Воспитание патриотизма на уроках. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории

Воспитание патриотизма на уроках истории

Агарок Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 121

Калининского района г. Санкт-Петербурга

«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

Мы живём в непростое время, когда наряду с безграничными возможностями самореализации и самовыражения, предоставляемыми демократическими преобразованиями в нашей стране, у подрастающего поколения, да порой и у их родителей, теряются ценностные ориентиры в жизни, утрачивается чувство патриотизма и любви к Родине. Высокие цели служения людям, своей стране, замещаются жаждой наживы и собственного благополучия. Проблемы государства и общества, присущие любым объединениям людей и в любой исторический период, раздуваются до размеров катастрофы и апокалипсиса. Всё большее количество людей, особенно молодых, стремиться покинуть нашу страну в поисках лучшей жизни за границей, а те, кто продолжает жить здесь, зачастую живёт по – принципу «после нас хоть потоп». Картина, скажем прямо, получается безрадостная, почти безысходная. Так кто же виноват в этом? Что делать тем, кто не может видеть развал и шатание? Можно обвинять в создавшейся ситуации средства массовой информации, руководителей разного ранга, неумных родителей и учителей, даже агентов влияния вражеских сил других государств. Увы, жалобами делу не поможешь. Только активными действиями и твёрдой жизненной позицией людей, горячо любящих свою Родину, верящих в её возрождение и победу над недугами современности, можно со временем исправить то печальное состояние духа общества, в котором сейчас пребывает некогда великая Держава, подарившая миру столько прекрасных учёных, поэтов, писателей, защитников Отечества и честных тружеников. А ведь все они были Патриотами своей страны, что и было основой движущей силы развития великого Государства.

«Человек – не абстрактное, где – то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество» .

Преподавание истории Отечества всегда было направлено на воспитание патриотизма и гражданской ответственности учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев. Воспитание в школьниках любви к Родине, к человечеству, уважение к родителям, старикам и другим важнейшим человеческим нормам является важным этапом формирования патриотизма и гражданственности.

На уроках истории учитель может на конкретных примерах из жизни прошлых поколений разобрать поступки, их мотивы и последствия в определённых ситуациях, сходных с современными, может показать причинно-следственную связь между событиями прошлого, настоящего и будущего, может раскрыть идеи патриотизма перед своими воспитанниками в ярких образах, пробуждающих в них чувства сопереживания и благодарности героям Отечества. Прививая мысль о том, что смыслом жизни должно быть служение высоким целям: Родине, людям, добру, учитель может и должен способствовать духовно-нравственному совершенствованию своих учеников. Ведь как сказал герой войны 1812 года Яков Петрович Кульнев: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает».

Ярким, многогранным и неисчерпаемым источником примеров для подражания служат уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Эта война затронула всех жителей нашей страны, все семьи в своей истории делят время на до и после Войны. Как поётся в известной песне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». И даже если в силу обстоятельств некоторые ученики не знают историй жизни своих дедушек и бабушек (прадедушек, прабабушек), то изучая историю нашей страны, тяжелейший период этой истории в XX веке, эти ученики могут ощущать свою сопричастность к тем событиям, узнавая о подвигах других людей, предполагать, что такие же подвиги могли совершать и их родные. Зная о жертвах, принесённых на алтарь Победы и усилиях, приложенных при восстановлении страны после войны, о мечтах и чаяньях своих предков, современные молодые люди, могут собственные проблемы пропускать через фильтр чужой боли и страданий, начав осознавать, что не так уж плоха нынешняя жизнь, что от них тоже зависит каким будет завтрашний день, что громкие слова «патриотизм», «Отечество» касаются их в повседневной жизни не меньше, а скорее больше, чем мелкие сиюминутные трудности или заботы. «Каковы бы не были внешние обстоятельства, - говорит Гизо (Франсуа́ Пьер Гийом Гизо, французский историк, критик, политический и государственный деятель), - все же человек сам составляет мир. Ибо мир управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние общества».

