«Я хотела бы смотреть на мир так, как мой ребенок с синдромом Дауна. Особенности взросления детей с синдромом дауна

Журналистка Эмми Сильверман уже 13 лет воспитывает дочь с синдромом Дауна. Подростковый возраст — непростой период для всех, но особенные дети переживают его по‑своему. И у них есть, чему поучиться, пишет Эмми в своей статье.

«Моя тринадцатилетняя дочь Софи родилась с синдромом Дауна. Сейчас она учится в обычной школе, неплохо говорит, но испытывает некоторые трудности, когда нужно что-то делать руками. Ей тяжело писать на бумаге, она до сих пор не умеет завязывать шнурки и ездить на велосипеде, застегивать кнопку на джинсах или пряжку на ремешке босоножка. Но она надевает эти вещи в школу каждый день, потому что очень хочет произвести впечатление на своего бойфренда.

Моя дочь все еще сосет свой большой палец и отказывается мыть волосы, но каждое утро она все равно проводит по полчаса в ванной, накладывая макияж. С равным энтузиазмом она может смотреть мультик про Свинку Пеппу и взрослое вечернее шоу, но ее любимое видео — это ролики на YouTube о том, как выбрать учебники в школу. Даже если до школы еще несколько месяцев — Софи уже готова.


Из всего, что нам пришлось пережить из-за ее диагноза, самым тяжелым оказалось время полового созревания — оно наступило точно по расписанию, и Софии окунулась в него с головой.

Возможно, я воспринимаю это так из-за собственного замедленного развития. Я не помню, чтобы разговаривала с мальчиками до поступления в аспирантуру. Я носила некрасивые блеклые платья и старомодные сандалии, а на школьном выпускном меня пригласил на танец симпатичный мальчик, и я ему отказала.

А теперь сравните меня с Софи. Она не видит никакой проблемы в том, что звонить парню 14 раз подряд даже после того, как он порвал с ней. И она добивается своего! На следующий день после этих звонков она счастливо вздохнула, глядя на телефон: «Сэм пишет. Он любит меня, мы снова вместе».

(Кстати, у Сэма нет синдрома Дауна. Он обычный парень, и я частенько волнуюсь, когда Софи с ним, если, конечно, они не пошли обедать в переполненное людьми кафе).

Старшая сестра Софи, 15-тилетняя Анабель, разделяет мое благоговение. Сама она танцует на пуантах, читает «Илиаду» Гомера, а самое смелым ее решением было надеть розовые кеды вместо белых. В субботу вечером она сидит дома и выпекает печенье, и, вероятно, начнет встречаться с парнями, после 20, как и я.

Мы с Анабель постоянно завидуем способности Софи ориентироваться в социуме так, как мы сами никогда не могли и вряд ли сможем.


Чаще всего Софи засыпает рядом со мной на диване в гостиной. Я смотрю на ее длинные ресницы и спутанные волосы, и удивляюсь, как ей это удается. Софи родилась с пороком сердца, который часто сопровождает синдром Дауна, поэтому на груди у нее гигантский шрам. Она очень гибкая, и может сесть на шпагат в любом месте и в любое время (и делает это). Она часто ведет себя совершенно неприемлемо: может зайти в салон красоты и начать петь песню для других клиентов, каждый раз выбирает, с кем идти на обед в школьную столовую. Ей наплевать, кто и что о ней подумает.

Учителя рассказывают мне, что пока другие дети стесняются, Софии тянет руку, всегда готовая ответит. Однажды я отправила ее няню пошпионить за ней на первой дискотеке. Няня сказала, что Софи была единственной танцующей девушкой, все остальные стояли у стенки и злились, потому что с мальчиками танцевала… Софи. Даже если над ней смеются — она не понимает этого.

Софи видит, чего она хочет — будь то должность в команде школьного самоуправления или первое место в очереди на обед — и добивается этого. А если ей откажут, она будет звонить хоть 14 раз подряд, пока не достигнет цели.

