День мертвых - по мотивам фриды кало. История появления символа

Бесшабашный праздник, всепроникающее веселье и тысячи оживших мертвецов заполонили город — ничего удивительного. Это Мексика отмечает Dia de los Muertos (День Мертвых).

Все переворачивается с ног на голову. Ночь станет днем, кладбище — самым популярным местом в городе, живые нарядятся мертвыми, а усопшие — оживут.

Исторически так сложилось, что в Мексике совсем другое отношение к смерти, нежели в привычной нам Европе. Смерть для них не конец, а продолжение жизни в ином мире. Мертвых здесь не поминают, а встречают с радостью. Ведь это единственный день, когда любимые родственники, покинувшие этот мир, могут навестить их.

Dia de los Muertos: история

Празднование Дня мертвых своими традициями уходит еще к древним ацтекам и майя. Система их верований была прочно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Еще до завоевания Мексики испанцами, ацтеки хранили у себя дома черепа родственников и использовали их в символических церемониях.

Летом, на протяжении одного месяца устраивался разгул в виде череды кровавых жертвоприношений, тем самым отдавалась дань уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Уже первым завоевателям Мексики казалось, будто ацтеки в своих обрядах насмехаются над смертью. Ритуалы посчитали кощунственными. Коренное население Центральной Америки принудительно обращали в католицизм, но их традиции было не так просто искоренить. Конечно удалось отменить кровавые жертвоприношения и сократить месячный разгул до 3-х дней. Но заменить радость на скорбь, а череп (один из главных символов Day of the Dead) на крест не вышло.

Когда отмечается День мертвых в Мексике

Языческий праздник попытались максимально вписать в христианский канон. Ранее Dia de los Muertos отмечали на 9-ом месяце ацтекского календаря, но его перенесли на 1-2 ноября, когда католики празднуют День всех Святых и День всех усопших. Иногда отмечать его начинают раньше, 31 октября.

Dia de los Muertos — национальный праздник в Мексике, так что эти дни считаются выходными, школы и предприятия не работают.

  • 1 ноября — День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев.
  • 2 ноября — собственно сам Día de los Muertos, когда поминают умерших взрослых.

Традиции Day of the Dead

По верования мексиканцев считается, что мертвые продолжают жить в загробном мире — Миктлане, а смерть лишь переход от одной жизни к другой. И спустя год после смерти усопшие возвращаются в свои дома, чтобы ощутить радость жизни, повидаться с родственниками и друзьями, получить то, что любили.

В крупных городах к Dia de los Muertos готовятся за несколько месяцев. В школах, институтах и местных сообществах начинают изготавливать маски и костюмы, ростовые куклы. Музыканты ежедневно репетируют. Рисуется дизайн алтарей, заказываются грузовики свежесрезанных цветов.

Алтарь и подношения

Алтарь из желтых бархатцев — это символическая дверь между мирами, которая призвана помочь душам побывать дома. Сам цветок часто называют цветком мертвых — flor del muerto. Алтарь должен стоять в каждом доме. В последние годы их устанавливают даже на площадях, в школах, магазинах и ресторанах, больницах, отелях и аэропортах.

К алтарю возлагаются подарки: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки для детей, алкоголь для взрослых. Обязательные атрибуты — вода, так как духов мучает жажда после путешествия, и специальный сладкий хлеб мертвых (pan de muertos).

Женщины целый день готовят еду, которую больше всего любили усопшие. В домах заправляется кровать, на которой умершие могли бы отдохнуть. Друзья и родственники собираются вместе для радостной встречи с покойными.

Черепа, скелеты и прочее

В преддверии праздника мертвых прилавки магазинов заполняются миниатюрными черепами, скелетами и гробами, которые сделаны из шоколада, глины или картона. На витринах они часто стоят пирамидками, отдаленно напоминая ацтекские цомпантли — стены из черепов побежденных, как символ неразрывной пары смерти-жизни.

Черепа и скелеты повсюду: в окнах, дверях, на улицах, нарисованы на одежде, стенах и асфальте. Часто они улыбаются, выполнены в ярких жизнерадостных цветах. Вам даже могут подарить череп или гроб с вашим именем, не удивляйтесь — это от всей души. Их принято дарить родственникам и друзьям. А дети вообще могут лакомиться эдакими чупа-чупсами в виде черепов.

