Духовная и физическая любовь. Физическая любовь

ЛЮБОВЬ ДУХОВНАЯ (ПЛАТОНИЧЕСКАЯ) И ЛЮБОВЬ ФИЗИЧЕСКАЯ (СЕКСУАЛЬНАЯ )

По материалам Лекции Делии Стейнберг Гусман

Непростая проблема, которую мы хотим рассмотреть, — противоречие между любовью платонической и сексуальной — на первый взгляд кажется очень современной. Однако если провести серьезное историческое исследование, мы обнаружим, что этот вопрос возник отнюдь не сегодня, он так же стар, как сам человек, и, похоже, встал перед людьми в тот самый момент, когда они впервые начали осознавать свои взаимоотношения.

Другая неожиданность, с которой мы столкнемся, состоит в том, что неразрешимого противоречия между платонической и сексуальной любовью не существует, или, во всяком случае, его очень трудно обнаружить.

Любовь и счастье

Человек всегда стремился узнать о любви все: что она такое, что она дает людям, какова ее глубина, каков ее смысл. И, прежде всего, как связаны любовь и счастье. Действительно ли, встречая любовь, мы одновременно находим и свое счастье? Человек всегда искал панацею от всех бед, идеальный источник, который мог бы решить сразу все его проблемы. И если действительно любовь неразрывно связана со счастьем, то нет ничего удивительного в том, что во все времена люди искали любовь.

Древние философы говорили, что человек ищет то, чего не имеет: если бы он обладал этим, то не нужно было бы искать. И любит человек то, чего ему недостает, — значит, того, что он любит, у него нет. Ощущая свою неполноту, человек тянется к тому, что считает важным для восстановления своей целостности. Если человек ищет то, чего у него нет, и любит то, чего ему не хватает, это означает, что у нас нет ни счастья, ни любви. Это величайший парадокс нашего времени: чем больше о чем-то говорится, тем вернее это указывает на отсутствие или нехватку того, о чем идет речь.

Сегодня о любви в самых разных ее аспектах написаны сотни страниц. Но когда мы заглядываем внутрь себя, чтобы увидеть, сколько любви в нас самих, в человечестве, в мире, то приходим к выводу, что любви там немного: много слов и мало чувства. Нам не хватает любви, поэтому мы ищем ее и готовы идти любым путем — тем, который предлагает мода, или тем, который сами считаем верным, — лишь бы встретить эту любовь, это счастье, которого, по нашему убеждению, мы лишены.

История и мифология

Обращаясь к истории, мы можем увидеть, что на протяжении веков сменялось множество различных концепций любви. В разные времена ей давались разные определения. Это связано с господством тех или иных идей в каждый исторический период, с потребностями человека определенной эпохи, с уровнем его эволюции. Человечество всегда колеблется между двумя крайностями: любовью духовной, которую называют платонической, и любовью физической, сексуальной. Однако одного слова «любовь» отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между этими двумя полюсами — духовным и материальным.

Одна из очень серьезных проблем современных языков - они очень скудны в выражении внутренней жизни, хотя весьма богаты в отношении вопросов материальных, технических или научных. В древних языках для описания любви было столько же слов, сколько разнообразных оттенков чувств испытывал человек, сегодня есть только одно слово, означающее тысячу вещей. Однако любовь настолько богата, что не сводится к проблеме слов и определений; она имеет столько разнообразных нюансов, что нам не хватит жизни, чтобы охватить их. Но мы можем рассмотреть некоторые идеи, не ограничивая их рамками определений.

Отправимся в царство Мифологии, в этот древний мир, где человек умел общаться с богами. Посмотрим, что называли Любовью, или Эросом, древние греки.

Согласно Платону, Эрос — самое древнее божество. Те статуи и картины, к которым мы привыкли, не имеют к нему никакого отношения. Эрос — это не симпатичный ангелочек, который подстерегает людей, чтобы поймать их в свои сети. Эрос — это архаическое божество, Первозданная Любовь, изначальная сила взаимного притяжения. Когда мира еще не существовало, когда царил хаос, когда все находилось в потенциале. и ничто еще не было проявлено, — тогда родился импульс, невероятная сила, способная все упорядочить, все объединить, всему дать форму и жизнь. Эта сила и есть Эрос — Первозданная Любовь, тот древний Эрос, о котором писал Платон. И когда Эрос упорядочил всю Вселенную, он стал распространять это на разные ее уровни, словно спускаясь по ступеням от самого высокого Неба до самой конкретной земли, на которой находимся мы. Эрос позаботился о том, чтобы на каждом уровне Любовь выражалась в своей, особой форме, соответствующей этому уровню.

