​Что делать, если вы до сих пор решаете проблемы взрослого сына.

15 декабря в России – день памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. «Стол» вспоминает самые громкие и циничные убийства наших коллег в современной России. Они так и остались не до конца расследованы или не расследованы вовсе

Владислав Листьев

Убит в подъезде собственного дома поздно вечером 1 марта 1995 года. Возвращался со съёмок программы «Час пик». Ценности и деньги, находившиеся при нем, не тронуты. Убийство до сих пор не раскрыто.

Влад Листьев. Фото: Стрельников/РИА Новости

Провожали Листьева так, как никого из журналистов потом уже не провожали: большинство телеканалов убрали из сетки все программы - транслировалась только траурная заставка с надписью «Владислав Листьев убит», периодически прерываемая выпусками новостей.

В журналистику Листьев пришел внезапно. Уже имея специальность - спортивный тренер - и работая в спортивном обществе «Спартак», он получил повестку в военкомат. А вернувшись из армии, решил резко поменять свою жизнь: поступил на журфак МГУ. Окончив его по специальности «литературный сотрудник телевидения», Листьев идет работать на Гостелерадио, где специализируется на трансляциях за рубеж. То есть на пропаганде. Предполагал ли он, что через каких-нибудь пять лет популярные шоу «загнивающего Запада» станут для него образцом и учебником по созданию нового российского телевидения?

Первой передачей, рвавшей советский шаблон, стал «Взгляд», где Листьев был одним из соведущих с 1987 года. «Мы каждую передачу готовили как последнюю», - рассказывает его коллега Владимир Мукусев. Это не была критика власти - просто правда о том, что происходило вокруг.

Потом появились передачи «Поле чудес» - калька с западного «Колеса фортуны», «Час пик» - копия американского шоу Ларри Кинга Larry King Live, а также «Тема», «L-клуб», «Серебряный шар», «Угадай мелодию», детская игра «Звездный час», автошоу «Гонки на выживание». Все эти программы объединяет авторство Листьева, в некоторых он выступал как ведущий, но не задерживался долго на этом месте: появлялись другие проекты и идеи.

В своей работе журналиста и медиаменеджера (он входил в руководство телекомпании ВИД, а потом ОРТ) Листьев перешел дорогу многим. Его убийство, как бы это дико ни звучало, не стало ни для кого сюрпризом. Ни заказчик, ни исполнители так и не были найдены. А может, и не искали?

Артём Боровик

Погиб при крушении самолета ЯК-40 9 марта 2000 года, на борту было 9 человек. Летел в командировку в Киев. За два дня до трагедии в телеэфире говорил, что на него оказывается «колоссальное давление». Согласно официальной версии, это несчастный случай из-за наледи на закрылках. Однако вопросы вызывает бесследное исчезновение части обшивки левого полукрыла самолета (на схеме места катастрофы была обозначена номером 13) и мобильного телефона журналиста.

Артём Боровик

Артём родился в семье журналистов: отец, Генрих Боровик, - политический обозреватель, мать, Галина Боровик, - редактор отдела культуры на телевидении. Это во многом предопределило выбор профессии. В детстве шесть лет прожил в Нью-Йорке, где отец работал корреспондентом Агентства печати «Новости», а вернувшись в СССР, окончил школу и поступил на факультет международной журналистики МГИМО. Работал в «Советской России», «Огоньке», несколько раз ездил по заданию в Афганистан и написал об этом книгу «Спрятанная война».

Артём Боровик

В перестройку, как и Листьев, прошел через передачу «Взгляд», но главной его работой стала расследовательская журналистика в холдинге «Совершенно секретно». Все начиналось с одноименной газеты, куда в 1989 году Боровик пришел корреспондентом. Уже через два года газету он возглавил, а на телеканале «Россия» создал передачу с таким же названием.

Каждое расследование Боровика было сенсацией. Его сюжеты о политических и коррупционных играх 1990-х смотрела вся страна. Его уважали и боялись, любили и ненавидели. Неудивительно, что журналисту неоднократно поступали угрозы от героев его расследований.

Во время последнего в своей жизни интервью, которое он дал НТВ в ночь с 6 на 7 марта 2000 года, Боровик получил на пейджер вопрос от одного из телезрителей: «Если вы такой честный, почему же вы до сих пор живы?..» Через два дня страна узнала о гибели журналиста.

