Все о развитии ребенка: месяц шестой. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

В 5 месяцев в поликлинике обязателен только осмотр педиатра. Средний вес ребенка 7 кг, рост 64-65см. Средняя прибавка в весе за месяц 800 г, в росте 2,5 см. Спит теперь ребенок примерно 15-16 часов в сутки. Днем 2-3 раза по 1,5-2 часа.

Шестой месяц жизни Особенности развития

На шестом месяце ребенок начинает откликаться на свое имя, пытается подползать к игрушкам, умеет хныкать и радоваться, учится играть с игрушками (стучит ими, перекладывает из одной руки в другую, бросает),

может участвовать в игровых ситуациях, начинает произносить слоги, снимает губами пищу с ложки. Имеются мнения, что если проявить терпение можно выработать у ребенка навыки опрятности (научить ребенка писать в тазик). Похвалитесь в комментариях, у кого получилось?!

Шестой месяц жизни Начинаем ползать

С шестого месяца лучше всего перевести ребенка, во время бодрствования, на одеяло на полу: он получит возможность подползать к игрушкам, а Вы не будете беспокоиться, что ребенок откуда-то упадет. В это время очень полезно стимулировать его к ползанию, для этого раскладывать игрушки так, чтобы они были близко, но рукой ребенок не мог до них дотянуться. Можно иногда подкладывать ладонь под стопы ребенку, чтобы он отталкивался и двигался вперед. Рекомендуются также включать специальные упражнения Если ребенок начинает ползать, не ограничивайте его территорию кроваткой или манежем - пусть осваивает просторы квартиры.

Шестой месяц жизни Пытаемся сидеть

В это же время ребенок проявляет желание сесть. Его тоже обязательно нужно поддержать.

Полезно: когда ребенок лежит на спине вкладывать в ручки ребенка свой большой или указательный палец и слегка потягивать ребенка за ручки вперед (не тянуть, если ребенок не проявляет желания сесть), довести ребенка до положения сидя и оставить в этом положении (пока ребенок сам держится за пальцы), затем плавно опустите свои пальцы, чтобы ребенок снова лег на спинку. Это упражнение полезно включать в ежедневную гимнастику.


Можно сделать для ребенка в коляске или кроватке удобную палочку-держалку, чтобы он мог самостоятельно ухватиться за нее руками из положения на спине, и держась за нее, самостоятельно сесть. Палочка должна быть съемной, чтобы ее можно было убирать. При этом обязательно надо предусмотреть, что ручки у ребенка могут сорваться и он снова окажется на спине, чтобы в этом случае он ни обо что не ударился. У нас ребенок очень любил так садиться, долго сидел, держась за палочку в кровати и издавал радостные звуки, а когда ему надоедало начинал реветь, кто-нибудь приходил и опускал его.

На 6-м месяце можно носить ребенка в сумке кенгуру, это развлекает его, способствует его развитию и при этом мамины руки остаются свободными.

До тех пор пока ребенок не будет самостоятельно садиться и уверенно сидеть нельзя: сажать ребенка, подкладывая под спину подушки, сажать его в коляске, на горшок, ставить в ходунки.

Шестой месяц жизни Первые зубы

К 6-ти месяцам у большинства детей прорезаются 2 первых молочных зуба - нижние центральные резцы. Во время прорезывания зубов может отмечаться повышенное слюноотделение, капризы, плохой сон, снижение аппетита, повышение температуры, нарушения стула. В это время пригодятся специальные игрушки-прорезыватели, которыми ребенку будет удобно тереть десны. Помогают временно снять болезненность десен «Калгель» или «Камистад» это специальные гели для десен, содержащие лидокаин, отличие между ними заключается в дозе лидокаина, в «Камистаде» лидокаина больше, поэтому обезболивающий эффект более выражен.

Шестой месяц жизни Первый прикорм

Прикорм не вводится:

  • во время или сразу после острых заболеваний,
  • перед или сразу после прививки,
  • в период обострения аллергического дерматита, любых хронических заболеваний,
  • одновременно с началом приема новых лекарств.

Первым можно вводить (овощное пюре) или Готовить можно самим или пользоваться готовыми продуктами детского питания.

Правила введения прикорма следующие

  • У малыша обязательно должна быть своя отдельная посуда: тарелка, чашка, ложка.
  • Начинают с введения какого-то одного продукта (один овощ или каша из одного злака, без добавок).
  • Следующий продукт вводят только после привыкания к предыдущему.
  • Вводят прикорм постепенно, начиная с 1-2 чайной ложки, увеличивая объем примерно за 2 недели доводя до нужной по возрасту порции прикорма.
  • Вводят прикорм только с ложки.
  • Начинают с жидкой или полужидкой гомогенной консистенции прикорма, постепенно переходя к более густой, а затем содержащей мягкие кусочки.
  • Прикорм дают всегда в начале кормления, и только потом кормят ребенка грудью или смесью.
  • Новый продукт дают в первой половине дня, чтобы оценить реакцию на него.
  • Обязательно с введением прикорма нужно добавить в рацион ребенка воду (100 мл в сутки).
  • Предлагают прикорм несколько раз подряд, рекомендуется готовить без соли, но если ребенок отказывается есть, можно попробовать посолить блюдо и снова предложить ребенку.
  • Если продукт плохо переносится ребенком, вызывает расстройство стула, повышенное, газообразование, боли в животе - его надо временно исключить из рациона и повторить введение через месяц.

