Зачем нужны дети? Полноценная семья. Приемные дети

Первый вопрос, который важно прояснить супругам еще до момента зачатия, - вопрос мотивации: почему мы хотим ребенка? Зачем нам дети? Как правило, мотивов всегда несколько, и у мужа и жены они могут различаться. Часть мотивов осознается, но многие остаются спрятаны в бессознательном, и помочь их обнаружить может только специалист, используя специальные методики, в том числе опросники. Ответы, построенные на обобщении или категоричном утверждении: «Это же естественно - все нормальные люди хотят» или «Это наша обязанность, так положено, без детей невозможна полноценная семья», с психологической точки зрения свидетельствуют скорее об инфантильности будущих родителей, чем об их готовности к рождению первенца. Почему? Причин много, перечислим некоторые из них.

Во-первых, желание иметь ребенка - это не признак «нормальности» , и далеко не все «нормальные люди» хотят стать родителями, так же как не все стремятся вступить в брак. Есть разные пути и предназначения в жизни (например, монашество), различные возможности и особенности, бывают ситуации, в которых родительство хоть и желанно, но неосуществимо. Поэтому «все» и «нормально» в качестве объяснения здесь не подходит.

Во-вторых, «так положено» - в данном случае ставит под сомнение свободу выбора супругов, а вместе со свободой и ответственность. «Нам велели, мы сделали» - здесь это инфантильная позиция, ведь чтобы полноценно реализовать свое родительство, важно быть личностно зрелым: «Я готов, я могу, я хочу, я выбираю, я отвечаю».

И наконец, в-третьих, полноценность семьи не определяется наличием детей . Так, святые Петр и Феврония, которые почитаются в России как покровители семьи и брака, по преданию, были бездетными. После рождения Иисуса Христа изменилось ветхозаветное отношение к бездетности как к Божьему проклятию и наказанию. Ожидание людьми прихода в мир Мессии сменилось желанием воплотить в своей жизни его заповеди.

Конечно, это прекрасно, когда в семье есть дети, рожденные в любви, и в Библии сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Важно только не забывать и другое: в молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева, на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес» (Цит. по: Основы социальной концепции РПЦ ).

Рождение ребенка - не смысл и не цель брака, но также и не «средство спасения души», как считают те, кто предпочитает ориентироваться в своей жизни на вырванные из контекста цитаты из посланий и высказываний святых отцов.

А еще существует миф о так называемом инстинкте материнства. Развенчивать мифы - дело неблагодарное, но благородное, поэтому рискнем покуситься на «святое». Начнем с определения: основной признак инстинктивного поведения у животных - оно врожденное, осуществляется автоматически, воспроизводится бессознательно, то есть без всякого участия мысли и воли . Но человек - не животное. Предположив наличие у человека инстинктов, мы ставим под сомнение его свободу. Исходя из вышесказанного, первый аргумент «против»: у человека, с точки зрения христианской антропологии, инстинктов нет и быть не может, так как это противоречило бы представлению о личности, созданной Богом по образу и подобию Своему и обладающей свободой, волей и творческим даром.

Конечно, можно сказать, что этот аргумент хорош только для верующих. Но есть и другой, понятный всем: если считать желание иметь детей инстинктивным, как тогда объяснить ситуацию с абортами? Если родительство инстинктивно, абортов не было бы вовсе, а это, к глубочайшему сожалению, не так. Инстинкт - это то, что должно быть у всех «особей данного вида», но тогда почему на сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей? Аборты делают как женщины, не имеющие детей, так и уже родившие и даже многодетные. Одно из объяснений такой удручающей картины: общепринятое отношение к детям как к «предмету желания» («хочу иметь ребенка») предполагает и противоположный полюс - «не хочу иметь ребенка». Как будто жизнь личности можно обсуждать в категориях «иметь - не иметь».

Мы не будем подробно останавливаться на описании деструктивных мотивов рождения детей , лишь перечислим некоторые из них:

Укрепить отношения в семье (привязать к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход);

Вынудить партнера жениться;

Улучшить жилищные условия;

Вынудить родителей смириться с браком;

Родить «для здоровья» («аборт вреден, а беременность омолаживает»);

«родить всем назло», отомстить;

Получить материальную выгоду;

Изменить социальный статус и многое другое.

