Фцкм занятия в старшей группе "животные в природе и дома". Конспект занятия в старшей группе по фцкм с использованием методов триз «на птичьем дворе

КОНСПЕКТ

НОД ПО ФЦКМ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА

« ЯРМАРКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА »

Воспитатель:

Володина Т. В.

«Ярмарка народного творчества».

Занятие по ознакомлению с окружающим.

Цель.

Закрепить и расширить представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материал: дымковские игрушки, Гжельские, Городецкие, Хохломские изделия, Скопинская керамика, Семёновские, Полхов-Майдановские матрёшки, Михайловское кружево, вышивка Рязанского края.

Ход занятия.

Дети входят в зал и встают свободно группируясь.

Воспитатель . У нас сегодня необычное занятие. Мы пришли на выставку изделий народного творчества. Все эти предметы выполнены руками народных умельцев. Они разрисованы разными видами росписи. (Хохломской, Городецкой, дымковской …).

Кто из вас может найти и показать дымковскую роспись?

(показ детей).

Воспитатель . Чтение стихотворений о дымковских игрушках.

«Что за конь, только тронь.

Со всадником вместе,

ускачет вёрст за двести»

«Девица-краса стоит не дыша».

Воспитатель . Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысяча лет назад в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Тогда их лепили не для красоты. Люди считали, что эти фигурки оберегали их дома от злых духов, таинственных злых сил. Слепленной фигурке женщины с детьми преклонялись люди, как Богине земли. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няньку кормилицу.

А это, что за роспись?

Дети . Хохломская.

Воспитатель . Да это Хохлома. Народные художники используют много золотистого цвета, её ещё называют золотая хохлома.

«Роспись Хохломская

словно колдовская.

И богата и красива

гостю рада от души.

Ложки, чашки и ковши.

И нигде на свете

Нет таких соцветий».

Воспитатель . Ребята, обратите внимание на красоту предметов украшенных хохломской росписью. Ребята, а с каким видом росписи мы недавно познакомились?

Дети . С Городецкой росписью.

Воспитатель . Кто из вас может найти изделия с Городецкой росписью?

Дети . (Называют и показывают изделия с Городецкой росписью).

Воспитатель .

«Если взглянем на дощечки

То увидим чудеса.

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Птицы яркие летают

И бутоны расцветают».

Воспитатель . Народные мастера Городца делают из дерева игрушки, посуду, прялки, очень красиво их расписывают: яркими цветами, бутонами, жар-птицами, чудо-Конями и всё это на цветном фоне - жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.

Воспитатель . А теперь покажите мне изделия гжельской росписи.

Дети . (Рассказывают об особенности гжельской росписи).

Воспитатель .

«Белая глина, белый фарфор,

Синяя краска, синий узор.

Эта ты Гжель родная моя

Спасибо, что к нам ты пришла».

Воспитатель . Гжельские мастера рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть её «нежно голубое чудо».

Воспитатель . А вот послушайте стихотворение о матрёшках Полховского Майдана.

«Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах.

На столе у нас живут - всех матрёшками зовут».

Матрёшки Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелёными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. Отличительная черта - большие розово-малиновые цветы шиповника.

Воспитатель . У матрёшек из г. Семёнова многоцветная роспись, узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками. Матрёшка стройная, вытянутая.

Воспитатель . А теперь попробуйте найти и показать Михайловское кружево.

Дети

Это простое, но плотное, яркое по расцветке кружево. Напоминает веерный орнамент.

Воспитатель . А теперь попробуйте найти изделия Скопинской керамики.

Дети . (Показывают и вместе с воспитателем перечисляют отличительные черты).

Особое своеобразие изделиям придают яркие поливы. Отличительные черты - разрисованы однотонным, коричневым или зелёным цветом (глазурью). Эти керамические изделия изготавливаются на Скопинском заводе.

Воспитатель . А это вышивка Рязанского края. Узоры на ней чёткие, с открытым красным цветом, заполненные яркими зелёными, жёлтыми, иногда чёрными оттенками цвета. Существует красивая легенда о том, что, пролетая над Рязанской землёй, жар-птицы роняли перья. И там где они упали, появились чудо мастерицы - вышивательницы.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми отмечает самые интересные изделия. К труду российских мастеров нужно относиться с глубоким уважением и почтением, ведь они так много сделали для нашей страны.

Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.

«Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественная литература», «Здоровье», «Социализация»

Задачи:

Вызвать желание узнавать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

Познакомить с причиной появления статического электричества.

Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад с. Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области »

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по Познанию ФЦКМ

В старшей группе

Тема: Бытовые предметы

Саппа Валентина Николаевна

Средне – специальное педагогическое

20 лет

2014 г.

Тема: Бытовые предметы.

Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.

Интеграция с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественная литература», «Здоровье», «Социализация»

Задачи:

Вызвать желание узнавать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

Познакомить с причиной появления статического электричества.

Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; умение работать в коллективе.

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы

Сюрпризный момент; беседа; дидактические игры; специально организованная проблемная; вопросы к детям; игры на активизацию внимания: «Ток бежит по проводам», «Собери предмет», «Доскажи словечко».

Материал к занятию: Бытовые приборы и картинки с изображением техники в окружающей жизни, кукла «Золушка», сказка «Золушка», шарики воздушные, разрезные картинки бытовых предметов, пластмассовые палочки, шерстяные тряпочки, резаная бумага.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит классическая музыка. Дети встают в круг, держатся за руки, знакомятся с воспитателем.

Воспитатель : Ребята я приехала к вам в гости из другого садика и хочу с вами познакомиться, меня зовут Валентина Николаевна, а вас? (представления детей). Очень приятно, я хочу вас пригласить в путешествие в Страну волшебных предметов, но сначала нас ждут испытания. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда садитесь на стульчики и слушайте. К нам в гости пришла сказочная героиня. Вы знаете кто она?

Дети: Золушка.

Воспитатель: Помните сказку?

Дети: сказка «Золушка».

Воспитатель : Чем Золушка занималась?

Дети: очень много работала.

Воспитатель: Золушка очень хотела поехать на бал, но злая мачеха задала Золушке так много работы, что она никак не успевала и никто ей не помогал.

Воспитатель : Поможем Золушке?

Дети : Мы согласны. Только не знаем как?

Воспитатель : А я подскажу, как это можно сделать. Посмотрите, что у нас здесь лежит?

Дети: (на столе лежат утюг, чайник, радио, пылесос).

Воспитатель: Все это ребята, называется – электроприборы. Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники помогают нам везде. Без них человеку было бы тяжело. А у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

Дети: (ответы детей).

Воспитатель : А как они работают? (попробовать понажимать на кнопки)

Дети: Нужно включить в розетку.

Воспитатель: Интересно, что же такое невидимое сидит у нас в розетке, что заставляет электроприборы работать?

Дети: Электрический ток.

Воспитатель: Правильно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем.

Игра «Ток бежит по проводам »

Дети встают в змейку вместе с воспитателем. Воспитатель произносит слова

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиры нам,

Чтоб работали приборы, холодильник,

Телевизор, кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес

Воспитатель: Посмотри, Золушка, какие добрые, старательные ребята здесь живут, они всегда готовы прийти на помощь. Но, ребята, Золушка ведь не знает, для чего нужны электроприборы. Давайте расскажем Золушке, для чего нужны электроприборы.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, для чего нам

Необходима бытовая техника

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, холодильник не даёт продуктам

Испортиться, плита помогает приготовить, машинка постирает

Грязное бельё, утюг погладит чистое бельё, видеокамера снимет

Наш праздник, а телевизор расскажет и покажет на ночь интересную

Сказку или мультфильм.

Воспитатель : Хочу загадать загадки, а вы найдёте на них правильные

Ответы.

Загадки:

Четыре синих солнца Летом папа наш привез

У бабушки на кухне, В белом ящике мороз.

Четыре синих солнца И теперь мороз седой

Горели и потухли. Дома летом и зимой.

Поспели щи, шипят блины. Бережет продукты:

До завтра солнца не нужны. Мясо, рыбу, фрукты.

