Арт-терапия для детей. Арт-терапия (терапия искусством) для детей Методики арт терапии для детей

ИРИНА БРАТЦЕВА
Арт-терапия в работе с дошкольниками

Арт - терапия в работе с дошкольниками »

Тренинг для педагогов

Тема : Арт – терапия в работе с дошкольниками »

Целевая группа : воспитатели ОУ.

Цель : знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей в ОУ.

Задачи :

познакомить с новыми, современными технологиями оздоровления детей;

создание благоприятной обстановки для совместного сотрудничества в процессе арт-терапевтических игр .

Материалы и оборудование : мяч, музыкальное сопровождение для игр, бумага большого размера, листы бумаги, круги вырезанные из бумаги, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, баночки с водой, ножницы, клей.

1. Теоретическая часть.

Современная жизнь диктует человеку особые условия : необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые, знания, умения и навыки, но и максимально создать условия для укрепления их психологического и физического здоровья, социально адаптировать к школьному обучению, способствовать развитию творческого потенциала

Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия , или «терапия творческим выражением» .

Основные цели арт-терапии - самовыражение , расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста . Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести :

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями , с различным художественным материалом : глиной, пластилином, бумагой, соломой.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

Драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли) ;

Данс-терапия – это все, что связано с движением : ритмопластика, танцевально двигательная терапия.

сказкотерапия,

игротерапия,

библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы,

артсинтезтерапия (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе : ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика,

песочная терапия,

цветотерапия,

фототерапия (лечебно-коррекционное применение фотографии, видеотерапия,

маскотерапия,

анимационная или мульт-терапия.

Основные принципы и заповеди арт-терапии :

Фразы на подобии «Я не умею рисовать» , «Я не умею танцевать» , не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье. Поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр» , человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей» . Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы , поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы . Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить :

Неврозы;

Повышенную тревожность;

Низкую самооценку;

Трудности взаимоотношений с окружающими;

Последствия стрессовых ситуаций и др.

Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.

Изобразительные техники, используемые в работе с детьми :

Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.) .

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок , крупы и другие сыпучие материалы.

Рисование пластилином.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Техника «Монотипия» .

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Рисование предметами окружающего пространства.

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости - в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Рисование пальцами.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.

Рисование под музыку.

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе . Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Техника марания (разбрызгивание красок) .

Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

Техника «Мандала»

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться , если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

2. Практическая часть.

Педагогам предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, носящий арт-терапевтический характер . Данные арт-терапевтические приемы педагоги в дальнейшем могут использовать в работе с дошкольниками .

Упражнение «Комплименты» (игровая терапия)

Цель : создание позитивного настроения, положительного микроклимата в группе.

Материал : мяч.

Ход. Педагог предлагает участникам встать в круг. Игроки передают друг другу мяч, при этом говоря своему соседу, справа комплимент, хвалят его, замечают его достоинства.

Упражнение «Рисунок в круге»

Цель : развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему : «Добро и зло» , «Белое и черное» , «Радость и горе» , «День и ночь» , «Веселье и грусть» . Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

Упражнение «Прекрасный сад» (музыкотерапия,изотерапия)

Цель : познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце. Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей» . Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель : снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу .

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

3. Заключение :

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип и , они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию . К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего . Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть , состояние .
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, и . Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к ;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и , не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Не секрет, что многие заболевания и у взрослых, и у детей тесно связаны с психологическими аспектами. И без устранения первопричины, предпосылок, которые легли в основу недуга, вылечить человека довольно сложно. Для выявления скрытых психологических факторов болезни и для оказания помощи ребенку, у которого имеются проблемы со здоровьем, существует такой метод, как арт-терапия. О том, что она собой представляет и эффективна ли она, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Арт-терапия включает в себя множество методов воздействия на психику и эмоциональную сферу ребенка искусством, творчеством, созиданием прекрасного. Арт-терапевтические занятия довольно широко используются детскими психологами, психотерапевтами, психиатрами, а также социальными педагогами и реабилитологами.

Посредством понятных и простых действий, которые составляют суть метода - рисование, танцы, музыка, лепка и т. д. – ребенок может открыть потаенные уголки своей души, выразить тревоги и волнение, которые не всегда в силу возраста или иных факторов может выразить словами.

