Что такое дружба определение своими словами. Что такое дружба - как научиться правильно дружить? Что принимают за дружбу

Дружба – это отношения между двумя и более людьми, которые основаны на взаимном уважении и полном доверии. Практически всегда такие отношения связывают людей, имеющих общие интересы и взгляды на жизнь, но также могут находить совместное общение приятным и совершенно противоположные личности. Настоящая дружба является понятием, которое предполагает развитие внутренней и глубокой привязанности к человеку.

В чем заключается дружба

Зарождение дружбы происходит на взаимном интересе между людьми, со временем происходит развитие отношений, постепенно перерастающих в полное доверие и взаимное уважение. Именно эти качества и стали базисными для определения такого понятия, как дружба.

Наличие доверия свидетельствует об уверенности в человеке, его нравственных и моральных качествах. Но это не говорит о том, что нужно идеализировать друга, ведь данный фактор не свидетельствует о его совершенности, лишь о схожести жизненных принципов. Тем более, если будут сомнения в правдивости и честности друга, полного доверия уже не получится.

С понятием «дружба», приходится сталкиваться еще в раннем детстве, когда начинают появляться привязанности к сверстникам. Дружба для детей играет важное значение, ведь это опыт налаживания отношений с окружающими, которые могут сохраниться на много лет, не прекращаясь даже в старшем возрасте.

Каждый человек должен помнить, что не бывает дружбы, если нет взаимного доверия и уважения. Именно эти качества будут говорить о ценности вас друг для друга, и о том, что вы считаетесь с его мнением и цените за массу положительных качеств.

Главное в дружбе доверие, дающее уверенность в человеке и в том, что он полностью искренен с вами. Но и самый лучший друг может иногда ошибаться, что не должно мешать дружбе. Чаще всего такое происходит ненамеренно.

Дружба не зависит от пола человека или его работы, на это чувство не может влиять возраст либо место жительства. Но на нее оказывает непосредственное влияние внутренние нравственные установки и похожие ценности. Довольно сложно стать друзьями и общаться людям, у которых различные представления о том, что такое зло или добро.

Намного крепче дружба будет между людьми, имеющими общее хобби и интересы, ведь вместе им намного легче и веселее проводить время, чем в компании с человеком имеющим другие увлечения. Но бывают и исключения, когда дружба завязывается в раннем детстве, но со временем у друзей появляются разные интересы. В некоторых случаях это все же не становится препятствием для общения и совместного времяпрепровождения.

Что такое настоящая дружба

Часто возникает вопрос – что главное в дружбе между мужчинами или женщинами? Как правило, крепкие отношения появляются между представителями одного пола, ведь у них намного больше общих интересов. Дружба между мужчинами практически всегда зарождается в школьные годы либо в армии, когда требуется моральная поддержка близкого человека.

И такие отношения способны продлиться очень много лет, несмотря на то, что общение может на некоторое время прекратиться. Встретившись снова им ставится понятно, что дружба и не прекращалась.

Существует мнение, что не бывает дружбы между женщинами, ведь они часто завидуют друг другу и могут поссориться из-за любого пустяка. Но это не так, девушки намного легче находят общие темы для общения и подруги способны разговаривать часами. Девушки чаще молодых людей делятся с близким человеком переживаниями, сокровенными тайнами, дают какие-то советы, ходят по магазинам, и независимо от пола любят вместе проводить время и веселиться, ездить на отдых, и т.д.

Существует стереотип, что женщинам нужна дружба до тех пор, пока у них есть необходимость в таком общении. Люди бывают разные, и в каких-то случаях подобное мнение не так далеко от истины. Сегодня известно большое число известных примеров, как долгой, так и кратковременной женской дружбы.

Намного реже встречаются дружеские отношения между представителями противоположного пола. Однако, это не говорит о том, что такая дружба не может существовать, ведь два человека способны оказывать необходимую моральную поддержку, давать дельные советы, при этом совершенно исключаются интимные контакты или сексуальная привязанность. Разница полов не имеет значения, поэтому не должно возникать вопроса, чем отличается дружба от отношений.

Детская дружба

В это понятие дети вкладывают не совсем тот смысл, что взрослые, ведь них главными жизненными ценностями является веселое времяпрепровождение.

Маленькие друзья делятся своими тайнами, защищают друг друга и никогда не предадут. В детстве ничто не мешает дружбе, и даже красивая, желанная игрушка не способна разрушить эти отношения. Именно друзья, отношения которых начались в детстве, очень сильно дорожат друг другом и стараются поддерживать связь несмотря на возраст.

