Должностные инструкции воспитателя детского сада по фгос. Должностные обязанности воспитателя

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Воспитатель дошкольных групп назначается и освобождается от должности заведующей ГОУ на основании за явления и составления трудового договора. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности воспитателя могут быть возложены на вос­питателя или педагога соответствующей" квалификационной подготовки.

12. Воспитатель должен иметь црофессионально - педагогическую квалификацию, высшее или среднее специальное образование. Высшая квалификационная категория присваивается по результатам аттестации.

1.3. Воспитатель непосредственно подчиняется старшему вос­питателю, заместителю заведующей по воспитательно-образовательной работе и заведующей ДОУ.

1.4. Воспитателю подчиняется помощник воспитателя и младший воспитатель.

1.5. В своей деятельности руководствуется:

    Конституцией РФ;

    Законом РФ.06 образовании»;

    решениями Правительства РФ;

    административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;

Типовым положением о ДДУ;

    Уставом и локальными правовыми актами ДОУ;

    нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной и практической дея­тельности;

Программно-методической литературой по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

    Правилами внутреннего трудового распорядка;

    приказами и распоряжениями заведующей;

    настоящей должностной инструкцией;

    Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    Трудовым договором (контрактом).
    1.6. Воспитатель должен знать:

    инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

    основы дошкольной педагогии, возрастной психологии,

физиологии и гигиены;

Элементарные методы диагностики физического, интеллектуального

и личностного развития детей;

    основы доврачебной медицинской помощи;

образовательные программы«

    культуру труда и служебную этику;

    Правила и нормы охраны Труда, техники безопасности и

противопожарной защиты.

1.7. Воспитатель обязан соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка,

2. ФУНКЦИИ

На воспитателя возлагаются следующие функции:

2.1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, сохранениеи поддержка индивидуальности ребенка,

    Воспитание, обучение, развитие детей.

    Планирование и осуществление воспитательно – образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ГОУ.

    Содействие социализации воспитанников.

    Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

3.1. Способствовать созданию благоприятной атмосферы и психологического климата в группе для физического, психического и интеллектуального развития каждого воспитанника.

3.2. Осуществлять:

Образовательную и оздоровительную работу с учетом возрастных особенностей детей;

Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях дошкольного учреждения и на детских прогулочных площадках», санитарными правилами и Правилами противопожарной безопасности;

Изучение особенностей развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в мониторинге;

Реализацию индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута каждого воспитанника;

Организацию, с учетом возраста воспитанника, его работы по самообслуживанию, соблюдению требований безопасное жизнедеятельности;

Оперативное извещение руководителя учреждения о каждом

несчастном случае, оказание первой доврачебной помощи;

Комплексные оздоровительные мероприятия (закаливание и др.),

способствующие укреплению здоровья, психофизиологическому развитию детей и рекомендуемые медицинским персоналом и психолого-педагогической службой;

Комплекс мероприятий по адаптации детей в коллективе и приобретению воспитанниками удовлетворяющего их социального статуса среди сверстников;

Взаимодействие с воспитанниками на основе сотрудничества,
уважения личности ребенка. и предоставления ему свободы
развития в соответствии с его индивидуальными особенностями;

Организацию работы по обеспечению развивающей среды в группе,

участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;

Инструктаж детей по охране труда и технике безопасности

на занятиях, в свободной деятельности;

Текущее и перспективное тематическое планирование своей работы

(на основе проектного метода) по воспитанию у детей патриотизма и гражданской позиции, организации самостоятельной художественно-речевой деятельности, обучению основам безопасности жизнедеятельности, формированию валеосферы ребенка;

- подготовку к проведению занятий в соответствии с тематическим планированием;

- подбор наглядного и дидактического материала;

Индивидуальную работу с детьми;

Подготовку и проведение родительских собраний (1 раз вквартал), консультаций для родителей;

Периодическое обновление содержания тематических стендов для родителей;

Оформление группы и информационных стендов к праздничным датам;

    оформление следующей документации:

    перспективный и календарный планы;

    план учебно-воспитательной работы на месяц;

    табель посещаемости воспитанников;

    тетрадь протоколов родительских собраний;

    рабочая тетрадь педсоветов и еженедельных планерок;

    тетрадь сведений о родителях;

    паспорт группы;

    мониторинг,

    индивидуальный маршрут ребенка;

    табель и графики закаливания детей;
    3.3. Обеспечивать:

    совместно с медицинскими работниками сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

Уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

Регулярное информирование родителей о состоянии здоровья детей;

    выполнение требований медперсонала;

    работу в тесном контакте со старшей медсестрой, медсестрой ФТО и ЛФК;

Безопасность жизнедеятельности детей в помещениях ГОУ и на прогулочной площадке;

Строгое выполнение режима дня и двигательной нагрузки детей;

    своевременное информирование медицинской службы об изменениях в состоянии здоровья детей;

    информирование родителей о плановых профилактически прививках;

    условия для благоприятного эмоционального климата в дет­ском коллективе;

    подготовку и качественное проведение занятий с детьми
    согласно утвержденному расписанию;

    сохранность подотчетного имущества, бережное использо­вание пособий и методической литературы;

    четкий порядок в групповой комнате.

3.4. Контролировать:

    двигательную и зрительную нагрузку детей;

    своевременность внесения родителями платы за содержание ребенка в ДОУ;

    сохранность игрушек и инвентаря в группе, вести их учет.

3.5. Принимать участие:

    в деятельности методических объединений и других формах
    методической работы;

    в инновационной экспериментальной деятельности;

3.6. Проходить:

    медицинский осмотр 1 раз в квартал строго по установлен­
    ному графику;

    аттестацию (1 раз в 5 лет).

Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:

    Участвовать в управлении ГОУ в порядке, определенном
    Уставом ГОУ.

    Принимать участие:

Во всех смотрах-конкурсах ГОУ и округа;

В инновационной деятельности ГОУ;

    В семинарах, тренингах, организуемых на базе ГОУ и НМЦ. Знакомиться с жалобами и другими документами, со­держащими оценку его работы, давать по ним объяс­нения.

    На конфидециальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотрен­ных законом.

    Самостоятельно выбирать и использовать методики, тех­нологии образовательного процесса, учебные пособия и материалы.

    Вносить предложения:

    По улучшению условий труда для их включения в соглаше­ние по охране труда;

    об участии своей группы в конкретных проектах образова­тельного цикла;

    по совершенствованию воспитательно-образовательной ра­боты, улучшению и оздоровлению условий проведения об­разовательного процесса.

    Доводить до сведения администрации сведения о всех не­достатках в обеспечении образовательного процесса, сни­жающих жизнедеятельность и работоспособность воспи­танников.

    Пользоваться всеми правами, касающимися режима ра­бочего времени, времени отдыха, отпусков, социального обеспечения, которые установлены учредительными до­кументами и трудовым законодательством.

    Повышать свою квалификацию:

    обучаться на курсах повышения квалификации (не менее 1раза в 5 лет);

    знакомиться с новыми педагогическими разработками;

    получать консультативную помощь от старшего воспитате­ля, педагога-психолога, специалистов учреждения.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Воспитатель несет ответственность:

    за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации;

    за реализацию не в полном объеме образовательных про­грамм, качество реализуемых образовательных программ;

    за соответствие применяемых форм, методов и средств в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, особенностям, спо­собностям, интересам и потребностям детей;

За сохранность одежды детей (вместе с детьми аккуратно и бережно

относится к ней, не допускает потери одежды или ее порчи);

За сохранность имущества в группе (игрушки, керамика, мебель, пособия и пр.);

За своевременное прохождение медицинского осмотра.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующей ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов вос­питания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За нарушение Правил пожарной безопасности, охраны Труда, санитарно-гигиенических правил воспитатель привлекается к административной ответственности в по­рядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

5.5. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением

(неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Воспитатель:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели (7 часов 12 мину ежедневно);согласованному и утвержденному заведующей ГОУ, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях ГОУ, на которые не установлены нормы выработки.