Калавера Катрина

Скелет, облаченный в богатую женскую одежду с широкополой шляпой, также один из неизменных символов Дня мертвых. Некоторые считают, что именно так должна была бы сейчас выглядеть богиня Миктлансиуатль. Но на самом деле этот символ пришел из гравюры художника Хосе Гуадалупе Посады — La Calavera de la Catrina (1913 год). Художник стремился показать, что богатые и успешные также подвержены смерти. Но так или иначе, со временем образ Катрины прочно вошел в атрибутику Дня мертвых.

Гравюра: Хосе Гуадалупе Посада

Посещение кладбища — кульминация праздника

Парковки возле кладбища заняты на километры вокруг, а люди стекаются к нему плотным потоком.

Могилы приводят в порядок. Их усыпают лепестками, венками и букетами из желтых бархатцев, украшают свечами, приносят любимую еду и напитки покойного, его фотографии. Здесь же устраивают пикник и танцы под музыку мариачи.

Ночной поход на кладбище — не грустное событие, а долгожданная встреча с родными, возможность провести с ними время, а заодно и повеселиться, хорошо поесть и выпить в кругу родных и друзей. Возле каждой могилы семейная идиллия. Мужчины беседуют, женщины суетятся возле закусок, старшие родственники рассказывают смешные истории из жизни покойного, наряженные дети играют, а младенцы спят на руках родителей.

Парад мертвецов

И тем не менее, традиция задушевных ночных посиделок на кладбище скорее присуща жителям небольших городов и сел. А вот в крупных полисах все чаще устраивают настоящий карнавал.

В Оахака-де-Хуарес Dia de los Muertos устраивают с большим размахом. Это город танцующих скелетов, ярких черепушек, духовых оркестров и мариачи.

Пустынный днем город ближе к ночи внезапно заполняется бродячими оркестрами. Классические и народные инструменты создают невероятный музыкальный микс мотивов, которые и мертвого поднимут из могилы, а уж живых заставят плясать всю ночь.

За оркестрами собираются длинные шествия ряженых и просто зевак — это так называемая компарса. Удивительно, но такое шествие возникает спонтанно и не имеет ни четкого маршрута, ни расписания. Вы в любой момент можете примкнуть к пляшущей толпе и в музыкальном безумстве нарезать круги по городу.

Карнавал проникает всюду. Но очищающее разум безумие уйдет с первыми лучами солнца 3 ноября, до следующего года.

Региональные отличия

В наше время размах празднования Дня мертвых в некоторых местах Мексики затмевает собой Рождество. Но традиции часто варьируются от региона к региону. Мы вспомним о них лишь вкратце.

В Оахака-де-Хуарес отдают предпочтения карнавальным шествиям.

В долине Мехико — доминирует украшение алтарей и домов усопших.

В городе Помучь еще соблюдают традиции более характерные для доколумбовой культуры. Здесь каждый год эксгумируют останки своих близких и очищают от плоти, а в последующие годы и протирают. Следующее видео слабонервным не смотреть .

В районе Тлахуак в г. Мексика сохранили сельские народные традиции. Именно здесь вы сможете увидеть одно из самых ярко украшенных кладбищ.

В Окотепеке устраивают огромное количество жертвоприношений. А от домов, где за последний год умерли люди, до кладбища ведет дорога устеленная цветами.

Хеллоуин и День мертвых

Оба этих праздника проводятся практически в одно время, и на первый взгляд имеют много похожего. И Хеллоуин, и День мертвых произошли из ранних культур и позднее смешались с христианством. Также оба основаны на вере в то, что в эти дни мертвые возвращаются в мир живых. Весьма похожа и атрибутика с символами смерти. Но на этом общие черты заканчиваются.

Хеллоуин — это скорее страх смерти. Праздник изобилует отрицательными персонажами: демонами, ведьмами, вампирами, зомби и так далее. Маски надевают, чтобы злые духи приняли живых за своих и не причинили им вреда.

А День мертвых — это скорее любовь к близким, радость встречи с усопшими, их почитание. В Dia de los Muertos смерть — это то, что нужно отмечать, а не бояться.

