Встречаем белый месяц. Сагаалган и Икэнипкэ

Визуально вся центральная трибуна главной крытой спортивной арены Бурятии была заполнена зрителями. Это жители столицы республики, представители самой многочисленной этнической группы бурятского народа - хори-бурят, члены землячеств Хоринского, Кижингинского, Еравнинского, Баунтовского, Заиграевского, Мухоршибирского, Бичурского районов Бурятии, гости из Агинского Бурятского округа Забайкальского края, восточных аймаков Монголии, шэнэхэнские буряты из Китая.

на фото: оркестр бурятских народных инструментов Государственного театра песни и танца “Байкал”

на фото: организаторы хори-бурятского Сагаалгана заявляют о 1200-1300 гостях, присутствовавших на этом празднике

Среди гостей множество известных в Бурятии и за ее пределами людей, политиков, деятелей культуры и искусства.

Замечен выходец из Хоринского района, бывший министр образования и науки Бурятии, а ныне депутат Государственной думы России Алдар Дамдинов. Он пришел на мероприятие в стилизованном восточном френче черного цвета, отказался от статуса почетного гостя, вместе с обычными гостями приобрел билет на праздник и участвовал в нем, находясь в самой гуще народа на трибуне и дружески общаясь со всеми - знакомыми и незнакомыми.

Другой известный политик и бизнесмен, депутат Народного Хурала Бато Семенов, выходец из Мухоршибирского район, в своем выступлении сказал, что совершившееся уже объединение хори-бурят, которые с прошлого года отмечают бурятский Новый год вместе (а не по районным землячествам, как прежде), является основой для будущего объединения всех этнических групп бурят.

на фото: выступление депутата Народного Хурала Бато Семенова

Присутствовавший на празднике председатель Народного Хурала Бурятии Цырен-Даши Доржиев (представитель Еравнинского района) на этот раз был одет в костюм с галстуком. В отличие от прошлого года он вел себя подчеркнуто официально, в народной забаве "разбивание бараньей кости" не участвовал и на получение призов от торговой сети “Абсолют” и ОАО “Молоко” не претендовал.

на фото: председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев и другие почетные гости

Среди почетных гостей праздника оказалась целая делегация хонгодоров (другой этнической группы бурят) из Тунки во главе с председателем районного Совета депутатов Аламжи Сыреновым. Последний, как известно, в прошлом году выступил инициатором возведения на территории России (в Тункинском районе Бурятии) грандиозного памятника прародительнице монголов, хори-туматской царице Алан-гоа, являющейся символом единения всех монгольских народов.

на фото: делегация из Тункинского района и Аламжи Сыренов, инициатор строительства памятника царице Алан-Гоа

Праздничное представление, режиссером которого, как и в прошлом году, выступил директор Бурятского государственного театра песни и танца "Байкал" Дандар Бадлуев, включало в себя выступление артистов театра и других мастеров бурятского искусства, народные игры, юроолы - благопожелания гостей.

на фото: генеральный директор ИД “Информполис” Соелма Дагаева продемонстрировала свои возможности выступать на бурятском языке и новое платье в восточном стиле

на фото: праздничная концерная программа хори-бурятского Сагаалгана

Особенно тепло зрители приняли танцевальный номер "Танец лебедей" театра "Байкал", посвященный Хун-Шубуун (царевне-лебеди, прародительнице хори-бурят и хонгодоров). Этот номер недавно с успехом демонстрировался в благотворительном балу в знаменитом Дрезденской оперном театре, где в очередной раз театр “Байкал” прославил бурятское искусство в Европе.

на видео: “Танец лебедей” в Дрезденской опере

Завершила концертную праздничную программу звезда бурятской эстрады Мэдэгма Доржиева.

Спонсорами проведения праздника “Хори-бурятский Сагаалган-2017” выступили депутат Госдумы России Алдар Дамдинов, руководитель Шэнэхэнского землячества Дашицырен, предприниматель Баатаржаб Бальжинимаев, депутат Народного Хурала Бурятии Аркадий Дамдинов, а также телеведущий и главный редактор газеты “Улан-Удэ - город добрых традиций” Батодалай Багдаев.

