Что делать, если ребенок ползает только назад? Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача.

23.01.2012, 14:51

В общем, суть проблемы такова:

Когда начали переворачиваться, малышу очень хотелось двигаться дальше, наверно, как и всем.))
И вот после двух вечером, проведенных с папой - он начал поднимать живот, поднимать попу и ползти. Папу, понятное дело, мои речи не вразумляют, что ребенка еще рано учить ползать.

Итог такой, сейчас малышу 4 с хвостиком - ползает активно по дивану.
Когда рассказала об этом педиатру, он сказал, что надо срочно вызывать невролога - это, наверно, тонус.

Подозреваю, что невролог начнет нас активно лечить (она у нас вообще любит всякие таблеточки по выписывать).

У кого-нибудь такое было? и лечились ли?

23.01.2012, 15:11

ну и пусть ползает. Его же не папа в попу пихает, а сам попу и живот поднимает.
К 4 мес, насколько я помню, общий тонус проходит, остается, только если сильная патология. У старшего окончательно сняли тонус ножки в 9 мес. Но мы и наблюдались и массаж делали.
Если че - привязать обратно не получится:046:
Некоторые и ходить в 7 мес начинают...

А папа Ваш - молодец:flower:

23.01.2012, 15:12

Ну и пусть ползает, теперь все равно его не остановить будет)))

МамаТапка

23.01.2012, 15:13

23.01.2012, 15:22

ну и молодец! раз пополз - значит есть силы!
+1
Пополз значит хорошо окреп позвоночник и мышцы и ручки с ножками. Было б тяжело не ползал бы.
К тому же (правильно сказали) его уже не привязать и не заставить сидеть на месте.

23.01.2012, 15:25

мы еще и переворачиваемся-то от случая к случаю, а вот ползти уже активно пытаемся - поднимаем попу и живот, подтягивая ноги под себя, - мешает только одноразовая пеленка - ноги проскальзывают))) причем настолько активные попытки начались с началом курса массажа

23.01.2012, 15:27

23.01.2012, 15:34

Ага, племянник у меня ходить начал, ортопед сестре высказал, мол, нечего стимулировать. А Ванька подходит, за руку берет и тащит - пошли. Ну и как его "не стимулировать"? Гвоздями к полу прибить? Что за чушь. Лечить желание и возможность ползать?

Марусенька ST

23.01.2012, 15:39

интересно... пополз от тонуса?! мой вот вообще ползать отказывался - и тоже тонус виноват был...:065:
:flower: Во всем виноват тонус!:073: Такое ощущение, что у неврологов один диагноз - тонус!!! Если пополз, значит есть силы, пусть ползает.

татьяна 71

23.01.2012, 15:41

23.01.2012, 15:43

ну и хорошо, что пополз) уж лечить тут точно нечего. все же детки разные, а врачи их всех под одну гребенку. вот раз положено, значит только так и должно быть. шаг влево, шаг вправо - расстрел на месте.

23.01.2012, 17:09

Не верю, полноценным ползанием ЭТО назвать нельзя. К неврологу сходила бы однозначно.

Невролог к нам в любом случае придет - посмотреть, я считаю, никогда не вредно.
Просто частенько такие лекарства назначают, что потом долго приходится разбираться с последствиями этих лекарств.
Вот и пытаюсь узнать у опытных мам - бывало ли такое.

23.01.2012, 17:18

23.01.2012, 17:48

мой тоже начал ползать в 4 месяа. скоро 5 будет. вчера вот на 5 минут в ванну отошла подушки положила по периметру дивана а он их головой скинул и на полу оказался. хорошо что сначала подушка упала а он на нее:) но я не думала чт нам надо к неврологу. это что плохо?:005: я в смысле - позать в 4 мес? как хорошо что я редко сюда заглядываю а то почитаешь некоторые посты и плохо становится:(
+1

Автор,я искренне не понимаю почему вы начинаете свой пост со слова Проблема...
По-моему все гуд!
У меня ребенок тоже очень активный,ползает правда задом по всему равивающему коврику,вперед только когда сзади муж подталкивает))

23.01.2012, 17:53

Спасибо всем откликнувшимся, прямо легче стало.
Разговаривала сегодня с педиатром, и она мне таааким страшным голосом сказала, что срочно нужно к неврологу...
а ребеночек первый, вы же сами понимаете...


