Доступ к подсознанию.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это разновидность суггестивной психотерапии, направленная на изменение поведения человека путём формирования заданных программ в «замаскированной» вербальной форме.

Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несёт в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи терапевта-коммуникатора - обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия в НЛП носит название модальности . Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и о модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими.

Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.

Человек, у которого доминирует зрительное восприятие, будет рассказывать о себе и о волнующих его проблемах, часто используя слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчётливо», «перспектива» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты - слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушать» и т. п., кинестетические - «чувствовать», «прикасаться», «тёплый», «тяжёлый», «шершавый», «твёрдый» или «пахнуть», «вкусный», «несвежий», «ароматный» и т. п.

Предикаты формируются у пациента на подсознательном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым преимущественно прибегает пациент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние признаки проявления мышления и эмоций. Это поза, мимические реакции, тембр голоса, ритм дыхания и т. д.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются паттерны глаз. Это движения глазных яблок, тесно связанные с доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир. Паттерны глаз - результат сложных анатомо-физиологических процессов, о которых пациент не знает. Терапевт, понимая значение этих паттернов, может иметь прямой доступ к внутренним психическим процессам, а «отзеркаливая» эти паттерны и заставляя пациента двигать глазными яблоками в нужном направлении, - направлять и регулировать эти внутренние психические процессы.

Таким образом, предикаты речи, невербальные признаки, паттерны глаз - это уже достаточный арсенал средств проникновения в бессознательное пациента.

Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модальность и работать с «ключами доступа» называется в НЛП подстройкой.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает свой внутренний мир.

Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, пациент должен «получить доступ» к своей собственной информации, к своим собственным неосознанным психическим процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей , система, представляющая эту информацию сознанию, - репрезентативной , а система, сверяющая полученный результат, - референтной .

Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения .

Обычно при всём многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Это зависит от многих причин, в том числе и от многообразия репрезентативных систем. Если у человека есть опыт реагирования в определённой ситуации, он выбирает определённый стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что мало риска, плохо потому, что мало творчества.

Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует возможный вариант поведения. Здесь больше риска, но зато предоставляются широкие возможности для творчества.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно имеет одну стратегию поведения, социально зрелый - две–три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация.

Исходя из этого психотерапевт-коммуникатор должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

Набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента, в НЛП называется мета-моделью .

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира. Иногда субъективная модель мира пациента не поддаётся коррекции. Например, бредовый больной имеет свою особую модель мира, которая во многом сформирована болезнью и которую нельзя изменить.

Опытный психиатр сначала примет модель мира пациента, «подстроится» к нему. Лишь распознав мета-модель пациента, терапевт может заняться коррекцией его субъективной модели мира с помощью слов (лингвистическая коррекция).

Язык отражает субъективный мир человека. С помощью языка терапевт-коммуникатор может менять субъективный мир пациента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заключается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить остальному миру иметь свои.

МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НЛП

Метод «Якоря»

«Якорь» - это ассоциативная связь. Подвенечное платье, песня вашей молодости, пожелтевшая фотография - всё это «якоря», связанные с определёнными переживаниями, чувствами.

Такую ассоциативную связь между стимулом и чувством можно создать искусственно. «Якорем» может быть мимика, жест, интонация. «Якоря» могут быть зрительными, аудиальными, кинестетическими. Прикосновение - хороший кинестетический «якорь».

Терапевт выбирает определённое чувство, переживание или симптом, которые нужно «поставить на якорь». Это делается при активном участии пациента. Большое значение при определении переживаний пациента имеют невербальные признаки.

Губы тонкие, поджатые, лицо бледное, дыхание поверхностное, тонус мышц повышен - пациент сердится.

Губы полные и яркие, лицо мягкое, дыхание глубокое, мышцы расслаблены, колени слегка раздвинуты - пациент испытывает сексуальные переживания.

Зная «ключи доступа» к внутренним процессам, например паттерны глаз, предикаты речи, можно усилить или, наоборот, ослабить эти переживания, а потом «поставить их на якорь».

Техника

  1. Дайте пациенту возможность получить доступ к нужному переживанию так полно и глубоко, как это возможно. Пример: «…Закройте глаза. Отправьтесь сейчас внутрь себя и постарайтесь как можно полнее и ярче вспомнить всё так, как было, как Вы чувствовали себя в этот момент… Найдите в себе это чувство, и как только оно появится, кивните мне головой».
  2. В момент наиболее полного переживания введите дополнительный стимул, например, коснитесь ладонью колена пациента.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы этот дополнительный стимул в последующем воспроизводился точно так же, иначе «якорь» не будет работать.

Работа с субмодальностями

Как уже говорилось, человек воспринимает и отражает окружающий мир преимущественно в одной из трёх модальностей: визуальной, аудиальной и кинестетической. У каждой модальности в свою очередь имеются субмодальности, которые делают восприятие мира или ярким, эмоционально насыщенным, запоминающимся, или, наоборот, тусклым, неинтересным, плохо удерживающимся в памяти.

Субмодальностей бесчисленное множество, однако в повседневной работе психотерапевту достаточно использовать только некоторые из них.

В зрительной модальности можно выделить следующие субмодальности: яркость, размер, цвет, контрастность, фокусировку, расстояние, объёмность, подвижность и т. д. В слуховой модальности это высота тона, громкость, ритм, чёткость, тембр звука и синхронность его со зрительными восприятиями и ощущениями. Основные субмодальности кинестетической модальности - давление, движение, расположение, длительность, интенсивность, форма, температура, темп (частота) и т. д.

Опыт показал, что изменение субмодальностей может не только изменять восприятие мира, но и влиять на мышление и поведение человека. Так, например, увеличение такой субмодальности, как яркость воспринимаемого зрительного образа, увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение яркости - наоборот. То же самое происходит при изменении размера воспринимаемой картины. С увеличением картины ощущения обостряются, с уменьшением - тускнеют. Естественно, изменения субмодальностей должны производиться в контексте ожидаемого эффекта. Желая получить более острые ощущения от сумрака мерцающих свечей или заходящего солнца, мы, увеличивая яркость картины, можем не усилить, а ослабить остроту восприятия. Точно так же, сильно увеличив картину, да ещё резко приблизив её, можно исказить восприятие, сделать его нелепым.

Если вы только начинаете пробовать себя в этом направлении, сначала попытайтесь менять только один из параметров восприятия, скажем размер картины. И наблюдайте, как меняется ваше состояние, если вы уменьшаете или увеличиваете картину, потом (по аналогии) расстояние, яркость, цвет, затем чёткость, подвижность. Изменяя характеристики субмодальности, постарайтесь выяснить, какая из этих характеристик (размер, яркость, движение и т. д.) больше всего влияет на ваше состояние, на остроту и эмоциональную окраску восприятия.

Есть ещё один параметр, усиливающий или ослабляющий остроту восприятия, - это то, что называют ассоциированным или диссоциированным восприятием . Воспринимать ассоциировано - значит самому находиться в картине (ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное - уменьшает). Обычно это эйдетическое восприятие. Диссоциированное восприятие - это конструированное восприятие, это восприятие как бы со стороны, иногда с чужой точки зрения.

Одно дело самому находиться у кратера извергающегося вулкана и совсем другое - наблюдать это извержение на экране телевизора. С помощью диссоциированного восприятия можно изменить качество восприятия, уменьшить его остроту, снять фобию. И наоборот, если хотите влюбиться, ассоциируйтесь со всеми приятными воспоминаниями о партнёре и диссоциируйтесь - с неприятными.

