Всё об истории галстука: кто же его придумал? Необычное описание его происхождения. История появления галстука: происхождение элегантного аксессуара Кто запустил моду на галстук

Мужчина стоит того же,
что и его галстук, – это он сам,
им он прикрывает свою сущность,
в нем проявляется его дух.

Оноре де Бальзак
«Искусство ношения галстука», 1827

«Лувуа, что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков».

Эти слова были сказаны в 1663 году, на заре абсолютизма. Строится Версаль, огромный пышный дворец к юго-западу от Парижа. Во главе Франции, вышедшей из тридцатилетней войны и явно окрепшей, стоит 25-летний Людовик XIV - король, уделяющий внимание всему прекрасному.

Доподлинно неизвестно, действительно ли Людовик XI поручил Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа - будущему министру обороны Франции, достать ему несколько таких шейных платков. Но известно, что в это время родилось современное немецкое название галстуков. На немецком языке галстук звучит, как Halstuch, в переводе на русский язык это слово означает «шейный платок».

Не потребовалось много времени, чтобы мода на шейные платки прижилась в Великобритании. Уже через 150 лет подобный платок можно было увидеть на шее у каждого англичанина.

Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуань Ди - на шеях вельмож и воинов повязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако, данные повязки были слишком далеки от современных галстуков, как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.

Появление в Древнем Риме шейных платков, ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Однако настоящей победой этого символа мужского гардероба принято считать 1635 год. После победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французского короля Людовика Тринадцатого в награду за свое мужество и проявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно - всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravatte (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.


Начиная с конца XVI века время мужчины носили камзолы. А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.

Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане.

В XVII веке в моду вошел длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа. Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.

Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Иногда, чтобы он не съезжал, поверх него повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Такой вид шейного платка назывался «солитер», или «бриллиант». Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что англичанин Франт Браммелл, оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.

В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьезной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».

В России Петр I стал насаждать галстуки как признак цивилизованного вида. История этого насаждения была многотрудной, а порой и курьезной.

Император даже вынужден был издать правила пользования галстуком, в коих указывалось, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». С тех пор и придуманы были для наименования предмета туалета, насильно внедряемого, выразительные названия типа «удавка», «петелька», «змеюка».

Во время Великой французской революции (1789-1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.

В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.

В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился - и шьется до сих пор - из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пей-слейз». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности.

Интересна история изобретения галстука "регат". Считается, что один молодой спортсмен, не имея большого запаса времени для возни с галстуком, разрезал его сзади, а затем пришил к нему петельку и пуговку, чтобы одеть снова. Новый фасон галстука прижился, и сейчас такие галстуки являются неотъемлемой частью форменной одежды.

В XX веке дизайн галстука много раз менялся. В 60-е годы были популярны узкие кожаные и вязаные галстуки, в 70-е годы бал правили буйные краски широких галстуков. Модная мужская и женская одежда.

За всю свою историю галстук претерпевал немало изменений во внешнем виде. По правилам, ширина галстука должна гармонировать с размерами воротничка рубашки. Так, в начале 70-х его ширина достигала 13 см. На данный момент пропорции в строгой деловой мужской одежде предполагают ширину галстука 8,2 см (возможны варианты от 7 до 8,9 см). Традиционно существуют две категории тканей, из которых изготавливают галстуки: жаккардовая материя и шелк. Современные технологии позволяют модельеру не ограничивать полет его фантазии, а претворять в жизнь самые безумные идеи, смешивая три, четыре фактуры одновременно.

Каждое десятилетие мода на галстуки менялась, иногда возвращалась мода прошлых годов, порою галстуки имели абсолютно непредсказуемый вид. На сегодняшний день галстуки практически не содержат в себе мелких деталей, в моду вошли более строгие галстуки ненавязчивых цветов. Благодаря буйной фантазии дизайнеров и новейшим технологиям, сегодня есть возможность изготавливать галстуки, можно сказать, любой фактуры. Поэтому вам не сложно будет выбрать именно такой галстук, который будет идеально подходить к вашему костюму и сочетаться с ним.

