Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Доктор биологических наук, профессор И.М.Козлов
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта
Ключевые слова: противоречия системы образования, законы развития - основа технологии обучения, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей - механизм разрешения противоречий между биологической и социальной программами развития человека. П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. Предлагаемая статья не претендует на всесторонний анализ состояния физического воспитания; ее целью является обсуждение некоторых проблем, характеризующих кризисные явления, а также поиск механизмов, способствующих их преодолению для обеспечения телесного, душевного и социального благополучия детей. Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования. Чтобы не впасть в крайность, следует отметить два обстоятельства. Первое - неспецифическое влияние средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и работоспособность организма человека (косвенное влияние) и второе - значение профессионально-прикладной физической подготовки в качестве механизма, оказывающего прямое влияние на специальную работоспособность и нашедшего широкое применение в вооруженных силах и системе профтехобразования. Однако в дошкольных и школьных учреждениях народного образования используется лишь первое направление - обособленное применение средств и методов физического воспитания на уроках физической культуры. Напомним сакраментальные слова И.М.Сеченова :"Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". Но не заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке в детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы - буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже освоенных двигательных действий или в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития. Способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду - воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходи-мостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей. Противоречия между социальной и биологичекой программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамический, а не "подсобный", статический характер их работы необходимы для формирования "мышечного депо" (структурных и энзимных белков). В возрасте от двух до пяти лет происходит становление "схемы тела" - двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. "Схема тела" или "модель тела" - функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании "схемы тела". Это важно, во-первых, потому, что "рефлексогенными зонами", стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов являются прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям, поэтому включение в кольцевое управление двигательной активностью крупных мышечных групп в период становления "схемы тела" является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной системы, находящиеся за пределами головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние при перемещении крупных звеньев тела, на чем основываются некоторые восточные системы физического воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды. Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответсвии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах , полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических упражнений, но и применением сенсорной стимуляции без участия собственных рецепторов двигательного аппарата. ЛИТЕРАТУРА 1.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Белорусская государственная академия физической культуры

Факультет оздоровительной физической культуры и туризма

Кафедра теории и методики физического воспитания

Курсовая работа

Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Исполнитель

студентка 4 курса, 042 группы

Пикаревич В.В.

Введение

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. физический воспитание дошкольный соматотип

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Теория физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.

В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования

Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения.

Предмет исследования

Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания дошкольников.

Задачи исследования

В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;

3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Рабочая гипотеза

Предполагается, что для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить со строгим учетом их соматического типа (торакальный, мышечный, астеноидный и дигестивный) и характера двигательной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях.

В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: »К 2000 году - здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу. (8)

Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей(занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8)

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1.Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

2.Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3.Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

4.Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5.Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6.Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.(16).

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир (12)

1.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

1.3 Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.(8)

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия

На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях (8).

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие

Глава 2. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

2.1 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств (14).

Эта тема рассматривается в тесной связи со следующей, а именно с периодизацией воспитания физических качеств. Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием и анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень развитости общей выносливости, скоростно-силовых качеств у детей разного дошкольного возраста. Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.(7).

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания (9).

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (10).

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.(18).

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(15)

2.2 Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями

Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.

Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника -насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Важная характеристика личности- ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека - в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего не возможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.(18)

2.3 Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной - при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно- логической - при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности.

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности (8)

Заключение

В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.

Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Список литературы

1. Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн. : « Четыре четверти» , 1998. - 66с.

2. Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК - Малаховка, 2000, - 21с.

3. Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968.

4. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 1992. - 44с.

5. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 352с.

6. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48с.

7. Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». - М: Просвещение, 1985.- 144с.

8. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 1985.- 271с.

9. Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно - учебных заведений. - М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.

10. Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.

11. Матвеев А.П.,Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. - М.:Просвещение, 1991.- 191с.

12. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. - Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

14. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. - М.: 1985.- 59с.

15. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480с.

16. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. - 176с.

17. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 1998г.

18. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ. - Мн.: Университетское, 1998,. - 184с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Характеристика физического развития детей. Зависимость физического развития детей от деятельности желёз внутренней секреции. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста. Методика определения особенностей психического развития детей.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2014

    Классификация типов личности. Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста. Роль взрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2007

    Условия полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду. Обеспечение максимальной активности детей; программа воспитания и обучения. Направления психологической работы; методы диагностики, прогнозирование развития, коррекция.