Юрий Щекочихин

Умер после скоротечной болезни 3 июля 2003 года. По ряду признаков очевидно, что журналист был отравлен сильнодействующим веществом. Однако уголовное дело по статье «Убийство» было заведено только через пять лет и вскоре закрыто «за отсутствием состава преступления».

Юрий Щекочихин

Свою журналистскую карьеру Щекочихин начал в 17 лет с публикаций в «Московском комсомольце». Затем он окончил факультет журналистики МГУ и до 1980 года работал в «Комсомольской правде», где вёл рубрику «Алый парус», посвященную подростковыми проблемами.

Расследовательской журналистикой Щекочихин занялся еще в советское время: в 1980 году он приходит в «Литературную газету» на должность редактора отдела расследований. Последним его местом работы стала «Новая газета», куда он перешел в 1996 году, продолжив заниматься расследованиями. Резонансные публикации Щекочихина были посвящены состоянию российской армии, освобождению пленных и заложников в Чечне, коррупции в органах государственной власти, социальным проблемам.

Всеми этими проблемами Щекочихин пытался заниматься не только как журналист, но и как политик: в 1990 году он был избран народным депутатом СССР от одного из избирательных округов Луганской области. В 1995 и 1999 годы журналист проходит в Госдуму по списку «Яблока». Там он работает в Комитете по безопасности и Комиссии по борьбе с коррупцией в органах государственной власти, занимается проблемой организованной преступности.

В последние годы жизни Щекочихин расследовал дело «Трёх китов» о контрабанде итальянской мебели. В этом деле интересно не столько само преступление, сколько то, как его расследовали ответственные органы. «Новой газете», а именно Юрию Щекочихину, удалось установить факт неформальных отношений между подследственными, правоохранителями и судьями, повлиявших на объективность расследования и суда.

Это резонансное дело сопровождалось убийством свидетелей, уголовными делами против следователей и дисквалификацией судей. Устранение журналиста, пролившего свет на всю эту грязную игру, вполне укладывалось в криминальную логику процесса. Объективного расследования убийства Щекочихина ждать не приходится.

Анна Политковская

Застрелена в лифте своего дома в Москве 7 октября 2006 года. Осуждены исполнители и организатор убийства, заказчик установлен не был.

Анна Политковская

Журналистская карьера Политковской началась в советский период, но известность к ней пришла в 1990-е годы благодаря публицистическим материалам на острые темы. А с известностью - и угроза жизни. За публикации о залоговых аукционах в «Общей газете» ей угрожал расправой Владимир Гусинский, говорится в книге Евгения Додолева «Битлы перестройки». С 1999 года Политковская работала в «Новой газете» и писала на исключительно неприятные для власти темы: о военных преступлениях в Чечне, об убийствах в российской армии, о коррупции. Она открыто говорила о том, что видит прямую связь между творящимися в стране беззакониями и деятельностью Владимира Путина на посту президента.

По этой причине убийство журналистки в день рождения главы государства выглядело особенно вызывающе. «…это убийство само по себе наносит действующей власти в России… гораздо больший урон и ущерб, чем её публикации», - заявил Путин журналистам 10 октября 2006 года.

Авторитет Политковской в России был чрезвычайно велик, и она пользовалась им для переговоров с террористами: в 2002 году она носила воду заложникам, захваченным в театральном центре на Дубровке. В 2004 году Политковская надеялась так же выступить посредником на переговорах с боевиками, захватившими школу в Беслане, но была отравлена по пути туда. По версии самой журналистки, отрава была подсыпана ей в чай в самолете сотрудниками ФСБ. В тяжелом состоянии Политковскую госпитализировали, у нее были серьёзно повреждены печень, почки и эндокринная система. Отравление расследовано не было.

Митинг памяти Анны Политковской

За убийством журналистки тянется не только путинский, но и кадыровский шлейф. В день своего убийства Политковская собиралась передать в редакцию длинную работу о практике пыток, применяемых чеченскими властями, сообщил главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. В статье фигурировало имя Рамзана Кадырова.

