Фольклорные корни повести «Вий. Ревинг: Генерал с железным лицом

Фольклорные корни повести «Вий»

Если следовать славянской мифологии, то это персонаж восточнославянский, сохранившийся в сказках. Известный собиратель и исследователь фольклора А.Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» утверждал, что в славянской мифологии не только есть сходный образ, но и само название фантастического существа - Вий -рассматривалось как вполне традиционное.

Вий -в славянской мифологии -царь подземного мира. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд, который скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: украинского вiя, вiйка, белорусского вейка -«ресница». По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о Вие известна по повести Н.В. Гоголя. Возможные соответствия имени Вий и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах -ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о Вие. Об этом свидетельствуют также и параллели образу Вия в кельтском эпосе, и обилие типологических параллелей в мифологических функциях глаза.

Ний (зап. -слав.) в православии -св. Касьян -бог навьего подземного мира и посмертный судья, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:

Плутон по прозвищу Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест".

Мацей Стрыйковский в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:

"Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. "

"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! -сказал подземным голосом Вий. - И все сонмище кинулось подымать ему веки".

Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его названые братья справляются с тремя чудо -юдами, затем раскрывают козни чудо -юдовых жен, но мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича, и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе -говорит, -нашего погубителя.

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."

Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом, убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы это существо считалось воплощением ночного кошмара.

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы -яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях -череп. Когда она вернулась домой, череп -горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.

Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев -Ыссбаддадена и Балора.

Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем -царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет -все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево -дерево сохнет.

Касьян на народ -народу тяжело; Касьян на траву -трава сохнет; Касьян на скот -скот дохнет.

Касьян все косой косит...

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.

Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ -МАР. Кощ -"случай, жребий" (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церкви Вознесения на Б. Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой, введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз -урожая нет, вверх -будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.

Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши -Яги, которая проводит героя в его мир -кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем -Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей -еще большая смерть -стагнация, смерть без возрождения.

Почитание ежегодное Вия -Касьяна приходилось на 14 -15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

Это мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые Вию народной молвой, не вошли в его рассказ. Например, иногда Вия представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога -громовержца Перуна: из -под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и вызывает пожары и смерть...

Вий у Гоголя -повелитель подземного царства, хозяин земных недр. Неудивительно, что у него железное лицо и железные пальцы. В народном сознании земные недра ассоциировались, прежде всего, с железной рудой -именно этот минерал люди начали добывать, прежде всего. У Гоголя сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил белорусского Кощея с украинским железным Нием. Кто-то из прочей нечисти должен поднять веки Вию. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек -своим страхом. Именно страх Хомы в конце концов губит его. Вий забирает его душу к себе, в царство мертвых.

Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов этой повести Гоголя, находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъясненным. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.В.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ Вия, и его имя, а вся повесть «есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Основываясь на этом, В.И.Абаев пришел к выводу, что образ и имя Вия восходят к древнему, дохристианскому богу восточных славян «Вею» («Вей» -реконструируемая форма, которую может закономерно отражать украинское «Вiй») и соответствуют иранскому богу ветра и смерти Вайю. К Вайю он возводит имя осетинского мифологического персонажа Вайюга -привратника загробного мира, великана, демонического чудовища (в осетинских сказках и эпосе вайюги обычно выступают как существа, враждебные людям и героям -нартам).

Описание великанов -вайюгов как одноглазых типологически сопоставимо с характеристикой Вия. Мотив поднимания век Вия находит параллели в русских и украинских сказках и -шире -в фольклорной традиции ряда других народов. «Незрячесть», «слепота», «одноглазость» -черта, характерная для персонажей, связанных с потусторонним миром. Многочисленные свидетельства такого рода приведены в статьях Вяч. В.Иванова. Однако эта общая черта у осетинских вайюгов и Вия отнюдь не противоречит их генетической связи с иранским Вайю. Более того, подтверждает ее.

Вайю занимал важное место в пантеоне древних ариев; и иранцы, и индоарии почитали его как бога ветра, войны, дарителя славы, благ и богатства. Но издревле ему были свойственны и иные качества -он мог приносить также зло, беду и несчастья. Наряду с Вайю арии знали и другую персонификацию ветра -Вата (от того же корня в значении «веять», «дуть»). Он выступал скорее как обожествленная стихия ветра, а как мифологический образ нередко идентифицировался с Вайю. Иранская традиция также различает два ветра -Вата, северный и южный, вредоносный и благотворный и тому подобное.

Ведьма как излюбленный персонаж народного сказания.

Традиционный облик колдующей ведьмы -женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с кубаном (горшком) за плечами, с подойником или корзиной на голове, в руках. Она умеет быстро передвигаться (лететь) на лутошке (липовой палке без коры), на помеле, хлебной лопате, иной хозяйственной утвари. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью -в доме ведьма обычно и колдует у печи. Если опрокинуть у печи ухват, то ведьма потеряет способность колдовать, если же повернуть печную заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться.