Наложение

Довольно часто внутренние переживания пациента схематичны, что соответствует доминирующей модальности. Иногда это полезно, порой же ограничивает терапевтические возможности.

Человек, воспринимающий мир преимущественно в визуальной модальности, может представить яблоко, но оно, это яблоко, будет похоже на муляж. Воображаемое яблоко будет отличаться от настоящего отсутствием запаха, вкуса. Вы не ощутите веса и приятной упругости кожуры… Так отличается дом от его проекта.

Наложение начинается с первичной репрезентативной системы. Если это визуальная система, то пациент легко представит себе яблоко. Используя вербальные предикаты визуальной модальности, вы можете потом заставить пациента услышать шум ветра в кроне дерева, ощутить тяжесть яблока в руке, его терпкий вкус… Теперь это будет не муляж, а эмоционально насыщенное представление.

Не нужно бояться использовать в этом методе элементы суггестии.

Принятие решения

Решению всегда предшествуют сомнения, «замешательство».

  1. Подумайте о сомнении, стоящем у Вас на пути к принятию решения.
  2. Теперь подумайте о том, что Вам абсолютно понятно, несложно и не вызывает сомнений. Это может быть идея, ситуация, поведение.
  3. Сравните, чем отличается сомнение от понимания.
    Сравнение может идти в зрительной, аудиальной или кинестетической модальности. Чаще всего доминирует зрительная модальность.
    Какими субмодальностями сомнение отличается от понимания? Размером картины? Яркостью? Контрастностью? Удалённостью? Подвижностью?
  4. Когда у Вас будут как минимум два различия, попробуйте изменить сомнение, чтобы оно стало таким же, как понимание. Если не получается, вернитесь назад, найдите ещё 2–3 различия и повторите процесс.
  5. Вернитесь к проблеме, которую Вам нужно решить, и к сомнению, которое стоит у Вас на пути. Теперь вы знаете правильный путь к принятию решения.

Изменение убеждения

Убеждение - понятие относительное. Можно убедить человека один и тот же поступок расценивать как преступление и как подвиг.

Убеждение может меняться. На пути к убеждению так же, как и на пути к пониманию или принятию решения, всегда стоят сомнения.

Можно ли убедить человека в чём-то, совершенно противоположном его убеждению? Можно, если у этого человека есть критическое отношение к создавшейся ситуации и мотивация к изменению убеждения.

Техника

  1. Подумайте об убеждении, от которого хотели бы избавиться или сменить его на другое. Например, убеждение в том, что «спиртное можно пить ежедневно».
  2. Подумайте о своём сомнении. Например: «Смогу ли я совсем не пить спиртного? Смогу ли полностью заменить спиртное фруктовыми соками?»
  3. Теперь углубитесь в себя и изучите своё убеждение на модальном и субмодальном уровнях. Вы можете представить картину застолья, бутылки любимых Вами спиртных напитков, услышать какие-то звуки (например, звон стаканов…), ощутить вкус спиртного.
  4. Изучите таким же образом своё сомнение.
  5. Определите субмодальные различия между представлением убеждения и сомнения. Они, конечно же, будут. Составьте список этих различий.
  6. Проанализируйте по очереди каждую субмодальность из Вашего списка различий и проверьте, которая из них «работает» лучше других. Прежде чем проверять очередную субмодальность, не забудьте вернуть предыдущую в исходное состояние.
  7. Теперь посредством изменения наиболее хорошо действующих субмодальностей превратите нежелательное убеждение: «Пить спиртное каждый день» - в сомнение. Например, если двумя сильнейшими различиями были такие визуальные субмодальности, как яркость и размер картины, то пусть картина, вызванная «убеждением», уменьшится и потускнеет.
  8. Превратите сомнение в убеждение. Сделать это можно обратным изменением тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали при шаге 7. Если возникли какие-то возражения, отнеситесь к ним с уважением, соберите новую информацию и вернитесь назад.

Следует помнить, что хорошая работа в НЛП - это на 95% сбор информации и лишь на 5% - непосредственно методические приёмы.

Одно из непременных условий изменения убеждения - желание самого пациента сделать это. Изменить убеждение против воли человека можно, но это длительный и трудоёмкий процесс.

«Взмах»

Техника «взмаха» задаёт мозгу направление в работе и может быть применена для чего угодно: изменения настроения, избавления от вредных привычек, такого, например, синдрома, как навязчивое состояние, и т. д. В основе метода лежит врождённое стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостазис.

Техника

  1. Определите проблему, с которой Вы потом будете работать. Это может быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т. д.
  2. Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
  3. Теперь создайте второй образ, вторую картину - как если бы Вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома. Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
  4. «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока ещё маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
  5. Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удалённым и, главное, неприятным.

Пример. Предположим, проблема, над которой Вы собираетесь работать, - это привычка (обсессия, компульсия) злоупотреблять алкоголем. Представьте себе картину, связанную с выпивкой или ритуалом выпивки. Это могут быть бутылки, стаканы, наполненные водкой, Ваша рука, держащая полную рюмку, и т. д. Сейчас на время отставьте эту картину в сторону и создайте своим мысленным взором ситуацию или собственный образ, как если бы Вы уже покончили с вредной привычкой. Наверное, это будет здоровый, уверенный в себе человек.

Теперь возьмите первую картину, сделайте её большой, яркой, отчётливой и в нижний правый угол поместите маленькую, темную, расплывчатую вторую картину. Теперь быстро увеличьте размер, яркость и чёткость этой маленькой картины до такой степени, чтобы она закрыла первую картину. Это - «взмах».

Как только Вы «махнёте» эти картины, полностью очистите экран. Можете открыть глаза. Затем снова «вернитесь» внутрь себя и проделайте «взмах» ещё раз. И так пять раз.

Теперь попробуйте представить себе первую картину. Если «взмах» проведён эффективно, то это будет сделать трудно. Картина будет постоянно исчезать, а если и появится, то будет тусклой, далёкой, а ощущения, связанные с ней, блёклыми. Для того, чтобы «взмах» был эффективным, лучше, чтобы в первой картине Вы себя не видели, даже если у Вас там несчастный, виноватый вид. А вот во второй картине желательно быть самому.

«Взрыв»

Иногда компульсия лучше устраняется посредством её «взрыва» с последующим «взмахом».

  1. Подумайте о своём навязчивом желании (что-то съесть или выпить, иметь автомобиль или женщину и т. д. Остановимся, к примеру, на навязчивом желании потреблять спиртное.
  2. Теперь подумайте о желании, не носящем компульсивного характера, о том, к чему Вы относитесь более или менее безразлично. Например, о желании выпить фруктового сока, когда Вас не мучит жажда.
  3. Определите, какие субмодальности формируют навязчивое состояние и какие - Ваше нейтральное положение. Найдите субмодальные различия и определите ведущую субмодальность, формирующую навязчивое состояние.
    Например, представьте себе стакан, наполненный водкой, и стакан с фруктовым соком. Определите, какая субмодальность при навязчивом желании является доминирующей: величина стакана, яркость картины, особенность запаха или вкуса? Таких субмодальностей может быть две–три. Проверьте их на нейтральном желании и выберите одну наиболее мощную, ведущую субмодальность, которая формирует компульсию.
  4. Теперь произведите «взрыв» навязчивости, манипулируя доминирующей субмодальностью.
    Есть два способа произвести «взрыв»: 1) одноразовое мощное усиление доминирующей субмодальности; 2) многократный метод «храпуна».
    Первый способ заключается в том, чтобы быстро усилить ведущую субмодальность до такой крайней степени, что кинестетическая реакция превысит верхний порог и… «лопнет». Вместе с ней «лопается» и навязчивость.
    Второй способ - это быстрое, многократное повторение первого. В этом случае Вы очень быстро усиливаете ведущую субмодальность. Потом возвращаете «картину» в исходное состояние и снова быстро увеличиваете. Повторения идут последовательно и быстро, пока что-то не «лопается». После «взрыва» компульсия исчезает.

