Что умеет ребенок в 18 месяцев. Что должен уметь ребенок в полтора года? Познавательное развитие ребенка

В этой статье:

Вот и вырос ваш малыш. Превратился в маленького исследователя и дегустатора. Впереди длинная дорога новых открытий, а пока еще он с удовольствием сидит у вас на коленях, просит внимания, сказок перед сном и не может обойтись без вас в кормлении, купании и одевании. Однако в 1-1,5 года ребёнок становится крепче, выносливее в физическом плане. Он лучше воспринимает окружение, приспосабливается к новым условиям и привыкает к новым людям. Ребёнок меньше спит и больше играет.

Его меню разнообразилось до взрослых предпочтений (рыба, мясо, пельмени, супы с клёцками и тефтелями), а круг общения расширился. Теперь он может объясняться не только с мамой и папой, но и с другими членами семьи и своими ровесниками.

Внимание ребёнка усилилось – теперь он может сосредоточиться на одной игрушке более чем на 10 минут, самостоятельно понять конструкцию куклы, робота, игрушечного домика.

Основные показатели развития ребёнка в 1,5 года. Что он должен уметь?

В первый год жизни ребёнок должен уметь различать цвета, формы, отдельные предметы (особенно те, что окружают его дома). Ребёнок умеет выполнять элементарные просьбы взрослых и приносить свои игрушки по названию и цвету. Если малышу показать картинку с предметом или игрушкой, он может выбрать из своего «арсенала» похожую или подобную и принести её вам. Малыш понимает степень величины, может определить, где большая игрушка, а где маленькая. Запоминает до 4 цветов.

В 1-1,5 года начинают расцветать таланты лепки и рисования. Пока что получаются только колобки и колбаски из пластилина и разноцветные линии на листе, но вскоре малыш будет лепить снеговиков и рисовать шикарные домики.

Развитие речи у ребёнка в период 1-1,5 года

В возрасте до 1 года ребёнок учится понимать своих родственников. Развитие на этом этапе позволяет ему слушать и воспринимать правильно речь родителей и всей семьи. Он с удовольствием показывает, что знает все части тела, запоминает, как выглядит отдельная буква и цифра. Развитие ребёнка позволяет ему
«помогать» по хозяйству родителям и быть удовлетворённым своей нужностью и полезностью.

Сейчас для малыша помогать по дому – это некая развлекательная игра, которую он принимает с удовольствием. В запасе у ребёнка есть примерно 40 простых слов, которыми он с удовольствием мотивирует свои действия. Развитие даёт обширный интерес, и начинаются простые вопросы о себе и окружающем мире. Развитие мимики и жестов идёт полным ходом, и на данный момент сопровождение общения мимикой – нормальное поведение годовалого малыша. Ребёнок ищет общение глаза в глаза. Если он просит внимания, то чуть ли не запрыгивает в ваше поле зрения или поворачивает ваше лицо к себе. Маленькому человеку уже понятно, что без контакта глаз трудно добиться внимания собеседника.

Умения и навыки в быту

В быту нормальное развитие ребёнка диктует чисто человеческий фактор. Ребёнок начинает пробовать вести себя самостоятельно на кухне. Давать ему твердую пищу без присмотра пока не рекомендуется, однако пюре и каши он уже может потреблять самостоятельно, уверенно держа ложку и практически не пронося её «мимо кассы».

То же самое происходит и с кружкой. К своему порядку малыш относится достаточно критично. Если он нечаянно замарал костюмчик, то будет требовать переодеть его. Вследствие привязанности к чистоте появляются навыки прошения в туалет, ведь ходить на горшок – это по-взрослому и гигиенично. С 1 года ребёнок начинает понимать, что такое умывание и почему оно так необходимо. Ему нравится принимать ванну, по вечерам и по утрам вместе с родителями умывать лицо, руки, чистить зубки мягкой детской щёткой.

Физическое развитие ребёнка

На рубеже полутора лет ребёнок научился отлично ходить. Не заваливается, не падает на попку, запинаясь о предметы под ногами. В игре или при активном беге реже теряет равновесие. Способен самостоятельно раздеться и лечь в постель. Поднимается и спускается по ступенькам. Довольно активно играет с мячом. С удовольствием гуляет, знает, какую одежду нужно достать, если предстоит прогулка или поход в магазин.