Ведьмой у Н.В. Гоголя, стала дочка сотника Панночка -несомненная ведьма, но она несет на себе ясно различимый украинский колорит. Ведьма -по старинным преданиям, женщина, продавшая душу черту. Именно в южных странах ведьма -это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова. У народов севера, в том числе и собственно русских, ведьма -это старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом, как раз в обличье старухи впервые и предстает Панночка перед Хомой, а во время ночных бдений опять «стареет» -превращается в позеленевший, посиневший труп. От прочих женщин ведьма отличается тем, что имеет маленький хвостик (про эту особенность упоминается в «Вие») и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, ступе, а также попавшем в её объятия добром молодце, как это и происходит в «Вие». Отправляется на свои темные дела непременно через печную трубу. Может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и желтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь -в Киеве на Лысой горе, а действие «Вия» как раз происходит в окрестностях Киева. Тема женской красоты, которая может быть богоподобной, а может быть и пустой внешностью, мертвым покровом, постоянное колебание между потребностью чистой духовности и восхищением внешней красотой…

Торжествующая, чувственная, демоническая женская красота Панночки в «Вие», сжигающая Хому, рифмуется в финале с описанием поруганного храма. Тема богоподобной и демонической красоты женщины проходила через цикл «Вечеров», и объединилась в «Вии». А её богоподобная (а на самом деле демоническая) красота оказалась пламенем, а не светом, превратившем во прах Хому.

«Пред ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте».

Хома Брут

Даже в имя главного героя Хомы Брута Н. В. Гоголь вложил двоякий смысл. Фамилия Брут напоминает об имени римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома -о средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском сомневающемся апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа (олицетворение сомнений). Как бы подтверждая слова из послания апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», имеющие самое прямое отношение к главному герою повести "Вий". Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними. Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (по-украински «воробей»). И эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор». Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит.

Нависшие верхние веки могут появиться и в зрелом возрасте как признак старения, так и в молодом из-за особенностей строения века. Многих женщин очень беспокоит эта проблема и их интересует методы борьбы с таким дефектом.

Как убрать нависшие веки без хирургического вмешательства, если хочется иметь молодой взгляд и красивые подтянутые веки, но нет возможности или желания для операционного вмешательства?

Такой вопрос всегда будет актуален для людей, которые всегда хотят выглядеть привлекательно и стремятся сохранить молодость. Обвисание кожи – это естественный и необратимый процесс. Самые заметные возрастные изменения происходят именно на коже в области глаз. Это происходит потому, что кожа в этой зоне сверхтонкая и подвержена постоянным динамическим движениям.

Операция по устранению нависших век называется блефаропластика. Хирургическое вмешательство, безусловно, может более эффективно убрать обвисание (птоз) век и оно имеет более продолжительный результат. Весомым аргументом против операции является – вероятный риск осложнений. По этой причине не каждый решится на нее и к тому же она довольно дорого стоит. Но имеется целый ряд безоперационных методик, применение которых эффективно решит проблему нависших век.

Безоперационная подтяжка век – это безболезненно, абсолютно безопасно и практически не имеется противопоказаний.

Обвисание (птоз) век может быть приобретенным или врожденным. Приобретенное обвисание возникает из-за множества причин: старение, хронические заболевания (например, сахарный диабет, заболевания сердца, почек, неврологические заболевания и пр.), травмы глаза и глазодвигательного нерва, сделанные ранее различные операции и процедуры на глазах и лице.

Старение человека является главной и основной причиной птоза век. С возрастом связки и мышцы слабеют, растягиваются, становятся длиннее. Из-за силы тяжести кожа обвисает, скапливается лишний жир и из-за этого лицо выглядит старым и расплывчатым.

Врожденный птоз возникает впоследствии генетических аномалий и наследственности. Из-за них мышца, поднимающая верхнее веко, может, вообще, отсутствовать или быть слаборазвитой.

Врожденный птоз может быть также из-за неврологических нарушений, а именно недоразвитых боковых ядер нерва, которые отвечают за глазодвигательную мышцу.

Убрать обвисшие верхние веки можно разными способами как в домашних условиях, так и с помощью аппаратной косметологии.

В домашних условиях эффективно бороться с птозом век помогут самомассаж, различные маски, использование качественных лифтинг кремов.

В нынешнее время на рынке косметологических средств имеется очень много подтягивающих кремов, в том числе средств для век.

Заметного результата можно достичь только при ежедневном использовании крема.

Очень важно выбирать качественные средства, которые не навредят коже. Неважно, сколько стоит лифтинг крем, так как очень высокая цена не является показателем гарантированной эффективности, главное, подобрать крем, который индивидуально подходит к коже.

Очень действенные методики, которые могут убрать птоз век и подтянуть их. Для того чтобы результативно подтянуть веки, массаж и упражнения необходимо делать каждый день.

Массировать область век можно кубиками льда, растирая кожу от линии ресниц к бровям и от внутреннего угла глаза к внешнему. Кубики можно делать из отвара лечебных трав, например, мяты, ромашки.

Массаж хорошо делать, если предварительно нанести на веки кунжутное или оливковое масло.