6.2. Заменяет временно отсутствующего воспитателя на основании почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены); не разрешается меняться сменами без согласования с администрацией.

6.3. Заменяющий своего сменщика в группе в период временного его отсутствия, при обоснованных обстоятельствах, может отказаться от замены и быть освобожденным от работы в дополнительную смену, при условии предварительного согласования со старшим воспитателем.

6.4. Обязан сообщать заведующей, старшей медсестре, старшему воспитателю о невыходе на работу по больничному листу и о выходе на работу после болезни.

6.5. Один раз в год (в мае) готовит группу к сдаче к новому учебному году.

6.6. Уходя с работы, воспитатель обязан оставлять свое рабочее место (группу) в полном порядке.

    Получает от администрации ДОУ материалы нормативно -правового и организационно- методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    Воспитатель ГПД: планирует и организует... ; - настоящей должностной инструкцией. 2. Должностные обязанности учителя Учитель выполняет следующие должностные обязанности : 2.1. Осуществляет...

Должностные обязанности воспитателя имеют большое значение в работе с детьми. Между тем, некоторые родители даже и не подозревают, что существуют некоторые правила, которым обязан следовать воспитатель в детском садике. Чтобы исправить данную ситуацию, сегодня мы с вами ознакомимся с обязанностями воспитателей. Их не так уж и много, а запомнить данный список очень легко.

Родительские собрания

Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что в должностные обязанности воспитателя входит проведение родительских собраний и, разумеется, бесед с мамами и папами. О данном пункте известно всем. Особенно когда время близится к праздникам и надо решать, каким образом это событие будет отмечаться. И, конечно же, если детскому саду необходимо провести сбор денег.

Тем не менее воспитатель детского сада должен своевременно и регулярно проводить собрания родителей. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, "домашнее задание" родителям.

На практике такое происходит крайне редко, приблизительно 2-3 раза в год. Хотя лучше всего проводить родительские собрания раз в месяц или два. Это помогает отследить успехи ребенка и его своевременную подготовку к школе.

Распорядок дня

Должностные обязанности воспитателя, как правило, включают в себя контроль за распорядком дня малышей. У детей в садике есть четкий график того, что они делают и во сколько (по времени). И этот распорядок приходится постоянно контролировать.

Если у детей в 13:00 тихий час, это значит, что воспитатель детского сада должен проследить за подготовкой малышей ко сну и при необходимости помочь им. При всем этом в данный период требуется также следить за тишиной. На практике в таких вещах помогает помощник воспитателя.

Когда распорядок дня малышей нарушается, приходится быстро исправлять ситуацию. Если кто-то капризничает и ни в какую не подчиняется графику, такого ребенка могут наказать, хотя споры о допустимости наказаний в детском саду ведутся постоянно. Воспитатель может отчитать малыша либо посадить его на некоторое время на стул.

Воспитание

Должностные обязанности воспитателя включают в себя воспитание детей при нахождении их в группе и на территории садика. Это известно всем и каждому. Ведь именно такие сотрудники отвечают за детское развитие после того, как малышей отдают в дошкольное образовательное учреждение.

К счастью, воспитанием и развитием сейчас занимаются все. Будь то воспитатель или помощник воспитателя - неважно. Главное, что придется организовывать развивающие занятия, проводить разнообразные беседы и экскурсии (обычно на территории детского сада), выполнять с детьми физические упражнения и преподносить им новую информацию в понятной и интересной форме.

Педагог-воспитатель - профессия очень важная. Ведь именно этот человек отвечает за своевременную подготовку малышей к более взрослой, школьной жизни. В некоторых случаях сотруднику придется искать индивидуальный подход к каждому ребенку. И хороший работник обязан справиться с поставленной задачей.

