Все о развитии ребенка: месяц четвертый. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни

Четвертый месяц - очередная ступенька развития малыша, когда он начинает меняться внешне, буквально «хорошея» на глазах. Но еще более заметны психологические изменения, происходящие в детской головке.
К этому времени жизнь в доме входит в спокойное русло, чему способствует и уже ставший привычным , и отсутствие приносящих малышу столько боли и беспокойства.

Физиология

  • Ребенок в 4 месяца развития показателен тем, что у повзрослевшего ребенка вес прибавляется не так явно, как у новорожденного. Рост будет увеличиваться примерно на пару сантиметров ежемесячно, и такая динамика будет держаться в течение года.
  • Примерно в это же время начинают активно расти волосы и ногти.
  • Ноготки на маленьких ручонках надо стричь обязательно, иначе кроха может повредить нежную кожу или слизистую оболочку глаз и носа.
  • В 4,5 месяца осуществляется целый ряд прививок: первая от полиомиелита; вторая от дифтерии, коклюша и столбняка вторая; от гемофильной инфекции и вторая от полиомиелита.

Психология

В 4-м месяце плач и улыбка ребенка являются вполне осознанным действием с определенным эмоциональным подтекстом. Так детки единственно доступным способом могут выражать свое отношение к окружающему миру и его обитателям.
В этом возрасте ребенок уже умеет чего-либо бояться, разочаровываться и радоваться.

Самым главным фактором, влияющим на психику и развитие интеллекта в будущем, является прочная и постоянная связь с людьми, которые его любят - это родители или родственники, заменяющие их.

К 4-х месячному возрасту образ матери и отца у малыша ассоциируется с заботливыми руками, нежными прикосновениями, спокойным голосом. Поэтому при их появлении он начинает радостно улыбаться и стучит ручками и ножками. На формирование тесной эмоциональной связи, которая появилась между взрослым и малышом, указывают многочисленные признаки: младенец отвечает на улыбку, лепечет при приближении матери и старается удержать ее возле себя.

Навыки ребенка в 4 месяца.

  • Узнает маму и выделяет ее среди остальных людей
  • Выводит рулады, произнося первые гласные
  • Хватает висящую игрушку одной или двумя руками
  • Реагирует на свое имя
  • Пытается приподняться, лежа на спине
  • Начинает отдавать предпочтение определенным игрушкам
  • Навыки ребенка в 4 месяца позволяют ему при кормлении придерживает руками грудь или бутылочку.
  • В этот возрастной период у детей появляется, так называемое бинокулярное зрение, то есть он начинает видеть двумя глазами и определять расстояние до предмета, скорость его движения и может взять то, что видит.
  • Очередной шаг в развитии 4-х месячного ребенка - познание тактильных ощущений. Теперь он, не задумываясь, тянет в рот все, что попадается под руку. Именно так идет познание мира. Поэтому очень важно, чтобы все игрушки, до которых сможет дотянуться кроха, были бы чистыми и не состояли из мелких частей, которыми малыш может подавиться.

Питание.

Количество кормлений остается то же - 6 раз в сутки. А вот объем пищи меняется с шестой на седьмую часть массы тела (800-900 г). Получается, что при каждом кормлении ребенок 4 месяцев для хорошего развития должен выпивать 150-180 г молока. Перекармливать его не стоит. Лишнее молоко не сможет перевариться, и, забродив в кишечнике, вызовет вздутие.

Есть дети, которые по какой-либо причине не могут питаться материнским молоком. Страшного в этом ничего нет. Необходимо подобрать адаптированную молочную смесь с учетом особенностей малыша.

При несоблюдении температурного режима в комнате ребенка в 4 месяца необходимо допаивать водой с ложечки. Если не пьет - прекрасно, значит потери жидкости в организме сведены к нулю.

Некоторые родители начинают вводить в питание овощные отвары, яйца и соки. При получении полноценного грудного молока или хорошей смеси это нецелесообразно.

Совет кормящим мамам. Не проводите пищевых экспериментов, даже если очень хочется. Пряное или острое блюдо ребенок не оценит, такое питание для несформированного пищеварения станет опасным.

Организация жизни ребенка.