Развитие достигло понимания совместных игр. Ребёнок учится пропускать свой ход, уступать, благодарить за игру не обижаться на победителя. Но стоит понимать разницу между «уметь играть» и «учиться играть». Не ждите от него соблюдения правил и покорности. Монотонные занятия и изучение правил малышу быстро надоедают, и вы рискуете остаться наедине с собой и брошенными игрушками. Ребёнок ещё не может сосредоточиться на игре на долгий период, но до 40 минут может заниматься компанейскими сценариями игры.

Общая черта характера всех малышей этого возраста – чувство собственности. Как бы вы ни воспитывали своё чадо, он не любит делиться игрушками и часто не позволяет другим детям брать свои вещи. Есть границы дозволенного и есть приоритеты обмена, однако своя игрушка остаётся своей, и даже если малыш интересуется игрушкой друга, он не позволит, чтобы его игрушку в это время убрали из его поля зрения.

Если ребёнок скромен и стеснителен, в группе играющих он будет копировать лидера. Но при этом развитие осторожности у малыша не даст ему повторять всё, что делает активный ребёнок. Если один полезет на высокую горку, то второй не станет так радостно торопиться следом во избежание травмы – действует чувство самосохранения.

Несмотря ни на что, детям одного возраста нравится проводить время вместе. Их непонятные взрослым выяснения отношений, тихие передавания игрушек из рук в руки и отбирания своих вещей обратно – это развитие адаптации в обществе. Мешать такому общению не нужно – родители должны помогать общению, а не запрещать его.

Миллион вопросов

В период от 1 до 1,5 лет ребёнок хорошо запоминает людей, часто его окружающих. Ему пора научиться называть их по имени. Начните с самого малыша, научите его называть имя, смотреться в зеркало и знать, кто там: «Кто там отражается?» – «Саша (Соня, Максим, Аня…)» – «Правильно, наш Саша красивый. Где у Саши глазки? Вот они, а ручки? А кто ещё в зеркале? Мама! А как зовут маму? А где бабушка?» И т.д..

Не забывайте, что эмоции тоже можно выразить словами. Общайтесь с малышом, поясняйте, когда весело, когда грустно, когда больно. Очень скоро ребёнок привыкнет и будет сам рассказывать вам о своих эмоциях. А чтобы было легче запомнить слова, тренируйтесь у зеркала. Состройте грустную гримасу и скажите «грустно» – малыш будет повторять за вами, а вы объясните ребёнку, что вот это грусть, а это –«весело», а это – «удивился».

Занимайтесь с ребёнком играми, в которых нужно отгадать часть тела, животное, звуки, цвета, фигуры. К примеру: «Вот моя нога, а где у Сони нога», «Му-му – корова говорит, а козочка говорит как?», «Этот кубик синий, а где зелёный кубик?».
Когда малыш занимается своими делами, не спешите вмешиваться в них. Приучите ребёнка к самостоятельности. Если вы заметили, что ему настолько трудно, что он глазами ищет вас, спросите, нужна ли ваша помощь. Если он соглашается, тогда делайте минимальные движения, оставляя ему возможность участвовать в процессе.

Не забывайте, что эстетика души зависит от вашего воспитания. Неужели вы думаете, что классическую музыку полезно ставить, только когда малыш находится в животе? Сейчас самое время погружать ребёнка в прекрасные мелодии, ритмы, истории и сказки. Употребляйте как можно больше вежливых слов и не отступайте от распорядка дня. Дисциплина вашему малышу понравится.

Делите все пополам с ребёнком. Это не экономия или родительская жадность – это мера необходимости. Во-первых, ребёнок научится осознавать, что в семье у всех должно быть всего поровну, во-вторых, развивается коллективное чувство, в-третьих, без стакана воды в старости с таким воспитанным ребёнком вы точно не останетесь. Можете включить в игру любимых кукол или мягкие игрушки. За столом всем должно достаться по ложке каши.

Приучение к порядку

Развитие ребёнка уже позволяет ему содержать свою комнату в чистоте. Вы считаете, что в возрасте до 5 лет дети не могут думать о порядке? Тогда вспомните, как настаивает ваш ребёнок на смене рубашки, если на ней обнаружено пятно, как не любит сидеть за столом, после того как накрошил на него или пролил сок. Также и детская спальня и даже манеж. Ребёнку необходимо показать, что чистота зависит от него самого.