Каждую ночь, после того, как я переношу ее с дивана в спальню, меня не оставляют в покое мысли. Что если она решит, что хочет заняться сексом? Да, ее почти всегда сопровождает кто-то из взрослых, но если у нее возникнет желание, она найдет способ. Что произойдет, когда у них с парнем все станет серьезно? А может, появится кто-то другой?

А потом оказалось, что Софи тоже волнуется. «Мама, я не хочу иметь синдром Дауна», — сказала она мне как-то, когда мы подъехали к нашему любимому китайскому ресторану. Я заглушила мотор, и мы несколько минут сидели в тишине.

Первый раз такой разговор состоялся, когда Софи было 8 лет, и она увидела Специальные Олимпийские игры (проводятся для людей с отклонениями в развитии). До сих пор она никогда не видела такое количество взрослых людей с какими-либо отклонениями. Я думаю, что она испытала культурный шок — и начала задаваться вопросом, принадлежит ли она к их числу. Она упоминала об этом время от времени, и я изо всех сил готовилась к следующему разговору.

«Ты можешь сказать, почему?», — спросила я.

«Нет», — ответила она. «Но я хочу быть похожей на тебя».

Миллион раз я думала о том, как бы мне хотелось оказаться в ее теле, увидеть мир таким, каким его видит Софи. Она ищет хорошее в людях — и находит его. Когда вся остальная часть семьи больше не может выносить моего скупого отца, она по‑прежнему сидит у него на коленях и обнимается с ним. Мне она постоянно говорит, что я выбрала лучшего на свете мужа, а Анабель — что она самая классная сестра. И она права. Она всегда добивается, чего хочет, и я хотела бы дать ей то, о чем она мечтает больше всего. Но я не могу.

Я посмотрела ей в глаза и сказала, что хочу быть похожей на нее, потому что она смелая и настоящая. Она улыбнулась и потянулась обниматься.

Я знаю, что она мне не поверила».

Одной из наиболее частых причин обращения семьи в психологическую консультацию являются проблемы во взаимодействии родителей и детей, которые имеют тенденцию обостряться по достижении ребенком подросткового возраста. Биологическое созревание в пубертате, сопровождающееся резкими и интенсивными изменениями в физической, эмоциональной, когнитивной, социальной сферах бросают вызов ресурсам молодой личности, что приводит к обострению психологических проблем самого подростка и семьи в целом.

Особенности взросления детей с синдромом Дауна

Семьи, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, не являются исключением и тоже проходят «испытание взрослением».

В нашей стране нет единой концепции психологической помощи таким детям . Так, на сегодняшний день только один крупный центр - "Даун Сайд Ап" в Москве - осуществляет поддержку детей с синдромом Дауна до семи лет. Устоявшейся системы дальнейшего психологического сопровождения семей с особенным ребенком в России не существует, что обусловлено, в том числе, недостаточностью теоретической базы по вопросам взросления ребенка-инвалида. Ведь даже в современном обществе вопросы сексуального характера применительно к людям с интеллектуальной и/или физической патологией практически не рассматриваются.

Специалисты-психологи разрабатывают дальнейшую систему психологической помощи семье с ребенком с синдромом Дауна. Так, одним из способов поддержки семьи может являться групповая работа с родителями особенных подростков.

Цель данной статьи - опираясь на опыт групповой работы с родителями подростков с синдромом Дауна, описать основные тревоги и трудности, с которыми сталкиваются семьи в связи с наступлением у ребенка-инвалида полового созревания.

Всякому взрослеющему ребенку необходимо решить серьезные задачи развития, интегрировать все имеющиеся представления о себе в целостную картину самосознания. Важной составляющей самосознания является реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности. Согласно психоаналитическому взгляду на подростковый возраст, это достигается благодаря решению задач психосексуального развития (Михеева Н.Д., Мизинова А.В., 2011, с. 66):

  • Психологическому приспособлению к половой зрелости;
  • «Вторичной индивидуации» - отделению от родителей и отказу от них как от главных объектов любви;
  • Формированию интегрированного чувства себя со стабильным ощущением собственной идентичности;

В случае рождения и воспитания ребенка с врожденными пороками развития решение этих задач в подростковом возрасте часто затруднено. Это, несомненно, связано с особенностями заболевания, например, умственной отсталостью, но так же со способностью семьи обеспечить подростку адекватные психологические условия взросления.

