Близнецовый метод исследования проводится путем. Метод одиночных близнецов

ПОПУЛЯЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Метод находит широкое применение в клинической генетике, т.к. внутрисемейный анализ заболеваемости неотделим от изучения наследственной патологии как в станах с большим населением, так и в относительно изолированных популяционных группах. Сущность метода заключается в изучении (с помощью методов вариационной статистики) частот генов и генотипов в различных популяционных группах, что дает необходимую информацию о частоте гетерозиготности и степени полиморфизма у человека. В частности, в гетерозиготном состоянии в популяциях находится значительное количество рецессивных аллелей, что обуславливает развитие различных наследственных заболеваний, частота которых зависит от концентрации рецессивного гена в популяции и значительно повышается при заключении близкородственных браков. Мутации могут передаваться потомству во многих поколениях, что приводит к генетической гетерогенности, лежащей в основе полиморфизма популяций.

Среди людей невозможно найти генетически одинаковых лиц (за исключением монозиготных близнецов, для которых предполагается 100% общих генов), хотя общность генов хорошо прослеживается у близких и дальних родственников.

Сущность метода состоит в выяснении наследственной обусловленности признаков и установления связей между генотипом и внешней средой. Принцип применения метода заключается в сравнении монозиготных и дизиготных близнецов. Среди всех близнецов примерно 1/3 приходится на долю монозиготных и 2/3 - на долю дизиготных близнецов.

При этом вычисляются показатели соответствия (конкордантность) или несоответствия (дискордантность), а также определяется частота возникновения заболевания (признака) одновременно у обоих близнецов каждой пары. Степень конкордантности по наследственно обусловленным признакам будет выше у идентичных близнецов.

Если однояйцовые близнецы (ОБ) даже в разных средах существования обнаруживают более высокую конкордантность, чем двухяйцевые (ДБ) в однотипных средах, то можно предположить, что конкордантность обусловлена генетическими, а не средовыми факторами.

Близнецовый метод имеет несколько основных направлений:

Диагностика зиготности - изучение сходства и различия партнеров близнецовой пары по совокупности ряда признаков, изменяющихся под воздействием окружающей среды. В этом случае используется метод полисистемного сходства или подобия по внешним признакам.

Методы экспериментального изучения:

Иммуногенетический - сравнение по антигенам, белкам сыворотки крови, гаплотипам HLA, т.е. по менделирующим признакам, которые не изменяются в течение всей жизни, несмотря ни на какие воздействия окружающей Среды;



Исследование дерматоглифики;

Изучение наследуемых способностей (например, чувство вкуса фенилтиокарбамида);

Изучение данных ЭКГ и ЭГ;

Трансплантация кожного лоскута.

Статистическое исследование близнецовой выборки - анкетирование близнецов, которое целесообразно в популяционных исследованиях с большими выборками.

Метод контроля по партнеру - используется только у монозиготных близнецов. При этом возможно точно оценить то или иное внешнее воздействие, если ему подвергся только один партнер (например, лекарственный препарат). Такие исследования выгодны в экономическом плане, так как позволяют ограничивать выборку всего двумя-тремя десятками пар близнецов.

В дальнейшем перспективно применение близнецового метода в сочетании с другими (цитогенетические, биохимические и др.).

БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Эти методы помогают обнаружить целый ряд заболеваний с нарушениями обмена веществ (энзимопатии). Исследованию подлежат кровь, моча, ликвор, пунктаты костного мозга, амниотическая жидкость, сперма, пот, волосы, ногти, кал и др.

На первом этапе обследования (экспресс-диагностика) применяются методы массового биохимического скрининга: пробы Феллинга (на фенилкетонурию), Альтгаузена (гликогенозы), Бенедикта (галактоземия, фруктоземия), проба на гипераминоацидурию, микробиологический тест Гатри (ФКУ и др. аминоацидопатии).

Разработаны простые качественные биохимические тесты для эксперсс-диагностики гипотиреоза, муковисцидоза, для выявления нарушений обмена билирубина, болезни Тея-Сакса, гепатолентикулярной дегенерации, АГС. Эти пробы достаточно просты и используют легко доступный биологический материал (кровь, моча).

