Что и как видят новорожденные. Связь с миром установлена, или когда новорождённый начинает видеть и слышать? Зрение у недоношенных детей

Только что родившийся ребёнок полуслепой, он способен видеть очертания предметов. Для новорожденных характерна дальнозоркость. То есть они отдалённые предметы видят лучше, чем приближённые (зрение у них может быть до +7,0 диоптрий). К шести месяцем они начинают лучше видеть, но максимального значения острота зрения достигает только к 4 годам.

Для новорождённого характерна умеренная светофобия — на свету он начинает щуриться, зрачок сужается. Поэтому оценку зрительного анализатора проверяют особым способом.

На очень сильный свет новорожденный реагирует беспокойством и громким криком. У недоношенных детей при этом наблюдается смыкание век и запрокидывание головы – рефлекс Пейпера. Отсутствие адекватной реакции свидетельствует о патологии зрительного анализатора .

На что любит смотреть ребёнок

Когда малыш только появляется на свет, он ещё всё видит размыто, беспокойно реагирует на яркий свет, а глаза у него практически постоянно закрыты.

Проведя ряд экспериментов, психологи установили, на какие объекты предпочитают смотреть новорожденные:

  1. Контрастные картинки. Когда показывают малышу изображение чёрной полосы на белом фоне, он начинает фокусировать взгляд сразу на чёрном цвете, не блуждая взглядом по целой картине. Если показать малышу на одинаковом расстоянии два рисунка, один с яркими или чёрными линиями, а другой серый, то новорожденный с интересом будет рассматривать первую картину.
  2. Сложные, структурированные изображения. Например, шахматная доска, изогнутые или округлые изображения.
  3. Движущиеся предметы. Новорожденный цепляется взглядом за движущийся объект и долго с интересом рассматривает его.
  4. Новые объекты. Если ребёнку долго показывать один и то же предмет малыш перестаёт обращать на него внимание. Когда новый объект он будет пристально изучать.
  5. Яркие цвета. Первый цвет, который начинает различать новорожденный – красный. Именно к игрушкам, вещам такой окраски малыш уделяет больше внимания.
  6. Родители. Особое значение ребёнок уделяет мимике своих родных. На 3 недели жизни новорожденный отличает свою мать от других людей.

Для малыша огромное значение имеет общение с матерью, которое происходит на зрительном уровне. На третьей недели, когда младенец начинает улыбаться, его первая улыбка сопровождается взглядом, и явно адресована взрослому.

Для новорожденных, чтобы стимулировать их развитие надо выбирать красочные, яркие игрушки, такие чтобы они могли двигаться. Примером служат подвесные игрушки, выполненные в контрастном свете. Изначально новорожденный просто фиксирует на них взгляд, затем, старается сам их зацепить ручкой или ножкой, чтобы они начали двигаться. А если они ещё при этом начинают звучать, то малыш сравнительно долго играет с ними.

Интересный факт! К. Гарвей изучила стереотипные игры взрослых и новорожденных и заметила, что младенец в них выступает активным партнёром. Он управляет поведением взрослого, взглядом побуждая смотреть в нужную ему сторону.

Почему у новорожденного косят глазки

Для младенцев в первые месяцы после рождения характерны такие физиологические особенности зрительного анализатора:

  • светобоязнь (первые 3 недели);
  • косоглазие (на 1 – 2 месяце);
  • низкая острота зрения.

Для младенцев характерно не координированные, толчкообразные движения глазных яблок, но при этом кроха старается зафиксировать взгляд на определённых предметах. При этом глазные яблоки движутся в направлении к носу, что создаёт впечатление сходящегося косоглазия (оно через несколько месяцев постепенно исчезает).

Расходящееся косоглазие является симптомом поражения глазо-двигательного нерва, которое может возникнуть из-за:

  • врождённого заболевания;
  • родовой травмы;
  • поражения центральной и периферической нервной системы.

Для определения, является ли косоглазие у новорожденного физиологической нормой или патологией следует обратиться к педиатру.

Если сходящееся косоглазия не проходит длительное время или даже усиливается, это свидетельствует о наличии патологии развития зрения. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача.

Как узнать хорошо ли видит ребёнок

Для того чтобы узнать насколько хорошо видит ребёнок, нет ли у него патологии зрительного анализатора, необходимо:

  • проводить регулярный осмотр у офтальмолога;
  • при обнаружении проблем с глазами сразу же обращаться к врачу.