Широкое применение упражнения арт-терапии получили в диагностике: психолог или психотерапевт по результатам детского творчества вполне может установить причины его беспокойства и даже заболеваний. Довольно успешно арт-терапия применяется в лечении и коррекции нарушений эмоциональной сферы, неврастении, постстрессовых расстройств, расстройств личности ребенка, некоторых психических заболеваний.

Увлекательные занятия помогают социальным педагогам в реабилитации трудных подростков, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Педагоги используют упражнения и некоторые методы такого вида терапии в занятиях с детьми дошкольного возраста, поскольку они способствуют более гармоничному развитию личности. Довольно эффективной является арт-терапия в реабилитации детей-инвалидов. Результаты такого «лечения», на которое дети идут с большим удовольствием и энтузиазмом, порой превосходят результаты от традиционных медикаментозных и физиотерапевтических методов терапии.

Официальная медицина давно приняла и признала эти методы, благодаря чему арт-терапию часто включают в общий комбинированный курс лечения. Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: даже если на весь населенный пункт нет ни одного арт-терапевта, мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Арт-терпия имеет богатое прошлое. Первым термин придумал художник Адриан Хилл, случилось это в 1938 году. Он успешно применил некоторые способы и методы при работе с пациентами противотуберкулезного центра. Затем техники были взяты на вооружение американскими психологами. Их в основном применяли для реабилитации ребят с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Самых потрясающих результатов удалось добиться в работе с малышами и подростками, которых вывезли из фашистских концентрационных лагерей во время Второй Мировой войны. Первая в мире профессиональная Ассоциация арт-терапевтов была учреждена в США в 1960 году.

Показания

Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента.

Но первостепенно методы и виды лечения искусством рекомендованы:

  • ребятам, которые демонстрируют трудности с выражением чувств и эмоций (капризные, истеричные, замкнутые и стеснительные дети);
  • ребятам, пережившим сильный стресс;
  • детям, страдающим депрессией:
  • эмоционально нестабильным ребятам;
  • приемным детям, которые могут испытывать чувство собственной «ненужности», отторжения миром;
  • детям и подросткам, которые находятся в состоянии конфликта с родителями и ровесниками;
  • ребятам, в семьях которых царит неблагожелательная и психологически неблагополучная обстановка, а также детям из неполных семей;
  • ребятам, страдающим различными фобиями;
  • детям с аутизмом;
  • детям-инвалидам от рождения (ДЦП и т. д.);
  • детям, ставшим инвалидами в результате заболевания или травмы в осознанном возрасте;
  • детям с низкой самооценкой;
  • детям с нарушениями ЦНС, с задержкой речевого и психомоторного развития);
  • тревожным и гиперактивным ребятам.

Заниматься можно с самого раннего возраста, некоторые методы даже подходят детям до года. На пользу занятия пойдут и родителям, поскольку основные методы эффективны и в отношении взрослых. А потому совместные занятия только приветствуются.

Виды

Искусство, от которого и берет свое название метод лечения, многогранно, поэтому и видов лечения искусством существует достаточно много. Основные методы таковы.

  • Изотерапия (лечение рисованием) - широко применяется для диагностики психологических травм у ребенка, сложностей подросткового периода, у детей застенчивых и скрытных.

  • Библиотерапия (лечение книжкой) - самый известный подвид этого метода - сказкотерапия, используемый для детей младшего дошкольного и школьного возраста.
  • Музыкотерапия (лечение музыкой) - метод, который в диагностических целях используется редко, но широко и вполне успешно применяется для снятия повышенной тревожности, раскрепощения и релакса. Часто применяется для коррекции психологического состояния малышей и подростков с нарушениями зрительных функций.
  • Драматерапия (лечение приобщением к театральному действу) - метод хорошо показывает себя в работе с тревожными и чрезмерно эмоциональными мальчиками и девочками.
  • Куклотерапия (лечение кукольным театром) - метод разработан специально для занятий с детьми, у которых имеются нарушения речи, аутистического спектра, постстрессовыми расстройствами.
  • Танцевальная терапия (воздействием танцем) - лечение, которое отлично зарекомендовало себя в решении проблем зажатых и скрытных ребят, детей, страдающими ЗПР (задержкой психического развития).

