Загадочный мир человеческих отношений. Классный час на тему: «Мир человеческих отношений

ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Классный час

«Мир

человеческих

отношений».

Учитель начальных классов-

Шестакова Л.В.

Тема: «Мир человеческих отношений».

Цели:

1. Побудить учащихся к самостоятельным размышлениям. Учить сопереживанию. Открывать мир общения во всём его многообразии.

2. Помочь каждому учащемуся ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность.

3.Дать понять учащимся, что они недостаточно знают себя, не всегда адекватно воспринимают других.

4. Содействовать формированию дружного коллектива.

Вступительное слово учителя.

«Люди -самое интересное и прекрасное, что есть в жизни.

Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу». (В.А.Сухомлинский)

Какое прекрасное слово- дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: Львёнок и мудрая черепаха, Вини Пух со своими друзьями, Крокодил Гена и Чебурашка…

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живём, дарит нам замечательное общение- общение друг с другом.

Друг- это любимая книга, которую ты читаешь и тебе интересно. Друг- это мама, которая обязательно поддержит в трудную минуту. Друг- это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом. Он готов тебя выслушать, если тебе плохо. Казалось бы, что может быть проще, чем слышать и понимать друг друга…

Знакомство с темой классного часа.

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений». Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

Посмотрите на доску. В центре вы видите сову- символ мудрости. 7 конвертов с вопросами. Они расположены в порядке радужного цвета- символа детской радости и счастья. Давайте представим себя в сказке. А, как известно, сказочные герои очень часто стоят перед выбором: по какой дороге идти. Вот и перед вами сегодня 3 дороги. Выбирайте!

(На доске 3 «дороги».)

1 дорога. Влево пойдёшь - своё счастье найдёшь.

Трудно тебе придётся. Друга потеряешь.

Себя изломаешь, назад не вернёшься.

2 дорога. Прямо пойдёшь - себя найдёшь.

В пути измаешься, настрадаешься.

3 дорога. Вправо пойдёшь – удачливым станешь.

Много повидаешь, чужие тайны узнаешь,

душой очерствеешь, смеяться разучишься.

(Выбор дорог, осмысление выбранного).

Вывод:

В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.

Анализ жизненных ситуаций.

(Вскрывается 1 пакет)

Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и дамский зонтик. Дети взяли найденное и быстро побежали домой.

Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.- Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения.

Почему дети так поступили?

Как бы поступили вы?

(Вскрывается 2 пакет)

В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В палате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной - нет. Вечером перед сном девочки жевали различные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Что, по-вашему, испытывала девочка, оставшаяся без гостинцев?

(Вскрывается 3 пакет)

Таня с Машей дружили. У Тани тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их однокласснице - Наташе. В разговоре Маша и Наташа, рассказывая о разных случаях, завели разговор о болезнях. Таня попросила их прекратить разговор, но те отмахнулись. Таня ушла, а ночью долго плакала.

Что можете сказать об услышанном?

(Ученик читает стихотворение)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

(Вскрывается 4 пакет)

Давайте разберём следующие ситуации. Как поступили бы вы?

1.Твой друг не сделал домашнего задания и просит твою тетрадь, чтобы списать.

2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3.Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнали все, в том числе, и ты.

4.Твой друг предлагает тебе плохо поступить.

Что укрепляет дружбу?

Вывод:

Только взаимная помощь в учёбе, взаимовыручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя получается ЧТО-ТО лучше, нужно научить этому своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

(Под музыкальное сопровождение класс исполняет песню «Настоящий друг.»

(Вскрывается 5 пакет)

На прошлом занятии вы отвечали на вопросы анкеты:

1.Какие качества характера тебе нравятся?

2.Мне трудно простить….,потому что…

3.Если я встречусь со злом, то…

(Разбор ответов на поставленные вопросы.)

Вывод:

«Мы входим в жизнь с желанием познать его. Мы входим в него такой, каким создало его человечество. Но теперь от нас зависит, каким он будет для других поколений» (Н.А.Заболоцкий)

(Вскрывается 6 пакет . С учащимися проводится игра).

Вы все знаете игру «Садовник». Мы проведём её немного по-другому. Игра проходит следующим образом.

Ведущий-

Я- ищущий ведущий.

Ищу я в классной гуще,

Ищу и выбираю лишь то, что уважаю.

А уважаю я …

(Ребята в руках держат обведённые «ручки». Называют имя своего одноклассника. На «руке» написаны качества характера, присущие этому однокласснику. После прочтения ребята обмениваются «ручками».

Вывод:

Как важно внимательно оглядываться вокруг. Ведь всюду люди. О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других - отрицательное, хорошо сказал Р.Г.Гамзатов в одном из своих стихотворений:

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

Вот человек. Что скажешь ты о нём?-

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

О чём говорится в стихотворении?

Вывод:

Русский писатель М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Именно с этих позиций давайте и будем смотреть друг на друга. Старайтесь объективно оценивать другого человека, ориентируясь на хорошее.

(Презентация. Фоном звучит песня «Человек человеку – друг»).

Человек - человеку друг? Друг!

Человек - человеку брат? Брат!

Ну, а как же так вышло просто так,

Что попал человек впросак?

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся часто зря? Зря!

Но должны мы однажды всегда везде

Человеку помочь в беде!

В жизни много бывает верных друзей,

И с друзьями на свете жить веселей.

Ну а если твой друг попал впросак,

Помоги ему просто так!

Чему учит эта песня?

Как понимаете выражение: помоги ему просто так?

(Вскрывается 7 пакет)

Существует много законов дружбы. Давайте назовём законы, по которым живёт наш класс. (В презентации - последний слайд).

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Итог:

Вот и подошёл к концу наш урок. Это был очень серьёзный разговор о мире человеческих отношений, о дружбе.

Каким должен быть настоящий друг?

Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Пусть и у вас будут настоящие верные друзья. Дорожите их мнением, берегите их.


Нет у классного руководителя мелочей,
Нет ненужного-неважного.
Должен быть он ребятам родителем
Всех понять и отдельно каждого.
В каждом надо увидеть личность,
Воспитать, не деля на своих и чужих,
И трудиться легко, несмотря на обычность
Этой нужной работы учительской.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми.

Я считаю, что наиболее правильной является позиция, когда классный руководитель и воспитанники в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны, уважают и дополняют друг друга.

Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки- это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Кто же в школе призван профессионально заниматься воспитанием? Конечно же классный руководитель. Он – главная фигура в воспитательном процессе. Классный руководитель не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Работая с коллективом подростков необходимо знать психологические особенности коллектива, использовать игровые формы внеклассной деятельности, использовать темы для обсуждения, интересующие ребят данного возраста, усилить профилактическую работу с использованием методик типа «не навязывай – убеждай, сопоставляй», уметь незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.