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя двадцать первая

На двадцать первой неделе продолжается интенсив-ный рост плода. И хотя его кожа все еще очень тонкая, под ней уже начинается процесс отложения подкож-ного жира. Кожа плода на этом этапе имеет многочис-ленные складочки и морщинки, но это не те симпа-тичные складочки, которые мы видим у упитанного грудного младенца. Морщинистость кожи плода объ-ясняется тем, что увеличение площади поверхности кожи происходит значительно быстрее, чем отложе-ние под ней жирового слоя. Таким образом, форми-руются как бы излишки кожи, которые и выглядят как складки и морщинки. Но так будет недолго: по-степенно, с каждой последующей неделей, толщина подкожно-жирового слоя будет увеличиваться, скла-дочки - заполняться, а тело плода - приобретать все более округлые очертания.

Поскольку места в матке еще достаточно много, плод все еще может свободно перемещаться в ее по-лости. При этом он произвольно меняет свое поло-жение: может оказаться в положении вниз головой, на некоторое время устроиться поперек полости матки или перевернуться головкой вверх. Движения плода становятся все более энергичными и уверенными. Иногда он может (и это видно при ультразвуковом исследовании) взяться рукой за пуповину и потянуть ее, решительно оттолкнуться рукой или ногой от стенки матки. Такие «кувыркания» длятся периодами по несколько минут, и таких эпизодов может быть от 10 до 15 в течение суток.

Ученые-нейрофизиологи проводили исследование биоэлектрической активности мозга плода через стенку матки (примерно так, как проводят исследование электрокардиограммы плода) и в результате этого исследования установили, что периоды активного бодрствования у плода сменяются периодами более или менее глубокого сна. На долю сна приходится от 16 до 20 часов ежедневно. Причем интересным оказалось то, что у плода существенно отличается структура сна. Так, у взрослого человека соотношение фаз быстрого и медленного сна - 1:4. Во время фаз быстрого сна отмечаются кратковременные мышечные сокращения, учащается сердцебиение и увеличивается частота дыхательных дви-жений, активность мозга возрастает: чело-век видит сновидения. Фаза медленного сна отличается тем, что в эти периоды мышцы полностью расслабляются, сердце бьется медленнее, снижается и частота дыхатель-ных движений: активность мозга становит-ся минимальной. У плода это соотношение равняется 1:1. Невозможно установить, ви-дит плод сны или нет, однако достоверно известно то, что такое соотношение фаз сна необходимо для полноценного развития го-ловного мозга. К концу этой недели развития плод под-растает до 25- 27 см. масса тела его возрас-тает до 380- 400 г.

Неделя двадцать вторая

Двадцать вторая неделя развития характе-ризуется существенным увеличением раз-меров сердца и заметными изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы: ее функциональные возможности совершен-ствуются. Сердце, уже имея свою собствен-ную проводящую систему, образовавшуюся тремя неделями раньше, работает в авто-номном режиме, улучшаются гемодинамические показатели (показатели, характери-зующие силу сердечных сокращений, тонус кровеносных сосудов, способность сердеч-ной мышцы выталкивать кровь из своих по-лостей в артерии и вены).

Совершенствуется также центральная нервная система плода. К этому сроку его головной мозг уже содержит все те нейро-ны (нервные клетки), которые останутся с ним и во взрослой жизни - то есть пол-ный набор структурных и функциональ-ных единиц. В дальнейшем происходит лишь рост массы мозга за счет увеличения числа связей между нейронами. За шестой месяц масса мозга увеличивается очень существенно. Если на пятом месяце свое-го развития плод имеет мозг массой 20- 25 г, то к концу шестого месяца внутри-утробного развития мозг плода достигает массы 100 г. Таким образом, за этот месяц его масса увеличивается в 4-5 раз! Развитие цен-тральной нервной системы достигает такого уровня, что плод к середине шестого месяца развития начинает интересоваться своим те-лом. Он ощупывает свое лицо, поглаживает одной рукой другую. Эти действия являются отражением совершенствования его чувстви-тельности (плод ощущает положение частей своего тела в пространстве), прогрессирую-щего улучшения координации движений.

Иногда у плода возникает потребность в сосании, тогда он подносит руку к лицу и захватывает ртом большой палец. Эта спо-собность возникла у него еще на пятом ме-сяце развития. Теперь же он может не толь-ко поднести руку к лицу, но и наклонить го-лову к руке.

Продолжают изменяться пропорции тела плода. Если раньше размеры головки плода значительно опережали размеры туловища и конечностей, в последующем размеры го-ловы стали несколько приближаться в про-порциональном отношении к размерам туловища, при этом длина рук соответство-вала размерам туловища, а ноги значитель-но отставали, то теперь длина ног стано-вится достаточно пропорциональной. Ноги плода практически все время находятся в согнутом состоянии, но время от времени он их выпрямляет.

На этом сроке продолжают укрепляться кости за счет протекающих в них процессов окостенения - увеличения в составе кости доли неорганических соединений, отвечаю-щих за прочность и твердость костной ткани. К концу двадцать второй недели полно-стью сформирован позвоночник: он имеет все позвонки, между которыми сформиро-ваны все суставы и связки, удерживающие позвонки в нужном положении. К концу двадцать второй недели длина тела плода составляет около 28 см, а его мас-са достигает 500 г.