Такие мотивы разрушительно влияют и на супружеские отношения, и на личность каждого из супругов, и на жизнь и развитие ребенка - надеемся, что это ясно без объяснений.

Итак, все мотивации рождения детей, с нашей точки зрения, можно условно разделить на два типа: «ребенок-объект» (средство ) и «ребенок-субъект» (безусловная ценность ).

«Ребенок-объект», родившись, должен обеспечить своим родителям удовлетворение их психологических потребностей:

В безусловной, беззаветной любви и верности («Взяв ребенка на руки, я в первый раз в жизни ощутил, что кто-то любит меня просто так, ни на кого меня не променяет, и это навсегда!»; «Хоть кто-то меня будет любить»; «Я всегда буду самой лучшей и любимой женщиной для моего сына!»);

В ощущении собственной ценности («Я мать, а мать - это святое!») и полноценности («У меня, как у любого нормального человека, есть дети»);

В смысле собственной жизни («До рождения ребенка я не понимал, зачем живу»; «Если с ребенком что-то случится, мне незачем будет жить»; «Мои дети - главный и единственный смысл моей жизни»);

В самоутверждении («Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю»; «Я для своих детей царь и бог»);

В самореализации («Дети должны добиться всего, о чем мне мечталось»; «Дети - мое продолжение, моя гордость!»; «У моего ребенка должно быть все, чего не было у меня»);

В ощущении себя взрослым и умным («Дети - это вам не игрушки!»; «Не учите меня жить, я теперь сам родитель!»; «Сама сначала роди, а потом будешь мне советы по воспитанию давать!»);

В собственной нужности («Дети всегда будут нуждаться в родителях»; «Куда он без нас денется»; «У меня теперь есть хоть один близкий человек, о котором я смогу заботиться»);

В безопасности и защищенности («Никогда не останусь в одиночестве»; «Будет кому мне в старости стакан воды принести»).

Получается, что у будущих родителей есть какой-то дефицит, какие-то неудовлетворенные желания, амбиции, страхи, с которыми они надеются справиться при помощи ребенка, и малыш, еще не родившись, уже что-то им должен . Неадекватные ожидания, возложенные на ребенка, не могут оправдаться по определению - они ведь изначально строятся на ложных идеях. Хотя «народная мудрость» с нами бы здесь поспорила, ведь фразы, которые мы приводили в качестве примеров, взяты из жизни и для многих звучат естественно, их правильность не вызывает сомнений. Но в данном случае это голос не мудрости, а «народной» глупости, так как все вышеописанные высказывания - пример эгоизма, эгоцентризма, личностной незрелости, а не взрослой родительской позиции (простите, если кто-то в этих примерах узнал себя).

Когда ребенок выступает не в роли объекта, а воспринимается родителями как субъект, как личность, отношения с ним выстраиваются на совершенно иных основаниях. Акцент ставится уже не на ожиданиях от ребенка, что он что-то даст родителям (или от чего-то избавит), но, напротив, в центре внимания оказывается способность родителей удовлетворить потребности малыша . В «сказке про норму» предполагается, что к моменту готовности супругов стать родителями у них уже есть эмоциональный и личностный «прожиточный минимум»: ощущение безусловной ценности собственной личности и жизни; осознанный смысл своей жизни; адекватная самооценка; честное знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ограничений (поэтому они не нуждаются в неограниченной власти над ребенком для самоутверждения); разнообразные способы самореализации, принятие себя, других людей и жизни во всей полноте; смелость перед непредсказуемостью и неопределенностью будущего.

То есть это двое взрослых людей.

Прочитав этот список, кто-то удивится: если у меня все это есть, я живу полноценной и интересной жизнью, зачем мне тогда ребенок? И это самое важное: не ребенок нужен родителям, а родители нужны ребенку, не малыш должен оправдывать ожидания взрослых, а взрослые должны иметь достаточный ресурс (и физический, и психологический) для удовлетворения всех основных нужд и желаний ребенка.

Когда у родителей избыток сил и взаимной любви, радости и они готовы щедро этим делиться, от всей души дарить свое богатство, тогда у их ребенка есть шанс почувствовать себя субъектом, ценной личностью, достойной безусловной любви и заботы.