Я уж думала, что и пойдет рано. Но нет. не хочет. так и ходит вдоль опоры и ползает до сих пор. нам уже 10,5 месяцев. Попыток ходить самостоятельно не делает (даже 2 шага сам боится сделать без поддержки). Сам только с каталкой ходит, перед собой ее толкает и за ней идет, ну за руку тоже может пройти немного, но потом все равно плюхается и ползет.

Я вот, честно, не понимаю таких мам кто начавших ползать детей на диване оставляет. надо же на пол уже спускать

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Ребенок начинает ползать

Возраст, в котором дети начинают ползать

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики — укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»
массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное — помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поглаживание рук, ног, спины

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.


  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог

  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Важность ползания

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до 9 месяцев. Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Так как кроха еще мал, в 4 месяца ребенок должен уметь пока немного. В 4 месяца ребенок уже уверенно вертит головкой, на руках у счастливых родителей. Ребенок смело поднимает головку лежа на животике и опираясь на ручки, и так он познает окружающий мир, растет и развивается.

В таком положении лежа, ножки малыша смело болтаются в стороны. Так он может легко подтянуться и оттолкнуться «идя» на ручки к родителям. Именно в четыре месяца ребенок впервые начинает отталкиваться ножками, чтобы совершить первые попытки ползать, словно маленький червячок. Родителям в таком случае стоит лишь помочь ему в этой сложной для него работенке, подставив руки для опоры малышу и возможности оттолкнуться и ползать. Есть случаи, когда ребенок ползает как рачок, не вперед, а наоборот. Специалисты утверждаю, что просто так ползать ему удобно и легко.

В 4 месяца ребенок должен смело все хватать. Этот рефлекс дан ему с самого рождения, чтобы малыш мог сам держаться за пальцы родителей, хватать игрушки, играться пальчиками, пробовать их на вкус, совершать первые попытки приподниматься, ведь малыши очень это любят.

У деток в 4 месяца есть огромная потребность во внимании, причем оно не требуется только тогда, когда малыш крепко спит, в остальных случаях с ребенком нужно разговаривать, петь песенки, развлекать, а если не делать всего этого, то можно услышать в ответ детский плач, который не прекратится. Успокоить малыша можно только уделив ему внимание, отвлекая и развлекая, качая на руках.

В четыре месяца малыш хорошо отличает чужого человека от своего, конечно на своем подсознательном уровне, слышит голоса, реагирует улыбкой или смешной гримасой.

Появляются в этом возрасте и первые «агуканья». Ребенок сначала лепечет протяжные звуки, затем присоединяет и согласные буквы. Причем не важно, слышите вы его или нет, малыш может даже сам с собой разговаривать и так развлекать себя.

Беспокоиться стоит если по окончании четырех месяцев малыш:

  • не реагирует на улыбки и разговоры, не лепечет и постоянно молчит;
  • все время дергается и не естественно кривляется;
  • плохо реагирует на шум и световые перепады;
  • не опирается на носочки, когда его становят на ножки;
  • не держит ровно головку, когда его поднимают на ручки, а запрокидывает ее на бок или вперед.
  • Развиваем малыша, играя с ним,и развиваяего навыки.

В таком интересном возрасте малыш очень любит играть. Воспользуйтесь моментом и займитесь с ним полезными развлечениями. Тем боле, что занятия с малышом принесут удовольствие не только ему, но и Вам, и, нагулявшись, малыш будет спать крепко и долго. Не ленитесь, это пойдет ребенку только на пользу.