Когда ребёнок только родился, в обязательном порядке врач должен осмотреть его глаза. В норме склеры у новорожденного бледно-голубого цвета. Жёлтый оттенок – симптом желтухи.

Зрачок младенца должен реагировать на свет сужением, новорожденный при этом закрывает глаза. На очень яркое освещение младенец должен реагировать криком.

Кроме того, младенцу проводят офтальмоскопию с расстояния 50 см. В норме при направлении лучика света на зрачок, он красный, при врождённой катаракте зрачок серого цвета.

Для новорожденного физиологическим является и небольшой астигматизм (кристаллик неправильной формы), но к 2 годам он должен исчезнуть. Остроту зрения можно проверять с 4 лет, так как до этого возраста для детей характерна дальнозоркость.

Осматривая ребёнка, следует обратить внимание на :

  1. Размеры глазных яблок . Увеличение может свидетельствовать о врождённой глаукоме.
  2. Зрачки . Они должны быть круглыми, одинакового размера и при воздействии света сужаться.
  3. Фиксация зрения на различных предметах . Сколько времени малыш удерживает внимание на различных объектах, новорожденный должен активно следить за движущимися объектами. В полгода ребёнок может различать несложные фигуры.
  4. Слезотечение . Если у крохи постоянно текут слёзы, или наоборот глаза сухие, это может быть симптомом болезни слёзного канала.
  5. Конъюнктивит . Если глаза младенца постоянно закисают у него есть воспалительные процессы, которые в дальнейшим приведут к серьёзным проблемам со зрением – если у грудничка гноятся глазки.

Если заметили какие-то отклонения, сразу же обратитесь к офтальмологу. Только врач сможет провести комплексную диагностику, отличить норму от патологии и при необходимости назначить лечение.

Важно знать! При осмотре новорожденный должен сам открыть глаза. Для этого младенца можно перевернуть, или привлечь внимание звуком.

Подводим итоги

Ребёнок начинает видеть в первые мгновения жизни. Острота его зрения снижена, для новорожденного характерна светобоязнь и сходящееся косоглазие. При наличии других отклонений, следует незамедлительно обратиться к специалисту, только врач отличит норму от патологии.

К тому же выбирая игрушки для малыша, следует помнить, что его внимание привлекают движущиеся предметы. Он предпочитает смотреть на яркие объекты, контрастные картинки. И самым важным для него является общение взглядом со своими родными.

Кратко описываю ситуацию. У меня есть двоюродный брат. Человек он может и неплохой (есть в нем и хорошее и плохое наверное как у всех), но очень не постоянный. Сейчас ему почти 45 и всю жизнь его мотает, то у него все хорошо: работа, хорошая з.пл. и все атрибуты хорошей жизни, то все совсем плохо: нет работы, живет за счет родственников, постоянно что-то ищет. Эти периоды у него разной длительностью, но периодичность такая и главное крайняя. Среднего нет.
Женат второй раз. Есть БЖ. Есть дочка от первого брака ей сейчас 17 лет. Во втором браке 2 дочки (7 и 5 лет).
Алименты на старшую дочь по началу после развода он платил не регулярно или вообще не платил. Мотивировав это тем, что при разводе (а он был бурный и драматичный) оставил деньги в размере 200 000 рублей, да и дохода у него не было. БЖ женщина боевая, настаивала на уплате алиментов, он скрывался ездил по РФ, пытался заработать (я не оправдываю его просто описываю ситуацию как есть), по итогу переехал жить в другой регион. Там женился. Взаимные страсти и претензии с БЖ они постарались уладить через несколько лет и пришли к договоренности, что он ежемесячно выплачивает в качестве алиментов 7000 рублей. Это было 7 лет назад. Эти деньги он в качестве алиментов платил регулярно. Иногда это сумма была больше 25 % от его дохода, иногда меньше. Иногда, как я писала выше, дохода не было вообще и алименты платила бабушка из своей пенсии (прошу это вообще не комментировать не думаю, что кто-то считает, что это нормально, но увы так есть).
2017 - 2018 год прошел у него очень даже неплохо. Был маленький бизнес который приносил неплохой доход. В начале учебного года в сентябре он пообещал старшей дочери оплатить полностью выпускной в школе. Сумма обсуждалась от 50 000 до 70 000 рублей. На тот момент финансы позволяли, и он пообещал. В конце года что-то пошло не так, как итог долги перед поставщиками, бизнес разорился. Сейчас он таксует, доход не больше 20 000 рублей, что покрывает только ипотечный платеж. Алименты опять платит бабушка из пенсии. Сейчас старшая дочь просит первые деньги на выпускной.
А вот теперь вопрос. Как вы считаете должен ли он оплачивать выпускной раз денег нет и взять их пока не откуда. Кредит не дают, так как плохая кредитная история и суды. Он обратился ко мне с просьбой дать в долг, я отказала. Первая и самая главная причина, денег у нас самих нет. Сами платим кредиты и с деньгами тяжело. Мы если напряжемся сможем конечно для него этот кредит взять, но я отлично понимаю, что гасить его будем мы и возвратят нам его (если возвратят не скоро). Теперь он ходит по родственникам и просит дать хоть 5000 рублей (типа с мира по нитке и голому рубаха). А родственники отказывают, мотивируя в том числе и тем, что родители должны оплачивать только те расходы, которые могут. Раз он не может оплатить выпускной, то пусть так и скажет дочери.
Я если честно в раздумьях. 5000 склоняюсь дать понимая, что не вернут, но это для нас это посильная сумма и я готова ее дать на выпускной просто так. Но пока мы такие одни, у других просто другая финансовая ситуация, и не все могут выделить даже 5000.