Многие считают, что галстуки принято носить только со строгими классическими костюмами. Это не так. Галстук может сочетаться и с демократичной одеждой. Если вы наденете, скажем, джинсовую рубашку, джинсы и пиджак с галстуком - это будет очень молодежно, но при этом все равно подчеркнет чуть-чуть деловой стиль в вашем костюме. В нем вы сможете прийти на работу в офис, и это никого не смутит.

В современной моде нет четких правил, определяющих цвет, рисунок, форму и длину галстука. Критерием для его подбора служит только стиль и цвет одежды, а также вкус владельца. Можно выбрать галстук в классическую полоску или с нестареющим пейслийским узором, а можно выбрать узор, имитирующий пятна от пиццы или супа.

Отношение современных мужчин к галстуку разное. Некоторые ценят галстук за то, что он дает возможность подчеркнуть собственную индивидуальность, многие считают его неизбежным злом, другие называют "удавкой" и стараются избавиться от него при первом удобном случае.

Какими бывают галстуки

Галстук–бабочка: галстук с узлом в виде бабочки, деталь мужского костюма для приемов. В Англии для вечерних приемов традиционно надевается черный галстук-бабочка к смокингу, белая бабочка – к фраку. Белый галстук-бабочка также является деталью английской университетской формы.

Галстук–бантик: надевается в торжественных случаях, может являться составной частью униформы. Завязывается различными узлами. Галстук-бантик может быть и готовым.

Галстук виндзорский – широкий, из черного шелка, завязывается свободным, так называемым виндзорским узлом треугольной формы. Галстук и узел названы так по фамилии английской правящей династии.

Галстук – регат – это готовый узел фабричного изготовления, имеет резиновую тесьму с застежкой сзади под воротником рубашки. Интересна история изобретения этого галстука. Считается, что один молодой спортсмен, не имея большого запаса времени для возни с галстуком, разрезал его сзади, а затем пришил к нему петельку и пуговку, чтобы одеть снова. Новый фасон галстука прижился, и сейчас такие галстуки являются неотъемлемой частью форменной одежды.

Женский галстук – в двадцатые годы XX века галстуки впервые примерили женщины, сделав попытку свергнуть их с пьедестала исконно мужских аксессуаров. Женские галстуки довольно популярны и в наше время. От мужских их отличает разве что длина.

Как завязывать галстук

Ну и само-собой предлагаю вам несколько, наиболее популярных, способов завязывания галстука.
Узел «Four-in-Hand» («Фор-ин-хэнд») – простой узел – подходит для тех, кто только учится завязывать галстук.

Узел «Half Windsor» («половинный виндзор») – самый универсальный и популярный. Подходит для шелковых галстуков традиционной ширины, широких плотных и входящих в моду узких галстуков.

Узел «Windsor» («виндзор») – этот элегантный узел завязывают также, как «Half Windsor», добавляя еще один виток со стороны правого уголка воротника. Используя галстуки разной ширины или меняя положение узкого и широкого концов галстука, можно добиться необходимого размера узла.

Узел «Christensen» («кристенсен») идеально подходит для высоких, в 4- 4,5 см, воротников сорочек. Он особенно хорош для «пухлых» кашемировых или шерстяных галстуков из зимних коллекций.

Галстук носят все: взрослые и дети, мужчины и женщины. У нас. В арабских странах, например, галстуки не носят — это запрещается фундаменталистским исламом. Но это не означает, что в арабских странах не существует джентльменов или элегантно и стильно одетых мужчин. Отчего так вышло?

История галстука

Галстуку принято приписывать многовековую историю. Одни источники утверждают, что галстук произошёл от немецкого шейного платка, называвшегося «halstuch». Другие подозревают во всём хорватов и короля-солнце Людовика XIV, который в 1660 году увидел шейные платки-cravat на хорватских солдатах и загорелся идеей внедрить этот аксессуар в костюм современного ему вельможи.

«Что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков».