Цель:

  • способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
  • развивать дружеские отношения между детьми;
  • поддерживать ребят интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим;
  • воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу;
  • выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть друг;
  • раскрыть сущность дружбы как формы нравственных отношений между людьми, как человеческой потребности и социальной ценности;
  • воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в обучении, общении с людьми;
  • научить детей использовать знания законов дружбы, что гораздо важнее других знаний.

В результате занятия участники смогут:

  • сформулировать понятие «дружба»,
  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
  • приобретут навыки работы в сотрудничестве,
  • поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

"Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
Ш. Руставели

Ход занятия

Вступительное слово

Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции.

Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Академик Д.С. Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.

Друзья создаются в юности. Помните это!

Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Дружба же это высшая степень товарищества.

Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворение от общения.

I. Материалы для размышлений

Выберите из данных определений то, которое вы больше разделяете:

Что такое дружба?

  • идеальная форма общения;
  • близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов;
  • отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

II. Стихотворения о дружбе

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, Сократ говорил: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Послушайте, как говорят о дружбе с помощью стихов.

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит;
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
В. Шекспир

Стихотворение Расула Гамзатова "Берегите друзей"

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйся доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Замечательное, тёплое стихотворение, которое призывает не ссориться по пустякам, дорожить дружбой.

III. Размышления о друге

– Ребята, сегодня мы затрагиваем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.

Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чём её особая сила и ценность.

– Давайте же подумаем, кто же такой друг?

Друг – это тот, кто …

  • поймёт тебя;
  • никогда не бросит в беде, всегда в трудную минуту: поможет и успокоит;
  • никогда не предаст;
  • уважает тебя;
  • кому можно полностью доверять;
  • сможет увести тебя с неправильной дороги;
  • просто хороший человек.

С другом я часто …

  • гуляю в свободное время, много общаюсь;
  • хожу на каток, играю в футбол и другие спортивные игры;
  • обмениваюсь интересной информацией, обсуждаю различные происшествия или прочитанное в книге, журнале, увиденное по телевизору;
  • обсуждаю личные проблемы, советуюсь;
  • мы часто бьём друг друга, но по-дружески;
  • хожу на тренировку, делюсь тайным, сокровенным;
  • играю дома в компьютер;
  • хожу летом на рыбалку;
  • шучу, смеюсь, встречаюсь у кого-либо из приятелей.

С другом можно

  • пойти поиграть куда-нибудь;
  • обмениваться мыслями, личными секретами;
  • посидеть и поговорить на любые темы, даже самые откровенные;
  • посоветоваться, рассказать о своих проблемах, выбраться из любой беды;
  • попросить об одолжении;
  • хорошо проводить время, иногда ссориться, мириться;
  • другу можно доверить всё;
  • просто помолчать.

IV. Друзья и приятели

СЛАЙД №10

  • Приятель и друг не совсем одно и то же, так как …
  • Приятель – это просто хороший знакомый, который может иногда помочь, с которым иногда можно весело провести время
  • Друг – это большее, чем прост знакомый, он как член твоей семьи
  • С приятелем можно учиться, немного общаться, здороваться и ничего больше
  • Друг всегда может помочь в беде
  • Приятель – это просто знакомый человек;
  • приятель – это просто хороший знакомый, с которым можно пообщаться, поговорить о чём-либо, повеселиться, но доверять ему полностью нельзя
  • Друг ближе и надёжней
  • Приятелем может быть любой человек, с которым ты хорошо общаешься
  • Друг – человек, которого я хорошо знаю, которому можно довериться, он может понять меня с полуслова

Материалы для размышлений

Дружбу следует отличать от приятельства. Они внешне сходны, а по существу резко отличаются друг от друга. Приятели, добрые знакомые – это чаще всего люди, связанные общностью места и времени. Есть приятели в школе, в доме, соседи на даче. Но родство душ здесь не обязательно. Вспомним, как глубоко и прозорливо описал А.С. Пушкин приятельство и видимость дружбы Онегина с Ленским в своём произведении «Евгений Онегин» с которым вам ещё предстоит познакомиться на уроках литературы.

СЛАЙД №11

Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень...

И, обобщая свою мысль, поэт заключает:

Так люди, первый каюсь я,
От делать нечего, – друзья.

Друзья от делать нечего – это не настоящие друзья.

И вы узнаете, чем кончилась видимость дружбы между Онегиным и Ленским.

– Приятельские контакты, какими бы старыми они ни были, не всегда переходят в дружбу. Приятелей и знакомых у нас много, а настоящий друг, как правило, один. Разговор с приятелем не так откровенен, как с другом. Приятелю мы говорим не всё, а то, что считаем нужным. Друзьям дано счастье беседовать обо всём. Общие интересы, общие знакомые, важные события, планы на отдых – всё друзьям важно обдумать вместе.

Но дружба, тем не менее, имеет и свои строгие правила. Например, если друг нуждается в твоей помощи, просит тебя об одолжении, надо ему пойти на встречу. Не мешкай, если твой друг болен, если у него несчастье или ему просто нужны твоя поддержка или совет.

V. Послушайте историю о жителях планеты Космея

История: «Все жители этой планеты были большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды каким-то космическим ветром к ним занесло старого волшебника, много повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости их дружбы. Тогда жители планеты заявили: «Мы уверены в том, что наша дружба не может исчезнуть. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой».

– Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? – спросил старый волшебник. – Ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.

Однако жители планеты настаивали на испытаниях. В начале волшебник лишил их языка, на котором они общались. Жители сумели прекрасно обходиться без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда волшебник поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные клички и прозвища, часто между ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания – все смогла победить и преодолеть настоящая дружба.

Уже хотел прекратить испытания волшебник, но прежде решил попробовать последнее средство. И в этот раз заклинания подействовали, отвернулись друзья друг от друга, разошлись все в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное им качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению.

Никакая дружба не устоит, если в душе поселяется чувство, когда любишь только себя, не замечаешь других. Ребята, какое это чувство?

Ответы детей:

Учитель: а все, что вы перечислили, можно назвать одним словом – ЭГОИЗМ. Эгоизм эту планету и разрушил.

Ваш класс – это тоже маленькая планета. Чтобы ваша планета не разрушилась, нам нужно быть дружными.

– Ребята, а у вас дружный класс?

– А что для вас значит дружба в вашем классе?

– В чём выражается эта дружба?

Дружба – это отношения людей на основе совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи, самоотверженности друг ради друга и сочувствия друг другу.

VI. Вопросы для обсуждения

СЛАЙД №12

  • Какие проступки ты смог бы простить другу?
  • Чего не смог бы простить другу?
  • Всегда ли ты говоришь другу правду?
  • Трудно ли это делать?
  • Всегда ли нужно быть принципиальным в дружбе?
  • Нужно ли публично выступать против друга, если тот не прав?
  • Помогает ли дружба в жизни, учёбе?
  • Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
  • В чём, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?