    отчет по практике , добавлен 07.03.2011

    Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Сущность страхов в дошкольном детстве. Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста как важная задача общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Психологические особенности детей дошкольного возраста. Особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2009

    Изучение понятия потребностей человека, которые в определенных объектах и условиях существования, рассматриваются как первопричина активности и поведения человека. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2012

    Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности. Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста. Психодиагностика и психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.

Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

характер.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

3. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников .

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер.
Οʜᴎ изменяются исходя из ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, двигательная активность носит биосоциальный характер.

5.Цели и задачи физического воспитания.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного ребенка.
Физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

1.формирование правильной осанки;

2.своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

3.формирование изгибов позвоночника;

4.развитие сводов стопы

5.укрепление связочно-суставного аппарата;

6.развитие гармоничного телосложения;

7.регулирование роста и массы костей;

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям..
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: - приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

    осознает свои двигательные действия;

    усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

    узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

    ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.
Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

    потребность в ежедневных физических упражнениях;

    умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

    приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

    самостоятельность, творчество, инициативность;

    самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

УДК: 796.011.1

ПРОБЛЕМЫ

и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени

Кандидаты педагогических наук, доценты Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень А.С. Яковлев

Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF TYUMEN PRESCHOOL CHILDREN T.P. Zav"yalova, associate professor, Ph.D.

I.V. Starodubtseva, associate professor, Ph.D.

Institute of physical culture of Tyumen state university, Tyumen A.S. Yakovlev

Department of sport and youth policy of Administration of the city of Tyumen

Key words: children, preschool children, physical education, sports organizer.

Preschool age is an especially important and crucial period in the man"s life. High rates of development, reorganization of functions of many body systems, high plasticity and lability define great sensitivity to the effect of environmental factors, including education and training. In the period of early and preschool childhood educational interferences are not only essential conditions of mental development, but reflect the significant impact on the formation of child"s physical health.

The purpose of the study was to analyze the problems and perspectives of development of physical education of Tyumen preschool children.

Nowadays the tremendous activity on enhancement of the system of preschool education is being carried ou in the Tyumen region. Many important, necessary and proper actions are being taken to ensure full-fledged education and training of preschool children.

The analysis of the situation being set now indicates to the capacity of control of innovation processes in the sphere of physical education of preschool children, intended to promote and protect health of preschool children. But efficiency of the introduced innovations will increase in case of compulsory coordination of all participants of the educational process in a kindergarten, education, public health units, higher educational institutions, between education units, Tyumen department of sport and youth policy.

Ключевые слова: дети, дошкольники, физическое воспитание, спорторганизатор.

Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни человека. Высокие темпы развития, перестройка функционирования многих систем организма, высокая пластичность и лабильность определяют большую чувствительность к воздействию факторов окружающей среды, в число которых входят обучение и воспитание. В период раннего и дошкольного детства педагогические воздействия являются не только важным условием развития психики, но и оказывают значительное влияние на формирование физического здоровья ребёнка.

Цель исследования - анализ проблем и перспектив развития физического воспитания тюменских дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в Тюменском регионе проводится огромная работа по совершенствованию системы дошкольного образования. Делается много важного, нужного, должного для обеспечения полноценного воспитания и обучения дошкольников. В частности, область признана победителем в номинации «Лучший регион» по итогам второго всероссийского конкурса «Детские сады - детям». Количество воспитанников муниципальных образовательных учреждений в г. Тюмени увеличилось до 36,5 тыс. Охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составил 98,2 %, в то время как по Российской Федерации данный показатель составляет 62 %. Несомненно, радует и действующее видовое разнообразие дошкольных учреждений города: от детских садов общеразвивающего вида - до центров развития ребёнка. Большое внимание уделяется вопросам

обеспечения доступности дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Изыскиваются средства для социальной и материальной поддержки педагогов.