Психологическое приспособление к половой зрелости подразумевает под собой осознание подростком смысла происходящих физических изменений и включение их в схему своего тела. Половое созревание детей с синдромом Дауна намного опережает интеллектуальное развитие, так как, согласно проведенным исследованиям, проходит примерно в тех же временных рамках, что и в норме (http://old.downsideup.org/). Поэтому адекватное решение этой задачи в силу ограничений умственного развития самого подростка осложняется неспособностью родителей принять факт существования сексуальных потребностей у своего ребенка. К тому же, родительская уверенность в растущей самостоятельности ребенка базируется на его способности к автономии, умении строить адекватные социальные отношения. Родители должны научиться держать эмоциональную дистанцию от подростка, постепенно отказавшись от роли, которая подходила зависимому ребенку. (Блос П., 2010г., с. 264). Самостоятельность же ребенка с синдромом Дауна часто сильно ограничена, поэтому мощная симбиотическая связь с ним не позволяет воспринимать его как автономную личность.

Особую тревогу родителей вызывает мастурбация подростка-инвалида. Так, мама 12-летнего подростка с синдромом Дауна запрещает сыну «трогать себя», демонстрируя, в первую очередь, озабоченность не тем, что умственно отсталый ребенок мастурбирует в неприемлемых для этого местах, а тем, что он вообще этим занимается. Мастурбация является для подростка способом овладения своим недавно созревшим телом и взятия на себя ответственности за свои сексуальные желания (Тайсон Ф., Тайсон Р.Л., 1998, с. 82). Однако, проявления сексуальности подростка с синдромом Дауна вызывают у его окружения много противоречивых чувств, которые воплощаются во всемогущих идеях: от «купить девушку своему ребенку» до «провести процедуру химической кастрации». Возможно, эти, на первый взгляд, полярные желания являются отражением сепарационной тревоги родителей, которым спокойнее видеть в своем ребенке «младенца» без сексуальности и не способного самостоятельно удовлетворить имеющиеся потребности.

Для формирования адекватной полоролевой структуры ребенок идентифицирует себя с родителями своего пола, присваивая его личностные черты, систему ценностей, социальные нормы. Среди препятствующих идентификации факторов мальчика с отцом называют большее время контакта матери с ребенком, из-за чего отец может выступать для ребенка менее привлекательным объектом. У мальчика с синдромом Дауна время близкого контакта с матерью гораздо длиннее, чем у детей без патологии, что часто усугубляется фактическим отсутствием отца в жизни ребенка.

Отец (или фигура, его заменяющая) помогает перестроить симбиотические отношения матери и ребенка, способствуя нормальному протеканию процессов сепарации и индивидуации ребенка. Трудности в протекании сепарации, обусловленные отсутствием третьей фигуры, приводят к серьезным эмоциональным проблемам, в том числе к затруднениям в формировании половой идентичности (Тайсон Ф., Тайсон Р.Л., 1998, с. 126).

Мама другого ребенка - 14-летнего мальчика с синдромом Дауна - воспитывает сына одна. Во время групповой встречи она говорила о своем беспокойстве: подросток, проводя все свое время только с мамой, няней и педагогами, начинает проявлять женские качества - зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п. Кроме того, мальчик активно ищет мужскую фигуру для идентификации и часто проявляет интерес к незнакомым молодым людям. Одновременно с переживанием гордости за социальную активность сына, мать пугает его неспособность обезопасить себя от насилия.

Задача отделения от родителей и отказ от них как от главных объектов любви в случае ребенка с дефектами развития трудно разрешима. Сам процесс психологического отделения от родителей становится возможен благодаря новым когнитивным способностям подростка. Умение «взглянуть со стороны» на своих родителей, заметить их недостатки – это следствие развития мышления ребенка. Только пройдя через процесс деидеализации родительских фигур, он будет способен устанавливать «дружеские» отношения с ними и при этом ощущать себя независимым от них (Михеева Н.Д., Мизинова А.В., 2010, с. 69).