Одним из моих любимых вариантов изображения черепа всегда был стиль Калавера. Блин, ну это реально круто! Если кого-то и пугают обычные мрачные черепушки, то веселенькие размалеванные калаверы не могут не вызывать симпатии. Сегодня черепа, разрисованные в этом стиле, – это модный тренд. Их можно увидеть на одежде или татуировках, модно устраивать фотосессии с соответствующим макияжем. Собственно, приветствую все эти проявления. А если кто-то из милых дам, рисуя калавера на своем лице, вдруг задумается, что это вообще означает, то эта статья придется им весьма кстати. А началось все в далекой Мексике…

День Мертвых

В переводе с испанского калавера означает, как ни странно, «череп». В Мексике он является символом Дня Мертвых, к которому там относятся с большим почетом. День Мертвых появился в результате слияния двух культур – испанской и индейской. Конкистадоры, понаехавшие из Старого Света, пытались всячески искоренить культуру майя и ацтеков и привить им свои традиции.

Среди навязываемых католических праздников были День Всех Святых и День Поминовения Усопших, приходившиеся на 1 и 2 ноября. Во время празднования среди прочего предполагалось делать пожертвования и подношения к церковным алтарям. По идее это должно было помочь душам умерших сократить сроки невеселого времяпровождения в чистилище и поскорее отправиться в рай.

Однако прожженные язычники индейцы восприняли все на свой лад. До покорения европейцами у них, естественно, были свои ритуалы, связанные с костлявой. У них было два праздника, названия которых лучше не пытаться выговорить, – Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Во время первого чествовали умерших детей, а во время второго – взрослых.


Результатом такого смешения стали два праздника, которые до сих пор отмечаются в Мексике, — День Ангелочков (Dia de los Angelitos) и День Мертвых (Dia de los Muertos). Они празднуются 1 и 2 ноября и тоже разделяются по возрастному признаку. Вместо пожертвований в церковь индейцы стали подносить дары самим умершим.

Так как смерть в представлении мексиканских индейцев считалась светлым началом в День Мертвых принято шуметь и веселиться. Считается, что в ночь с 1 на 2 ноября души умерших возвращаются погостить у своих близких. Поэтому мексиканцы часто собираются семьями или общинами и проводят время на кладбищах.

По традиции в это время устраиваются ярмарки и праздничные шествия, обязательным атрибутом которых является Калавера Катрина – скелет в женской одежде, украшенный цветами и красками. Многие считают, что она стала воплощением богини смерти Миктлансиуатль (я даже не пытаюсь написать это имя, тупо копирую), в честь которой древние индейцы принесли не одну тысячу человеческих жертв.

Другая теория ссылается на мексиканского иллюстратора Хосе Посада, жившего в конце 19-го – начале 20-го столетия. Посада стал основоположником серии карикатур, на которых все слои тогдашнего мексиканского общества изображались в виде скелетов. Основной идеей Посада было то, что не зависимо от твоего положения, роли в обществе и уровня достатка, всех нас ждет один и тот же конец, и перед лицом смерти все мы равны.

Одной из самых известных его работ является гравюра «Катрина». На ней изображен женский скелет в модной, украшенной цветами шляпке, которую могли себе позволить только представители богатых сословий. Само слово «Катрина» в переводе с испанского означает «франт». Якобы эта гравюра и является прообразом этой Катрины Калавера.


Калавера Катрина. Цинковая гравюра Хосе Посада

Не знаю, какая теория верна, но вторая мне импонирует больше. Украшая свой облик символикой Калавера, будьте проще, человечнее что ли, не расстраивайте Леонида Аркадьевича. Как бы ты не выряжался и не пыжился, каким бы важным себя не чувствовал, это не сделает тебя особенным в глазах костлявой. И в этом я полностью поддерживаю взгляды Хосе, мать его, Посада.

Людей, мало знакомых с мексиканской культурой, при посещении этой страны шокирует обилие черепов и скелетов. Туристам предлагают ярко раскрашенные черепа в качестве сувениров и ткани с рисунком в виде черепов. Эти страшные символы смерти можно увидеть на национальных праздниках. Даже в магазинах одежды и головных уборов стоят манекены, имеющие вид скелетов.

Чтобы понять происхождение мексиканского культа смерти, придется обратиться к истории этой страны.