Безопасность

Инструкция воспитателя в детском саду также содержит пункт, который гласит, что сотрудник должен следить за безопасностью детей. И это действительно так, ведь родители отдают своих чад на фактическое попечение чужому человеку. И последний обязан передать малышей в конце дня обратно родственникам в целости и сохранности.

Следить за безопасностью детей приходится постоянно. Особенно во время экскурсий. На самом деле это не такое уж и простое занятие. Когда группа маленькая, справиться с ней еще можно. А вот если воспитатель детского сада занят большой группой деток, то придется изрядно постараться. Обычно в этом помогает младший воспитатель.

Кроме того, деятельность воспитателя подразумевает ежедневный отчет перед родителями о состоянии здоровья их малышей. В случае каких-то серьезных отклонений или опасности можно звонить родным и просить незамедлительно приехать в сад за ребенком. К сожалению, довольно часто воспитатели стараются не рассказывать о каких-то наблюдениях относительно здоровья ребят, а звонят родным только в очень опасных случаях.

Разработка плана

Старший воспитатель обязан разрабатывать план работы и график дня для малышей. Причем желательно согласовывать его с родителями. Например, на первом родительском собрании, которое, как правило, проводится до начала учебного года. При всем этом приходится учитывать особенности поведения каждого малыша и развитие детей. И уже в соответствии с полученными данными продумывать эффективный план. Иными словами, он должен учитывать индивидуальные особенности.

На деле же получается немного другая ситуация. Планы занятий с подробными инструкциями чаще всего скачиваются из интернета, немного редактируются (обычно редактированию подвергаются название и адрес садика, а также инициалы воспитателя-"разработчика") и преподносятся родителям. Те, в свою очередь, со всем соглашаются. А ведь в должностные обязанности воспитателя входит разработка правильного и эффективного графика действий на весь учебный год! И, как правило, такие планы не поддаются редактированию.

В действительности это очень удобно - позаимствовать чьи-то разработки. Только вот дети все разные. И им необходим сугубо индивидуальный подход. Кто-то развивается быстрее - им нужны занятия посложнее (лучше давать каждому что-то свое), а кто-то медленнее. Таким малышам придется уделять отдельное внимание. Хороший педагог должен учитывать эти особенности и подстраивать уже готовый план под детей. Или же разрабатывать его самостоятельно.

Гигиена и медицина

Должностные обязанности воспитателя также подразумевают соблюдение самим сотрудником санитарных норм и правил гигиены. Это касается и детей. То есть воспитатель обязан следить за санитарными нормами в группе, а также за соблюдением правил гигиены малышами.

Придется побеспокоиться и о здоровье, как о своем, так и о детском. Иными словами, работник обязан своевременно проходить медицинский осмотр. И, помимо этого, водить детей на плановые осмотры. Обычно медсестра или врач-педиатр есть прямо в здании садика.

Кроме того, именно воспитатель обязан докладывать о подозрениях на какие-то заболевания, а также показывать ребенка врачу, если у малыша уже наблюдаются определенные симптомы болезни. Когда ребенку становится плохо, педагог должен также показать его медсестре в садике. При необходимости, как уже было сказано, придется позвонить родителям, рассказать о случившемся, а также попросить забрать малыша и показать его доктору.

Нравственное воспитание и подготовка к школе

Должностные обязанности воспитателя в детском садике также включают нравственное воспитание детей. Это очень важный пункт, который должен приниматься во внимание при составлении плана работы на год. Плюс ко всему, воспитатели в детских садах, как правило, не просто занимаются развитием детей, а готовят их к школе, особенно в старших группах.

Эти два пункта очень важны для детей. Только хороший и ответственный воспитатель сейчас им следует. Нередко, как уже говорилось, педагоги просто скачивают готовые планы работы с детьми и немного редактируют их. И поэтому нельзя сказать, что такой подход хорошо скажется на подготовке к школе. Если уж нравственное воспитание можно хоть как-то подвести под одну гребенку во всех дошкольных образовательных учреждениях, то второй пункт - не столь гибкий.

Почему? Дело все в том, что подготовка к школе должна складываться, исходя из особенностей каждого малыша. И, разумеется, пожеланий родителей. А это не такое уж и простое занятие.