В 4 месяца ребенок должен любить пародировать интонацию и жесты родителей. Рассказывая сказку или стишок, меняйте голос и скорость при рассказе. Не забывайте обращаться к ребенку, называя чаще его имя, это тоже положительно повлияет на его восприятие и привлечет внимание.

Что еще умеет ребенок 4 месяца?

Кроме того, что ребенок обожает слушать музыку, еще не родившись, в возрасте четырех месяцев эта любовь только усиливается. Включайте разную музыку, чтобы развивать у ребенка чувство ритма и такта. Добавляйте к ритмичной музыке и жесты, например хлопки в ладоши или взмахи, это ребенок оценит, а может и повторит.

Продолжать стоит и с хватательными и тактильными ощущениями малютки. Есть замечательная игра - узелки. Для этого завяжите на расстоянии нескольких сантиметров на ленточке узелки и дайте малышу, слегка потягивая материал к себе. На узелках малыш будет останавливаться, и щупать уплотнение. Есть также другой способ развивать тактильные ощущения ребенка, Вам необходимо взять обыкновенную перчатку и прикрепить к ней разную материю, чтобы малыш мог отличать на ощупь и реагировать на отличие.

Что умеет ребенок 4 месяца? Нравится малютке в четыре месяца тянуться, тем более, что это еще и полезно. Заставляйте его дотронуться Вас, или потрогать ручкой или ножкой любимую игрушку над головой, чтобы та затарахтела или запела. Такие упражнения укрепят ребенка физически и подарят положительные эмоции.

Для укрепления мышц ручек, спины и живота ребенка нужно в положении лежа дать ему схватить Ваши пальцы и приподнять его в положение сидя. Затем можно так задержаться на несколько секунд, а после вернуться в исходное положение. Повторить попытки можно несколько раз. К такой легкой и приятной зарядке подключите ползанье и отталкивание от ладоней. Такая зарядка будет очень кстати утром, когда малыш бодрствует и еще не кушал.

В этом замечательном возрасте помогите малышу научиться переворачиваться. Подставляя руку под плечо малыша, медленно перекачивайте его с одного бочка на другой, таким образом, он в скором времени сможет сам смело переворачиваться, без Вашей помощи, а Вы сможете радоваться его успехам и «расти» вместе здоровыми и сильными.

Я везде пишу «наш опыт», а не «как развивать ребенка», потому что мой подход несколько отличается от традиционного и вдохновлен идеями Домана и материалами сайта Лены Даниловой. Острые вопросы этого периода жизни ребенка: присаживать или нет, разрешать ли стоять на ногах, помогать ли ползать, постоянные: «А не рано?». Если вдохновляться Доманом, у него «рано» вообще не бывает, может быть только «поздно».

Я сторонница подхода, что если ребенок стремится что-то делать, значит, уже готов. Если, перехватываясь за бортики автолюльки, мой сын сам сел в 4 месяца, мне его опрокидывать и читать лекции, что врач запретил, не хочется. Хочется радоваться, что мы хорошо позанимались в предыдущий период. Вот так, подтягиваясь за бортики люльки, Паша садится.

Заметку о физических занятиях от рождения до 3 месяцев читайте .

Итак, наша программа развития физических навыков в 4-6 месяцев . Основана на опыте дочери и на свежайших впечатлениях от занятий с сыном (на фото как раз он будет, в возрасте 4-4,5 мес).

  1. Массаж и гимнастика – 2 раза в день (утром и вечером, перед купанием).
  2. Длительное нахождение на животе и самостоятельное «ползание».
  3. Обучение стоянию на четвереньках.
  4. Подтягивания за руки, на кольцах, на перекладине.
  5. Висы и «полеты».
  6. Тренировка вестибулярного аппарата.
  7. Упражнения на фитболе.
  8. Обучение навыкам сидения.
  9. Обучение навыкам вставания с колен, вставания у опоры, хватания за перекладины, стояния на прекладинах…. Эх, это проще показать, чем описать. В общем, активное использование спорткомплекса «Ранний старт».
  10. Хождение за вытянутые руки по массажному коврику.
  11. Купание и закаливание.