  • Песочная терапия (манипуляции с песком и мелкими фигурками) - метод аналитической психотерапии. Применяется и в традиционной психиатрии для диагностики некоторых нарушений восприятия. Особенно эффективны такие уроки для детей-аутистов и малышей, переживших серьезные психологические травмы, насилие.
  • Глинотерапия (лечение лепкой) - этот метод является разновидностью изотерапии, но имеет ряд преимуществ: во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний на подушечках пальцев и на ладонях. Именно это дает положительные результаты в коррекции состояний у детей с нарушениями ЦНС, с нарушениями зрения, слуха, при энурезе и других патологиях.

Сегодня становятся популярными и сопутствующие разновидности арт-терапии, которые появляются по мере естественного развития технологий. Так, в последние годы набирает обороты фототерапия - метод, который применяют для детей подросткового возраста, особенно для так называемых «трудных» детей.

Создавая фотографии, выбирая ракурсы и композицию кадра, дети раскрываются, становятся более понятными для взрослого (родителя, психолога). Понимание мотивов и проблем конкретного маленького человечка позволяет взрослому найти единственно верный «ключик» к поведению и поступкам ребенка.

Цели

Только на первый взгляд скептически настроенного взрослого рисование или лепка из глины никак не решают основной проблемы ребенка, если у него неизлечимое заболевание или он стал жертвой психологического насилия. На самом деле процессы, которые происходят при арт-терапевтическом занятии, хоть и незаметны визуально, имеют огромное значение для реабилитации ребенка.

В первую очередь арт-терапия дает возможность ребенку выплеснуть наружу все негативные внутренние эмоции, которые зачастую и становятся причиной болезней (страх, гнев, раздражение, нетерпимость, неприятие окружающего мира). После переноса этих эмоций на лист бумаги, кусок глины, в танцевально-двигательную активность или в фотоснимок ребенок испытывает облегчение, а специалист-психолог или психосомат получает возможность выявить тревожные факторы, проблемы и беды маленького человечка, чтобы найти путь их решения.

Официальные источники энциклопедического свойства объясняют эффект от арт-терапии процессом сублимации - именно перенесение содержимого внутреннего мира наружу позволяет ребенку освободиться от негатива или ужаса, которые поселились в нем, и начать воспринимать мир иначе.

В качестве вспомогательной техники арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в лечебной практике психиатров и психотерапевтов. Обучение ребенка рисованию или танцам позволяет взрослому быстрее наладить контакт даже с самым необщительным и замкнутым ребенком.

Доказано, что даже один курс арт-терапии повышает детскую самооценку, развивает в ребенке самоконтроль, прививает хорошую привычку анализировать и осознавать собственные чувства и эмоции, а также развивает творческие способности, которые, как известно, есть абсолютно у каждого человека на Земле.

Характеристика видов - как заниматься?

Отдельные виды арт-терапии нуждаются в отдельных пояснениях, поскольку многие родители хотели бы опробовать такие занятия со своими детьми. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из видов.

Изотерапия

Нет на свете детей, которые не любили бы рисовать, а потому именно этот метод считается самым доступным и распространенным. Метод бывает пассивным и активным. В первом случае родителям придется водить ребенка в картинную галерею или показывать репродукции известных полотен дома, рассказывая, что на них изображено, почему и как. Обязательно нужно обсуждать с ребенком картину, давать устные характеристики персонажам и сюжету.

Пассивная изотерапия не подходит для очень маленьких детей, которые пока не в состоянии сформулировать мысли, а также для детей, для которых идентификация зрительных образов затруднена (слабовидящие и слепые). Вряд ли будет интересным данный метод и для подростков.

Активная изотерапия - это сам процесс рисования. При этом используется несколько техник. Для ребенка любого возраста подойдет так называемая проективная изотерапия, при которой можно позволить себе перенести на бумагу мечты, цели, планы, страхи и дискомфорт. Задания для таких рисунков могут быть любыми, лишь бы ребенок в ходе рисования мог представить ситуацию применительно к самому себе: «Я в будущем», «Как я провел день» и т. д.