Дружеские чувства среди животных (показ слайдов № 13, 14,15)

VII. Работа с притчей

– В жизни каждого человека и маленького, и взрослого непременно должен быть друг или друзья. Народная мудрость гласит «Друг познается в беде».

Послушайте притчу и приведите пословицу, которая часто употребляется в речи.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось.Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

– О какой пословице шла речь в начале притчи?(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

– Можете ли вы привести примеры, чтобы подтвердить, что в жизни происходит именно так? (истории собственной дружбы)

VIII. Работа с пословицами

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба всегда предполагает нравственные принципы – верность, постоянство, чёткость и др. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Сейчас мы все вместе вспомним пословицы. Я начинаю, а вы заканчиваете.

СЛАЙД №16

  • Нет друга – ищи, …(а нашел – береги)
  • Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
  • Один за всех…(и все за одного)
  • Человек без друзей…(что дерево без корней)
  • Дружба – как стекло…(разобьется – не сложишь)
  • Друзья познаются…(в беде)
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу … (кто ты)

IX. Надёжный фундамент дружбы – товарищество

В XVII в. слово «товарищ» означало боевой соратник. Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество.

В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашисткими захватчиками.

Лучшие поэты посвящали свои стихи этому великому чувству.

Музыкальная пауза. В.Высоцкий «Если друг оказался…» СЛАЙД №17

X. Материалы для размышлений «Кодекс дружбы»

– Чему же учат нас наши друзья?

Прежде всего, настоящая дружба учит альтруизму, т.е. бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. Дружеские отношения учат сочувствию, сопереживанию, состраданию. Обратите внимание, как много слов с приставкой «со-», подчеркивающей совместное действие.

Давайте вместе познакомимся с «законами дружбы».

Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:

СЛАЙД №18

  • «Друг всем – ничей друг» (Аристотель)
  • «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой)
  • «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо» (В.Г. Белинский)
  • «Истинные друзья... ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут» (В.Г. Белинский)
  • «Друг должен принимать на себя часть огорчений друга» (Эразм Роттердамский)
  • «Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Ренар)
  • «Настоящая дружба правдива и отважна» (Ф. Шиллер)
  • «Истинной дружбе присуще давать советы и выслушивать их» (Цицерон)

СЛАЙД № 19

По высказываниям великих людей о дружбе составлен кодекс чести друзей.

  • Первое условие для сближения – искренность (М. Пришвин).
  • ...Истинные друзья... ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут (В. Белинский).
  • Друг должен принимать на себя часть огорчений друга (Эразм Роттердамский).
  • Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается (Ж. Ренар).
  • Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания (Цицерон).
  • Настоящая дружба правдива и отважна (Ф. Шиллер).
  • Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе, добро (В.Сухомлинский).
  • Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим (Демокрит).

– Прежде всего старайся быть хорошим другом сам.

Приятелей, знакомых много, а настоящего друга нет. Тут, видимо, уместнее взглянуть не только вокруг себя, но и на себя, попытаться понять, какие черты собственной личности отталкивают от тебя людей, мешают приятельским отношениям пойти вглубь, стать дружескими.

XI. Дружба и А.С. Пушкин

– Дружба – живое чувство, жизненное переживание, которое включает в себя прежде всего потребность человека в другом человеке, дарящем эмоциональное тепло, чувство доверия, понимающем и разделяющим его жизневосприятие. Согласны ли вы с этим?

Это – чувство, которое движет А.С. Пушкиным, когда он восклицает:

СЛАЙД №20

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.

– Как вы думаете, такая дружба может стать источником счастья?

– Стремитесь к этому источнику и старайтесь сберечь его в себе.

Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина началась ещё в Царскосельском лицее. Они были близки друг другу по духу и хорошо понимали один другого. В своём стихотворении «В альбом Пущину» А.С. Пушкин написал о том, какие нежные и добрые чувства соединяли их многие годы: Слайд №21

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья...

– Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым, Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства.

XII. Выполнение упражнений

– Прочитайте высказывание Эмерсона «Единственный путь найти друга – быть им»

– Как вы понимаете эти слова? (дети говорят: если я хочу, чтобы со мной дружили, я должен быть … надежным, преданным …) .

– Как вы думаете эти качества в себе нужно постоянно развивать? Нужно работать над собой? Давайте начнем такую работу над собой и будем учиться по-дружески относиться друг к другу.

– А теперь назовите качество характера, которое есть у вас.

– А теперь то же самое только про всех нас. Все вместе мы говорим: «Мы все» , а каждый из вас называет свое качество во множественном числе. Ученики: «Мы все» – … Ученик 1: умные.

Учитель: мы все хорошие, интересные.

– Скажите, может ли общее «мы» существовать без отдельных «Я»? (нет)

– Правильно, ребята, каждое отдельное «Я» составляют общее «мы».

Мы – вместе. И в этом наша сила.

Взаимная поддержка всегда помогает людям и друзьям.

– Друзьям принято дарить подарки. Следующее наше упражнение называется «подарок другу». Легко дарить подарки, помогать или делать что-то приятное, рассчитывая на ответную благодарность. Сложнее сделать это безвозмездно. Сейчас каждый из вас по жребию получит имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком должно быть то качество характера, которое, по вашему мнению, должно быть у вашего друга. Купить такой подарок невозможно ни за какие деньги. Важное условие – подарок должен быть от души и приятен тому, кто его получит. Пишем на обратной стороне одно прилагательное. (я тебе желаю, будь)

Положите свои подарки на стол. И возьмите тот, который адресован вам.

Обсуждение:

Что вы почувствовали, когда получили подарок? (фронтально)

(радость, приятно, доволен)

– Что мы сейчас делали? (дарили друг другу радость.)

– Да, ребята, доброе слово – бальзам для души. Теперь на нашей планете стало больше радости, добра и счастья. Молодцы!

XIII. Заключительная часть

– Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых многие мечтают.

Дружеские отношения, как утверждают социологи, возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья. Как говорил М. Пришвин:

«У меня есть друг, я люблю – значит я существую».

Релаксация.

– Закончите пожалуйста, предложение «Я понял(а), что дружба – это…»

Библиотека. Статьи

Мир человеческих отношений

Назначение этих материалов - помочь читателю сориентироваться во всем многообразии человеческих отношений.


Это отношения между мужем и женой, родными и чужими, профессиональными и человеческими, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т.д. Если добавить к этому перечисленному, что кроме внешних взаимоотношений существуют внутренние отношения, то можно мысленно представить наличие целой вселенной, огромного мира отношений.