Людовик XIV

Но, постойте-ка! Шейный платок — это ведь вовсе не галстук! И в наши дни существуют и шейные платки, и галстуки в качестве самостоятельных аксессуаров! Если уж считать шейный платок «папой» галстука, то давайте в «мамы» запишем шарф — он ведь тоже носится на шее! А заодно и воротничок, которые в недалёком прошлом были отдельной деталью костюма! И горжетку туда же… и чокер… Впрочем, чокер, пожалуй, роднее галстуку, чем даже шейный платок.

Издавна у разных народов существовали всяческие шейные платки. Например, считается, что они из самых древних шейных были найдены в Китае. Эти находки относят к III веку до н.э. Следующим поколением считаются шейные платки римских легионеров, которые повязывали поверх шерстяной рубахи, чтобы пластины панциря не натирали шею.

Считается, что румыны унаследовали традицию ношения шейных платков именно от римлян, а далее «фокалес» переняли хорваты-конники, сделавшие его частью униформы.

В Древнем Египте тоже были платки. Они накидывались на плечи и обозначали статус владельца.

Источники редко вспоминают, что шейный платок был предназначен не только для защиты шеи от доспехов или для вытирания лица, носа во время насморка или рта во время еды. Шейные платки носили и пираты. А ещё вспомните Зорро, чей шейный платок поворотом на 180 градусов обращался в чёрную маску для лица.

Эпоха современного галстука

Следовало бы разделить историю галстука на эпоху шейного платка и эпоху современного галстука. А современный галстук был запатентован не так давно — в 1924 году.

Шейные платки действительно были разнообразны и по форме, и по способам завязывания. Но у них у всех имелся общий недостаток: они не оставались в первоначальном положении — любой порыв ветра или резкое движение приводили к хаосу гармонию складок. В 1924 году в США Джесси Лангсдорф, предприниматель, получил патент на «идеальный галстук». Скроенный по косой и состоящий из трёх кусков ткани, этот галстук умел сохранять форму. Для фиксации всё же требовалось использовать специальные зажимы или булавки.

С приобретением в качестве достоинства постоянство формы и положения, галстук утратил пышность и объём. Это компенсировали использованием сложных тканей, а также многообразием узлов — способов завязывания галстука. Этих способов существует как минимум 85, а теоретический максимум — 177 147! Но большинство галстучных узлов завязываются по принципу удавки.

По искусству завязывания галстуков выпускали специальные учебники. Одно время профессия учителя по галстучным узлам считалась одной из самых престижных.

Красивая официальная история галстука при тщательном изучении становится историей шейного платка. А современный галстук и по форме, и по способам завязывания, больше напоминает веревочную петлю, традиционно использовавшуюся на виселице.

В нашей современной культуре множество элементов перекочевало из рабских времён. И галстук — один из них.

Масоны имели огромное влияние на общество. Масонские символы широко используются и сейчас, хоть мы того и не подозреваем. И происхождение галстука также имеет отношение к масонам, причём — самое прямое! В масонских ложах было принято для демонстрации готовности понести наказание за разглашение тайны приходить на заседания с верёвочной петлей на шее. Позже на эту верёвочную петлю стали навешивать знаки различия, а со временем верёвку заменили на отрезок ткани. Масонское общество считалось тайным, но так как оно сплошь состояло из высшей знати и было многочисленным, масонский галстук быстро стал признаком аристократизма. Так масонская верёвочная петля трансформировалась в галстук и вышла в свет.

До изобретения гильотины и огнестрельного оружия популярным способом казни было повешение. Столыпинский галстук, кстати, это ни что иное, как верёвочная петля. К искусству обустройства виселиц и самой процедуры подходили тщательно, у палачей работы хватало. И до наших дней доносятся отголоски той эпохи. Кто не слышал о том, что верёвку следует предварительно намыливать — для уменьшения трения? Но, несмотря на теоретические изыскания и большой практический опыт, в дело порой вмешивалась коррупция. Например, могли закупить ветхую древесину или гнилую верёвку, которая обрывалась. Палач также мог быть коррупционеров и брать взятки за использование плохих верёвок. Обрыв верёвки во время казни был равноценно помилованию — приговорённого отпускали, так как это означало волю свыше. Обрывок верёвочной петли на шее ассоциировался с везением, и недоповешенные не торопились её снимать.