Что важнее дружба или любовь

Не прекращаются дискуссии о том, что важнее в жизни человека – любовь или дружба. Однозначного ответа на сегодняшний день нет, ведь каждый вкладывает в это понятие что-то свое, сокровенное, что не смогут понять другие. Часто между женщинами прекращается общение, когда они вступают в серьезные отношения, ведь после встречи возлюбленного смысл прежней дружбы теряется. Многие предпочитают ходить в кафе или поговорить со своим избранником.

Что мешает дружбе

Даже долгие отношения между друзьями и подругами могут быть полностью разрушены из-за лжи, недоверия или зависти. Иногда дружба появляется между представителями противоположного пола, но они могут быть разрушены началом романтических отношений. В результате стать снова друзьями будет очень тяжело, а иногда и вовсе невозможно.

Что такое круговая дружба

Дружба круговая – это понятие относительное, ведь в этом случае доверительные отношения зарождаются между несколькими людьми, иногда большими компаниями. Но такие союзы не всегда длятся долго и могут быть разрушены после того, как кто-то из участников компании встречает свою половинку и она не вписывается в прежний коллектив, или друзья вырастают и понимают, что их не так уж много связывает либо может быть еще какая-то причина.

Просто невозможно найти универсальный рецепт дружбы, для каждого человека это слово имеет определенное значение и смысл. Его главным качеством является желание в любой ситуации и время прийти на помощь товарищу, не задавая лишних вопросов и не осуждая своего друга за поступок, действие или слова.

Общайся с удовольствием

Общение дает нам много радости. Но и огорчения тоже приносит. Пусть тебя не пугают трудности во взаимоотношениях с друзьями, учителями или одноклассниками. Ведь это жизнь! Научись видеть позитивные моменты общения, а негативные — исправлять. Нужно хорошенько потрудиться, чтобы создать гармоничные отношения с людьми.

Друзья-приятели

➣ Ты уже давно вышла из того возраста, когда подруги выбирались по принципу: «кто не жадный», «с кем интересно играть», «кто близко живет». Изменилась ты, изменилось твое отношение к людям и к понятию дружбы.

Что для тебя означает слово «дружба»?

Подумай на досуге. Однозначно можно сказать, что без взаимной симпатии о дружбе не может быть и речи. Если дружить с человеком не «просто так», а «ради», сама понимаешь, искренними отношениями здесь и не пахнет. Настоящая дружба — такое же редкое, можно сказать, исключительное явление в отношениях, как и любовь. «Странно, — подумаешь ты, — ведь все вокруг дружат!» Словом дружба можно называть разные понятия. Можно просто приятно проводить вместе время, можно поддерживать в чем-то другого человека и получать личные выгоды. И знаешь, в этом нет ничего предосудительного. Просто изначально люди должны между собой договориться, насколько близко они могут впустить другого в свое личное пространство. Есть в нашей жизни место самым близким друзьям, приятелям, хорошим знакомым, коллегам, товарищам. И нужно всего лишь четко разграничивать эти понятия, чтобы не было взаимных претензий друг к другу.

Казалось — оказалось . Бывает так, что начиналось все так красиво, искренне, а потом свелось к редким разговорам по телефону и еще более редким встречам. Не получилось дружбы, зато остались приятельские отношения. Это тоже неплохой вариант развязки событий. Случается, что отношения растворяются временем и обстоятельствами. Можно оставить в памяти хорошее воспоминание о подруге детства, подруге из деревни, из летнего лагеря и жить дальше. Может быть, ты никогда больше в жизни не увидишься с этим человеком, но ты ведь не убиваешься по этому поводу. Бывает и другой сценарий дружбы. Были подруги — не разлей вода, а потом вдруг кошка перебежала, и стали в одно мгновение врагами. Остерегайся впутываться в такие отношения и сама их не провоцируй. Взаимные обиды, зависть, ревность приводят к трагикомедиям, конфликтным и болезненным отношениям с людьми. Старайся решать вопросы дипломатично. Об этом мы еще поговорим более подробно.