Однако для описания всех уровней мы пользуемся одним и тем же словом — и когда говорим о мистической экзальтации, которую человек испытывает к Богу; и когда речь идет об эстетическом восторге, который наполняет нас чувством гармонии; и когда передаем страстное стремление, побуждающее нас больше знать и проникать в тайны Природы. Кроме того, любовью мы называем сложные сочетания различных чувств — увлечения, нежности, привязанности к другим людям, к городу, к дому, к книгам, к животным.

Исходя из представления о ступенях, созданных Эросом во Вселенной, можно обнаружить различные формы Любви, вплоть до той, которую сейчас называют сексуальной. Это форма любви между одним телом и другим, проявление на уровне материальных тел тяги к единению и всему богатству, что заключает в себе Любовь.

Древний Эрос, нисходя, выражает себя в разных формах, вплоть до превращения в Амура со стрелами, спутника Афродиты, пользующегося малейшей оплошностью людей, чтобы воспламенить сердца, которые не собирались загораться, и создать все те проблемы, которыми пестрят страницы Истории.

Это то, о чем повествует мифология и в чем с ней согласны традиционные теологические и моральные учения.

Освобождение от догм

Сегодня же любовью считают некое психологическое беспокойство, которое выражается в основном через тело и секс, как будто это единственная возможность проявления любви. Такая приверженность к сексуальной любви трактуется как умение «жить сегодняшним днем», а выражение «платоническая любовь» понимается сегодня как отказ от секса и признак регресса. Всплеск сексуальности, который представляется нам основным признаком современности, является результатом борьбы новых поколений за свободу. Это освобождение началось с отбрасывания отживших ценностей, сыгравших свою роль в прошедших периодах Истории, но сегодня утративших свое значение. Им на смену должны прийти новые, но произошло то, что История видела уже не раз: ценности не заменили, а лишь разрушили. Отбросили все, что было прежде; потом поняли, что нужно что-то новое, но не сумели найти этой новой формы. В любви это освобождение, которое выражалось в основном через секс, не замедлило превратиться в распущенность. (Распущенностью мы называем действия, не направляемые разумом, когда человек отдает себя во власть своих желаний нового и запретного.) Вспомним знаменитый лозунг революции 68-го года в Париже: «Запрещается запрещать!» Чем настойчивее что-то запрещается, тем более оно привлекает: запретный плод сладок.

На секс было наложено табу — сейчас это табу снято. Свобода секса, отмена всех ограничений принесла новые сложности: утрачивалась цель любви, ее смысл. Ведет ли сексуальная любовь к счастью? Или для нее важно лишь удовлетворение? И понимаем ли мы разницу между счастьем и удовлетворением? Как следствие такого подхода появились новые проблемы — например, всевозможные сексуальные отклонения, поскольку в условиях неограниченной свободы все то, что было запрещено, значит, заманчиво, уже осуществляется в жизни. Начинают нарушаться законы Природы: традиционные сексуальные проявления любви между мужчиной и женщиной перестают устраивать людей. Это выходит за рамки биологических нарушений в организме и касается уже области психических заболеваний. Психика требует с каждым разом все более и более сильных эмоций. Именно поэтому с каждым днем все заметнее снижается возраст, в котором молодежь хочет испытать эти сильные переживания. Римляне говорили об особом возрасте, который дает юноше право на мужскую тогу; девушки становились женщинами, когда это было предусмотрено Природой. Сегодня этих границ уже не существует. Мы порой поражаемся, слушая рассуждения детей: создается впечатление, что детство для них — лишь нетерпеливое, страстное ожидание того момента, когда можно будет с головой окунуться в жизнь. А жить — значить пробовать все подряд, чтобы к двадцати годам постареть и не находить ответа на вопрос: что же дальше?

Мы словно стали заложниками авангарда в моде и решили, что Любовь с большой буквы, Любовь идеальная, практически невозможна; мы пытаемся заполнить место, отведенное ей в нашей душе и нашей жизни, используя для возбуждения все что угодно: психологические, физические, наркотические средства, фильмы, журналы и другие суррогаты. Мы отдаем это место сексуальной любви, простому сексуальному удовольствию, которое даже не называем любовью.