Ребенок с отклонениями в развитии становится как будто неспособен к деидеализации из-за умственной отсталости. Между тем, рассказ мамы 13-летней девушки - подростка с синдромом Дауна - свидетельствует об обратном. В последнее время девушка стала грубить матери, настойчиво требуя от нее исполнения всех своих желаний, ругая за неспособность исполнить любой каприз. Появляющийся интерес подростка к противоположному полу, ответная реакция мужчин пугают маму, которая резко одергивает дочь, считая, что та априори не может вызывать мужской интерес из-за своей неполноценности.

В этом примере, наряду с беспокойством о безопасности ребенка, очевидна неготовность родителя к тому, что подросток с синдромом Дауна взрослеет и пробует строить взрослые отношения. Между тем, подростковые любовные отношения, как указывает А.Фрейд, являются важным звеном процесса идентификации, потому что подросток стремится стать очень похожим на новый объект привязанности (Фрейд А., 2010, с.423-426).

В данной статье мы начали размышлять на тему основных тревог, с которыми сталкиваются семьи в связи с наступлением у ребенка-инвалида полового созревания. Одной из психологических причин, затрудняющих протекание подросткового возраста у детей с синдромом Дауна, на наш взгляд, является сильная симбиотическая связь ребенка и родителей, которая не позволяет воспринимать подростка как автономную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей. Часто проблема усугубляется фактическим или ментальным отсутствием третьего в жизни ребенка, что приводит к затруднениям в формировании половой идентичности и усложняет процессы сепарации и индивидуации ребенка. Возможно, умственная отсталость может тормозить процесс отделения подростка с синдромом Дауна от родителей, влияя, в том числе, на процесс деидеализации родительских фигур.

Детальное изучение механизмов психологического отделения подростков от родителей, исследование влияния интеллектуальной патологии на эмоциональную жизнь подростка можно выделить как отдельные исследовательские задачи.

Для цитаты: Данилова Т. Н., Мизинова А. В. Особенности взросления детей с синдромом Дауна//Материалы Международной научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ и ВОСПИТАНИЯ». Москва, 1-2 октября 2011г.

Синдром Дауна – одна из наиболее распространенных и изучаемых хромосомных аномалий. В последние годы эта тема активно обсуждается в Российском обществе, а значит, - перестает быть табуированной и позволяет семьям, имеющим ребенка с особенностями развития, выйти из вынужденной изоляции. На примере первого и самого крупного в нашей стране центра ранней помощи таким детям - Фонда Даунcайд Ап в Москве – постепенно развиваются новые организации, в которых команды разнонаправленных специалистов помогают ребенку с синдромом Дауна максимально реализовать свои возможности, а его семье получить психологическую, социальную и информационную поддержку в дошкольный период жизни ребенка.

Менее освещенным, но от этого не менее актуальным, является вопрос взросления , в том числе, - сексуальности - детей с синдромом Дауна. В период полового созревания , которое, согласно проведенным исследованиям, у подростков с синдромом Дауна проходит примерно в тех же временных рамках, что и у обычного ребенка, родители пытаются найти ответы на свои вопросы: «Как быть с проявлениями сексуальности моего ребенка? Не опасно ли для него вести сексуальную жизнь? Может ли он влюбиться? Способен ли он создать семью?».

Приоткрыть завесу помогает обращение к теме психосексуальности, внутри которой развитие личности рассматривается в тесной связи с развитием чувственной сферы и биологическим развитием человека. Итак, еще со времен Фрейда известно, что психосексуальное развитие любого ребенка начинается с момента его рождения и проходит несколько закономерных стадий. На каждой из этих стадий перед ребенком стоят определенные задачи, решение которых продвигает все его развитие в целом и помогает подготовиться к следующему этапу жизни. Успешность решения этих задач зависит в том числе и от того, насколько ребенку и его ближайшему окружению будут доступны инструменты, с помощью которых возможно адекватное взаимодействие ребенка с окружающим миром и его познание .