В Древнем Риме рабы носили верёвочные «галстуки». В том случае, если раб провинится или хозяин прогневается на раба просто так, была возможность дёрнуть за конец галстука-удавки и придушить его владельца. Но рабы не унывали — они раскрашивали свои галстуки-удавки в разные цвета и украшали побрякушками. Верёвочный галстук был символом рабства.

Абсурд? Сюрр? Эти исторические факты о галстуке не принято придавать огласке. Кто станет носить галстук, когда осознает его истинное происхождение? Если одного знания истории недостаточно, то на помощь приходит жизненный опыт. В настоящей уличной драке вас первым делом дёрнут за галстук — это самый простой способ обезвредить противника, лишив его лёгкие доступа воздуха (на время или навсегда).

Выбросьте свои галстуки!

Галстук называют неотъемлемым атрибутом делового дресс-кода. Без галстука могут не пустить на деловой приём или в ресторан. Наряду с этим галстук называют и фаллическим символом, и атрибутом масонских мистерий, и петлёй Сатаны, и эквивалентом рыбы, символизирующей Христа, а ещё – «Иудиной удавкой». так как по одной из версий Иуда после своего знаменитого проступка повесился. В BDSM-тематике разнообразные стилизованные галстуки – элемент одеяния подчинающегося.

Кто-то проводит параллель между галстуком и поводком для животных.

Многим из тех, кто придаёт большое значение своему галстуку и кичится умением подбирать и завязывать его, стоило бы перестать задирать нос — в прямом смысле. Опустить голову и внимательно посмотреть вниз — на свои носки. Носки, как и рыба, не бывают второй или третьей свежести — только первой и единственной. Носки бывают либо свежими, либо несвежими. Несвежие носки — это не только носки не первой чистоты, это застиранные, заношенные, носки с катышками, потёртостями, выцветшие, с ослабшей резинкой. Такие носки собираются неаккуратными складками и портят всё впечатление от тщательно составленного образа. Даже чистые ботинки не так важны, как свежие носки. Ботинки легко испачкать даже в мегаполисе, но это будет не только вина их владельца. И ботинки можно быстро и легко почистить. А надетые с утра несвежие носки — исключительная заслуга именно владельца носков.

Не едиными галстуками «решается» стильный, элегантный мужской образ. Инсайдеры рынка галстуков сетуют на усиливающееся из года в год падение продаж. Для обычных людей это означает одно: галстуки стремительно теряют актуальность и значимость.

Как же быть, как выделиться из толпы, подчеркнуть свой стиль? Вспомните про шарфы, шейные платки, про носки, в конце концов! Носки не так бросаются в глаза при первом взгляде, но тем больший вес они приобретают при втором, более пристальном. Следите за своими носками, учитесь их подбирать! Кстати, носки не обременены таким сомнительным прошлым, как галстуки.

Галстук - один из самых распространённых мужских аксессуаров, каждый мужчина надевал галстук и не раз. Причин для этого много: дресс-код в школе, институте, офисе; сейчас продаётся масса стильных летних костюмов, которые тоже можно носить с галстуком; появились галстуки в спортивном стиле одежды; галстук надевают на такие мероприятия как свадьба, день рождения, выставки, театры, творческие вечера и... это далеко не полный список. Для некоторых мужчин, галстук - это способ самовыражения, для других - это "удавка", от которой они избавляются сразу же, как выйдут за порог. Но, каким бы не было наше отношение к галстукам, они существуют, и, более того, имеют длинную историю.

Перед тем как углубиться в историю галстука, есть смысл разобраться с некоторыми понятиями. К примеру, на немецком языке говорят "halstuch" (ранее "krawatte"), что в переводе на русский означает "шейный платок" (или полоска ткани, обвязанная вокруг шеи, как украшение, аксессуар).