Платоническая любовь

Теперь перед нами встает вопрос: а что же такое платоническая любовь? Иногда считают, что у древних греков дилеммы, связанной с платонической любовью, — названной именем греческого философа, — не было вообще. Однако это не так. Проблемы любви и дуальности, которые мы рассматриваем, существовали всегда, и в том числе в эпоху Платона. И поскольку, будучи философом, Платон предложил свои решения этого вопроса, свои ответы и пытался указать людям путь, попробуем разобраться в его учении.

Платон утверждал, что если Любовь находит свое выражение на всех уровнях Вселенной, то логично, что она проявляется и на физическом плане. Как правило, люди упрощенно считают, что платоническая любовь автоматически отвергает все относящееся к сексу. Это заблуждение. Во времена Платона мужчины и женщины также стремились друг к другу, любили и пытались выразить свою любовь во всех возможных формах. Но если Любовь проявляется на всех планах человеческого существования, попытаемся, подойдя разумно, отделить высокие потребности души от низших инстинктов.

В своих диалогах Платон говорит о поиске способа выражения Любви, свойственного именно человеку, способа, который позволил бы ему найти человеческое счастье; не счастье животного, не счастье дерева или камня, а подлинное счастье человека. Речь идет о том, что более высокое всегда нужно отделять от менее высокого; мы — люди, а значит, уже прошли состояние растений и животных и, перейдя в другое состояние, свойственное человеку, должны иметь свои отличительные признаки. Основным признаком животных являются инстинкты; это не значит, что их нет у человека, однако мы имеем и нечто большее — то, что превосходит эти инстинкты.

Платон был романтиком. Он говорит, что поиск Любви и ее проявлений, иногда низших, иногда высших, — одна из древнейших проблем человечества. Он рассказывает, пользуясь классическим стилем мифа (иногда истина слишком велика, чтобы быть воспринятой интеллектуально), что много тысяч лет назад, когда Бог сотворил мир, души людей начали разделяться, пока не стали тысячами и тысячами душ, живущих на земле. Эти разделенные души чувствовали, что они что-то потеряли, словно каждой из них недостает половины. Это представление лежит в основе учения о «душах-близнецах» и о значении Любви как потребности каждого человека встретить то, что когда-то было его частью, а сейчас утрачено. Любовь - это поиск утраченного Единства, поиск гармонии противоположностей и гармонии подобия. Противоположностей — потому что всем нам не хватает половины, а подобия — в силу духовного родства: если две души однажды были одним целым, они испытывают потребность встретиться вновь.

Звучит романтично, но в этой волшебной сказке участвуем мы все, хотя обычно не сознаем это; все мы идем по жизни, мечтая о том, что однажды, если чуть-чуть повезет, мы встретим свою душу-близнеца и снова обретем ту половину, которую когда-то утратили.

Платон предупреждает, что в этом постоянном поиске нужно быть осторожными, поскольку любовь обычно скрывается под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной. Небесный побуждает душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной ищет только удовольствия, сексуального удовлетворения; он основан на инстинктах, и ему абсолютно неважно, какими средствами он этого удовлетворения добивается.

Но земной Эрос - это любовь, связанная с телом. Телом, увы, стареющим, болеющим и умирающим, и поэтому не приносит счастья. Платон был очень тверд в своей позиции: Любовь — это нечто гораздо большее, чем любовь. Любовь — это Мудрость, Любовь — это Энергия, Любовь — это Жизнь на всех уровнях, которые нам известны, во всем, что мы воспринимаем как живое, включая камни. Платон (а вместе с ним и все классики) утверждал, что существует особая форма Любви — Энергия: нечто живет, потому что в нем есть Энергия, есть взаимосвязь, разум, гармония. В сфере познания есть особая форма Любви — Мудрость, которая не заключается в желании запомнить максимум информации, но ставит перед собой задачу познать, постичь суть вещей. Мудрость — это не интеллект, хотя может показаться, что, пользуясь интеллектом, мы становимся гораздо мудрее.

Получается, что, если мы хотим понять это особое представление Платона о Любви, нужно сначала осознать, что Энергия, сила важнее, чем материя, а глубокая Мудрость важнее простого накопления информации.

Платон предлагает систему ценностей, которая оказывается актуальной и сегодня: чтобы прийти к сути Любви, объясняет он своим ученикам, не надо придавать большого значения тому, что мы находимся на земле, во власти материи и ее законов; в этом нет ничего плохого, если только мы сумеем найти лестницу к Небу. Не только Платон, но и многие другие философы объясняли, как этого можно достичь и в чем заключается тайна.