Время нахождения на свежем воздухе увеличивается до 3-х часов в летнее время, и до 2-х - зимой. Для спокойного отхода ко сну можно ввести «засыпательные» правила: в ванне, поглаживание его ручек, ножек, животика, напевание колыбельной песенки.
Беспокойный ночной сон может быть связан с некомфортными условиями - духота, холод, одежда, сковывающая движения, слишком шумно и т.д. Также помехой для спокойного сна может быть прорезывание зубов. Обычно это происходит ближе к полугоду, но первая симптоматика может появиться и раньше.

Развитие ребенка на 4 месяце жизни.

  • Прогуливаясь с ребенком, родители должны называть то, что попадает в его поле зрения: цветы, машины, дома, люди. Ведь интерес малыша к миру растет день ото дня. Надо все время копировать те звуки, которые уже может произносить маленький говорун, и постепенно вводить новые. Ведь если в этом возрасте он будет ограничен в общении с взрослыми, то разговор может «свернуться» и вернуться к обычному агуканью.
  • В это время у ребенка появляется интерес к ощупыванию лиц родителей. Он начинает во время разговора просовывать пальцы им в рот, дотрагиваться до носа, дергать за волосы. Если взрослому эти манипуляции доставляют неудобство, то пора впервые сказать «нет», слегка отодвинувшись от малыша. Слово «нельзя» стоит оставить для более серьезных запретов.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут и осязание.
  • Идет продолжение игр, начатых ранее. по-прежнему имеются яркие погремушки, мешочки с крупой для развития пальчиков.
  • Большую радость доставит ребенку общение с небьющимся зеркалом. Малыш начнет размахивать ручками, строить рожицы и улыбаться своему отражению. Подержите малыша перед зеркалом, покажите его во весь рост, покажите, где мама, а где он, погримасничайте, поднесите палец, например к своему носу, а потом к его, объясняя, где чей. Специалисты утверждают, что такая игра развивает адекватное восприятие разных эмоциональных состояний.
  • Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
  • Продолжайте развивать . Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень улучшение моторики влияет на умственное развитие.
  • способна успокоить и утешить ребенка, снять психическое напряжение, приодалеть стрессы, стать источником психологического здоровья малыша. Для родителей не составит труда каждый день что-то напевать, петь и прочее. И малыш вскоре сам вступит в эту игру и подхватит песню или мотив. Лучше всего, если дом наполнится и классическим репертуаром, и мультяшными песенками.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.

Навыки ребенка в 4 месяца в развитии речи.

У ребенка на 4 месяце жизни, как правило, обращена к близкому взрослому и является способом общения.

Малышу нравится выговаривать различные звуки, даже если они будут кашлем, криком, визгом, шипением или писком.

Некоторым детям доставляет удовольствие чередовать тональность звуков - сначала слышится истошный крик, затем он плавно переходит в тихое бормотание. При этом малыш явно наслаждается произведенным эффектом.

Движение.

  • Развитие ребенка на 4 месяце жизни, продолжает учиться хватать игрушки, его движения при этом приобретают четкость и точность.
  • Малыш теперь подмечает, что один предмет исчез, а другой появился, один трудно поднять, а другой легко. Автомобиль на улице сигналит слишком громко и резко, а мамин голос тихий и приятный.
  • Маленькие ручки действуют еще случайно, без целенаправленного волевого усилия.
  • Младенец начинает демонстрировать повторное притягивание случайно подхваченного предмета, ощупывая и рассматривая свою находку: теперь кроха обследует предмет ртом, может забросить его на пол, чтобы услышать звук.
  • С 4 месяцев жизни ребенок уже лежит на животе, легко приподняв корпус, и делая упор на ладони распрямленных рук.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут

Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Он хватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и снова пытается ее схватить. Та последовательность действий - схватить, осмотреть и снова схватить - относится уже не только к игрушке, висящей над кроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам.

Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себе вопрос: “Что я держу в руках и что с этим можно сделать?” В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидит входящего, первым начинает “гулить” и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Моторное развитие

Моторное развитие продолжает прогрессировать от головы к конечностям. Помимо того, что грудной ребенок уже хорошо держит голову, он поворачивает её справа налево. Когда его носят на руках, он держится сам.

1. Лежа на спине. Ребенок может лежать на спине в симметричном, хорошо вытянутом положении. Он держит голову стабильно по средней линии, но поворачивается предварительно в одну сторону; ребенок может легко менять положение.