Например галстук по-украински - "краватка". Но это не имеет отношение к кровати. Кроатия - Хорватия, кроаты = хорваты, они служили в качестве наемных войск - легкой конницы в Австровенгрии и носили шейные платки - галстуки наподобие пионерских. Западная Украина тоже входила в состав Австровенгрии, и отсюда через русинов слово попало в украинский язык. В 1635 году. после того, как хорватские воины победили янычаров турецкого султана, они были приглашены Анной Австрийской к ее двору, за проявленную доблесть. Хорватские офицеры тогда носили разноцветные шелковые платки.

Привычное нам слово галстук произошло от немецкого слова Halstuch, что в переводе означает шейный платок. И действительно, галстуки возникли из шейных платков.

Современные хасиды (есть такая группа евреев) носят галстуки, а вот раньше не носили и презирали носящих, называея галстук - геринг (по-идишски - селедка). Некоторые группы верующих в россии и украине, например, пятидесятники, не носили галстуков и за ношение галстуков исключали из церкви.

Впрочем, евреи издавна носили шейные платки, например плкмя Иуды носила такие платки, которые сейчас в моде у палестинцев, в жару этим платком повязывали голову, а при песчаной буре закрывали рот и нос. Британцы приобщились к этим платкам. повоевав в пустыне. Можно лицо и даже голову замотать в песчаную бурю, или для согрева. Шею защищает от натирания и воротник от грязи.

В течение многих лет, ношение куфии (keffiyeh) было повсеместным среди британских солдат, которые теперь называют их шемаг (shemagh). Их использование некоторыми единицами и формированиями вооруженных сил и полиции прежней Британской империи относится ко времени перед Второй Мировой войной. Из-за удобства шемаги (shemagh) были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других, которые носили их, работая в Северной Африке. После войны, их использование армией продолжалось в пустыне и в умеренных широтах. С началом войны с террором, шемаги (shemagh), обычно хлопковые и в армейском стиле - оливковые, с серым или черным вышитым рисунком, были приняты и американскими войсками. Их практичность в засушливой окружающей среде, в Афганистане и Ираке, объясняет их популярность среди солдат. Солдаты часто носят шемаг (shemagh), свернутым в треугольник и обернутым вокруг головы, защищая лицо и глаза от песка. Как и другие статьи одежды военного времени, типа футболок и штанов хаки, арафатка недавно стала и этническим и военным шиком среди тех кто не заинтересован ни политикой, ни вооруженными силами. В Европе и Америке и Австралии, черно-белая куфия (keffiyeh) стала участником молодежной моды, часто используемая как обычный шарф.

От англичан эти платки попали в армию США.

Впервые в Европе шейный платок, называющийся "фокале" появляется у римских легионеров, у которых он служит не для украшения, а имеет чисто практическое значение. Одежда легионера состояла из шерстяной рубахи (tunica) с короткими рукавами или без них, поверх которой носили доспехи. Шею повязывали платком, чтобы ее не натирали пластины панциря. Шейные платки офицеры делали из шелка, который римская империя ввозила из Китая. Дело в том, что шелк не дает заводиться в белье вшам, и это настолько важно в военных условия, что в плоть до 19-го века в армиях разных стран, в том числе и Российской офицеры носили шелковое белье и шелковые шейные платки.

После распада великой империи многие римские традиции и обычаи, включая ношение шейных платков, унаследовали румыны, а от них фокалес перешли к хорватам, чей конный полк во время парада яркими шейными платками, являющимися частью униформы в свое время и сразил наповал молодого Людовика ХIV.

Но самым старым упоминанием о галстуке или шейном платке является сенсационная находка в Китае. В 70-ые годы 20 столетия крестьяне при рытье колодца нашли статуи целой армии воинов императора Цинь Шихуан-ди, который правил около 220-ых годов до нашей эры. Отказавшись от массовых жертвоприношений, он приказал похоронить с ним терракотовую армию - точную копию воинов и лошадей. Этот поступок был подарком не только для тех, кто должен был быть похоронен с правителем, но и для нас, так как идеально сохранившиеся статуи позволяют нам увидеть первое подобие галстука на шеях китайских воинов.

Терракотовая армия

Существуют исторические упоминания, что в Древнем Египте и Древнем Риме тоже использовали шейные платки, которые указывали на привилегированность их обладателей. После падения римской Империи, традицию носить "fascalia" (так называли шейные платки в Риме) унаследовали румыны, а затем и хорваты. Именно хорватам можно отнести заслугу в появлении галстука в Европе...