Однако многое ещё предстоит сделать. В первую очередь это касается вопросов организации физического воспитания, которое занимает особое место в системе дошкольного образования и является важным фактором всестороннего развития личности ребенка. Физическое воспитание по праву считается одним из важнейших средств формирования культуры здоровьесбережения и оздоровления подрастающего поколения, однако в настоящее время его эффективность остаётся низкой, что обусловлено комплексом причин, связанных как с общероссийскими тенденциями, так и с региональными особенностями г. Тюмени.

Среди общих проблем, затрагивающих все компоненты системы дошкольного образования, в первую очередь необходимо обозначить низкий исходный уровень состояния здоровья современных дошкольников. Сегодня специалисты рассматривают здоровье как целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. При этом отмечается, что на реализацию функций здоровья влияют многие факторы, как внешние, так и внутренние, в том числе социально-культурные, индивидуально-личностные, наследственно обусловленные, сре-довые и др. Это многообразие делает проблему оздоровления междисциплинарной и требует консолидации усилий всего общества .

С указанной проблемой взаимосвязана ещё одна - перекос системы образования в сторону интеллектуального развития ребёнка в ущерб другим составляющим развития, в том числе двигательной . Как показывают наблюдения, в недельном расписании старших групп среднестатистического детского сада насчитывается до 16 учебных занятий. Из них 11 носят познавательную направленность, 2 - музыкально-эстетическую и только 3 - физкультурно-оздоровительную. Помимо этого учебный процесс насыщается дополнительными занятиями статического характера, организуемыми на платной основе (иностранный язык, обучение чтению, письму, подготовка к школе и т. д.). Всё это приводит к резкому снижению двигательной активности, которая, как известно, является витальной потребностью организма и лежит в основе здорового образа жизни каждого человека.

Кроме того, масштабная оптимизация дошкольного образования в г. Тюмени привела к по-

явлению дополнительных проблем регионального характера. Обозначим некоторые из них.

1. Сокращение числа педагогов: воспитателей (вместо четырёх воспитателей на двух группах работают три) и узких специалистов (психологов, логопедов, инструкторов по физической культуре), обеспечивающих комплексное решение задач физического воспитания в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

2. Слабая технологическая и методическая вооруженность воспитателей, вынужденных самостоятельно проводить занятия по физической культуре.

3. Массовая реконструкция спортивных залов под групповые помещения, вызванная необходимостью обеспечить наличие дополнительных мест в детских садах и как следствие - возникновение несоответствия между условиями проведения занятий и степенью требований к их организации, а также снижение возможности для реализации оптимальной двигательной активности дошкольниками.

4. Увеличение числа детей, единовременно посещающих одну возрастную группу (нередко до 35-40 человек) и невозможность осуществления в этих условиях полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей.

Данные положения дополняются далеко не всегда идеальными условиями жизни и воспитания ребёнка вне дошкольного учреждения. Известно, что здоровье детей дошкольного возраста, их физические кондиции во многом определяются отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье. Однако регулярная, целенаправленно организованная деятельность по оздоровлению детей средствами физической культуры, воспитанию у них физических качеств и развитию движений в большинстве современных семей отсутствует. В качестве основных причин можно выделить следующее:

Повышенная занятость родителей, вызванная стремлением обеспечить семью материально, и как следствие дефицит родительского тепла и внимания к воспитанию ребёнка;

Недостаток специальных знаний в области воспитания и образования детей;

Дефицит педагогического опыта, снижающий успешность прогнозирования последствий своих воспитательных воздействий или бездействий даже в ближайшем будущем;

Трудности в установлении контактов с собственными детьми и др.

Кроме того, значительная часть родителей склонна недооценивать роль физической культуры в жизни, здоровье и развитии детей.

Наши исследования показывают, что к наиболее важным направлениям воспитательной

работы большинство родителей относят прежде всего подготовку к школе и развитие интеллекта. А среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье ребёнка, они в первую очередь отмечают те, которые не зависят от них напрямую: экологическая обстановка (было отмечено 51,5 % от числа опрошенных), стрессовые ситуации (34,3 %), наследственная предрасположенность (30,3 %). Значительно меньшее число респондентов отмечает недостаток двигательной активности (18,2 %) или отсутствие знаний по здоровому образу жизни (6,1 %) . Настораживает и тот факт, что большая часть родителей (83,7 %) затрудняются с ответом на вопрос о необходимых для здоровья ребенка показателях двигательной активности. При этом более половины респондентов (56,7 %) утверждают, что их ребенок получает в детском саду достаточный объем двигательной активности .