Сейчас немного о каждом пункте поподробнее. Оговорюсь сразу, что далеко не всегда получается за день успевать все от и до. Если в планах какая-либо поездка или поход в поликлинику, когда пара бодрствований ребенка заняты, уже что-то приходится выпускать. Иногда даже купание и массажи пропускаем, если вечером заигрались со старшей дочерью, а младший уже капризничает и просится спать. Так что все, что тут описано – наша программа-максимум.

Физичекое развитие – это главное, чем я занимаюсь с малышом специально . Остальное: развитие речи, карточки, слух – в фоновом режиме и много времени не требует в этом возрасте, поэтому опишу все вместе в следующей статье.

Последняя оговорка. На фотографиях ребенок в одежде. Так получилось исключительно потому, что «спортивную фотосессию» проводили вместе с бабушкой, плюс ребенок был приболевший, а бабушкам тяжело видеть раздетых младенцев. Эстетические соображения опять же… На самом деле ребенок обычно находится в одной футболке, максимум еще в тканевом подгузнике (да, я из тех, кто стирает). А на спорткомплексе заниматься и по коврику ходить в носках или ползунках вообще смысла не имеет.

Массаж и гимнастика

Новых упражнений практически не вводили, разве что интенсивность и размах побольше, с ногами больше работаем. Пресс все так же качаем. Хотя ребенок к 4 месяцам уже давно переворачивается сам, упражнения на перевороты оставила, чтобы мышцы укреплялись, раз по 5-6 в каждую сторону ворочаемся.

Упражнения на пресс . Ребенка прижимаем к себе за ножки, чтобы верхняя часть тела была свободна, и он мог нагнуться и выпрямиться.
Выполнять можно и с младенцем 2-3 месяцев (там велика помощь мамы в сгибании-разгибании). Если продолжать тренировки, к 5-6 месяцам ребенок может сам полностью наклониться («сложиться пополам») и вернуться в исходное положение. Часто используют для привлечения внимания ребенка игрушку. Срабатывает, если ребенок уже ими интересуется и сам умеет хватать. Мы начали «качать» пресс чуть не с рождения, поэтому я совсем забыла про игрушки, только около полугода про них вспомнила, что можно подложить. На фото — как раз этот эксперимент, ребенку около 6 мес, плавно сам себя опускает и сам же поднимается.

Лежим на животе и ползем

До трех месяцев я подставляла руки, чтобы ребенок мог отталкиваться. Потом начиталась в интернете разных материалов, споры тех, кто считает, что надо помогать, и тех, кто утверждает, что это только отсрочит реальное ползание. Не убедили ни те, ни другие, поэтому естественным образом так получилось, что чаще ползет сам. Ну как ползет.. носом бороздя пространство перед собой, перемещается вперед или вокруг своей оси. А иногда и помогаю, тогда перемещается мощными рывками. Специально ползать не заставляю, «специальное ползание» у нас только по треку с легким наклоном, 1-2 раза в день. В остальное время стараюсь совмещать нахождение ребенка на животе (физическую тренировку шеи и спины) с «эстетическо-познавательным» развитием: расставляю вокруг картинки и репродукции. Очень удобно это делать внутри спорткомплекса «Ранний старт», а также подпирая картинки книгами и небольшими коробками, крупными игрушками дочери. К игрушкам ползти рвения пока не наблюдается, поэтому ребенок сам решает – лицезреть все вокруг или начать упрямо двигаться вперед.

От многих знакомых слышала, что ребенок может не любить долго находиться на животе или вообще отказываться это делать. По личному опыту, это дело тренировки. Мне тоже проще положить ребенка в люльку, где он видит меня, где мне удобно с ним разговаривать, и я знаю, что так он дольше пролежит один, и это часто не дает сбегать за ковриком и расстелить его прямо на кухне (суп надо успеть доварить!). Однако, если себе пересилить и начать планомерно приучать ребенка к полу, он будет задерживаться там в веселом расположении духа все дольше и дольше. У нас приучение к полу произошло естественно-вынужденным путем: дети приболели, старшая дочь перестала ходить в садик, и, чтобы выкроить время для игр с ней, приходилось Пашу часто перекладывать с места на место, завлекать картинками, чтобы полежал подольше. Не знаю, насколько универсален этот способ, но у нас получилось состояние «так и быть, еще полежу» удавалось продлять, меняя положение ребенка. Надоело на животе – перевернули на спину, надоело на спине – на живот, и так несколько раз.