Но в сознании многих современных людей детско-родительские отношения перевернуты, увы, с ног на голову. Как прекрасно было бы, если бы дети рождались от избытка родительской любви и силы, а не для восполнения их ущербности и врачевания комплексов.

Разговор с целью прояснения мотивации рождения ребенка может оказаться не из приятных. Возможно, один из супругов или оба вдруг обнаружат, что психологически совершенно не готовы к появлению младенца. «Так что же теперь - не рожать, а ждать наступления личностной зрелости? А если она до старости не наступит, то так без детей и остаться?» - это типичный вопрос на лекциях, семинарах и консультациях. Ждать или не ждать, сколько ждать и чего - решение принимают только сами супруги, так как это решение лежит в зоне их личной ответственности, и никто не имеет права ни разрешить им, ни запретить. Важно только, чтобы, принимая одно из самых важных и судьбоносных решений в своей жизни - решение о будущем ребенке, - супруги хорошо осознавали свои особенности и ограничения, понимали, какие собственные психологические потребности пока не удовлетворены, и учились находить различные способы их удовлетворения, без привлечения к этой «почетной миссии» детей.

Счастливое, полноценное родительство возможно и у несовершенных родителей (совершенных мы, честно говоря, никогда не видели). Главное, чтобы они не рассчитывали на ребенка как на избавителя от внутриличностных проблем и межличностных конфликтов. При этом дети, безусловно, в некоторой степени влияют и на родительскую самооценку, и на ощущение ценности и осмысленности жизни, и на самореализацию и т. д. и т. п., но не это их главная задача. Каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать собой во всей полноте потенциала, заложенного в него Богом. А уж взрослые просто обязаны позаботиться о создании самых лучших (исходя из своих возможностей) условий для развития личности, которую Господь на время вверил их попечению.

Психологическая готовность к родительству может включать в себя следующее:

Признание величайшего значения рождения нового человека в мир (вместо обесценивающего личность отношения к ребенку как к объекту);

Осознание своей адекватной ответственности за жизнь, здоровье и развитие ребенка (вместо неадекватных гипер- или гипоответственности - «все» или «ничего»);

Способность родителей к проявлению безусловной любви и верности (вместо ожидания получить это от ребенка);

Ощущение и признание безусловной ценности жизни и личности ребенка (вместо желания самоутверждаться за его счет);

Уважение личности и собственного смысла жизни ребенка (вместо того чтобы сделать его смыслом своей жизни или навязать ему свои смыслы);

Способность оказать поддержку ребенку в его самореализации (вместо самореализации за его счет);

Признание права ребенка на самобытность, индивидуальность (вместо игнорирования или отрицания особенностей ребенка и втягивания его в зависимые отношения);

Готовность создавать безопасные и защищенные условия для развития ребенка, заботиться о его нуждах и удовлетворять как физические, так и психологические потребности (вместо того чтобы сделать из ребенка родителя для себя - ожидать от него заботы, внимания, понимания и т. п., как от взрослого).

Непростые требования, но, согласитесь, и задача архисложная и ответственная.

Из новой книги протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой «Жизнь после свадьбы», вышедшей в издательстве «Никея».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения – тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений – дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я – есть! Я - любим!», или как говорили на Руси «Я – есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность – путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это – признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и… сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию - это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства – люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома – наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители – тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это – грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним – возраст присмотра, когда малыш - дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Сколько детей должно быть в семье, чтобы все были счастливы? К сожалению, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Чтобы решить подобную дилемму лично для себя, примите во внимание все жизненные обстоятельства, о которых речь пойдет ниже.

Цветы жизни

Зачем нужны дети? Пожалуй, перед запланированной беременностью следует в первую очередь задать себе этот вопрос. Многие женщины оглядываются на родственников и окружающих, слепо следуют общественному мнению или вовсе специально приводят свою жизнь в соответствие с устаревшими стереотипами. Они заводят детей просто потому, что "так надо", даже не задумываясь о том, сколько физических и эмоциональных сил придется в будущем вложить в ребенка, не говоря уже о финансах. Пары, по какой-либо причине не спешащие обзавестись любимым чадом, становятся настоящей мишенью для близких родственников и коллег: каждый считает своим долгом поинтересоваться: "Когда же?" и напомнить о том, что время уходит, а чреваты бесчисленными рисками и опасностями.