Очевидно, что отсутствие срочных мероприятий, направленных на компенсацию указанных недостатков, может привести к разрушению системы дошкольного воспитания. Конечно, в первую очередь необходимы грамотные управленческие решения, поэтому одной из основных задач является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и по месту жительства ребёнка. И такой поиск повышения эффективности физкультурно-спортивной работы с различным возрастным контингентом успешно осуществляется в Тюмени .

Одним из приоритетных направл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут

МАКСИМОВА С.Ю., ФОМИНА Н.А. - 2015 г.

Движение является естественной потребностью для ребёнка, а также средством его полноценного и гармоничного развития, кроме того оно является одним из методов познания окружающей действительности, способом самовыражения и проявления детской жизнерадостности. В современном мире условия жизни накладывают большие ограничения на возможность развития двигательной активности детей, несмотря на то, что потребность в ней неуклонно растет. Именно поэтому необходимо создать условия для активных занятий физической культурой не только дома, но в детском саду .

Маленьким детям очень сложно долгое время сидеть на одном и том же месте, они готовы целыми днями бегать, прыгать, ползать и кувыркаться, эта деятельность приносит им сплошное удовольствие. Поэтому, время, проводимое в детском саду, не является исключением, а занятия физкультурой в детском саду приносят еще большую радость, ведь там много пространства, в котором ребёнок может играть с друзьями.

Формирование физической культуры в детском саду - одна из самых важных задач, которая стоит перед педагогом для развития ребёнка в дошкольном возрасте. Для того, чтобы ребенок всегда был здоровым, активным и жизнерадостным, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому, в дошкольных учреждениях педагоги большое внимание уделяют развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. Для того, чтобы обеспечить здоровье ребёнка, в дошкольных учреждениях введены специальные занятия по физической культуре. Начиная с раннего возраста физическая культура имеет огромное значение, потому что именно она содействуют личному и социальному развитию, а также приобретению навыков координации движений, совершенствованию моторных способностей. Движения приводят мышцы в тонус и благополучно влияют на общее самочувствие ребенка. Дети знакомятся с собственным телом, учатся владеть им в процессе выполнения упражнений. Кроме того, они развивают в себе такие качества, как целеустремленность, упорство, ловкость, смекалку, и очень гордятся, если добиваются успеха.

В детском саду занятия физической культурой являются одними из самых обязательных. Занятия по физической культуре повышают устойчивость ребёнка к различным заболеваниям, активизируют защитные силы организма. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, притягивают внимание детей, подталкивают их к исполнению подражательных движений. Систематическая смена двигательных действий на занятиях физкультурой с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, вырабатывает дисциплину и снимает напряжение. На таких занятиях у дошкольников формируется не только физическая культура, но и творческое воображение. Его развитию способствуют специальные игровые задания, выполняя которые дошкольник преодолевает стереотип действия с каким-то предметом. При этом он придумывает новые способы применения предметов.

Для развития силы, педагоги используют специальные упражнения. Например, приподнимание и опускание верхней части туловища, лежа на животе, опираясь на кисти рук, или лежа на спине. Кроме этого, многие общеразвивающие упражнения используются для развития силы с учетом многократного повторения до появления легкого утомления в мышцах.

Для развития гибкости педагоги используют гимнастику, которая способствует формированию правильной осанки, учит детей чувствовать свое тело во время движений, развивает гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. Для развития координации так же разработаны комплексы упражнений, которые учитывают смену сложности упражнений, разнообразия движений и ускорение темпа при выполнении. На первом этапе делаются упражнения, в которых изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постелено появляются упражнения, объединяющие движения рук, ног, туловища.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей. Для развития ловкости нужно проводить упражнения, требующие согласованных действий двух или нескольких детей, упражнения с предметами и т.п. В каждое занятие включается работа с мячами, которая развивает не только крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивает подвижность суставов пальцев и кистей, а также развивает и быстроту реакции .

Таким образом, можно сказать, что занятия по физической культуре являются неотъемлемой частью образовательной программы, ведь благодаря физической культуре ребёнок сохраняет своё здоровье, а это немаловажно для его дальнейшего благополучного развития.