Празднование Сагаалгана, фото с сайта Центра культуры коренных народов Прибайкалья,etno.pribaikal.ru


В целом в интернациональной семье жителей Иркутска и области Новый год по лунному календарю почитают и встречают многие. Сагаалган — праздник Белого месяца является символом обновления человека и природы, а его идеалы мира, добрососедства, уважения к старшим разделяют представители всех национальностей.
Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. В отличие от нашего обычного Нового года, который мы празднуем в полночь с 31 декабря на 1 января, Сагаалган наступает рано утром, сразу с восходом солнца.
На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло.

Перекликается с русскими обычаями празднования Нового года, не так ли? Мы тоже генералим, избавляемся от ветхого, сломанного, старого и ненужного.

Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют, а на рассвете приветствуют Солнце и Вечно синее небо.
Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Палдэн Лхамо, покровительница Тибета, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Если кто-то проспит, то не будет учтен божеством и соответственно упускает свою удачу на целый год.

Может быть русская пословица: «Кто рано встает, тому Бог подает» родилась неспроста?

По правилам встречи Сагаалгана нужно сначала представиться Солнцу и поблагодарить за благополучно закончившийся год. Благодарность включает в себя не только теплые слова признательности, но и подношения (угощения) для духов. Это может быть молоко, сладости, чай, водка.
Затем нужно представить Солнцу и Вечно синему небу, а также духам, которым поклоняется человек, всех членов своей семьи. Только после этого просить то, что желаете на следующий год. В основном это благополучие семье и здоровья всем родным и близким.

Празднование Сагаалгана, фото администрации Агинского округа, aginskoe.ru


Шаман, который вел лекцию о традициях празднования белого месяца, рассказал, что из пожеланий бурят в Сагаалган обычно встречаются такие как здоровье скоту, хорошего урожая, процветание семейному делу, встреча со своей второй половинкой, рождение детей.
Как оказалось, мечты у всех народностей одинаковые.

В первый день Сагаалгана в гости не ходят. Этот день проводят исключительно в семейном кругу.
На первый план выступают такие общечеловеческие ценности как почитание старших и уважение друг к другу, укрепление семьи, приобщение молодёжи к культурному наследию своих предков. Эту, казалась бы простую народную философию, праздник передает из поколения в поколение.
Например, в церемонии преподношения друг другу подарков первыми поздравлять и дарить подарки идут самые младшие в роду. То есть дети идут к родителям, родители к своим родителям и т.д. В этом заключается знак уважения и почтения к старшим. Родители, приняв поздравления и подарки от своих детей, поздравляют в ответ всех по старшинству, при этом сначала поздравляют мужчин (мальчиков), а затем женщин (девочек).
Значение придается самому посылу подарка, тогда как его форма, дороговизна, престижность значение не имеют. В ритуале обмена подарками главное — внимание.

В остальные дни празднования Сагаалгана принято ходить по гостям и потчевать гостей у себя дома. Чем больше гостей в период празднования посетит дом, и чем богаче будет стол, тем удачливее и сытнее будет наступивший год.


В традиции бурят есть такое правило – ни когда не отвечать на вопрос «как дела?», «как жизнь?», что «все плохо». К примеру, когда спрашивают бурята: «Как дела?» Он ответить обязательно, что «все хорошо», или что «все потихоньку». Но никогда не ответить – «все плохо», «денег нет», «депрессия», «невезуха».
Если даже на самом деле дела у него не важные, он ответит:
— «Как скот?»
– «Растет потихоньку» (даже если у него падеж).
— «Жиреют коровы?»
– «Есть немного, кормим, стараемся» (даже если был засушливый год и нечем кормить скотину).

Хорошая традиция, ведь мысль материальна)

В древние времена у бурят не было принято запоминать свои дни рождения, а отмечать их – тем более. С наступлением Белого месяца каждый бурят прибавлял себе год. При этом год считались от года зачатия, а не от года рождения. То есть, например, вам сейчас 30 лет и + год в животе у матери, то есть – 31 год.
Даже если вы родились накануне Сагаалгана, то в древние времена вам прибавили бы год и + год в животе, таким образом, месячному ребенку могло быть 2 года.
Также поступали с возрастом скота. Всем коровам, лошадям, свиньям, баранам наступлением Сагаалгана прибавляли 1 год с.
Говорят, что и сейчас в некоторых деревнях этот обычай до сих пор соблюдается.