На военных хорватов во время победного парада, ознаменовавшего конец 30-летней войны, Людовик XIV (король Франции), увидел яркие шейные платки, которые были частью их униформы. Так, в 1663 году, история галстука получила дополнительный импульс. Так как король был большим ценителем всего прекрасного, то его внимания не избежала и эта деталь. Доподлинно неизвестно, но некоторые историки утверждают, что король приказал будущему министру обороны, Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа, достать для него несколько таких платков. Примерно в это время появляется немецкое название "halstuch".

Людовик XIV

В 17 столетии модным стал длинный жилет под камзол, на шею было принято повязывать длинный платок, который обворачивался вокруг шеи несколько раз, а свободные концы просто свисали. Такие платки были очень популярны. Было придумано много вариантов завязывать подобные платки, что занимало у модников того времени очень много времени.

Следующая эпоха в истории галстуков наступила через 100 лет, и, разумеется, случилось это снова во Франции, являющейся, как известно, законодательницей мод. А где же еще? Ведь во Франции мода не исчезала даже во времена кровавых войн и разрушительных революций. Великая французская революция рубила не только головы с плеч, но и шейные платки с шей. Исчезали старомодные галстучные узлы. Исчез кокетливый бант лавальер. Один из лозунгов революции — «Новому времени — новые галстуки!» Так появился революционный шейный платок анкруайабл, то есть «невероятный», драпируемый от груди до самого подбородка и искусно завязанный несколькими сложными узлами. В столичных европейских городах конца XVIII — начала XIX века возникла новая престижная и высоко оплачиваемая профессия — учитель по завязыванию галстуков.
Великое изобретение не скрыть — и вскоре «невероятный» галстук пересек Ла-Манш. В Англии эти огромные шейные платки получили название «салфеточная мода». Галстуки шили из шелка, шерсти, атласа, с разнообразнейшими узорами и без них. В Европе издавались учебники по завязыванию галстуков, в числе их авторов был неимоверный модник и щеголь Оноре де Бальзак. Великий французский романист так и не сумел стать лучшим учителем по галстучному делу, но одно его высказывание по этому поводу вошло в века: «Мужчина стоит того же, что и его галстук».
К середине XIX века в Англию пришла мода на отложные воротнички, и именно тогда началась история длинного галстука, причем цветного — прототипа современного. В те времена он был очень популярен в морской и спортивной среде, а потому и названия получил соответствующие: регат или four-in-hand (спортивный термин, обозначающий управление четверкой лошадей). Богема продолжала носить романтический лавальер, но мужественный и лаконичный регат постепенно завоевывал все более прочные позиции. Говорят, что его придумал один молодой яхтсмен. Не желая тратить время перед соревнованием на мучительное завязывание галстука, он просто разрезал его сзади и пришил на месте разреза петлю и пуговицу, которых не было видно из-под воротничка рубашки. Между прочим, практичный регат по сей день является частью военной униформы во многих странах мира. Вскоре подошло время пластрона — платка, который завязывался узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой. Его британский вариант — эскот, получивший свое имя по названию знаменитого виндзорского ипподрома.

Англичане возвели галстук в культ, а негативное высказывание в адрес аксессуара было лично обидой - "обидой, которую можно смыть лишь кровью".

Пётр I, со своим новаторским нравом, стал поощрять ношение галстуков. Издавались указы, которые принуждали носить их, что было признаком цивилизованного вида. Но Петр изучал западную моду не столько на балах и приемах, сколько на верфях и шхунах, поэтому галстук в России ведет свой род скорее от демократичного шейного платка голландского матроса, чем от кружевного придворного банта. Россия отчаянно сопротивлялась подобному новшеству, но Петр I настаивал, применял репрессивные меры, карал не меньше, чем за бороду, — и униженные бояре, сбрив бороды, надели и шейные платки. Причем поначалу возникла жуткая путаница. Россияне никак не могли отличить шейный платок от носового, который тоже был для них в диковинку, и великий царь был вынужден издать специальное пояснение о том, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». Русское купечество не признавало галстуки еще и потому, что придерживалось в одежде традиционного русского стиля, к которому эта элегантная деталь костюма совершенно не подходила. Короче, Россия галстук невзлюбила. Недаром на Руси он получил такое количество презрительных имен: и гаврилка, и удавка, и петелька, и змеюка, и даже фофочка.