Так, в младенчестве, когда все его стремления направлены на достижение состояния удовольствия, качество эмоционального контакта с матерью, возможность адекватного удовлетворения его самых простых, по большей части - биологических потребностей, отвечают за формирование у малыша чувства безопасности и доверия к миру.

Исследователи говорят об особенностях новорожденного с синдромом Дауна, выраженных в разной степени, - апатичность, слабый отклик на улыбку и прикосновения матери, – негативно отражающихся на способности такого ребенка воспринимать ухаживающего взрослого и вообще другого человека в качестве источника удовольствия. Кроме этого, сопутствующие синдрому Дауна соматические заболевания делают неизбежными частые медицинские манипуляции с его телом, в ходе которых механические прикосновения врачей также не приносят удовольствия ребенку. Недостаточность координации движений всех участвующих в кормлении мышц ребенка с синдромом Дауна превращает процесс, призванный приносить удовольствие, в неудовлетворительный - соска легко выскальзывает из ротика ребёнка, он быстро устаёт, и процесс кормления затягивается.

Таким образом, для обретения опыта получения удовольствия от контакта с другим человеком и удовольствия от собственного тела такому младенцу необходимы более сильные положительные стимулы со стороны ухаживающего взрослого.

На следующей стадии, в процессе приучения к горшку, как правило ограниченная способность ребенка с синдромом Дауна анализировать свои внутренние ощущения, выполнять целенаправленную и ориентировочную деятельность лишают его возможности получать полноценное удовольствие от контроля выделительных потребностей и побуждений своего тела. Несмотря на объективные трудности, в этот период важно дать возможность особому ребенку экспериментировать в новой для него области, самостоятельно получая удовольствие от чувства контроля над своим организмом .

В возрасте между двумя и пятью годами у ребенка появляется интерес к различию полов и к половым отношениям, а несколько позже, в старшем дошкольном возрасте, формируются понятия о приемлемом поведении. В силу ограниченности умственного развития ребенок с синдромом Дауна не всегда способен улавливать все тонкости принятого в обществе поло-ролевого поведения .

Обуреваемый любопытством по поводу вопросов различий между полами, он может демонстрировать свое обнаженное тело без ограничения времени и места гораздо дольше, чем его нормально развивающиеся сверстники. Ребенок с синдромом Дауна так же может испытывать трудности с осознанием своего пола и определением пола других людей по внешнему виду. Кроме того, в силу не достаточно развитой самостоятельности, такой ребенок находится под постоянным контролем взрослых; родители, как правило, продолжают нормальные для более раннего возраста манипуляции с его телом – раздевание-одевание, купание и пр. Это может искажать его понимание интимности, стирать для него грань между дозволенным и не принятым в обществе поведением . Исходя из этого, важно терпеливо и настойчиво информировать ребенка о таких понятиях, как родственные связи, разница поколений, социальные роли, а также о допустимых формах близости между людьми.

Развивающийся подросток, сталкиваясь с первыми зрелыми сексуальными побуждениями и фантазиями, способен перенаправить свои сознательные и бессознательные сексуальные импульсы с первых значимых объектов любви – родителей – на сверстников, что дает ему возможность учиться строить нормальные взрослые отношения . Исходя из понимания особенностей развития ребенка с синдромом Дауна, можно предположить, что такой ребенок или подросток может понимать свои сексуализированные желания к родителю противоположного пола слишком конкретно. К тому же его сильно ограниченная самостоятельность продлевает тесные отношения с матерью, которая продолжает участвовать в гигиенических, медицинских манипуляциях с его телом, что вызывает у физически созревшего подростка слишком сильные чувства по отношению к ней. А возможная изоляция от группы сверстников и сложности с налаживанием дружеских отношений уменьшают для молодого человека вероятность найти объект эротической привязанности вне семьи.