Как зарождается дружба? С простых мелочей. Помнишь, строки известной детской песенки: «Ну а дружба начинается с улыбки»? Если ты посылаешь в пространство хорошее настроение, обязательно найдется душа, которая поймает и поддержит твою улыбку. Бывает, наоборот, дружба начинается с горьких переживаний и слез. Ты для кого-то или кто-то для тебя становится утешителем и надежным плечом. Дружба вырастает из общей увлеченности каким-то одним делом. Единомышленники нередко становятся не только коллегами, но и друзьями. Дружить могут люди разных характеров и типов темперамента. Иной раз удивляешься: «И что между ними общего?» Люди притягиваются друг к другу интуитивно, сердце им подсказывает, с каким человеком им идти по жизни, смеясь и плача. Дружба просто случается. И не приходится выбирать, устраивать кастинг для подбора подруг. Это просто происходит, и сама жизнь подбрасывает тех людей, которые нужны именно тебе.

Главные приметы дружбы — честность, открытость, искренность, доверительность и абсолютная бескорыстность отношений. Кроме того, у друзей должна быть общность в моральных принципах. Общие увлечения возможны, но не обязательны!

Что такое предательство?

Обрати внимание на то, как много в нашем языке пар антонимов. А ведь язык отражает то, как люди мыслят и воспринимают мир. У дружбы есть свой антоним — предательство. Какие ассоциации у тебя вызывает это слово? Боль, слезы, мороз по коже. Но скажи, как бы мы могли понять, что такое дружба, если бы не знали, что такое предательство?

Как найти друзей

Друзья на дороге не валяются! Нужно хорошенько потрудиться, чтобы заслужить доверие достойного человека. Хочешь найти верных, настоящих, честных друзей? Что ж, придется поработать над собой. Быть мудрым в отношениях — значит поступать с другими людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали с тобой. Вот и весь секрет.

Бывает так, что девочка или мальчик просто симпатичны тебе, как люди. И хотелось бы ближе с ними познакомиться, узнать, чем они живут, увлекаются. Но как-то неловко начинать отношения. И с чего? А если вы вообще не знакомы?

Ты можешь найти посредника, то есть того, кто вас познакомит. Конечно, он должен быть знаком с этим человеком. Только постарайся, чтобы этот посредник исполнил свою роль и скромно удалился.

Общайся с интересными тебе людьми вначале тет-а-тет, без привлечения группы поддержки. У тебя будет больше возможностей поговорить искренне и без всякой работы на публику.

Благодарность — неплохое начало дружеских отношений. Если человек без всяких условий помог тебе, вырази ему свою благодарность. Подумай, в какой форме ты это сделаешь: пригласишь на чай, душевно поговоришь, преподнесешь подарок, сделанный своими руками. В жизни так много возможностей благодарить людей, а мы их часто упускаем. Людям вообще свойственна неловкость в выражении своих позитивных эмоций по отношению к другим. Учись легко восхищаться своими близкими и знакомыми, искренне говорить комплименты и радоваться успехам своих сверстников! Трудновата задача, согласна. Но интуиция мне подсказывает, что она тебе по силам.

Не навязывайся с дружбой. Это должен быть взаимный процесс сближения двух личностей, как двух незнакомых планет. Чтобы не случился большой космический взрыв, будь осторожна на поворотах. Ведь смелость и свобода в отношениях с людьми нередко граничит с развязностью и грубостью. А это, согласись, разные вещи.

Если отношения не складываются... Достаточно некоторых цитат из писем подростков, чтобы понять, как иногда тяжело найти друзей среди сверстников: . «Мне тринадцать лет. У меня не ладятся отношения с ровесниками. По натуре я человек добрый, люблю своих одноклассников, но меня почему-то не замечают. Мне кажется, что я лишняя, белая ворона...»

. «Вроде бы ко мне относятся нормально, но дружить особенно никто не хочет. За то, что я хорошо разбираюсь в алгебре, меня прозвали «Мозг». Даю всем списывать... Мне одиноко...»

. «Я пыталась подружиться с одной девочкой, но она меня отшила».

Знаешь, таких писем встречается довольно много. Честно говоря, грустно их читать, и хочется всех одиноких передружить, как это сделал Крокодил Гена в знаменитом мультике. Если у тебя сейчас не складываются дружеские отношения с одноклассниками или другими сверстниками, не отчаивайся. Иногда человеку нужно пережить одиночество, чтобы стать сильнее. И еще возьми на заметку, что в переходном возрасте много преходящих вещей. Ситуация с дружбой может в корне измениться. И так будет, верь в это. Меняются твои ценности вообще, и ценности дружбы в том числе, ты взрослеешь. Обязательно найдется тот или та, с кем вы станете «неразлейвода». Так что, выше нос и хвост морковкой!

