Возрастные особенности развития детей первых лет жизни. Здоровье детей первых лет жизни

- 113.00 Кб

Введение

Ежегодно в мире умирает около 11 млн. детей, преимущественно от излечимых заболеваний. Уровень заболеваемости детей, по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения (за последние 5 лет), имеет тенденцию к значительному росту и составляет: среди детей 1829,8 случаев на 1000 населения. Рост показателей хронической заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Основное место, по данным различных эпидемиологических исследований, в детской структуре патологических состояний занимают болезни: 1) органы дыхания (50%); 2) заболевания опорно-двигательного аппарата (22,2%); 3) заболевания органов пищеварения (15,3 %); 4) болезни нервной системы и органов чувств (11,4%).

По некоторым классам патологии отмечается интенсивный рост в 3 и более раз. Итак, можно констатировать, что количество детей с хронической соматической патологией неуклонно растет.

Первые 2-3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Грудные дети - особенно родившиеся маловесными или уязвимые в каком-либо другом отношении - в течение первых двух лет жизни и особенно в возрасте после 6 месяцев подвержены повышенному риску заболеваемости и смертности.

Именно эти вопросы и обусловили выбор темы для написания реферата: « Здоровье детей первых лет жизни».

1 Физическое развитие

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны. В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т. е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо.

Дети до 1 года

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели: рост, массу тела, пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы); статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см, так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает. В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах - от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает в среднем 47 см.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов - акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов - 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

После того как ребенку исполнится год, темп его физического развития несколько замедляется.

Дети 2-х лет

За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.

В конце 1-го - начале 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки. Некоторое время малыш продолжает ходить "боком". Ребенок 12 - 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам. В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты. Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому - согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот. Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы -- так называемый перекат. С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам. Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.

Формируется равномерный ритм шага. При ходьбе ребенок уже не поднимает высоко колени, как он делал в начале 2-го года жизни. Малыш еще может падать, но главным образом из-за недостаточно развитой зрительно-ножной координации при наталкивании на предметы. Однако падения, связанные с потерей равновесия, случаются все реже. К концу 2-го года жизни малыш уже бегает и прыгает, отрывая от земли обе ноги одновременно. Держась за руку взрослого, он поднимается по ступенькам. Но малыш пока не способен к координированным попеременным движениям ног, поэтому 2-летний ребенок сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую. Несколько позже он будет использовать этот же способ во время спуска с лестницы.

Играя, ребенок 2-го года жизни легко меняет различные способы движения: он может встать на колени или на одно колено, лечь на пол. Он по-прежнему предпочитает пользоваться одной рукой, однако вторая рука, которая раньше лишь пассивно удерживала предмет, начинает активно действовать. Например, малыш может держать чашку двумя руками.

В возрасте от полутора до 2 лет продолжают совершенствоваться ручные действия, требующие супинации предплечья, и ребенок научается поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящиков.

Развитие координированного произвольного разгибания пальцев и активное использование большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребенок в этом возрасте уже может построить башню из 3 - 4 кубиков, взять и поднять одной рукой 2 маленьких предмета, бросать и перекладывать игрушки.

Благодаря тому, что малыш теперь самостоятельно ходит, он может более активно взаимодействовать с окружающим миром: развивается его способность ориентироваться в пространстве, мышечное чувство становится мерой расстояния, определения пространственного расположения предметов. Малыш теперь комбинирует способы ходьбы, довольно быстро меняет направление движения.

Дети 3-ьего года жизни

На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую "базу" для шага. Это в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени - и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения. Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения -перешагивание через низкие предметы. Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.

Введение

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью. Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс .

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это – рефлексы опоры и автоматической походки .

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

Взвешиваемся, измеряемся

Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окружность головы – 35–36 см.

Окружность груди – 33–34 см.

Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.

Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).

Вторая неделя

Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают. Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.

Внимание!

Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Несмотря на то что ребенок большую часть времени сейчас спит, у него очень велика потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Прислушайтесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обнаружите, что его дыхание неравномерно. Длительность пауз между вдохом и выдохом может достигать 7 секунд. Возникает дефицит кислорода, и… запускается двигательная активность. Только в этом случае она проявляется в подрагивании. В течение минуты можно насчитать до шести таких пауз и подрагиваний. Вот и получается, что около 50 % времени ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы.

Что уже умеет малыш

Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Сейчас ваш малыш может растопыривать пальчики на руках, непроизвольно отводить пальцы ног, особенно большой, строить гримаски, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга.

Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы – в первую очередь разгибательные (ведь пока сгибательные мышцы у него напряжены, потому его конечности полусогнуты). С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам поначалу это и не заметно. Специально занимайтесь с малышом, стимулируйте его двигательную активность – это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только собственно физическое развитие ребенка, но и развитие его головного мозга, психики и интеллекта.

Третья неделя

Как видит ваш малыш? И что он видит?

Еще недавно ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрят, но не видят. Оказалось, что это не так. Младенцы видят, но по-своему – мир им представляется очень маленьким. В него входит лишь то, что расположено рядышком.

Жизнь вокруг младенец воспринимает как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за перемещением предметов, однако проследить их путь пока не может. Малыш лишь фиксирует первоначальное местонахождение предмета, потом его исчезновение и появление в другом месте.

Если в первые недели жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, лишь изредка останавливаясь не более чем на несколько секунд, то сейчас малыш учится лучше фокусировать взгляд. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет позже, а пока он все равно чаще просто скользит глазами по вашему лицу.

Ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жмурится и плотнее смыкает веки. Малыш способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине. Особенно дети любят смотреть на предметы округлой формы и контрастной окраски. А родительские лица – это самый лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Вы уже наверняка заметили, что ваше лицо привлекает его больше всего.

Если иногда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спешите волноваться, так как периодическое скашивание глаз в этом возрасте – нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение – результат пока еще недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и ребенок дольше удерживает сфокусированный взгляд.

Английский детский психолог Алан Слейтер (Alan Slater) и его коллеги из университета Экзетера (University of Exeter) считают, что младенцы обладают врожденным чувством прекрасного и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.

Используя научно подтвержденный факт, что младенцы имеют тенденцию смотреть в направлении объекта, который их больше всего интересует, ученые доказали, что даже новорожденные отдают предпочтение привлекательному лицу.

В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые заранее по своему усмотрению рассортировали на более и менее привлекательные.

К удивлению исследователей, красивые, с точки зрения взрослых, лица дети рассматривали гораздо дольше.

Это и позволило английскому исследователю сделать вывод, что понятие о привлекательности заложено в мозге новорожденного. Он предположил, что ребенок имеет своего рода зрительный шаблон человеческого лица, который соответствует привлекательной внешности. Поэтому дети и предпочитают смотреть на привлекательное лицо, так как оно наиболее полно соответствует заложенному «опытному образцу».

Но что бы ни говорили ученые, для младенцев самое красивое лицо – лицо мамы. И тут никаких опытов проводить не надо.

До недавнего времени ученые полагали, что новорожденные не могут смеяться. Считалось, что улыбка младенца – это всего лишь непроизвольное сокращение мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие доказывает нам, что практически сразу же после рождения дети могут проявлять эмоции.

Ребенок может чувствовать вкус. Если капнуть ему на язычок сладкой водички, то малыш с наслаждением будет сосать и причмокивать. А ели капнуть что-то горькое или кислое, то это вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, может даже расплакаться.

Младенец различает также и все запахи. Почувствовав резкий запах, малыш морщится, зажмуривает глаза, чихает.

Игра

Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза» .

Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, – тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.

Массаж

Любой малыш может находить свою маму по запаху!

В одном научном эксперименте младенцев подносили к груди нескольких мам, и каждый тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.

Уже с этой недели вы можете начинать делать ребенку массаж. Массировать малыша нужно ежедневно. Продолжительность каждого массажного приема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких похлопываний различных частей тела ребенка. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, то есть ручки следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам, а ножки – от стопы к бедру. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на организм в целом.

Четвертая неделя

Физическое и психическое развитие ребенка идет высокими темпами. Лежа на животе, малыш уже пытается приподнимать голову.

Промежутки бодрствования с каждым днем становятся все длиннее. Если в первые недели после рождения ваш малыш большую часть времени спал и просыпался исключительно для того, чтобы потребовать еды или заявить о том, что он мокрый, то сейчас вы уже можете заметить, что ваш кроха просто молча лежит с открытыми глазами. Малыш начинает знакомиться с миром. И в эти короткие промежутки бодрствования начните помогать ребенку познавать окружающую действительность.

Прежде всего учите его рассматривать предметы. Можно на расстоянии 50 см от его лица подвесить вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.

Показывайте малышу яркие игрушки. Вы заметите, что он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.

Стоит учесть

Движения глазных яблок у маленького ребенка еще не скоординированы, поэтому важно помочь ребенку научиться управлять глазами. Самый простой способ – постепенно приблизить игрушку к лицу ребенку, на расстоянии 20–25 см от лица остановить ее на короткое время, а затем так же постепенно удалять.

Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.

Одновременно со зрением у ребенка развивается и слух. Во время кормления малыш может перестать есть, если раздастся звонок в дверь или, скажем, рядом включат телевизор. У малыша появляется так называемое слуховое сосредоточение. Плачущий ребенок замолчит, если вы с ним заговорите, и начнет прислушиваться к вашему голосу.

Младенцы обычно предпочитают любым другим голосам голос матери. Материнский голос – это нечто особенное для вашего малыша. Он умеет выделять его среди множества других звуков и голосов. Ребенок может сопоставлять звук с его источником – это называется ориентацией. Позовите ребенка, находясь справа от него, и он попытается повернуть голову вправо. Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с ним фиксированный контакт «глаза в глаза», а затем начинайте говорить. Если у вас не получается наладить звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить тембр голоса. Учтите, что ребенок любит смотреть на собеседника и выглядит озадаченным, если не видит того, кто с ним разговаривает.

Вы можете ставить своему малышу записи классической музыки. Дети быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Считается, что младенцы узнают мелодии, которые многократно слушали еще до рождения, например фортепианные пьесы, которые их мама играла в период беременности. Более внимательно малыши прислушиваются и к рассказам или стихам, которые их мать часто читала вслух во время беременности.

У младенцев есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы, поэтому не стоит говорить шепотом и ходить на цыпочках в комнате, где спит малыш.

Дело в том, что младенцы вообще очень избирательно относятся к поступающей из внешнего мира информации и умеют ограждать себя от ее переизбытка. Так, например, если в доме много гостей и становится слишком шумно, то многие дети как бы «отключаются», впадая в глубокий сон.

Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми он еще не обладает. Вам придется общаться как бы за двоих. Для подготовки ребенка к общению необходимы два условия: во-первых, вы должны относиться к нему как к полноценной личности; во-вторых, вы должны установить с ним визуальный контакт – во время разговора смотреть ему в глаза. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и готов реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и начинайте произносить всевозможные нежные выражения. При этом ласково поглаживайте его по тельцу или щечке. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.

Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье . Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни. Поэтому самое главное, что вам нужно уметь - это быть терпеливой, гибкой и осведомленной , чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства. Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

Периоды первого года жизни ребенка

Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

  1. От рождения до 3 месяцев.
  2. От 3 до 6 месяцев.
  3. От 6 до 9 месяцев.
  4. От 9 месяцев до года.

Ниже я расскажу, чем эти периоды различаются и как провести это время наиболее эффективно и приятно;)

От 0 до 3 месяцев

Самый тяжелый этап в жизни как ребенка, так и матери. Перемена произошла так внезапно, и всем еще нужно привыкнуть друг к другу. Мама зачастую не понимает, даже если он не первый. Колики, лактостазы, хронический недосып… Все это бывает непросто пережить, если не знать некоторые моменты, которые могут здорово облегчить жизнь!

Во-первых, обязательно прочитайте мою статью , чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама. Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться - возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать , в конце концов. Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку - любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

В-третьих, помните, что этот период закончится. А в нем есть и неоспоримые преимущества, просто не все их сразу замечают! Например, в первые три месяца жизни ребенок более 70% времени спит, а значит можно заниматься своими делами. Да, как правило, эти дела происходят с малышом в слинге или под грудью, либо на улице во время прогулки. Мне было так скучно первое время, что я создала этот блог. 😄 Сейчас я с тоской вспоминаю те времена, когда я могла часами читать книжку или писать статьи - к годику дочки свободного времени стало в разы меньше, и меня хватает лишь на пару строк в день! Чтение книг также почти сошло на нет… Так что, несмотря на все сложности первых трех месяцев жизни ребенка, это еще и время возможностей для отдыха, пускай с телефоном в руке. Обзаведитесь функциональным смартфоном и читайте, общайтесь, изучайте новое, смотрите фильмы , пока малыш смотрит сны. Скоро наступит совсем другой этап!

От 3 до 6 месяцев

После жизнь налаживается, и материнство кажется сказкой! Ребенок все еще много спит, но уже радует первым смехом, лепетом, вниманием. Мама в этот период чувствует и относительную свободу, и отдачу. Наконец-то члены семьи начинают высыпаться! Наслаждайтесь самым легким этапом на первом году жизни ребенка и копите силы на будущее. А пока советую расслабиться, вспомнить свои хобби, больше гулять, полноценно питаться и спать . Нашей дочке исполнилось три месяца весной, так что мне удавалось заниматься моим любимым рукоделием на свежем воздухе, а дома я писала статьи для этого блога. Если вы получаете образование или давно хотели попробовать что-то новое - сейчас самое время!

От 6 до 9 месяцев

В 6,5 месяцев дочь внезапно перестала спать на улице. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже… А тут еще кризис 6 месяцев - как мне показалось, самый трудный из всех. Теперь ребенок отказывается лежать там, куда положили, и требует, чтобы его постоянно носили на руках. Малыш хочет посмотреть мир! Он учится сидеть, ползать, кушать новую еду, и маме необходимо помогать ему буквально ежеминутно. Так что в этот период придется задвинуть какие-то свои дела в долгий ящик. После легкости 3-6 месяцев жизни ребенка будни с ребенком 6-9 месяцев могут показаться тяжелыми, иногда даже невыносимыми… Что делать? Вам необходимо отвлекаться на свои дела! Прочтите мою статью Именно этот метод помог мне не сойти с ума, а научиться выделять время на себя даже в сумасшедшем ритме жизни с грудничком. Опять же, помните, что скоро настанут хорошие времена!

От 9 до 12 месяцев

Обычно к 9 месяцам ребенок становится чуть более самостоятельным - он уже сам перемещается по дому, ползком или даже на своих двоих, открывает всевозможные шкафы и ящики и вытаскивает их содержимое, а значит, теперь всегда есть чем заняться! Первое время мама даже может впасть в ступор - куда деть освободившееся время? Не то, чтобы его стало так много, просто мы привыкли за 20 минут и обед приготовить, и прибраться, и в душ сходить, а тут малыш занял себя аж на полчаса, и осталось целых 10 минут. :))

По себе знаю, что к 10-му месяцу жизни ребенка мама наконец-то может немного расслабиться и спокойно выпить чай, который налила, когда крохе было 5 месяцев. 😄 Ну, а если серьезно, после всех домашних дел мне даже удается порукодельничать, пока дочка сама играет. Несколько недель назад я могла об этом только мечтать!

Некоторые детки даже слишком самостоятельные! :)

Многие мамочки жалуются, что ребенок и в год, и в полтора все равно требует ВСЁ внимание, а некоторые не слезают с рук, даже если уже умеют ходить… Что ж, это означает лишь то, что как раз с 9 месяцев кончается просто уход за ребенком и начинается воспитание . А воспитывать - реально гораздо сложнее, чем попу подтирать. Вам потребуется вся ваша воля, иногда строгость и твердость, чтобы воспитать самостоятельного, уравновешенного человека. Да, придется делать над собой усилие много раз в день, чтобы не потакать капризам малыша всякий раз. Пора уже и честь знать! Именно сейчас закладывается воспитание, и вам же лучше, если вы научите нового члена семьи подстраиваться под ваш распорядок. Ведь он уже не новорожденный, и может где-то потерпеть и подчиниться.