Личностная изотерапия позволяет работать в основном с детьми младшего школьного возраста и старше. Суть в том, чтобы позволить ребенку вложить в рисунок свой стресс, тем самым освобождая себя от него. Для этого дается задание создать рисунок на вольную тему. Неограниченный тематикой, школьник сразу начнет изображать именно то, что волнует его больше всего.

Для ребят, переживших стресс, страхи можно применять технику «Нарисуй свой ужас». Собственно, это и есть тема рисунка. Не стоит удивляться, что ребенок использует черные и красные цвета, острые углы, непонятные формы. Чем более агрессивным будет рисунок, тем лучше.

Есть категория детей и подростков, которые рисовать не хотят. Для них специально созданы особые раскраски-антистресс. Большое количество мелких деталей, которые нужно раскрасить, помогут успокоиться, сосредоточиться, расслабиться.

Если мама решила заниматься изотерапией с ребенком, следует понимать, что каждый живописный «шедевр» необходимо обсудить с сыном или дочкой, постараться сделать так, чтобы ребенок рассказывал, что и почему изображено, как он лично относится к тому, что изобразил. В помощь начинающим можно порекомендовать почитать книгу Е. Свистуновой «Разноцветное детство» или книгу Армине Вороновой «Арт-терапия для детей и их родителей».

Библиотерапия

Лечение словом показывает отличные результаты для ребят различного возраста. В психотерапии чаще всего используют басни, сказки и рассказы. Применительно к детям большей популярностью пользуется сказкотерапия. Слушая сказку или басню, малыш может ассоциировать себя с тем или иным героем повествования. Он получает редкую возможность пережить самые разные страхи, пройти через различные испытания не проходя через них в реальности. Все стрессовые ситуации ребенок переживет в своем воображении.

Лечение книжкой очень полезно детям с задержкой психического и речевого развития. Оно обогащает их представления о мире, стимулирует интеллектуальные способности, позволяет найти свое место в социуме, а также дает представление о путях выхода из сложных ситуаций по примеру полюбившихся героев.

Родителям, которые хотели бы практиковать сказкотерапию, стоит обратить внимание на русские народные сказки с простыми и понятными сюжетами. Также рекомендуется прочесть пособие группы авторов Прохорова, Рубановой и Отрадновой «Исцеляющая сила сказки - сказкотерапия для взрослых и детей».

Музыкотерапия

О чудесных свойствах хорошей музыки знают все. Некоторые мамы включают классическую музыку не только своим маленьким детям, но и еще не рожденным малышам, во время беременности. Действительно, гармоническое воздействие звуков на кору головного мозга человека трудно переоценить.

Для детей дошкольного и школьного возраста доступна активная музыкотерапия. Для малышей - в основном рецептивная музыкотерапия. Рецептивным называется метод прослушивания музыкальных композицией, а активным - метод самостоятельного музицирования на музыкальных инструментах.

Для пассивного прослушивания подойдут классические мелодии, чаще всего в психотерапии используют музыку Баха, Моцарта, Вивальди. Она насыщена эмоциями и позволяет ребенку ассоциировать собственные чувства со звуками и гармонией (грусть, радость, ожидание чего-либо).

Для подростков и школьников среднего звена можно использовать специальные музыкальные композиции для релаксации и медитации.

Мама дома может практиковать музыкотерапию как сопутствующий метод при занятиях рисованием, лепкой, танцами. Негромкая и ненавязчивая музыка может играть практически постоянно - во время совместной уборки с ребенком, во время приготовления пищи.

Доказано, что пассивное прослушивание музыки снижает уровень эмоционального напряжения, позволяет расслабиться и избавиться от стресса. Активное музицирование пробуждает творческие способности, повышает коммуникативные навыки, способности к обучению. Так, дети, которые посещают музыкальную школу, более успешны в математике и черчении, в геометрии и изучении иностранных языков.

Для коррекции особых состояний и отдельных заболеваний существуют выделенные разновидности музыкотерапии. Чтобы узнать о них больше, можете прочесть такие книги: «Музыкотерапия при заикании» (С. Машура, З. Матейова), «Музыкальная терапия для детей» (Методическое пособие), «Основы музыкотерапии и гениальности» (А. Рощин), «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» (Д. Алвин).

Куклотерапия

Два выдающихся детских психолога И. Медведева и Т. Шишова разработали уникальный метод воздействия на детскую психику посредством кукольных представлений. Этот метод хорошо помогает в решении конфликтов и терапии фобий.