Простое, но полезное упражнение

Возьми чистый лист бумаги, раздели его пополам. С одной стороны записывай те позитивные качества в себе, которые помогают тебе дружить. С другой стороны вноси в «черный список» те черты, которые мешают тебе гармонично строить отношения с ровесниками. Честно оцени свои возможности. С чем нужно поработать? На чем не стоит заморачиваться? Старайся усиливать свои позитивные стороны, и не борись с «черным списком». Ведь это всего лишь часть человеческой природы.

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - ) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю узы солидарности. В гомеровском эпосе «друзья» - это и те, кто связан общим делом (будь то или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства начинают наполняться и индивидуальным содержанием: они строятся как менее функциональные, более личные и добровольные отношения.
Для греков классической эпохи Д. - это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы; это и то в родственных, соседских и т.п. отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Д. осознается и ценится так же, как отношения, не обусловленные родством, привычной совместностью жизни или интересом. Это становится предметом внимания антич. и более поздних мыслителей, стремившихся понять, что, помимо ритуала, соглашения или расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание Д. как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.)
По преданию, Пифагор словом «Д.» обозначил единения в мире всех со всеми. Ему же принадлежит высказывание: «Дружба - это ». Однако наиболее ценными разновидностями Д. он считал Д. с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство невозможно. Со времен ранней античности Д. символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой Д. был развит Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в др.-греч. философии Д. Содержание Д., по Аристотелю, заключается в особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В Д. люди благодетельствуют; друг представляет для друга сам по себе; друзья проводят совместно (или живут сообща); они «наслаждаются взаимным общением», они схожи во всем и делят друг с другом и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг - это другое Я. При всей разноплановости характеристик Д. наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в Д. желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу «относится, как к самому себе» (см. МИЛОСЕРДИЕ). В стоицизме Д. осмысляется как отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит указать на то, что они - честные и справедливые (Эпиктет). Цицерон понимал Д. как , при котором к другу стремятся из приязни, нежели из стремления к удовольствию или пользе. Подобно Аристотелю, Цицерон описывает Д. как совершенное и нравственно-прекрасное отношение: «первый дружбы» заключен в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб.
В эпоху позднего Возрождения М. Монтень, последовательно отличая Д. от отношений родителей и детей, от любви к женщине, а также от расхожего понимания Д. как близкого знакомства или полезной связи, создает образ совершенной Д. как такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой Д., и все душевные побуждения человека чисты и безупречны. В филос. последующих времен сохраняется протипоставление Д. как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим. Критичность или возвышенность в восприятии Д. зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное . В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу Д. становится преобладающим (Д. Юм, И. Кант, позже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Вместе с тем происходит более углубленное осмысление Д. в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается юношеской страстной и беззаветной Д. В 20 в. Д. становится предметом специального анализа психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Д. присущи: личностный (в , напр. , деловым отношениям) , добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе) , внутр. близость, интимность (в отличие от простого приятельства) , устойчивость. Реальное Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символич. породненном (кровная Д., побратимство и т. п.) ; способы её заключения, нрава и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактич. родства (воинская Д., напр. , Ахилла и Патрокла у Гомера) . По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политич. приверженцев.

В истории философии Д. рассматривалась преим. в этич. плане, при этом одни подчёркивали эмоц. Д. (напр., Монтень) , другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (напр., Гельвеции) . Нем. романтики, создавшие настоящий Д., видели в ней убежище от эгоизма бурж. мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей. В кон. 19 в. начались первые эмпирич. исследования Д. психологами и социологами.

Содержание и функции Д. существенно изменяются с. возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная в «другом Я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собств. переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряжённые поиски и частая Д. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется новых форм общения.

В стоицизме дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, чтоони друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, чтоони - честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба “там, где честность, где преданность прекрасному” (Diss, 11,22,30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amie., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что

форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеч. жизни; одно из лучших нравств. чувств человека. Д. выработана в процессе многовекового социального общения людей. В Древней Греции символом неразлучной Д. была дружба Диоскуров – Кастора и Полидевка (Поллукса). Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса, не в силах перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою, просил отца послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить брату половину своего бессмертия, и с тех пор Диоскуры проводили день в подземном царстве, а день – на Олимпе. Миф этот получил широкое распространение в Древней Греции, а в Древнем Риме даже чтили культ Диоскуров. В Древнем мире были указаны осн. признаки истинной Д. – единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Конфуций, напр., учил: "Полезных друзей 3 и вредных друзей 3. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый..." (цит. по кн.: Попов П. С., Изречения Конфуция..., СПБ, 1910, с. 102). В Древней Греции понятие Д. становится предметом специальных филос. и этич. трактатов. Демокрит, Эпикур, Аристотель подчеркивали ее земной, чувств, характер, способствующий достижению основной, по их мнению, цели жизни – разумного удовольствия. "Дружба, – говорил Эпикур, – обходит с пляской Вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни" (LII, см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 122). Утверждая о бескорыстном характере Д., Эпикур вместе с тем связывал ее с пользой. "Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет из пользы" (XXIII, там же, с. 220). Со времени Эпикура эта идея становится традиционной для древнегреческой этики. В одном из своих ранних, диалогов "Лизис" Платон указывал, что Д. возможна только между людьми добрыми и подобными друг другу. Добрые, по словам Платона, "... подобны и друзья между собою; злые же, ...никогда не бывают подобны самим себе, будто отуманенные и неустойчивые. А что неподобно самому себе и отличается от себя, то едва ли уже может уподобляться другому, или быть его другом" (Lys. 214 ДЕ). Для Платона, к-рый различал любовь к телу и любовь к душе, Д. – это вид душевной любви, наиболее благородный и бескорыстный вид связи людей. Развернутое учение о Д. дает и Аристотель в "Никомаховой Этике". Аристотель различал три вида дружбы: Д., основанную на взаимной пользе; Д., преследующую удовольствие, и Д., основанную на добродетели. Первые два вида Д. являются низшими; здесь люди любят не друг друга, а только ту пользу или то удовольствие, к-рое достигается в их общении. Такая Д. не может быть продолжительной, т.к. с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама Д. Истинная Д. – это Д., основанная на добродетели. Здесь Д. имеет цель сама в себе и сохраняется до тех пор, пока люди, разделяющие ее, остаются хорошими, добродетельными. Вместе с тем Д., основанная на добродетели, включает в себя и взаимную пользу и удовольствие. Предполагая равенство участвующих в ней лиц, Д. тесно связана со справедливостью и теми условиями гос. жизни, в к-рой проявляется эта справедливость. "Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость" ("Никомахова Этика" VIII, 13; рус. пер., СПБ, 1908). В соответствии с этим Аристотель утверждал, что при тиранич. правлении Д. либо вовсе отсутствует, либо же занимает весьма незначит. место. "...Там не может быть дружбы, где нет ничего общего между правителем и управляемыми; нет места и справедливости..." (там же). Напротив, больше всего Д. проявляется в демократиях, т.к. здесь граждане, "... будучи равными, имеют много общих интересов" (там же). Совершенство обществ. жизни состоит, по Аристотелю, в справедливости, соединенной с Д. Эллинистич. философия и этика постепенно отходят от традиц. антич. понимания полезной роли Д. в отношениях между людьми. Цицерон в трактате "Лелий – о дружбе", определяя Д. как "согласие во всех духовных и мирских делах", назидательно трактует Д.: она приносит утешение, наслаждение в счастии и т.д. Однако Д. у Цицерона превращается в самодовлеющую ценность, не имеющую ничего общего с пользой, с реальными интересами людей. В основе ее, по мнению Цицерона, лежит чувство взаимного благоговения. В. Шестаков. Москва. Ср.-век. религ. этика лишает чувство Д. обществ. содержания, рассматривая его как один из видов сверхчувств. любви к богу. Напротив, бурж. этич. учения видели основания Д. в естеств. наклонностях человека. Напр., англ. философ 18 в. А. Смит рассматривал Д. как "результат... естественной симпатии" (см. "Теория нравственных чувств", СПБ, 1868, с. 293). Франц. просветители 18 в., защищавшие принцип разумного эгоизма, связывали Д. со всеобщим, естественным желанием людей "содействовать своему взаимному счастью", поскольку в Д. согласуются индивидуальные интересы (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 186). Социалисты-утописты 19 в., обосновывая принципы будущего идеального общества, указывали на Д. как на одно из самых "возвышенных и облагораживающих человеческий характер" чувств. Они видели в Д. совершенную любовь к людям, основанную на равенстве, свободном общении, солидарности и взаимном доверии всех членов общества. Фурье, отделяя Д. от чувств "материального" и "распределительного" характера, относил ее к страстям привязанности, к духовному началу. Согласно Фурье, Д., преодолевая помехи корыстолюбия, семейных и сословных интересов, является силой, объединяющей всех людей в общество социальной гармонии (см. Избр. соч., т. 4, М., 1954, с. 46; т. 3, М., 1954, с. 210, 547 и др.). Подвергая резкой критике капиталистич. общество, утописты указывали, что господствующие в нем религия, недоверие, эгоизм и т.