В 9 месяцев детки уже многое понимают, а если и не понимают, то чувствуют. Объясняйте, что мама сейчас не может, и придется подождать. Если вы видите, что ребенок просто показывает свое «хочу», попробуйте проигнорировать это (если не помогли объяснения). Вот увидите, малыш займет себя сам, и каждый раз это будет происходить все чаще и на дольшее время! Этим вы оказываете услугу, прежде всего, ребенку, чьи хотелки не могут и не должны исполняться сию минуту.

Сложность периодов первого года жизни ребенка по моему мнению

Именно поэтому легкость этого периода я поставила на второе, а не на первое место. В остальном же с малышом наконец-то становится интересно, занятно, весело! Он уже говорит «мама» и «папа», играется, хохочет, топает своими пухлыми ножками, обнимает, пытается целовать. И все это невероятно мило, аж сердце разрывается от умиления:)

К 11-12 месяцам ребенок переходит на один дневной сон. Когда я думала об этом полгода назад, приходила в ужас. Но все оказалось не так страшно! С ребенком, как правило, очень комфортно, и время летит незаметно - потом даже удивляешься, что пришел час сна. Именно к этому моменту я почувствовала, что жизнь окончательно наладилась - ты просто живешь, делаешь домашние дела, встречаешься с друзьями, даже работаешь, просто при тебе всегда ребенок. :)

Таковы периоды первого года жизни малыша, и каждый из них хорош по-своему. Сначала - много свободного времени, но и непростая перестройка, затем - привычный ритм и легкость, после - череда кризисов и новых умелок, и в конце года - рядом с тобой «свой в доску» человечек, без которого ты уже не представляешь жизни. Поэтому, если вас с малышом настиг непростой этап, помните, что игра стоит свеч, и совсем скоро жизнь заиграет новыми красками! Каждый день будет в радость! Не зря говорят, что первый год - самый сложный. Как видите, трудности возникают в разные периоды жизни малыша. И теперь я понимаю, почему годик отмечают с таким размахом - тут есть, что праздновать! Думаю, дальше будет еще лучше:)

Здоровья вам и вашим семьям, а остальное приложится 😉

Первый период жизни человека длится 280 дней или 10 лун­ных месяцев внутриутробного развития, когда после оплодотво­рения перестраивается весь организм матери. Наиболее ответствен­ными для здоровья будущего ребенка являются первые 3 месяца беременности, когда происходит закладка внутренних органов и систем, и действие неблагоприятных факторов в этот период мо­жет привести к различным врожденным уродствам и отклонени­ям тканей и органов плода от нормального развития. Питание плода в этот период происходит за счет плаценты, которая вы­полняет также гормональную и защитные функции. Через пла­центу в кровь плода поступают лекарственные препараты, алко­голь, наркотики, а в последний месяц беременности - микро­элементы (как, например, железо). Если ребенок рождается рань­ше срока, у него из-за дефицита железа может развиться анемия (малокровие). Поэтому питание беременной должно быть согла­совано с медработником, особенно во вторую половину бере­менности, когда должна преобладать молочно-растительная пища, творог, яйца, разнообразные овощи, фрукты. Необходимо ис­ключить из рациона пищевые продукты, способствующие раз­витию аллергии у будущего ребенка: экстрактивные препараты, пряности, кофе, шоколад, орехи, цитрусовые, клубнику. В по­следние месяцы ограничить прием соли и жидкости; особенно неблагоприятны для развития плода алкоголь, никотин, нарко­тики.

В течение беременности нужно соблюдать чистоту кожи, сли­зистых оболочек, следить за регулярной работой желудочно-ки­шечного тракта (слабительные средства принимать только по на­значению врача), полноценным сном (8 -9 ч ночью и 1 - 1,5 ч Днем). Необходим ежедневный прием гигиенического душа, об­мывание молочных желез теплой водой с последующим растира­нием жестким массажным полотенцем. По показаниям врача про­водятся массаж сосков, дубящие ванночки с корой дуба, перман­ганатом калия. Обязателен туалет наружных половых органов теп-лои водой с мылом. Половую жизнь следует ограничить, особен­но в первые и последние месяцы беременности, так как это мо­жет привести к нежелательным последствиям. Гулять следует еже­дневно 2 - 3 раза в день. Одежда должна быть свободной, из нату­ральных тканей, с 6 месяцев полезно носить бандаж, обувь на низком каблуке.

Этот период очень ответственен для будущих матерей. Они долж­ны пройти психопрофилактическую подготовку к родам и школу для будущих родителей. Поощряется присутствие мужа при родах, а также обеспечение совместного пребывания матери и ребенка в одной комнате после родов.

Если в семье плохие бытовые условия, и беременность неже­ланна, то это может стать фактором риска для здоровья матери. При проведении медико-социального патронажа беременной не­обходимо обращать внимание на вышеизложенное и помочь осво­бодить беременную женщину от тяжелого физического труда, ра­боты во вредных условиях; нужно поощрять индивидуальный и надомный труд, проводить санитарно-просветительную работу. Будущую мать необходимо окружить заботой и вниманием мужа, который должен быть привлечен к рождению ребенка с первых дней беременности.