210

Ольга Ф

Здравствуйте! Ситуация такая: с мужем 8 лет вместе,ни одной незапланированной беременности и тут шок! Сына,6,5 лет бабушке отвезли и тусили всю ночь,потом дома «тусили» итог:две полоски-шок шок шок. Вообще второго не хотели. Мы только выдохнули,сын подрос-в школу пойдёт в сентябре. Я так ужасно рожала,18 часов ада. Потом пеленки,зубы,колики.... Как представлю-в жар бросает. Я к врачу сразу побежала, аборт медикаментозный на после завтра назначен. Муж сказал поддержит в любом случае,хотя впринципе не против второго,раз уж получилось. Мы всегда предохранялись. Как? Как так вышло? Оторвались блин. Я никогда второго не хотела. Не хочу ляльку((((Не хочу рожать(((Но вот уже мучаюсь второй день,не ни,не сплю-может так судьбе угодно? Не зря же так... Но у нас так все гладко,нам троем комфортно.... Вдруг пожалею что аборт не сделала,вдруг не смогу полюбить второго. Опять все сначала.... Я не знаю что делать,время до утра понедельника. Если бы мы с мужем не напились как два идиота,не было бы никакой беременности.... p.s: финансово потянем,я не работаю,есть возможность лентяйничать дома. Свой большой дом. Машина. Но я ленивая жопа.

200

Василиска

Пятиклассника из Большого Камня (Приморский край), над которым взрослые ранее устроили самосуд, обвинили в издевательствах над горожанами.

Родители одноклассников мальчика утверждали, что он бил других детей и вымогал у них деньги. Остановить его якобы не смогли даже жалобы в полицию. Родители 20 февраля пришли в школу, отвели мальчика в туалет и окунули головой в унитаз. Свои действия они назвали наказанием за избиение девочки, попавшей в больницу.

Мать одного из учеников рассказала, что после инцидента мальчик «якобы побитый, на больничном», не ходит в школу, но все равно гуляет по городу.
«Мне писали люди, которые видели, как он кидает в прохожих бомбочки, пенсионерам он вообще бросает их в сумки», - заявила она.
По ее словам, учителя встали на сторону мальчика. Женщина отметила, что справки о травмах, якобы нанесенных им другим детям, в школе назвали подделками, а многократные жалобы родителей проигнорировали.

Если ситуацию не пытаться как-то нормализовать, то в конце концов от собственной безнаказанности тот мальчик, чуть-чуть повзрослев, кого-нибудь обязательно убьет.

Но тут есть такой момент. Воздействовать на таких просто нечем. Поэтому я за то, чтобы в стране были организованы интернаты по типу воспитательных колоний Макаренко, куда будут отправлять вот таких товарищей, которые с малолетства причиняют окружающим одни неприятности. Работа психологов, специалистов по коррекции поведения, может хоть как-то изменить ситуацию. Ноя понимаю, что это утопия, на это нет денег, никто не будет заниматься организацией таких учреждений. Ведь гораздо проще дождаться, пока такой мальчик кого-нибудь убьет по-настоящему, тогда его просто можно будет посадить и все. Когда ему исполнится 14, не раньше.