Возможно допустить, что вкупе все эти факторы - конкретное мышление, продолжающиеся близкие отношения с матерью, ограниченные контакты со сверстниками - делают возможным тот факт, что молодой человек с синдромом Дауна начинает воспринимать мать как эротический объект. И если в раннем возрасте ухаживания ребенка умиляют взрослого, то сексуальный интерес со стороны созревшего подростка является пугающим.

Мы уже отметили, что ребенок с интеллектуальной патологией зачастую имеет размытое представление об интимных частях жизни. Это может приводить к появлению, например, характерного для подростка с синдромом Дауна поведения - публичной мастурбации, которая часто приводит невольных свидетелей в состояние замешательства. Между тем, мастурбация любого подростка - адекватный признак начавшихся гормональных изменений и пробуждающегося интереса к половой жизни. Появление признаков сексуальности подростка с особенностями развития может истолковываться родителями как следствие инвалидности ребенка, вызывать тревогу по поводу нежелательной беременности, заражения половыми инфекциями, вероятности сексуального насилия.

В таком деликатном вопросе, как мастурбация, для особого подростка имеет большое значение поддержка родителей и их помощь в организации ему личного пространства. Важно сообщать ребенку о нормальности процесса мастурбации при условии, что он проходит в уединенном интимном пространстве.

Преодолев подростковый возраст, любой человек задумывается о близких интимных отношениях, о создании любовной пары, а потом и семьи. Возможность создания молодым человеком с синдромом Дауна семьи тревожит и его самого, и его близких. Молодые люди с синдромом Дауна предпочитают находиться в одиночестве или строить отношения с кем-либо из взрослого окружения, нежели из сверстников, лишь немногим из них удается завязывать двусторонние дружеские отношения со своими сверстниками и испытывать чувство глубокой взрослой привязанности. Несмотря на то, что люди с синдромом Дауна часто имеют физиологическую возможность вступать в интимные отношения, они, предположительно, неспособны испытывать зрелое сексуальное удовольствие. Возможно, на это влияет недостаточно развитая способность человека с синдромом Дауна одновременно и полноценно использовать анализаторы различных модальностей, получать удовольствие от стимуляции своего тела в той степени, в которой это доступно человеку без особенностей развития. В период построения любовных отношений людям с синдромом Дауна полезно иметь модель принятого в обществе процесса ухаживания и информацию по вопросам, связанным с физической близостью , и, в первую очередь, с эмоциональной связью между партнерами.

Таким образом, мы видим, что взросление человека с синдромом Дауна и его сексуальное развитие имеет свою специфику. Можно говорить о трудностях в достижении таким человеком зрелой стадии психосексуального развития, признаком которого является способность к получению зрелого сексуального удовольствия в рамках эмоционально глубоких отношений с другим человеком. Также можно отметить, что степень достигнутого развития сексуальности ребенка с синдромом Дауна зависит как от присущих только ему черт эмоционального, когнитивного и телесного развития, так и от умения родителей стимулировать психосексуальное развитие своего особого ребенка в правильном, соответствующем норме направлении.

Статья подготовлена по материалам, предоставленным Центром Психотерапии и Психологического Сопровождения Доктора Бабина :

  1. Данилова Т. Н., Мизинова А. В. Чувствую – значит существую: особенности психосексуального развития человека с синдромом Дауна // Синдром Дауна XXI век. 2011. №2. – C. 22-27
  2. Данилова Т. Н., Мизинова А. В. Особенности взросления детей с синдромом Дауна//Материалы Международной научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ и ВОСПИТАНИЯ». Москва, 1-2 октября 2011г.

У людей с синдромом Дауна часто отмечается слабая или средняя степень умственной отсталости. Это становится причиной задержки в развитии и вызывает чрезмерную восприимчивость к оскорблениям, упрёкам и другим видам психологического воздействия. Кроме этого, у них возможны психические расстройства и депрессия. Всех этих проблем можно избежать, если вы будете помогать ребёнку поверить в себя и научите его как правильно повести себя в сложной ситуации. Вам необходимо знать, с какими трудностями прийдётся ещё столкнуться по мере того, как ребёнок с таким синдромом будет расти. Возможны следующие проблемы:

Сложности в поддержании личной гигиены

Ситуация становится более острой, когда ребёнок достигает подросткового возраста. Вы можете помогать ему и приучать следить за собой каждый день. Объясняйте, зачем необходимо принимать душ или ванну и использовать дезодорант. Гигиена играет важную роль при общении с людьми, особенно когда ребёнок превращается в подростка.