Истоки культа смерти

В Средние века на территории современной Мексики существовала империя ацтеков. В культуре этого народа, в отличие от Европы, смерть никогда не была запретной темой. Ацтеки были озабочены своей посмертной судьбой не меньше, чем христиане, только условия попадания в рай в их религии были другими. На счастливую посмертную участь могли рассчитывать воины, погибшие в бою, и женщины, умершие во время родов. Тех, кто мирно скончался в глубокой старости, встречал в загробном мире бог Миктлантекуитли, носящий маску в виде черепа, и обрекал душу на полное уничтожение.

Такие верования заставляли как можно больше ценить жизнь и задабривать смерть жертвоприношениями, чтобы она не спешила забрать человека. Так родился культ смерти, унаследованный современной мексиканской культурой от ацтеков.

Культ смерти получил новый импульс во время гражданской войны, начавшейся в 1920 г., потребовавшей от многих мексиканцев героического самопожертвования.

В современной мексиканской культуре особое отношение к смерти сохраняется. Мексиканцы называют ее «Черной госпожой», «святой Смертью» и даже «любимой» или «невестой».

День мертвых

Квинтэссенция мексиканского культа смерти – День мертвых, который празднуют 1-2 ноября. Здесь имеет место взаимодействие двух традиций – языческой и христианской.

У ацтеков было два праздника мертвых: Миккаилуитонтли посвящался умершим детям, а Сокотуэтци – взрослым. Эти праздники были совмещены с днем поминовения усопших, который католическая церковь отмечает 2 ноября – сразу после Дня все святых. Коренные жители Мексики переосмыслили христианские обычаи: молитвы за усопших воспринимались ими как обращение к самим умершим, а милостыня, которую у христиан принято подавать за покойных, считалась жертвоприношением самим мертвецам.

Традиция праздновать День мертвых была подхвачена и выходцами из Европы и сохраняется в современной Мексике. 1 и 2 ноября мексиканцы не только посещают могилы близких, но и устраивают торжественные шествия и обращаются к Госпоже Смерти с просьбой даровать здоровье, счастье и поскорее забрать врагов. Детям в эти дни дарят сахарные черепа и шоколадные гробы.

Почитание мертвых присуще практически всем культурам, а образ смерти является одним из самых ярких в любой мифологии. Так, в Мексике существует особый праздник – День мертвых, который по дате проведения практически совпадает с Хэллоуином. Поэтому пришедший из Мексики образ Санта Муэрте (Святой Смерти) является довольно популярным во всех странах, в которых принято отмечать Хэллоуин.

Санта Муэрте – это образ, для создания которого были использованы и христианские, и языческие верования. Поэтому эта дама получилась весьма своеобразной. Вместо лица у неё, как и положен, череп. Но зато одевается она исключительно в яркие платья и обязательно украшает себя цветами.

Праздник, устраиваемый в Мексике в честь Святой Смерти – это веселое мероприятие. Люди устраивают карнавал, наряжаясь скелетами, украшают могилы родственников цветами и угощаются сладостями. Традиционным угощением являются конфеты из сахарной помадки в форме черепа.

Вот эти мексиканские традиции и послужили для создания интересного образа Смерти для карнавала. В отличие от образа обычного скелета, для которого используются только черно-белые цвета, данный персонаж более красочный.

Нужно заметить, что макияж Сахарный череп» на Хэллоуин, несмотря на кажущуюся сложность, вполне можно сделать своими руками. Данный образ подходит не только для девушки, но и для парня. Как можно увидеть на фото, мужской макияж и костюм для этого образа менее красочный, хотя использование цветов для украшения костюма является обязательным элементом.

Образ Святой смерти – это нечто среднее между скелетом и юным цветущим человеком, поэтому при его создании используются следующие детали:

  • белое лицо черепа с обязательным украшением узорами, желательно загримировать не только лицо, но и другие участки тела, не скрытые одеждой, или сделать плавный переход от загримированных участков к свободным;
  • одежда девушек должна быть яркой, подойдут платья с цветочным принтом. Обязательно стоит использовать украшения, лучше в винтажном стиле, а также другие детали образа «роковой красотки» - чулки, туфли на шпильках. Специфическая деталь образа – кружевная шаль. Мужчинам стоит выбрать вечерний костюм с ярким галстуком;
  • цветы – живые или искусственные, это не принципиально. Девушки могут использовать веночки или ободки с крупными яркими цветками. Мужчины украшают цветами тулью шляпы и лацканы смокинга (пиджака).