Статьи о путешествиях по Бурятии:
*
*
*

Почти весь мир привык встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Как правило, его отмечают в кругу семьи или друзей, наряжают ёлку, накрывают большой праздничный стол и ждут наступления полуночи, когда один год сменится другим. Однако некоторые народы мира исторически отмечали его совсем в другое время и даже сейчас кроме календарного праздника отмечают свой национальный Новый год.

Как и когда встречают смену года коренные народы Бурятии, разбирался корреспондент «АиФ-Бурятия».

Когда распускается берёзовый лист

Эвенкийским праздником Нового года можно считать летний праздник Икэнипкэ. Как рассказала Надежда Шеметова, глава государственного республиканского центра эвенкийской культуры «Арун» , он наступает в конце весны - начале лета, когда на землях, где веками живут эвенки, распускается берёзовый лист. Он знаменует собой пробуждение природы, и её обновление становится точкой отсчёта Нового года. В этот день проводятся традиционные обряды, и Духам преподносят угощения - конфеты, готовое мясо, хлеб, молоко и другие продукты.

На даты календарного нового года, а также на декабрь и январь у эвенков не выпадает праздников. Ближайший к ним - это ноябрьский праздник первого снега. С ним всегда был связан образ Тугэни Энёкен - Матушки-Зимы: красивой зрелой женщины, одетой в традиционный эвенкийский наряд, отороченный белым мехом. Она была связана в первую очередь не с людьми, а с природой. Время, когда первый снег покрывал землю, и Тугэни Энёкен вступала в свои права, считалось праздником, а также лучшим временем для охоты.

Теперь же у образа Тугэни Энёкен появилась новая трактовка. «В последние 15-20 лет приход Матушки-Зимы стали связывать не только с праздником первого снега, но и с календарным Новым годом, - рассказывает Надежда Егоровна. - В какой-то мере использование её образа в эти дни искусственно, ведь исторически она с ним связана не была». Впрочем, детям Тугэни Энёкен очень полюбилась, и теперь она появляется на празднике, не заменяя Деда Мороза и Снегурочку, а являясь третьим, чисто эвенкийским персонажем. Она играет с детьми в игры, загадывает им загадки и угощает сладостями.

«Белый месяц», буддизм и шаманизм

Бурятия - это регион, в котором две религии - шаманизм и буддизм - не только уживаются, но ещё и переплетаются так, что появляются общие праздники. К таким относится и самый важный бурятский праздник - Сагаалган или «Праздник белого месяца».

До прихода буддизма буряты отмечали его в день осеннего равноденствия - 22 или 23 сентября. Однако внук Чингисхана хан Хубилай под влиянием новой религии перенёс праздник на конец февраля - начало марта, то есть на Новый год по лунному календарю. Сагаалган знаменует его начало, а «белый месяц» - это первый, «чистый» месяц грядущего года. Он считается в первую очередь семейным праздником. В это время проводится обряд почитания старших, младшие дарят им подарки, а старшие после идут к старейшинам и дарят подарки им.

Кстати, наступает Сагаалган не в полночь, а с восходом солнца. Накануне в доме наводят порядок и избавляются от ненужных вещей. Интересно, что исторически у бурят даже возраст начинали считать только после того, как настанет «белый месяц».

Есть ли у бурят Дед Мороз?

Аналогом привычного новогоднего дедушки с подарками в Бурятии считается Белый Старец Сагаан Убгэн. Только всё же он не Дед Мороз, а религиозный персонаж. Ещё до прихода буддизма он считался покровителем долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода и плодородия. Саган Убгэн повелевал дикими зверьми, домашними животными и даже людьми, а также был владыкой гор, земли и воды. По легендам, когда он появляется, то приносит с собой мир, покой и равновесие в жизнь тех, кто его почитает.

Раньше монгольские народы - а почитают Белого Старца не только буряты - изображали его в роли отшельника с белой бородой, одетого в белые одежды и держащего в руках, посох с головой дракона. За долгие века Саган Убгэн преобразился: теперь старец всё также одет в белую одежду, но уже зимнюю - меховую шапку и белую шубу со стилизованными бурятскими узорами.