127

светлана

вчера наткнулась на статью про отношения врача психиатра, психотерапевта Михаила Литвак. так вот в пункте 10. детей должно быть трое:
Дети в семье должны быть обязательно. Надо понимать, что вечно жить невозможно, придется помирать рано или поздно. Вы можете свою жизнь сохранить только в детях. Половина ребенка состоит из меня, вторая – из жены. Но один ребенок – это генетический тупик. Так, я передал свою половину ребенку, он потом женится и своему ребенку передаст половину моей жены, и все, нет меня. Двое детей – уже лучше.

А вообще считается, что трое детей – тот минимум, который необходим, чтобы сохранить свою жизнь навечно. Вот тот олигарх, который женился на юной парикмахерше, практически канул в Лету, потому что он родил только одного ребенка, и неизвестно, вытянет его эта девочка или нет: им сейчас жить не на что.

В общем и подруга еще вспомнила о том, что где то слышала о том, что третий ребенок это запасной, если с первыми двумя что то случится.......
что вы на это думаете?
если интересно, то и остальные пункты в др. теме опубликую

126

Schwimmmeister

Сейчас у мужа 12ти часовые смены, либо с утра до вечера, либо ночные. Каждые вторые выходные работает и праздники практически всегда, отпуск всего лишь 24 дня в год. Ехать очень далеко, за 2 часа до начала.... приезжает естественно тоже всегда поздно....но хорошая зарплата. Есть вариант сменить место работы, полный, 8 часовой день, выходные дома, праздники дома и совсем рядом с домом. Но зарплата заметно меньше. Сомневаемся оба,тк деньги естественно не лишние, я пока ещё в декрете до конца года. Но с другой стороны условия работы гораздо более человеческие....ну и как бы обещают повышать зп со временем.
Решать конечно же нам, но на форуме частенько бывают умные мысли и советы дают 109

Рождение ребенка – чудо в жизни семьи. Девять месяцев ожидания, представлений о нем, мечтаний, и вот на руках у счастливых родителей долгожданный малыш. Каждой маме хочется, чтобы ребенок сразу видел, слышал и узнавал её. Но первое время новорожденный не реагирует на мир вокруг, и считается, что ребенок ничего не видит. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся, когда начинает видеть новорожденный ребенок.

Медики и психологи долгое время спорили о том, с каким уровнем развития органов чувств рождается ребенок, с какого времени ребенок начинает видеть и слышать. Предполагалось, что ребенок рождается слепым и со временем зрение его начинает развиваться. Другое мнение полностью убеждало в развитом зрении ребенка от рождения. Сейчас наукой признается тот факт, что человек появляется на свет уже с развитым зрением. Но несмотря на это, его видение окружающего мира отличается от того как видят взрослые. Причина этого в том, что в понятие «видеть» вкладывается несколько понятий: анализатор, ощущения и восприятие.

Строение глаза

У человека несколько анализаторов. Каждый из них воспринимает свой спектр явлений и частот на физическом уровне: зрение, слух, осязание, обоняние.

Понятие «анализатор» ввел академик И.П.Павлов. Он определили анализатор как «аппарат, осуществляющий различение внешних раздражителей».

Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. Периферическая часть представлена рецепторами – нервными окончаниями воспринимающими раздражители.
  2. Вторая часть представляет собой проводящие пути: от периферии к центру.
  3. Третья часть – участок головного мозга, который отвечает за распознавание раздражителя.

Упрощенно, процесс выглядит так: глаза «фотографируют» картинку и передают её по проводящим путям в мозг, где происходит распознавание и формирование конкретного образа.

В этой структуре нет главных и неважных частей. Повреждение любого участка приводит к отсутствию восприятия информации, а значит, и к отсутствию зрения. Повреждение глазного анализатора может быть приобретенным, как правило с возрастом. А может быть врожденным, из-за патологий во время беременности.