На втором этапе (уточняющая диагностика) применяют молекулярно-цитогенетические, молекулярно-биологические методы, более сложные методы аналитической биохимии:

Исследование метаболического пути (количественное определение метаболитов, их кинетики и накопления);

Прямое измерение концентрации (иммунохимические методы), активности (энзимо-диагностика), физико-химических и кинетических параметров мутантных белков;

Исследование мутантных белков с помощью нагрузочных проб мечеными субстратами и гибридизации соматических клеток;

Исследование структуры мутантного гена методами рестрикционного анализа. Большие перспективы открываются с применением жидкостной и газовой хроматографии, позволяющей определить аминокислотный состав исследуемого субстрата в течение нескольких минут.

Показания для биохимического исследования:

1) умственная отсталость, психические нарушения;

2) нарушение физического развития - аномальный рост и строение волос или ногтей; неправильный рост с искривлением костей туловища и конечностей, чрезмерное отло-жение жира, гипотрофия или кахексия, тугоподвижность или разболтанность суставов;

3) плохое зрение или полная слепота, тугоухость или глухота;

4) судороги, мышечная гипотония, гипер- и гипопигментация, фото-чувствительность, желтуха;

5) непереносимость отдельных пищевых продуктов и лекарственных препаратов, нарушение пищеварения, частая рвота, диарея, жидкий стул, гепато- и спленомегалия;

6) почечно-каменная болезнь, холестаз;

7) гемолитические анемии и др. состояния.

Применяется при выявлении обусловленности признаков наследственного характера. Данный способ демонстрирует взаимоотношения генотипа и внешней среды. Близнецовый метод генетики позволил оценить значение генетической предрасположенности ко многим патологиям, экспрессивность, пенетрантность, а также условия появления тех или других типов заболеваний. Исследовательские данные являются весьма полезными при количественной оценке наследственной детерминированности (определяемости) некоторых признаков. В связи с этим, близнецовый метод считается одним из важнейших исследовательских методов в количественной наследственности.

Близнецы могут являться однояйцевыми. Образуются они на ранних стадиях деления зиготы, при которых из двух (реже большего количества) бластомеров развиваются организмы (полноценные). отличаются генетической идентичностью.

Несмотря на возможности, которыми обладает близнецовый метод, сегодня он не обладает широким практическим применением, как раньше. Это связано с открытием более точных современных исследовательских методик, позволяющих однозначно выявить наследственную предрасположенность к конкретной патологии.

Близнецовый метод предполагает сравнение дизиготных и монозиготных близнецов (потомства, которое состоит из родившихся одновременно особей у млекопитающих одноплодных).

Монозиготное потомство развивается в одной Эти близнецы обладают 100% общих генов. Таким образом, различия, выявляемые между ними, с наследственным фактором не связаны. Развитие дизиготных близнецов происходит в разных яйцеклетках, которые оплодотворены разными спермиями. обладает 50% общих генов, как у обычных сибсов (потомков одной пары родителей - братьев, сестер). Однако одновременное их рождение, совместное воспитание формирует факторы общей среды. Таким образом, степень различия дизиготного потомства определяется степенью различия генотипов.

В результате сравнения данных двух групп близнецов рассчитываются показатели несоответствия (дискордантности) и соответствия (конкордантности). Кроме того, осуществляется вычисление частоты, при которой развивается признак или заболевание в каждой вышеуказанной потомственной группе.

Близнецовый метод подразделен на несколько этапов:

  1. Стадия составления выборки.
  2. Этап определения вида зиготности.
  3. Стадия оценки результатов при сопоставлении пар.

Вышеописанный исследовательский способ имел большое значение при изучении наследственности в поведении, многих инфекционных и «мультифакториальных» (возникших вследствие нескольких причин) патологий.

В применяется не только классический, но и модифицированный метод близнецового изучения. Так, для исследования возможностей по улучшению некоторых интеллектуальных характеристик с использованием психологической тренировки, используется методика контроля по партнеру, а при изучении сахарного диабета - методика близнецовых семей.