(Газовая плита) (Холодильник)

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический (Утюг)

С хоботом, но не слон. Есть хвостик, но не мышка.

Глотает пыль и мусор (пылесос)

Не радио, а говорит. Не театр, а кино показывает (телевизор)

Физкультминутка

А сейчас немножко отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь!

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите!

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленками коснитесь!

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!

И на месте пробегитесь!

Все, достаточно садитесь!

Воспитатель: Вот видишь Золушка как много у нас помощников, только нужно уметь правильно пользоваться этими приборами.

Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.

Давайте послушаем рассказ об истории создания этих предметов быта

Каким был пылесос? Первый в мире пылесос работал на бензине и развивал мощность в пять лошадиных сил. Размером он был с небольшой автомобиль.

Из-за жуткого грохота и воя люди боялись к нему подходить. Однако было время, что автомобилей никто не видел: основным средством транспорта оставались кони.

Как раньше стирали? Много веков назад мореплаватели стали использовать движение своего судна относительно воды для стирки белья: его привязывали к канату и бросали за борт.

Пенная «струя ясней лазури» быстро смывала с ткани всю грязь. А в это время на берегу, подруги моряков терли белье о камни, для пущей эффективности процесса используя в качестве абразива песок.

Микроволновая печь . Разогревание и приготовление пищи с давних времен происходило в русской печи, которая занимала пол избы. Затем появились электрические плиты, газовые плиты с духовыми шкафами. Сейчас в быту появились микроволновые печи.

Игра «Доскажи словечко»

Облегчит нам общение,

Ускорит сообщение,

Весь день трезвонит он,

Домашний …..(телефон).

Этот чудо-аппарат

Любит пыли аромат,

И не сказка это, быль-

Любит мусор он и пыль.

Мне ответьте на вопрос:

Что же это? ... (пылесос).

В кухне - сейф. В нем, детвора,

Прячу холод с севера.

Положу в него продукты:

Мясо, рыбу, соки, фрукты,

И включу рубильник.

Сейф мой - …..(холодильник).

Из нее лил яркий свет,

Вдруг – хлопок, и света нет.

Все починит папа!

Перегорела … (лампа).

Днем и ночью две подружки

Двигаются друг за дружкой.

Длинная одна такая

И короткая другая.

Им совсем не нужен кнут-

Сами по полю идут.

Медленней одна идет

И ведет часов подсчет.

А второй - то не до шуток:

Счет ведет она минуток!

Спросите у них сейчас-

Скажут вам, который час (стрелки).

Воспитатель: Ребята, а ведь есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Я приглашаю вас в Страну волшебных предметов, где мы научимся с вами ловить электричество. Надо закрыть глаза и сосчитать до пяти и обратно. Вот мы с вами и в волшебной Стране.

Видите на полу лежат, разноцветные шарики, давайте попробуем повесить их на стенку (дети пытаются это сделать, у них ничего не получается).

Воспитатель: Ничего не получилось? Давайте, превратим эти шарики в волшебные. Я научу вас, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене этой стороной. Получилось? Это потому что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли его о волосы. Он стал электрическим.

Вывод: в волосах живет электричество.

Воспитатель : А теперь мы с вами немножко подумаем.

Предлагаю вам игру.

Игра “Собери предмет ” (разрезанные картинки бытовых предметов).

Воспитатель: А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге. Ничего не произошло? А теперь натрите пластмассовые палочки шерстяной тряпочкой и медленно поднесите к бумажкам. Что случилось? Почему? (потому что палочки натерли шерстяной тряпочкой и они стали электрическими).

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Воспитатель : Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять! Посмотрите на Золушку, какая она стала красивая, нарядная. Она приехала поблагодарить нас за то, что при помощи электроприборов она все успела сделать и попала на бал. У нее прекрасное настроение и она привезла вам в знак благодарности маленький подарок. А я благодарю вас за помощь мне. Занятие окончено.