2. Руки. Ребенок приводит руки к средней линии и следит за ними координированным взглядом. Пальцы рук разжаты.

3. Нижние конечности. Они находятся в наружном вращении, наклоненные снаружи; грудной ребенок сучит ножками поочередно; колени еще согнуты (во флексии), но временами он их вытягивает. Ноги согнуты в лодыжном суставе, который обладает хорошей подвижностью.

4. Лежа на животе, хорошо опирается на предплечья, поднимает голову на 90 градусов и смотрит вперед и по сторонам. Туловище и бедра более вытянуты. Отмечаются активные движения нижними конечностями, он “крутит педали”. Если ребенка берут за руки и подтягивают вверх, он участвует в этом движении, хорошо контролирует движения головы; одновременно он поднимает и вытягивает нижние конечности.

5. Хватание. Движения хватания еще не координированы. Младенец хватает предмет, крепко его держит и двигает его одновременно с рукой. Упускает его случайно, непроизвольно. Однако грудной ребенок наблюдает, что происходит с его рукой и предметом, пробует повторить “штуку” с помощью матери. Ребенок всовывает пальцы в рот и сосет их. Он играет своими руками и подносит игрушки ко рту.

Речевое развитие

Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Грудной ребенок играет звуками. Иногда различаются гласные “е”, “а”, но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже. Младенец улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко смеется, поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет ей в ответ, иногда радостно вскрикивает. Он радуется своему “щебетанию” и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шумов и утихает, прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача. Модуляция голоса хорошо дифференцирована.

Социальный контакт

Личность грудного ребенка развивается. Он хорошо узнает мать. Если с ним разговаривают, ласкают, младенец выражает радость улыбкой. Он издает звуки, похожие на смех, принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Отрицательно реагирует, когда его оставляют одного. Внимательно наблюдает за лицом, смотрящим на него. Реагирует скорее и целенаправленнее на присутствие матери, наблюдает за ней, что-то ей лепечет. Его можно успокоить, взяв на руки, разговаривая с ним, лаская его, давая почувствовать материнское тепло.

Вас должно насторожить, если:

– к концу 4-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья;
– если головка ребенка склоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения “лежа на спине”;
– к концу 4-го месяца младенец не пытается опираться на кончики пальцев ног, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками;
– к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают, не выражает радость, когда с ним играют.

Практические советы

Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.

Плоская поверхность. Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.

Учимся дотягиваться. Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.

Учимся хватать. Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

К возрасту 4-х месяцев малыш уже может садиться, держась за чью-то руку. Ему очень нравится рассматривать мир с различных положений. Посадите его, сделав предварительно удобную опору (или купив специальный стульчик), и общайтесь с крохой. Новые ощущения для него будут очень интересны и познавательны!

Играем в положении сидя. Постепенно можете переводить игры из лежачего положения в кроватке - в сидячее положение на стульчике. Повесьте перед ребенком на веревочках какие-нибудь яркие и веселые игрушки и погремушки. Малыш будет стараться к ним дотянуться, не вешайте их слишком далеко или высоко, его усилия должны увенчаться успехом.

Учимся сознательно брать предметы. В этом возрасте у ребенка хватательный рефлекс становится слабее, но на смену ему приходит произвольное захватывание вещей. Для развития этих навыков используйте игрушки разного размера. Вначале дотроньтесь погремушкой до правой ручки малыша, а затем - до левой, далее покажите игрушку, пусть он попытается ее ухватить! Благодаря таким играм, у малыша развивается координация движений рук и глаз.

Крылатые качели. Устройте малышу катания на качелях в домашних условиях. Можете сами соорудить, а можете купить готовые. Дети, обычно очень любят катания на качелях! Внимательно проверьте безопасность конструкции. Важно, чтобы малыш сам не мог выбраться оттуда.

Развивающие игры

Для ребенка в этом возрасте важно играть не только с игрушками, но и с другими людьми. К 4-м месяцам малыш спит уже не так много, а значит надо хорошо продумать его досуг на время бодрствования, чтобы он не скучал и проводил время с пользой.