Как формируется зрение

Физиология процесса

Формирование глаз у человека происходит ещё на 18 неделе беременности. Находившиеся до этого по бокам, на 18-й неделе они занимают правильное положение спереди. На 26-й неделе начинают открываться веки и формируется сетчатка. Ученые калифорнийского университета проводили ряд исследований, пытаясь понять, в каком возрасте у плода появляется способность видеть. Было выявлено что уже на 27-й неделе малыш реагирует на вспышки света, направленные на живот мамы, поворачивает в эту сторону голову и даже может двигаться вперед или назад к лучу света.

На 31 неделе определяется цвет глаз, но реальный цвет определится через 6-9 месяцев после рождения, поскольку пигментация глаза требует воздействия света, чтобы развитие глаза завершилось. Но глаза продолжают готовиться к жизни после рождения. Зрачки уже умеют расширяться, реагируя на свет, а веки открыты во время бодрствования и закрыты во время сна.

Что видит новорожденный

Во сколько месяцев начинает видеть новорожденный – вопрос не совсем корректный. Свет – это то, на что реагирует ребенок до рождения. Первые зрительные ощущения ребенка, которые он получает в животе мамы делятся на «светлые» и «темные». Значит, после своего рождения, ребенок видит свет или его отсутствие. Именно поэтому многие игрушки для новорожденных черно-белые.


Окружающий мир воспринимается им как наличие и отсутствие света, мир теней. Предметы и люди малыш видит слегка расплывчато без четких очертаний, как бы в тумане. Причина этого в неумении фокусировать свой взгляд.

Итак, новорожденный ребенок видит то, что происходит вокруг и даже реагирует на происходящее. Глаз новорожденного привык к полумраку в утробе мамы и начинает щуриться от очень яркого света. Ему комфортнее в приглушенной обстановке, но это не означает, что так должно быть всегда. Малыш должен привыкать к свету по целому ряду причин:

Во-первых , при ярком свете лучше видны оттенки цветов, количество волн, воспринимаемых глазом, становится больше, а, значит, у очертаний появляются грани, и предметы постепенно обретают форму.

Во-вторых , именно благодаря свету завершается формирование глазного яблока.

Вот как описывает зрение новорожденного доктор Энн Динз, дипломированный врач-педиатр, член королевской коллегии акушеров и гинекологов Великобритании: «Сразу после рождения можно заметить, что ребенок смотрит на маму. Он может видеть вас достаточно хорошо, но лучше всего фокусируется на расстоянии 20-25 см от предмета. Интересно, что это примерное расстояние между мамой и малышом, когда она держит его у груди».

Итак, мы выяснили, что новорожденный видит. Значит, ли это то, что он узнает свою маму? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть понятие восприятия.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – это способность человека видеть и узнавать.

Мозг всегда имеет запас образов, ему всегда есть с чем сравнить. Но у новорожденного нет подобного запаса.

Приведем пример. Мама в роддоме кормит ребенка, одетая в один и тот же голубой халат с цветочками. Новорожденный получает несколько ощущений: запах молока, запах мамы, темные цветочки на халате, тактильные ощущения (места прикосновения маминых рук при кормлении), вкус молока, ощущение сытости. Вот так складывается образ. Но однажды мама переодевает халат и что-то меняется: запах молока и мамы перебивается запахом стирального порошка и хрупкий образ мамы начинает разрушаться. При кормлении малыш ведет себя беспокойно.

Этот простой пример говорит о том, что ребенок пока не узнает маму, а воспринимает совокупность ощущений. Смена двух ощущений (запах и цвет) приводит к разрушению целостного образа.

Мозг новорожденного только начинает накапливать собственный опыт. Поэтому мама – это всего лишь набор определенных ощущений: слуховых (голос), тактильных (прикосновение), зрительных (глаза, нос, улыбка).

Со временем, эти ощущения будут накапливаться, соотноситься друг с другом и с комфортным ощущением сытости и тепла и складываться в целостный образ – образ мамы. Кроха научится не просто видеть, а узнавать маму, и подтверждением этому будет первая улыбка малыша.


Развитие зрения у младенца

Зрение ребенка постепенно развивается, накапливая образы, опыт фокусирования взгляда, увеличивая способности к различению разных световых волн – цветовых оттенков.

В первые 2-3 недели ребенок не способен захватить все вокруг и фокусирует взгляд на крупных предметах, и это нормально. Главное, не подносить предметы к лицу ребенка ближе, чем на 25 см, иначе может развиться косоглазие.