Неделя двадцать третья

Лицо плода приобретает все более привыч-ный для нас вид: отчетливо видна форма носа, уши располагаются высоко, на том месте, где они расположены у взрослого человека (на бо-лее ранних сроках развития плода уши его находились значительно ниже, близко к шее), веки полностью сформированы, но почти все время плотно сжаты, есть брови.

Кожа плода на этом этапе развития приобретает ярко-красный цвет (до этого она была прозрачной и бледно-розовой), это связано с тем. что в клетках кожи начинает синтезироваться пигмент, отвечающий за ее цвет в последующем. Подкожная жировая клетчатка продолжает откладываться, но толщина ее по-прежнему ничтожно мала, поэтому плод еще выглядит очень худеньким» и сморщенным. Кожа продолжает выделять защитную смазку, очень обильно расположенную над бровями, за ушами и в естественных складках (шейной, подмышечных, локте-вых, паховых и подколенных).

На этом этапе своего развития плод на-чинает совершать постоянные дыхательные движения с частотой от 50 до 60 в минуту (прежде плод совершал дыхательные движения эпизодически, на протяжении нескольких ми-нут, отдыхая затем в течение более или менее про-должительного времени).

Это очень важный момент в развитии легких плода. Плод продолжает заглатывать околоплодные воды. Поскольку в околоплодных водах содержатся частички защитной смазки, покрывающей кожу плода, то вместе с водами плод заглатывает и их. После того как жидкая часть околоплодных вод всосется в кровеносное русло, в кишечнике плода остается густое вещество черно-зеленого цвета. Это первородный кал - меконий, Цвет его обусловлен тем, что одним из составляющих его является желчь. Количество мекония на этом этапе еще очень мало. Кишечник плода в норме не опорож-няется до момента рождения ребенка. Иногда заглатывание околоплодных вод может вызвать у плода икоту: многие матери ощущают это в виде легких ритмичных «вздрагиваний» на протя-жении нескольких минут.

В процессах кроветворения принимают активное участие такие органы, как печень, селезенка, кост-ный мозг, лимфатические узлы и вилочковая желе-за (тимус), расположенная в верхней части грудной клетки за грудиной. Лимфатические узлы и ти-мус - это органы, отвечающие за выработку лим-фоцитов, клеток иммунной системы, отвечающих за различные стадии защиты организма от проник-новения или распространения в нем возбудителей инфекций. Пока же собственный иммунитет плода еще незрел, защитой ему служат иммуноглобулины (защитные антитела) матери, поступающие в кровь плода через плаценту. К концу этой недели длина тела плода составляет около 29 см, масса его при этом около 510 г: на этой неделе прибавка в весе несущественна.

Неделя двадцать четвертая

На двадцать четвертой неделе развития плод зани-мает практически все пространство полости матки, ему уже становится тесно. Однако он все еще может переворачиваться и менять положение. К этому сроку количество мышечных волокон во всех мышцах тела достигло максимума. Теперь объем мышц будет увеличиваться только за счет роста самого волок на в толщину, а длина мышц будет увеличиваться за счет роста каждого мышечного волокна в длину. Число нервных клеток также достигло своего максимально возможного значения. На шестом месяце развития плода темпы роста головного мозга были рекордно большими. В оставшиеся месяцы головной мозг будет развиваться медленнее.

К концу двадцать четвертой недели развития плод имеет уже практически все органы чувств. Они формировались постепенно, от простого к сложному. Так, на третьем месяце у плода появляется первая кожная чувствительность, затем, в четыре месяца формируется вкусовая чувствительность (плод начинает заглатывать околоплодные воды и чувствует их вкус), на пятом месяце развития плода формируются зачатки вестибулярной чувствительности обеспечивающей равновесие тела в пространстве. К концу пятого месяца завершается созревание слуха, плод начинает реагировать на громкие звуки. Теперь же, к концу шестого месяца, у плода начинает функционировать зрение. Если на живот ма-тери попадает яркий свет, то это вызывает целый комплекс реакций со стороны плода: он крепко зажмуривает веки, совершает отталкивающие движения руками, поворачивает голову, стремясь из-бежать попадания ярких лучей на лицо. Это было установлено экспериментальным путем: на оголен-ный живот беременных направлялся пучок яркого света от лампы, в результате чего при ультразву-ковом исследовании регистрировались описанные особенности поведения плода, однако можно пред-положить, что и в естественных условиях при по-падании на живот матери яркого солнечного света или света от электрической лампы реакция бывает аналогичной.

Развитие слуха в совокупности с развитием голов-ного мозга достигает такого уровня, что плод, при-слушиваясь к звукам внешнего мира, определяет для себя приятные или неприятные звуки и, со-ответственно, по-разному реагирует на них. Если звук плоду неприятен, он проявляет беспокойство бурно двигается, или же, наоборот, испуганно замирает. В том случае, когда услышанные звуки нравятся плоду, он ведет себя спокойно, его движения становятся плавными, мышцы расслабляются, мимика становится спокойной. Учитывая это, все члены семьи должны стре-миться не создавать в окружении беременной из-лишнего шума, не производить резких внезапных звуков, не включать чрезмерно громкую музыку. Напротив, спокойные голоса, приятная, красивая музыка успокаивают плод, вызывают у него положительные эмоции. Важно помнить о том, что начиная с этого сро-ка между матерью и ее будущим ребенком.