Конспект занятия «Овощи» в старшей группе
Программные задачи: систематизировать знания детей об овощах, их вкусовых качествах. Продолжать учить анализировать, выстраивать логические цепочки. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Коррекционные задачи: учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.
Ход занятия.
(Дети стоят с воспитателем)
В-ль: ребята, а какое сейчас время года?
Дети: осень.
В-ль: почему вы так решили?
Дети называют приметы осени.
В-ль: да сейчас осень, листья становятся багряными, желтыми, как у этой ветки (беру из вазы ветку с привязанными к ней осенними листьями). Сейчас вы ненадолго станете осенним ветерком.
Дыхательная гимнастика. Предлагаю детям подуть на листья, не надувая щек: слабо, сильно, легко.
Предлагаю детям присесть на стульчики.
В-ль: а теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на сенсорных подвесках:
1.а на крайней грядке – длинные загадки
В этой грядке Дед Мороз
Летом прячет длинный нос (морковь)
2.сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
3. сто одежек и все без застежек (капуста).
4. как на нашей грядке выросли загадки-
Крепкие зеленые, хороши соленые (огурцы).
В-ль: а как назвать наши отгадки одним словом?
Дети: овощи.
В-ль: а какие вы еще знаете овощи?
Дети перечисляют овощи.
В-ль: а как называют людей, которые выращивают овощи?
Дети:овощевод, огородник, дачник, колхозник.
В-ль: что необходимо овощам для их роста?
Дети: солнце, тепло, вода, свет и т.д.
В-ль: ну, уж если мы овощеводы, то должны знать какими бывают овощи на разной стадии развития. (предлагаю детям игру: «Что сначала, что потом»)Установка: Вам необходимо последовательно разложить карточки и затем рассказать, что происходит с данным растением.
В-ль: все хорошо справились с этим заданием, молодцы. А теперь наступило время отдыха.
Физкультминутка: в огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем,
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко,
И вернемся по дорожке.
В-ль: а для чего мы вырастили овощи?
Дети: это вкусно, полезно и т. д.
В-ль: да, витамины есть в овощах и они помогают нашему организму расти бодрыми, здоровыми, веселыми. Овощи в большом количестве бывают летом и осенью.А как быть весной и зимой, когда вся земля отдыхает под снегом? Человек же не должен оставаться без овощей и их полезных веществ. Что придумали люди, чтобы сохранять впрок овощи?
Дети: консервирование, квашение, соление и т. д.
В-ль: а какие вы знаете из овощей блюда?
Дети: сок томатный, салат из капусты и т.д.
В-ль: сегодня я хочу угостить своим любимым блюдом из разных овощей- это винегрет.
Предлагаю детям пересесть за столы и покушать винегрет.
В-ль: это блюдо, в котором овощи по-разному сохраняют на зиму: тут и соленые огурцы, и квашеная капуста, и отварная свекла, и свежий лук. Вам понравилось мое блюдо?
В-ль: сегодня мы много говорили об овощах, их пользе. Все были активными, а тетерь будете еще и бодрыми, так как в вас сейчас витамины после съеденного винегрета.


Приложенные файлы

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18

«РАДУГА» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект НОД по образовательной области:

« Познание » (ФЦКМ)

в старшей группе

Экологическая викторина « Знатоки природы»

Выполнила:

Вафина Динара Рамисовна,

воспитатель.

Зеленодольск, 2013г.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме Задачи:

    Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире

    Узнавать и называть летающих насекомых, животных и их среду обитания, птиц, деревья, дикорастущие и культурные и лекарственные растения.

    Закрепить умение отгадывать загадки

    Закрепить знания о живой и неживой природе

    Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

    Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Предварительная работа: подготовить задания и вопросы, изготовление эмблем, заучивание приветствия

Материал и оборудование: картинки с объектами живой и неживой природы, картинки с изображением животных и средой их обитания, деревьев, набор букв для каждой команды, эмблемы для команд, счетные палочки, медали для награждения, мяч.

Ход игры - викторины:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.

Воспитатель: Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы». Давайте вспомним правила нашей игры:

Воспитатель: Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым! И так начинаем!