Хотя мир отношений невидим, но в нем существуют свои законы и правила. Чтобы не только выжить в этом мире, а быть успешным и счастливым, необходимо знать их законы. Я считаю, что если вы хотите познакомиться с миром отношений и стать в нем специалистом, то первое, что надо сделать - это научиться различать возможные виды и уровни человеческих отношений. Кстати, именно способность к различению оттенков является важнейшей для профессионалов в любой области. Например, художник может видеть гораздо больше количество сочетаний цветов и различных оттенков, чем обычный человек. Поэтому важно уметь различать не только оттенки эмоций, типы людей, но и конечно уровни отношений. В качестве основных уровней отношений я предлагаю выделять социальные (конвенциональные), эмоциональные (неконвенциональные), сексуальные (интимные).

У каждого из нас, конечно, есть свой личный опыт взаимодействия с другими людьми. Я тоже предлагаю свое виденье мира человеческих отношений, исходя из своей практики консультирования. Во время бесед я очень часто сталкивался с тем, что знания людей, основанные на их личном опыте, перемежаются с фантастическими иллюзиями. А неразличение реальности и иллюзии, как известно, приводит к страданиям. Надеюсь, что при чтении данных статей у вас возникнут свои предположения, с чем-то не согласны, что-то вам покажется неубедительным и даже вредным. Возможно, я тоже описываю свои иллюзии.

Основные уровни человеческих отношений

В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» отмечалось, что каждый человек может любить на трех уровнях - тела, ума и души. Тогда было отмечено, что взаимоотношения неоднородны, в них присутствуют разные уровни. На сегодня существует немало исследований, посвященных обоснованию и описанию различных уровней взаимоотношений.

В качестве основной теоретической концепции я буду использовать идею И. Н. Калинаускаса о возможном обозначении в человеке как целом некоторых его частей, таких как тело, сознание и эмоциональная сфера. Опора на эти составляющие позволяет обозначить такие психологические понятия как «индивидуальность», «личность» и «сущность». Базовым инструментом индивидуальности является тело, сознания - личность, а эмоциональной сферы - сущность человека. Таким образом, возможны любые комбинации человеческих отношений в зависимости от того, на чем они основываются Дружеские отношения затрагивают эмоциональный уровень, деловые - социальный и нередко эмоциональный, отношения «любовников» - эмоциональный и сексуальный и т.п.

Таким образом, можно рассматривать разлад в отношениях не как конфликт “вообще”, а находить его место на одном из уровней в иерархии отношений. Например, жалоба на то, что “муж разлюбил, надо разводится” является отражением смешения эмоционального и социального уровней, отождествления у данного человека брака и любви как равнозначных понятий. Но такой взгляд лишь усугубляет ситуацию. Проблема возникла на одном, на эмоциональном уровне (“муж не любит“), а поиск ее решения происходит совсем на другом, на социальном (“надо разводиться“) уровне. Логично предположить, что конструктивным подходом в этом случае является помощь в обнаружении различий любви и брака и разрешение проблемы на том же уровне, на котором возникла трудность, в данном случае - на эмоциональном. Другой пример слияния отношений: друзья начинают заниматься совместным бизнесом. В этом случае есть опасность смешивания эмоциональных и социальных отношений. Обычно это заканчивается плохо как для дружбы, так и для бизнеса.

Рассмотрим отдельно специфику каждого уровня.

На социальном партнеры расположены по отношению к друг другу во взаимосвязанных социальных ролях. Под «социальной ролью» понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон И.С.), это «фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений» (Андреева Г.М.).

Важно отметить, что социальные предписания безличны по своей природе. Они выполняются независимо от личностных черт и интересов человека, который это делает, всегда одним и тем же образом. То есть отношения на социальном уровне в определенном смысле“бесчеловечны”. Основа их построения - конвенция, контракт, взаимная договоренность.

Эмоциональный уровень имеет совершенно иную природу, отличную от социального. Его можно обозначить как принципиально неконвенциональный. Договор о прочности и неизменности эмоций невозможен. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств типа “ Я ВСЕГДА буду тебя любить” нереальны и губительныдля договаривающихся. Перенос социального на эмоциональные уровень, который выражается попыткой установления конвенций на эмоции ради сохранения союза, приводит к напряжению и общей невротизации отношений.

Если рассматривать любовь как одно из ценных проявлений человека не только к людям, но и к окружающему миру, то попытка ее сориентировать исключительно на одного человека существенно может обеднить и сами брачные отношения. Уродливой метаморфозой смешения социального и эмоционального пластов является концепция так называемой “социальной любви”. Она строиться на том, что любовь всегда дается “за что - то”. Здесь любовь рассматривается как драгоценность, которой можно наградить, или за нее надо бороться и заслужить, которую можно потерять и т.д. Подлинная любовь безусловна по своей природе и является принятием человека (В.Франкл) как уникального, независимо ни от каких его качеств и проявлений.

Сексуальные отношения могут рассматриваться самостоятельным уровнем, не смешиваемым с другими.

Здесь, в отличие от социального “надо” и “должен”, доминирует “хочу”. Сексуальность у человека (в отличие от животных), наряду с функцией релаксации и деторождения, может быть определенным способом общения и познания другого человека.

В семейных отношениях как некоторой целостной системе можно выделить все три уровня. Ни в каких других отношениях, кроме брачно-семейных, наличие всех трех уровней отношений как возможных и нормальных, не встречается. А если такое происходит, то это только ухудшает отношения. Например, возникают так называемые «служебные романы», где к социальным и эмоциональным отношениям присоединяются сексуальные. Или друзья начинают заниматься совместным бизнесом, то есть смешивать эмоциональные и социальные отношения. Обычно это заканчивается плохо как для дружбы, так и для бизнеса. С этой точки зрения брачно-семейные отношения являются наиболее сложными.

В зависимости от состояния того или иного уровня можно составить типологию различных видов брачно-семейных отношений. Например, преимущественно «социальные» браки, основывающиеся на деловых отношениях. В «эмоциональных» семьях кипят страсти. Богатство брака зависит от того, насколько в нем развиты и представлены все три уровня взаимоотношений.

Если говорить о зрелости брачно-семейных отношений, то она заключается в том, насколько супруги могут различать, как отдельные, уровни своих взаимоотношений и совмещать (а не смешивать) их друг с другом . Недифференцирование и отождествление этих уровней друг с другом является попыткой ослабить напряжение и может рассматриваться как признак социальной незрелости и психологической инфантильности.

Детско-родительские отношения

Долги наши: долг родителей перед детьми

Одна из проблем, с которой обращаются достаточно часто - это чувство вины у родителей перед детьми и чувство долга у детей перед родителями.