устанавливается прочная эмоциональная связь. Если мать испытывает тревогу, тоску, страх или испуг, аналогичные чувства испытывает и плод: он пу-гается, замирает в страхе, беспокойно двигается, как бы не может найти себе места. Эта связь уста-навливается в результате того, что мозг плода уже достаточно зрел для реализации

реакций в от-вет на соответствующие эмоции матери. Эмоцио-нальные реакции матери связаны с выработкой у нее специфических гормонов - гормонов стресса или радости: попадая в кровеносное русло матери, эти гормоны неминуемо оказываются в организ-ме плода, вызывая у него реакции как со стороны сердечно-сосудистой системы (учащение сердцеби-ения, повышение тонуса сосудов), так и со стороны центральной нервной системы. Эта связь существо-вала и прежде, с тех пор, как образовалась плацен-та и установился маточно-плацентарный кровоток, но только теперь центральная нервная система пло-да стала способна воспринимать эту информацию и отвечать на нее. При этом состояние возбужде-ния, связанного с перенесенным испугом, у плода длится на протяжении нескольких часов - гораздо дольше, чем у самой матери. Когда мать спокойна, весела и жизнерадостна, плод развивается в условиях максимально благо-приятных для формирования психики, потому что и сам испытывает аналогичные чувства.

На двадцать четвертой неделе развития плода про-должает формироваться бурая жировая ткань, начало образованию которой было положено на пятом меся-це развития плода. Формирование этой ткани чрез-вычайно важно, так как она отвечает за поддержание постоянной температуры тела новорожденного. Меняется цвет нежных пушковых волос, покры-вающих как голову плода, так и все его тело: они становятся темнее за счет образования красящего пигмента. К концу двадцать четвертой недели развития плод имеет длину 30 см, масса тела его увеличилась до 600 г.

В конце шестого месяца завершается вто-рой триместр беременности, характеризующийся как наиболее спокойный и легкий из всех трех. Однако на протяжении этих недель происходил ряд очень важных событий со стороны развития будущего ребенка. Так, он начинает реагировать на звуковые и световые раздражители, его легкие начинают совершать постоянные дыхательные дви-жения, головной мозг увеличивает свою массу в 5 раз и число нервных клеток в его составе достига-ет «взрослых» значений. Плод начинает проявлять положительные и отрицательные эмоции, что явля-ется первым признаком формирования его психики и дает возможность общения с ним как для матери, так и для отца.

Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев
Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600-650 граммов, а рост на 2,5-3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

К шестому месяцу постепенно нарастает двигательная активность малыша. Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате. Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша – когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша. Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых, внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Помимо этого маленькому человеку нужен новый зрительный опыт. Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных – контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша? Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать. Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма-ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), мячик с колокольчиком внутри, большой мяч, зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), мягкая книжка с картинками.

Что будет уметь ваш малыш

Поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить.
Произносить некоторые гласные и согласные звуки и их сочетания.
Переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении.
Сидеть без опоры (в 6,5 месяца).
Тянуться за игрушкой, находящейся вне пределов досягаемости.
Перекладывать предметы из одной руки в другую.
Искать упавший предмет.
Подгребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулак.
Поворачиваться в сторону голоса.
Подтягиваться в стоячее положение из сидячего.
Самостоятельно садиться из положения на животе.
Поворачиваться с живота на спину.

Питание

Если вы уже перевели своего ребенка на искусственное вскармливание, т.
е. начали его кормить молочной смесью или коровьим молоком, то вы, наверное, даете ему молоко, разведенное на 1/4 или в большинстве случаев - цельное. Разведение молока означает - к 150 мл молока прибавить 50 мл отвара и 2 куска сахара (при необходимости). Некоторые дети, если этого требуют важные причины, получают по предписанию врача молоко, разведенное на 1/4, уже с 5-го месяца.
Одно кормление грудью или питье из бутылочки исключаем, потому что ребенок ест кашу. Также в этом месяце исключается и второе кормление или питье, потому что его полностью заменяем овощным супом.
Таким образом, в начале 6-го месяца будем кормить ребенка грудью 4 раза, а к концу месяца - только 3 раза в день.
Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, получает еду 5 раз в день, а именно: 3 раза молочную смесь или молоко, разбавленное на 1 /4, 1 раз овощной суп и 1 раз рисовую кашу (200 г).
Детям, которые уже пьют полноценное молоко, дообеденную порцию можно заменить фруктовым пюре.
Оно может быть приготовлено из протертого яблока, раздавленных черешен, апельсинов или из овощей, протертой сырой моркови. К пюре добавляем еще несколько капель немного подслащенного лимонного сока. Даем приблизительно 150 мл, т. е. примерно полчашки.
Фруктовое пюре ребенок получает до обеда, вместо порции молока в 10 часов. Так ребенок постепенно приближается к типу питания взрослых людей, у которых 3 основных приема пищи, а между ними бывает только легкий завтрак, чтобы не портить аппетит перед сытным обедом, и иногда полдник.