Их с легкостью можно приготовить дома, они также как и покупные маски, благотворно воздействуют на кожу век, и способствует их подтяжке. Сколько стоит маска в магазине, зависит от марки, состава и ее эффективности.

Приготовление маски в домашних условиях практически ничего не будет стоить, ведь для них необходимы ингредиенты, которые и так постоянно используются в быту.

Все лифтинг маски практически одинаковы в применении: нужно нанести на кожу век и держать 15 или 20 минут. По истечении этого времени смыть теплой водой и нанести крем с эффектом лифтинга.

Маска из желтка. Нужно взбить яичный желток и добавить несколько капель масла, например, оливкового, миндального или любого другого (кунжутное, персиковое и пр.).

Маска из петрушки. Для приготовления понадобится пучок петрушки или ее корень, который необходимо размельчить на маленькие листочки. Смесь наносится на веки и сверху прикрывается марлевой тканью или салфеткой. Ее нужно смывать прохладной водой. Сок петрушки хорошо увлажняет кожу, устраняет отечность, разглаживает морщинки.

Картофельная маска. Овощ обладает прекрасными свойствами, которые способны осуществить подтяжку кожи век, к тому же они очень полезны для кожи в целом. Например, он эффективно снимает отек с век, обновляет кожу, разглаживает мелкие морщинки.

Чтобы приготовить маску, нужно натереть немного картофеля на терке и полученную кашицу оставить в холодильнике примерно на 15 минут.

Можно заменить картофель огурцом, он также очень полезен, но обладает отбеливающим свойством, поэтому после маски кожа может быть немного белее.

Не стоит делать маски при склонности к аллергии или индивидуальной непереносимости определенных ингредиентов.

Женщины, пользующиеся декоративной косметикой, для сохранения молодости кожи век ни в коем случае не должны сильно тереть глаза при снятии макияжа. Устранять его нужно очень деликатно – легкими движениями, для этого подойдет ватный диск и качественное средство для снятия макияжа.

Подтяжка обвисших век может осуществляться с помощью процедуры миостимуляция. Миостимуляция – это мягкая подтяжка мышц с помощью импульсного тока. Эта электроимпульсная терапия проводится с помощью подвижных электродов по контактному гелю.

Во время процедуры ток проходит по тканям, импульсы тока воздействуют на нервные и мышечные ткани и провоцируют сокращение мышц. Процедура укрепляет мышцы и улучшает кровообращение, лифмообращение, нормализует обмен веществ.

Благодаря этой процедуре подтягиваются нависшие веки, повышается тонус мышц, мимические морщинки разглаживаются, уменьшается отечность, оптимизируется отток и приток крови.

К такому аппаратному лифтингу имеются противопоказания: онкологические, психические, инфекционные заболевания, беременность, кожные заболевания, сердечная недостаточность.

Сколько стоит процедура миостимуляции? Цена аппаратной подтяжки век различна в разных салонах красоты и медицинских центрах. В Москве средняя цена на такую процедуру от 500 до 3000 рублей.

Эффективность всех выше перечисленных процедур зависит от того, сколько лет человеку, от выраженности обвисания век, от состояния кожи, от того, сколько раз в неделю осуществляются процедуры.

> > > > 5 простых способов убрать нависшие веки без операции

И неудивительно: в области глаз слой эпидермиса очень тонкий - всего лишь полмиллиметра. Кроме того, вокруг глаз почти нет сальных желез, "мягкой прокладки" из подкожной жировой клетчатки и очень мало мускулов, поддерживающих ее упругость. Коллагеновые волокна ("арматура" кожи) располагаются здесь в виде сетки, поэтому кожа век легко растяжима. А из-за рыхлости подкожной клетчатки еще и склонна к отекам. Вдобавок она постоянно находится в движении: глаза мигают, щурятся, "улыбаются". В результате кожа вокруг глаз подвергается особенной нагрузке.
Поэтому начнём разбираться со строением лица именно с этой области

Анатомия зоны вокруг глаз

Веки и периорбитальная область представляют собой единый комплекс, состоящий из множества анатомических структур которые подвергаются изменениям в ходе хирургической манипуляции

Кожа век - самая тонкая на теле. Толщина кожи век менее миллиметра.

В отличие от других анатомических областей, где под кожей лежит жировая клетчатка, прямо под кожей век лежит плоская круговая мышца глаза, которая условно делится на три части: внутреннюю, срединную и наружную.
Внутренняя часть круговой мышцы глаза находится над хрящевыми пластинками верхнего и нижнего век, срединная над внутриорбитальным жиром, наружная находится над костями орбиты и вплетается вверху в мышцы лба, а внизу - в поверхностную мышечно-фасциальную систему лица (SMAS).
Круговая мышца глаза защищает глазное яблоко, осуществляет моргание, несет функцию "слезного насоса".