Рассмотрим сначала первую ситуацию. Она обычно выражается в таких жалобах, как «Я не могу детям обеспечить все, что им необходимо. Мало уделяю им внимания, редко с ними играю и т.п. Я - плохая мать (отец)». На самом плохих родителей не бывает. Но чтобы прийти к такому выводу, необходимо предварительное исследование этого вопроса. Начинаю с того, что обращаю внимание клиента на очевидные вещи: родители дают детям два вклада, они дают жизнь и в дальнейшем создают условия для жизни. После согласия клиента я спрашиваю важный диагностический вопрос: « А как вы считаете, что важнее - жизнь или условия жизни?». Для многих это оказывается совсем не простым вопросом.

Есть два взгляда на этот вопрос. Первый - детский: «Конечно, условия». Детский, потому что ребенок не может оценить ценность жизни, а вот то, что не купили мороженного, это ужасно. Если у человека остается детский взгляд, то он как раз и формирует чувство вины перед своим ребенком. чувство вины родителя действует вредно не только на него, но и на ребенка. Здесь происходит смена психологических ролей, ребенок становиться «родителем», а родитель - «ребенком». То есть ребенок начинает оценивать своего родителя, а оценочный механизм относиться к родительской инстанции. Получается, что статус родителя надо еще заслужить: «Не тот родитель, кто родил, а тот, кто воспитал». В этом случае рождение ребенка является наказанием для родителей и позволяет ребенку встать в позу типа «Вы меня родили, а я же вас не просил. Так что давайте теперь обслуживайте меня». Иногда эта позиция проявляется и у родителей - «Мы его родили для себя, значит должны теперь за это отвечать».

На более глубоком уровне, чувство вины пред детьми является отражением критической позиции по поводу своих родителей и скрытой обидой на них. Механизм формирования такого перехода следующий. Критичность по отношению к родителям свидетельствует о том, что у ребенка сформирован некоторый идеал родителей, так как любая оценка - это всегда сравнение. Затем, когда ребенок вырастает и сам становиться родителем, то он попадает в ловушку собственного идеала. Теперь он сам должен соответствовать свои детским требованиям для того чтобы стать «хорошим» родителем. Поэтому чувство вины перед детьми является скрытой критикой на своих родителей.

Самое неприятное не только в том, что происходит смена ролей, оценивание условий жизни выше, чем жизнь формирует психологию самоубийцы. Если подходить со взрослой позиции, то несомненно, что жизнь более ценна чем условия жизни. Не будет жизни, не будет и условий. В этом случае я предлагаю клиентам мысленный эксперимент: «Представьте, что вы собираетесь рождаться, и вам говорят, что условия жизни будут не очень хорошие. Может быть, даже отдадут в сиротский дом. Поэтому, может лучше вас сразу убить. Что вы выберете?». Конечно, все выбирают жизнь: «Дайте родиться, там уж я сам разберусь, в конце концов, условия жизни можно и создать или получить от других». Этика заключается как раз в том, что сам по себе факт жизни является безусловно высшей ценностью. То есть, нет ничего такого, ради чего можно было бы пожертвовать жизнью (своей или другого человека).- это уже. А психология самоубийцы строиться на ценности условий, поэтому в его рассуждениях - если такие плохие условия жизни, зачем тогда жить.

Если клиент согласен, что жизнь приоритетна в любом случае, тогда я предлагаю оценить ее, хотя бы в рублях. Абсурдность этого предложения очевидна, сумма получается колоссальная. Получается, что сразу после рождения ребенок получает этот «миллион рублей». По сравнению с этой суммой, с жизнью, все остальное уже второстепенно. О каком родительском долге может идти речь? Поэтому плохих родителей не бывает, по определению.

Я думаю, что в этой ситуации вины также присутствует элемент смешивания роли родителя и роли воспитателя. Плохих родителей не бывает, но бывают плохие воспитатели. Воспитатель - это профессия, которую надо где-то осваивать. Желательно, чтобы эти роли исполняли разные люди, так как родители любят, а воспитатели - воспитывают.

Иногда бывают достаточно драматические ситуации. Например, ко мне обратился мужчина, находящийся в предразводной ситуации. У него были достоточно сложные отношения с женой, но от развода его удерживала мысль о детях. Мы с ним подробно рассмотрели семейную систему, выяснили, что развод - это расставание супругов, а не родителей и детей. Но его чувство вины перед детьми по-прежнему оставалось. В дальнейшем разговоре выяснилось, что оказывается у него было, как выразился «два отца». Первый, он назвал его «биологическим», отец ушел сразу после того, как он родился. Потом появился другой мужчина и взял на себя роль отца, и выполнял ее хорошо. Его он называл «настоящий отец» и высоко оценивал его положительное влияние на свое развитие.

Мужчина ни в какую не соглашался с тем, что отец должен быть всего один, и тот, кого он называл «биологическим» и есть его настоящий отец. Эта двойственность в восприятии роли отца и стала причиной его проблемы, связанной с трудностью принять решение о разводе. Развод символически походил на повторение его детской ситуации ухода отца. И недооценка вклада отца и обида на него оборачивалась теперь на самого мужчины. Путь к изменению его ситуации лежал в принятии настоящего отца настоящим, а второго «отца» всего лишь как воспитателя.

Долги наши: долг детей перед родителями?

Вторая ситуация связана с чувством долга перед родителями. Когда начинаешь выяснять, откуда взялся этот долг, обычно отвечают, что «родители дали мне жизнь», «они меня любили», «они меня воспитали» и т.п. При такой установке получается, что жизнь человека делиться на две части. В первой, когда он ребенок, получает от родителей, а во второй должен это обратно им отдать. Получается, что ребенок - это «полезное домашнее животное». Сначала его выращивают и откармливают, а потом используют для себя.

Наличие в сознании такой установки существенно усложняет возможность ребенка к построению отношений с внешним миром, противоположным полом, созданием своей семьи. Если я должник, то для того, чтобы создать свою семью, я должен, как честный человек, сначала расплатиться с родительской. Долг ребенка слишком большой! Туда входят как материальные, так и душевные затраты. Но это еще как-то можно подсчитать. А как расплатиться за данную жизнь? Тут уж должник до самой смерти родителей. Иногда сами родители это усиливают напоминанием детям, как те им глубоко должны «за все, что они для вас сделали».

У меня в памяти есть драматический пример. Одна женщина жила вместе с мамой вдвоем. Как только у этой женщины появлялись отношения с мужчинами, то мама тут же заболевала. В итоге встречи этой женщины с молодыми людьми прерывались, так маме нужна была ее забота. В итоге, эта женщина смогла выйти замуж только после смерти своей матери. Но ей к тому времени уже было за пятьдесят. То есть она сама уже не сможет быть мамой.

При таком подходе отношения «родители-дети» представляют собой замкнутую систему, которая сама себя изживает.