Приговор организатору и исполнителям убийства (они получили длительные сроки) коллеги Политковской назвали справедливым. Правда, ради этого пришлось потрудиться: сначала обвиняемые были оправданы и отпущены. Журналисты сразу заподозрили свидетеля обвинения оперативника Дмитрия Павлюченкова в попытке ввести суд в заблуждение. Именно коллеги Политковской помогли следствию со сбором показаний, изобличающих Павлюченкова. На следующем процессе бывший свидетель обвинения был уже обвиняемым и получил 11 лет строго режима. Однако заказчик, тот, кто заплатил Павлюченкову за организацию убийства, до сих пор не найден.

Ко мне, как к психологу и тренеру, обращаются люди с разными проблемами и запросами.
Чаще всего обращаются с проблемами во взаимоотношениях с мужчинами, родителями, детьми. Чтобы увидеть реальную картину того, как складываются отношения у моих клиенток, я прошу сделать небольшое диагностическое упражнение.

Я прошу их «расставить» в пространстве кабинета себя и членов семьи. Я предлагаю женщинам работать с предметами, которые замещают отсутствующих людей. Проще всего это сделать со стульями. И когда женщина расставляет стулья-членов семьи так, как она это чувствует, вырисовывается одна и та же картина. Рядом с этой взрослой уже женщиной место занято одним из родителей. Чаще всего — мамой. Муж или мужчина, с которыми женщина находится в непростых, болезненных отношениях, в пространстве располагается вдалеке от нее и мамы.

О чем это говорит? О том, что на самом деле эта конкретная девушка, пришедшая на консультацию ко мне, находится в очень тесных отношениях… нет, не с мужем или с мужчиной, а с мамой.
По природе рядом с женщиной имеется лишь одно место для близких отношений . И оно предназначено для мужчины, мужа. И все. Мама, папа остаются сзади. А впереди — будущее, в виде собственных детей. Нет, это не о том, чтобы подвергнуть забвению родителей и не помогать им. Это о том, чтобы любить и иметь настоящую близость с мужчиной/мужем.

Если женщина (причем в любом возрасте) не отделилась от мамы, ей сложно выстраивать отношения с противоположным полом. Она будет встречать мужчин незрелых , не готовых к серьезным отношениям, травмированным (с детскими травмами отверженности и покинутости) и так далее.

Чем еще плохо то, что взрослая женщина находится «под крылышком» у мамы.
Другом и советчиком становится мама. И это хорошо. Но в том случае, если мама сама зрелая личность. И умеет по-настоящему любить. А значит, осознает, что дочери нужно жить своей жизнью, дает ей право на самоопределение.
На практике, мамы не дают жить своим взрослым дочерям своей жизнью. Вмешиваются, советуют, рекомендуют. А их незрелые взрослые дочери слушаются и… в конечном итоге поступают так, как хотят их матери.

И, как правило, судьба таких дочерей становится похожей на судьбу их матерей . Многие женщины повторяют жизненный сценарий своих мам. И так происходит из поколения в поколение.

Что делать, если вы узнали себя в этих нездоровых отношениях «взрослая дочь- мама»? Увы, даже в самой развернутой статье невозможно описать полностью все инструменты для индивидуальной работы с этой проблемой. Детско-родительские отношения — это то, с чем я рекомендую обращаться непосредственно к специалисту.
Но общие рекомендации я все-таки дам.

Если вы чувствуете, что живете не своей жизнью, первое, что надо сделать — это принять ответственность. Жить не своей жизнью, хоть и неприятно, но довольно-таки безопасно. Всегда можно обвинить (если что-то не сложилось) своих родителей в том, что они «не дали жить так, как хочется».

Но если вы выбираете жить своей жизнью, вам крайне необходимо выбрать и ответственность за неё . Это значит, что все, что будет происходить и не происходить с вами в вашей жизни, вы будете рассматривать ТОЛЬКО как результат ВАШИХ помыслов, чувств и поступков.

Никто, ни мужчины, ни родители, ни правительство, страна и т.д. — не могут отвечать за то, как вы живете. Если вы сможете принять эту жизненную позицию, то тогда вы полностью примете и ответственность за себя, и свою жизнь. А это значит, что вы сделаете первый и необходимый шаг к собственной жизни, к зрелости и настоящей свободе.