Сексуальное надругательство

Подростки с синдромом Дауна начинают испытывать влечение к противоположному полу в то же время, что и их здоровые сверстники. Однако, в отличие от своих одногодок, их представление о физической близости немного размыто, и поэтому им угрожает опасность быть осквернёнными в сексуальном плане. Также, они просто могут не догадываться, что их хотят использовать. Родители в этот период развития ребёнка должны быть очень бдительными. Они должны научить его как распознать опасную ситуацию и как правильно себя в ней вести. Посоветуйте не ходить одному в тёмное время суток, а если так получилось – расскажите что отвечать незнакомцам и когда можно рассказывать о себе (называть имя, фамилию и адрес).

Сексуальная жизнь и беременность

Подростки с синдромом Дауна так же, как и их сверстники, испытывают сексуальное влечение и чувства к противоположному полу. На доступном уровне постарайтесь объяснить ребёнку, что такое половая жизнь. В разговоре должны затрагиваться темы любви, взаимопомощи, доброты и дружбы.

Психологические проблемы

В переходном возрасте у подростков с синдромом Дауна отмечается больше проблем психологического характера, чем у их здоровых сверстников. Им сложнее контролировать свои чувства и эмоции, поэтому у них возможны частые депрессии и эмоциональные расстройства. Иногда, чтобы справиться с таким состоянием подростки и взрослые с синдромом Дауна могут разговаривать сами с собой. Со стороны это похоже на психологическое расстройство, однако таким людям может помочь. Обычно такое поведение не является поводом для беспокойства. Хотя, если вы услышите в разговоре слова самоунижения или самоненавистничества, необходимо приглашать соответствующего специалиста. В таком случае помогает консультирование или лечение лекарственными препаратами.

---> Рекомендуем прочесть .
Кроме того, предлагаем вашему вниманию перевод следующей статьи автора Bonnie J. Patterson, д.м.н., National Down Syndrome Society, о проблемах поведения детей с синдромом Дауна.

Помочь маленькому человеку решить свои внутренние проблемы может признанный метод - песочная терапия. Добавлена новая страничка - полезная игра с песком

Вопрос: Чем поведение детей с синдромом Дауна отличается от поведения обычных детей?
Ответ: Оно отличается не так уж сильно; определенные стадии развития могут начинаться позже и длиться дольше. Например, проявления характера с истерикой обычно свойственны двух- и трехлеткам. А ребенок с синдромом Дауна может начать проявлять таким образом характер в 3-4 года. Само поведение чаще не отличается, и поэтому можно применять те же методы воспитания, что и с обычными детьми. Важно учитывать уровень развития ребенка, рассматривать проблемы поведения в связи с его уровнем развития, а не в связи с его хронологическим возрастом в годах и месяцах. Также важно учитывать, как ребенок владеет языком и сколько он понимает. Многие проблемы в поведении детей с СД связаны с тем, что ребенок не может общаться, не может выразить свои потребности и, естественно, начинает из-за этого злиться или расстраиваться.

Вопрос: С чем обычно приходится сталкиваться при воспитании детей с синдромом Дауна?
Ответ: Мне часто задают вопросы о сценах с проявлением характера, свойственных любому обычному ребенку. Поскольку ребенок с СД обычно не так хорошо может объяснить, что ему нужно, с ним труднее справиться, особенно в общественных местах.
Также родителей волнует проблема приучения к туалету, поскольку обычно дети с синдромом Дауна приучаются к этому несколько позже обычных детей.
Родителей детей с синдромом Дауна также часто беспокоит следующая проблема: дети уходят, не потому, что они хотят сбежать из дома или обиделись, а просто потому, что им хочется исследовать окружающий мир. Родители говорят, что их шести-семилетки уходят без спроса из дома, к соседям или куда-нибудь дальше по дороге, - родителей это очень пугает. Могут потребоваться крепкие замки, сигнализация. Это очень распространенная проблема у детей с СД.
Ребенок с СД может кидаться на землю, если он не хочет чего-то делать. Это может происходить дома, в школе, в магазине, посреди улицы. Ребенок не сходит с ума, он просто пытается так сказать, что он не хочет куда-то идти или не хочет чего-то делать. Это может быть в любом возрасте. 2-3-летних детей легко взять на руки и унести, но 9-10-летку уже так просто с места не сдвинешь. Посреди улицы это может быть даже опасно.