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»:

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним, мы, красоту природы,

Пусть журчит, искрится,

«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

II – «Вопрос-ответ»

Эту птицу называют «лесным доктором», он лечит деревья, вытаскивая вредных насекомых из-под коры? (Дятел)

Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)

Назовите животных, которые зимой спят? (Медведь, еж)

Какое животное может прожить без воды 45 дней? (Верблюд)

Кто меняет шубку 2 раза в год? (Белка, заяц)

Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего заповедники? (Лесник)

Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)

Что такое экологический кодекс? (Это закон, в котором записано, как надо охранять природу)

III «Четвёртый лишний»

Воспитатель : Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Команда «Чистый родничок»:

    заяц, ёж, лиса, шмель;

    трясогузка, паук, скворец, сорока;

    бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    пчела, стрекоза, енот, пчела;

Команда «Защитники леса»:

    кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    таракан, муха, пчела, майский жук;

    стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    лягушка, комар, жук, бабочка;

    стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

IV « Животные заповедника »

Команда «Чистый родничок»:

1. Какое животное строит хатку? (бобр)

2. В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

3. Что кормит волка? (волка кормят ноги)

4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)

Команда «Защитники леса»:

1. Какого животного называют санитаром леса? (волка)

2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

V . «Что это за дерево?»

Команда «Чистый родничок»:

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

Команда «Защитники леса»:

Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

VI. «Эстафета из букв».

В этом конкурсе вам предлагается отгадать загадки. Но ответы вы будете не говорить и не кричать, а складывать из букв.

Воспитатель – Каждой команде я дам по набору букв, какая команда выложит ответ быстрее и поднимет флажок, та и получает счетную палочку.

Командам вручаются одинаковые наборы букв. Используя которые игроки складывают ответы.

Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ежик)

Зимой и летом - одним цветом (Елка)

Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак)

Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь. (Крапива)

Воспитатель - Молодцы ребята вы отлично справляетесь с заданиями, а сейчас мы немножко отдохнем, разомнемся и опять играть начнем!!

Игра - Земля, вода, огонь, воздух»

Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибся, выбывает из игры.

Конкурс капитанов:

«Закончи предложение»:

    Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

    Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)

Блиц опрос:

1. У какого дерева белый ствол? (У березы.)

2. У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

5. Природная зона, находящаяся под особой охраной? (заповедник)

6. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

7. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)

8. Сколько ног у паука? (8)

10. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

11. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

12. У каких растений есть корни, листья, стебли, но никогда не бывает цветов? (хвойные)

13. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

14. Какая птица выводит птенцов даже зимой? (клест)

15. Какое жизненно необходимое вещество выделяют все зеленые растения? (кислород)

16. Какая птица любит пить березовый сок? (дятел)

17. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

18. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)

19. Разноцветные грибы (сыроежки)

20. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).

21. Чем питается бабочка? (Нектаром.)

22. Сколько крыльев у жука? (4)

Задание №7

Воспитатель: Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги.

Подсчет очков.

Награждение медалями.

Воспитатель - Ну что ж ребята, победила дружба. Молодцы!

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Населенный пункт: с. Панаевск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Занятие в старшей группе по ФЦКМ (формирование целостной картины мира) «Путешествие в профессии»