Наследственность интеллекта и личности удобно наблюдать у потомков, разлученных в раннем или младенческом возрасте, воспитываемых раздельно и не находящихся под воздействием общей среды и особенного взаимодействия друг с другом.

При этом достоверные данные можно получить не всегда. Это обусловлено систематическими различиями между не по определенным признакам, а также социальными и психологическими особенностями в процессе развития в Данные факторы и ограничивают сферу применения вышеописанного метода.

Клиническая генетика. Е.Ф. Давыденкова, И.С. Либерман. Ленинград. «Медицина». 1976 год.

ВЕДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ГЕНЕТИКИ

Амелина Светлана Сергеевна - профессор кафедры по курсу генетики и лабораторной генетики, доктор медицинских наук. Врач генетик высшей квалификационной категории

Дегтерева Елена Валентиновна - ассистент кафедры по курсу генетики и лабораторной генетики, врач-генетик первой категории

Редактор страницы: Крючкова Оксана Александровна

Близнецовый метод основывается на изучении внутрипарного различия близнецов и имеет первостепенное значение для понимания соотносительной роли наследственности и среды в об­разовании различных признаков, аномалий строения, широко распространенных в популяции заболеваний, обусловленных полигенными факторами и особенно при изучении наследственных заболеваний с низкой пенетрантностью.

Близнецы могут развиваться из одной яйцеклетки, оплодо­творенной одним сперматозоидом, в результате разделения этой оплодотворенной яйцеклетки на одинаковые дочерние клетки, каждая из которых дает начало новому организму. Благодаря такой особенности развития эти близнецы называются однояйце­выми (или, правильнее, монозиготными). Они одного пола и ха­рактеризуются одинаковым генотипом. В отличие от них двуяйце­вые (дизиготные) близнецы развиваются из двух яйцеклеток, одновременно оплодотворенных двумя разными сперматозоидами. Дизиготные близнецы могут быть и одного, и разного пола. По своим наследственным задаткам они похожи не в большей степени, чем родные братья и сестры, не близнецы.

Если какое-либо заболевание вызывается преимущественно воздействиями среды, то при поражении им одного из близнецов вероятность того же заболевания у партнера в значительной мере сходна для однояйцевых и двуяйцевых близнецов. Если развитие патологии определяется преимущественно наследствен­ностью, частота совпадений диагноза заболевания (конкордантность) у однояйцевых близнецов должна существенно превышать частоту совпадения такого диагноза у двуяйцевых близнецов.

Выше отмечалось, что даже при заболевании, обусловленном воздействиями среды, могут иметь значение наследственные фак­торы, так как они определяют степень реактивности организма. Поэтому и при заболеваниях, вызванных влияниями среды, частота совпадения диагноза у однояйцевых близнецов может быть несколько выше, чем у двуяйцевых, в силу одинаковой реак­тивности у первых и различной реактивности у вторых. Однако, чем больше роль наследственности, тем выше частота совпадения диагноза у однояйцевых близнецов и тем больше различия в ча­стоте совпадения диагноза между однояйцевыми и двуяйцевыми близнецами.

Как правило, у человека рождается один ребенок, но нередко 1,0%) имеет место рождение двойни, реже (1: 6000-7000) - тройни, еще реже - четверни и т. д.

При обследовании близнецов важно прежде всего установить тип их зиготности (однояйцевые, двуяйцевые). Тип зиготности новорожденных близнецов можно во многих случаях установить по плаценте, так как все близнецы, имеющие общий хорион, яв­ляются однояйцевыми. 70% последних рождается с общим хорио­ном. Однако часть их имеет два хориона, а иногда и две плаценты. В то же время двуяйцевые близнецы нередко имеют общую пла­центу, но не общий хорион. Поэтому установление типа зиготности новорожденных близнецов не всегда может быть произве­дено достаточно точно, тем более, что впоследствии сведения о плаценте могут быть утрачены. Вследствие этого в генетических исследованиях для определения типа зиготности применяется главным образом «метод сходства», основанный на исследовании у партнеров близнецовой пары генетически обусловленных при­знаков, находящихся в минимальной зависимости от влияний средовых факторов.