Встретить Белого Старца можно только раз в году - в Сагаалган. Его резиденция в этот день располагается в большой юрте этнографического музея народов Забайкалья. Кроме того, она появляется и на центральной площади Улан-Удэ во время празднования прихода «белого месяца». Хоть он и не Дед Мороз, но дети воспринимают его именно так и ждут от него подарков, поэтому он носит с собой небольшую сумку со сладостями. 27 февраля 2017 года наступит новый год по буддийскому календарю — год Красного огненного Петуха.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски — Сагаалган) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

23 февраля, в четверг, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.

24 февраля, в пятницу, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения — Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

25 февраля, в субботу, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал. С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» — бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» — для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер. Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу — символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая душу, потом в ладошках — как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.
26 февраля, воскресенье — день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 — Сахюусан хурал, с 15:00 — молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 27 февраля — торжественный молебен Балдан Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Красного огненного Петуха.

27 февраля, в понедельник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).
В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен — тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 27 февраля по 14 марта.

При этом принято на второй день Сагаалгана, 28 февраля, во вторник, вешать хий морины — совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов — Хий Морин Сан. «Конь ветра удачи» — это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо, 14 марта, во вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 15 марта, среда, будет прочитан Додудба — текст из сутры Праджняпарамиты. 16 марта, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Вы думали, что новогодние праздники уже закончились, можно спокойно выдохнуть и вновь начать свою размеренную жизнь. Но нет. Впереди нас ждут еще одни новогодние праздники. На этот раз по лунному календарю, которые тоже празднуются с размахом. Принято считать, что “лунный” Новый год это исключительно китайский праздник. На самом деле, кроме жителей поднебесной, по лунному календарю отмечают события в Монголии, Вьетнаме, Малайзии и у нас в России. Правда, в нашей стране его отмечают жители нескольких регионов и праздник не является общероссийским. Читайте в Календаре о том, где можно отметить «лунный» Новый год и поучаствовать в уникальных национальных обрядах.


Когда: 26.02.2017

В этом году 26 февраля жители Бурятии встретят самый торжественный и светлый праздник, символизирующий обновление природы и человека, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий - Сагаалган. Согласно местным традициям, Сагаалган знаменует приход весны, с которой и начинается Новый год, но не привычный для нашего понимая. У бурят Новый год означает время, когда прибавляется к возрасту каждого еще один год. Встречается этот праздник обильным столом, на который выставляется только белая пища: молоко, творог, сметана, курунга, кумыс и саламат. Кроме праздничного ужина по традиции устраиваются местные народные забавы и игры. Гости праздника, имеют возможность научиться на специальных мастер-классах художественной обработке войлока, серебра, резьбе по дереву, ручному ткачеству из конского волоса, посмотреть представления местных коллективов и поучаствовать в огромном хороводе "Ёохор-Надаан".

Где: респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, площадь Советов
Когда: 26.02.2017

Сказочный Сагаалган в Бурятии - это специальный туристический международный проект, созданный для того, чтобы показать гостям региона главные особенности бурятской культуры, познакомить с уникальными местными традициями. Главным героем является Белый старец Сагаан Yбгэн - хранитель жизни и долголетия один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Именно он проводит своеобразную экскурсию для туристов в удивительный мир Бурятии: они посещают бурятские, старообрядческие и казачьи этнодеревни, побережье озера Байкал, знакомятся с религиозными объектами буддизма и православия. После экскурсии все участники продолжают празднование Нового года вместе с местными жителями.


Где: респ. Тыва, г. Кызыл, площадь Арата
Когда: 26.02.2017 — 27.02.2017

Встретить необычно Новый год можно приехав в Тыву. Тувинцы празднуют новый год, соблюдая 12-летний цикл, где каждому году соответствует определенный вид животного. Дату Нового года или Шагаа - так его называют тувинцы, исчисляет чурагачы (астролог). Празднуется Шагаа по своему: в саму новогоднюю ночь проводится праздничный молебен, который проводится в храмах. Наутро первого дня тувинцы одеваются в яркие праздничные одежды, собирают на специальные подносы традиционные для этого дня угощения и отправляются на возвышенное место, чтобы принять участие в обряде «сан-салыр» - возжигание священного огня. По приданию, каждому, кто принял участие в обряде, в новом году будут помогать духи и божества, а значит будет и удача. Празднуется Шагаа три дня. В первую очередь, тувинский Новый год это время единения близких людей, важное напоминание о ценности времени и жизни.