Стояние на четвереньках

Настоящее ползание происходит на четвереньках, поэтому нужно этим четверенькам специально обучать. Если провести рукой вдоль позвоночника малыша, он инстинктивно поднимает попу. Это мы отрабатывали с рождения. Когда же он сам стал поднимать зад в попытках ползать, я стала приподнимать его за живот и ставить в упор на руки, ладошки при этом должны быть раскрытыми. Ребенок постоит так немного и плюхнется. Часто из этого положения совершается рывок вперед: вот она, радость движения!

Наш малыш уверенно встал на четвереньки в 5 месяцев, а еще через 1,5 недели — на «истинные четвереньки», то есть в упор на ладони и на стопы (попа вытянута вверх). Потому что стоя на коленках, на самом деле имеется 6 точек опоры: руки, стопы и еще и коленки, на четырех стоять сложнее.

Подтягивания

Подтягивания остались любимым занятием и «успокоем». Еще в предыдущем периоде я потягивала до положения сидя, а потом стоя. Врачи вряд ли бы одобрили, а ребенок балдел. К 4 месяцам стоило протянуть ребенку пальцы, чтобы он схватился и начал усиленно тянуться, совершая половину пути до положения сидя. На второй половине пути помогаю, а дальше – подъем на ноги и плавный спуск обратно. Потягивания за руки – часть утренней и вечерней гимнастики, уже не навык отрабатываем, а мышцы качаем.

Кольца и палочку начала вкладывать в руки месяцев с двух. Подтягивание на палочке (также, как и за пальцы, сначала до положения сидя, потом подъем на ноги) нужно отрабатывать. Сначала ребенок частенько отпускал одну или обе руки, это легко почувствовать и вовремя опустить, не дав упасть. Теперь Паша уверенно подтягивается и стоит, держась за палку. В следующем этапе развития будем учиться с ее помощью переступать.

Кольца – еще более сложный снаряд. Обращение с ним раскладывается на несколько этапов. Сначала вешаем кольца, чтобы ребенок спокойно доставал, вкладываем в ручку, учим ловить. У нас первое время, чтобы не перевешивать потом кольца, использовалась подушка. Потом она убирается, потому что если ребенок без усилий до колец дотягивается, он не сможет подтянуться на них.

Потом я начала потягивать за оба кольца – чаще всего какое-то одно отпускал. Поэтому делала так: одной рукой придерживаю за руку, сжимающую кольцо, другой тяну за верхнюю часть кольца, чтобы хотя бы на одном кольце подтягивался самостоятельно. Потом меняю руки.

Следующим этапом мы тренировались подниматься, держа оба кольца, хотя бы чуть-чуть отрываясь от пола, только грудной клеткой. Я держала за верхнюю часть колец, потом только за веревочки поднимала.
Последний достигнутый на данный момент этап – кольца подняты так, чтобы ребенок доставал вытянутыми руками, помогаю их схватить и наблюдаю, как Паша старается подняться сам, помогаю сесть, только если вижу, что устал. В дальнейшем будем отрабатывать этот навык самостоятельного подъема на кольцах.

Висы и полеты

Здесь ничего не изменилось, тренируем висение на пальцах, по 10-20 сек в 3-4 подхода.

Раскачиваю ребенка, держа за вытянутые руки, за руку и ногу правые, левые. За ноги тоже пробовали, но не особо понравилось. По сути эти полеты – самые простые упражнения динамической гимнастики, так что можно и более «крутые» трюки дальше пробовать.