Современные исследователи, использующие метод сходства для диагностики яйцевости близнецов, наиболее охотно опи­раются на данные о группах крови по антигенам А, В, Rh, а также по антигенам, не играющим существенной роли в повседневной медицинской практике: М, N, S, Kell, Kidd, Duffy и др. Наряду с группами крови могут быть использованы белки сыворотки крови (гаптоглобины, трансферрины и др.). Не утратило своего значения и сравнительное изучение морфологических признаков, определяемых генотипически - таких, как цвет и разрез глаз, величина и форма бровей, величина и форма ресниц, цвет и форма волос, высота переносья, профиль спинки носа, форма основания и кончика носа, толщина губ, разрез рта, завиток, противозавиток и мочка уха. Оценка таких признаков производится в соответствии со шкалами, типами и градациями, разработанными и принятыми в антропологии (С. Н. Ардашников с соавт., 1936; В. В. Бунак, 1941, и др.)- Кроме перечисленных признаков для определения яйцевости близнецов используют данные дерматоглифики, элек­трокардиографии, особенности рефракции и др.

Для подтверждения диагноза одно- или двуяйцевости широко используется портретная фотосъемка, причем оба близнеца сни­маются в одинаковых позициях: фас, профиль и 3/4 поворота. Следует поднять волосы над ушами, чтобы можно было сравнить форму уха близнецов. По фотопортретам можно произвести доста­точно точное сравнение ряда морфологических признаков (В. В. Бунак, 1959).

Применение метода сходства позволяет с достаточно высокой степенью достоверности установить характер зиготности близ­нецов. Практически определение яйцевости с помощью метода сходства производится в том случае, когда близнецы являются однополыми. Разнополые близнецы в норме всегда двуяйцевые. Исключение составляют те редчайшие случаи, когда у одного из однояйцевых близнецов возникает аберрация по половым хро­мосомам, а именно у одного из близнецов-мальчиков (XV) утра­чивается F-хромосома, вследствие чего он фенотипически разви­вается как девочка (ХО), страдающая синдромом Шерешевского - Тернера. При отсутствии данной патологии указанное правило не имеет исключений. Если близнецы однополые, то они могут быть как одно-, так и двуяйцевыми. Тождественность близнецов по нескольким избранным исследователем признакам свидетель­ствует в пользу их однояйцевости. Наличие различий по части признаков позволяет сделать вывод о двуяйцевости близнецов. Вероятность для двуяйцевых близнецов быть сходными в той же мере, что и однояйцевые, чрезвычайно мала. Полное совпадение двуяйцевых близнецов по 8 изучаемым признакам возможно примерно в 1 случае из 480 000. Если число сопоставляемых при­знаков больше, то, естественно, вероятность полного сходства для двуяйцевых близнецов еще меньше. Особенно высокую сте­пень достоверности сравнения дает определение групп крови и белков сыворотки крови.

На следующем этапе работы устанавливается конкордантность или дискордантность близнецов по изучаемому заболеванию. С этой целью используются все необходимые для диагностики дан­ной патологии анамнестические, клинические, инструментальные и биохимические методы обследования.

Сопоставление степени конкордантности (процента сходства) по изучаемому патологическому признаку однояйцевых (ОБ) и двуяйцевых (ДБ) близнецов позволяет, как уже говорилось выше, оценить степень влияния наследственных и средовых фак­торов в возникновении и развитии заболевания.

Для количественной оценки роли наследственности (к) при­меняется формула Хольцингера (см. С. Н. Давиденков, В. П. Эфроимсон, 1961).

При h = 1,0 в возникновении признака решающую роль играют генетические факторы; при h = 0,0 определяющим яв­ляется влияние среды, h, близкое к 0,5, свидетельствует о при­мерно одинаковом влиянии на формирование признака как на­следственных, так и средовых факторов.