п. не благоприятствуют развитию свободного общения между людьми. Воспитание Д., как и др. человеч. чувств, они связывали с устранением ложных представлений, порочных законов, с утверждением нового обществ. строя (см. Р. Оуэн. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1950, с. 5–14; его же, "Образование характера", СПБ, 1909, с. 12–21). В совр. бурж. учениях проявляется тенденция к надвременному и абстрактному пониманию Д. Напр., персоналист Флюэллинг заявляет, что высшим проявлением Д., охватывающим все ее виды, является "великая дружба" – любовь к богу и общение с ним ("The person or the significance of man", Los Ang., 1952, p. 243). Нек-рые представители совр. бурж. микросоциологии рассматривают Д. в качестве одного из первичных факторов, якобы определяющих "внутреннюю структуру общества". Дж. Морено в своей теории социометрии (socius – товарищ, metrum – измерение) трактует Д. как определ. "социометрическую матрицу", лежащую в основе исследования форм коллективности (см. "Социометрия", М., 1958, с. 181–82). Марксистская этика раскрывает зависимость Д. от социальных условий жизни людей, их потребностей и интересов. Только единство больших обществ. целей и высоких интересов ведет к глубокой и прочной Д. В эксплуататорском обществе образцы такой Д. складываются в среде угнетенных масс, среди людей, борющихся за передовые обществ. идеалы. Именно это объединило личной Д. таких выдающихся людей, как Герцен и Огарев, Белинский и Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Величайшая Д. связывала Маркса и Энгельса, отношения к-рых, по словам Ленина, превосходили "... самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" (Соч., т. 2, с. 12). Герцен, вспоминая о своей Д. с Огаревым, указывал на большое значение этого чувства в воспитании. "Мы воспитали друг друга, – говорил он. – Это первое чувство мое – Д р у ж б а. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль как из океана..." (Полн. собр. соч. и писем, П., 1919, т. 1, с. 326). Д. предполагает честность, принципиальность в отношениях между людьми.. "Только на принципиальной основе может быть принципиальная дружба между людьми", – говорил Хрущев ("Пленум ЦК КПСС 24–29 июня 1959. Стенографич. отчет", 1959, с. 484). В социалистич. обществе раздвигаются рамки отношения товарищества и Д. Сами социалистич. Производств. отношения характеризуются отношениями Д. и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. В основе отношений между людьми в социалистич. обществе лежат коллективизм, интернационализм, гуманизм. Благородный принцип: "человек человеку – друг, товарищ и брат" пронизывает все стороны человеческих взаимоотношений в социалистическом обществе. На этой основе возникает и развивается Д. производств. коллективов, Д. народов многонац. государств, Д. народов стран социалистич. лагеря. Преданность делу коммунизма, народу, Родине является идейной и нравств. основой личной Д. в социалистич. об-ве, делает ее глубокой и содержательной, способной выдержать самые тяжелые испытания. Как определ. форма общения Д. зарождается в практич. участии в общих делах коллектива, т.к. в практич. деятельности налаживается непосредств. общение людей, раскрываются их характеры, подлинные чувства и стремления. Для развития личной Д. особенно благотворно влияние хорошо сплоченных и организованных коллективов, сближающих людей на основе единых целей, общих дел и увлечений (труд, учеба, спорт, самодеятельность, искусство и т.п.). В соответствии с этим возникают понятия школьной Д., студенческой Д., солдатской Д., к-рые отличаются общностью интересов данного коллектива. Прекрасные образцы личной Д. возникают в борьбе рабочих и колхозников, борющихся за почетное звание бригад коммунистич. труда. Стремление работать и жить по-коммунистически порождает в среде трудящихся взаимную помощь, тесное общение друг с другом как на производстве, так и в быту. Чувства Д. и товарищества отражены в моральном кодексе строителей коммунизма, вошедшем в Программу КПСС. Лит.: Маркс К., [Письмо] Л. Кугельману от 25 октября 1866, Соч., т. 25, [М.], 1934, с. 481; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Соч., 4 изд., т. 2; Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, ч. 1–2, М., 1956–57; Цицерон Марк Туллий, Лелий, или диалог о дружбе, Киев, 1904; Аристотель, Этика, [пер. с греч.], кн. 8–9, СПБ, 1908; Утченко C. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952, с. 184–211; Блатин А. Я., О дружбе и товариществе, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1962, с. 340–48; его же, Из истории этических учений, М., 1959, с. 73–75, 86, 160–61; Штаерман?. ?., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961, с. 87–92; Dugast., L´amiti? antique d´apr?s les moeurs populaires et les th?ories des philosophes, P., 1894; G1eiсhen-Rиsswurm ?., Freundschaft, Stuttg., 1912; Оddone ?., L´amicizia, Milano, 1936; Philippe P., Le r?le de l´amiti? dans la vie chr?tienne selon St. Thomas d´Aquin, Rome, 1938. Л. Архангельский. Свердловск.