Тренировка вестибулярного аппарата

У нас это комплекс упражнений «по Доману» (выборочно), вальсирование на руках у мамы по комнатам и прочие танцы (вместе со старшей дочерью балуемся). А таке обожаемые Пашей полеты на маминых коленях. Мама при этом лежит на спине, под головой подушка, иначе шея устанет, ноги приподнимаются и сгибаются в коленях, на них или между ними кладется ребенок – и полетели!
Упражнений в таком положении можно много придумать. Развели руки ребенка в стороны – вот вам самолетик, качаем из стороны в сторону и вперед-назад. Можно слегка подбрасывать ребенка на коленях, можно резко поднимать (руки мамы держат руки малыша, а ноги поддерживают ноги) и так же резко опускать – восторгу будет!
Мы множество фокусов в таком положении проделываем, которые сложно описать. Надо просто лечь и попробовать. С дочкой, когда она подросла, так же забавлялись, качая уже за подколенки. Хорошая нагрузка на ноги для мам, главное вес выбирать по силам. Недавно моя 16-килограммовая дочь, увидев Пашины полеты, попросила ее так же покачать. Покачала, потом до вечера ноги тряслись.

Упражнения на фитболе

Все упражнения также направлены на тренировку вестибулярного аппарата, так как положение малыша все время меняется, а также развивают разные группы мышц.
К базовому набору «покачались вперед-назад, вправо-влево и по кругу, а потом попрыгали» добавила два сидячих упражнения. В первом ребенок лежит на мяче на спине, затем прокатывается до положения сидя. Во втором сажаю на мяч, и, придерживая руки и ноги (каждой руке – то и другое), делаю наклоны в бок.

Также учимся делать «тачку» на мяче, стоять рядом с фитболом, опираясь на него. Последнее – хит (как и все прочие стояния, о чем следующий пункт), от тачки восторгов особых нет.

Фитбол нас очень выручает, когда нужно иметь свободную одну руку и участвовать в играх старшей дочери. Кладу малыша на фитбол, плавненько качаю одной рукой (или двумя, смотря чего от меня Ирина хочет – чтобы я просто что-то говорила или еще и делала), и он лежит веселый, картинки на стенах разглядывает (у нас они в плакатах, чуть позже покажу), и старшая дочь получает мамино внимание.

Следующие три пункта из серии «совсем не по возрасту» (в общераспространенном понимании). Занимаясь, ориентируюсь на возможности детей, старшая выросла физически развитой, с прямыми ногами (это у утверждению, что раннее стояние искривляет ноги). Поэтому и с сыном проделываем то же самое и в те же сроки примерно.

Учим сидеть

Тут тоже все классично. Кроме описанных выше сидящих упражнений на фитболе, потягиваю лежащего ребенка за одну ручку до положения сидя, за другую. Второй рукой он обычно начинает себе помогать, часть нагрузки должен брать сам, прилагать усилия. Собственно, и ввела я эти упражнения тогда, когда увидела Пашино (и Иринино) стремление подняться. Уже стоящего на четвереньках ребенка учим садиться, заваливаясь на бок и подгибая ножки. Сначала практически все действия делаем сами за него, со временем часть движений малыш станет делать сам, а потом и полностью освоит навык.

Вот такой способ сидения обнаружила, считается, что вес ребенка находится на руках, а не на копчике, и это неопасно для позвоночника. Сажаю ребенка, наклоняя слегка вперед, чтобы опирался на руки, на ладошки. Не увлекаемся, но иногда так сидим по чуть-чуть, ребенку интересно, новые ракурсы. С 5 мес. Паша уверенно сидит на родительских коленях и требует некоторой страховки, когда сидит сам на полу.

Стоим у чего только можно

А у чего можно? Можно стоять «за руки», можно за палочку, можно, держась за тонкую горизонтальную или вертикальную опору. Можно на лесенке (ноги тоже на перекладине, и руки за перекладину держатся). Для этих целей идеально подходит «Ранний старт», но и без него при желании, я думаю, можно найти где потренироваться. В 4,5 мес. начали тренировать подъем с колен. Подгибаю ножки в коленях, даю ухватиться за перекладину и слегка стимулирую подъем. Получается подъем с опорой.