Степень конкордантности среди ОБ и ДБ обычно определяется путем вычисления отношения числа пар, конкордантных по изу­чаемому признаку (С), к общему числу С + D (число дискордантных пар) исследованных пар (прямой метод).

Allen с соавт. (1967) обращает внимание на то обстоятельство, что для конкордантных пар в популяции имеется двойная воз­можность регистрации по обоим партнерам независимо друг от друга, в отличие от дискордантных. Исходя из этого соображе­ния, предлагается непрямой метод вычисления степени конкор­дантности.

Однако, если в процессе обследования охвачены все близнецы изучаемой популяции, то расчет конкордантности правильнее вести по первой формуле. Наиболее правильным методом опреде­ления степени конкордантности, по мнению Allen с соавт., является метод, при котором учитывается число конкордантных пар, вы­явленных по одному, и число конкордантных пар, выявленных по двум пробандам (х), т. е. метод, занимающий промежуточное положение между двумя выше приведенными.

Оценка степени конкордантности может искажаться при ва­риабельности в экспрессивности признака. Для оценки возмож­ного искажения Р. П. Мартынова предложила «индекс конкор­дантности», отражающий долю тяжело пораженных пар из числа всех конкордантных по формуле:

1с - индекс конкордантности; а - число пар, в которых оба близнеца тяжело поражены; Ъ - число пар, в которых один близнец поражен тяжелой, второй - легкой формой заболе­вания.

Появление близнецового метода в генетике

Определение 1

Близнецовый метод представляет собой научный метод, основанный на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов, и имеющий целью выявление степени влияния среды и генетики на процесс формирования личности.

Основателем метода является Ф. Гальтон, который в своей статье в $1875$ году рассматривал близнецов как инструмент исследования для того, чтобы найти индивидуальные отличия в плане воздействия биологических факторов и факторов окружающей среды на формирование личности. Однако мнения о данном методе исследования были высказаны и ранее, но именно Ф. Гальтон сформулировал теорию: «природа» или «воспитание», изложив главные тезисы проблемы в книге «Близнецы, как критерий силы наследственности и среды».

Суть близнецового метода

В качестве главных особенностей близнецового метода можно выделить два момента: первый - подбор испытуемых осуществляется таким образом, чтобы сравнить их генетический материал, при этом должно быть точное совпадение; второй – выявление того свойства, который подлежит изучению. Первый момент довольно сложен в разрешении и обусловлено это тем, что различают два типа близнецов: монозиготные и дизиготные. При этом монозиготные близнецы имеют единый общий генетический материал, а дизиготные характеризуются разным генетическим набором. Кроме того, частота первых наблюдается в природе реже.

Среди основных проблем близнецового метода на сегодняшний день исследователи выделяют подбор испытуемых по фенотипическим показателям.

Замечание 1

В связи с тем, что близнецовый метод стал применяться в научной области все чаще, необходимо знание особенностей его проведения. Первая особенность заключается в том, что необходим учет двух факторов: среды развития и отсутствия различий между близнецами. Пренебрежение первым фактором повлечет за собой нарушение внутренней валидности исследования. В качестве примера можно привести отношение родителей к близнецам, которое приведет к формулировке ложных выводов о влиянии среды на изучаемый признак. А пренебрежение уровнем сходства между близнецами отразится на внешней валидности исследования, что связано с тем, что отсутствие этого фактора повлияет на получение информации о генетической составной влияния на формирование исследуемого признака.

На сегодняшний день генетики довольно часто применяют не только классический близнецовый метод, но и его всевозможные модификации. Среди них можно выделить:

  • Метод контрольного близнеца, когда пары разделяются, где первый определяется в экспериментальную группу, а второй – в контрольную. Затем по итогам исследования, установляются достоверные отличия во влиянии на экспериментальную выборку при сравнении с показателями в контрольной.
  • Метод разлученных близнецов, когда близнецов разлучают в раннем детстве, и они даже не предполагают о существовании друг друга.
  • Метод близнецовых семей, который применяется для изучения влияния наследственности на развитие психических заболеваний.