Открытое занятие в старшей группе «Путешествие в профессии».
Образовательная область: ФЦКМ (формирование целостной картины мира).
Программные задачи:
Цель: Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий.
Задачи:
1. Закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов действий.
2. Развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями.
3. Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам детского сада.
Материал и оборудование: солнышко с лучиками, игрушка Буратино, картинки с изображением представителей разных профессий, предметы необходимые в их работе, мяч, альбомные листы по количеству детей, фломастеры.
Предварительная работа: экскурсия по детскому саду, чтение произведений о труде: «Кем быть» В. Маяковский, «Все для всех» Юлиан Тувим, перевод Е. Благининой.
Содержание организованной деятельности.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель держит в руках солнышко (без лучиков).
Воспитатель: Ребята, у меня в руках солнышко. Скажите, а чего у солнышка нет?
Дети: лучиков.
Воспитатель: Правильно, а давайте мы сейчас тихонько встанем и найдем нашему солнышку лучики.
Дети идут и находят лучики. Солнышко выставляют на магнитной доске.
Воспитатель: Вот у нас какое красивое солнышко получилось. Сразу стало веселее у нас в группе.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Буратино. (Вносит в группу игрушку Буратино). Послушайте, что у него случилось.
Буратино: У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
Воспитатель: Ребята, Буратино не знает, кем ему стать. Давайте поможем ему, познакомим с разными профессиями, может он и определится с выбором. Я предлагаю вам совершить путешествие в страну профессий вместе с Буратино. А что же такое профессия?
Дети: Это труд, которому человек посвящает всю жизнь.
Воспитатель: Правильно. Профессия должна приносить радость и самому человеку и людям. А вы, знаете кем работают ваши родители? Кем работает Юля твоя мама? А твоя мама, Тимур? (ответы детей).
Молодцы, вы хорошо знаете где работают ваши родители. Начинаем наше путешествие в страну профессий. А для начала поиграем в игру «Кто что делает?». Я называю профессию, а вы называете, что делает человек этой профессии. Врач — лечит, учитель — учит, продавец- продает, строитель- строит, художник -рисует, швея –шьёт, писатель –пишет, повар –готовит, парикмахер –стрижет.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ребята, а у солнышка лучики-то не простые, а с загадками о людях разных профессий.
Воспитатель берёт по одному лучику и загадывает загадки.
Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу. Кто это?
Дети: Повар.
Воспитатель: Правильно. А кто у нас поваром работает?
Дети: Эльвира Ильфировна.
Воспитатель показывает слайд, на котором изображен повар детского сада.
Ранним утром на зарядку
К ней спешим мы по порядку
Занимаемся с желанием
Физическим воспитанием.
Дети: Инструктор по физкультуре.
Воспитатель: А кто у нас инструктор по физкультуре?
Дети: Венера Павловна. (показ слайда).
С малышами я вожусь
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять
Их укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою. Кто это?
Дети: Воспитатель.
Показ слайда, на котором изображен воспитатель группы.
Чтоб постель и полотенца
Были чистыми всегда.
С порошком вода кружится-
Потрудилась здесь она. Кто она?
Дети: Прачка.
Воспитатель: Правильно. А кто в нашем детском саду стирает и гладит бельё?
Дети: Валентина Анатольевна. (Показ слайда).
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плач-
Ведь тебе поможет врач…
Воспитатель: А кто у нас в саду работает медсестрой?
Дети: Любовь Николаевна.
Показ слайда.
Воспитатель: Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой,
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой?
Дети: Дворник.
Воспитатель: А кто дворником у нас работает?
Дети: Сергей Иванович.
Показ слайда.
Воспитатель: С зорькой ясной дотемна
В нашем садике она.
Кто обед нам принесёт
И посуду приберёт?
Дети: помощник воспитателя.
Воспитатель: Правильно, а кто у нас в группе работает помощником воспитателя?
Дети: Диана Сергеевна.
Показ слайда.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А где же работают все эти люди?
Дети: В детском саду.
Воспитатель: Да этот дом называется детским садом. Как наш детский сад называется?
Дети: Красная шапочка.
Ребята, вы устали? Мы немного отдохнем. Проведем физминутку.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, быстрый ручеек,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех вас очень я люблю.
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие. Следующая игра называется «Нужные предметы». В этой игре мы будем работать в паре. Буратино предложит вам разные картинки с изображением разных профессий.
Воспитатель раздаёт картинки.
Воспитатель: Катя и Юля кем вы будете?
Дети: мы повара.
Воспитатель обращается к детям, дети называют, кем они будут.
Воспитатель: на столе разложены предметы. Выберите себе предметы, которые помогут вам в вашей профессии. Берем по одному предмету. А теперь называем предметы, которые помогают в вашей профессии.
Дети рассказывают, какие предметы помогают в той или иной профессии
Воспитатель: скажем предметам спасибо и положим их обратно на стол.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня совершили путешествие в страну профессий. Понравилось вам? А тебе, Буратино? Теперь ты знаешь, сколько разных профессий на свете есть. Ребята, вот вы, если не будете лениться, а будете трудиться – многому научитесь.