Из крайности в крайность

С другой стороны, семьи, в которых много детей, сталкиваются с нападками другого рода. Мам-героинь нередко презирают за большое число "спиногрызов", если семья живет небогато и не может позволить себе своевременный ремонт жилища или покупку новых детских игрушек. "Цветы жизни" словно превращаются из восхитительных пухлощеких малышей в невыплаченные кредиты, бывшую в чужом употреблении одежду, сношенные кем-то посторонним ботинки и в дешевые сладости вместо модных шоколадных яиц. Люди забывают о том, что полноценная семья - это единство разных, но бесконечно родных душ, а не просто пара обеспеченных или бедных взрослых и стайка их отпрысков.

Каждый выбирает для себя

В последнее время приобрел обширное распространение такой социальный феномен, как чайлдфри - общественное течение, провозглашающее свободное мышление в отношении полноты семьи и отсутствия в ней детей. Чайлдфри зачастую искренне не понимают, зачем нужны дети, и сознательно отказываются от продолжения рода, не желая связывать себе руки и ноги необходимостью присмотра и ухода за маленьким карапузом. Они считают, что людей на земном шаре и так уже слишком много, и без их вклада в пополнение человечества мир запросто обойдется. Приверженцы такого подхода высоко ценят собственную свободу, возможность пойти куда угодно и заняться чем хочется, провести время так, как они считают нужным. Им ни к чему лишние обязательства и бессмысленные, по их мнению, хлопоты. Чайлдфри живут для себя и для близкого человека.

Прямой противоположностью чайлдфри являются и папы. Они даже не задаются вопросом о том, зачем нужны дети, и не мечтают о ребенке определенного пола. Они рожают многочисленных погодок просто потому, что чувствуют в этом свое предназначение, потому что их сердца требуют отдавать много любви, потому что в детях они находят утешение, эмоциональную защиту от внешних переживаний, глубинную надежду на то, что все и всегда будет хорошо. Такое мнение тоже имеет полное право на существование.

Давление извне

Кажется, общество всегда будет недовольным. Если детей нет, то надо их завести. Если ребенок один, ему очень нужен братик или сестричка. Если детей двое, то хорошо бы родить третьего и получить статус многодетной семьи, чтобы пользоваться соответствующими социальными привилегиями. А если детей больше трех... В последнем случае большинство людей переходят от положительных рекомендаций к негативным оценкам и критике.

Когда ребенок один

Между тем никто не задумывается, почему у пары только один ребенок и почему супруги не спешат завести много детей. Зачастую женщины с единственным карапузом входят в число тех, кто однажды пошел на поводу у родственников или общественного мнения и родил сына или дочь только потому, что "так надо". Молодые матери, изначально не готовые к общению с маленьким ребенком, оказались в серьезной стрессовой ситуации, попали под влияние послеродовой депрессии и вынесли из своего первого опыта материнства исключительно негатив и плохие впечатления. Само собой, они не хотят больше иметь детей, так как боятся повторения того кошмара, который они уже однажды пережили. Нет времени поспать, нет сил убрать квартиру, не хватает терпения выслушивать детские крики и лечить малыша от непрекращающихся колик, нет денег на молочную смесь, так как грудное молоко или не пришло, или чересчур рано перегорело... Нет желания жить. Это типичная картина послеродовой депрессии, гарантированной еще до момента зачатия каждой женщине, морально не готовой стать матерью.

Ни братьев, ни сестер

Разумеется, есть и другие причины не заводить более одного ребенка. Для кого-то продолжение рода не является приоритетом в жизни: достаточно общаться с единственным, но бесконечно любимым чадом. Кто-то просто не может благополучно зачать или родить и продолжает бороться со страшным диагнозом "бесплодие" или невыносимой чередой замерших беременностей. Гинекологические заболевания у женщин и нарушения состава спермы у мужчин, финансовые проблемы и неуверенность в завтрашнем дне, не самый счастливый опыт воспитания первенца - это далеко не все причины всерьез задаться вопросом о том, зачем нужны дети, и прийти к выводу о достаточности одного-единственного отпрыска. Стоит ли осуждать людей, пришедших к такому выводу? Стоит ли без конца напоминать им о том, что все еще можно "пойти за вторым"?