Пример. Вам удалось выяснить, что компульсивное желание сделать глоток спиртного увеличивается по мере того, как увеличивается размер стакана с налитой в него жидкостью. Теперь Вы нашли способ увеличивать или уменьшать желание, приближая или удаляя зрительным взором стакан.

Быстро одноразово наращивайте размер стакана, пока не произойдёт «взрыв» (первый способ).

Быстро увеличьте размер стакана и снова верните «картину» в прежнюю позицию. Ещё больше увеличьте размер картины и снова верните её в исходное состояние. Меняйте картины быстро, не останавливаясь, несколько раз увеличивая размер стакана, пока не произойдёт «взрыв» (второй способ).

Визуально-кинестетическая диссоциация

Общие положения. Вспомните одно из правил НЛП: ассоциированное восприятие усиливает остроту переживаний, диссоциированное - уменьшает.

Чувство по поводу чувства (диссоциированное восприятие) - это всё равно, что воспоминание о любви по сравнению с самими любовными ласками. Одно дело самому находиться в «картине» и совсем другое - наблюдать эту картину со стороны.

Визуально-кинестетическая диссоциация применяется при острых реактивных состояниях, половых дисгамиях, фобиях. Цель её - убрать из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в эйдетических образах (ассоциированное восприятие) в воспоминания в конструированных образах (диссоциированное восприятие). Ведь известно, что приятные события обычно запоминаются (и воспроизводятся) человеком в эйдетических образах, отрицательные - в конструированных. Это одна из защитных реакций организма.

Ниже приводятся наиболее часто применяемые техники трёхступенчатой визуально-кинестетической диссоциации при остром реактивном состоянии и при фобии в рамках обсессивно-фобического невроза.

Техника 1

  1. Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациентки, находящейся рядом с врачом.
  2. Удерживая «якорь», предложите пациентке визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, своё более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психотравмой (изнасилованием).
    Таким образом, пациентка сидит рядом с терапевтом, «видя» перед собой себя - более молодую.
  3. Затем попросите пациентку представить себя сидящей позади себя.
    Итак, пациентка представляет себя (своим внутренним взором) трижды: 1) сидящей рядом с врачом («актуальное тело»); 2) сидящей впереди («более молодая» пациентка); 3) сидящей сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трёхместная диссоциация осуществится, поставьте её на «якорь».
  4. И наконец (кульминация лечения), попросите пациентку снова пережить психотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая её как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что всё происходит с ней более молодой.
  5. Когда картина изнасилования полностью просмотрена, предложите пациентке снова вернуться из позиции 1-й в позицию 2-ю так, чтобы «визуальная перспектива», сидящая сзади, интегрировалась с «актуальным телом».
  6. Теперь попросите сегодняшнюю пациентку пойти к себе - «более молодой» и уверить её в том, что она из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ей успокоение и чувство уверенности в себе.
  7. Когда сегодняшняя пациентка убедится в том, что та, «более молодая» пациентка, её понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация» станет частью сегодняшней пациентки.
    Если в какое-то время пациентка начинает реально (эйдетически) переживать свою психотравму, верните её в позицию 1-ю и «заякорьте».

Техника 2

Представьте, что Вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии.

Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда Вы можете наблюдать за собой, сидящим в зале и смотрящим на экран, и за тем, что происходит на экране.

Затем превратите снимок на экране в чёрно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Остановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Всё будет происходить наоборот - точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Прокрутите его ещё раз. Теперь «выплывайте» на своё прежнее место в зале. Фобия исчезла (Р. Бендлер. Используйте свой мозг для изменения. - 1985. - С. 49–50).

Управляемое восприятие
(«Посмотри на себя глазами, полными любви»)

Метод основан на регулирующем эффекте ассоциированного и диссоциированного восприятия. Может применяться как с лечебной целью, так и для саморегуляции, выработки уверенности в себе.

Эти глаза, полные любви, принадлежат тому, кто тебя любит. В таких глазах нуждается любой, особенно больной человек. Некоторые люди адаптируются к дефициту любви: «Были бы деньги», «Не было бы войны». Но многие страдают от этого, тяжело перенося одиночество. Дефицит любви порождает неуверенность в себе, а это путь к депрессии.

Техника

  1. Предложите пациентке вообразить себя писателем.
  2. Попросите её найти кого-то, в чьей любви она уверена. Если такого человека нет сейчас, может быть, он был прежде. Если же его не было вообще, можно создать его образ. Это нетрудно, так как каждый из нас мечтает любить или быть любимым.
  3. Попросите её описать такого человека в деталях, которые сделают его более значимым для самой пациентки (не забудьте про метод «Наложение»).
  4. Предложите пациентке переместиться из своего тела в тело любящего её человека. Сначала это бывает трудно. Когда получится, «поставьте позицию на якорь». Дальше Вы используете метод визуально-кинестетической диссоциации, с той лишь разницей, что пациентка будет смотреть на себя глазами любящего её человека.
  5. Напомните пациентке, что тот, любящий её человек, - писатель. И сейчас он напишет о ней рассказ, новеллу… Напишет о том, как она прекрасна и почему она для него - единственная в мире. (Это даёт возможность оценить или вспомнить имеющиеся у неё достоинства.)
  6. Теперь попросите пациентку вернуться в своё тело, взяв с собой всю гамму переживаний, из которых самым ценным будет ощущение, что она любима и достойна любви.

Рейфреминг

Рефрейминг (от англ. - frame) - переформирование. Дословно - обрамлять, придавать форму (вставить в новую раму ту же картину, вставить в ту же раму новую картину: заново приспособить, по-новому сформулировать). Опытный психотерапевт умеет улавливать и понимать эти невербальные признаки «ответов».

В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения НЛП:

  • любой симптом, любая реакция, любое поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в неподходящем (несоответствующем) контексте;
  • у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить;
  • каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт и, как результат, субъективную модель мира.

Этот метод хорош тем, что, вместо того чтобы работать с «содержанием» проблемы, он, используя скрытые ресурсы организма, реорганизует внутренние психические процессы человека и меняет отношение к самой проблеме.

Существует несколько техник рефрейминга (шестиступенчатый рефрейминг, контекстуальное переформирование и др.). Мы рассмотрим наиболее часто применяемый в практике шестиступенчатый рефрейминг. Но прежде опять немного теории.

В НЛП распространено такое понятие как «часть». Имеется в виду «часть» личности (субличность), ответственная за то или иное поведение, за тот или иной симптом. Это, несомненно, лишь условность, технический приём. Но этот приём позволяет добиваться хороших терапевтических результатов, так как по своей сути является диссоциацией, снижающей аффективную насыщенность переживаний целостного Я . С «частью» можно вступить в контакт, задавать ей вопросы, получать ответы. Естественно, вопросы пациент задаёт сам себе и сам же формирует ответы. Ответы могут поступать в виде слов, «картины», звуков, кинестетических образов.