Сначала мы считаем, что нас привлекает телесная красота, но, созерцая ее, мы понемногу открываем для себя нечто более важное: красота тела исходит из чего-то более глубокого и тонкого. Не происходило ли такое с каждым из нас? Разве мы не встречались с этой чарующей загадкой? Кто может точно определить, когда человек красив? Мы никогда не сможем прийти к согласию относительно канонов красоты — канонов, которые позволяли бы с уверенностью сказать, какой человек красивый, а какой нет.

Если говорить коротко, мы называем человека красивым, когда он обладает чем-то большим, чем просто тело, чем черты лица, фигура, цвет волос или глаз; это красота души, которая отражается в его облике. Мы можем увидеть, что есть не только прекрасные души, но и прекрасные действия, поступки, чувства, которые восхищают нас. И мы догадываемся, что красота выше тела и даже выше души.

Мы можем воспринимать красоту, которая заложена в законах Природы: как все в них гармонично и совершенно! Мы можем направить свою любовь на науку или искусство. А сделав еще один шаг, мы сойдемся во мнениях с платониками и неоплатониками: если оставить в стороне тела, души, действия, законы и науку, то мы придем к Прекрасному, к чистой Идее, к абстрактной Красоте, беспримесной и безупречной.

Согласно Платону, Прекрасное тождественно Справедливости, Благу, Истине; и Любовь нуждается в том, что прекрасно, справедливо, истинно, она ищет Прекрасное и проявляется через него. Это и есть платоническая любовь — встретить недостающую часть души в другом человеке, в человеке, который представляет для нас все доброе, все прекрасное, все подлинное, все справедливое.

Если принять эту точку зрения, то меняются многие концепции, в том числе и концепция рождения потомства. Да, рождение может быть целью Любви, но рождаться могут не только новые тела, но и многое другое — идеи, чувства, достоинства. И тогда эта Любовь, о которой говорит Платон, уже не будет восприниматься как нечто невозможное или противоположное сексуальной любви.

Революция в любви

Сегодня платоническое гораздо современнее узко сексуального. Молодые снова становятся «консервативными», у них начинают преобладать, казалось бы, давно забытые ценности. Сексуальная революция утратила свое значение, поскольку последствия ее были ужасны, и сегодня мы еще пожинаем эти плоды. Это крах брака, массовые разводы, самые разные проявления тоски — потому что, хотя никто в этом не признается, все хотят любить по-настоящему. В результате современная молодежь снова совершает революцию, отказываясь от завоеваний старой и провозглашая новую ре-эволюцию, она вновь поворачивает колесо Истории и смотрит на мир по-другому.

Дело даже не в том, что, как утверждают некоторые, новая революция молодежи провозглашает целомудрие — хотя это и могло бы стать реакцией на волну излишеств и извращений; просто начался поиск чего-то глубокого, стабильного, снова стало важно любить одного человека, представляющего для нас безусловную ценность. Людям необходимо, чтобы эта любовь была прочной, чтобы она была и сейчас, и завтра, и всю жизнь; и не важно, что мы постареем рядом с человеком, которого любим, — ведь изнашивается тело, но не Любовь.

Вот такое великое открытие пришло как бы в ответ на провозглашение свободы сексуальной любви, — чтобы вернуть нас к Платону. Вновь мы приходим к выводу, что сексуальная любовь — это отнюдь не отправная точка отношений между двумя душами, двумя людьми. Вновь оказывается, что сексуальная любовь является лишь дополнением гораздо более интимного и более реального союза, что психологическое превышает биологическое. Сегодня для нас гораздо важнее понимание между двумя людьми, которые могут вести диалог, проявлять внимание, нежность, дружбу, делить горе и радость. И если мы пришли к тому, что психологическое выше биологического, то нас не должно удивлять, что настанет время, когда духовное превзойдет психологическое; что нежность, взаимопонимание, умение общаться дадут нам возможность сделать шаг к союзам, которые неподвластны времени. При возрождении духовного люди, помимо прочего, обнаруживают, что есть бессмертие, что плодотворность состоит в том, чтобы давать жизнь, что — в конце концов — в каждом из нас пульсирует бессмертная Жизнь.

Говоря о платонической любви, которая включает в себя и духовное, и физическое, можно вспомнить еще нечто очень важное: тот, кто любит, обогащается, потому что ищет то, чего не имеет, и пытается вернуть то, чего ему недостает. Говоря о платонической любви, можно добавить еще один древний совет: «Пусть тот, кто любит, помнит: Любовь одаряет божественным, ибо любящего сопровождает Эрос». Бог живет внутри каждого, кто способен любить. Пусть помнит любящий, пусть помнит каждый из нас: в нас есть нечто Божественное — великий Эрос, Любовь с большой буквы.