Опорно-связочный аппарат век осуществляет опорную функцию и представлен тонкими полосками хряща - тарзальными пластинками, боковыми кантальными сухожилиями и многочисленными дополнительными связками.
Верхняя тарзальная пластинка расположена на нижнем краю верхнего века под круговой мышцей глаза, и имеет обычно 30 мм в длину и 10 мм в ширину, она прочно соединяется с внутренней частью круговой мышцы глаза, апоневрозом мышцы поднимающей верхнее веко, мышцей Мюллера и конъюнктивой. Нижняя тарзальная пластинка расположена на верхнем краю нижнего века, обычно имеет 28 мм в длину и 4 мм в ширину, к ней прикрепляется круговая мышца, капсулопальпебральная фасция и конъюнктива. Боковые кантальные сухожилия расположены под круговой мышцей глаза и прочно с ней связаны. Они соединяют тарзальные пластинки с костными краями орбиты.

Под круговой мышцей также лежит глазничная перегородка - тонкая, но очень прочная мембрана, она одним краем вплетается в надкостницу костей окружающих глазное яблоко, другим краем вплетается в кожу век. Глазничная перегородка удерживает внутриобитальный жир внутри орбиты.

Под глазничной перегородкой находится внутриорбитальный жир, который выполняет функцию амортизатора и со всех сторон окружает глазное яблоко.
Порции верхнего и нижнего внутриорбитального жира делятся на внутреннюю, центральную и наружную. Рядом с верхней наружной порцией находится слезная железа.

Мышца, поднимающая верхнее веко - открывает глаз и находится в верхнем веке под подушкой жира. Эта мышца прикреплена к верхнему тарзальному хрящу.
Кожа верхнего века обычно прикреплена к мышце, поднимающей верхнее веко. В месте прикрепления кожи к этой мышце при открытом глазе образуется складка на верхнем веке.
Эта супраорбитальная складка у разных людей очень разная. У выходцев из Азии, например, она выражена слабо или ее вовсе нет у европейцев же, она выражена хорошо.

1 - Мышца Мюллера,
2 - Мышца поднимающая верхнее веко
3 - Верхняя прямая мышца
4 - Нижняя прямая мышца
5 - Нижняя косая мышца
6 - Кости глазницы
7 - Край глазницы
8 - SOOF - подглазничный жир
9 - Глазничная связка
10 - Глазничная перегородка
11 - Внутриорбитальный жир
12 - Капсулопальпебральная фасция
13 - Нижняя претарзальная мышца
14 - Нижняя тарзальная пластинка
15 - Верхняя претарзальная мышца
16 - Верхняя тарзальная пластинка
17 - Конъюнктива
18 - Связки
19 - Мышца, поднимающая верхнее веко
20 - Глазничная перегородка
21 - Внутриорбитальный жир
22 - Бровь
23 - Бровный жир
24 - Кости глазницы

За этими структурами находится само глазное яблоко, которое кровоснабжается и иннервируется через заднюю часть глазницы.
Мышцы, которые двигают глаз, прикреплены одним концом к глазному яблоку и лежат на его поверхности, а другим прикреплены к костям орбиты.
Нервы, управляющие мышцами, являются маленькими веточками лицевого нерва и входят в круговую мышцу глаза, со всех сторон с ее наружных краев.

Анатомические структуры нижнего века и средней зоны лица тесно связаны между собой, а изменения в анатомии средней зоны влияют на внешний вид нижнего века. В дополнение к порциям периорбитального жира, два дополнительных слоя жировой ткани существуют в средней зоне лица.

Под наружной частью круговой мышцы глаза лежит - подглазничный жир (SOOF). Самая большая толщина SOOF находится снаружи и сбоку.
SOOF находится глубже поверхностной мышечно-апоневротической системы лица (SMAS) и окутывает большую и малую скуловые мышцы.
В дополнение к SOOF, скуловая жировая прослойка - скопление жира в виде треугольника или т.н. "малярный" жир расположен под кожей, над SMAS.

Старение средней зоны лица часто сопровождается опущением скуловой жировой клетчатки, в результате которого на лице становятся заметны скуловые или так называемые "малярные" мешки.

Главной поддерживающей структурой средней зоны лица является - глазнично-скуловая связка, которая идет от костей практически по краю глазницы к коже. Она вносит свой вклад в формирование скулового "малярного" мешка и видимого с возрастом разделения веко - щека.


Идеальные пропорции глаза

Как правило, хороший эстетический результат получается только тогда, когда пропорции глаза и век находятся в соответствии с пропорциями лица. Снаружи веки и параорбитальная область представлены множеством анатомических образований.

Глазная щель сформирована краем верхнего и нижнего век. Если измерить глаз, то он обычно имеет 30-31 мм по-горизонтали и 8-10 мм по-вертикали.

Наружный угол глазной щели обычно располагается на 2 мм выше внутреннего угла глазной щели у мужчин и на 4 мм у женщин, формируя угол наклона 10-15 градусов, т.о. глазная щель немного наклонена снаружи внутрь и сверху вниз.
Однако положение наружного угла глаза может изменяться в связи с возрастом, на него может влиять наследственность, раса, пол.

Край верхнего века обычно приблизительно на 1,5 мм закрывает радужку, а нижнее веко - начинается сразу под нижним краем радужки.