Задача взрослого – разыграть маленький импровизированный спектакль на тему происшествия или ситуации, которая травмировала ребенка. В главной роли будет кукла или мягкая игрушка, которой малыш всецело доверяет и которая является его любимой игрушкой. Каких кукол мама захочет использовать для домашних представлений, не имеет большого значения - подойдут и марионетки, и пальчиковые куклы, и куклы-варежки, а также самые обычные куклы и игрушки.

Что дает ребенку такой спектакль? Он снимает напряжение, позволяет малышу взглянуть на его проблему или страх со стороны. Мама может придумать истории любую концовку, тем самым подсказать ребенку выход из сложной для него ситуации. Помимо того, кукольное представление развивает, обучает и воспитывает.

Если фантазия родителей не настолько богата, чтобы придумать и разыграть историю, а действо потребует и голосового подражания, и определенных актерских способностей, можно воспользоваться опытом, изложенным в следующих книгах: «Дети, куклы и мы - руководство по куклотерапии» (Ирина Шишова, Татьяна Медведева), «Основы куклотерапии» (Л. Гребенщикова).

Песочная терапия

Это очень интересный метод, который позволит ребенку лучше понять себя, успокоиться и настроиться на выздоровление и преодоление различных жизненных трудностей. Домашние занятия потребуют определенных расходов - на приобретение набора для песочной терапии, но при желании его можно изготовить и самостоятельно. Набор представляет собой поднос, донышко и внутренние бортики которого выкрашивают в голубой цвет. Размеры подноса - 50Х70Х8 см. Понадобится очищенный желтый или белый песочек, вода и масса разных мелочей - от пуговиц до маленьких фигурок, ракушек, гальки.

Никаких умений не требуется. Ребенку и подростку наверняка придется по душе создание композиций из песка, рисунков пальцем, строительство мини-замков с использованием маленьких фигурок и ракушек. Занятие это простое и интересное как для взрослых, так и для малышей.

Что дает такое занятие? Ответ прост - ребенок может выразить в композиции все внутренние конфликты и переживания, страхи, стресс, опасения, ожидания. Если ребенок мал, маме обязательно нужно заниматься вместе с ним, следить, чтобы чадо не наелось песка, не проглотило или не вдохнуло мелкую ракушку, но навязывать малышу свое видение картины песчаного мира категорически запрещено. Лучше чаще интересуйтесь, почему этот предмет положен чадом туда, а этот - сюда.

Глинотерапия

Не пластилин, не кинетический песок, а именно глина имеет наибольший лечебный и профилактический эффект. Арт-терапевтические занятия лепкой из глины вполне можно проводить дома, используя специальные наборы для творчества. Глина теплая и приятная на ощупь, она улучшает кровообращение в пальчиках, процесс лепки из нее доставляет удовольствие и взрослым, и деткам.

Помимо развития моторики, глинотерапия способна помочь детям с задержкой развития речи, сложностями в выражении эмоций, ребятам с проблемным поведением. Очень полезны такие занятия для детей с ДЦП и другими формами параличей и порезов, ведь стимулируются нервные окончания и кора головного мозга.

Заниматься ребенок должен под присмотром взрослых, которым, в свою очередь, поможет книга «Глина с характером» (А. Лельчук).

Выводы

Не обязательно выбирать один метод, многие из них прекрасно сочетаются друг с другом: можно лепить под музыку, танцевать под музыку, рисовать и одновременно слушать лечебную мамину сказку. Как комбинировать занятия, решать только родителям.

Стоит отметить, что домашние занятия хороши для профилактики, для снятия ежедневного стресса, усталости. При возникновении проблем или заболеваний без видимых причин все-таки лучше посетить специалиста - врача-педиатра и детского психолога. Если ребенку понадобится коррекция арт-терапией, специалист даст индивидуальные рекомендации и подскажет, на каких методиках остановить свой выбор для решения определенной проблемы.

Сегодня лечение искусством более, чем доступно. Многие школы и детские сады принимают в штат собственного арт-терапевта или психолога с соответствующими знаниями и опытом. Если такой специалист есть, не стоит пренебрегать его советами, по возможности пусть ребенок посещает его.