Изучение поведения и особенностей детей

Очень важным пунктом среди всех обязанностей воспитателя детского сада является изучение поведения и особенностей малышей. Именно этот момент требует отдельного внимания. Он важен точно так же, как и обеспечение безопасности ребенка в садике.

Дело все в том, что именно изучение поведения малышей и их склонностей/особенностей помогает разрабатывать учебный план на год. Без него невозможно добиться успеха в развитии. И только индивидуальный подход, как уже было сказано, поможет показать самые высокие результаты.

На деле данный пункт обязанностей зачастую опускается. И применяется он крайне редко. Ведь сотрудникам гораздо проще воспитывать детей по шаблону, чем придумывать самостоятельно разнообразные занятия, развлечения и методы обучения. Это не очень хороший (да и не всегда эффективный) подход к решению проблемы.

Аттестация воспитателей. Особенности процесса

Разумеется, младший воспитатель, старший, да и вообще все ответственные работники в детском саду обязаны проходить своевременную аттестацию. Обычно она проводится раз в несколько лет. При всем этом учитываются успехи детей-воспитанников.

Но с этим, как правило, проблем не возникает. Проводится аттестация под видом сдачи учебного плана, разработанного самостоятельно, а также при помощи информации от родителей обучающихся в саду детей. Учитывается и портфолио сотрудника. При успешном прохождении аттестации воспитатель может повысить свою квалификацию. Это то, что поможет ему в работе в дальнейшем.

Заключение

Итак, мы поговорили о том, что же обязан делать воспитатель в детском саду. Если объяснить все в нескольких словах, то такой работник обеспечивает развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении, подготавливает его к школе и обеспечивает досуг. При этом воспитатели также обязаны формировать мировоззрение и моральные нормы поведения ребят.

Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.

Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.

Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.

Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…

Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.

Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.


Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.


Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-об разовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?

Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?


Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:

    • Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
    • Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
    • Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
    • Основы психологической детской реабилитологии;
    • Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
    • Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
    • Законы этики педагога;
    • Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
    • Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
    • Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
    • Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
    • Основы социологии, экологии, экономики;
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • Правила пожбезопасности и охраны труда;
    • Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
    • Основы работы с текстовым редактором и т.п.

Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.


Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.

Должностная инструкция воспитателя детского сада определяет трудовые взаимоотношения. Она устанавливает функциональные обязанности, виды ответственности сотрудника, права, порядок занятия, освобождения от должности, правила подчинения, требования к опыту, образованию.

Документ разрабатывает начальник подразделения. Утверждает генеральный директор учреждения.

Представленную ниже типовую форму можно использовать при составлении должностной инструкции младшего, старшего воспитателя, воспитателя группы продленного дня. Ряд положений документа может отличаться в зависимости от специфики учреждения.

Образец типовой должностной инструкции воспитателя детского сада

І. Общие положения

1. Воспитатель детского сада принадлежит к категории «специалисты».

2. На должность воспитателя детского сада назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего специального и медицинское заключение о допуске к работе.

3. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему детского сада.

4. В период отсутствия воспитателя детского сада его функциональные обязанности, права, ответственность передаются иному должностному лицу, о чем фиксируется в приказе по учреждению.

5. Назначение или освобождение от должности воспитателя детского сада осуществляется приказом заведующего детского сада.

6. Воспитатель детского сада должен знать:

  • законодательство РФ, нормативные правовые акты по вопросам образовательной деятельности;
  • трудовое законодательство;
  • детскую, социальную психологию, педагогику;
  • нормативные акты о правах ребенка;
  • способы и методику контроля воспитанников;
  • возрастные особенности детей, гигиену, физиологию;
  • педагогическую этику;
  • способы коммуникации, налаживания контактов с коллегами, воспитанниками, их родителями;
  • способы, теорию воспитательной работы, наполнения свободного времени воспитанников;
  • методы установления причин конфликтных ситуаций, их предупреждение и устранение;
  • передовые педагогические методики развивающего обучения;
  • основы работы со средствами коммуникации;
  • основы экологии;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

7. Воспитатель детского сада руководствуется в своей деятельности:

  • Уставом учреждения;
  • данной должностной инструкцией;
  • законодательными актами РФ;
  • правилами внутреннего трудового распорядка, иными руководящими актами учреждения;
  • приказами, распоряжениями руководства.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

Воспитатель детского сада выполняет следующие должностные обязанности:

1. Контролирует вверенных воспитанников в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни, здоровья детей в помещениях учреждения, на прогулочных площадках.