Превратите порядок в традиционную игру: после того как закончился сценарий любой игры малыша, куклы и зверюшки должны спать на своих местах, а машинки – в своих гаражах. На полу не должно ничего остаться. Ребёнок будет проявлять заботу к своим вещам. Также вы можете обратиться к своему ребёнку за помощью и попросить убрать комнаты вместе, ведь вы семья. Дайте ему тряпочку для вытирания пыли, попросите отделить вилки от ложек, заправляйте постель вместе, кроме того, ребёнок способен сам убрать свои вещи в шкаф и сложить на место игрушки. Сделайте процесс уборки забавным и увлекательным и для себя тоже.

Какие игрушки нужны вашему ребёнку от 1 до 1,5 лет?

До полутора лет ребёнку нужны все игрушки подряд. Сейчас он учится самостоятельности и совместной игре, а еще принимать правила игры и фантазировать. В его маленькой головке проигрываются различные сценарии и выдумываются занятия: семейные сцены, работа на грузовике, доктор –
пациент, строительство, рисование. Дайте малышу возможность попробовать свои силы во всем понемногу.

Помогайте ребёнку распределить обязанности между игрушками, как это принято в вашей семье: играть можно по очереди каждым персонажем одному ребёнку или включиться в игру самостоятельно. Если вы играете совместно, не нужно сразу брать на себя роль мамы и папы. Вы можете в игре быть другом или братом, сестрой, соседом.

С малышом можно стать друзьями на целый день. Послушать музыку, посмотреть сказку, почитать книги, поесть вместе и уложиться спать. В игре ребёнок не чувствует обязательств быть везде и всегда послушным, но при этом ведёт себя хорошо и учится дружить.

На первом году жизни много времени для игры не нужно. Ребёнок в 1,5 года устаёт достаточно быстро – ему нужно переключаться каждые 20-30 минут и, конечно, отдыхать. Не исключайте дневной сон. Впечатлений за день достаточно, чтобы ребёнку начали сниться красочные сны. А утром пожелайте малышу добра, спросите, как спалось, расскажите, как рады его видеть отдохнувшим. Так ребёнок научится делать комплименты и отвечать добром.

От года до 2 лет детям очень нравятся прибаутки и стишки. Ваш малыш наверняка знает о «Сороке-вороне», про «Ладушки» и «Тили-бом».

Вот ещё несколько стишков, которые позабавят ребёнка и заставят улыбаться – вы вместе сможете их разучить. Сначала по окончаниям, потом по строчке и затем весь стишок:

Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики,
Мы зовем их - не идут,
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Праздники и традиции

Теперь ваш ребёнок – полноценный, самостоятельный член семьи, и для него тоже важны семейные праздники. Кроме тех, что отмечены на календаре, постарайтесь придумать свои праздники: «Личный день», «День вишнёвого пирога», «День художника» и т.д. Отметьте их по всем правилам, с тематическими костюмами, фотографиями и застольем. Не перегружайте ребёнка конкурсами и играми – ему достаточно поручить 2-3 задания, чтобы праздник оказался полноценным и веселым.

Обращайтесь к своему ребёнку мягко, нежно, но без сюсюканий, как ко взрослому человеку, любимому и дорогому. Таким образом вы будете развивать в ребёнке чувство самодостаточности и собственного достоинства – кроме того, это способствует развитию правильной речи.

Содержимое

В 1,5 года малыш становится настоящим исследователем, потому что все больше интереса в нем просыпается к окружающей среде. На это у него уходит очень много времени, некогда сидеть на одном месте, так как надо посмотреть, что и где лежит, проверить все шкафчики и тумбочки, а также поиграть с животными, если в доме они есть, посмотреть, что они кушают. В этом возрасте физические способности ребенка значительно увеличились, родители не поспевают, вроде бы недавно только на ноги встал, а уже бегает, не догонишь. В 1,5 года ребенок уже является маленьким человечком, самостоятельным и, имеющий собственные желания, потребности, а также вкусы.

Навыки

Большая часть детей в этот период могут самостоятельно не только вставать, но и ходить, бегать, а также приседать и прыгать. Они легко поворачиваются и наклоняются, меняют направление при ходьбе, есть и такие, кто при помощи родителей уже осиливает и ступеньки.

Они легко понимают просьбы и обращения, например, что-нибудь принести, подать или показать. Ребенок уже умеет пить из чашки или использовать трубочку, самостоятельно кушает еду ложкой.