Приемные дети

Социальный институт усыновления можно, пожалуй, считать одним из самых удачных. Возможность официально взять под свое крыло чужого ребенка и воспитать его как своего собственного принесла долгожданное счастье тысячам и миллионам бездетных пар. Предпочитают забирать из детских домов новорожденных малышей - "отказников", чтобы ребенок даже не помнил родную мать и считал приемных родителей кровными. Однако и у детей постарше есть шанс обрести счастье в новой семье. Многие из них оказались в приютах после лишения матерей-одиночек родительских прав. Познав на собственном опыте, как тяжело жить с пьющими и жестокими родителями, эти маленькие, но уже далеко не наивные дети не всегда сразу привязываются к добрым и любящим сердцам. И тем не менее, убедившись в существенной разнице в отношении, они нередко сполна возвращают подаренную им любовь и обращаются с новыми родителями гораздо нежнее, чем некоторые юнцы со своими настоящими папой и мамой. Приемные дети, взятые в новую семью в сознательном возрасте, навсегда остаются благодарны тем, кто избавил их от тягот приюта. Каждый может совершить это доброе дело - усыновить оставшегося без присмотра родителей ребенка. Но вначале подумайте: уверены ли вы, что сможете дать ему все то, что дали бы своему кровному чаду?

Пара слов о смысле жизни

Итак, зачем нужны дети? "Чтобы были"? Чтобы удовлетворить собственные материнские и отцовские инстинкты, заложенные природой? Чтобы в будущем вырастить из них достойных людей? Являются ли дети, таким образом, смыслом жизни?

Потрясающий ответ на вопрос "зачем" дал Альберт Эйнштейн. По его мнению, на любой подобный вопрос можно ответить следующим образом: человек поступает так или иначе только потому, что соответствующим поступком, высказыванием или действием он создает чувство удовлетворенности для себя и для других. И действительно, вернемся к первому примеру. Есть социальная необходимость в том, чтобы завести ребенка. Рожая первенца, женщина удовлетворяет, с одной стороны, собственный материнский инстинкт и следует биологически продиктованной нужде в сохранении рода, а с другой - удовлетворяет потребности общества, требующего наличия детей практически в каждой семье. Принцип Эйнштейна легко применим и к любой другой ситуации. Зачем? Чтобы получить ощущение удовлетворенности! Если вам для личного счастья нужны дети, не оглядывайтесь на социальные стереотипы - заводите столько, сколько захотите и сможете себе позволить. Если не нужны - опять-таки, не реагируйте на нападки и претензии окружающих, оставайтесь чайлдфри.

Ведь это только ваш выбор.

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. / Оскар Уайльд

Наверное, у большинства читателей название статьи вызвало недоумение.

Но постарайтесь ответить себе, зачем Вы родили или собираетесь родить ребенка. Думаю, не каждый ответит с ходу, а подумав еще немножко, поймет, что ответ был не совсем честным, и за этим стоит еще много чего личного.

Вопрос рождения ребенка очень сложный, ведь то, с какой целью Вы хотите его родить, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. И поверьте, мотивация Ваших родителей для появления Вас на свет оказывает на Вас и сейчас огромное влияние.

Большинство из Вас ответят, что ребенок -

  • это смысл жизни,
  • продолжение рода,
  • это помощники в старости,
  • это возможность не повторить/исправить собственные ошибки,
  • чтобы передать опыт и знания,
  • чтоб вырастить достойного человека и еще много чего другого.

Получается, что в большинстве случаев ребенок нужен для чего-то, и мало кто воспринимает ребенка как отдельную личность. Ребенок служит контейнером для надежд, желаний, для реализации того, что не смогли мы сами.

Да - это все есть и всегда будет в желаниях родителей, и это нормально!

  • доказательством того, что он/она способны родить,
  • средством для борьбы с одиночеством,
  • единственным способом удержать рядом партнера,
  • выполнить долг перед семьей/обществом.

В таком варианте ребенок воспринимается не как плод любящих людей, а как замена чего-то или способ компенсации/замещения. В таком варианте любые попытки ребенка реализоваться как самостоятельная личность будут либо заведомо обречены на провал, либо даваться с колоссальным трудом.