Как сделать макияж?

Большим достоинством данного образа является то, что грим «Сахарный череп» на Хэллоуин может быть весьма разнообразным. Можно проявлять фантазию, украшать макияж разнообразными узорами, использовать разнообразные цвета.

Читайте также: Перманентное окрашивание ресниц: способы и правила

Обязательными чертами являются:

  • выбеленное лицо;
  • обведенные темными тенями глаза, создающие впечатление пустых глазниц.

Остальные детали грима можно делать по своему усмотрению. Новички могут сделать данный макияж на пол лица. В этом случае потребуется выполнять вдвое меньше работы, и нет риска, что макияж получится несимметричным. А образ в этом случае получится не менее эффектным, особенно, если стараться почаще поворачиваться окружающим в профиль.

Как сделать макияж?

Рассмотрим, как сделать макияж на Хэллоуин, описав процесс создания одного из возможных вариантов пошагово. Сначала нужно продумать, каким будет наш мексиканский череп, и подготовить необходимую косметику и грим. Нам потребуется:

  • жирный крем, можно использовать аптечный вазелин (это средство необходимо использовать под грим, чтобы защитить кожу);
  • рассыпчатая пудра с пуховкой самого светлого тона или прозрачная;
  • гелевая подводка и тонкая кисточка или косметический карандаш – все это черного цвета;
  • палетка цветных теней, можно использовать кремообразные, в виде карандаша или обычные сухие тени;

Кроме того, потребуются косметические кисти разной формы и размера, ватные палочки и диски, салфетки влажные. Дополнительно можно использовать стразы, которые крепятся на кожу специальным клеем, кружевную тесьму и прочие декоративные детали.

Читайте также: Макияж в стиле 30-х годов

Начинаем работать над созданием макияжа или, правильнее сказать, грима:

  • сначала нужно кожу подготовить очистить тоником, наложить основу. Если используется аквагрим или обычный тональный крем, можно использовать увлажняющий крем. Под театральный грим обязательно кладут вазелин или просто жирный крем, так как это средство сильно сушит кожу. Если планируете использовать грим, то учтите, что водой он не смывается, его нужно стирать косметическим молочком или маслом;
  • наносим белую краску на лицо, это удобно делать при помощи спонжа. Нужно следить, чтобы краска ложилась ровно, для этого спонжем аккуратно растушевываем мазки. Грим можно наложить и на шею и кисти рук, в этом случае, нужно особенно тщательно растушевывать границы, чтобы переход от краски к обычной коже не был сильно заметным;
  • чтобы лицо походило на череп, необходимо при помощи широкой кисти для нанесения румян положить темные тени на височные впадины и под скулами;
  • теперь нужно закрепить тон, используя рассыпчатую пудру;
  • начинаем работать с глазами. Сначала обводим карандашом контур глазниц. Внутри контур закрашиваем темным. Можно использовать черную гелевую подводку или тени. Если макияж выполняется для девушки, то глазницы не обязательно делать черными, можно использовать цветные тени – фиолетовые, малиновые, зеленые и пр. Вокруг контура глазниц принято рисовать узоры. Можно просто нарисовать фестоны карандашом или лайнером, можно изобразить сложные цветные узоры. В некоторых вариантах макияжа вокруг контура глазниц наклеивают стразы или даже кружевную тесьму (можно использовать клей для ресниц, но не следует наносить его на брови, иначе потом будет сложно снимать декор);
  • далее нужно закрасить черным цветом нос, чтобы он походил на впадину на черепе. В этом макияже нет особой необходимости добиваться реалистичности, можно просто нарисовать на носу треугольник или сердечко;
  • губы можно просто накрасить, но более эффектно выглядит имитация обнаженной челюсти черепа. В этом случае, губы замазывают гримом, как и остальные участки лица, затем черным лайнером от уголков губ рисуют линию разделения верхней и нижней челюсти. По этой линии рисуют вертикальные штрихи, которые будут изображать зубы. Можно этим и ограничиться, а можно попытаться сделать зубы более реалистичными, прорисовывая каждый зуб отдельно.