Овощи

Овощи содержат железо и ценные минеральные вещества, которые необходимы организму. Кроме того, в овощах есть витамины, способствующие росту тканей, и клетчатка, которая хотя и не имеет питательной ценности, но необходима кишечнику, так как помогает правильному его опорожнению.
Полезны все виды овощей.
Как правило, детям больше всего нравится морковь и меньше всего - шпинат. Как только ребенок привыкнет к первой группе овощей, можно начать давать и другие: цветную капусту, кольраби, горошек и салат.
В прошлом месяце ребенок привык к овощному супу. С этого месяца мы начинаем кормить его супом, добавляя в него 2 раза в неделю желток, а еще 2 раза в неделю бульон, сваренный из 50 г говядины. Теперь уже можно протереть и добавить в суп 2- 3 чайные ложки нежирного вареного мяса, телячьей печенки.

Случается, что ребенок любит тот или иной вид овощей, а от остальных отказывается. Из этой ситуации есть выход - добавляйте проблемные овощи в суп.
Можно, конечно, подобное отвращение ребенка сломить и иным способом (поскольку оно не обусловлено тем, что органы пищеварения не переносят овощей). Временно исключите тот вид овощей, от которого ребенок отказывается. Кормите его тем, что он любит. Спустя некоторое время, например через месяц, добавьте в овощной суп ложечку тех овощей, от которых он раньше отказывался. Постепенно, ложечка за ложечкой, прибавляйте овощи, пока ребенок не привыкнет. Обычно этот прием оправдывает себя.
Очень важно, чтобы ребенок привык есть все, что ему дают. Это - основа правильного питания в течение всей жизни.

Как только на 5-м месяце начнем давать ребенку кашеобразные блюда, цвет стула начнет меняться: от светло-желтого до слегка темноватого. Перемена цвета происходит постепенно, поэтому это не будет неожиданностью.
Стул приобретает окраску съеденных овощей, например бывает зеленым после шпината и желто-красным после моркови. Это часто приводит матерей в ужас, но не потому, что они боятся какого-нибудь кишечного заболевания, просто они думают, что кишечник ребенка не переваривает овощи, так как они выходят почти неизмененными.
Этого бояться не следует. Процесс пищеварения протекает у вашего ребенка хорошо, и кишечник возьмет из пищи все, что необходимо организму.

Следите, чтобы ваш ребенок получал овощи около полудня, - так вы постепенно перейдете в будущем к обычному обеду. Вечером лучше давать кашу, а днем - жидкую пищу, потому что жидкость повышает выделение мочи, тем самым нарушая ночной покой.
Если врач одобрит, то можете переходить на 4-часовые промежутки, что даст вам больше свободного времени для вашей работы. Ребенок ест в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, ночью у него 8-часовой перерыв. Последней едой бывает каша, которой мы кормим ребенка перед его отходом ко сну.
Наиболее ценной пищей для ребенка в возрасте до 9 месяцев является материнское молоко, к которому делаются необходимые дополнения. Ребенок, вскармливаемый материнским молоком, менее восприимчив к болезням. Поэтому всячески стремитесь продлить грудное вскармливание до 9-го месяца.

Регулярное взвешивание

Обычно за 5 месяцев ребенок удваивает свой вес при рождении, а к концу первого года жизни - утраивает. Эти данные верны для детей, вес которых при рождении равнялся 3-3,5 кг. Но их нельзя применять для недоношенных детей и детей с большим первоначальным весом.
Не все дети одного возраста имеют одинаковый вес и рост. Вы найдете значения среднего веса в таблице веса в любой поликлинике. Если разница между весом вашего ребенка и весом, приведенным в таблице, слишком велика и у вас на этот счет сомнения, сообщите об этом врачу. У него, наверное, есть иные, более подробные профессиональные таблицы, и он решит, нужно ли принимать какие-то меры. Вы уже знаете, что при наблюдении за развитием ребенка решающее значение имеет систематическое прибавление в весе. Прибавление в весе может быть нерегулярным: то большим, то меньшим, чем указано в книгах, но оно должно быть постоянным.
В третьей четверти первого года своей жизни ребенок ежедневно прибавляет приблизительно от 16 до 18 г, т. е. за 14 дней прибавка составит от 224 до 252 г.

Продолжительность сна также сокращается. Вместо 16- 18 часов, как было на 4-м месяце, ребенок спит всего 16 часов. Важно, чтобы ребенок спал 16 часов вплоть до 13 месяцев своей жизни. Это значит, что он должен ночью спать 10-12 часов, 2-4 часа должен спать до обеда и 2 часа - после.
Когда именно он спит до обеда - совершенно безразлично, зато от послеобеденного сна зависит многое. Если вы уложите ребенка слишком поздно в послеобеденное время, он не захочет вечером вовремя заснуть. Поэтому лучше укладывать его сразу же после кормления, в 14 часов. Ребенок может спать в квартире с открытыми окнами или на улице во время прогулки в коляске.
С самого начала ребенок должен понимать, что ночь предназначена для сна. Однако хорошо известно, что многие дети превращают ночь в день, и этот навык сохраняется у них довольно долго, приводя всю семью в отчаяние.
Избавиться от этой привычки можно, если ежедневно класть ребенка спать в одно и то же время и соблюдать строгий ритм детского распорядка дня. Кроватка должна служить исключительно для сна; нельзя разрешать ребенку в ней шалить. Укладывайте ребенка в постель только тогда, когда пришло время спать.
Не думайте, что если один раз отойти от принятого распорядка, то ничего не случится, а ваш ребенок одинаково хорошо может выспаться и в трамвае, и в незнакомой обстановке в гостях. К сожалению, это не так. Это серьезное нарушение всех хороших привычек, появления которых вы с таким большим трудом добились.