В норме ребенок растет и учится радоваться, грустить вместе с родителями, в таком варианте его слышат и слушают, родители растут и развиваются вместе с ребенком. В таких семья ребенок - это не долг, не необходимость, он строит свою жизнь, а не несет наш груз притязаний к нему.

Но всегда стоит помнить очень важное правило:
независимо от равных отношений с ребенком, он всегда должен знать и помнить о том, что он ребенок, а Вы - родитель, и у Вас есть свои права и обязанности. Что в доме Вы главный.

Пожалуй, отдельное внимание стоит обратить на желание родителей иметь ребенка определенного пола. Находясь в животике у мамы, например, девочка, слышит и чувствует, как мама с папой хотят мальчика и называют ее мужским именем. Ей уже внутри не комфортно, в таких случаях роды чаще всего бывают затяжными, и ребенок может родиться либо недоношенным (желание вырваться и «вернуть» себе свой пол), либо переношенным (тревога настолько велика, что лучше оставаться внутри как можно дольше).

Конечно, спустя какое-то время родители будут очень любить свою малышку, но для девочки это будет сильная внутриутробная травма. По мере взросления у нее будут возникать проблемы не только с родителями, но и с противоположным полом.

Психологи, работающие при клиниках смены пола, очень часто слышат от своих пациентов рассказы о том, как их родители хотели ребенка противоположного пола. И хотя со временем они говорили о том, что любят своего ребенка, но тело так и осталось для ребенка ненавистным (это не единственная причина смены пола!).

Стоит задуматься, если Вы хотите завести ребенка, так ли Вам важен пол ребенка? Если ребенок действительно не средство для удовлетворения Ваших потребностей, а живой человечек, плоть и кровь Ваша, то стоит говорить ему о том, как Вы ждете то время, когда он придет к Вам. И не стоит ждать только мальчика или только девочку.

Существует еще две, с моей точки зрения, ужасных по отношению к ребенку потребности рожать ребенка.

  1. Первое - ребенок взамен умершего. Чаще рожают взамен (!) умершего своего ребенка, но бывают случаи, когда рожают ребенка «взамен» умершего родственника (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, братья родные и двоюродные).
    Такие дети изначально программируются не как личности, а как замена. На них сваливается нереальная задача стать точной копией. Они чаще других просто не понимают, кто они и зачем появились на свет. Им сложно понять, чего от них хотят окружающие. Либо наоборот - они настолько стараются соответствовать образу, что живут и умирают как тот, кого они заменили.
  2. И второе - это ребенок во спасение уже имеющегося. Как это ни страшно писать, но на сегодняшний день в мировой практике есть случаи, когда рожают ребенка для того, чтобы спасти жизнь уже имеющемуся, пересадив тому орган здорового. Можно ли рассматривать таких людей как психически здоровых, не знаю, но факты имеются.

Очень хочется, чтобы детки появлялись на свет просто потому, что однажды двое людей встретили друг друга, полюбили и решили создать семью, построить гнездо, поддерживать друг друга в горе и радости.

Семья всегда начинается с появлением третьего!
Только появление в доме ребенка делает этот дом по-настоящему живым!
И реализовать себя как родительскую пару мы можем только тогда, когда у нас есть дети!
И очень важно осознавать, зачем Вам нужен ребенок!
Ведь то, что мы вкладываем при зачатии, мы получаем в результате.

Дети - это очень хорошо, но важно ценить их и любить их как отдельные личности!

Пусть в Вашем доме звучит детский смех!

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. / Оскар Уайльд

Наверное, у большинства читателей название статьи вызвало недоумение.

Но постарайтесь ответить себе, зачем Вы родили или собираетесь родить ребенка. Думаю, не каждый ответит с ходу, а подумав еще немножко, поймет, что ответ был не совсем честным, и за этим стоит еще много чего личного.

Вопрос рождения ребенка очень сложный, ведь то, с какой целью Вы хотите его родить, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. И поверьте, мотивация Ваших родителей для появления Вас на свет оказывает на Вас и сейчас огромное влияние.

Большинство из Вас ответят, что ребенок -

  • это смысл жизни,
  • продолжение рода,
  • это помощники в старости,
  • это возможность не повторить/исправить собственные ошибки,
  • чтобы передать опыт и знания,
  • чтоб вырастить достойного человека и еще много чего другого.

