пор дискриминация женщин и с чем борются феминистки третьей волны .

В 2015 году в прокат вышел фильм "Суфражистка" режиссера Сары Гаврон. Картина рассказывает о времени борьбы женщин за свои права.

Источники:

- (от английского suffrage избирательное право), участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение распространилось во 2 й половине 19 начале 20 вв. в Великобритании, США и др … Современная энциклопедия

- (от англ. suffrage избирательное право) участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение распространилось во 2 й пол. 19 нач. 20 вв. в Великобритании, США и др … Большой Энциклопедический словарь

Женская политическая партия в Англии, добивающаяся участия женщин в голосовании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Суфражистки - (Suffragette), участницы воинствующего феминистского движения в Великобритании, выступавшие за право участия взрослых англичанок в общих выборах. Общественно полит, союз женщин, основанный в 1903 г. Эммелин Панкхерст, быстро получил широкую… … Всемирная история

Суфражистки - (от английского suffrage избирательное право), участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение распространилось во 2–й половине 19 начале 20 вв. в Великобритании, США и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Суфражистки - сторонницы избирательных прав для женщин были объединены в Англии в два союза, более старую консервативную лигу и национальный либеральный союз, возникший в 80 х годах XIX столетия. Обе эти организации добивались избирательных прав для женщин… … Исторический справочник русского марксиста

- (от англ. suffrage избирательное право), участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение распространилось во второй половине XIX начале XX вв. в Великобритании, США и др. * * * СУФРАЖИСТКИ СУФРАЖИСТКИ (от англ.… … Энциклопедический словарь

- (от англ. Suffrage избирательное право) участницы женского движения за предоставление женщинам избирательных прав. Движение получило распространение во 2 й половине 19 начале 20 вв. в Великобритании, США, Германии и некоторых других… … Большая советская энциклопедия

Эммелин Панкхёрст Emmeline Pankhurst … Википедия

Элис Пол Alice Paul Элис Пол в 1901 году … Википедия

Книги

  • Независимость мисс Мэри Беннет , Колин Маккалоу. Джейн Остен - одна из величайших писателей XIX века, классик английской прозы, чьи произведения по-прежнему любят и критики, и литературоведы, и обычные читатели, и кинематографисты, не…
  • Взбудораженная Европа , . Серия "Открытие мира юношеством" - это издание, которое пробуждает воображение читателя, предоставляя ему при этом необходимую информацию. Охватывая период с древности и до наших дней,…

Начало XX века. Мод (Кэри Маллиган) с самого детства работает в прачечной и живет ничем не примечательной жизнью: муж, сын, тяжкий труд. Совершенно случайно она попадает в социально-политическое движение суфражисток, которые выступают за предоставление женщинам избирательных прав. Мод понимает, что ей тоже есть, что сказать, но за каждое слово и действие придется заплатить по букве закона.

Создателям фильмов необходимо быть очень осторожными, когда они берутся за экранизацию исторических событий. Пусть речь даже идет не о биографической истории реально существовавшего человека, а о вымышленном персонаже при помощи которого освещается некая важная веха в развитии общества. Грамотно расставить акценты в такой ситуации стоит многого, ведь подкованный зритель прекрасно знаком с фактами и знает, как все происходило на самом деле. Жизнь, как известно, редко бывает действительно черно-белой — в какой-то момент все-таки приходишь к выводу, что границы между противоположностями стираются: у каждого есть свои изъяны и свои чесноты. «Суфражистке» Сары Гаврон, однако, абсолютно не знакомо понятие компромисса — это пламенный манифест, где есть место только одной точке зрения.

Большинство мужчин здесь — жестокие деспоты, считающие своих жен и детей собственностью, а не живыми людьми, женщины, которые не спешат поддерживать суфражисток — трусихи и лохушки, безмолвные и дрожащие. Участницы движения, в свою очередь, отчаянно идеализированные героини без страха и упрека, в стремлении к благородной цели им прощается все — и вандализм, и теракты, несущие угрозу жизни. Впрочем, политические моменты Гаврон и сценаристку Эби Морган, как оказывается, и вовсе не слишком волнуют — им куда ближе трогательная история о нелегкой женской судьбе, в которой, однако, все тоже однозначно.

Кэрри Маллиган — артистка той внешности, которой не составляет труда выжать из публики слезу, и Гаврон пользуется этим с воодушевлением достойным лучшего применения. Тут вам и разрыв с мужем, и разлука с ребенком, и суровые будни за решеткой. Все — ради того, чтобы изменить общество, но, глядя на терзания Мод, возникает вопрос: а стоит ли это игра свеч? Для ключевых героинь «Суфражистки» ответ существует только один, они готовы пожертвовать всем, но не отступить. Излишне прямолинейно? Сценарий не допускает двойного дна, и это не добавляет фильму вистов, хотя, с другой стороны, это насквозь конъюнктурная картина — требуя от нее противоречий и более объемной драмы, стоит понимать, что таковы правила игры.