В любом человеке, а особенно в молодом человеке, подростке всегда существует жажда любить и быть любимым, а значит быть нужным другим людям. Подчас эти чувства бывают глубоко скрыты, задавлены внешними и внутренними влияниями окружающего мира. Известный советский психиатр профессор В. М. Банщиков писал: «На протяжении тысячелетий выигрыш в борьбе человека за существование определялся мускульной силой и такими грубыми свойствами нервной системы, как смелость, жестокость, упорство. А в последние два-три столетия жизнеспособность человека зависит исключительно от тончайших и сложнейших механизмов нервной системы. Эти же механизмы, как раз, наиболее уязвимы». Пропаганда «современного» образа жизни, культивирование жёсткой личностной конкуренции, обособленности в составе некоторой группы людей и самодостаточности отдельной личности по отношению к остальному миру приводит к тому, что внутри ребёнка созревает внутренний конфликт между тем, что просит его душа и диктует «эго», по сути, происходит выбор между добром и злом. Почему же, всё-таки, чаще ребёнок выбирает не добро? Причина, как ни странно, проста – выбрать путь самоограничения от излишеств современного мира гораздо тяжелее, чем пойти на поводу у собственной гордости, тщеславия, лени. Мнение окружающих сверстников оказывается важнее голоса совести и влияния родителей (в том случае, если родители противодействуют, а не поощряют подростка в его заблуждениях). Вот тут, как очень кстати, могут оказаться рассказы учителя о героических людях прошлого и современности, их подвигах, поступках, о судьбах их сверстников, чей жизненный выбор в пользу той или иной стороны, определил их будущее, а значит наше настоящее. Вообще, истории из жизни с правильно расставленными приоритетами, которые интересны и понятны подросткам, это один из лучших стимулов к тому, чтобы ребята провели мысленное сравнение своего духовного состояния с героями рассказа, задали бы себе вопрос «а я так смог бы?» и, возможно, попытались бы стать лучше.

Здесь есть, правда, один немаловажный нюанс – учитель, который призывает молодых людей быть патриотами и любить Родину, не совершать тех или иных плохих поступков, должен сам горячо любить свою страну, быть истинным патриотом и главное быть порядочным человеком. Только в этом случае его слова могут оказать правильное влияние на подрастающее поколение. А если преподаватель позволяет себе при учениках грубо выражаться, злословить на других людей, например на других учителей или даже на экранных героев, ведёт себя неподобающе, то такое поведение его у подростков вызовет стойкое неприятие даже очень правильных слов, вызовет в душах детей протест из-за лицемерия, к которому они очень чутки.

Вот поэтому, воспитывать патриотизм надо не только у детей, но и у их родителей и учителей, а также у чиновников разных уровней. И не формально, на словах, а на деле, но это уже тема для другой статьи. А я, в заключение, хочу сказать, что если в результате деятельности школы и учителей вырастет ученик, о котором известный немецкий математик Ф. Клейн сказал, что: «гимназист – это пушка, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается», то грош цена такой школе, таким знаниям и таким учителям. Надо, несмотря на все проблемы современного мира, на, казалось бы, окончательно запущенную молодёжь и «трудных» родителей, всё-таки, воспитывать и учить детей доброму, вечному и, в конечном счёте, одерживающему победу.

Литература:

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К.: Радяньска школа, 1985.

Маркс К. К критике гегелевской философии и права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.


Одним из методов воспитания патриотизма на уроках истории является определение педагогами или учителями истории направление познания истории и культуры Отечества. На уроках истории должны прививать любовь к родному языку, культуре своего народа и параллельное изучение культуры других народов. Одним из главных методов воспитания патриотизма -- это знание истории своей Родины. В современной методике содержится большое количество документов и материалов, позволяющих решать проблему с методами воспитания патриотизма на уроках истории. «В концепции правительственной программы второго поколения изданы задачи воспитания патриотизма на уроках истории:

Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического и правового государства, формирования гражданского общества;

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры. В концепции подходов к методам воспитания патриотизма на уроках истории, в свете последних разработок лаборатории теории и методологии воспитания, включены следующие пути:

  • 1) интеграция предметов гуманитарного цикла;
  • 2) углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;
  • 3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
  • 4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти».

Так же основным фактором воспитания патриотизма на уроках истории является изучение истории, так как учитель истории имеет уникальную возможность активно воспитывать чувство патриотизма и любовь Родине, используя мощный воспитательный потенциал истории Отечества. Сразу возникает проблема, когда, в процессе изучения истории у части учеников формируется восприятия истории как исторические даты, события и деятели. Но эту проблему решить удалось при помощи применения системного и комплексного подходов на уроках истории.

Значит, главными и важными факторами воспитания патриотизма на уроках истории является формирование индивидуально -- личностного отношения школьников к: изучению и углубленному изучению истории Отечества; методам и приемам стимулирования познавательной и творческой деятельности; наполнение знаний новым и качественным содержанием.