Новые игры

Кто не спрятался? Маленькие детки очень любят такую забаву как прятки! Накройтесь одеялом, а затем выгляните к малышу со словами: «Ку-ку!». Проделайте такую процедуру несколько раз - малышу понравится эта игра! Можете также закрывать своими руками его глазки и говорить: «Где же спрятался мой сынок?».

Игры с мыльными пузырями. Если ваш малыш любит со стороны наблюдать, как вы для него пускаете мыльные шарики, можете начинать потихоньку его самого учить этой процедуре. Начните, например, когда ребенок находится в специальных ходунках или сидит.

Покатушки! Соорудите для ребенка небольшую горку из картонок (подойдут и картонные коробки из-под чего-то). А затем пускайте сверху вниз какие-нибудь игрушки на колесиках - ребенок будет в восторге от новой забавы! А также, кроме веселого времяпрепровождения, он начнет развивать такие понятия как причина и следствие.

Технологии на службе развития. Запишите как-нибудь на свой телефон голос крохи, а потом давайте ему слушать. Можно также записать голоса мамы и папы! Понаблюдайте затем за реакцией ребенка!

Яркие одежки! Покупайте иногда для своего малыша яркие носочки и манжетики на ручки. Пускай малыш разглядывает яркие рисуночки. Со временем ему захочется схватить свою ножку или ручку с яркой картинкой, и рано или поздно у него это должно получиться. Хвалите его за старания!

Мячики с сюрпризом! Поиграйте с малышом тканевым мячиком, состоящим из разной текстуры. Можете такой мячик сделать сами или поискать в магазине. Также в продаже могут быть тканевые мячики с колокольчиками внутри. Разная на ощупь материя будет приятной и интересной ребенку!

Развиваем координацию!

Зарядка для крохи. Кладем ребенка на животик и поочередно сгибаем коленки, затем их выпрямляем и разводим в стороны. Также можно сгибать коленки одновременно. Выполняя упражнение, не забывайте напевать крохе веселую песенку.

Переворачиваемся! Это упражнение можно делать как дома, так и на прогулке на природе в теплое время года. Вам понадобится одеялко или покрывало. Положите кроху на край животиком вниз, а затем с ближайшей к нему стороны начинайте аккуратно приподнимать покрывало за концы вверх. Малыш будет переворачиваться. Не забудьте его похвалить в конце. Это занятие будет не только приятным, но и очень полезным для ребенка!

Преодолеваем препятствия! Рано или поздно малыш начинает активно двигаться, ползая или ерзая. Чтобы улучшать эти навыки, можете заставить ребенка самостоятельно тянуться к игрушкам. Для этого положите одну-две игрушки вокруг него, но только так, чтобы для ее получения, необходимо было бы приложить немного усилий. Если малыш долго не может достать игрушку, переложите чуть ближе. Не позволяйте ему капризничать и выполнять за него работу!

Учимся принимать решения!

Выбираем! Положите в каждую ручку ребенка по одной игрушке-пищалке. Это могут быть резиновые мячики, которые легко сжимать. Покажите ребенку, что их нужно сжимать, а далее понаблюдайте за поведением своего чада. Он должен смотреть на руку, в которой игрушка издает писк. В скором времени ребенок самостоятельно сможет пищать двумя игрушками одновременно.

Веселые цепочки. Скрепите между собою несколько колечек от занавесок, можно также их просто нанизать на веревочку. Развесьте эту цепочку над кроваткой или в зоне досягаемости малыша. Пускай кроха дергает за колечки, и они начинают звенеть, ударяясь друг о друга.

Игры в повседневных делах

Во время одевания. Отвлечь малыша на время помогут две погремушки, связанные между собой в форме гантели на расстоянии 10 см. Пускай одна из погремушек будет в руках у вашего крохи, а вторую погремушку он непременно захочет схватить. Пока малыш разбирается с новой забавой, у вас есть время его переодеть или подготовить ко сну.

Приятные прикосновения. Когда ребенок лежит голышом на пеленальном столике, поводите своими ногтиками по его животику и спинке. Это будет не только очень приятным для крохи, также будут развиваться и укрепляться мышцы малыша.

Массажные процедуры. Покупавшись, аккуратно помассируйте тело ребенка, используя детскую присыпку. Желательно наносить ее не сразу на кожу крохи, а посредством своих рук, чтобы малыш не вдыхал распылившийся порошок. Не забывайте во время массажа разговаривать с ним или петь песенки!