Пётр I

Галстук в девятнадцатом веке стал невероятно популярен: их изготавливали из разных тканей, таких как шёлк, атлас, шерсть и др. Невероятные орнаменты и узоры; необычные цвета; было придумано огромное количество узлов, самым популярным был "Байроновский узел". Появились "трагические галстуки", которые было принято надевать на похороны. Популярен был "Вальтер Скотт" - галстук в клетку, и белый галстук, который положено надевать только в торжественных случаях.

Знаменитый лорд Байрон ввел моду на свободно завязанные и не стягивающие горло платки, они так и назывались — а-ля Байрон. Кстати, эти галстуки обожал Александр Пушкин. Пылкие художественные натуры оставались верны лавальеру. «Трагические» черные галстуки надевали не только в дни похорон и траура, но и как скорбный символ неразделенной любви, а белоснежные считались уместны либо на дипломатических приемах высокого уровня, либо на балах, но ни в коем случае не с пиджаком: белому галстуку соответствовали лишь фрак или смокинг. Галстук «Вальтер Скотт», названный в честь английского писателя, шился из клетчатой ткани, подобно клетчатым одеждам его героев-шотландцев.

1924 год стал решающим для шейных платков - американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал "идеальный галстук". Такой галстук шьётся до сих пор - представляет собой три части ткани, скроенные по косой.

Революция заклеймила галстук как буржуазный пережиток, сделав исключение только для его пионерской разновидности. Но тут подоспел нэп, и галстук опять «легализовали». В 60-х годах в моду вошло уникальное приспособление. Галстуком тот предмет назвать просто неловко, однако мы носили это Нечто — из непонятного материала, невнятного цвета, с вечным узлом, на резиночке, а для особого шика еще и со впаянным бутылочным стеклом вместо галстучной булавки. Правда, нет худа без добра: цена такого «шедевра» была вполне посильной — от рубля до полутора. Может, именно здесь кроется причина того печального обстоятельства, что мы так и не научились по-настоящему любить галстук, относимся к нему, как бояре петровских времен, и продолжаем снимать его вечером через голову, чтобы, не дай бог, не повредить узел...

Пионеры в СССР носили красный галстук фасона тех шейных платков, которые носили первопоселенцы (пионеры) в америке, и это было подражание организации скаутов.

Пионерский га́стук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

За время своего существования пионерский галстук перетерпел ряд изменений.

Вначале галстук не завязывался, а скреплялся специальным зажимом, на котором была изображена пионерская символика — костёр на фоне серпа и молота, окружённый надписью «Всегда готов!». Изображение пяти поленьев костра и трёх языков его пламени символизировали пять континентов и Коммунистический интернационал, который должен был зажечь пламя революции на этих континентах. Концы галстука вдевались в проём зажима сверху при раскрытом его фиксаторе, который отклонялся нажатием большого пальца. Придерживая одной рукой концы галстука, другой рукой зажим подтягивали вверх до уровня шеи и, отпустив фиксатор, закрепляли концы галстука.

В связи со сложностью изготовления зажимы не получили по-настоящему массового распространения, и пионерские галстуки уже с момента зарождения в большинстве случаев завязывали специальным узлом.

Помнится, мы шутили:

Как повяжешь галстук - береги его.

Может пригодится удавить кого...

За всё время своего существования галстук менял свою форму, цвет, узоры, приобретал собратьев, которые также заняли прочные позиции в истории галстука. Относительно недавно, в 20-ом столетии, появился стандартный размер галстука - его ширина равна 8,2 сантиметра, возможна ширина 7 сантиметров, встречаются ещё уже. Обычно, сейчас делают галстуки из шёлка и жаккарда. Деталей на галстуке осталось немного, они стали строже и спокойнее, скорее всего это связано с тем, что возвращается "цвет" к самому наряду.