Воспитание патриотизма сегодня требует целенаправленных усилий не только в закреплении традиционного, но и поиск новых факторов и источников, стимулирующих образовательный процесс. Увеличение темпа жизни и внедрение информационных технологий все это требует усиление внимания к развивающейся системе обучения. Сразу встает вопрос об усвоении и улучшении качества получаемых в школе. Но освоить годовую норму, за планированную в программе, имея два часа в неделю, практически не возможно. Потому что необходимо предусматривать как образовательное «поле», так и воспитательный сектор, и культурный опыт, на которые опирается развитие учащихся. «Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:

  • - целостность и системность исторического материала, его преемственность;
  • - постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;
  • 1. объем содержания должен точно соответствовать заданным целям.

Значит, как условие воспитания патриотизма, необходимо включать изучение дополнительного материала по истории. Это необходимо для того, что бы заинтересовать учащихся. Потому что вместе с ними учитель ведет работу с документами, мемуарами и т.д. документами.

К методам воспитания патриотизма на уроках истории относятся:

  • 1) убеждение -- разъяснение, рассказ -- размышление;
  • 2) побуждение -- увлечение любимым делом, творческий поиск;
  • 3) приучение -- творческая игра, соревнование и т.д.

«Для реализации данных методов прослеживается связь со следующими формами деятельности:

  • 1) выполнение исследовательских работ по краеведению;
  • 2) организация поисковой работы;
  • 3) волонтерская и «тимуровская» работа;
  • 4) проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
  • 5) организация детских творческих конкурсов и т.д.»

Патриотическая работа, ее организация и проведение является одной из составляющих воспитания патриотизма. Эти составляющие делятся на три группы: первую, вторую и третью.

Первая группа, в нее входят обширные и многообразные формы воспитания патриотизма на уроках истории, используемые в системе учебно-воспитательных учреждениях в различных дисциплинах, главным образом в гуманитарных.

Вторая группа, не менее разнообразна, чем и первая группа, и характеризуется военно-прикладной направленностью.

Третья группа, не сильно отлична от первой и второй групп, и образует наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания.

Различные интегрированные формы патриотической работы по воспитанию значительно преодолевают разрыв между теорией и практикой воспитания патриотизма на уроках истории. Наиболее эффективной деятельностью является деятельность учащихся на уроках истории, но и во внеурочной деятельности. Так как эти виде деятельности охватывают все направления воспитания патриотизма и носит массовый характер. Сейчас широко распространяются профильные военно-патриотические лагеря с требованиями общих воинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации, в которых учащиеся знакомятся с армейской жизнью и многим другим.

Сегодня проявляется тенденция, что для учащихся быть патриотом -- значит быть достойным.

Так как патриотизм не заложен в генах и является социальным качеством, поэтому и формируется в процессе обучения и воспитания патриотизма.

В осознании патриотически-воспитанного гражданина выражается чувство долга, любовь к Родине, стремление сохранить и приумножить материальные и духовно -- культурные ценности, накопленные предшествующими поколениями, и пожертвовать личными интересами или даже жизнью ради Отчизны. Но даже после 15 -- 20 летнего слома устоявшихся традиций и обычаев в России идет медленное восстановление воспитание патриотизма на уроках истории. Несмотря на некоторые «перевернутые» варианты воспитания патриотизма на уроках истории с помощью духовно - культурных ценностей и вводом в школах Основ Православной Культуры (ОПК). Это прослеживается в политических программах и постановлениях, которые были приняты президентом Российской Федерации в 2001, 2006, 2011 годах.

Следовательно, необходима организация целенаправленного воспитания патриотизма. Значит, надо увлечь учащихся примерами из отечественной истории и на них показывать на каком уровне был патриотизм и система его воспитания. Изучать символы мужества, самоотверженности и храбрости предшествующих нам поколений. Прививать любовь к Родине, стремится воспитать учащихся патриотами и обучить общественно полезному делу -- защите Родины.

Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все-гда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро-вание у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь-ников должно вырабатываются чувство гордости за свою Роди-ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос-тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Проблемазаключается в том, что теряются основы патриотизма. Тем не менее, современная методика преподавания гуманитарных предметов содержит большое количество материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся. В этой связи для современной школы становятся наиболее актуальными задачи патриотического воспитания: социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства.

Для нас, студентов-практикантов, будущих учителей истории, очень актуальным является обращение к опыту великих педагогов для решения вопросов воспитания патриотических чувств.