Как правило, первое знакомство начинающих психотерапевтов с методами НЛП, в том числе с визуально-кинестетической диссоциацией, рефреймингом, поначалу вызывает у них скептическую улыбку. Хотелось бы предостеречь их от поспешных выводов. А лучшим доводом в пользу этих приёмов послужит практика. По сути, это работа с подсознанием. Техника шестиступенчатого рефрейминга часто применяется в работе с вредными привычками (алкоголизм), девиантными формами поведения (суицид, сексуальные девиации), навязчивыми состояниями и др.

Техника

  1. Определите болезненный симптом, синдром или форму нарушения поведения.
  2. Попросите пациента войти в контакт с его же «частью», ответственной за формирование и проявление этого симптома или отклоняющегося от нормы поведения. Для этого предложите ему закрыть глаза, сосредоточиться на внутренних ощущениях и мысленно спросить себя: «Хочет ли «часть» меня, создающая этот симптом или нежелательное поведение (конкретно: головную боль, навязчивый страх, злоупотребление алкоголем или табаком), говорить со мной?»
    Затем пациент внимательно следит за возникающими или, наоборот, исчезающими ощущениями (звуками, внутренними диалогами, «картинами», кинестетическими ощущениями).
    Терапевт должен «увидеть» внешние невербальные признаки возникающего контакта: новую позу, резкое движение, иную мимику и т. п. Для большей достоверности следует заранее попросить пациента обозначить возникающий контакт с «частью» движением руки, кивком головы.
    Предварительно следует рассказать пациенту про множество «частей», составляющих целое Я . Разъяснить, что каждая из «частей» существует, в принципе, чтобы приносить ему пользу и только позже трансформируется в болезненный симптом или нежелательное поведение. «Высота опасна: можно упасть и разбиться». И как гиперболизация адекватного опасения - фобия высоты. «Осторожно переходи улицу: транспорт опасен». Трансформация - фобия открытого пространства, площадей.
  3. Отделите симптом (поведение) от первоначального мотива (намерения). Другими словами, узнайте, для чего первоначально возникла данная «часть». Ответами могут быть: «Чтобы не попасть под автомобиль», «Чтобы не заразиться» и т. п. Это элементы психоанализа.
  4. Найдите новую «часть» (новый способ), способную удовлетворить это первоначальное намерение. Можно найти два–три новых способа. Для этого попросите пациента обратиться к своему внутреннему Я , точнее, к его «творческой части», с просьбой найти эти новые способы. Если «творческую часть» внутри себя отыскать не удастся, создайте её. Для этого попросите пациента вспомнить ситуации, когда он был способен к творчеству и разрешал те же ситуации (осуществлял те же намерения) иными путями (например, не за бутылкой водки, а более рациональными и менее травмирующими способами). Если попытка удалась, «поставьте якорь». Если же пациент продолжает утверждать, что никогда не был склонен к творчеству, предложите ему вспомнить человека, к которому он относится с уважением и который способен к творчеству. Пусть представит себе этого человека (визуально, аудиально, кинестетически), а затем попросит его найти три хороших способа исполнения намерения.
  5. Теперь предложите первоначально выделенной части (ответственной за симптом) использовать эти новые возможности (способы) для реализации своих намерений. Техника всё та же: внутренний диалог с «частью». Например: «Согласна ли ты, что эти три новые возможности для меня более удобны и полезны? Согласна ли ты использовать их вместо старых?».
  6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его части (все Я ) с заключённым договором? Если возникают возражения, начните весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чём заключается возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключён, процесс рефрейминга можно считать завершённым. Нужно ждать результатов.

Контекстуальный рефрейминг - это подбор (отыскивание) подходящего контекста для определённого поведения. Например, авторитарным можно (и нужно) быть только в определённых ситуациях, но не всегда.

Коммуникация с симптомом - это рефрейминг, помогающий избавиться от симптома.

Пример. У пациента навязчивый страх умереть от инфаркта миокарда. Выяснилось, что приступ стенокардии возник впервые после «пьянки с друзьями» и что пациент не может отказать своим друзьям, когда те предлагают выпить. Понимает, что навязчивый страх умереть «напрямую» связан со злоупотреблением алкоголем и является своего рода защитной реакцией.

В процессе рефрейминга была призвана творческая часть, которая изобрела три новых способа избежать выпивки: 1) избегать компаний; 2) оставаться с друзьями только тогда, когда самому этого хочется; 3) придумать какую-нибудь болезнь, исключающую приём алкоголя (язва желудка, панкреатит). В дальнейшей коммуникации все части пациента пришли к согласию: «Научись твёрдо говорить «нет»!». Пациент избавился не только от навязчивого страха смерти, но и от привычки злоупотреблять алкоголем.

Терапевтическая метафора

Техника метода состоит в умении рассказывать поучительные истории, «психотерапевтические сказки» - метафоры. По сути, каждый опытный психотерапевт (и не только он), имеющий богатый жизненный опыт и некоторую способность сочинять, фантазировать, владеет метафорой.

Естественно, у этого метода нет чёткой техники, однако существуют некоторые правила и определённая последовательность создания и изложения метафоры.

Правила

  1. История должна быть в чём-то идентичной проблеме пациента, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, лишь соприкасаться с ней.
  2. Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем, пациент смог бы «увидеть» возможность нового выбора.
  3. Если пациент не в состоянии сделать выбор самостоятельно, предложите ему сами варианты решения сходных проблем. Только не делайте это, как говорится, в лоб.

Последовательность

  1. Определите проблему.
  2. Определите структурные составляющие проблемы (разбейте её на части, наметьте основные действующие лица).
  3. Найдите параллельные ситуации.
  4. Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова…»).
  5. Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения психотерапевта. Иначе неизбежно сопротивление.

Традиционная структура психики, состоящей из сознания и бессознательного , принимается во внимание и в гипнотерапии. Опыт показывает, что существуют огромные пласты психики, никак не осознаваемые нами, но при этом оказывающие на нашу жизнь огромное влияние. При всей развитости сознания, мы не осознаем, наверное, и сотой доли истинных причин нашего поведения и жизненных обстоятельств.

Отношения сознания и бессознательного чрезвычайно сложны. В бессознательном живут инстинкты, пласты архаического сознания предков, архетипы, глубинные страхи, вытесненные воспоминания, глубинная память, мотивация, моральные стандарты и свобода импульсов. Их многостороннее взаимодействие друг с другом и с сознанием составляет сложную личность человека. Бессознательное координирует и соотносит между собой биологический, родовой, социальный и психологический аспекты жизни человека.

В бессознательном хранятся как истоки наших проблем, так и самые сильные ресурсы. Гипноз может воздействовать как путем выявления проблемы, так и активацией необходимых для ее решения ресурсов. Часто оба подхода сочетаются в одном сеансе.

Главное, что важно осознать о бессознательном – это что оно живет по своим законам, мало зависящим от сознания. Поэтому так трудно самостоятельно заниматься устранением своих психологических проблем: сознанию недоступны их истинные причины, и искать их самостоятельно мы будем скорее всего не в том направлении. Бессознательные мотивы руководят нами скрыто, и при попытке их самостоятельно достать они также скрыто будут направлять нас на ложный след.

Это примерно как пытаться поймать голыми руками рыбу из океана.Вот почему лучше всего обратиться к специалисту по работе с бессознательным, который сможет помочь вам распутать сложные хитросплетения ваших противоречивых желаний, скрытых обид и последствия давно забытых травм. Специалист подберет для рыбы правильную приманку и расставит правильные сети в нужном месте. И вообще, для начала определит, в той ли рыбе дело и в том ли водоеме она водится.

Основной приём гипноза для контакта с бессознательным – это диссоциация сознания и бессознательного. Главным подходом является пробуждение процессов в бессознательном, ведущих к трансформации человека, активация его внутреннего ресурса на дальнейшее выздоровление.