Арт-терапия - метод вспомогательный. Не стоит думать, что только при помощи рисования или музыки можно вылечить тяжелые заболевания. Отказываться от лечения в пользу терапии искусством не стоит. Лучше всего их умело сочетать - результат будет отличным.

Все секреты арт-терапии для детей смотрите в следующем видео.

В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.

Арт-терапия - это один из самых результативных методов психотерапии, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущая цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения.

Виды арт-терапии

  • Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление.
  • Библиотерапия. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Оно позволяет разрешить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников могут использоваться романы, сказки, повести. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, включая застенчивость, неуверенность.
  • Музыкотерапия. Результативная терапия, которая помогает укрепить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. В практике выделяют как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первая необходима для восстановления доверительного отношения между педагогом и ребенком, вторая для развития коммуникативных навыков с другими детьми.
  • Кинезитерапия. Современная терапия, которая включает в себя хореотерапию, танцетерапию, коррекционную ритмику. При этом ребенок двигается так, как ему хочется, без подчинения всех действий тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.

К наиболее эффективным методам также относится фототерапия, цветотерапия, игротерапия и песчаная терапия. Все они помогают перебороть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

  • Активный. В этом случае вся процедура направлена на проектирование новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты.
  • Пассивный. Основное предназначение данной методики - использование заранее подготовленных видов искусств, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов.
  • Смешанная. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для проектирования своих личных продуктов творчества.

Применение арт-терапии является наиболее продуктивным способом социальной адаптации. Ее внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии выступают различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3Д-ручки, бумага, кисти, 3Д-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, которые позволяют создавать объемные объекты. Они помогает детям развивать собственную фантазию и навыки объемного мышления, реализовывать собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

В качестве инновационного средства современной детской арт-терапии может выступать комплекс «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи. Педагогам и психологам он будет в первую очередь интересен тем, что позволяет в себе совмещать сразу несколько видов арт-терапии: песочную, водную и театр теней. «Творческую мастерскую» также можно использовать как удобный детский столик для занятий изотерапией.

Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, прогрессивная методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

А вы знали, что детей могут лечить животные, музыка, рисование или «копание» в песке? Большинство взрослых недооценивают действенность терапий. Но решившись на такой шаг, результаты не заставят себя ждать. Существует множество видов терапий для детей. Осталось только выбрать подходящую. Чтобы пройти курс, не обязательны весомые поводы. Они подходят для здоровых детей, чтобы снять нервное напряжение. Методики рекомендуют при тревожном сне, стрессах, вялости у ребенка, проблемах развития. Некоторые виды терапий адаптированы для детей по состоянию здоровья и возрастам.

Зоотерапия для детей

Ее еще называют пет-терапия, анималотерапия. Методика основана на контакте ребенка и «братьях наших меньших». Кто лечит лучше, чем дельфин, собака, кошка или лошадь. Они поднимают настроение, помогают побороть застенчивость, тревожность и неуверенность в себе. Зоотерапия подходит для детей, испытывающих трудности в общении, обучении. Эффективна, перенесшим тяжелые травмы, физические или психологические. Некоторые из разделов применяются при ДЦП, аутизме, эпилепсии. Проконсультируйтесь со специалистом, чтобы подобрать безопасный вариант.

Разновидности зоотерапии для детей

Канистерапия

Детей лечит лучший друг человека ― собака. Терапия помогает улучшить психологическое состояние, повышает мотивацию к прогулкам и физическим нагрузкам. Дети, находящиеся в депрессии начинают играть. Общение с собаками помогает легче перенести стресс. Например, переезд, потерю близкого, развод родителей. Ребятишки становятся добрее, начинают заботиться об окружающих, общаться. Эта зоотерапия для детей может проходить пассивно, наблюдая за животными в вольере. Даже в такой форме общения, отмечаются положительные изменения. Активная терапия подразумевает контакт ребенка с собакой: уход и забота о животном, игры, прогулки.

Кому подходит: при неврозах, тревогах, страхах, психических болезнях, гиперактивности и аутизме. Испытывающим дефицит доверия. Рекомендуют детям с ограниченными возможностями.