Так, известные педагоги считали необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Если мы обратимся к идеям великого педагога В. А. Сухомлинского, то он считал, что основа активной жизненной позиции человека это любовь к Родине. В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В.А. Сухомлинский писал: "… воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души". Мы видим, что опыт воспитания патриотизма у В.А. Сухомлинского основывается на воспитании нравственных начал. Которые были и есть ценностью во все времена. Поэтому общественно-значимыми и личностно-значимыми ценностями являются чувства гражданственности и патриотизма. Это идеи духовности, гражданской ответственности, что составляют единство социальной активности, чувство неразрывности с Родиной, готовность жертвовать жизнью ради своей Родины.

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории играют большую роль. На уроках истории, изучая тему, например, можно останавливаться на тех исторических личностях, которые сыграли выдающуюся роль для истории России, и на их примерах учить детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев Отечественных войн, их гражданский и нравственный опыт учит школьников следовать их примеру, становиться настоящими патриотами своей Родины. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Научить патриотизму невозможно, но учитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования.

Во время педагогической практики в школе мы использовали метод проектов, позволяющий создать ресурс для решения проблемы патриотического воспитания. Каждый школьник является равноправным членом творческой группы, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников. Примером подобной работы можно перечислить следующие проекты: Проект «Дети войны». Создание мультимедийного альманаха.

Цель проекта:

Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о значении тыла, трудового подвига земляков-якутян;

Воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, республики, родственников, победивших фашизм.

Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают архивный материал, и оформляют его в виде презентаций по следующим рубрикам: «Вклад республики Якутия в победу» «Дети войны, живущие рядом с нами» «У войны не детское лицо», «Помню и горжусь» (истории о близких и родственниках на фронтах войны).

Практический результат проекта: мультимедийный альманах «Великая Отечественная война в лицах», материалы которого передаются ветеранам войны, в День Победы, встречи с ними, что придает социальную значимость данному проекту.

Таким образом, уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение / во всяком случае, в городах, подобных нашему./ Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “ Истории средних веков ” Ведюшкина, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц! /. В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”. В качестве основной идеи урока используются также написанные на листе ватмана слова Ил. Эринбурга: “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим: мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину.”

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, то скажут – Ленинград –
И все сольется в этом слове!

И на заключительном уроке темы – конференции: “ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли
О погибших,
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю:
Помните!

На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью: “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство! ” Это наша Тульская область. Изучая тему “ Куликовская битва ”, я использую материалы музея “ Куликово поле ”, впечатления ребят от поездки, куда стараюсь свозить их осенью. С экскурсии мы привозим фотографии,буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока. Все это помогает зрительно представить картину боя, описанную в летописях:

Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злачены
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней на сырую землю.

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.

Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Егорова Руслана Егоров Николай Иванович. ” И выступает Егоров, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и дедушка Ворониной Анны Воронин Владимир Андреевич. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”, медалью Жукова, юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени.

Бабушка Екатерины Бабушкиной Валентина Дмитриевна прошла почти всю войну медицинской сестрой. Она работала в госпитале, затем – на линии фронта, доставляя раненых бойцов с поля боя и спасала жизнь многих людей.

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. В заключении я рассказываю о своем отце- участнике Великой Отечественной войны Преображенском Михаиле Леонидовиче, ушедшем на фронт после окончания Тульского артучилища в конце 1941 года в качестве техника-лейтенанта. Он участвовал в операции “ Багратион ”, в штурме Кенигсберга и расписался на рейхстаге. Награжден многими медалями, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени. Я показываю альбом, посвященный войне, который он оставил на память нам, своим детям, и его награды.

Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Кимовскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе. В прошлом году с помощью учителей и учащихся школы я оформила музей истории школы, в котором собран материал по истории школы с момента ее открытия в далеком 1957 году. Он становится у нас центром краеведческой работы школы: мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основные направления в системе патриотического воспитания:

Духовно-нравственное.

Историко-краеведческое.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Социально-патриотическое.

Военно-патриотическое.

Героико-патриотическое.

Спортивно-патриотическое.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Формирование патриотизма осуществляется на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищаются ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Огромное эмоциональное влияние на учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, встречи с ветеранами.

Немало возможностей имеются во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, классные часы (празднование историко-юбилейных дат, день защитника Отечества, день Победы и т.д.), воспитательские мероприятия.

Большое значение имеют создаваемые учителями педагогические ситуации, которые включают в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция патриотизма.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. На темы, касающиеся семьи проводятся классные часы.

«Шежере. Моя родословная», НПК, посвященная году семьи, где ребята составляли родовое древо своей семьи, собирали фотографии, изучали семейный архив.

К основам духовности учащиеся прикасаются также при изучении предмета «Мировая художественная культура» в 9–11 классах, на уроках литературы.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться. То, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.