Нормальное положение (выступание) глазного яблока относительно костных стенок орбиты отмечено у 65% населения, и оно колеблется от 15 до 17 мм.
Глубокопосаженные глаза имеют выступание меньше чем 15 мм, а выпуклые глаза имеют выступание больше чем 18 мм.

Размер радужки приблизительно одинаков у всех людей, но форма склеральных треугольников (треугольников белого цвета между радужкой и углами глаза) может меняться.
Обычно, носовой склеральный треугольник меньше бокового, и имеет более тупой угол.
С увеличивающейся слабостью века и возрастом, эти треугольники теряют форму, особенно боковой склеральный треугольник.

Горизонтальная складка в верхнем веке сформирована апоневрозом мышцы поднимающей верхнее веко, который вплетается в кожу, проходя через круговую мышцу глаза.
Избыточная кожа и мышца, нависают над складкой, которая является неподвижной линией. Обе верхние складки век и количество нависающей над ними кожи имеют различия у людей разной расы, на них оказывают влияние пол и возраст.

Складка верхнего века у европейцев - приблизительно на 7 мм выше края века по линии, проведенной через центр зрачка у мужчин и на 10 мм выше края века - у женщин. В нижних веках, есть аналогичные складки, которые находятся на 2-3 мм ниже края век. Обычно складки нижних век более заметны в молодом возрасте и менее заметны с возрастом. У азиатов складка верхнего века или находится ниже - не более чем на 3-4 мм выше края века или отсутствует.

Отличия женского и мужского глаза также проявляются еще в нескольких моментах: наклон глазной щели (снаружи внутрь и сверху вниз) у мужчин менее выражен, чем у женщин, костные структуры над глазом более наполнены и сама бровь обычно шире, расположена ниже и менее изогнута.


Возрастные изменения верхних и нижних век

Основными признаками молодых век являются гладкий контур, простирающийся от брови до верхнего века и от нижнего века до щеки и средней зоны лица. Разделение веко-щека находится по краю глазницы и - обычно на 5-12 мм ниже края нижнего века, кожа натянута, и ткани наполнены. От внутреннего угла глазной щели до наружного угла глазной щели горизонтальная ось глаза имеет восходящий уклон.

Напротив, с возрастом, глаза кажутся полыми, с четкой границей между бровью и верхним веком, нижним веком и щекой. У большинства людей, глазная щель с возрастом становится меньше и(или) округляется за счет смещения как верхнего так и нижнего века вниз. Разделение веко-щека находится значительно ниже края глазницы, 15-18 мм от края нижнего века и уклон от внутреннего угла глазной щели до наружного угла глазной щели становится нисходящим. Что придает глазам более грустный вид.

Юное верхнее веко обычно имеет минимальную избыточную кожу. Дерматохалязис или избыточная кожа - кардинальная особенность стареющего верхнего века.

Постоянное сокращение мышцы окружающей глаз, наползание провисающих тканей лба и потеря эластических свойств кожи приводят к образованию т.н. "гусиных лапок" - веерообразных морщин, расположеных у наружного угла глаза и тонких морщин под нижним веком.

Юное нижнее веко имеет гладкую непрерывную зону перехода между веком и щекой без выпирания орбитального жира, углублений или пигментации.
С возрастом, происходит прогрессивная скелетонизация орбиты (становится более виден рельеф костей вокруг глаза), поскольку подкожный жир, покрывающий орбитальную оправу атрофируется и мигрирует вниз. Это смещение жира вниз приводит к потере выпуклости щеки.
Также, на нижнем веке может появиться пигментация (потемнение кожи) или т.н. "круги под глазами" с или без infraorbital углублений.
"Мешки" или "грыжи" век могут быть вызваны орбитальным ослаблением глазничной перегородки, которая растягивается и приводит к выпячиванию орбитального жира.

Увеличение длины (по высоте) нижнего века

Носослезная борозда и скуловая борозда, появляющиеся с возрастом, могут придавать области глаз неэстетичный вид. Атрофия внутриорбитального жира, связанная со старением, может сделать глаза впалыми и придать им скелетонизированный вид.
Множество морщин вокруг глаза может отражать потерю эластичности кожи.


Старение век. Причины и проявления

Основными причинами возрастных изменений в области век являются растяжение и ослабление связок, мышц и кожи лица под действием гравитационных сил - притяжения. Упругость связок лица ослабевает, они удлиняются, но остаются прочно фиксированными к костям и к коже.
Следовательно, в наиболее подвижных зонах с минимальной фиксацией связок к коже сила тяжести оттягивает ткани книзу с образованием выпячиваний. Их заполняют глубокие жировые ткани, как например, "жировые грыжи" нижнего или верхнего века.
Там же, где связки прочнее удерживают кожу и мышцы, возникают углубления или борозды - рельефные складки.

В области верхних век эти изменения могут выглядеть как нависание кожи и жировой клетчатки в области наружных углов глаза (наружные "мешки" - Рис. 1) и внутренних углов глаза (внутренние "мешки" - Рис. 2), нависание только кожи над всей глазной щелью или только снаружи (дерматохалязис - Рис. 3), опущение всего верхнего века (птоз - Рис. 4).