Уход за ребенком. На дородовых патронажах будущие родители должны ознакомиться с основными советами по уходу за ребен­ком, позаботиться о приданом для новорожденного. Ткани долж­ны быть только хлопчатобумажными, сохранять тепло, легко сти­раться и гладиться. Детское белье необходимо кипятить и стирать специальными детскими порошками, тщательно полоскать, в противном случае может развиться пеленочный дерматит. Хранят детское белье отдельно от взрослого.

Комплект белья для новорожденного ребенка должен вклю-. чать в себя: 15 - 20 тонких пеленок, около 10 фланелевых, пару чепчиков или косыночек, 6 - 8 легких, 5 - 6 фланелевых распа­шонок, 20 подгузников (лучше из марли); одеяло ватное или шер­стяное, 2 байковых одеяла, 2 пододеяльника, один уголок для прогулок из белой ткани с кружевами. Новое белье необходимо выстирать и прогладить.

Кроватка для новорожденного должна стоять в самом светлом месте, не на сквозняке и не у батареи. Ее необходимо периодиче­ски мыть. Матрац в кроватку рекомендуется приобретать из жест­кого конского волоса. Головной конец матраца нужно несколько приподнять. Не следует подкладывать новорожденному подушки и перины.

Коляска должна быть удобной, по сезону, легко раскрывающейся; ее также необходимо периодически мыть щеткой с мылом 1 внутри и снаружи.

К моменту выписки ребенка из роддома квартиру нужно уб­рать, пропылесосить, протереть влажной тряпкой все углы и щели. Из комнаты лучше убрать ковры, вымыть окна; занавески на окнах должны быть легкими. В комнате должен быть градусник (темпера­тура помещения для новорожденного 20 - 22 °С), ее необходимо 4 раза проветривать (летом форточка должна быть постоянно откры­той). Необходимо выбрать место для пеленания новорожденного.

Аптечка для новорожденного состоит из стерильной ваты, сал­феток, перекиси водорода, перманганата калия, 5%-ной спирто­вой настойки йода.

Предметы ухода за новорожденным состоят из: термометра для измерения температуры тела; термометра для измерения темпера­туры ванны для купания; детской клизмы; клеенки; детского мыла; маленьких ножниц; пипетки; компрессной бумаги; стерильного растительного масла, закрытого крышкой; посуды для хранения чистых сосок и пустышек; детских бутылочек для питья и кормле­ния; детской ванночки, в которой следует купать только ребенка; бака для замачивания грязных пеленок.

Новорожденный - это ребенок первых 3 - 4 недель жизни. До­ношенный новорожденный, по данным ВОЗ, это ребенок, про­шедший полный цикл внутриутробного развития от 38 до 40 не­дель, родившийся в срок, со всеми признаками зрелости. С пер­вым криком у ребенка устанавливается свое кровообращение и дыхание. Постепенно в течение 5 дней организм заселяется мик­робами. У ребенка начинается мочеиспускание; с отделением пер­вородного кала - мекония, устанавливается работа кишечника. Поскольку у новорожденного функционально незрелы внутрен­ние органы и системы, может произойти остановка дыхания; не­постоянная температура тела, отсутствие иммунитета, слабая ра­бота кишечника, небольшое количество выработанных фермен­тов может привести к скоплению газов, вздутию кишечника, до­ставляя ребенку массу беспокойства. Функция кишечника обычно восстанавливается к 3 месяцам жизни.

Здоровый доношенный новорожденный активен, его вес ко­леблется от 3,2 до 4 кг, рост 50 - 56 см, окружность головки боль­ше окружности грудной клетки, голова неправильной формы, ку­лачки сжаты, ножки подтянуты к туловищу и постоянно двига­ются. На голове пушковые волосы. Кожа может быть розовой, чи­стой, а может красноватой, морщинистой и шелушиться. В склад­ках кожи иногда возникает покраснение. Подкожно-жировая клет­чатка развита слабо, но равномерно, пупочная ранка находится под корочкой, так как еще не зажила.

Масса тела меньше 2500 г характерна для недоношенных де­тей, более 4000 г - для крупновесовых.

Ребенок сразу же после рождения теряет в массе от 4 до 6 % первоначальной массы тела и начинает восстанавливать свой вес к 6 - 8 дню жизни. У ребенка может возникнуть физиологическая] желтуха, которая к 7 -8 дню жизни исчезает. Пуповина обычноотпадает до 5 дня жизни ребенка.

Нормальное развитие ребенка зависит от его контакта с матерью. После рождения ребенка необходимо сразу положить на живот матери. Слыша биение ее сердца, ощущая ее запах, голос, оцч успокаивается, находясь в защищенности. Мать смотрит на ребенка, гладит его кончиками пальцев. Установленный психосоциальный контакт с матерью необходим для нормального психомоторного развития ребенка.

Ежедневный уход за новорожденным производится после ночного сна, перед первым утренним кормлением. Необходимо при-" готовить все необходимое, чистое белье. Ребенка разворачивают, удаляют грязное белье, подмывают под чистой теплой проточной водой движениями руки спереди назад, затем сушат кожу и складки пеленкой. \

Туалет кожных складок проводят ватным тампоном со стерильным растительным маслом. Для этого 1 раз в 10 дней растительное ] масло наливают в чистую бутылочку, ставят в посуду с водой так, ^ чтобы вода была выше уровня масла и кипятят 10-15 мин с момента закипания.