В своем возрасте малыш ничем не уступает немного старшим детям, потому что также бегает быстро по квартире, стремится залезть на диван или стул, забраться на горку, с большим любопытством осматривает детский городок. Особенно весело проходит время вместе с мамой, когда она катает ребенка на велосипеде или во время игр в песочнице, время летит незаметно. Но, несмотря на это, малыш еще очень мал, поэтому в любой момент может потерять равновесие, родители должны следить за ним и не оставлять самого.

Ребенок с каждым днем все больше копирует взрослых, помогает по дому маме, подпевает ей, когда она поет. Главное в этом деле, не мешать малышу развиваться, пусть у него плохо получается, падает все с рук, но так он пытается самостоятельно выполнить работу. В противном случае, уже сейчас можно отбить у ребенка охоту помогать старшим по дому, пусть старается выполнять свои обязанности.

Речевое развитие

В таком возрасте многие дети могут произносить 10 слов, а есть и такие карапузы, которые легко складывают фразу, это свидетельствует об отличном речевом развитии. Конечно, не все малыши достигают такого результата, кто-то произносит долгожданные первые слова, некоторые дети, уже полноценно обозначают животных, могут высказать свое желание покушать. Как правило, в 1,5 года слова неразборчивые, они больше напоминают детский лепет, что-то вроде звука, но со временем они обретут смысл и станут настоящей речью.

В этом возрасте ребенок знает больше, чем может произнести, и родители не должны останавливать его на достигнутом, пусть малыш и дальше развивает речь, пополняя словарный запас. Как и раньше, мама может показывать ребенку предметы и называть их четко, не коверкая слова, так он будет знакомиться с новыми вещами.

Специалисты рекомендуют использовать лепку для развития речи, а также рисование мелками или пальчиковыми красками. Если в возрасте одного года ребенка знакомили с лепкой, то в 1,5 года он будет самостоятельно не только лепить куличики, но и зимой делать снежки. В этот период малыш может различать различные цвета и формы, учится различать большие и маленькие предметы, а также холодные и горячие вещи.

Питание

Большинство деток в таком возрасте продолжают кушать грудное молоко, и чаще всего, перед сном. В некоторых случаях, ребенок может сам отказаться брать грудь, но если продолжает пить мамино молоко, можно еще на несколько месяцев оставить его на грудном вскармливании.

Что касается пищи с взрослого стола, то маме уже не надо слишком мелко взбивать блендером еду, ребенок сам может измельчать небольшие кусочки фруктов или овощей, а вот мясо следует и дальше перетирать. Малыш еще не способен пережевывать мясные и рыбные продукты самостоятельно, кроме того, под запретом остаются такие продовольствия, как грибы, консервация или колбасные изделия, а также газированные напитки, которые ни станут полезными для детского организма. В возрасте 1,5 года малыша можно баловать небольшим количеством блинчиков или булочных изделий.

Уход

В этом возрасте малыш спит в среднем 13 часов, днем ему следует отдыхать один раз после обеденного приема пищи, максимум три часа, ночью дети спят 11 часов.

Кроме того, маме уже следует пробовать чистить зубы малышу, он самостоятельно не справится с этой задачей, но потихоньку его необходимо учить и приучать к личной гигиене, вместе с утренними водными процедурами. Сейчас такой период, когда малыш всему только учится, поэтому, если, например, каждое утро его причесывать перед зеркалом, то вскоре карапуз сам будет выполнять эту задачу.

Многие родители испытывают трудности, когда укладывают малыша спать, чтобы облегчить процесс, можно создать некий ритуал. Например, перед сном с малышом погулять, затем, искупать и переодеть в пижаму, уложить в кровать. Можно проявить инициативу, и например, рассказать сказку, прочитать стих, спеть колыбельную песенку. Каждый день придерживаться такого алгоритма, и малыш со временем сам будет готовиться ко сну в подходящее время.

Продолжают прорезываться зубки, к году, как правило, у ребенка должно быть уже 8, а в 1,5 наполовину больше, каждый ребенок индивидуальный, поэтому прорезываться они будут до 2,5 лет включительно. Это сложный период для многих малышей, они начинают капризничать, плакать и плохо спать, родителям надо набраться терпения и помогать преодолевать неприятные моменты ребенку, иначе они перерастут в психические расстройства, которые останутся навсегда.

Упражнения

В возрасте 1,5 года малышу надо продолжать развивать мелкую моторику, для этого можно использовать крупы. Например, в глубокую емкость насыпать не слишком мелкую кашу, и в нее погрузить разноцветные небольшие бусинки, спрятать их, после чего, ребенку надо показать, как искать. Будьте уверены, карапуз будет очень радоваться тому, что найдет шарик.