Распространенные гипнотические методы работы с бессознательным

1) Прямые внушения.

Этот метод постепенно уходит в прошлое, уступая место более эффективным и экологичным приёмам. Путем внедрения новых установок можно устранить болезненные симптомы и скорректировать поведение. Лично я против применения жестких методов гипноза и прямых внушений (за исключением крайних случаев, например, экстренное обезболивание в стоматологии, кодирование при запущенных стадиях алкоголизма), потому что всякий проявленный симптом как правило сдерживает нечто большее, непроявленное, и если устранять непосредственно симптом, не разобравшись в проблеме, заложенная в нем разрушительная сила может прорваться в другом месте и создать другую, возможно еще более неприятную проблему. Как и медикаменты, прямые внушения могут вызывать побочные эффекты.

Перепрограммировать бессознательное – не самая лучшая затея. Но бессознательное можно частично понять! Осознание своих бессознательных мотивов, восстановление причинно-следственных связей, проработка мучительных вытесненных воспоминаний дают колоссальный эффект без вреда для состояния. С этой задачей лучше справится метод гипноанализа.

2) Косвенные внушения / двойные установки.

Автором этого метода является выдающийся гипнотерапевт Милтон Эриксон. Суть метода в том, что речь терапевта воздействует на бессознательное путем метафор, и решает проблему внутри бессознательного, минуя сознательный фильтр. То есть, гипнолог не говорит о проблеме напрямую, но иносказательно обращается к бессознательному, чтобы оно решило проблему внутри. Эриксон однозначно признавал главенствующую роль бессознательного и считал, что терапевтическому воздействию должно подвергаться именно оно. Неудивительно, что клиент спустя какое-то время после сеанса не всегда способен понять, что это именно сеанс вызвал позитивные изменения в его жизни. Ведь будучи в сознании он просто слушал историю о птичках, летающих в лесу, что на сознательном уровне никак не связано с проблемой.

3) Гипноанализ – аналитическая терапия в состоянии гипноза.

Гипноз открывает доступ в бессознательное, а аналитические приемы помогают понять глубинные причины текущих проблем. Понимание скрытых мотивов, инсайты, катарсис вызывают улучшение состояния. Как только скрытое перестает таковым быть, необходимость в нём отпадает. Взрослый человек в состоянии гипноза вспомнив застарелую детскую обиду, перестаёт испытывать её, потому что во взрослом состоянии детская причина обиды больше не актуальна – и симптом уходит.

Какой метод подойдет именно Вам? Разные техники гипноза по-разному взаимодействуют с бессознательным. Гипноз может действовать на бессознательное в обход сознанию, и наоборот. Учитывая свойства сознания и бессознательного, становится очевидно, что выбор метода гипноза должен совершать специалист, а не пациент. Изнутри, исходя из сознательного состояния пациент даже не всегда точно понимает свой собственный запрос – ведь причина проблемы от него скрыта. К тому же, он бессознательно действует в интересах проблемы, а не ее решения.

Поэтому залогом успеха гипнотерапии является доверие к гипнологу , который приоткроет вам дверь в ваше бессознательное. Доверие поможет вам отпустить чрезмерный самоконтроль, позволит вам расслабиться и решить практически любую проблему на самом глубинном уровне.

Для записи на консультацию оставьте имя и адрес электронной почты в форме в правом нижнем углу, и нажмите кнопку "Записаться".

Здравствуйте!
Опыт работы показал, что в независимости от уровня достигнутого в саморазвитии, большинство не используют в полной мере позитивное мышление или даже игнорируют его. Со временем стало ясно, что именно негативное мышление является главной причиной того, что желаемые результаты не достигаются. А это часто порождает разочарование, сомнения и ведет к обнулению результатов всех занятий. Вот поэтому я предлагаю поработать с "Системой закрепления позитивного мышления в подсознании" . Если вы хотите прогресса в улучшении вашей жизни, то этот материал для вас!
Удачи, П. Лейман

Предисловие

Почему так трудно достигнуть положительных результатов

Земля начала жить под воздействием энергий Новой Эры. Новые энергии меняют все на Земле, в том числе и людей. Эти изменения открывают перед человеком невообразимые возможности.

Понятно, для активизации новых возможностей надо очиститься от старого, открыться новому, позволить себе и новым энергиям трансформировать свою суть. Для этого лучше всего подходит медитация. Да, медитация, которая является наилучшим инструментом для познания себя и не только духовной трансформации, но и физической. Отрадно, что стали появляться новые техники, но и они не заменяют, а дополняют медитации.

Однако и медитации, и новые техники далеко не всем позволяют воспользоваться своим потенциалом и открыть в себе новые возможности. В чем причина?

Современный человек даже пенсионного возраста не в состоянии (за очень редким исключением) медитировать по полдня ежедневно. А менее интенсивные занятия чаще всего не позволяют добиться желаемых результатов. Об этом говорят личный опыт, наблюдения за пациентами, письма практикующих для самосовершенствования медитацию и/или всевозможные техники. Часто происходит откат назад. Сначала "вырастают крылья", а потом через некоторое время "отваливаются".

Я проанализировал откаты и понял главную причину. Всевозможное старое и вредное настолько сильно внедрилось в сознание человека, а значит в его жизнь (что внутри, то и снаружи), что новым энергиям трудно пробиться через заслон негатива и провести изменения сложившейся человеческой сути. В перерывах между медитациями, и/или работой с развивающими техниками старые энергии берут верх. Их уровень настолько высок, что провоцирует человека на НЕГАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Что делать? Перестать подпитывать старые энергии негативным мышлением!!! То есть ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ.

Уверен, что все знают о позитивном мышлении. Это как бы азы самосовершенствования. Но так же уверен: не у всех уровень осознанности настолько высок, что позволяет сохранить позитивное мышление в откровенно негативных или стрессовых ситуациях. Поэтому предлагаю вспомнить что такое позитивное мышление, ведь повторение - мать учения и закрепить его в своем подсознании, чтобы в любых ситуациях оно всегда использовалось.

Введение

Хочу сразу обратить ваше внимание на следующее.

Сохранение спокойствия и осознанное позитивное мышление помогает справиться с проблемами и даже полностью исключить их из жизни. Позитивное мышление помогает соблюдать духовные законы в повседневной жизни. Быть успешным без позитивного мышления практически не возможно. Без позитивного мышления эффект от медитаций и развивающих техник сводится к нулю. Позитивное мышление является причиной благополучия, а не наоборот.

Прочтение обычного материала о позитивном мышлении, участие в семинарах и дискуссиях само по себе вряд ли заставит человека позитивно мыслить. Каждый человек должен работать над собой и своими ошибками, которые препятствуют позитивно мыслить. Для такой работы нужна практическая система саморегулирования, сразу указывающая на ошибки и подсказывающая меры для их устранения. Данная система выполняет эту задачу.

Данный метод-система является отличным практическим руководством для закрепления в подсознании позитивного мышления, а значит поможет материализовать в нашей жизни самые сокровенные желания.

Что внутри нас, то и снаружи

Об этом знали уже давно. В древних славяно-арийских ведах указывалось: "То, что внутри нас - в нас, то, что за пределами нас - тоже в нас" .

Мироздание считывает наши мысли, реагирует на те, которые мы постоянно передаем ему, и материализует их. Из-за задержки материализации наших мыслей во времени мы не замечаем эту связь. Но все радости, все страдания, все успехи, все неудачи сначала были созданы нашим мышлением. Большая часть нашего мышления делается бессознательно. Мысли приходят и уходят, часто овладевают нами, не спрашивая нас. В этом "супе" мыслей чаще всего преобладают негативные мысли, на них реагирует Мироздание, и мы страдаем от соответствующих последствий.