Ежедневно 1 - 2 раза в день, если нет выделений из пупочной ранки, ее следует прижигать перманганатом калия или бриллиантовой зеленью. Глазки обрабатывают двумя ватными шариками, смоченными в растворе фурациллина или кипяченой воде, от наружного края к внутреннему. Носовые ходы обрабатывают ватными жгутиками вращательными движениями. Если есть корочки, то их удаляют ватными жгутиками, смоченными в теплом* вазелиновом масле. Личико умывают ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Ушки обрабатывают двумя ватными жгутиками один раз в 10 дней. На волосистой части головы может быть себоррейная корочка, которую можно удалить, осторожно счесывая, поставив предварительно масляный компресс за час - пол- f- тора до купания ребенка.

Купание ребенка проводится ежедневно, обычно перед девятичасовым кормлением. Если пупочная ранка не зажила, купать | необходимо в кипяченой воде. Предварительно ванночка обрабатывается содой, ополаскивается, на дно кладется фланелевая пеленка. В воду добавляется раствор марганцовки до розового цвета.-! Ребенка погружают в воду до плечиков. Два раза в неделю можно*! применять детское мыло. Температура воды должна быть 37 °С,| продолжительность процедуры 10 мин. Заканчивается купание"! обливанием ребенка по шейку из кувшина водой на градус ниже*!

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни ребенка.! Из 24 часов новорожденный 22 часа спит, бодрствует после кормления. Мать должна с ним разговаривать, петь, подносить к свету»|

стараясь привлечь внимание. Спит ребенок после активного бодр­ствования до следующего кормления. Здоровый ребенок обычно просыпается в одни и те же часы. Впервые прикладывают ребенка к груди через 30 мин - 1 ч после рождения. При первом прикладыва­нии обязательно должен присутствовать медработник, чтобы про­следить, правильно ли ребенок взял сосок, научить мать сцеживать молоко из груди. Каждое кормление ребенка нужно кормить из од­ной груди. Перед кормлением мать должна надеть косынку, маску, обмыть грудь водой с мылом. Первые дни ребенка кормят лежа, затем сидя, подставив под ногу скамеечку, положив при этом ре­бенка на чистую пеленку. Время кормления - 15 - 20 мин.

С первых же дней жизни ребенка необходимо приучить к корм­лению через определенное время. С рождения до 1,5 - 2 мес. ре­бенка кормят 7 раз в день; с 1,5 -2 до 4,5 - 5 мес. - 6 раз через 3,5 часа; с 5 мес. до 1 года - 5 раз в день. Наибольшую пользу ребенок, особенно первых месяцев жизни, получает от грудного молока. В теплом стерильном материнском молоке содержатся бел­ки, жиры, углеводы в том соотношении и количестве, которое лучше для переваривания, а также необходимые витамины, ми­неральные соли, иммунные тела. Кормящая мать всегда имеет боль­ший статус всеуважения окружающих, особенно мужа. В послед­нее время «отошли» от строгого режима кормления и, если ребе­нок здоров, хорошо набирает в весе, можно перейти на свобод­ный режим кормления, особенно если ребенок беспокойно ведет себя в ночные часы.

Новорожденный ребенок часто срыгивает. Для профилактики после кормления нужно подержать ребенка вертикально на ру­ках, чтобы он срыгнул воздух, которого наглотался во время корм­ления. Затем осторожно положить в кроватку, меняя положение попеременно с одного бока на другой.

Показателем здоровья новорожденного считается активность сосания, прибавка в весе, поэтому ребенка необходимо ежеднев­но взвешивать. Для этого нужно взять весы из детской поликли­ники. Контрольное кормление производится до и после кормле­ния грудью. По разности в массе можно определить количество высосанного молока. Необходимо постоянно наблюдать за стулом, внешним видом и поведением малыша. Каждый день он должен прибавлять 20 - 25 г, за первый месяц - 600 г, увеличить рост на 3 см. Стул в норме желтоватого цвета, кисловатого запаха, одно­родный, 2 - 4 раза в сутки.

Для воспитания здорового ребенка его необходимо правильно кормить. Питание определяет нормальный рост и развитие ребен­ка, его устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних Факторов. Самым полноценным питанием для грудного ребенка является вскармливание грудным молоком В 1999 г. доля детей в возрасте до 3 мес, находившихся на грудном вскармливании, составила 41,9 % (1997 - 43,5 %), в возрасте до 6 мес. - 27,6% (1997 г. - 32,3 %). Снижение уровня грудного вскармливания свя­зано и с состоянием питания беременных женщин. Такое вскарм­ливание называется естественным. С 5 мес. вводится первый при­корм - овощное пюре: сначала из одного вида овощей (карто­фель), постепенно с возрастом вводится морковь, капуста, ка­бачки и все овощи сезона. С 6 мес. вводится второй злаковый при­корм - рисовая, гречневая, геркулесовая каши, можно давать смесь из разных круп. Можно использовать импортные сухие мо­лочные каши с фруктами фирмы «Нестле» и «Хайнц». В овощное пюре и каши добавляется сливочное масло по 2 г в каждое блюдо (4 г/сутки). Третий прикорм вводится в 7,5 - 8 мес. Это кефир, коровье молоко или другие кисломолочные продукты.

Прикорм здорового ребенка начинается с малых доз, посте­пенно увеличивается до нормы в течение недели с ложки до кор­мления грудью под контролем стула и общего состояния.

Ребенку необходимы другие продукты питания: желток в варе­ном виде - с 6 мес, творог - с 5 -6 мес, мясо - с 7 мес, мясное пюре - с 5- 10гдо50г - к8 мес. и до 70 г - к году, которое в 9 мес. заменяется фрикадельками, ас 10 - 11 мес. - паровой котлетой. Параллельно с мясным пюре, фрикадельками вводится мясной бульон. С 8 - 9 мес. можно вместо мяса 1 - 2 раза в неделю давать морскую рыбу.