В области нижних век эти изменения могут выглядеть как опущение нижнего века (обнажение склеры - Рис. 5), увеличение нижней порции мышцы окружающей глаз (гипертрофия orbicularis oculi - Рис. 6), появление "мешков" под глазами, когда внутриглазничный жир не удерживается более внутри глазницы круговой мышцей глаза и глазничной перегородкой, теряющими свой тонус ("жировые грыжи" - Рис. 7, Рис. 8).

Классификация возрастных изменений век

Возрастные изменения в области нижних век развиваются в течение долгого времени и могут быть классифицированы в следующие четыре типа:

I тип - Изменения ограничены областью нижних век, может наблюдаться ослабление тонуса мышцы, окружающей глаз и выпирание орбитального жира.

II тип - Изменения выходят за границы нижних век, может наблюдаться ослабление тонуса мышцы окружающей глаз, ослабление тонуса кожи и появление ее избытка, небольшое опущение тканей щеки и появление разделения веко-щека.
III тип - Изменения затрагивают все граничащие с веками ткани, опущение вниз тканей щек и скуловой области, усиливающие разделение веко-щека, скелетонизация глазницы - становятся видны кости орбиты, происходит углубление носогубных складок.
IV тип - Дальнейшее опущение разделения веко-щека, углубление носослезных борозд, появление т.н. "малярных" или скуловых "мешков", опущение наружных углов глаза и обнажение склеры.

Эта классификация помогает решать проблемы, характерные для каждого типа возрастных изменений в области век.

Классификация демонстрирует, что старение области нижних век и средней зоны лица неотъемлемо связано друг с другом, а омоложение одной области без другой, в ряде случаев, может привести к недостаточному или неудовлетворительному результату.
Важно отметить, что одним из краеугольных моментов этих изменений является реальная и очевидная потеря объема тканей в области век и щек, и только его восстановление может, подчас, улучшить ситуацию.

Е. ДМИТРИЕВА, историк

Всего полтора десятка строк посвятил Н. В. Гоголь в своей повести Вию. Но кто хоть раз в жизни прочел их, уже никогда не забудет столь яркий, необычный, впечатляющий образ. Возможно, одна из причин здесь кроется в особой загадочности, непонятности Вия. Как возник этот образ, откуда появился? Кто он - Вий и что мы знаем о нем?

Сего славяне признавали подземным богом, коего место занимал у древнейших Плутон, царь адский.
М. Д. Чулков. "Абевега русских суеверий"

Обитателей мира мертвых, духов, враждебных всему живому, мертвецов называли в Древней Руси навиями.

Так называемый Збручский идол. Он отражает устройство Вселенной по представлениям древних славян.

Изображение Велеса в Дмитровском соборе XII века (консоль колонны) во Владимире.

Хоровод не просто народный танец, а языческий обряд-заклинание. Народное гуляние. Литография мастерской Ивана Голышева. Мстера. 1871 год.

Святой Власий со стадами скота и святой Спиридоний. Новгородская икона ХVI века.

Следы языческих верований, в частности культа Велеса, прослеживались в народной культуре и фольклоре вплоть до начала XX века. Так, например, трава, кусты, деревья и прочая растительность назывались в народе "волосами земли".

Для начала процитируем Гоголя: "- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий, - и все сонмище кинулось подымать ему веки.

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный, грянулся он о землю, и тут же вылетел дух из него от страха".

Трудно найти в произведениях русских классиков персонаж более впечатляющий и загадочный, чем гоголевский Вий. Явно относясь к героям фольклорным и сказочным, он и среди них выделяется своей особой эффектностью и необъяснимой, скрытой мощью. "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения, - писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей повести. - Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". Если учитывать, что в 1835 году, когда была написана повесть, славянская фольклористика как наука еще только зарождалась и о своей собственной мифологии мы знали не больше, чем, например, о китайской, то нет ничего удивительного, что Гоголь не дал более содержательного пояснения относительно "начальника" малороссийских "гномов".

Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.

Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них.

И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:

"На тебе, говорит, нашего погубителя!" - И в сказке перед нами предстает тот же Вий, но в подземном царстве, у себя дома:

"Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда ведь добывается из земли, а значит, владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н. В. Гоголь причисляет его к европейским гномам, хранителям подземных сокровищ. Для древнего человека в пору складывания славянской мифологии железо, прочный металл, трудно добываемый и трудно обрабатываемый, незаменимый в хозяйстве, представлялся величайшей ценностью.

Сказочный герой Афанасьева с его длинными бровями и ресницами полностью соответствует облику Вия. Однако в славянской мифологии для хозяина подземного царства наличие именно длинных бровей или ресниц было, видимо, необязательно. Его отличительная черта - просто длинные волосы, а что это, ресницы, брови или борода, - не суть важно. Можно предположить, что непомерные веки - позднейшее искажение народного предания. Главное не веки, а просто длинные ресницы, волосы. В одной из белорусских сказок описывается "царь Кокоть, борода с локоть, семьдесят аршин железный кнут, из семидесяти воловьих шкур сумка" - образ, аналогичный хозяину подземного царства. Известен также и сказочный старичок "Сам с ноготок, борода с локоток", обладатель непомерной силы и огромного стада быков. В услужении у него находился трехглавый змей, а сам он скрывался от преследовавших его богатырей под землей. Но есть среди белорусских сказок и такая, где Кощею, так же как и Вию, служанка поднимала веки, "по пять пудов каждое". Этот Кощей "как поглядит на кого - так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит - все равно каждый придет к нему обратно".