В самом начале отношений все влюбленные уверены в искренности и бескорыстии чувств своего партнера, однако проходит время и романтические свидания куда-то исчезают, встречи перестают быть столь долгожданными, а поцелуи становятся не такими страстными и жгучими как прежде. Как вернуть прежнюю страсть и как сохранить любовь на долгие годы будет рассмотрено в данной статье.

Любовные отношения делятся на несколько периодов. Первый является самым романтичным: оба партнера показывают только свои лучшие стороны и в отношениях царит гармония и лад. Через определенное время люди притираются друг к другу, их чувства остывают, и начинается второй этап в отношениях. В этот период мужчина уже не проводит с любимой женщиной столько времени, как раньше, у него появляется хобби, он чаще встречается с друзьями, что делает женщину более раздражительной, между парой часто возникают скандалы, что ведет к некоторым проблемам в интимной сфере. Заключительным этапом считается стадия борьбы за интересы, независимость и доминирование в отношениях. Если пара не находит компромисс, то рано или поздно люди расходятся и таят ненависть друг на друга всю оставшуюся жизнь. Для того, чтобы избежать этого, следует поговорить и решить все проблемы мирным путем. Не нужно унижать друг друга и грозиться уйти, т.к. все еще можно сохранить любовь и забыть про старые ссоры и обиды.

Платоническая любовь

Испытывая сильное чувство, человек может полностью посвятить себя партнеру, забыть о себе и не развиваться как личность, что делать не нужно, т.к. такие отношения не будут длиться долго. Искренность, интересное общение и личные амбиции ценятся куда выше, чем привязка и бездумное обожание своей второй половинки.

Очень часто после одного-двух лет знакомства, люди думают, что знают друг о друге все, хотя на деле это не так. Человек непрерывно меняется, а вместе с ним меняются его привычки и интересы, поэтому не нужно делать таких скоропостижных выводов. Из-за таких мыслей партнеры перестают интересоваться друг другом, взаимопонимание заменяется равнодушием, вследствие чего каждый человек становится эгоистом и живет своей жизнью, а отношения с каждым днем становятся все холоднее.

Для сохранения любви необходимо интересоваться делами друг друга, быть откровенными и перестать манипулировать действиями любимого человека. Проводите много времени вместе, общайтесь с друзьями и обсуждайте любой, даже самый незначительный вопрос, т.к. именно общение поможет вернуть понимание и привязанность в долгие приевшиеся отношения.

Физическая любовь

Конечно, одними разговорами угасшие чувства вернуть вряд ли удастся. Старайтесь чаще показывать свои чувства любимому человеку, как наедине, так и на людях: держитесь за руки, обнимайтесь, целуйтесь, делайте друг другу подарки и осыпайте комплиментами – эти действия помогут вспомнить начало отношений и вернут в них теплоту и взаимное притяжение.

Очень важным моментом является сексуальная жизнь партнеров: после многих лет совместной жизни секс считается приевшимся занятием, заключающимся лишь в удовлетворении естественных потребностей. Не бойтесь пробовать что-то новое в постели и интересоваться у любимого человека о его желаниях и фантазиях. Доверяйте друг другу и старайтесь удовлетворять не только себя, но и свою вторую половинку.

У любой пары бывают ссоры и недопонимания, которые могут привести расставанию и враждебному отношению друг к другу. Смените обстановку, посетите ресторан, просмотрите дома общие фотографии, сделайте все, чтобы освежить в памяти старые воспоминания, в результате вспомнится только хорошее и вы сможете сохранить любовь.

.
6. .

Энергия сама по себе не является ни сексуальной, ни духовной. Энергия всегда нейтральна. И она безымянна. Название она получает по названию той двери, через которую она течет. Это не имя самой энергии, это название той формы, которую она принимает.

1. Физическая/ЭФИРНАЯ ЛЮБОВЬ

Способность любить приобретена человеком в ходе эволюции как одно из самых высших проявлений его Сознания. У древнего человека не было ещё любви, а был лишь "эрос" - влечение . У малочисленных народов, до сих пор находящихся на первобытнообщинной стадии развития, физическая любовь - основной инструмент отношений между мужчиной и женщиной. Воспроизведение потомства - главная задача. Практически любой мужчина должен оплодотворять женщин, готовых забеременеть.