К концу первого месяца ребенок начинает различать силуэты. К 1,5-2 месяцам малыш уже различает плоские предметы от объемных, а к трем месяцам кроха уже четко видит окружающую действительность и может фокусировать взгляд на дальних и ближних предметах.

Трехмесячные малыши любят смотреть по сторонам на руках у родителей сидя лицом вперед. В этот период времени малыш начинает различать окружающих по чертам лица. Начинает узнавать маму и папу и может повторять их мимику.

Восприятие цветов тоже подвергается развитию. При рождении малыш различает свет и тень, а значит, черный и белый цвет. Трехмесячные дети могут подолгу рассматривать контрастные рисунки и сложные двухцветные узоры. К трем месяцам к ребенку приходит умение распознавать лица вместе с различением ярких цветов.

Лучше всего дети выделяют желтый и красный. Вот почему именно эти цвета чаще всего присутствуют в погремушках.

Различать другие цвета малыш начинает позже.


Более детально развитие зрительного восприятия у ребенка представлено в таблице

Новообразования развития зрения Месяцы жизни

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Сосредоточение (нестойкое) + +
Сосредоточение на движущихся предметах + + +
Слежение за движущимися предметами + + + +
Рассматривание предметом
на близком расстоянии
+ + + +
Различение форм и основных цветов + + +
Умение хорошо различать предметы,
разные по форме, величине и цвету
+ + +
Узнавание самых близких людей по лицам + +
Узнавание близких людей + + +

Эти периоды не являются очень точными. Каждый ребенок индивидуален, и периоды развития его зрительного восприятия могут отличаться на 1-2 месяца. Однако, если разница больше, то следует начать беспокоиться о развитии младенца и обратиться к врачу.

Что нужно знать родителям о развитии зрения ребенка

Чтобы зрение развивалось правильно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Обращайте внимание на состояние глаз ребенка; не допускайте присутствия инородных тел: ворсинок, ресничек, слизистых образований.
  2. Любой свет действует как раздражитель, заставляя мышцы глаза активно работать, развивая зрения, поэтому не прячьте глаза ребенка от яркого света, но избегайте прямого попадания солнца на глаза детей.
  3. Для более спокойного состояния перед сном используйте приглушенный свет. На ночь можно оставлять рассеянный свет от ночника.
  4. Зрение детей нужно развивать. Для этого полезно вешать на расстоянии 20-30 см от лица ребенка игрушки, периодически меняя их (разная форма, величина и цвет).
  5. Чаще берите ребенка на руки, показывая предметы вокруг.
  6. Меняйте местоположения ребенка в кроватке, чтобы он не косился в одну сторону постоянно.
  7. Используйте движущиеся предметы, чтобы учить ребенка фокусироваться на предмете в движении.
  8. Чаще меняйте свою мимику в общении с ребенком.

В заключение, стоит сказать, что с помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире. Умение видеть развивается вместе со способностью узнавать. Но нужно помнить, что ребенок видит окружающий мир иначе.

Известный философ Жан-Жак Руссо говорил, что «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать».

Задача взрослых сделать все, чтобы дать возможность ребенку видеть и воспринимать окружающий мир, создать условия для его нормального развития.

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный - это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха - все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы - бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

Крохотные свертки, принесенные из роддома, как правило, вызывают бурную реакцию у окружающих, особенно – у родственников малыша. Всех интересует, как выглядит кроха, какая у нее растительность на теле, какие глазки и прочее. Однако родители знают, что ребенок зачастую еще не готов к тщательному осмотру, и всячески пытаются оградить младенца от лишних глаз.

У новоиспеченной мамы, тщательно оберегающей своего птенца, появляется множество вопросов – как кормить кроху, сколько он должен спать, а также – в каком возрасте младенцы начинают хорошо видеть и слышать. Пожалуй, это – наиглавнейший вопрос, который беспокоит практически всех родителей.

Природа нашего развития

Все малыши при рождении являются полуслепыми и частично глухими. Это касается не только человеческих детенышей, но и потомства животных. Таким образом, природа защищает новорожденных от излишних потрясений, предоставляя возможность развиваться в комфорте и уюте.