Если ребенок спит словно с приоткрытыми глазами (видна полоска глазного яблока), это не является признаком болезни, ребенок здоров. Вот к ребенку, который постоянно спит с открытым ртом, нужно отнестись с большим вниманием, потому что это явное доказательство заложенности носа (или недостаточного притока воздуха в легкие по другой причине). Ребенок нуждается в осмотре врача-специалиста, который установит, не увеличены ли у него миндалины или аденоиды. Хорошо устранить препятствие раньше, чем появятся более серьезные расстройства и прежде чем ребенок привыкнет дышать ртом.
Иногда ребенок кричит, потому что ему жарко и душно, он весь в поту, особенно если комната давно не проветривалась. Ему необходим приток свежего воздуха. Даже если на улице мороз, это не значит, что в комнатах должна царить жара. Температура в спальне не должна быть выше 18 °С. Каждый час проветривайте помещение в течение 2-3 минут, чтобы произошел воздухообмен. Этого требуют здоровые легкие и кожа вашего ребенка.

Нервный ребенок

Одни дети бывают относительно тихими и спокойными, другие легко раздражаются, часто кричат, плохо спят.
Различие характеров возникает на основе некоторых унаследованных черт нервной системы. Но на формирование характера оказывают влияние воспитание и обстановка. Излишняя раздражительность и нервозность чаще всего являются результатом плохого воспитания.
Если отец и мать сами нервные люди и не считают повышение голоса чем-то из ряда вон выходящим, ребенок вырастет им под стать.
Наиболее частой причиной детской нервозности является разлад в семье. На нервную систему ребенка действуют также споры родителей и неприветливое обращение друг к другу. Родителям следует принимать во внимание присутствие ребенка и не демонстрировать перед ним своих разногласий.

Обстановка, окружающая малыша, должна, быть тихой и спокойной. С ребенком надо говорить ласково. Около нервного и легко раздражающегося ребенка не должно находиться много людей. Его не следует брать с собой туда, где собирается большое общество. В первую очередь с ним нельзя грубо обращаться. Для него не годятся шумные, возбуждающие игры. На состояние нервной системы ребенка большое влияние также оказывает правильно выбранное питание и распорядок дня. От недостаточного или неправильного питания ребенок легко становится нервным. Он должен вовремя и в определенные часы ложиться спать. Его сон должен быть достаточно долгим.
Никогда не браните ребенка за то, что он плохо спит, не ругайтесь, если он разбудит вас несколько раз за ночь. Если вы уверены, что у ребенка есть все, что ему необходимо: свежий воздух, приятное тепло, правильное питание, если вы уверены, что с самого раннего детства правильно воспитываете ребенка, тогда ищите причину его поведения в чем-то другом. Вы были бы очень виноваты перед своим ребенком, если бы вас удовлетворило утверждение, что он просто унаследовал вашу нервозность и вам ничего не нужно предпринимать, чтобы этого избежать.

Если ребенок ночью плохо спит, то это может быть не только результатом плохого воспитания, но и признаком начинающейся болезни. Мать должна проверить, нет ли у ребенка жара, и при малейшем подозрении измерить температуру. Проверьте, в порядке ли у него стул, не вздутый и не твердый ли животик, свободно ли ребенок мочится, в порядке ли у него глазки и ушки. Ребенок, который сто раз за ночь кричит капризничая, на сто первый раз может иметь причину для крика!
Если все в порядке, ложитесь спать и дайте ребенку покричать в одиночестве, если, конечно, сможете это вытерпеть. Дайте ему понять, что вы твердо- намерены ему помочь, если для этого есть повод, но не собираетесь поддерживать его в намерении покричать на всякий случай. Если причина крика устранима, нужно ее устранить. Относитесь к ребенку так, чтобы ваше поведение не поддерживало в нем склонности к нервности, а, наоборот, способствовало его успокоению. Спросите себя: а может быть, вы и сами кричите друг на друга и дома у вас не всегда спокойно и тихо? Если так, то и от ребенка нельзя требовать, чтобы он был спокойным и тихим.
Ребенок учится, наблюдая и подражая другим. Он подражает поведению окружающих. Вы должны быть осмотрительны, чтобы ребенок не перенял у вас каких-либо черт и привычек, которых вы не хотели бы у него видеть.

Молочные зубы

Первые зубы, которые вырастают у человека, называются молочными, потому что появляются еще в грудном возрасте. Всего у ребенка будет 20 молочных зубов.
Как правило, первые молочные зубы появляются на 6-м месяце, чаще на 7-м, но иногда и на 10-м месяце. Первыми появляются 2 резца на нижней челюсти. Все молочные зубы находятся ребенка в деснах еще до рождения и затем постепенно проре-ываются наружу. Если мать во время беременности заботилась правильном питании, то она сделала все от нее зависящее для формирования хороших зубов у будущего ребенка. Однако одного только хорошего питания во время беременности недостаточно.