У фитбола можно стоять: лежал ребенок на животе, опустился так, чтобы ноги до пола достали, зафиксировал опору на ноги, подняли обратно.

Кольца мы тоже используем для стояния. Накручиваю их повыше, чтобы стоя, ребенок на вытянутых руках доставал, и ставлю на несколько секунд.

Опишу еще один трюк на «Раннем старте». Ирина такое проделывала сама в годовалом возрасте, а Паша – случайно, но делает. Стоит ребенок на двух горизонтальных опорах: и ноги, и руки на перекладинах. Потом один раз он сам соскользнул, а потом я уже способствовала: ноги с перекладины убираем, ребенок повисает на одних руках. В глазах – страх. Потом чувствует, что стоит на ногах (высота как раз такая, что только повис – уже ногами до пола дотянулся) – облегчение, отпускает сначала одну руку, потом вторую. Висеть на высокой перекладине один пока боится (видно, что некомфортно ему), делаю один подход в день, чтобы постепенно приучать, но не настаиваю. Дописано позже: к 6 мес висел по 10-15 секунд за подход. Это далеко не рекорд, Ирина висела гораздо дольше.

В качестве шатающейся перекладины для стояния можно использовать трапецию или веревочную лестницу. Ребенку придется удерживать равновесие, что не так-то просто.

Учимся вставать с колен.

Удобнее всего, конечно же, тренироваться у спорткомплекса: за перекладины легко держаться, чтобы себя поднять. Однако, находясь в гостях, мы неплохо приспособились тренировать подъем на ноги с колен на диване. Ребенок держался за подлокотник и поднимался.

Когда навык только начинали отрабатывать, Паше сложно было опираться на лесенку, удобнее — на мою руку. постепенно научился подниматься без помощи.

Хождение по массажному коврику

Иногда это просто хождение, особенно если я вдруг вспомнила, что надо походить, а ребенок одет в носки или ползунки. Тогда коврик не особо эффективен. Тем не менее стараюсь коврик расстилать, это еще и массаж. Старшая Ирина водит брата за ручку и вместе с ним массажирует и свои стопы. Начинали «ходить» с самого роддома, затем на коврик перебрались, держала я ребенка под мышки. Теперь ходим на вытянутых руках, прогресс! Коврик длиной метра 1,5 проходим раза 4.

Закаливание и купание

Специальные закаливающие процедуры отложены, не прошло даром посещение старшей Ириной садика: все время заражает Пашу насморком (сама же до 1,5 лет вообще простудными не болела, поэтому болезни грудничка в новинку). Паша активно плавает на животе (мама придерживает за подбородок), встает в воде на четвереньки и ходит, учится лежать на воде на спине. Делаем за купание 1-2 ныряния, а также несколько раз плещу сверху на лицо водичку. Без предупреждений, дутья на лицо и слов «ныряй». Где-то мне попадалась информация, что ребенок должен быть готов в любое время оказаться под водой, и подготовительные процедуры его только сбивают. Я не специалист по грудничковому плаванию (так и не решилась попробовать его «по-настоящему»), но личный опыт такой: со старшей Ириной мы ходили в бассейн с 3-месячного возраста, ее учили там нырять именно с дутьем и лицо и проговариванием «ныряй!» — не научили, боялась очень она этой процедуры. Готовимся пойти в бассейн с младшим.

Так мы стараемся заниматься каждый день, получился довольно пространный рассказ. На словах это длиннее, пожалуй, чем на практике длится занятие. Если делать «все-все», нагрузка на малыша получается довольно большая, зато и сон потом крепче, а главное, и ребенок крепеньким растет.

Ну и напоследок еще одна «экстремальная фотография». Так мы развлекались пару раз, но ребенку тоже было интересно сверху комнату обозревать. Со страховкой, естественно.