Такой была история возникновения галстука, он менялся, выходил из моды и возвращался, но он заслужил место в наших гардеробах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Название «галстук» в русском языке произошло от нидерл. halsdoek и нем. h.Halstuch , что означает «шейный платок». Однако в европейских языках более распространен другой корень - от фр. cravate . Из французского это слово перекочевало во многие европейские языки (например, нем. Krawatte , исп. corbata , укр. краватка , рум. Cravată , тур. kravat , польск. krawat ). Французское же слово, вероятно, происходит от «кроат» («хорват») .

    Правила ношения галстука

    Расцветка и рисунок галстука подбираются в соответствии с другими предметами одежды и мероприятием. Для ежедневной носки используются галстуки темных тонов с небольшим повторяющимся рисунком или с одним более крупным рисунком, не сильно привлекающим внимание. Темные галстуки надеваются, как правило, со светлыми рубашками.

    История галстука

    Первые упоминания. Древняя история

    Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта , где кусок ткани правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы . Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуанди - на шеях вельмож и воинов завязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако данные повязки были слишком далеки от современных галстуков как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.

    До этой находки изобретателями галстука считались римские легионеры , носившие так называемые «фокале». Их изображения сохранились на колонне императора Траяна , воздвигнутой в честь его побед в 113 году н. э. На барельефах колонны, опоясывающих её спиральной лентой, можно насчитать 2500 фигур римских воинов в доспехах. На шее у большинства из них - завязанные узлом платки. Появление в Древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова.

    Дальнейшая история

    Начиная с конца XVI века время мужчины носили камзолы . А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.

    Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане .

    Предполагается, что когда хорватские офицеры, которые в XVII веке носили яркие шелковые шейные платки, в награду за своё мужество и доблесть, проявленные во время Тридцатилетней войны, были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской, их необычный аксессуар заприметил сам король Людовик XIV , который не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно и всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravate (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.

    В XVII веке в моду вошел длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа . Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.

    Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что английский франт Браммел (Брюммель) , оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.

    В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьёзной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».

    Во время Великой французской революции (1789-1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.

    Анализируя выводы публикации британских учёных, шведский математик Микаэль Вейдемо-Йоханссон из Королевского технологического института в Стокгольме заметил, что узел Ediety, который использует персонаж фильма «Матрица: Перезагрузка » Меровинген , не указан в исследовании Кембриджского университета. Он обнаружил, что это исследование игнорирует узлы, в которых есть несколько петель. Вейдемо-Йоханссон и трое его коллег разработали особую кодировку возможных действий в галстучных узлах, обозначив их буквами W, T и U, где, например, U означало «засунуть широкий конец под узкий». В результате компьютерных расчётов учёные пришли к выводу, что существует более 177 тысяч вариантов узлов. Впрочем, математики оговорили, что не все возможные узлы подходят для практического применения в этом контексте, например, попадаются узлы, где широкий конец вывернут наружу или некоторые узлы требуют слишком длинного галстука. Существует сайт tieknots.johanssons.org с генератором случайных узлов.

    Некоторые популярные галстучные узлы:

    • Узел «Аскот»
    • Узел «Балтус»
    • Узел «Виллароза»
    • Узел «Висмара»
    • Узел «Ганновер»
    • Узел «Грантчестер»
    • Узел «Двойной Виндзор»
    • Узел «Диагональ»
    • Узел «Кавендиш»
    • Узел «Кельвин»
    • Узел «Кент»
    • Узел «Крестовый узел»
    • Узел «Ложный»
    • Узел «Манхэттен»
    • Узел «Никки»
    • Узел «Онассис»
    • Узел «Ориентал»
    • Узел «Пластрон»
    • Узел «Плацбург»
    • Узел «Полувиндзор»
    • Узел «Поперечный»
    • Узел «Пратт» (он же «Шелби»)
    • Узел «Принц Альберт»
    • Узел «Святой Андрей»
    • Узел «Четвертной»