"Мы есть то, что думаем.
Все, что мы из себя представляем сформировано нашими мыслями.
Своими мыслями мы делаем Мир."

Эти слова Будды выражают глубокое понимание того, что мы являемся причиной того, что происходит с нами в нашей жизни. Наши мысли являются сырьем, из чего делается наша Жизнь.
Поэтому позитивное мышление - наш реальный шанс избавиться от негатива внутри нас, а значит удалить его из нашей жизни.

Инициирование

Занимаясь психологией и эзотерикой, я входил в контакт со многими людьми, которые как и я искали понимания духовных законов, искали эффективные способы достижения желаемых результатов. Это позволило мне понять, что главная ошибка многих (я тоже не исключение), это принятие пути развития за цель .

Ищущие работая конкретным способом, согласно какой-то системе, осваивают ее и переходят к новому методу. Как бабочки, порхают с цветка на цветок. А без применения знаний на практике развивается интеллект и подкармливается эго, но не достигается желаемое. Повышение информативности само по себе не приводит к позитивным сдвигам и гармонии. Изучение духовных законов одно, а применение их в повседневной жизни другое.

Не получение скорых желаемых результатов, чаще всего разочаровывает. Разочарование перечеркивает все положительные наработки, происходит откат. Жизнь не только не улучшается, но может даже ухудшится. Недовольство собой и жизнью может оказаться сильнее чем до начала занятий. Дело в том, что начиная заниматься духовным развитием, расширением своего сознания, человек инициирует себя в другую ипостась, открывает себя новым энергиям. И это навсегда, закрыться от новых энергий инициированному уже не удастся! Чем больше будут опускаться руки, тем сильнее новые энергии будут теребить, заставляя встать и идти.

На практике я понял, что главным препятствием для применения знаний о духовном развитии и расширении сознания является повседневное НЕГАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Вот почему я предлагаю эту систему закрепления позитивного мышления в подсознание всем инициированным, не зависимо от их уровня знаний и достижений целей.

Что такое позитивное мышление?

Существует множество книг на эту тему, но знаю, читая эти книги очень трудно добраться до четкого ответа на этот вопрос.
Этот факт говорит о том, что мы или все сильно усложняем, или проходим мимо очевидного.

В представленном вам материале нет примеров успешного применения позитивного мышления, нет ссылок на карму и реинкарнацию, нет философских рассуждений о судьбе и долге. Данная система просто учит применять знания о позитивном мышлении в повседневной жизни.

Взаимодействие сознания и подсознания

Представьте себе это следующим образом.

Изначально подсознание - чистый холст, сознание - художник и бессознательное - краски. Как холст не может контролировать то, что рисует на нем художник, так и подсознание принимает то, что передает ему сознание, в независимости от негативности/позитивности передаваемого. Как картина написанная на холсте предъявляется Миру, влияя на мысли и настроения рассматривающих ее, так и подсознание предъявляется нашему восприятию себя и Мира, влияя на неосознанные наши мысли и, соответственно, эмоции. Краски на палитре художника тускнеют или становятся ярче, а от этого зависит следующая картина.

Таким образом в подсознании накапливаются программы и установки, которые руководят нашими мыслями, нашим поведение и в конечном итоге нашей жизнью.

В общем, не важно как внедрились в ваше подсознание эти или подобные установки, которые заставляют вас думать "Я неудачник!", важно как от них избавиться.

Как художник может смыть с холста мрачную картину, выбрать светлые краски и нарисовать новую картину, так и сознание может удалить из подсознания негативные установки, заменить их на позитивные.

Важно, нужно сразу понять и принять то главное, на чем базируется позитивное мышление:

۰ Мысли материальны, они воздействуют на окружающий нас Мир.

۰ События и обстоятельства, которые происходят в нашей жизни, определяются нашими мыслями.

۰ Существует обратная связь между мыслями и эмоциями. Мысли порождают эмоции, эмоции увеличивают силу мыслей.

۰ На подсознание сознательное влияет гораздо сильнее бессознательного. Поэтому сознательное позитивное мышление избавляет человека от негативных установок.

۰ Наши проблемы, неудачи и т.п. происходят из-за глубоко укоренившихся в подсознании негативных установок, таких как:
"Я беспомощен перед жизненными обстоятельствами!"
"Люди по своей природе плохие и постоянно пытаются навредить мне!"
"Я бессилен, потому что моя личность была сформирована в детстве, и я ничего не могу с этим поделать!"
"Я болезненный, и это всегда было!"
"Я не творческий и у меня нет воображения!"
"Люди, которые имеют деньги, жадные и менее духовно развиты, чем я!"
"Деньги достаются очень трудно или преступным путем"
(Этот список, увы, вы без труда расширите чем-то своим личным).

Метод позитивного мышления очень прост, трудность его практического применении заключается в нас самих. Если вы поняли и приняли перечисленное выше, то остальное пустяк!

Вход в метод

Начинающим заниматься необходимо знать:

۰ Решающее значение для успеха с помощью позитивного мышления является внутреннее убеждение.

۰ Позитивное мышление, особенно в начале требует ежедневных занятий, и успех через позитивное мышление не падает с неба. Необходимо работать над собой, менять себя.

۰ Уверенность и спокойствие во время занятий, являются еще одним важным шагом на пути к успеху.

۰ Позитивное мышление необходимо применять ко всему абсолютно, даже к тому, что мы привыкли считать плохим (это не значит оправдывать и принимать зло).

۰ Мы не можем на сто процентов влиять на то, с чем сталкиваемся в настоящее время. Но мы можем на сто процентов положительно реагировать на то, с чем столкнулись. Положительная реакция формирует положительное развитие того, с чем мы столкнулись.

Доступ к подсознанию

В голове человека проносится в среднем около пятидесяти тысяч мыслей в день. Не каждая мысль настолько сильна энергетически, чтобы материализоваться в жизни. Но даже слабые энергетически мысли, если они систематически повторяются, образуют мыслеформы, которые воспринимаются Мирозданием как руководство к действию. Более осознанные мысли и/или усиленные эмоциями, быстрее образуют мыслеформы, то есть с большей вероятностью и быстрее материализуются.

Абсолютное большинство наших мыслей, как и поведение, формируются программами, заложенными в наше подсознание. Лицо, которое имеет подсознательную программу "Никто не любит меня", передает это убеждение в окружающий мир, другие люди бессознательно считывают этот посыл и ведут себя соответственно. Так же происходит и с другими программами, такими как "Я беден", "Я ничего не стою", "Я постоянно болею", "Я неудачник", "Я не могу сделать это". Но точно так же работают и положительные программы. "Я привлекателен" - и человек вызывает интерес, "Я успешен" - множество людей помогает такому человеку быть успешным.

Для понимания метода позитивного мышления нужно понять две функции нашего подсознания. Первая функция это накопление всевозможных поведенческих программ. Полная аналогия с компьютером. Вторая функция - руководить нашим бессознательным поведением. Если на вторую функцию подсознания человек не может влиять, то к первой функции он имеет постоянный доступ. В основном этот доступ бессознателен. Обратная связь подсознания и бессознательных мыслей работает на усиление уже вложенных в подсознание программ. А вот осознанный доступ в подсознание может удалить не нужные, вредные программы заменив их на нужные полезные.

Вот этим доступом к подсознанию и предлагает данная система воспользоваться.