Вопрос: А какими проблемами проявляют себя подростки и взрослые с синдромом Дауна?
Ответ: Часто такие проблемы обусловлены подавляемыми импульсами и замкнутостью в себе. Люди не хотят выполнять свою работу или участвовать в какой-то деятельности, у них может быть нарушен сон. Их могут расстроить происходящие в жизни перемены: смена работы, окончание школы, замужество сестры (женитьба брата) и так далее. Они могут понимать, что им бы тоже пора начинать свою жизнь, а они так и живут с родителями. Также могут возникнуть проблемы, связанные с сексуальностью и неусвоенными навыками общения.

Вопрос: Как родителям решать проблемы с поведением, возникающие у их ребенка с синдромом Дауна?
Ответ: Первым делом необходимо исключить возможные медицинские причины проблемы. Например, ребенок может начать хуже слышать и хуже видеть, у него могут быть проблемы со щитовидной железой, апноэ (задержка дыхания во сне, проявляющаяся днем в плохом поведении ребенка) или непереносимость белка (целиакия, глютеновая болезнь). Все эти заболевания могут сказаться на поведении ребенка. Если вы исключили проблемы со здоровьем, проанализируйте факторы стресса в жизни ребенка: какие перемены произошли в его жизни, не родился ли братик, не вышла ли замуж старшая сестра, не разводятся ли родители и так далее.
Теперь можно разрабатывать план, как бороться с нежелательным поведением ребенка. проанализируйте: после чего возникает нежелательное поведение? какие у него последствия? Обратите внимание на положительные и отрицательные последствия (например, вы уделили внимание ребенку, если он впал в истерику, - для него это положительное подкрепление). Обязательно подкрепляйте положительным опытом желательное поведение ребенка. Мы часто забываем это делать, принимаем хорошее поведение как должное. Когда ребенок ведет себя хорошо, мы решаем заняться мытьем посуды или стиркой. Следует хвалить ребенка за хорошее поведение, подкреплять именно хорошее, а не плохое, поведение.
Истерики и прочие активные проявления - чаще всего работа «на публику» с целью привлечь внимание.
Не забывайте, конечно, и о негативных последствиях плохого поведения: временной изоляции ребенка («тайм-аут») или лишении каких-то поощрений.
Для маленького ребенка особенно важно, чтобы наказание, если уж его решили наказать, следовало непосредственно за проступком. Малышу трудно бывает извлечь урок - ему трудно понять, за что его наказали, когда он уже забыл, что плохо себя вел.

Вопрос: Что бы вы посоветовали родителям, которым трудно справиться с ребенком?
Ответ: Я бы посоветовала не браться за все разнообразные проступки за один раз. Например, приводят ко мне ребенка и говорят: у него истерики, вечерами его не уложить в постель, он вызывает у себя рвоту и так далее. Это 5 или 6 разных проблем, но нужно сначала сосредоточиться на чем-то одном. Когда родители разрабатывают успешную тактику реагирования в случае одного вида проступков, они часто обнаруживают, что эта тактика работает и в других случаях.

ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА - ТЕ ЖЕ, ЧТО И ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ БЕЗ СИНДРОМА. Определенные стадии развития могут начинаться позже и длиться дольше. Если родителям нужна помощь, они могут обратиться за советом к педиатру, психологу, специалистам из специальных организаций, работающих с людьми с синдромом Дауна.