Второй раз нам посчастливилось оказаться в Мексике в то время года, когда отмечается День Мертвых — 1-2 ноября. Но даже во второй раз я с нетерпением ждала этот день, чтобы погулять по украшенному цветами городу и пофотографировать алтари и раскрашенные лица. Но в этот раз захотелось понять о чем же этот праздник и почему он празднуется именно так.

9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике

  1. Dia de los Muertos — мексиканский праздник, родившийся от смешения Испанских католических и мезоамериканских традиций. Считается, что один раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слез и плача, тут предпочитают встретить духи с радостными улыбками. Здесь верят, что рождение и смерь — неотъемлемые части жизни, поэтому празднование Дня Мертвых в какой-то мере это празднование жизни. На День Мертвых нет страшных костюмов, а украшения всегда яркие и веселые.

    Алтари делают из цветов и различных семян (фасоль, кукуруза, рис)

  2. День Мертвых длится целых 3 дня, а иногда и дольше! Все начинается 31 октября, когда сооружаются алтари и делаются подношения, дети наряжаются в костюмы и даже иногда получают сладости (хотя это недавнее нововведение и скорее пришло из американского хеллоуина). 1 ноября в католичестве отмечается День Всех Святых, а в Мексике в этот день поминают души ушедших из жизни детей. А уж официальный День Мертвых, 2 ноября, посвящен погибшим в текущем году взрослым.

    Мальчишки несут картонный гроб:)

    Яркие алтари на площади

  3. День Мертвых в Мексике — очень серьезный праздник. Это не Хеллоуин с костюмами и конфетами (против которого я лично ничего не имею). И даже, если этот праздник кажется веселой вечеринкой, все-таки это день, к которому мексиканцы относятся с большим уважением. В эти дни семьи собираются вместе, вспоминая ушедших из жизни родственников, и в один из дней (в этом году 3 ноября) никто не выходит на работу.

    Вечером зажигаются сотни свечей!

    С наступлением темноты празднества только начинаются

  4. Один из символов Дня Мертвых — Катрина (скелет в европейском платье и шляпе) — изначально была карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно всем полюбилась и стала главным женским символом и костюмом на День Мертвых.

    Фото с сайта www.queconque.com.mx

    Сейчас Катрина — это единственный костюм для девочек и женщин на День Мертвых

  5. А вот черепушки на Дне Мертвых пришли от ацтеков и майя, которые также отмечали этот праздник, и одним из символов его были черепа, олицетворяющие смерть и возрождение.

    Черепа есть на каждом алтаре

    А на некоторых даже скелеты:)

  6. А как насчет “sugar skull”? Для кого-то это замысловатый принт на футболке, для другого — разрисованное на Хеллоуин лицо. Но оказывается, все эти узоры пришли из давней традиции украшать и разрисовывать сахарные черепушки, которые на самом деле сделаны из сахарного тростника! Так что разноцветные черепушки полностью съедобны (хотя и на любителя)!

    Фото с сайта www.escapehere.com

    Яркий алтарь в центре города

    Импровизированное кладбище перед главным собором Сан-Мигеля

    Каждый алтарь уникален и сделан вручную

  7. Традиционное лакомство на этот праздник — Pan de los muertos (хлеб мертвых) — сдобная булочка определенной формы.

    Фото с сайта www.negocilibre.com

    Детям очень нравится рассматривать яркие декорации

  8. Ну и традиционные оранжевые маргаритки — непоколебимая символика Дня Мертвых. Кажется, что откуда ни возьмись весь город оказывается вдруг оранжевым! А Сан-Мигелю этот цвет особенно идет, ведь город построен в оттенках, которые с маргаритками идеально сочетаются — желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

    Маргаритки на главной площади города

    Пожилые американки в костюмах Катрины

    Для украшения используются живые цветы

    Последние штрихи

    Все алтари очень красивые, хорошо, что не приходится выбирать лучший

    Вот так отмечается День Мертвых в Мексике. В каждом городе празднования могут отличатся, да что там — даже в том же городе каждый год появляется что-то новенькое, поэтому заскучать не получится. Вот мы в том же Сан-Мигеле, и все было немножко по-другому. В этом году было гораздо больше всяких мероприятий — парад Катрин, экскурсия на кладбище, мастер-классы для детей, специальные ужины в ресторанах и вечеринки у бассейна.