Кроме любви и исполнения своих желаний, многие мечтают о том, чтобы рядом с ними всегда находились те, кто их поймет, поддержит, защитит, протянет руку помощи, выслушает и ничего не потребует взамен и речь идет не о родителях, или о любимых людях, а о друзьях. Но настоящие друзья – это подарок судьбы. Так и как не ошибиться, чтобы друг не оказался вдруг не тем человеком.

Что такое настоящая дружба

Дружба чем-то напоминает любовь. Она столь непредсказуема, желанна и по-настоящему бесценна, потому что столь же редка. Действительно встретить настоящих друзей, не менее сложно, чем того, кто сделает счастливой. Ведь дружеские отношения включают в себя не просто общение, а и поддержку в самых трудных ситуациях, полное принятие друга - таким, какой он есть. В отличие от любовных отношений, в дружеских отношениях никто никого не пытается переделать под себя. Люди общаются, потому что вместе им хорошо.

Друзьями становятся, только когда оба испытывают в обществе друг друга комфорт. И эти отношения не переживают таких периодов как сумасшедшая страсть, спокойная любовь и разочарование. Да и не ждут они друг от друга чего-то сверхъестественного и ссорятся гораздо реже, чем влюбленные, между которыми пылают чувства. Люди дружат с теми, кто им нравится как человек, с тем, кто не вызывает у них неприятие, не требует слишком многого и не обижается по любому поводу.


Дружба – это близкие взаимоотношения между людьми, не обремененные беспочвенными ожиданиями и надеждами. В ней люди не растворяются и не теряют себя, как бывает иногда в любви. Наоборот, дружба им помогает чувствовать себя более защищенными, более уверенными в себе . Потому что осознание, что тебе придут на помощь, вселяет уверенность в своих силах. Человеку больше не так страшно, как тогда, когда он один. Ему есть на кого положиться, у кого спросить совета. Он знает, что настоящий друг не придаст и не поставит свои цели выше его.

Как говорят великие «Мы не столько нуждаемся в друзьях, сколько в осознании того, что они придут к нам на помощь, когда нам это будет нужно».

Когда говорят о дружбе, конечно, стоит упомянуть и о главной её составляющей - доверии. Именно оно определяет - считают ли люди кого-то другом или нет. Когда они не могут доверять человеку, они никогда не назовут его другом, не подпустят близко. Даже того, с кем дружили долгие годы, после предательства они вычеркнут из своей жизни. Потому что дружба – это безоговорочное доверие между людьми.


Люди получают от тех, кому доверяют, самое сокровенное - понимание, которого им так часто не хватает. Они знают, что друг их не осудит, поймет, успокоит, выслушает, не станет насмехаться, критиковать, унижать. Он всегда будет на его стороне, даже если все ополчаться против него. Когда люди не уверены, что получат это от человека, который хочет с ними общаться более близко, они не назовут его другом. Без доверия и уверенности в нем о дружбе не может быть и речи.


Фото: что такое настоящая дружба


Она бывает разной. Умеют дружить дети, которые гораздо легче называют других детей своими друзьями, просто поиграв в песочнице или, познакомившись в детском саду. Знакомятся дети и в школе, но вырастая, они общаются уже не со всеми детьми, а только с теми, с кем им интересно и кто понимает их. После школы мальчики ещё могут сохранить свою дружбу, если после армии они возвращаются к себе домой, где и остаются жить. Как впрочем, и девочки, но чаще молодые люди поступают учиться и уже там встречают новых друзей. С возрастом друзей становится все меньше и у взрослых их остается совсем немного, потому что поддерживать близкие отношения с другими людьми очень сложно, когда столько обязанностей, да и встретить человека, которому можно было бы доверять и верить как себе совсем нелегко. К тому же, чтобы сохранить дружбу, люди должны быть готовы уделять внимание не только себе, своей семье, родителям, но и друзьям, что сделать довольно сложно.