Соки вводятся с 4 мес. жизни с 1/2 чайной ложки, доводя до нужного объема 30 - 50 мл после еды. Кислые, терпкие соки нуж­но разводить водой. Начинать давать соки следует с одного вида и только после 6 - 7 мес. можно смешивать фрукты. До 7 мес. осто­рожно с цитрусовыми, клубничным соком. Фруктовое пюре реко­мендуется с 3,5 - 4 мес. с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличи­вая до 50 - 60 г.

Смешанное вскармливание назначается в том случае, если у матери гипогалактия (мало молока), которая подтверждается кон­трольным кормлением и малой прибавкой в весе, беспокойством ребенка, и объем докорма составляет 1/5 суточного объема.

При искусственном вскармливании ребенок совсем не получа­ет грудного молока. По России в целом около 70 % детей 1 года жизни нуждаются в искусственном вскармливании, что обуслав­ливает важность обеспечения детского населения молочными сме­сями. В настоящее время товарные ресурсы внутреннего рынка продуктов детского питания формируются в основном за счет рос­сийского товаропроизводителя.

В 1999 г. производство молочных смесей, плодово-овощньгх кон­сервов увеличилось, выпуск мясных продуктов питания сократился.

В 1999 г. финансирование федеральной целевой программы «Раз­витие индустрии детского питания» составило 3,4 млн. рублей или 36 % от предусмотренного лимитом государственных инвестиций*

Ребенок в качестве основного продукта питания получает адап­тированные молочные смеси, максимально приближенные к жен­скому молоку. Из отечественных смесей можно рекомендовать адап­тированные смеси «Алеся», «Нитрилак 1», «Малютка», «Малыш»; из импортных - «Семилак» (США), «Нутрилон», «Фрисолак - Н» (Голландия), «Энсолак - М» (Франция) и т.д. Прикорм вво­дится на месяц раньше.

Борьбу за естественное вскармливание, профилактику гипога-лактии необходимо проводить при дородовых патронажах в род­домах и при динамическом наблюдении педиатра при проведении патронажей к здоровому ребенку. Естественное вскармливание происходит при правильном рациональном питании беременной, кормящей матери, дородовой подготовке сосков, психосоциаль­ном контакте матери с ребенком, раннем прикладывании к гру­ди, полноценном сне, моральной поддержке со стороны семьи, мужа.

Гипогалактия. Причины гипогалактии:

Конституциональные особенности матери;

Социальные (нежеланный ребенок, родители-студенты, не­совершеннолетняя мать и т.д.);

Болезнь матери или ребенка.

Для усиления лактации необходим достаточный сон с отды­хом в дневные часы, прогулки, полноценное витаминизирован­ное питание, отвар семян укропа, листьев крапивы (1 ст. л. травы на 1 стакан кипятка по 1 ст. л. 5 -6 раз в день). Хороший эффект дает душемассажная процедура: после кормления молочная желе­за обмывается душем при t = 45 "С с одновременным массажем; можно заменить компрессом из махровой ткани, смоченной го­рячей водой.

Медикаментозная терапия: первый комплекс - апилак по 1 таблетке 3 раза в день под язык, до 30 лет - гендевит, старше 30 - ундевит по 1 таблетке 2 раза в день, витамин Е 3 раза в день, никотиновая кислота в таблетках; второй комплекс - пивные дрожжи по 60 г 3 раза в день (сухие - по 1 ч. л. 3 раза в день), витамин В 15 , липоевая кислота.

Физическое развитие ребенка. Ребенок за 1 год жизни утраивает свой вес и на 25 см увеличивает рост. Так, в 1 год - средняя масса ребенка 10 кг, рост - 75 см. За первый месяц ребенок прибавляет 600 г, за второй и третий - по 800 г, за четвертый - 750 г, за каждый последующий на 50 г меньше.

За первые 3 мес. ребенок прибавляет в росте по 3 см, следую­щие 3 мес. - по 2,5 см, с 7 до 9 мес. - по 2 см за мес, с 10 до 12 мес - по 1 см за мес.

К 3 - 4 мес. окружность головы и груди сравнивается и затем окружность груди становится больше окружности головы. Окруж­ность головы к 1 году равна 46 см.Нервно-психическое развитие (НПР). Ребенок рождается с безус­ловными рефлексами. В процессе жизни у него формируются услов­ные рефлексы, в приобретении которых играет роль воспитание.

В НПР входят ведущие линии развития:

Анализатор слуха;

Движения;

Психосоциальное развитие. К 2 - 3 мес. может узнавать целост­ные звуковые синтезы речи. С ребенком надо говорить ласково, спокойно.

Новорожденный видит, но координировать зрительную кар­тинку может только к 5 мес. К 2 мес. ребенок улыбается неосоз­нанно. Осознанная улыбка появляется к 5 -6 мес.

К 7 мес. появляются чувства особенной привязанности к одно­му из взрослых. В течение 15 мин необходимо разговаривать с ре­ бенком. Тревога, страх усиливает эмоциональную привязанность к тому, кто приносит успокоение.

В первое полугодие ребенок получает максимум информации от контактных анализаторов, во второе - через слух и зрение.

К 5 -7 мес. лепет - многократное повторение звукового сиг­нала. Необходимо повторять за ним, закреплять за звуками смысл.