Молочные зубы должны «прослужить» до школьного возраста, пока не вырастут постоянные. Постоянные зубы начинают расти в 6 лет и полностью вырастают к 24 годам, когда появляются зубы мудрости. Молочные зубы требуют такого же тщательного ухода, как и постоянные. Внимательно следите за состоянием зубов ребенка.
Ребенок должен получать материнское или хорошее коровье молоко. Молоко содержит кальций и фосфор - 2 важных элемента, необходимых для образования костей и зубов.
Кроме минеральных солей здоровые зубы и десны нуждаются в витаминах. Из препарата, рекомендованного врачом, ребенок получает витамины А и D, а из фруктовых соков - витамин С.
Здоровым зубам нужно также солнце - со всем его благотворным действием на организм человека.
Правильное питание не только сохраняет здоровые молочные зубы, но также способствует образованию здоровых постоянных зубов, которые в это время как раз начинают формироваться в детских челюстях.
Тот, у кого от природы здоровые и прочные зубы, должен заботиться об их сохранении, правильно питаясь. Если у кого-то зубы менее крепкие, то и в этом случае также поможет хорошее питание.

Неправильное прорезывание зубов

Даже у совершенно здоровых детей иногда первые зубы прорезываются только на 10-м месяце! Если вы уверены, что хорошо кормите ребенка, а врач подтвердил, что он здоров, будьте спокойны.
В очень редких случаях вместо нижних могут прорезаться верхние резцы. В этом нет ничего страшного.
Иногда у ребенка уже на 6-м месяце появляются нижние и верхние резцы. Это в значительной мере зависит от наследственности, т. е. в одних семьях зубы появляются очень рано, в других, наоборот, очень поздно. У детей, страдающих рахитом, цингой или каким-нибудь заболеванием желез внутренней секреции, зубы прорезываются очень поздно и неправильно. Но это больные дети, находящиеся под наблюдением врача, и их нельзя сравнивать со здоровыми.

Как поднимать ребенка после пяти месяцев

Шейные мышцы ребенка в большинстве случаев только на 6-м месяце бывают настолько сильны, чтобы при поднимании удержать его голову и тело в правильном положении; на 5-м месяце это наблюдается в редких случаях. Поднимаем ребенка, взяв его тело обеими руками под мышками с двух сторон, большими пальцами поддерживая грудку. Не следует брать ребенка слишком глубоко под мышками, потому что ваши руки будут сдавливать проходящие там нервы и сосуды. Это очень неприятно и причиняет ребенку боль. Никогда не поднимайте ребенка за ручки, потому что слабые мышцы и связки могут не удержать веса тела, и руки могут вывихнуться в плечевых или локтевых суставах.

Игрушки

Ребенку лучше всего подходят простые гладкие игрушки. Мяч, погремушки, кубики, резиновые куколки и звери - гигиенически самые подходящие игрушки, потому что их можно легко содержать в чистоте.
Все игрушки следует ежедневно (по возможности) мыть в мыльной воде щеткой. Позже, когда ребенок будет старше, надо просто выбрать определенное время для регулярного их мытья.
У ребенка не должно быть много игрушек. Чем их больше, тем скорее они надоедают. Никогда не давайте ребенку много игрушек одновременно. Пусть он играет одной, самое большее двумя. Остальные уберите.
Медвежата и мохнатые звери, которых так любят дети, не слишком подходящие игрушки, потому что накапливают много пыли и плохо поддаются чистке. Затем пыль попадает детям на руки и в рот. Нельзя давать детям бусы: если нитка разорвется, ребенок может проглотить маленькие бусинки или засунуть их в ухо или нос.
Игрушка должна быть не только безопасна и безукоризненна в гигиеническом отношении, но и красива. Красивая, со вкусом сделанная игрушка должна способствовать психическому развитию ребенка.

Развитие речи

Ваши разговоры с ребенком закладывают фундамент для овладения языковыми навыками. Сенсорная речь (понимание того, что он слышит) формируется раньше, а моторная (умение говорить) развивается медленнее.
Чтобы предоставить ребенку возможность понимать отдельные слова, вы должны разговаривать с ним медленно, отчетливо и простыми фразами. Фокусируйте его внимание на вещах, часто встречающихся в повседневной жизни, называйте их коротко: «Эта мамина книжка» или «Вот кукла». Прежде чем сказать что-то еще, всегда делайте паузу, чтобы дать ребенку возможность разобрать ваши слова и отреагировать на них, например повернуться в нужную сторону, если задается вопрос: «Где часы?».

В этом возрасте ребенок способен выполнить простые действия в ответ на вашу просьбу: «Поцелуй бабушку», «Помаши ручкой» или «Дай маме куклу» (слово «пожалуйста» будет совсем не лишним и не усложнит понимание ваших слов, зато приживется в речи ребенка). В первый раз это может показаться простым совпадением, когда вы попросили, а ребенок протянул вам руку в ответ. Но не старайтесь «дрессировать» его, не показывайте разочарования, если ребенок не понимает, о чем речь.
У него наверняка есть любимые песенки и стишки. Как ни надоедает вам исполнять одно и то же, помните, что ребенок учится с ваших слов. Не важно, что вы ему читаете, главное - постоянство. Если мама и бабушка стараются декламировать детские стихи, то ребенок постарше может рассказывать малышу то, что ему задано в школе, а папы иногда отрабатывают тексты своих научных выступлений на неподходящей, казалось бы, аудитории в ползунках.
Первые книги с толстыми страницами из картона, на которых нарисованы неправдоподобно красивые картинки, тоже могут войти в жизнь ребенка в этом возрасте. Почаще показывайте ему на простые предметы, животных или людей, спрашивайте его: «Где собачка?», в конце концов ребенок вас удивит, ткнув пальчиком точно в нужное место на странице.
Кроме стихов и песенок, существуют детские музыкальные записи. Многие дети неравнодушны к классической музыке и у них есть любимые фрагменты, которые действуют либо успокаивающе, либо заставляя ребенка радоваться и буквально прыгать.