2. Выполняет должностные обязанности только после прохождения медицинского осмотра два раза в год.

3. Следит за состоянием здоровья ребенка.

4. Регулярно проводит мероприятия по укреплению здоровья, совместно с медицинским персоналом учреждения.

5. Производит гигиенический уход за детьми. Уделяет внимание воспитанникам, которые посещают детский сад после болезни.

6. Осуществляет коррекционную, развивающую деятельность с воспитанниками по рекомендациям психологов и иных специалистов.

7. Планирует, производит воспитательную, образовательную деятельность в соответствии с программой, совместно со специалистами учреждения.

8. Готовится к проведению занятий по установленному плану.

7. Содействует выполнению установленного порядка занятий и режима дня.

8. Изучает индивидуальные интересы, способности детей. Использует данные результаты в педагогической деятельности.

9. Регулярно сообщает руководителю учреждения, старшей медсестре об изменениях в состоянии здоровья детей. Устанавливает причину отсутствия детей, ведет табель учета посещаемости.

10. Наблюдает за поведением детей во время адаптации. Ведет записи наблюдений.

11. Работает с родителями в вопросах воспитания детей в семье. Обеспечивает создание необходимых условий в помещениях учреждения для реализации воспитательной, образовательной программы.

12. Готовит досуг, праздничные мероприятия с участием детей, совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

13. Относится к воспитанникам с уважением, заботой, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

14. Заменяет воспитателя-сменщика в период его отсутствия.

15. Своевременно и качественно ведет документацию.

16. Выполняет поручения руководителя, старшего воспитателя, старшей медсестры, которые связаны с охраной жизни, здоровья детей, педагогической деятельностью.

17. Лично сдает смену второму воспитателю. Детей передает по списку.

18. Участвует в педагогических советах учреждения, методических объединениях в районе, округе. Проводит родительские собрания. Участвует в смотрах, конкурсах, выставках детских работ.

19. Ведет деятельность с воспитанниками по благоустройству территории учреждения.

20. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

21. Регулярно повышает профессиональную квалификацию на семинарах, курсах.

22. Бережно обращается с имуществом учреждения.

23. Налаживает санитарно-гигиенический режим в группе воспитанников.

ІІІ. Права

Воспитатель детского сада имеет право:

1. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения своих служебных обязанностей, сохранности материальных ценностей.

2. Представлять интересы учреждения в установленном порядке.

3. Выдвигать предложения в адрес руководства, которые относятся к деятельности учреждения.

4. Принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции.

5. Сообщать непосредственному руководителю о выявленных недостатках в деятельности учреждения. Выдвигать предложения по их устранению.

6. Вступать в коммуникацию с персоналом структурных подразделений учреждения по рабочим вопросам.

7. Вести, подписывать документы в рамках своей компетенции.

8. Получать необходимые сведения для исполнения своих должностных обязанностей.

9. Получать информацию о решениях руководства учреждения в отношении собственной деятельности.

10. Не исполнять свои полномочия при возникновении опасности для здоровья, жизни.

ІV. Ответственность

Воспитатель детского сада несет ответственность за:

1. Нарушение требований трудовой дисциплины, норм внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, противопожарной защиты.

2. Последствия своих решений, самостоятельных действий.

3. Нарушение требований этикета, норм общения.

4. Неправомерное обращение с личными данными воспитанников, сотрудников, разглашение конфиденциальных сведений.

5. Нарушение требований руководящих документов учреждения.