Недавние исследования показали, что есть состояние сознания, которое открывает прямой доступ к подсознанию. Это так называемый альфа-уровень. На этом уровне сознания, тело расслаблено, мозг производит альфа-волны и очень восприимчив к любой информации. Исследования также показали, что подсознание не может отличить то, что происходит в реальности и что происходит в нашем воображении.

Эти две способности мозга дают возможность для эффективного внедрения позитивного мышления в подсознание и устранения всего негативного. Формирование положительных ментальных образов и мыслей в состояние альфа-уровня работы мозга до пятидесяти раз быстрее приводит к эффекту. Ведь в повседневной жизни вряд ли получится концентрироваться на одной мысли, чтобы гарантированно внедрить ее в подсознание.

Самые важные негативные проявления в повседневной жизни

Наше подсознание заполнено негативом, который непроизвольно проявляется мыслями и/или поступками. Эти проявления я называю "капканами" на пути к счастливой без проблем жизни. Представьте себе это так. Вы в своем саду расставили и замаскировали множество капканов. Вы уже забыли о них. Пошли в сад и бац... вместо наслаждения сочными фруктами, вам приходится лечить раненную ногу.

Вспомним некоторые капканы:

۰ Негативные мысли и убеждения о других людях. Они автоматически вызывают соответствующую ответную реакцию.

۰ Множество негативных слов заполонивших наш лексикон 1 . Ими мы запускаем в нашу жизнь негативную энергию, как бы замазывая черной краской то, что на самом деле цветасто, ярко и красиво.

۰ Обвинения других людей и/или обстоятельств. Снятие с себя ответственности, обвинения других и ссылка на обстоятельства приводят к полной жизненной несостоятельности.

۰ Сравнения. Сравнивать нужно только выбирая товар (в широком смысле этого слова), выбирая варианты своих предстоящих решений (так же в широком смысле) и выбирая цель. Остальные сравнения приводят к зависти или гордыне, то есть к саморазрушению.

۰ Присваивание происходящему названия "проблема". Называя что-либо проблемой, мы действительно получаем проблему. Марк Твен как-то сказал в конце своей жизни: "Я старый человек и у меня было много проблем. Большинство из них на самом деле никогда не было проблемами!"

۰ Выискивание недостатков у людей в том числе и в себе. Это приводит к разочарованию, унынию, в конце концов делает жизнь невыносимой.

۰ Оправдания своего бездействия или не надлежащего действия. Это та же безответственность, которая является гирей на ногах, не позволяющей легко двигаться по жизни.

1 Перечень основных негативных слов, которые не стоит употреблять, смотрите .

Что изменится в личной жизни благодаря позитивному мышлению?

Повысится уверенность в себя.

Появится постоянное чувство безопасности (конечно, кроме экстраординарных случаев, когда инстинкт будет главенствовать). Будущее перестанет пугать. Перемены перестанут пугать.

Разрешение даже трудных ситуаций будут направляться в выгодное для вас русло.

Контакты с людьми будут не обременительны. Отношение людей к вам будут доброжелательны. Не нужные партнеры и знакомые уйдут из вашей жизни. С близкими людьми взаимоотношения будут безоблачными.

Любых конфликтов станет гораздо меньше и через некоторое время их не будет.

Вы избавитесь от одиночества.

Уйдут проблемы со здоровьем.

Что изменится на работе благодаря позитивному мышлению?

Положительные изменения в личной жизни (смотри выше) естественно проявятся и в профессиональной жизни. Добавится еще ряд изменений.

Работа станет не обременительной.

Откроются возможности для приобретения желаемой профессии и/или перехода на желаемую работу то есть заниматься любимым делом.

Открывается возможность для карьерного роста и/или повышения зарплаты.

Успех будет сопутствовать вам в ваших делах.

Взаимоотношения с сотрудниками не будут проблемными.

Снижение активности сознания

На этом этапе мы уводим сознательную часть личности в сторону, начиная работу непосредственно с бессознательным. Как это можно сделать? Например, активность сознания сама снижается во время следующих процессов:

Состояние ожидания;

Состояние удивления;

Состояние психологического шока;

Состояние замешательства;

После перегрузки информацией.

Для наведения транса обычно используются первый и последний варианты, вернее, они самые простые в освоении. Также снижает активность сознания любой из описанных методов наведения транса (смотри главу «Наведение транса»).

ШАМАН В ВОЛЬШОМ ГОРОДЕ 23

Этот механизм самый простой и естественный, ведь люди всегда ищут смысл в том, что происходит с ними, и в той информации, которую они получают. Поэтому механизмы поиска аналогий, поиска сходства и различия выполняются автоматически и бессознательно. Спроси у девушки: «Чем ворон похож на стол?», и ты увидишь транс, который продлится пару секунд. Таким же образом человек простраива-ет связи того, что он слышит, с тем, что он знает. То есть когда гадалка говорит про «определенного мужчину», бессознательное подсовывает образ одного из мужчин, которое знает. С ним и работает дальше.

4. Бессознательные процессы

На этом этапе человек полностью готов к внушениям и метафорам, и мы начинаем использовать транс и добиваемся поставленных целей. Так что вперед, на баррикады! В смысле - наводить транс на все, включая неодушевленные предметы.

Пример

Вот вам пример совершенно работающей на наведение транса истории. Эта байка не имеет обсолютно никакого смысла, однако я люблю приводить ее в ходе демонстрации и объяснения микродинамики транса. Во время рассказа легко заметить транс, особенно сразу после финальной фразы. Вот эта история.

Жил-был весьма интересный человек, которого звали Стивен Гиллиген. И решил он как-то научиться правильно использовать транс, для чего поехал учиться к великому гипнотерапевту Милтону Эриксону. Они начали переписываться, потом Милтон пригласил Стивена к себе домой, в город Феникс.

24 ШАМАН В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

Долго ли, коротко ли, но Стивен добрался до дома Мил-тона, вошел внутрь и пошел по заботливо нарисованным стрелочкам по направлению к кабинету этого уникального человека. В конце концов он дошел до кабинета, миновав некоторое количество комнат.

Открыв дверь, он увидел Вирджинию Сатир, на которую Милтон Эриксон наводил транс. Причем Милтон Эрик-сон сидел в своей инвалидной коляске, которая стояла вверх ногами на потолке.

Стивен Гиллиген увидел эту картину, и у него наступило состояние сильного удивления.



В этот момент Милтон Эриксон кинул в него утюгом.

Выводы

Транс - очень естественное, хорошее и позитивное состояние, в котором люди любят бывать. Лучшая метафора для транса приблизительно такая: «Да, я слышу, что мне говорят. Да, я понимаю, что могу встать и уйти. Но так ломает...». С помощью транса можно получить прямой доступ к бессознательному, как своему, так и бессознательному другого человека. И для этого существует множество инструментов, о которых - буквально через три строки.

Глава 4. Инструменты для работы с трансовыми состояниями

Как ты уже понял, транс не совсем то же самое, что игра в футбол. Внутри транса существуют свои процессы, и ими можно управлять. Для этого существуют специально заточенные инструменты, основная цель которых - так манипулировать человеком, чтобы не вызывать сопротивления. Про эти инструменты рассказывается в этой главе.

Не секрет, что многие наши поступки неосознанны и даже прямо противоречат сознанию.

Например, курильщик прекрасно понимает и осознает, что курить вредно. Но случись какая-то неприятность, и его рука сама тянется к сигарете. Что в этом случае им управляет? Подсознание.