Работа эта не быстрая. Но вы существенно сэкономите свое время (годы жизни), если за помощью в решении этой не простой проблемы обратитесь к специалисту. Время, увы, — единственный невосполнимый ресурс в нашей жизни.

Все еще сопротивляетесь и ленитесь лишний раз наклониться, чтобы снять обувь? Поверьте, делать это необходимо!

Со временем это испортит полы в квартире

Тяжелые ботинки, каблуки и песчинки на подошве просто царапают напольные покрытия: паркет, паркетную доску, ламинат, а также ковры и ковровые покрытия. В итоге полы быстрее изнашиваются, хотя сначала это незаметно.

На подошве остаются токсичные вещества

Вещества, которыми обрабатываются тротуары и проезжая часть дорог (антигололедные реагенты), вступают в реакцию не только со льдом, но и с такими продуктами, как моторные масла, пары бензина, солярки, выхлопных газов, а также с обувной подошвой. Так что, если позволить себе ходить дома, не снимая обувь, по углам квартиры со временем образуются скопления токсичных веществ, загрязняющих воздух. Это происходит и в теплое время года, когда тротуары и газоны также обрабатывают химикатами.

на уличной обуви переносится грязь, от которой так сложно избавиться

Конечно, не все, что вы приносите в дом на обувной подошве — токсично. Но про грязь же вы не будете спорить? Вы действительно желаете в два раза чаще убираться и мыть полы? Или все же лучше завести правило для всех — снимать обувь сразу при входе? Кроме этого, будет лучше завести два коврика: один — перед дверью, а второй — сразу после входной двери. Чтобы грязь оставалась на них, а не проникала на кухню или в спальню.

Совет: Пылесосить придверные коврики нужно с обеих сторон! А коврик, который лежит внутри квартиры лучше выбрать такой, который можно стирать в стиральной машине.

Обувная подошва — это место скопления вредных бактерий

С этим фактом вы не станете спорить, если вспомните, где вы успели побывать в течение дня: метро, подземные переходы, общественный туалет (в большинстве случаев). А это значит, что на подошве, конечно же, остались бактерии, в том числе и кишечной палочки…

Ходить босиком просто полезно

Кроссовки и другая спортивная обувь должна поддерживать вашу стопу и облегчать нагрузку на позвоночник и суставы. Но вы не должны испытывать эту поддержку постоянно. Иногда стоит тренировать мышцы и связки, стимулировать кровообращение и сосуды нижних конечностей. А что поможет это сделать? Хождение босиком!

вы можете беспокоить соседей

Не задумывались об этом? А стоит. Если вам не все равно, и вы не желаете приносить другим людям неудобства подобного рода. Ваши шаги могут быть очень громкими, особенно, если в квартире деревянные полы и тонкие перекрытия.

вы должны расслабиться после рабочего дня

Приходя вечером домой необходимо переключаться, настраиваясь на отдых. Снимая обувь, вы как раз это делаете, подсознательно посылая сигнал мозгу о том, что день закончен и настало время для заслуженного отдыха.

Ещё раз о поисках себя и предназначении.

Я уже писала о том, как часто ко мне обращаются в поисках своего предназначения. И есть несколько ситуаций. Первая — это когда человек обладает неким ярко выраженным даром, склонностью, проявленными с детства, но потом взрослая жизнь забирает в тиски, и проявлять этот свой талант некогда, страшно, стыдно и т.д. Например, с детства хотелось рисовать, с детства хотелось писать, танцевать, творить как-то ещё, но родители или кто-то ещё сказал: "У тебя ничего не получается" или "Нужна нормальная профессия, а не это вот всё" — в итоге проходят годы, талант ждёт своего часа, но годы упущены — годы, которые можно было потратить на оттачивание этого своего таланта.

Потому что любой талант требует работы. Даже если ты Лев Толстой, а не — дальше придумайте сами, работу никто не отменял. "Анна Каренина" сама по себе не написалась, её писал Лев Николаевич, и одна Софья Андреевна знает, каких трудов это стоило всей семье. Дни и ночи писанины, творческих мук и т.д.