Ошибки в применении близнецового метода

Суть первой ошибки заключается в том, что среда воспитания моно- и дизиготных близнецов существенно отличается в силу внешних отличий таких детей. В связи с тем, что монозиготные близнецы выглядят одинаково, родители к ним относятся также одинаково. Различия во внешности дизиготных близнецов провоцирует и разное к ним отношение со стороны близких людей. В качестве второй возможной ошибки выступает уровень генетического сходства, который следует четко определить в начале исследования.

Ограничения в использовании близнецового метода

Несмотря на свое широкое применение, близнецовый метод имеет определенные ограничения в своем использовании. В качестве данных ограничений можно выделить такие как систематические различия между близнецами и не близнецами по ряду признаков, например, масса, частота врожденных аномалий; психологические и социальные особенности развития близнецов в постнатальный период.

Который основан на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов с целью выявления степени влияния среды и генетики на формирование личности.

Предыстория

Ф. Гальтон был первым, кто основал этот метод в 1875 году. В своей статье об истории близнецов как критерии относительности в культурном и генетическом подходах он рассматривал их как инструмент исследования с целью нахождения индивидуальных отличий в разрезе влияния биологических факторов и факторов окружающей среды на формирование личности. Однако до него были высказаны некоторые мысли о таком методе исследования. После выхода его статьи научные сотрудники всего мира подвергли критике его позицию, намекая на «глубокие логические изъяны» его теории. Сходства внешние (биологические) и внутренние (психологические) трудно разделить по природе их формирования и утверждать, под следствием чего формируется тот или иной признак. Роль наследственности и социальной среды в формировании личности - вот тот проблемный аспект, ради которого был изобретен близнецовый метод исследования.

Уже с середины 20-х годов ХХ столетия психологи стали разрабатывать и использовать усовершенствованные механизмы и методы исследования близнецов. Основной нововведенный способ заключается в сравнении свойств однояйцевых и двуяйцевых пар. При сравнении, если однояйцовые близнецы более схожи по изучаемому личностному свойству, чем двуяйцовые, то, вероятнее всего, эта черта в большей степени передается по наследству. Такие исследования применяются все чаще, а поле проблем достаточно велико.

История близнецовых исследований в России

Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.

Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков). Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В. Игнатьев).

При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.

Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.

Основная характеристика близнецового метода

Близнецы - это фактически идеальный объект для проведения психогенетических исследований. Особенностями этого метода являются в основном две вещи: подбор испытуемых посредством сравнения их генетического материала (должно быть наиболее точное совпадение), а также центральный вопрос исследования - то свойство, которое нужно изучить и найти отличия.

Первая составляющая наиболее сложна для подбора. Ведь различают два типа близнецов: монозиготные (MZ) и дизиготные (DZ). Монозиготные - это однояйцевые и происходят от одной и той же зиготы (единый общий генетический материал), а дизиготные рождаются из разных зигот (разный генетический набор). Монозиготные близнецы встречаются реже, чем дизиготные. Сравнивая результаты внутрепарных корреляций этих двух категорий, можно непосредственно выяснить влияние генотипа на особенности развития того или иного изучаемого признака. Однако для выявления закономерностей влияния внешней среды на признак необходимо делать подборку выборки из монозиготных близнецов. Это сделает исследование чище и позволит избежать влияния побочных факторов на результаты эксперимента.

Главной проблемой близнецового метода считается подборка испытуемых по фенотипическим показателям. В 1924 году Г. Сименс предложил использовать метод для оценки уровня зиготности - полисимптоматический метод сравнивания сходства близнецов и отнесения их к той или иной группе (моно- или дизиготные близнецы).

Особенности проведения близнецового метода

Близнецовый метод используется в науке все чаще, поэтому важно учитывать особенности его проведения. Для того чтобы впыолнить его, необходимо учитывать два основных фактора: среду развития и отсутствие различий между близнецами. Если пренебречь фактором среды, то можно нарушить внутреннею валидность исследования. К примеру, разное поведение родителей по отношению к близнецам может привести к ложным выводам о влиянии среды на исследуемый признак (кроме случая, если это не является предметом исследования). Если же пренебречь уровнем сходства между близнецами, это повлияет на внешнюю валидность исследования, так как, не установив этот фактор, невозможно будет узнать о генетической составной влияния на формирование исследуемого признака.