Когда мы кушаем. Если в кормлении малыш переходит на твердые продукты, не лишним будет показать ему ложку, прежде, чем начать давать с нее еду. Также можно показать процесс на своем примере - как правильно использовать ложку.

Когда мы отдыхаем

Как легче уснуть. Приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, вначале мы купаемся, затем кушаем, немного играем, слушаем песенку и засыпаем. Важно повторять установленный распорядок изо дня в день. Также можно класть в кроватку к ребенку какую-то определенную мягкую игрушку. Когда малыш будет ее видеть рядом с собой, он будет понимать, что настало время спать. Старайтесь эту игрушку не терять, т.к. потом ребенок может начать капризничать перед сном не найдя знакомого предмета. Уснуть также поможет кресло-качалка. Ребенку нравится находиться у вас на руках, когда вы качаетесь. Не забывайте петь на ночь колыбельную. Желательно, чтобы это была одна и та же песенка. Тогда ребенок будет спокойно засыпать, слушая ее.

Первые три месяца жизни малыша – время активного освоения окружающего мира. Новорожденный практически все время проводит в кроватке, а его самочувствие нередко омрачается болями в животе и коликами. В 4 месяца малыш уже может похвастаться более-менее стабильной пищеварительной системой. Ребенок становится активным и подвижным. В какой именно степени проявляется активность, зависит от индивидуальных особенностей развития новорожденного.

Физиологические характеристики малыша на четвертом месяце жизни

Темпы взросления малыша на четвертом месяце становятся более медленными. В среднем прибавка в весе составляет около 700-800 г. Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Окружность головы становится больше на 10-20 мм.

Интересный факт: на четвертом месяце жизни голова ребенка уже не кажется такой большой по сравнению с телом. Малыш выглядит более пропорциональным.

К четвертому месяцу жизни легкие новорожденного вырастают примерно в 2 раза по сравнению с тем, что было на момент рождения. Четырехмесячный ребенок имеет достаточно развитую поджелудочную железу, что позволяет ему готовиться к прикорму. Также в 4 месяца малыш уже понимает, каков ход суток, он уже не будет путать день и ночь, и в дневное время суток будет играть, в то время как сон будет проходить по ночам.

Еще одна физиологическая особенность малыша в это время – укрепление тазобедренных суставов. Это готовит его ноги к последующей ходьбе. В 4 месяца видны первые признаки того, что скоро появятся зубки. Иногда болевые ощущения начинаются уже в этот период. Однако прорезывание первых зубов обычно происходит в 6 месяцев.

На четвертом месяце жизни малышу необходимо сделать все прививки. Перед этим родители должны выполнить профилактические действия, которые позволят увеличить успешность прохождения процедуры. Если у ребенка повышается температура или появляются сыпи на коже, то в таком случае следует обратиться к врачу.

Двигательные особенности ребенка на 4 месяце жизни

Четвертый месяц ознаменован активным развитием как физических, так и двигательных реакций организма малыша.

Ребенок способен выполнять следующие движения:

  1. Малыш может переворачиваться на бок, отталкиваться от находящихся поблизости предметов и ложиться на спину или на живот. Чтобы натренировать перевороты, можно располагать поблизости от ребенка яркие игрушки, стимулирующие его интерес. Все движения и действия ребенка лучше выполнять в манеже, чтобы минимизировать риски. Зачастую ребенок на 4 месяце пробует ползать, но обычно он только пятится в обратном направлении.
  2. Лежа на животе, ребенок может поднимать туловище и голову под прямым углом, крутить головой на весу, глядеть по сторонам. Малыш уже чувствует собственное тело, изучает обстановку вокруг себя.
  3. В 4 месяца ребенок может тянуть руки взрослым, чтобы принять сидячее положение. Переводя малыша в сидячее положение на пару секунд, вы тем сам помогаете укрепить его позвоночник и мышцы живота. Однако давать ребенку сидеть долгое время в таком возрасте нельзя.
  4. У ребенка просыпается активная хватательная функция. Малыш старается схватить все, что видит. Он учится пользоваться руками, ногами, пальцами, развивает и оттачивает тактильные ощущения. Малыш раскидывает игрушки, бьет по ним руками, пробует их на вкус.