Что делать в такой ситуации, если ваш талант не даёт покоя. Ещё раз: он ярко выражен и выражен с детства. "Я всегда хотел этим заниматься" — это оно. Это уровень высших сил.

Делать нужно одно. Брать и, собственно, делать. Находить курсы, находить какую-то обучающую программу, находить единомышленников, рассказать всем о том. Кто вы и что вы. Сейчас есть всё. Даже если вам хочется выучить суахили и уехать в какую-нибудь глухую африканскую деревню изучать быт и нравы — поверьте мне, есть масса университетов, где можно найти стипендиальную программу и попасть-таки к этим африканцам, я уже не говорю о том, чтобы поехать волонтёром или в рамках экспедиции. Хочется заниматься музыкой — полно курсов. Полно людей, которые уже сделали это до вас. Даже если хочется стать масоном — и масоны есть. Главное что? Главное — открыть интернет и хотя бы погуглить. А потом начать думать в сторону — "Как интересно, и я всё это могу, как это сделать?", а не "Ну вот, у меня нет ни денег, ни времени" . Если нет ни денег, ни времени, значит, нет желания. Попробуйте вспомнить какой-то другой свой интерес тогда. И, кстати, бывают и такие моменты, когда вы стали совершенно другим, и детские мечты перестали быть мечтами, перестали быть интересными. Поэтому "я в детстве мечтал стать космонавтом" может и не быть прямым пинком к тому, чтобы стать космонавтом.

Вторая ситуация. Ситуация, когда нет никакого ярко выраженного таланта. Нет ни знаков, ни жаб с неба, ни Иисус по воде не ходит. Это уровень среднего мира, когда всё полностью зависит от человека и проявленности его воли в мире. Тогда можно пробовать всё подряд, что приходит в голову. У меня тоже были поиск себя, и, помнится, однажды проснулась утром и подумала: "А не пойти ли мне учиться на парикмахера?". Это всё было до тех пор, пока я боялась принять свою истинную сущность. В итоге я пошла и отучилась. Это дало мне огромный опыт — я поняла, что это не моё. И точно также я пробовала много других вещей, например, китайскую астрологию бацзы, и поняла, что это не моё. И это очень важно — отсечь ненужное. Но, чтобы отсечь это ненужное, надо сначала его рассмотреть и понять, что, да, тебе это не нужно. При этом в процессе всегда выясняется что-то ещё, и просто жить интереснее.

Все эти "я мог бы стать…" — замолчи и начни. Хочешь стать писателем — напиши хотя бы короткий рассказ и опубликуй его хотя бы на своей странице в соцсети. Начинать надо с малого. Пробовать. И отдавать на суд общественности.

И, самое главное, на мой взгляд, что мешает вообще и первые шаги делать, и дальнейшие — это придание излишней значимости любому процессу. Если вы пойдёте на кулинарные курсы для новичков, потому что лелеете мечту стать великим поваром, убавьте значимость, снимите корону, уберите страхи и включите внутреннего игрока. Просто — а что получится? Не требуйте от себя невозможного просто потому, что вам не 15 лет, и вы не в школе учитесь, и вроде как уже должны разбираться во всём просто потому, что вы большой и взрослый человек. Никто не ожидает, что вы после первого (второго и даже десятого) занятия станете специалистом в своём деле, поэтому если что-то не получается — это не означает, что вы не найдёте своё предназначение никогда, потому что бездарны. Пробуйте. В чём-то бездарны, в чём-то нет. И это нормально.

Профессионализм в любой работе достигается практикой. Часами, месяцами, годами практики. И не всегда это весело и приятно. И я где-то писала о том, что энтузиазм — это враг профессионализма, потому что, если человек зажигается каждый раз от того, чтобы заниматься "любимым делом" — это явно новичок. Когда ты долго работаешь в одной сфере, ты знаешь и плюсы, и минусы, и работаешь в разном состоянии, а не только во вдохновении — все мы люди, и по-прежнему любишь свою работу. Как ответила Шарлотта в сериале "Секс в большом городе" на вопрос, счастлива ли она: "Каждый день. Не весь день, но каждый день" . Вот это и есть ответ про любимую работу и своё дело — своё, настоящее. Если этот критерий применим — значит, путь верный.

У каждого свой путь. И не у каждого он прост. Но процесс безумно интересен.