Представьте, младенец, просидевший в мамином животике, где темно, тепло и спокойно, внезапно вырывается на шумный свет с громкими звуками и чересчур ярким освещением. Если бы новорожденные дети появлялись с четким слухом и ясным зрением – они бы попросту не перенесли шока, сильнейшего стресса от столь резкой перемены обстановки.

Таким образом, природа защитила нас самым оптимальным способом, частично заблокировав наши органы восприятия при рождении. В дальнейшем, пройдя несколько месяцев адаптации к окружающей среде, постепенно слух и зрение восстанавливаются, приходя к общепринятой норме. Однако не стоит ожидать резкого перехода к улучшению, организм развивается весьма медленно.

Кстати, очень интересно, что у старших малышей слух намного четче, чем у взрослых. Возможно, именно этим объясняется необычное восприятие детей, по сравнению с выросшими людьми – оно более яркое, насыщенное эмоциями и острыми переживаниями.

Зрение младенца

Итак, когда новорожденный начинает видеть? Ответ ясный – практически с рождения. Однако весь вопрос упирается в особенности зрения, которое у новорожденных значительно отличается от нашего. Детки видят все, как в тумане – они различают главным образом светлое и темное. К примеру, ребенок может сориентироваться, день на улице или ночь. Также новорожденные видят крупные яркие предметы, особенно – на небольшом расстоянии.

Если вы хотите, чтобы ваш птенец вас увидел – постарайтесь приблизиться на расстояние 20 см к нему и попасть в поле зрения. Именно так новорожденный узнает самого родного и близкого человечка.

Интересно, что лицо мамы для большинства детей оказывается самым первым предметом для визуального познания. Да и вообще, человеческие лица обычно наиболее интересны для изучения новорожденным крохам.

Кстати, учтите одну особенность – младенцы не могут четко сфокусировать взгляд, как это делают взрослые люди. Они смотрят на все как бы скользящим взглядом, расфокусированным. Дело в том, что маленькие детки еще не умеют его задерживать на одном предмете, эта особенность появляется только к 4 месяцам жизни. Именно поэтому родителям часто кажется, что у младенца косят глазки.

Иногда косоглазие может держаться вплоть до 6 месяцев. В таком случае необходимо действительно проверить зрение, ведь косоглазие может оказаться настоящим. Родителям следует посветить маленьким фонариком в глаза малыша и удостовериться, что отблески света имеются в 2 зрачках в одном месте. Если лучик света в одном глазу падает по центру зрачка, а во втором – по краю – это косоглазие. В таком случае необходимо посетить врача-окулиста.

Слух у новорожденных

Не менее волнующий вопрос для родителей – когда новорожденный начинает слышать. Малыши слышат звуки с рождения, однако восприятие еще недостаточно четкое, поэтому на громкие и резкие звуки вы сразу увидите реакцию младенца, однако на более тонкие приглушенные раздражители ребенок может не отреагировать.

Классическая музыка нравится практически всем новорожденным деткам, она действует на них успокаивающе

Это не повод для паники, поскольку, как упоминалось выше, так устроены естественные механизмы развития. Нормальный слух у младенца появится уже ближе к 3 месяцам жизни. При этом нет разницы – искусственники это или грудные дети – у всех малышей развитие слуха происходит одинаково.

Реакция на звуки у всех младенцев такая: они вздрагивают или хмурятся. Порой детки моргают, а если сильно испугать ребенка громким разговором или музыкой – он начинает плакать.

Существует еще одна интересная особенность – все малыши любят слушать музыку. Однако это касается нежной мелодической классики. Безусловно, от прослушивания тяжелого рока ваш птенец начнет плакать, поэтому исключите из репертуара пластинки с альтернативной музыкой.

Желательно периодически включать ребенку симфонии Баха, Штрауса, Шуберта и Бетховена. Шедевры этих классиков отличаются необычайной нежностью и мелодичностью, а произведения австрийского гения Шуберта имеют ярко выраженную грустную окраску. Первые месяцы жизни, проведенные на фоне волшебных симфоний мировых композиторов, непременно принесут хорошие плоды во взрослой жизни.

Все детки рождаются с частичным восприятием действительности, и в норму организм приходит только спустя определенное время. Как правило, через полгода все выравнивается, и у родителей пропадает повод для беспокойства. Помните, все малыши незащищенные против неожиданностей этого мира, поэтому в первые годы, как никогда, новорожденным важна поддержка и теплота родителей, особенно – мамы.