Семья - это община. Физическая любовь - это общинная любовь, в ней нет места чувству ревности . Любовь «дикарей» - без трагедий, без драм, словом, без каких-либо эгоистических примесей. Физическая любовь - любовь «здесь и сейчас». Цель её - не получение удовольствия, а продолжение рода.

У некоторых северных народов России сохраняется древний обычай, по которому хозяин дома предлагает гостю-мужчине, остающемуся ночевать в его доме, спать вместе со своей женой. Если же гость отказывается от такого «подарка», то хозяину наносится большая обида.

Эфирная Любовь - это долг, обязанность, повинность, обязательство .

Вожделение

В основе Производительной Силы лежит желание. Желание обладает огромной потенциальной силой относительно явлений жизни. Желания (см. Астральное Тело .) могут создавать явления жизни.

Вожделение вызывает стремление к спариванию. Состояние после полового акта напоминает состояние, вызываемое действием наркотических средств. Образуется крепкий химический "коктейль" благодаря повышению уровня серотонина, окситоцина, вазопрессина и эндогенных опиоидов (естественного физиологического эквивалента героина). "Эти изменения могут выполнять несколько функций - расслабление организма, получение удовольствия - и, возможно, вызывают привязанность именно к тем индивидуальным особенностям партнёра, с которыми всё это ассоциируется", - говорит доктор Пфаус.

Сущность эйцехоре состоит в непреодолимом для самого обладателя мучительном стремлении – всё поглотить в своём самостном Я. Эйцехоре проявляется начиная от вожделения, чувства собственности, желания обладать всеми материальными благами и до желания властвовать вплоть до тиранства...
См. Эйцехоре - семя зла.

Все материальные желания коренятся в вожделении. Это вожделение – пылающий огонь, который не может потушить никакое количество чувственного удовольствия. Однако огонь вожделения можно потушить охлаждающими водами любви к Богу.
Когда вожделение преобразуется в состояние духовной любви, личность начинает чувствовать не только сладкий вкус любви, но также и сопутствующих ей доброты, терпения, прощения, терпимости, смирения… Когда человек чувствует вкус этих качеств, он испытывает настоящее счастье.
Духовная жизнь означает выйти из – под влияния потока вожделения и подвергнуться воздействию потока духовной любви.
Святая личность приходит, чтобы распространять поток духовной любви. Давайте прыгнем в этот поток, чтобы он мог унести нас.

О ЛЮБВИ И СЕКСЕ
ОШО

Не существует такой вещи как сексуальная энергия. Энергия едина и одинакова. Секс – это один из выходов, одно из направлений её, это одно из применений энергии. Жизненная энергия едина, но она может проявляться в различных направлениях . Секс – одно из них. Когда жизненная энергия становится биологической, она принимает форму сексуальной. Секс – это всего лишь применение жизненной энергии. Когда жизненная энергия течёт в другом направлении, нет секса. Но это не сублимация, а трансформация. Секс – это естественное, биологическое течение энергии, и самое низшее её проявление . Секс естественен, потому что жизнь не может существовать без него, а низший потому, что это основание, а не вершина.

Когда секс становится всем, жизнь проходит впустую

Это можно сравнить с закладкой фундамента, когда вы только это и делаете, всё время только закладываете фундамент, но так и не приступаете к постройке дома, для которого предназначался фундамент. Секс – это возможность для более высокой трансформации жизненной энергии. Сам по себе он не плох, но когда он становится всем, когда он становится единственным выходом для жизненной энергии, тогда секс превращается в разрушительную силу . Секс может быть только средством, а не целью. И средства имеют смысл только тогда, когда достигается цель. Если злоупотреблять средствами, то уничтожается весь смысл. Если секс превращается в центр жизни (как это сейчас и происходит), тогда средства становятся целью.

Нет необходимости в сублимации, потому что энергия сама по себе не является ни сексуальной, ни духовной. Энергия всегда нейтральна. И она безымянна. Название она получает по названию той двери, через которую она течёт. Это не имя самой энергии, это название той формы, которую она принимает. Когда мы говорим "сексуальная энергия", это определяем ту форму, которую принимает эта энергия, выходя через сексуальный центр. Та же самая энергия является духовной, когда она устремляется к божественному. Сама по себе энергия нейтральна. Когда она выражается биологически, - это секс. Когда она выражается эмоционально, она может становиться любовью или ненавистью, или гневом. Когда она выражается интеллектуально, она проявляется в науке, или литературе. Когда она движется по телу, она становится физической, когда проходит через ум, становится ментальной. Разница заключается не в различии энергии, а в применении её проявлений.