Но можно посмотреть на это шире. Тогда мы увидим, что у наших родителей тоже были свои родители. Они дали им и жизнь, и любовь, и материальное обеспечение. Получается, что наши родители все уже давно получили от своих родителей, и их требования от нас являются уже двойной оплатой. Поэтому долг пред родителями, в принципе, остается, но он передается не им обратно, а вперед, своим детям. В этом случае, вместо болота, мы получаем все усиливающийся поток реки. А река не должна идти вспять

Обычно такая ситуация воспитания ребенка как должника связана с тем, что родители считают, что им их родители чего-то недодали. Поэтому желание восполнить долг перед родителями у ребенка является включением его в конфликт родителей со своими родителями.

Последствия смешивания видов отношений

Наличие смешивания видов, например, проявляется в ответе на вопрос: «Муж - это родной или чужой человек?». Если человек отвечает «Конечно, родной», то значит, такое смешение уже произошло. Наличие установки «муж - это родной человек», несмотря на ее «очевидность» опасна для супружества. Она может привести к проблемам в сексуальной сфере, так как секс с родственниками в нашей культуре являются сильнейшим табу. Поэтому секс с супругом-«родственником» вначале будет вызывать сильные ощущения (так как табу нарушено), но в то же время порождать бессознательное чувство вины. Отношения, которые начинались как страстные, достаточно быстро переходят в нежные. Обнялись, по спинке погладили друг друга и спать. Или другой вариант: угасающее сексуальное желания переводится в скандалы.

Вторая проблема, возникающая в результате такого смешения - это невозможность психологического развода. Ведь с родственником нельзя развестись. Приходилось сталкиваться со случаями, когда официальный развод при наличии такой скрытой установки совершенно ничего не изменял во взаимоотношениях партнеров. Например, одна женщина пришла с жалобой, что ее бывший муж продолжает к ней приходить, а она ничего не может с ним сделать. Я ее спросил, как бы она себя повела, если б к ней вдруг пришел совершенно чужой человек. Она сразу ответила: «Милицию бы вызвала». «А в этом случае, почему не вызываете?». «Ну как же, он же мой муж» - горячо воскликнула она. «Но вы же развелись два года назад» - напомнил я ей. «Если он мне не муж, тогда кто он тогда?» - задумалась она. С большим трудом к ней приходило осознавание, что он ей чужой человек, с которым она может строить дистанцию, в том числе и физическую. Соединение роли мужа и отца привело к вытеснению факта самого развода. Реально развод произошел, а психологически развод в таком случае невозможен. Для этого ей сначала надо «развести» мужа и отца в своей голове.

Третий важный аспект связан с тем, что с родными невозможно изменить статус отношений. По отношению к своим родственникам, мы все равно останемся родными. Таков факт реальности. Совсем по-другому дело обстоит с чужим. Он может быть другом, мужем, начальником и все это может меняться. С другом можно поссориться, с мужем развестись, от начальника уволиться или двинуться по служебной лестнице и самим стать его начальником. Иногда смешивание отношений «чужие-родные» приводит к тому, что у людей возникает идея о том, что надо стараться быть, например, хорошей дочерью, или матерью. Это усугубляется иногда такими родительскими выражениями, типа «Если ты будешь так себя вести, то ты мне не дочь». Возникает страх отвержения. Но родственные отношения не зависят от поступков. Как бы себя дочь не вела, все равно она останется родной дочерью. А вот чужие отношения - это то, может измениться.

Наконец, раз партнеры сформировали родственные отношения, то тогда они начнут заниматься естественно воспитанием и перевоспитанием друг друга. Их совместная жизнь превратиться в череду бесполезных разговором, которые носят название «давай выясним наши отношения».

Практика использования метода дифференцирования показывает, что людям часто очень сложно обнаружить разницу между родным и чужим. Важный диагностический момент - если у человека в этом месте проблема, то эта задача ему практически не под силу. Те отличия, которые он называет, часто бывают непринципиальные. При этом обычно предлагаются психологические критерии, «родные - они больше любят, а чужие нет и т.п.». Это все не принципиально. Но есть же случаи, когда родные мало любят. Даже запрет на секс не может быть разницей, известны же случаи инцеста. Необходимо найти надежный критерий для идентификации вида отношений. На самом деле разница всего одна: «родные» - это не психологическое отличие, а биологическое. Родные - это по крови. То есть некий факт реальности, под который должны подстраиваться наши отношения. Если с чужим мы обращаемся, как с родным, то мы неосознанно протестуем против реальности. Но неприятие реальности обычно приводит только к неврозу.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - ЧЕТЫРЕ ВИДА ЛЮДЕЙ

Тема мужского и женского наверное всегда будет оставаться одной из наиболее волнующих и интригующих. Он и Она представлены друг другу в двух ипостасях. Первая - это отношения между ними как двумя личностями, что предполагает равноправие. Вторая - это собственно отношения мужчины и женщины. Здесь уже более уместно говорить о «разноправии» (Е.Весельницкая).

Когда мы говорим о мужском и женском, то мы принимаем взгляд, существующий в различных философских и психологических теориях, о том что нет «чистых» мужчин или женщин. В каждом человеке присутствует как мужская, так и женская часть, Инь и Ян и т.п. Весь вопрос в пропорции и в том, насколько гармонично мужская и женская части уживаются с друг другом. Но проблема заключается в том, что частей то у нас две, а тело имеет одну определенность. Оно однозначно либо мужское, либо женское. Может показаться странным, но иногда некоторым людям сложно дифференцировать отличие мужчины от женщины. Начинают говорить о том, что мужчины более сильные, эмоционально устойчивые и т.д. Если аппелировать к реальности, то на самом деле отличие всего одно - у них по-разному устроено тело, в частности гениталии. Иногда устройство тела не совпадает с доминирующей частью психики. То есть условно можно выделить четыре типа людей: мужчина в мужском теле, мужчина в женском теле, и соответственно - женщина в женском и мужском теле. У меня есть предположение, что когда происходит несовпадение физической природы с психической, то это приводит к проблемам. Соответственно, решением проблемы будет подстройка психического под физическое, то есть изменение внутреннего доминирования в соответствии с устройством тела.