Получается, что в большинстве случаев ребенок нужен для чего-то, и мало кто воспринимает ребенка как отдельную личность. Ребенок служит контейнером для надежд, желаний, для реализации того, что не смогли мы сами.

Да - это все есть и всегда будет в желаниях родителей, и это нормально!

  • доказательством того, что он/она способны родить,
  • средством для борьбы с одиночеством,
  • единственным способом удержать рядом партнера,
  • выполнить долг перед семьей/обществом.

В таком варианте ребенок воспринимается не как плод любящих людей, а как замена чего-то или способ компенсации/замещения. В таком варианте любые попытки ребенка реализоваться как самостоятельная личность будут либо заведомо обречены на провал, либо даваться с колоссальным трудом.

В норме ребенок растет и учится радоваться, грустить вместе с родителями, в таком варианте его слышат и слушают, родители растут и развиваются вместе с ребенком. В таких семья ребенок - это не долг, не необходимость, он строит свою жизнь, а не несет наш груз притязаний к нему.

Но всегда стоит помнить очень важное правило:
независимо от равных отношений с ребенком, он всегда должен знать и помнить о том, что он ребенок, а Вы - родитель, и у Вас есть свои права и обязанности. Что в доме Вы главный.

Пожалуй, отдельное внимание стоит обратить на желание родителей иметь ребенка определенного пола. Находясь в животике у мамы, например, девочка, слышит и чувствует, как мама с папой хотят мальчика и называют ее мужским именем. Ей уже внутри не комфортно, в таких случаях роды чаще всего бывают затяжными, и ребенок может родиться либо недоношенным (желание вырваться и «вернуть» себе свой пол), либо переношенным (тревога настолько велика, что лучше оставаться внутри как можно дольше).

Конечно, спустя какое-то время родители будут очень любить свою малышку, но для девочки это будет сильная внутриутробная травма. По мере взросления у нее будут возникать проблемы не только с родителями, но и с противоположным полом.

Психологи, работающие при клиниках смены пола, очень часто слышат от своих пациентов рассказы о том, как их родители хотели ребенка противоположного пола. И хотя со временем они говорили о том, что любят своего ребенка, но тело так и осталось для ребенка ненавистным (это не единственная причина смены пола!).

Стоит задуматься, если Вы хотите завести ребенка, так ли Вам важен пол ребенка? Если ребенок действительно не средство для удовлетворения Ваших потребностей, а живой человечек, плоть и кровь Ваша, то стоит говорить ему о том, как Вы ждете то время, когда он придет к Вам. И не стоит ждать только мальчика или только девочку.

Существует еще две, с моей точки зрения, ужасных по отношению к ребенку потребности рожать ребенка.

  1. Первое - ребенок взамен умершего. Чаще рожают взамен (!) умершего своего ребенка, но бывают случаи, когда рожают ребенка «взамен» умершего родственника (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, братья родные и двоюродные).
    Такие дети изначально программируются не как личности, а как замена. На них сваливается нереальная задача стать точной копией. Они чаще других просто не понимают, кто они и зачем появились на свет. Им сложно понять, чего от них хотят окружающие. Либо наоборот - они настолько стараются соответствовать образу, что живут и умирают как тот, кого они заменили.
  2. И второе - это ребенок во спасение уже имеющегося. Как это ни страшно писать, но на сегодняшний день в мировой практике есть случаи, когда рожают ребенка для того, чтобы спасти жизнь уже имеющемуся, пересадив тому орган здорового. Можно ли рассматривать таких людей как психически здоровых, не знаю, но факты имеются.

Очень хочется, чтобы детки появлялись на свет просто потому, что однажды двое людей встретили друг друга, полюбили и решили создать семью, построить гнездо, поддерживать друг друга в горе и радости.

Семья всегда начинается с появлением третьего!
Только появление в доме ребенка делает этот дом по-настоящему живым!
И реализовать себя как родительскую пару мы можем только тогда, когда у нас есть дети!
И очень важно осознавать, зачем Вам нужен ребенок!
Ведь то, что мы вкладываем при зачатии, мы получаем в результате.

Дети - это очень хорошо, но важно ценить их и любить их как отдельные личности!

Пусть в Вашем доме звучит детский смех!