Есть только непрямые методы трансформации сексуальной энергии, когда вы совершенно не занимаетесь сексуальной энергией, а скорее ищите способы открыть дверь к божественному. Когда открыты двери к божественному, тогда все энергии внутри вас устремляются к ним . И секс поглощается. Когда возможно высшее блаженство, тогда все низшие формы блаженства теряют всякий смысл. Вы не подавляете их, не сопротивляетесь им. Они просто отпадают. Секс не сублимируют, его трансцендируют. Любое негативное действие по отношению к сексу не преобразует энергию. Напротив, оно породит внутри вас конфликт, что очень разрушительно. Когда вы боритесь с энергией, вы боритесь с самим собой. Никто не может победить в этой схватке. В один момент вы почувствуете, что победили вы. В другой момент вы ощутите, что верх берет секс. И так будет постоянно. Иногда вам будет казаться, что вы взяли секс под контроль, а через минуту вы почувствуете влечение, и всё, что вы, казалось, достигли, окажется потерянным. Никто не может выиграть битву со своей собственной энергией. Если ваша энергия нужна для чего-то другого, что доставляет вам больше радости, секс исчезнет. Это не значит, что вы сублимировали энергию, вы с ней ничего не сделали. Просто открылась возможность большего блаженства и автоматически, непроизвольно, вся энергия потекла в новом направлении.

Если у вас в руках камни, и вы вдруг находите бриллианты, вы даже не заметите, как уроните камни. Они сами упадут, как будто бы вы их и не несли. Вы даже не заметите, как вы от них отказались, как вы их выбросили. Вы даже не поймёте, как это произошло. Ничего не было сублимировано. Открылся больший источник радости, и источники меньшей радости иссякли сами по себе. Это так автоматически и спонтанно происходит, что не нужны никакие направленные действия против секса. Когда вы предпринимаете какие-то действия против энергии, это отрицательно.

Настоящее, положительное действие не будет даже связано с сексом, оно будет связано с трансформацией. Вы даже не узнаете, что секс исчез. Его просто поглотило новое. Секс нужно принимать таким, какой он есть. Это просто биологическая основа существования жизни. Не придавайте ему ни какого духовного или антидуховного значения. Просто поймите факт секса. Когда вы принимаете его как биологический факт, тогда он перестаёт занимать вас. Вы становитесь озабоченными только тогда, когда придаёте ему духовное значение. Поэтому не придавайте ему никаких значений, не создавайте вокруг секса философий. Не делайте ничего ни в пользу секса, ни против него. Пусть он будет таким, какой он есть, примите его как нечто нормальное.

Вы пришли в жизнь через секс, и в вас заложена программа продолжения жизни через секс. Вы являетесь частью великой непрерывности. Ваше тело должно умереть, поэтому в нём заложена программа создания другого тела, которое бы заменило ваше. Смерть неизбежна. Поэтому секс стал наваждением. Вы не будете здесь вечно, вас нужно заменить новым, похожим. Секс приобретает такое значение, потому что на нём настаивает природа, без него не будет продолжения человека. Если бы он был произвольным, то на земле никого не осталось бы. Секс так притягателен и всепоглощающ, и сексуальное влечение так неодолимо, потому что вся природа требует этого. Без него не может существовать жизнь. Когда секс подавляется, он становится уродливым, больным, невротичным. Он становится извращением . Так называемое религиозное отношение к сексу породило извращенную сексуальность, и совершенно сексуально, - невротическую культуру. Секс – это биологический факт, и в нём нет ничего дурного. Поэтому не боритесь с ним, иначе он превратится в извращение, а извращенный секс это не шаг вперед, а падение ниже нормального уровня, это шаг к безумию. Когда вы уже не в силах его больше подавлять, он взрывается – и в этом взрыве вы будете уничтожены. Вы являетесь совокупностью всех человеческих качеств, всех возможностей. Нормальный секс это здоровое явление, но когда его неестественно подавляют, он становится болезненным. От нормального состояния двигаться к божественному достаточно легко, но идти к божественному из невротического состояния становится невероятно трудным, до известной степени, невозможным делом.

С природой невозможно вступать в борьбу, вы её неотъемлемая часть. Ваше отношение к сексу должно быть дружеским и благожелательным. Это глубочайший диалог между вами и природой.