Тяжелая артиллерия в виде Мэрил Стрип присутствует в «Суфражистке» практически незримо — появляется на пару минут, чтобы произнести страстную речь с балкона и мчится прочь в карете. Маллиган, тем не менее, уже в состоянии сама держать фильм на плаву — доросла до необходимого ранга. Да и на группу поддержки в лице Хелены Бонэм Картер, Брендана Глисона и Бена Уишоу можно положиться, пусть последний и отбывает номер, запоминаясь разве что щегольскими усами. У Бонэм Картер и Глисона тоже бывали куда более яркие выходы, но породистые артисты чувствуют себя, как рыбы в воде, переносясь на сто лет назад — костюмчик, как говорится, сидит. Атмосфера эпохи тоже воссоздана великолепно — уж с этим британцев проблем никогда не возникало, радующим глаз антуражем могут похвастаться даже сериалы для телевидения, не говоря уже о фильмах, которые идут в большой прокат. Но все-таки в работе Гаврон главное — попытка начертить убедительный образ мученицы и призвать виновных к ответу, а с ней режиссер справляется не слишком уверенно. То есть, мучается Маллиган старательно, эффективно давит на сантименты, но все-таки хотелось бы более основательного подхода к причинам ее невзгод, а не достаточно поверхностной аксиомной констатации факта.

Поднимая важные вопросы, «Суфражистка» вынуждает зрителя либо слепо следовать пропагандистскому посылу либо самого искать ответы. В любом случае, Гаврон удается, не отступая от шаблонов, возможно даже невольно, спровоцировать у зрителя какую-никакую реакцию, предоставляя большое пространство для интерпретаций, аналогий и дискуссий. Известно ведь, что достаточно даже искры, чтобы вспыхнуло пламя.

Вряд ли кто из мужчин любит феминисток. Хоть и сказано в писании «Возлюби врага своего». И действительно, истошная борьба современных феминисток заставляет считать, что в мужчинах эти дамы видят врагов, с каковым врагом они сражаются самоотверженно. Хотя, думается, борьба эта напрасна. Милое различие между мужчиной и женщиной нынешним феминисткам не уничтожить.

Различие это не только милое, но и малое. В большинстве современных стран мира различие в анатомии и физиологии мужского и женского организма – последний камешек, оставшийся от некогда могучих стен, деливших весь мир на мужскую и женскую половину.

Стен, заметим, не природных, но социальных. Они были возведены давным-давно, когда мир за пределами семьи / племени был враждебным, и залог всеобщего выживания виделся в одном – окружить наиболее ценных и слабых, женщин и детей, защитой из тел сильных, агрессивных и злобных мужчин. И так было везде: женщина хозяйничает внутри, дома, мужчина представительствует снаружи, на улице, в городе, в стране.

В принципе, такое разделение на мужской и женский мир было вполне естественным. Рожать могла только женщина. Мужское же видимое превосходство и немалые социальные преимущества оплачивались тем, что мужчины были своеобразным расходным материалом. До 40 лет не многие из них доживали. Многие не доживали даже до периода репродукции, умирали, не дав потомства, и их гены исчезали из генофонда навсегда.

Но времена меняются, и человечество меняется вместе с ними. Уже в 18-м веке стало очевидно, что женщинам тесновато на «женской половине». Особенно в слабо населенной Европе, где женщины то и дело выходили на политическую сцену. За примерами далеко ходить не надо: Жанна д’Арк. Да и правительниц женского пола в истории всех стран Европы было достаточно, от Англии, до Италии и России.

Ту французскую революцию, которую принято называть Великой, и от которой отсчитывают период, называемый «новой историей», в немалой степени заварили женщины. И не только заварили, но и продолжали в ней участвовать. Иной раз с серьезным ущербом для себя. Олимпия де Гуж (1748 -1793) которая представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие женщин, закончила жизнь на эшафоте, успев сказать красивые слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». Теруань де Мерикур (1762 - 1817) участвовала во взятии Бастилии, была хозяйкой революционного салона и предводительствовала отрядами революционных женщин в Париже. Таких отрядов в городе было много. Однажды Теруань окружили «идеологические противницы» и, раздев донага, жестоко избили. Могли бы и убить. Дамы, воспламененные революционными идеями – страшная толпа. От всего происшедшего бедняга Теруань лишилась разума. Последние 24 года своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. За это время в положении французских женщин произошли изменения к худшему. В 1795 году им запретили появляться в общественных местах, а также на любого рода политических собраниях. В 1804 году появился указ императора Наполеона, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у мужчины: отца или мужа. Все равно, как в эпическом указе ПетраI: «Курица – не птица, женщина – не человек»

Революция закончилась, но движение женщин за свои права продолжалось. Лозунг этого движения был достаточно прост: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Женщины требовали равноправия в браке, в правах собственности, в получении образования, в свободном выборе профессий. Требовали они и предоставления женщинам избирательного права. По-французски «избирательное право» - «suffrage». Поэтому женщины-участницы движения за предоставления женщинам избирательных прав стали называться «суфражистками».