6. Качество ведения отчетной документации.

7. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

8. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, воспитанникам, государству.

9. Предоставление руководству, сотрудникам, родителям (опекунам) заведомо недостоверных сведений.

10. Несанкционированное руководством представление интересов учреждения.

Помощник воспитателя в детском саду

Помощник воспитателя в детском саду ассистирует в воспитательном процессе. Он участвует в занятиях, которые проводит воспитатель.

Основные должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду:

1. Регулярная уборка, проветривание, дезинфекция помещений учреждения.

2. Содействие воспитателю в проведении работ с воспитанниками.

3. Размещение заявок на замену, ремонт оборудования учреждения.

4. Помощь повару в приготовлении и подаче пищи воспитанникам.

Человек, которому мы доверяем своего ребенка, пока заняты работой, - это воспитатель детского сада. Именно к нему можно предъявлять самые высокие требования, касающиеся как уровня образования, так и чисто человеческих качеств, ведь он должен совмещать в себе чуткость, понимание и строгость. Хороший воспитатель сегодня на вес золота, ведь это очень сложная профессия, которая требует от человека сильного духа, стойкости, умения быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, при этом беззаветно любя всех детей мира.

Для того чтобы четко понимать, кто же он такой - идеальный воспитатель, стоит сначала разобраться, что же это за профессия.

Кто такие воспитатели?

Воспитатели - это которые воздействуют на умственное и физическое развитие детей 3-7 лет. Воспитатель обязан внимательно присматривать за всеми доверенными ему детьми в тот период, пока они находятся в ДОУ. Кроме того, в это период он должен заниматься их дошкольным обучением, своевременно накормить и положить деток спать, организовать интересные для детей мероприятия. Если воспитатель замечает какие-то проблемы у одного из детей, он в обязательном порядке должен сообщить об этом его родителям и предоставить рекомендации, которые должны помочь решить проблему.

Для упрощения работы за каждым воспитателем должна быть закреплена небольшая группа детей приблизительно одного возраста. И пока дети находятся в ДОУ, вся ответственность за их жизнь, самочувствие и здоровье возложена именно на воспитателя.

Детальнее об их обязанностях

Должностная инструкция воспитателя должна иметь перечень его обязанностей - об этом знают и руководящее звено, и родители, поэтому, если возникает вопрос, касающийся обязанностей воспитателя, достаточно внимательно изучить именно этот документ, чтобы все противоречия были разрешены.

В обязанности воспитателя в обязательном порядке входят:

  • Контроль за посещаемостью. Воспитатель обязан принять ребенка у родителей, а в конце дня отдать прямо в руки.
  • Проведение специализированных занятий для развития детей (улучшения моторики, логики и т.п.). Помимо того, что дети в детском саду развлекаются и отдыхают, хороший воспитатель обязательно должен проводить интересные для детей занятия, на которых детки будут развиваться.
  • Организация игр, мероприятий, праздников. Для того чтобы детям было интересно, воспитатель должен знать множество игр, которые прекрасно подойдут для развития детей. Также на его плечи возложена обязанность организации разных праздников и прочих мероприятий, на которых детки будут учиться проявлять себя, не бояться публики.
  • Контроль над посещением детьми врачей и получением необходимых прививок. Именно воспитатель отвечает за то, чтобы детки оставались здоровыми, и он имеет право настоять на том, чтобы ребенок посетил с родителями того или иного врача.
  • Должностная инструкция воспитателя детсада также подтверждает, что воспитатель обязан помогать детям переодеваться, причесываться, сходить в туалет. Конечно, дети должны привыкать к самостоятельности, но воспитатель обязан присмотреть за ребенком, помочь ему и ни в коем случае не позволять выглядеть неаккуратно или быть грязным.
  • Воспитатель обязан проконсультировать родителей по тому или иному вопросу, который может возникнуть в процессе воспитания их ребенка.

Где может работать воспитатель?