К 9 мес. ребенок знает свое имя и откликается на него. Бывают страхи, вызванные сильными и новыми раздражителями. Нельзя ставить около ребенка много игрушек и делать смены обстановки.

С 7 мес. необходимо приучать ребенка к горшку.

Режим дня. Это правильное чередование сна, бодрствования, фиксированные часы кормления, прогулок. В сутки новорожден­ный ребенок спит 22 ч, 2 ч - бодрствует. Годовалый ребенок спит 8 -10 ч ночью и 2 дневных сна по 1,5 ч. С 1,5 лет ребенок спит 1 раз днем 1,5 ч. После кормления ребенок должен активно бодрство­вать. Активное бодрствование вызывает естественное утомление, что обеспечивает глубокий сон. На первом году жизни существует 4 режима дня.

Для развития ребенка используются специальные наборы иг­рушек:

с 1 до 3 мес. - погремушки разные по форме и цвету, «нева­ляшки» (подвешивают над грудью ребенка);

с 3 до 6 мес. - погремушки с ручкой, резиновые игрушки, издающие звук «неваляшки» (вешать и класть на расстоянии вы­тянутых рук ребенка);

6 - 9 мес. - разнообразные игрушки, помогающие общему"раз- витию речи и движений (шары, ведерки, звучащие игрушки, коль­ца, куклы, мишки и т.д.). Нельзя давать ребенку мелкие и с ост­рыми углами игрушки;


К. В. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича. 1903. Собрание галереи "Мастера", Москва

Как учились дети в России до времен Петра Первого? Отличались ли занятия царских детей от уроков простых смертных, получали ли они знания, недоступные остальным? Ведь они не должны были потом служить в войске или зарабатывать на жизнь. Но их готовили к самой важной и сложной профессии - управлению государством . Кроме того, продолжительность жизни человека в Средние века была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы или придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей чтению также начиналось в более раннем возрасте.

Царевичи и царевны с первых лет жизни были окружены заботой и роскошью.

Когда малыши только учились ходить, им шили одежду из самых дорогих тканей. Особых платьев для детей в те времена еще не знали ни в одной стране. В Западной Европе существовала традиция одевать маленьких мальчиков (до достижения ими возраста пяти лет), как девочек.


/ Изображение ребенка XVII в.
Гравюра из книги: А. Мейерберг. Собрание рисунков к путешествию. Спб, 1827

В России такой обычаи был неизвестен. Образцом для одеяний маленьких царевичей служили предметы царского гардероба. Что касается девочек, то в странах Запада в платье юных представительниц даже самых знатных семейств нередко присутствовали детали одежды простых людей - чепчики, фартуки. Ведь женщина должна была заботиться о доме и вести домашнее хозяйство. В России никому не пришло в голову одевать маленьких царевен, как служанок. Их платья с первых дней жизни повторяли те, которые носили царицы и боярыни.

Кроме того, с раннего возраста царские дети должны были изучать родословную своей династии, поэтому для них заказали «Книгу Степенную благоверного и благочестивого рода Романовых».

В 1674 году для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 года, была написана книга «Начаток о сотворении света». Сюжеты, связанные с сотворением мира, были широко известны людям того времени и часто присутствовали
в росписях дворцовых помещений. Самым известным примером является Грановитая палата царского дворца. Верхняя часть ее сводов была еще в конце XVI века расписана сюжетами, иллюстрирующими начало библейской книги Бытия - рассказ о сотворении мира. Подобные изображения в представлении людей того времени
несли в себе одновременно и благочестивый, и познавательный смысл, соответствуя уровню знаний той эпохи.

«Повесть о Бове Королевиче» «в лицах», то есть с иллюстрациями, была среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича: 3 декабря 1603 года из его хором «дьяк Кирила Тихонов снес потешную книгу в лицах в десть о Бове королевиче, многие листы выдраны и попорчены, а приказал тое книгу починить заново». Значит, царевич, который еще не умел сам читать, с таким увлечением листал картинки, что книжка изрядно потрепалась.

Среди произведений, которыми увлекались в России XVII века, одним из наименее известных современному читателю является роман «Пётр Златые Ключи». Необычное прозвище героя связано с тем, что знатный князь Пётр долго скрывал свое имя, считая, что лишь тогда может открыться, когда прославится своими подвигами; «и назвали его рыцарем Златых Ключей, потому что на шлему два ключа было золотых приделаны висящих».

Любовный сюжет романа был признан вполне подходящим для потешной книги трехлетнего царевича, который сам еще не умел читать. «1693 году октября во 2 день в хоромы к великому государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Петровичу всея Великия и Малыя и Белыя России окольничий Иван Юрьевич Леонтьев приказал написать в тетрадех в десть в лицах потешную книгу Петр Золотые Ключи, незамотчав, и подписать речи уставом. И того же числа тое книгу велено знаменить и писать иконописцу Ивану Афанасьеву».

Заказанная для царевича потешная книга имела достаточный объем, ее писали в нескольких тетрадях «в десть», то есть в целый лист, картинки были цветные (их сначала «знаменнли», то есть рисовали контуры, а потом раскрашивали). У картинок имелись подписи, написанные самым четким почерком того времени - уставом, который мог быть доступен маленькому ребенку. Из этого можно сделать вывод, что книга предназначалась не только для чтения вслух кем-то из приближенных, но и могла использоваться для первоначального обучения царевича.

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА
М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.