Значит, оттого нельзя смотреть Вию в глаза, что заберет, утянет к себе в подземелье, в мир мертвых, что, собственно, и произошло с беднягой Хомой в гоголевском "Вие". Наверное, поэтому в христианских апокрифических легендах с Вием отождествлялся святой Касьян, которого в народе считали воплощением високосного года и олицетворением всяких несчастий. Думали, что Касьян, так же как и хозяин подземного царства, живет глубоко под землей, в пещере, куда не проникает дневной свет. Взгляд Касьяна губителен для всего живого и влечет за собой беды, болезни, а то и смерть. Некоторыми чертами Вия наделялся и апокрифический Иуда Искариот, который в наказание за предательство Иисуса Христа якобы потерял зрение из-за чрезмерно разросшихся век.

Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия? Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества - Велеса (Волоса). До того как люди научились обрабатывать землю, он покровительствовал охотникам, помогал добывать зверя, что, по мнению многих исследователей, обусловило имя божества. Оно происходит от слова "волос", то есть мех, шкура охотничьей добычи. Велес олицетворял также и духов убитых зверей. Отсюда представление, что божество это связано со смертью, миром мертвых. "Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать духа убитого зверя, духа охотничьей добычи, то есть бога того единственного богатства первобытного охотника, которое олицетворялось тушей побежденного зверя". Так писал о Велесе-Волосе академик Б. А. Рыбаков.

Но прошло время, и неотъемлемой частью хозяйства древних людей стали земледелие и скотоводство. Охота утратила былое значение, Велес же стал покровителем домашнего скота. Вот почему у старичка "Сам с ноготок, борода с локоток" бычьи стада, и всякий, посягнувший на них, рискует испытать на себе дюжую силу хозяина стада. Количество скота в древности - главный показатель богатства семьи. Скот давал человеку практически все необходимое: это и тягловая сила, это и мех, кожа, шерсть для одежды и других хозяйственных нужд, молоко, молочные продукты и мясо для пропитания. Не случайно обычай измерять богатство в "головах" скота дожил до Средневековья. Словом "скот" обозначалась не только собственно скотина, но и все имущество, богатство семьи. Слово "скотолюбие" употреблялось в значении "корыстолюбие", "жадность". Пост финансового чиновника, стоящего между посадником и старостой, назывался "скотник", поскольку "скотница" - это казна (отсюда еще одно значение Велеса как божества: ведающий доходом и богатством).

Не случайно поэтому Велес противопоставлялся Перуну - богу небес, грозы и войны. Ведь богатство, достаток и война, влекущая разорение, несовместимы. Податель гроз Перун обитал на небе, в заоблачном царстве богов. Велес же связывался с подземным миром мертвых, "тем светом". Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев - "Велесу на бородку". Крестьяне надеялись заслужить этим благосклонность покоящихся в земле предков, от которых зависел урожай следующего года. Деревья, кусты, травы назывались в народе "волосами земли". Таким образом, неудивительно, что хозяин подземного царства Велес, чье имя через века оказалось забыто, изображался в виде волосатого старика и получил впоследствии из-за этого имя Вий. (Впрочем, имя Вий по происхождению аналогично имени Велес: и то и другое произошли от слов "волосы", "ресницы".)

С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: "Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали". Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.

А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

"Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги". Так заканчивает свою повесть "Вий" Николай Васильевич Гоголь.

«Дамы «разворачивались» пред ним, изгибались, показывая все свои округлости, делали масленые глазки, прискорбно спрашивали:
«Антон Павлович, отчего вы так грустно пишете о любви?»
Покашливая, пощипывая бородку, он отвечал неожиданными вопросами:
«Вы бывали в Миргороде?»
«Это — где?»
«В Полтавской губернии. Помните Гоголя «Миргород»?»
«Ах, значит, это не выдумал Гоголь?»
«Гоголь никогда ничего не выдумывал».
«А… а «Вий»?

Повесть «Вий» по всем своим характеристикам могла бы прекрасно смотреться в « ». Здесь вам и романтический мистический ужастик, и украинский колорит, и заложенная в повествование, ирония…
Но «Вий» был написан позже и издан в другом сборнике — «Миргород» — в 1835 году.

В это время — после «Вечеров…» и «Невского проспекта» — Гоголь уже заслуженно считался одним из лучших российских писателей. Однако от цензуры «надежду русской литературы» никто не освобождал.
Так, в оригинальном варианте «Вия» Хома, глядя на черты покойной панночки, «видел что-то страшно-пронзительное» и «чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнётенном народе» . Упоминание об «угнетённом народе» цензорам не понравилось, и в окончательном варианте песня стала «похоронной» .