Источники смешения влияния переменных в исследованиях близнецовым методом

Первым источником ошибок таких исследований является среда воспитания моно- и дизиготных близнецов. Она обычно разная, так как установлено, что родители таких детей совершенно по-разному к ним относятся в силу их внешних отличий. Монозиготные близнецы выглядят одинаково, поэтому родители относятся к ним одинаково. А вот при воспитании дизиготных мама и папа стараются отметить их отличия. Поэтому этот фактор наиболее влияет на смещение результатов эксперимента, и его необходимо контролировать как вероятную побочную переменную.

Вторым источником ошибок является уровень генетического сходства, этот фактор должен быть четко определен перед началом проведения эксперимента. Не проконтролировав его, можно получить недостоверные выводы, что не будут соответствовать реальной картине изучения научной проблематики.

Классический метод

Этот близнецовый метод исследования проводится путем сопоставления результатов изучения моно- и дизиготных близнецов. В его основу заложено сравнение внутрипарных корреляций этих двух видов с учетом результатов лонгитюдного наблюдения (длительное изучения поведения близнецов). По итогам такого типа эксперимента проще установить достоверные закономерности в изменениях вклада среды и фенотипа в ходе онтогенетического развития испытуемых.

Метод контрольного близнеца

Этот метод преимущественно используется для изучения влияния детерминант из среды на конкретный психологический признак. Его можно применять только в том случае, если определено точное сходство между двумя монозиготными близнецами. Эти пары разделяются, где первый определяется в экспериментальную группу, а второй - в контрольную. Далее, после завершения эксперимента, установляются достоверные отличия во влиянии на экспериментальную выборку при сравнении с показателями в контрольной. Если такие отличия найдены, тогда эффективность эксперимента достоверна.

Метод разлученных близнецов

Наиболее жестокий близнецовый метод в психологии. Объектом таких исследований становятся моно- и дизиготные близнецы, которые были разлучены в раннем детстве и не знают о существовании друг друга. Сходство таких детей обусловлено только генотипом, а среда обитания и ее влияние совсем разные. Такие случаи крайне редки, поэтому таких исследований единицы. Здесь невозможно проконтролировать влияние побочных переменных, а выборка не всегда может быть достаточной для того, чтобы сделать достоверные выводы.

Метод близнецовых семей

Он совмещает в себе семейный и близнецовый виды исследований. Чаще всего используется при изучении влияния наследственности на развитие психических заболеваний. Близнецовый метод изучения наследственности человека направлен на исследование членов семей взрослых близнецов и их детей. Благодаря этому методу, можно изучить роль “материнских” или “отцовских” эффектов влияния на психологическое развитие детей - не близнецов.

Метод одиночных близнецов

Объектом такого метода изучения становятся одиночные близнецы, которые выжили в едином числе после родов. Он хорош для выявления роли перинатального развития на последующий онтогенетический процесс развития личности ребенка. Такой близнецовый метод исследования проводится путем наблюдения и помогает проследить психологические особенности «близнецовой ситуации» и пронаблюдать за влиянием других детерминант. Используется как дополнение к классическому близнецовому методу.

Преимущества близнецового метода

Существует множество научных позиций по поводу эффективности близнецового метода. Некоторые исследователи склонны считать его невалидным, однако история его применения в практике говорит сама за себя. Совокупность всех психофизиологических методов вместе с этим делает возможным решить довольно широкий спектр вопросов. Поэтому близнецовый метод используется в сфере общей, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии. Также он применяется во многих других отраслях, которые не связаны с психологическими исследованиями (генетика, физиология, биология и другие). Близнецовый метод исследования, несмотря на критику, является широко применяемым во многих областях науки и позволяет выявить индивидуально-психологические отличия и ключевые детерминанты психологического развития личности.