Половой акт – это не диалог между мужчиной и женщиной, это разговор мужчины с природой, с помощью женщины, или женщины с природой, через мужчину. Это диалог с природой . На мгновение вы оказываетесь в космическом потоке, в небесной гармонии, в созвучии с целым. Таким образом, мужчина осуществляется через женщину, а женщина через мужчину. Мужчина не целостен, и женщина тоже не целостна. Они являются двумя частицами единого целого. Поэтому когда они сливаются в одно, в половом акте, они достигают гармонии с сокровенной природой вещей. Эта гармония может дать биологическую жизнь новому существу. Если вы не осознаёте, то это единственная возможность. Но если вы осознаёте, то этот акт может стать вашим рождением, духовным рождением. Через него можно стать "дважды рождённым". Когда ребёнок вырастает, игрушки теряют для него всякий смысл. Он ничего не сублимировал, ничего не подавлял, он просто вырос и повзрослел. Игрушки стали ненужными. Это ребячество, а он уже не дитя. Точно так же, чем больше вы будете медитировать, тем меньше вас будетпривлекать секс. И постепенно, непроизвольно, без сознательного усилия трансформировать секс, энергия найдёт новое направление движения. Та же энергия, которая раньше выражалась через секс, теперь движется через медитацию. А когда она течёт в медитацию, открываются двери божественного .

Как выразить философскую истину?

Когда слово берет Сократ, тон диалога меняется. Автор уже показал нам людей скучных, педантичных, нелепых или смешных. С появлением Сократа диалог становится серьезным и глубоким. Вначале философ не хочет говорить. Приходится несколько раз просить его высказаться. Лишь приведя аргументы против мнения Агафона, Сократ соглашается выразить собственную позицию. И манера его поведения совершенно недвусмысленна. Он не собирается соревноваться с Агафоном в умении красиво говорить. Сократ поясняет, что не задумывался над формой своего выступления. Он предпочитает находиться как бы в стороне. Философ не хочет убеждать слушателей только красотой формы, с помощью языка, существующего в себе и для себя. Сократ высказывается лишь для того, чтобы выразить истину. Он стремится единственно лишь к ней, а не к красоте слога, называя это «недостатком», слабостью своей позиции. Но совершенно очевидно, что такая форма выступления имеет единственную цель: придать словам философа такую силу, которая заставит собеседников постичь всю глубину его рассуждений.

К тому же он избегает прямой конфронтации. Он не выражает свои мысли непосредственно, а излагает собственную концепцию под предлогом рассказа о диалоге с Диотимой, жрицей из Мантинеи. И сам он скорее предполагает, чем утверждает что-либо. Любовь для него - это любовь к Красоте и к Благу, стремление к бессмертию.

Для Сократа чувство любви есть эмоциональная данность, которую следует объяснить. Дитя Богатства и Бедности, Любовь в основе своей, как концепция, и по сути есть «любовь к мудрости», любовь к философии. Но глубину философских рассуждений, которым предается Сократ, можно по-настоящему понять лишь после появления Алкивиада, иллюстрирующего тезисы Сократа.

Да, Алкивиад красив, силен и желанен. Но несмотря на влечение к нему, Сократ не поддается плотскому желанию. Сексуальное влечение не должно помешать философу ставить превьппе всего другое желание - стремление к философии, жажду более глубокой радости - радости знания. конечном счете это понял и Алкивиад, пытаясь объяснить отношение Сократа к его физическим домогательствам. Алкивиад рассказывает, как трудно и мучительно постигал он эту истину: телесная любовь есть лишь проявление более глубокого стремления к неуловимой Красоте, которая возносит Эрос выше любого физического действия. Несмотря на свою любовь, Алкивиад привержен «правильной философии». Он отказывается от плотского желания и рад, что смог отказаться. Тем самым Платон показывает нам, что суть совершенной философии - отказ от любовного желания. Пользуясь фрейдистской терминологией, можно сказать, что философия может строиться лишь на кастрации. Для создания философии требуется прежде всего подавить либидо.

Но по Платону, путь к философии - это совершенствование сексуального желания, а вовсе не его обход и сублимация, как полагал Фрейд. И все же разве можно лучше поведать о физической любви, чем в мифе Аристофана и рассказе Диотимы? Пире больше, чем в любом другом философском произведении, видна борьба между силой желания и потребностью в логичном самовыражении. Логос противостоит страсти. Логика борется с Пафосом.