Психология мужественной женщины, то есть «мужчины в женском теле» - это психология инвалида. «Он» лишен одной важной детали, которая есть у остальных мужчин. И основная черта «его» поведения будет строиться на том, чтобы как-то скрыть или скомпенсировать свою несостоятельность в физическом плане. Внутренне «он» находится в возмущении: «Почему из-за какой-то «детали» он не принимается как равный?». Это может привести к стремлению быть не хуже, а в чем-то даже лучше других мужчин. Именно такие женщины ввели защитную для них идею о том, что есть «настоящие» и «ненастоящие» мужчины. Что одной физиологии недостаточно, и звание мужчины связано прежде всего с психологическими характеристиками и его надо как-то заслужить или подтвердить. Бессознательно «он» стремиться найти недостающую часть тела, или как-то «отобрать» ее у других мужчин. Поэтому одна из любимых игр женщин со скрытым преобладанием мужского - «Динамо» (см. Э.Берне). Такая женщина позволяет мужчине заигрывать с ней, но только не доводить дело до генитального контакта. Потому что пока гениталии скрыты, ничего ей не мешает быть на равных с мужчиной. А генитальная близость может рассматриваться как унижение, так как мужчина будет меня, мужчину, «иметь». Поэтому мужчины интуитивно побаиваются мужественных женщин. Эти женщины всегда готовы осуществить психологическую кастрацию, уязвить мужское самолюбие.

Психология женственного мужчины («женщины в мужском теле») - это психология урода. То есть у нее есть что-то некрасивое, стыдное и лишнее. Поэтому такая «женщина» будет всячески скрывать свою мужественность. Одна из причин возникновения такой психологии может быть связана с определенным типом отношений в семье, когда мать в одиночку воспитывает сына или когда мать играет роль «жертвы» отца. В этом случае у ребенка может неосознанно формироваться чувство вины за мужское. Происходит идеализация женского (это высокое и чистое) и дискредитация мужского (это плохое и грязное). Ребенок начинает служить культу Девы. Он отходит от мужского и начинает двигаться к женскому, всячески скрывая свои мужские («плохие») проявления. Но на более глубоком уровне в таком культе скрыта агрессия к мужскому. Чтобы окончательно очиститься, по логике такому мужчине надо кастрировать себя.

На уровне поведения такие «мужчина» и «женщина» будут искать друг друга, так как у одного чего-то не хватает, а другой хочет от чего-то избавиться. Поэтому вначале они очень рады друг другу, потому что каждый помогает другому решить его проблему. Но эти отношения мужественной женщины и женственного мужчины являются невротическими, так как на интимном уровне им приходиться меняться ролями. В итоге интимный уровень начинает угасать, чтобы сохранить свои иллюзии и заменяться словесными ссорами и скандалами на тему «Ты мужчина или тряпка?», или «Ты не женщина, а мужик в юбке!».

Стратегическим путем решения этих проблем является поиск способов дискредитации мужского в женщине и женского в мужчине, то есть психический приоритет мужского-женского в человеке должен соответствовать реальности.

Петрушин С.В.

(Полный текст в книге «Любовь

и другие человеческие отношения»)

ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Классный час

«Мир

человеческих

отношений».

Тема: «Мир человеческих отношений».

Цели:

1. Побудить учащихся к самостоятельным размышлениям. Учить сопереживанию. Открывать мир общения во всём его многообразии.

2. Помочь каждому учащемуся ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность.

3.Дать понять учащимся, что они недостаточно знают себя, не всегда адекватно воспринимают других.

4. Содействовать формированию дружного коллектива.

Вступительное слово учителя.

«Люди - самое интересное и прекрасное, что есть в жизни.

Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу». ()

Какое прекрасное слово - дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: Львёнок и мудрая черепаха, Вини Пух со своими друзьями, Крокодил Гена и Чебурашка…

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живём, дарит нам замечательное общение - общение друг с другом.

Друг - это любимая книга, которую ты читаешь и тебе интересно. Друг - это мама, которая обязательно поддержит в трудную минуту. Друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом. Он готов тебя выслушать, если тебе плохо. Казалось бы, что может быть проще, чем слышать и понимать друг друга…

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений». Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

Посмотрите на доску. В центре вы видите сову - символ мудрости. 7 конвертов с вопросами. Они расположены в порядке радужного цвета - символа детской радости и счастья. Давайте представим себя в сказке. А, как известно, сказочные герои очень часто стоят перед выбором: по какой дороге идти. Вот и перед вами сегодня 3 дороги. Выбирайте!

(На доске 3 «дороги».)

1 дорога. Влево пойдёшь - своё счастье найдёшь.

Трудно тебе придётся. Друга потеряешь.

Себя изломаешь, назад не вернёшься.

2 дорога. Прямо пойдёшь - себя найдёшь.

В пути измаешься, настрадаешься.

3 дорога. Вправо пойдёшь – удачливым станешь.

Много повидаешь, чужие тайны узнаешь,

душой очерствеешь, смеяться разучишься.

(Выбор дорог, осмысление выбранного).

В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.

Анализ жизненных ситуаций.

(Вскрывается 1 пакет)

Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и дамский зонтик. Дети взяли найденное и быстро побежали домой.

Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.- Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения.

Почему дети так поступили?

Как бы поступили вы?

(Вскрывается 2 пакет)

В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В палате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной - нет. Вечером перед сном девочки жевали различные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Что, по-вашему, испытывала девочка, оставшаяся без гостинцев?

(Вскрывается 3 пакет)

Таня с Машей дружили. У Тани тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их однокласснице - Наташе. В разговоре Маша и Наташа, рассказывая о разных случаях, завели разговор о болезнях. Таня попросила их прекратить разговор, но те отмахнулись. Таня ушла, а ночью долго плакала.

Что можете сказать об услышанном?

(Ученик читает стихотворение)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

(Вскрывается 4 пакет)

Давайте разберём следующие ситуации. Как поступили бы вы?

1.Твой друг не сделал домашнего задания и просит твою тетрадь, чтобы списать.

2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3.Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнали все, в том числе, и ты.

4.Твой друг предлагает тебе плохо поступить.

Что укрепляет дружбу?

Вывод:

Только взаимная помощь в учёбе, взаимовыручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя получается ЧТО-ТО лучше, нужно научить этому своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

(Под музыкальное сопровождение класс исполняет песню «Настоящий друг.»

(Вскрывается 5 пакет)

На прошлом занятии вы отвечали на вопросы анкеты:

1.Какие качества характера тебе нравятся?

2.Мне трудно простить….,потому что…

3.Если я встречусь со злом, то…

(Разбор ответов на поставленные вопросы.)

«Мы входим в жизнь с желанием познать его. Мы входим в него такой, каким создало его человечество. Но теперь от нас зависит, каким он будет для других поколений» ()

(Вскрывается 6 пакет . С учащимися проводится игра).

Вы все знаете игру «Садовник». Мы проведём её немного по-другому. Игра проходит следующим образом.

Я- ищущий ведущий.

Ищу я в классной гуще,

Ищу и выбираю лишь то, что уважаю.

А уважаю я …

(Ребята в руках держат обведённые «ручки». Называют имя своего одноклассника. На «руке» написаны качества характера, присущие этому однокласснику. После прочтения ребята обмениваются «ручками».