На должность воспитателя могут искать человека как государственные, так и частные, а также центры детского развития. Для каждого такого сотрудника должна быть разработана должностная инструкция воспитателя ДОУ. введенный в действие с начала 2014 года, должен перекликаться с должностными инструкциями воспитателей, так как именно он позволяет стандартизировать процесс дошкольного обучения, чтобы дети имели равные стартовые навыки перед началом школьного образования.

О профессиональных навыках

Понятно, что тот человек, который желает стать хорошим воспитателем, должен не только уметь помогать деткам или организовать праздник для них. Нужно быть способным находить общий язык с абсолютно разными детьми, постараться заметить проблемы и достижения каждого малыша, даже если в группе их больше двух десятков.

Должностная инструкция воспитателя гласит, что необходимо владеть такими навыками:


Как стать хорошим воспитателем?

Хороший воспитатель должен видеть в себе не человека, работающего по профессии, а человека, работающего по призванию. Но несмотря на это, даже должностная инструкция ночного воспитателя подразумевает наличие соответственного образования, так что если вы чувствуете, что желаете работать с детьми, стоит сначала получить диплом, который позволит заниматься любимым делом.

Как получить должность воспитателя в саду?

Многие воспитатели, которые работают в государственных детских садиках, мечтают о более высокооплачиваемой работе. Более высокую оплату труда предлагают в частных учреждениях, но и требования там немного другие. Конечно же, никак не обойтись без опыта работы, оконченного образования. При первых попытках получить подобную должность вам могут предложить должность помощника воспитателя. Должностная инструкция пом. воспитателя подразумевает выполнения почти тех же обязанностей, что и у воспитателя, но оплата будет ниже. Для начала это неплохой вариант, ведь очень скоро можно рассчитывать на повышение.

Что не обязан делать воспитатель?

Должностная инструкция четко очеркивает обязанности, но иногда возникают некоторые ситуации, в которых интересы родителей и воспитателя пересекаются, и возникает Так, родители могут пожаловаться руководству детского сада, хотя сами не понимают границы своих прав и обязанностей. Например, если родители задерживаются, а рабочий день уже закончился, кто в ответе за ребенка: мама или воспитатель? Должностная инструкция не подразумевает ожидания воспитателем непунктуальных родителей, так что не стоит забирать его свободное время после работы.

Мама обязана передать своего ребенка прямо в руки воспитателю. Если родитель оставил дитя у калитки, а малыш упал или поскользнулся, виновата мама, а не воспитатель. Должностная инструкция гласит, что родители обязаны передать ребенка с рук на руки. Если ребенок пришел сам, должен быть составлен подтверждающий документ с подписями воспитателя, а после - и одного из родителей.

Если воспитатель отказывается от требований руководства

Иногда возникают ситуации, в который воспитатель просто отказывается выполнять задание руководства, например, если от него требуют делать ремонт в детском саду за свой счёт. В таком случае нужно ссылаться только на свою должностную инструкцию. Если подобный пункт в ней не прописан, вы имеете полное право отказаться от выполнения подобный поручений.

О чем должен помнить воспитатель?

Должностная инструкция - это не единственный документ, который регулирует деятельность воспитателя. Еще есть требования, закрепленные на государственном уровне (например, санитарно-эпидемиологические). Воспитатель должен знать четко как свои права, так и обязанности, помнить о том, что ему доверяют самое дорогое - детей, поэтому несерьезным и безответственным людям в такой профессии не место.

Еще пара слов о профессии

Хороший воспитатель обязан любить детей, как своих, так и чужих, показывать деткам своим личным примером, каким должен быть взрослый человек. Нужно уметь в маленьком ребенке разглядеть личность со своими требованиями, мнением и желаниями. Ни в коем случае не допускается разное отношение к деткам из одной группы: перед воспитателем все равны, он все любит, во всех верит.

Если вы желаете работать воспитателем, сделайте все, чтобы стать только самым лучшим специалистом, который вызывает восторг и желание равняться на него. Станьте тем супергероем, которым восхищаются маленькие детки, который всегда защитит и поддержит.