Физическое развитие

Старайтесь почаще менять позы и местоположение вашего ребенка: переворачивайте его с живота на спинку, из положения сидя - на живот, переносите из кроватки на пол, чтобы предоставить ему шанс попрактиковаться во всем разнообразии двигательной активности. Как только ваш ребенок будет готов, он может выполнять следующие упражнения:

Стоять у вас на коленях и прыгать;
пытаться сесть;
сидеть в позе лягушки;
сидеть прямо, при необходимости опираясь на подушки;
пытаться встать, держась за ваши пальцы;
пытаться стоять в кроватке или манеже;
отрывать от пола живот, вставая на все четыре конечности;
«летать» по воздуху.

Большинство детей начинают уверенно сидеть в возрасте 7- 9 месяцев. Мать узнает, что для этого пришло подходящее время, когда ребенок самостоятельно сидит и может продержаться в этом положении без опоры несколько минут. У шестимесячного малыша мышцы недостаточно сильны, поэтому принуждать его сидеть нельзя. Однако если вы заметите, что у ребенка есть желание сесть, без колебаний подайте ему палец, чтобы он мог его схватить и подтянуться. Продержится он, правда, всего минутку, но это доставит ему большое удовольствие. Таким образом он тренирует свои мышцы и вообще развивается.
Развитие ловкости детских пальцев и ладоней в конце концов приводит к освоению многих важных навыков: владение ложкой, рисование, чистка зубов, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, поворачивание ключа в замке и т. д. Ловкость рук развивается быстрее, если ребенок имеет больше возможностей для практики. Следующие предметы и упражнения могут помочь развитию навыков мелкой моторики:

Простые кубики из дерева, пластика или материи;
мягкие куклы и игрушки, изображающие животных;
настоящие или игрушечные предметы домашнего обихода: телефоны (без шнура), ложки, мерные чашки, кастрюли и сковородки, бумажные стаканчики, пустые коробки и т. д.;
мячики, различные по форме и текстуре, которые можно взять в руки и сжимать; они доставляют особую радость, как только ребенок научится садиться на них сверху или катать по полу;
пальчиковые игры.

Навыки общения

Середина первого года - прекрасное время для развития навыков общения у детей. Они улыбаются, смеются, визжат и общаются самыми различными способами, разделяют свое дружелюбие со всеми окружающими, обучены простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например махать рукой на прощание.
У ребенка начинает пробуждаться понимание. Имена (мамы, папы, сестер и братьев) распознаются первыми, следом за ними простые слова (например, «нет», «бутылочка», «пока»), а вскоре и часто повторяемые в его присутствии выражения («Ты хочешь кушать?» или «Погладь собачку»). Эти языковые навыки (понимание того, что вы сказали) приходят раньше, чем умение говорить. В настоящее время ребенок уже делает первые шаги в этом направлении, учась решать простейшие проблемы, наблюдая и запоминая.
Играйте с ребенком в игры, которые помогут ему наблюдать возникновение причинно-следственных связей (наполняйте пустую чашку водой), объяснят эффект исчезновения предметов (прикройте одеялом любимую игрушку, а затем позвольте ребенку ее поискать или поиграйте в «ку-ку»).
Продолжайте совершенствовать слуховое восприятие ребенка.

Итоги шестого месяца

Нет двух абсолютно одинаковых детей одного возраста: один уже умеет делать одно, второй - другое, и все же оба ребенка могут быть одинаково сообразительными, крепкими и здоровыми. Поэтому не огорчайтесь, если ваш ребенок немного отстал в своем физическом развитии. Он не должен уметь делать то, что уже умеют его сверстники. Вскоре он их догонит, и через несколько месяцев, глядя на него, никто уже не определит, когда он впервые сел - на 5-м или на 8-м месяце.

Обычно ребенок в 6 месяцев:

Способен переменить положение, поворачиваясь со спины на живот и обратно;
умеет подняться и сесть с помощью взрослых;
может схватить определенный предмет;
с уверенностью поворачивает голову на звук, безошибочно узнает мать среди остальных людей;
выражает свое неудовольствие, когда у него берут игрушку:
играет с игрушкой и смотрит на нее уже совершенно правильно, не кося глазами;
подражает некоторым звукам: «ш-ш», «гу-гу», «а-у» и т. п.

Что необходимо ребенку

Давая ребенку овощи, вы вводите в его организм необходимые минеральные соли.
Если ребенок хочет сидеть, не препятствуйте ему. Однако сами его не сажайте.
Находится ли ваш ребенок под постоянным надзором врача? Только так можно предотвратить различные несчастья.
Сделаны ли вашему ребенку прививки? Конечно, уже в родильном доме была сделана прививка против туберкулеза. Позаботьтесь, чтобы ему были сделаны все плановые прививки.