Как важно внимательно оглядываться вокруг. Ведь всюду люди. О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других - отрицательное, хорошо сказал в одном из своих стихотворений:

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

Вот человек. Что скажешь ты о нём?-

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

О чём говорится в стихотворении?

Русский писатель М. Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Именно с этих позиций давайте и будем смотреть друг на друга. Старайтесь объективно оценивать другого человека, ориентируясь на хорошее.

(Презентация. Фоном звучит песня «Человек человеку – друг»).

Человек - человеку друг? Друг!

Человек - человеку брат? Брат!

Ну, а как же так вышло просто так,

Что попал человек впросак?

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся часто зря? Зря!

Но должны мы однажды всегда везде

Человеку помочь в беде!

В жизни много бывает верных друзей,

И с друзьями на свете жить веселей.

Ну а если твой друг попал впросак,

Помоги ему просто так!

Чему учит эта песня?

Как понимаете выражение: помоги ему просто так?

(Вскрывается 7 пакет)

Существует много законов дружбы. Давайте назовём законы, по которым живёт наш класс. (В презентации - последний слайд).

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Вот и подошёл к концу наш урок. Это был очень серьёзный разговор о мире человеческих отношений, о дружбе.

Каким должен быть настоящий друг?

Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Пусть и у вас будут настоящие верные друзья. Дорожите их мнением, берегите их.

Классный час

Тема:Мир человеческих отношений

Задачи:Способствовать формированиючувства сопричастности, личной ответственности за всё происходяшее вокрун. Воспитыать нравственные качества через анализ предложенных ситуаций. Учить определять своюгражданскуюпозициюв конкретном случае. Содействовать воспитаниюу детей стремления к совместной деятельности.

Оборудовоние:Таблицы со словами, пословицы.

Ход занятия

Вопрос-ситуация -"Мы её били".

В классе происшествие. Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля Фролов. Через несколько минут весь класс был в курсе дела. Второгодник Малышев подошёл к ней с проволочными очками на кончике носа:
-Ну что? Может, поменяемся? Мои заграничные!
По классу пронеслась волна смеха. Валя покраснела и тихо села на своё место.
На уроке пения Валя передала записку: "Убедительно прошу отдать мне очки. Не отдаш- будет хуже! Малышев". Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие прятали ехидные улыбки. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала:
-Смотри! Вот та, очкастая!
-Эй, ты! Четырёхглазая!
Валя растерянно посмотрела на ребёт. Мальчики строили ей рожи, а девочки фыркали в кулаки. Валя выбежала из класса.
-Эй, смотри, не потеряй бинокли!-услышала она.
После уроков у ребят был диспут на тему "Кем я хочу быть?". Многие говорили, что станут космонавтами, лётчиками-испытателями, водолазами…
Наконец я встал и спросил:
-За что вы сегодня обидели Валю?
В классе стало тихо.
-А что? Посмеяться нельзя?-донёсся до меня голос Малышева.
-Мы её не били,-добавил Фролов.
Учитель:
-Как вы думаете, смогут ли ребята из Валиного класса стать космонавтами, водолазами, лётчиками?…
Какие ещё качества, кроме мужества, смелости, силы воли,необходимы человеку любой профессии?
Выбери:
Уважение Эгоизм Взаимопомощь
Глупость Доброта
Как объяснить оправдание ребят, что не били Валю? Вы согласны с этим ответом?
-Своими обидными словами и действиями, а также бездействием причинили ей боль,сравнимую с физической болью. Девочке было очень обидно, что никто, даже подруга, не заступился, не не остановил это безобразие.
Вывод: Обида, нанесённая словом или делом, приносит душевную боль, которая так же страшна, как и физическая.

На доске пословицы:

1. Рана, саблей нанесённая, заживёт; рана, словом причинённая, душу жжёт.
2. Конь вырвется- догониш, а слово, сказанное, не воротиш.
3. Друг познаётся в беде.
4. согласного стада и волк не берёт.
5. Слово не воробей, вылетит не поймаеш.
Дети объясняют смысл выбранных пословиц.
-Какую пословицу надо адресовать Валиному классу, чтобы задумались? (№4)
-Какую пословицу вы бы адресовали Валиной подруге Кате Петренко?
-Хотели бы вы учиться с этими ребятами?
Тема, по которой мы беседуем сегодня, всегда была, и остаётся актуальной, и поэтому она нашла своё отражение не только в пословицах, но и в стихах многих поэтов. У Николая Рыленкова читаем:
На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово- что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Музыкальная пауза:

Дети исполняют песню кота "Если добрый ты".

Дождик босиком по земле прошёл, Слышно, как звенят в небе высоко
Клёны по плечам шлёпая. Солнечных лучей струны.
Если ясный день-это хорошо, Если добрый ты-то всегда легко
А когда наоборот-плохо. А когда наоборот-грустно.
-Какие слова этой песни можно назвать главными? (Ответы детей)
-Подберите противоположные слова к слову "добрый". (Злой)
-Так почему нам стало грустно после прослушивания истории? (Шутка у ребят получилась злая, обидная.)
-Чего не хватает ребятам Валиного класса? (Доброты и настоящей дружбы.)

"Мозговой штурм" (Рассудите поступки детей)

Дима и Саша на перемене подрались. Оба набили друг другу синяки.
Индира поссорилась с родителями из-за того, что они не покупают ей новые джинсы, ушла к подруге, где и просидела до позднего вечера, никого не предупредив.
Мама и папа очень переживали, разыскивая девочку, даже обратились в милицию по поводу её пропажи.
-А к какому разряду мы отнесём случай в Валином классе? (Проступок.)
Как можно и нужно исправить ситуацию? (Извиниться, попросить прощения.)
-Кто это должен сделать? (Малышев и весь класс.)

1. Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?
а) сходить в цирк; б) помочь больному другу; в) купить красивую игрушку.
2. Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней ещё поиграть, но воспитатель зовёт учить уроки. Как ты поступишь?
а) пойдёшь учить уроки; б) сделаешь вид, что не слышишь воспитателя; в) попросишь девочку прийти ещё.
3. Девочке в столовой не хватило стула. Ты?
а) принесёшь ей стул; б) отдашь ей свой стул; в) оставишь без внимания.
4. Во дворе малыши по очереди катались на велосипеде. Тебе тоже очень хочется прокатиться. Как ты поступишь?
а) заберёшь велосипед и будешь кататься; б) дождёшься своей очереди; в) спросишь согласия ребят и дождёшься своей очереди.
В жизни часто повторяются ситуации, которые мы сегодня обсуждали.
Поэтому, если вы поняли, как вести себя в подобных случаях, то будете воспитанными, дружными и интересными людьми. Меня порадовала сегодня ваша активная гражданская позиция, и я желаю вам, чтобы она оставалась такой на протяжении всей жизни. И тогда вы будете достойными гражданами своей Родины.