Иппотерапия

Лечение с помощью верховой езды на лошадях. Эти умные существа, творят по-настоящему чудесные вещи с детьми. Улучшается координация, походка, способность сохранять равновесие. Ребенок проще идет на контакт с людьми, становится более дружелюбным, заботливым.

Кому подойдет: Подойдет «закрытым», недоверчивым детям. При нарушениях вестибулярного аппарата, слуха, зрения. Перенесших черепно-мозговую травму. Зачастую применяют при аутизме.

Орнитотерапия

Лечение пением птиц и наблюдением за ними. Птичий щебет успокаивает, дарит ощущение защищенности, гармонии с природой. Желательно послушать живое пение, по утрам можно включать аудиозаписи.

Виды арт-терапии для детей

  • Сказкотерапия.

    Это завуалированный способ передачи полезных навыков ребенку. Она формирует позитивное восприятие мира, развивает фантазию, логику, успокаивает. Она помогает победить страхи у ребенка. Посредством сказки, объясняют проблемы, тревожащие ребенка, но не напрямую. Различные жизненные ситуации переносятся на персонажей и рассматриваются возможные варианты решений. Так, иносказательным образом, получается решить проблемы ребенка, которые он боится озвучить. Узнать мнение детского психолога можно в статье:

  • Игровая терапия с куклами или игрушками.

    Принцип похож на сказкотерапию. Ситуации из жизни переносятся на персонажей и обыгрывается на предметах. Один из самых популярных видов арт-терапии для детей. Многие родители даже не догадываются, что играя со своими крохами, они проводят элементы курса прямо дома. Главное, выстроить правильный подход.

  • Фототерапия.

    Новое слово в лечение психологических проблем. Подходит для деток постарше, чтобы выразить свои эмоции, рассказать о причинах беспокойства, показать видение мира. Поможет справиться с неуверенностью в себе, обрести спокойствие, выразить свои мысли. Она понравится детям, которые не любят рисовать, хотят получать картину максимально соответствующую реальности.

  • Терапия лепкой из теста, пластилина или глины.

    Увлекательный процесс, позволяющий ребенку реализовать свои идеи. Терапия знакомит со свойством материалов, созданию форм и их сочетаний. Например, 3 белых шарика становятся снеговиком. Можно создавать 3D фигурки или наносить пластилин на картон, создавая объемные картины. С помощью лепки развиваются тактильные ощущения, внимательность и терпение. Чтобы получить желаемый результат, нужно постараться.

  • Музыкотерапия.

    Музыка влияет на человека. Даже взрослый человек, услышав колыбельную, невольно зевнет. Мы чувствительны к мелодичным звукам. Они способны усиливать эмоции, менять настроение и восприятие происходящего. Терапия основана не просто на прослушивании музыки. Дети могут петь, напевать буквы, создавать мелодию, постукивая по предметам.

  • Изотерапия.

    Для такой терапии понадобиться немного: бумага, краски и кисточки. Подойдут восковые карандаши, фломастеры. Дайте больше свободы, никаких границ ― пусть рисует на ватмане или специальной доске. Можно выделить зону на стене: прикрепляйте ватман, а после терапии заменяйте на новый лист. Из-за психологических проблем или зажатости, первыми результатами терапии, бывают простые каракули. Все правильно. Цель терапии не создание шедевров или полноценных рисунков, а раскрытие себя.

  • Песочная терапия.

  • Мандалотерапия.

    Методика известна с древних времен. К.Юнг ― психолог, который открыл, что терапия действительно имеет эффективность. Принцип действия заключается в рисовании кругов. Здесь участвует бессознательный уровень ребенка. На основании рисунков, можно судить о его проблеме: ссоры в семье, усталость, трудности в общении.

Кинезитерапия для ребенка

Разновидность лечебной физкультуры. Включает в себя элементы танцев, подвижных игр, выполнения упражнений. Она положительно влияет на настроение. Формирует осанку, походку, здоровые привычки. Повышает самооценку, веру в свои силы. Кинезитерапия для ребенка подойдет в целях социализации, если выбрать занятия в группах.

Кому подойдет: вялым, застенчивым, ведущим малоподвижный образ жизни. Облегчение симптомов, боли и лечение при сколиозе, искривлении позвоночника, ожирении. Применяют для регуляции поведения при аутизме и ДЦП.