Суфражизм возник в конце 19-го века в основном в Великобритании и в США. В этих странах была на тот момент самая развитая судебная система, и человек был наиболее защищен юридически. Как следствие, даже не самые образованные члены общества разделяли чувство социальной справедливости и всеобщего равенства перед законом. А там, где равные обязанности, там должны быть и равные права. Не так ли?

Поэтому, хотя суфражистки принадлежали к образованным и небедным кругам, свою борьбу они вели за равноправие всех женщин, в том числе, бедных и неграмотных.

Одной из идеологических основ суфражизма считается работа английского либерального философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин», опубликованная в 1869 году. В этой работе, прогремевшей в свое время по всей Европе, он отметил: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна».

Как уже было сказано, в Европе представительницы прекрасного пола абсолютно бесправными не были никогда. Они вмешивались в политические дела, даже не будучи наделенными какими-либо правами на государственном уровне. Влияние на правителей и на политиков – да еще какое! – оказывалось через спальни и через светские салоны. Но все же роль метрессы и роль официального политика – разные роли. Как тут не согласиться?

В своей борьбе суфражистки были активны, как всегда активны бывают женщины, если хотят добиться своего. Они применяли в основном ненасильственные методы гражданского неповиновения: выходили на демонстрации и выставляли пикеты с плакатами. Были в ходу и более решительные действия. Дамы садились на трамвайные или железнодорожные рельсы, приковывали себя к оградам или воротам. Но суфражистки не стеснялись радикальных методов в своей борьбе. Ведь радикализм в конце 19-го века был в моде. Разгневанные женщины иногда разбивали витрины магазинов или устраивали нападения на полицейских, забивая их с помощью подручных средств, главным образом, зонтов. Это только кажется смешным. Но мало кто бы из мужчин захотел оказаться в окружении возбужденных и кричащих дам, вооруженных колющими орудиями (а зонтик – оружие колющее). А если учесть, что британские полицейские оружия не имели, им можно было бы только посочувствовать.

Да что там полицейские! Сам сэр Уинстон Черчилль вынужден был завести телохранителей, когда узнал, что суфражистки собираются похитить его сына. Вообще он был невозмутим, ироничен, любил хороший коньяк и сигары. Всем этим сэр Уинстон вызывал у многих суфражисток приступы бешенства. Когда одна из таких «змеек» публично обозвала его «бездушным пьяным мужланом», он, не долго думая, ответил: «Я-то пьян, но завтра протрезвею. А у вас ноги кривые, и всегда такими останутся» В самом деле, скотина! О чем вскоре его известила суфражистка Тереза Гарнет. В Бристоле она ударила Черчилля зонтом и закричала: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!». Между прочим, в те годы женские зонтики были достаточно тяжелы.

Да что там Черчилль, будь он хоть трижды Первый Лорд Адмиралтейства (то есть, по-нашему говоря, военно-морской министр Британской империи)! Суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон 4 июня 1913 года бросилась под ноги королевского коня на скачках в Дерби. Но лошадь – совсем не галантный сэр Уинстон Черчилль. Эмили была тяжело ранена ударами копыт и в результате скончалась. Она стала мученицей и героиней суфражистского движения. Впрочем, борьбе за равные права этот подвиг принес больше вреда, чем пользы. Многие мужчины в Англии заявили: «Да эти суфражистки – все психически ненормальные! И таким давать право голосования?!»

Надо сказать, что примерно эту же мысль развивает Л.Н.Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина». Не многие знают, что роман этот был написан против суфражистского движения (или, как его чаще называли в тогдашней России, против «эмансипации») Перечитайте роман, и увидите, что для Л.Н.Толстого Анна – отрицательный персонаж. «Дура-баба, не знает, чего хочет!» Кажется, суровый граф не раз повторял эту фразу в процессе написания романа.

Так что суфражизм внес свой вклад и в мировую литературу. И не столько романами Жорж Санд. Которую, как известно, звали Амандина Аврора Люсиль Дюпен, и которая была одной из первых суфражисток в Европе, еще до появления этого слова в лексиконе политиков и общественных деятелей.

Так или иначе, но активная борьба женщин за свои гражданские права начала давать результаты уже в 19-м веке. Первыми, в 1893 году, получили избирательное право женщины в Новой Зеландии. Следом за ними, в 1902 году этого же добились и женщины в Австралии. После окончания Первой мировой войны в британском Парламенте был принят закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет. А в 1928 году в Великобритании было установлено полное равноправие для женщин. В России, женщины были уравнены в правах с мужчинами после Февральской революции 1917 года.

Которую, кстати, никто не предвидел. А началась эта никем не ожиданная революция с протестов петроградских женщин, которым невозможно стало кормить свои голодные семьи.