Мужчинам дружить гораздо легче, их объединяет масса интересов, на них не лежит столько обязанностей по поддержанию домашнего уюта и воспитанию детей. Женщинам же оторвать от себя лишнюю минутку, чтобы просто поговорить с подругами, совсем непросто, особенно если муж слишком ревнив или тиран. Именно поэтому мужская дружба встречается гораздо чаще, чем женская, а не, потому что женской дружбы не бывает.

Признаки и качества дружбы

Прежде чем назвать кого-то другом или самому им стать, необходимо понимать, какие же качества нужны, чтобы люди были друзьями, какие признаки свидетельствуют, что этот человека действительно настоящий друг, к которому вы всегда можете обратиться за помощью и с гарантией получите эту помощь.

  • Дружбы не бывает без взаимного интереса, симпатии, желания помогать, заботиться, общих увлечений.
  • Она увядает без общения, встреч, обсуждения личных проблем, готовности тратить свое время на другого человека.
  • Её обязательными признаками является понимание и желание разобраться с тем, что беспокоит человека в любой момент времени, готовность прийти на помощь, как бы это ни было тяжело или неудобно.
  • Но и без уважения личной жизни друга не обойтись, пусть и он или она всегда готовы бросить все и прийти по первому зову. Очень скоро подобное эгоистичное отношение заставит их открыть глаза на то, что их используют в собственных целях, не давая построить свою жизнь так, как им хочется. Настоящая дружба держится на том, что люди заботятся о другом так же, как о себе, порой даже больше. Но при этом тот, ради которого готовы пойти на жертву, делает все, чтобы его друзья из-за этого не страдали.
  • Подобные качества и признаки дружбы наглядно свидетельствуют о том, что друзьями не всегда становятся близкие люди. Не все могут назвать своими друзьями родственников, родных братьев или сестер, родителей. Чтобы человек назвал кого-то своим другом, он должен быть в нем уверен как в самом себе. И не требовать от него невозможного.
  • Нельзя назвать дружбой общение с коллегами и знакомыми, пусть оно и довольно тесное, если между людьми нет искренней симпатии, заинтересованности и желания помочь. Даже среди тех, кто объединен общими интересами, например: члены какого-то клуба или спортивные фанаты, часто нет друзей, потому что между ними нет доверия, преданности другому ни как члену его группы, а как к человеку. И если завтра их интересы изменятся, они останутся всего лишь знакомыми, когда-то увлекавшимися чем-то одним.
  • Друзья же могут иметь свои интересы, но при этом они никогда не влияют на их общение и отношение друг к другу.
  • Отношение с коллегами основано на том, что люди находятся долгое время вместе. Их объединяет работа, коллектив, взаимный интерес, что никак нельзя назвать дружбой. Тоже самое можно сказать о партнерах в бизнесе, членах бизнес-групп, руководителей в одной компании. Все это отношения, вынужденные и основанные на личном интересе каждого. В них нет доверия, взаимовыручки, если ситуация никак не затрагивает их интересы.
  • В настоящей дружбе взаимовыручка никак не связана с выгодой. Если одному плохо, то и все другие протянут руку помощи или предложат её, пусть их об этом и не просили. Другу друг никогда не откажет.
  • Бывают ситуации, когда друг попадает в беду, и тогда ему пытаются помочь с помощью горькой правды, либо отказывая в помощи, но нередко на этом дружба заканчивается, так как тот, кто оказался в сложной жизненной ситуации, считает такое поведение человека, которому он доверял, предательством. А тот, кто таким образом хочет помочь, не понимает, почему его друг вместо того чтобы довериться ему и принять его руку помощи, тянет его за собой вниз.
  • Без доверия дружба исчезает, как впрочем, и без симпатии, желания понять и почувствовать внутренний мир другого. Её убивает и невозможность поддерживать отношения и общение из-за переезда в другой город, страну, появление новой компании для общения, замужество, изменение интересов, которые объединяли, отсутствие свободного времени.
  • Но дружба нам необходима, поэтому её важно беречь и ценить. Ведь она дает почувствовать, что мы бесценны и кому-то нужны.

Фото: что такое настоящая дружба

Друзья не предъявляют много требований и часто вообще ничего не ждут в ответ, зная, что получат точно такую же поддержку. Без них, что не говори и как себя не убеждай, трудно прожить. Можно, но все же кто же откажется от тех, кто всегда готов прийти на помощь? Поэтому нет ничего удивительного что дружба – это то, что делает нас счастливыми и вселяет в нас надежду, когда тяжело, а отчаяние грозит поглотить без остатка.