Кроме того, в этом возрасте можно начинать обучения возведения пирамидок, башней, используя кубики. Ребенку больше по душе будет разрушать строения, поэтому маме придется запастись терпением и учить его строительству. Это произойдет быстро, если в год малыш умел ставить один кубик на другой, в 1,5 года он научится строить башню из большего количества предметов, в будущем, при помощи родителей, он будет строить не только домики, но и заборы, и другие строения.

Очень полезными считают занятия, где надо сортировать фигуры, игрушки можно купить, а можно сделать самостоятельно, например, из картона. Данная игра будет учить ребенка подбирать одинаковые детали, учитывая форму, размер, более сложный процесс, когда малыш будет сортировать предметы и по цвету еще.

Многие педиатры рекомендуют, как можно больше гулять с детьми, желательно, минимум по 6 часов, это не только поддержание иммунной системы, благодаря свежему воздуху, но и положительное влияние на нервы. К тому же, в этом возрасте ребенок активно двигается, поэтому квартира или дом, это ограничение его передвижения, на улице у него меньше вероятности получить травму.

В 1,5 года и родителям следует проявлять огромное терпение к ребенку, потому что он растет, развивается, не сидит на месте, способен многое анализировать, реагировать, принимать решения и запоминать, он даже проявляет характер. И в таком возрасте родительское безразличие очень сильно ранит детей, сказывается на будущем развитии, поэтому с ними надо проводить, как можно больше времени, делать все вместе.

Кроме физического развития, малыш взрослеет умом, он как губка впитывает в себя всю окружающую информацию, а это именно тот момент, когда его и следует знакомить с окружающим миром, простыми методами или в играх. Для этого подойдут не только кубики, но и конструкторы, разноцветные предметы, самые простые пазлы, пирамиды, теперь ребенок будет пытаться связать окружающие детали в единое целое. Таким образом, будет развиваться и мышление, и моторика, и память, можно уже дарить куклы и мягкие игрушки, если это девочка. Многие дети любят повторять различные упражнения много раз, родителям не стоит пугаться, а лучше терпеливо наблюдать.

Дополнительную информацию можно посмотреть на видео

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка в полтора года

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки

  • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
  • Пьет из чашки, почти не проливая.
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
  • Спокойно относится к умыванию.

Физическое развитие

  • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
  • Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
  • Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
  • Проходит по слегка наклонной доске.
  • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону «взрослых», однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа - это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.

Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).

В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой - они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» - он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами - родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Ваш карапуз постоянно растет, взаимодействуя с миром, который его окружает. С такими быстрыми темпами развитиями как у него, каждый день — это новое, интересное приключение и достижение. Ознакомимся с основными навыками и достижениями малышей в возрасте от года до полутора лет, чтобы вы знали чего ожидать от вашего чада.

Плюшевая привязанность

У ребенка в этом возрасте начинает развиваться особая привязанность к таким предметам, как мягкие игрушки или одеяло. Эти предметы дают ему ощущение комфорта и защищенности. Обычно малыш выбирает какой-то один предмет и непременно тащит его с собой в кровать перед сном или же в ванну на купание... Если он выбрал игрушку, которую нельзя мочить или же вы не хотите брать с собой на обед или и вовсе за пределы дома, объясните крохе, что эта игрушка живет только к примеру, в той комнате, в которой он спит. А в ванну можно взять влаголюбивую резиновую квакшу, она всегда будет рада водным процедурам.

Левша или правша?

К году дети, как правило, начинают демонстрировать предпочтение левой или правой руки как доминантной в выполнении действий. Усадите ребенка за стол и дайте ему ложку. Каждый раз берет правой ручкой? Значит, вероятность того, что он будет левшой совсем мала.

Любит играть в игры

Даже если это простая игра в прятки — ребенок просто светится от счастья и удовольствия играя с вами. Очень часто он придумывает игры сам, устанавливая правила. Например, ребенок подает вам строительные кубики и командует куда вы должны их поставить. Ослушаетесь и получите порцию праведного гнева от отпрыска.

Помогает одеваться

Отныне координация движений работает все лучше и лучше. И вот одеваться по утрам уже намного проще, ведь ребенок сам протягивает ручки и перешагивает с ножки на ножку чтобы облегчить вам бой со штанишками.

Мастерски использует 2 слова

Это могут быть самые простые «мама», «папа», «дай», «пока». Разговаривайте с малышом почаще, чтобы улучшить развитие речи ребенка.