Строго говоря, все вредные привычки (переедание, алкоголизм, игромания, курение и т.п.) реализуются подсознанием . А значит, для избавления от них нужно в первую очередь перекодировать собственное подсознание .

Об одном из таких способов я и хочу сегодня рассказать.
Но начну издалека, с небольшого пояснения о том, что такое сознание .

Сознание возникло в ходе эволюции человека, и возникло оно как приспособительный механизм, который помогал первобытным людям общаться между собой.

Как общались первобытные люди? Они общались с помощью знаков - определенные позы, определенные звуки, определенные движения рук, а позже рисунки и речь.

Т.е. сознание возникло для того, чтобы обрабатывать символы, с помощью которых первобытные люди обменивались информацией.

Основная функция сознания - это обработка символов . Именно поэтому в сознании есть только символы и ничего кроме символов, оно оперирует только символами.

Первобытным охотникам было важно договориться о том, как загнать, например, оленя. Но не какого-то конкретного оленя, а ЛЮБОГО оленя.

Понимая, что всех конкретных оленей объединяет что-то невидимое (сейчас мы говорим, что слово "олень" - это символ всех оленей ), первобытный человек называл это что-то невидимое - "духом". Т.к. все предметы и объекты мира имели свое название, то "дух" был у всего - был "дух воды", "дух дома", "дух скалы", "дух деревянной ложки", "дух оленя".

По представлениям первобытных людей процесс уговоров "духа оленя" отдать своего представителя на съедение был намного важнее, чем сам процесс охоты. Поэтому для уговоров "духа" разрабатывались целые ритуалы, делались долгие приготовления, наскальные рисунки и жертвоприношения.

Итак, весь мир, который окружает человека, состоит из символов.

Слова, названия предметов (стул, дом, кружка), буквы, цифры и т.п. - это все символы.

Но тут есть две тонкости:

1. Общение происходит за счет непрерывной смены символов (из букв строятся слова, из слов предложения).

2. Символ не существует сам по себе. Символ всегда существует на каком-то неизменном фоне.

Важный вывод: сменяющие друг друга символы является основным объектом для работы сознания, и, что очень важно, неизменный фон при этом не осознается .

И психологи-экспериментаторы действительно подтверждают этот вывод - "то, что не изменяется, то не осознается " - говорят они. В психологии это известно, как Закон Джеймса .

Вот как писал об этом еще Г.Спенсер: "Все согласно принимают, что без перемены сознание невозможно: когда перемена в сознании прекращается, то прекращается и сознание ".

Итак, неизменный фон ускользает из сознания.

Мы в своей повседневной жизни встречаемся с этим явлением на каждом шагу: например, мы очень быстро перестаем обращать внимание на привычное соприкосновение одежды с кожей, или на обручальное кольцо на пальце, горожане быстро привыкают к шуму машин на магистралях и т.п.

То, что не изменяется, то вытесняется из сознания.

На эту тему проведено множество интересных экспериментов и показано, что это правило справедливо даже в случае сильных неизменных сигналов.

Приведу некоторые из этих экспериментов:

1. Яркое цветное изображение стабилизировали относительно сетчатки с помощью контактных линз. После этого изображение всегда двигалось вместе с глазами, т.е. куда бы ни посмотрел смотрящий, это изображение для него всегда находилось на одном и том же месте. Оказалось, что уже через 1-3 секунды зафиксированное изображение перестает осознаваться - оно выцветает и поле зрения становится совершенно пустым (П.Колерс, 1970г.).

2. Большинство опытных машинисток нажимает на клавишу пробела большим пальцем одной руки (обычно правой). Д.Норман (1985г) провел опрос этих машинисток и задавал им вопрос - как и какой рукой они делают пробелы. Машинистки не смогли на этот вопрос ответить, до тех, пока не представили себе свою работу и не "понаблюдали" за тем, как они пользуются клавишей пробела. Д.Норман сделал вывод - однообразные действия не удерживаются в сознании.

3. Т.Рибо (1912г.) описывал опытного скрипача, который был подвержен припадкам мгновенной потери сознания. Скрипач продолжал играть, даже если эти припадки имели место во время исполнения пьесы. Вывод - для выполнения автоматизированных действий сознание не нужно.

4. М.В.Иванов (2000г.) проводил занятия в группах взрослых людей, где предъявлял участникам два рисунка с задачей найти в этих рисунках различия. Каждый участник находил почти все различия. Но всего один человек из 40 обратил внимание на следующее различие - надпись "Найдите различия в двух картинках " размещалась только над одной из картинок (и даже была наложена на ту часть изображения, где шел дым из трубы). Но эта надпись воспринималась, как фон и поэтому исчезала из сознания - при поиске различий на нее не обращали внимание.

Примеров на эту тему можно приводить много, но я хочу обратить ваше внимание на то, что и язык, которым свободно владеет человек, тоже является для него общим не замечаемым фоном. Например, человек, свободно владеющий двумя языками (билингв), не всегда осознает то, на каком он языке думает. М.Полани (американец венгерского происхождения), как-то писал, что однажды прочтя письмо и хорошо осознавая его содержание, он не мог вспомнить на каком языке оно было написано.

Иногда профессиональные синхронные переводчики, блестяще владеющими несколькими языками, после некоторой заминки, продолжают перевод, но уже на другой язык, не замечая этого.

Итак, сознание обращает внимание на изменяющиеся символы и не обращает внимания на неизменный фон - это базовый закон работы сознания.

Именно на этом законе и построен один из доступных методов кодирования собственного подсознания.

Заключается этот метод в следующем: при постоянном проговаривании одних и тех же слов, слова становятся фоном и перестают осознаваться. А значит, начинают напрямую попадать в подсознание.

Яркий пример работы этой методики - настрои Г.Н.Сытина . Настрои Г.Н.Сытина многостраничные, с повторяющимися блоками, которые нужно читать или слушать по нескольку раз в день - это отличный способ перепрограммирования собственного подсознания. Они оптимально подходят для условий стационара, где человек имеет возможность полностью сосредоточиться на своих недугах.

Этот способ непрерывного проговаривания определенного набора слов широко применяется в религиозных мистических практиках.

У мусульман эта практика называется "зикр", у индуистов - "джапа", у буддистов - "няньфо", у иудеев - "кавана", у православных - "имяславие" (или "исихазм").

Несмотря на разные названия, суть у всех этих практик одинакова - религиозные мистики используют непрерывную молитву (включающую проговаривание имени Бога), которую надо повторять все время бодрствования.

При постоянном многочасовом повторении имени Бога молитва становится фоном и кодирует подсознание.

Результатом становится необычайное чувство благодати , которое практикующие описывают, как " соединение души с Богом ", как состояние " в котором вы постоянно помните о Боге и его любви, и до такой степени неразрывно связаны с ним мысленно, что даже когда разговариваете с кем-то, то ваше сердце не с этим человеком, а все еще пребывает перед Богом ".

Конечно, этот способ д оступа в подсознание не прост и требует затрат времени, но тот факт, что его практикуют уже несколько тысяч лет жители разных континентов и вероисповеданий, говорит о его высокой эффективности.

Попробуйте и Вы им воспользоваться для устранения какой-либо вредной привычки.

*******

Небольшое напоминание.

Друзья, напоминаю, что скоро (01 февраля 2014 года ) заканчивается срок действия новогодней акции . И если сейчас Вы можете приобрести последний месяц курса (мини-курс внутри курса) и сам курс "Похудение" по сниженной стоимости (1000 руб за 4-ый месяц и 7000 руб за весь курс), то скоро такой возможности уже не будет.

Если хотите успеть поучаствовать в акции - у Вас еще есть время.