Также ребенок в 4 месяца начинает проявлять интерес к своему телу. Он изучает себя, касается своего лица, своих волос, ног. Многие дети в этом возрасте начинают хлопать в ладоши. Многие дети в 4 месяца уже активно пытаются ползать и переворачиваться. Однако это происходит не всегда, а потому не нужно пугаться – все строго индивидуально. Если малыш отказывается совершать активные движения, пытайтесь тренировать его, помогая ему делать первые шаги в новом мире.

Психика и эмоции на 4 месяце жизни ребенка

В 4 месяца ребенок увеличивает активность своего диалога с взрослыми. У него появляется потребность в том, чтобы постоянно поддерживать устойчивый контакт. Малыш уже может 2-3 часа подряд не спать, и в этот период он может своими силами развлечь себя. Ему не потребуются услуги нянечек, бабушек и т.д. Ребенок должен постоянно пребывать на руках у родителей. Внимание к малышу поможет развить его как полноценного человека.

В 4 месяца зрение ребенка уже практически сформировано. Он видит мир так же, как и взрослый. Малыш способен различать тех, кто ему близок: отца, мать, разных сиделок, бабушек и т.д. В 4 месяца новорожденный понимает, кто свой, а кто чужой. Потому малыш не захочет находиться на руках у малознакомого человека. Ребенок уже может фокусировать свой взгляд на близлежащих предметах, он понимает их цветовой окрас, форму и т.д. На прогулке ребенок с интересом разглядывает окружающий мир, следит за перемещающимися предметами.

Слух у малыша развивается еще в утробе, и на 4 месяце он уже слышит все так, как взрослые. Он понимает, откуда идет звук, может отличать голос родного человека от постороннего, реагирует положительно на музыку. Также малыш старательно издает разные звуки, словно изучая их. Он может копировать интересующие его звуки – к примеру, кашель или храп. Новорожденный начинает произносить некоторые буквы, которые до этого он не использовал – к примеру, «б», «м» и т.д.

В 4 месяца ребенок уже способен улыбаться и смеяться не на рефлекторном уровне, а вполне осознанно. Он может громко хохотать, если сделать ему массаж, слегка подкинуть его, поиграть с ним.


Как правильно кормить малыша в 4 месяца

Чтобы начинать приучать ребенка к прикорму, 4 месяца является минимально допустимым сроком. Однако специалисты расходятся во мнении: кто-то утверждает, что начинать прикорм следует только с 6 месяцев.

Врачи полагают, что оптимальное питание для малыша в 4 месяца – это материнское молоко или смеси, которые выступают его заменой. Вводить прикорм в 4 месяца можно лишь после обстоятельных консультаций с педиатром. В любом случае, даже если вы решили вводить прикорм на этом этапе, соблюдайте следующие правила и рекомендации:

  1. Самое безопасное питание для малыша – это пюре из кабачков или брокколи. Прикорм можно начать с половины чайной ложки пюре каждый день. Порцию можно понемногу увеличивать, доводя до 100 г ежедневно.
  2. Некоторые педиатры склоняются к тому, чтобы начинать прикорм малыша с детского кефира. Кефир привычен для желудка малыша, а потому его можно понемногу вводить в детский рацион - не более половины чайной ложки. Постепенно объем кефира можно довести до 100 г в сутки.
  3. Каши без глютена (рисовая, гречневая) – их можно вводить в рацион питания новорожденного уже после пюре. Поначалу можно остановиться на небольших порциях. Каши вводят раньше овощей только тем малышам, которые очень плохо набирают вес.
  4. Фруктовые пюре вводятся в рацион питания малыша гораздо позже, уже после всех каш и овощей. Обычно для питания ребенка выбирают такие фрукты, которые имеют низкую аллергенность. К примеру, хорошо подойдут абрикосы, яблоки, груши. Фруктовый сок лучше оставить на период после года, поскольку за счет своей кислотности он может разрушать стенки желудка малыша.

Вводя прикорм, обязательно следите за аллергическими реакциями организма малыша. Стул у малыша в 4 месяца должен быть максимум 2-3 раза в сутки. Более высокая частота свидетельствует о том, что следует обратиться к педиатру.

Позаботьтесь о развитии малыша на 4 месяце!