Зеркальные забавы

Ребенку нравится смотреть на себя в зеркало, он с удовольствием проводит время у него. Подберите ему детское зеркальце и пусть чадо играет.

Наклоняется за предметом чтобы его поднять

И при этом даже не падает! Теперь малышу не нужно садиться чтобы поднять предмет или становится на четвереньки.

Следует простым инструкциям

Мозг ребенка растет и развивается семимильными шагами. Дайте крохе простые указания и он сможет им следовать. Еще немного и ему будут доступны и более сложные игры.

Ест руками

Ребенок все лучше и лучше пользуется пальчиками, теперь он может использовать их для того, чтобы захватывать пищу. Ничего страшного, если ребенок наотрез отказывается есть с ложки/вилки и стремиться принимать пищу самостоятельно — так он будет чувствовать себя более независимым и навык будет развиваться быстрее.

Быстрее отвлекается

Да-да, вам не показалось, в этом возрасте у ребенка действительно гораздо более короткий период сосредоточенности, чем прежде. Немудрено что пока вы читаете ему сказку он отвлекается и игрушки надоедают ему быстрее.

Показывает пальцем на предметы

Полезный навык общения — теперь ребенок показывает пальцем на те предметы, которые хочет достать или рассмотреть ближе, или просто находит интересными. Просите время от времени показать вам папу/маму/бабушку/собачку, любой знакомый ребенку предмет.

Встает из позиции сидя

Усадите ребенка посреди комнаты, сможет ли он встать самостоятельно? Это один из основных показателей развития крупной моторики в этом возрасте.

Хватает мелкие предметы

Родители, берегитесь! Монетки, бусинки, даже крошки, вашему крохе подвластно все и он невероятно любопытен (а что если засунуть этот мелкий предмет в рот/нос и т. д.). Это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторике, а также о том, что нужно быть предельно внимательными во время уборки и следить за малышом с двойным усердием.

Каляка-маляки

Дайте ребенку карандаш и он сосредоточенно будет возить им по бумаге. Это супернавык, который он будет отрабатывать еще несколько лет для того, чтобы научиться правильно и красиво писать.

Может прожевывать кусочки пищи

Безусловно, еще рано интересоваться как ребенку понравилась отбивная, однако, он уже способен прожевывать более крупные кусочки пищи. Более того, многие дети, даже при отсутствии должного количества зубов, наотрез отказываются есть перетертую пищу и настаивают на том, чтобы пища была подана в нарезанном, а не пюреобразном, состоянии.

Слушается взрослых

Наконец-то настает момент, когда ребенок понимает и выполняет инструкции и приказы.

Любит помогать маме

Иногда дети такого возраста — лучшие помощники, просто нужно научиться направлять их неуёмную энергию и любопытство в нужное русло. Он с интересом будет раскладывать носочки или же сбрасывать вещи в стирку, загружать стиральную машину вместе с вами, складывать игрушки, список бесконечен.

Бегает

Пора маме и папе покупать пару беговых кроссовок, ведь теперь ваш ребенок будет не просто ходить, он будет очень быстро бегать. При этом особое удовольствие ему будет доставлять игра в догонялки — либо вы бегаете за ним, либо он за вами.

Разборчив в еде

Да, малыши от года до трех бывают маленькими снобами, что касается еды. При этом единогласных предпочтений, как правило, нет. Сегодня он плачет от одного вида овощей и налегает на мясо, а завтра он исключительный вегетарианец и отталкивает вилку с котлеткой. Проявите терпение и не настаивайте, лучше подумайте как можно разнообразить его меню, чтобы его требования и потребности совпадали в одном блюде и оно было принято благосклонно.

Стремится покорять новые вершины

Это новое умение порой пугает, иногда раздражает, но ребенку очень нравится — виснуть на перилах, переступать через низкие заборы, пытаться карабкаться вверх по любому большому предмету, как горная коза. Чтобы позволить ребенку насытиться вдоволь новым умением — отведите его на детскую площадку, оснащенную для таких целей. Пусть кроха практикуется.

Любит играть с друзьями

Ребенку нравится общаться со взрослыми и детьми, последних он может иногда стесняться, но не нужно расстраиваться. Практика общения и время исправят эту ситуацию. Такое времяпрепровождение также полезно и тем, что дети учатся новым навыкам друг у друга быстрее, чем когда в процесс вовлечены взрослые.