Зато, благодаря цензуре, «Вий» обогатился новым эпизодом. В первом варианте повесть заканчивалась смертью неудачливого философа. Но потом цензура вымарала в сборнике две страницы «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая как раз следовала за «Вием». В результате, чтобы не перевёрстывать, Гоголь дописал заключительный разговор друзей Хомы — Халявы и Тиберия Горобца («Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы» ).

Также при переделке писатель уже сам изменил ещё один эпизод. В первом варианте Хома убивает ведьму и бросает её не глядя, поэтому, приехав отпевать панночку, не узнаёт покойницы (оставляя связать концы с концами догадливому читателю). В новом варианте он видит «омоложение» ведьмы и догадывается, с кем придётся иметь дело.

Свою повесть писатель предварил примечанием: «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал» .
Здесь Гоголь, конечно, лукавит, хотя похожие сюжеты действительно распространены в фольклоре многих стран и существуют они в массе вариаций.

В одних рассказах герою надо провести три ночи у гроба одержимой бесами царевны. После всех сопутствующих испытанию ужасов царевна «выздоравливает», и герой берёт её в жёны. В других рассказах бесстрашный герой хочет впервые испытать страх и дежурит у гроба мёртвой ведьмы. Чтобы спрятаться от покойницы, герой то становится в алтаре, то ложится в гроб, когда покойница из него встаёт, и лежит так до третьих петухов.
Но наиболее близкой к версии Гоголя является сказка, в которой дочь ведьмы влюбляется в парня и приходит к нему, обратившись чёрной кошкой. Парень накидывает на ведьму уздечку и ездит на ней, пока та не умирает. За это родители убиенной требуют, чтобы парень три ночи читал возле гроба псалтырь. Две ночи парня преследуют всякие кошмары, от которых он укрывается, очертив запретный круг. На третью ночь нечисть обращается за помощью к «старшей ведьме», та находит парня, но в это время поют петухи, и герой (как правило) остаётся жив.

С источниками сюжета всё более-менее ясно. Но исследователей уже долгие годы мучает вопрос — а кто же такой Вий, который выполняет у Гоголя функции «старшей ведьмы»?
Сам писатель в примечании к повести написал, что «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли» .
И вот здесь Гоголь, скорее всего, откровенно мистифицировал читателя.

Н. Гоголь «Вий»:
«…скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
„Не гляди!“ — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Конечно, мне попадались книжки вроде всяческих словарей славянской мифологии, где Вий добросовестно отнесён к фольклорным персонажам. Вот только такого персонажа в фольклоре нет. Похожие на него, наделённые отдельными его чертами — есть, а точно такого, как у Гоголя, нет.

Происхождение имени особых загадок не создаёт и отсылает нас к украинскому слову «вія» (то бишь, ресница, или веко с ресницами). Похожие длинные веки встречаются у многих фольклорных персонажей. В сказке «Иван Быкович» из сборника Афанасьева есть муж ведьмы, ресницы которого настолько длинные, что их поднимают вилами целых 12 богатырей! Правда, глаза у этого персонажа не обладают какой-либо волшебной силой.
Длинные ресницы описываются и в некоторых поверьях про Касьяна. Касьян вообще-то христианский святой, но вот в народном фольклоре он почему-то преобразился в полную свою противоположность. Возможно потому, что день его памяти — 29 февраля — символ не високосного года, который в народе страсть как не любят. В результате о Касьяне стали говорить как о падшем ангеле, которого Бог заковал в цепи, поместил в подземелье, да ещё приставил к узнику «доброго» ангела, который три года лупит Касьяна молотом по лбу. Понятно, что за время экзекуции узник звереет окончательно. И когда 29 февраля его отпускают «побегать на волю», Касьян валит своим взглядом всё живое налево и направо («Касьян на скот взглянет, скот валится»; «Касьян на что ни взглянет — все вянет» ).

Однако у Гоголя Вий своим взглядом не губит, он только может прозреть сквозь пелену завесы магического круга.
Ещё подозрительнее выглядит придание Вию Гоголем титула «начальника гномов». Это вообще, как говорится, из другой оперы. Никаких гномов не знает.

Поэтому большинство исследователей считает образ Вия оригинальным творением писателя. Хотя, как и всё в этом мире, он появился не на пустом месте.

Анекдоты про Вия:

Приходит Вий в косметический салон и говорит:
— Поднимите мне веки!

— Поднимите мне веки! — сказал Вий.
Hечистые подбежали, подняли.
— Теперь опустите!
Опустили.
— Поднимите!
Подняли.
— Опустите!
Опустили.
— А теперь скажите, кто вы есть.
— Мы ду-у-ухи, — пролепетали нечистые.
— А я кто?
— А ты, Вий, дембель.

В конкурсе детских рисунков на асфальте победила девочка, нарисовавшая круг.
Остальных забрал Вий. (не совсем правильно, но смешно — С.К.)

Москва — как Хома Брут. Уже третье кольцо вокруг себя нарисовала… а они всё лезут и лезут.