Воспитание двоих детей.

Воспитание ребенка – в любом случае занятие непростое. Но что делать, когда в семье не один ребенок, как воспитывать 2 детей? Безусловно, воспитывать только одного ребенка куда проще, чем двоих или даже троих, ведь в таком случае он один получает всю ласку, любовь и заботу. Но нередко позднее для таких деток характерна плохая уживаемость в коллективе, они могут вырастать эгоистами из-за привычки к тому, что все и всегда достается только им и никому другому. Поэтому в основе воспитания 2 детей лежит совершенно иной принцип.

Игрушки

Во избежание постоянных конфликтов в семье между детьми, все игрушки должны им приобретаться только одновременно. Правда, если разница в возрасте будет достаточно большой, то вопрос с игрушками может встать весьма остро, так как обоим детям будет казаться, что игрушки другого красивее, лучше. Поэтому здесь уже потребуется прояснение ситуации, дети должны понимать, почему им покупают те или иные игрушки. Иногда можно предлагать обмениваться подарками. Это научит их тому, что свои игрушки интереснее, а также научит делиться.

Зато дело с близнецами и даже с погодками в вопросе, как воспитывать 2 детей, обстоит намного проще. Ведь им можно приобретать игрушки одинаковые, основное различие между которыми будет состоять только в цвете.

Борьба с ревностью

В воспитании двоих детей не обходится без периодических проявлений ревности. Ведь каждый из детей рано или поздно начинает думать, что именно его любят меньше. Зачастую причиной этого явления становится недостаток ласки, а родители далеко не всегда вовремя отмечают для себя проявления детской ревности.

Но особенно остро эта проблема встает в семье при появлении второго ребенка. Ведь старший получает все меньше родительского времени и внимания, да и игрушки и прочие вещи теперь покупаются не только ему, но и младшему. Это и становится основой детской ревности.

Потому родители должны делать все, чтобы не давать поводов для открытой ревности. Старшему стоит своевременно объяснить, что малыш еще очень маленький и остро нуждается в уходе и защите. При этом старшему можно показать его детские фотографии, демонстрируя, что когда-то точно также ухаживали и за ним.

При этом старшего нужно периодически просить о помощи, чтобы он почувствовал, как сильно он нужен маме, что она не просто ждет от него помощи, но и верит в него. Ребенка стоит научить заботе о младшем, рассказывая о том, как весело им будет вместе, как только малыш подрастет.

Как воспитывать 2 детей: сравнение недопустимо

Сравнивать детей между собой уж точно нельзя. Конечно, процесс воспитания двоих детей непрост для родителей. Тем не менее, открытое сравнение детей – это повод не для дружбы между ними, а для соперничества. Так или иначе, в подобной ситуации один из детей будет ощущать свою неуверенность, зато второй начнет к неумехе относиться презрительно, что в скором времени приведет к открытому конфликту.

Именно по этой причине воспитывать 2 детей нужно при создании теплых отношений между ними, стремления к взаимопомощи. Ведь в будущем они должны стать опорой друг для друга.

При этом не стоит забывать об индивидуальности каждого ребенка. Ни один не может быть хуже или лучше другого – они разные. Пусть они формируются, как личности, не нужно чинить препятствий к этому.

Особенности воспитания в семье с 2 детьми

Воспитательный процесс в семьях, где воспитывается более одного ребенка, будет несколько отличаться от обычного. При этом различия будут еще и в зависимости от того, какого возраста дети: близнецы, с минимальной или с достаточно большой разницей в возрасте. Подход в таких случаях будет разный.

Все конфликты между детьми обуславливаются тем, что они разные. Именно по этой причине им совсем не просто уживаться между собой. В свою очередь, если родители не замечают этих различий, что один более талантлив в одном деле, а другой – в другом, то эти различия будут становиться только более существенными и острыми. А из-за постоянных детских ссор дети будут только отчуждаться друг от друга.

Зачастую, если при рождении второго ребенка родители обделяют первого в ласке и заботе, то старший начнет идти и наперекор только для того, чтобы получить их внимание, пусть и в негативном ключе. Это делает обычного ребенка упрямым и капризным, а иногда и агрессивным. Но даже наказания не могут изменить такого поведения, так как единственное средство в таком случае – то проявление достаточного родительского внимания.

Хотя не всегда «ведущая» позиция в семье отводится младшему ребенку – на том же месте может быть и старший, который занимает место лидера в силу своего возраста, завоевывая основную часть родительского внимания. Это также недопустимо.

Поэтому в вопросе, как воспитывать 2 детей, необходимо приложить все возможные усилия, чтобы дети росли дружными, защищая и помогая друг другу. Но в этом случае львиная доля приходится именно на поведение родителей.

Здравствуйте, любящие мамы и папы. Мы привыкли растить детей по образцу, так как воспитывали нас. А знали ли наши родители то, что сейчас доступно нам? Я разобралась в нюансах развития меленьких детей. В чем заключается воспитание ребенка 2 3 года: психология, советы специалистов вашему вниманию. Хотите разобраться? Тогда поехали!

Начнем с самого страшного — истерики

Когда читаешь детскую психологию, то ощущение, что кризисы до 18 лет не закончатся, а может до 100 … Только мы успешно пережили , сразу начался новый.

"Что делать, чтобы ребёнок слушался и при этом на него не кричать" Бесплатный онлайн-курс с 18 по 21 СЕНТЯБРЯ, на котором будут происходить продажи популярного курса "Покладистый ребенок и спокойная мама за 2 месяца" Бесплатный онлайн-курс

С истериками мы справлялись просто. Если малыш начинал истерику, то мы укладывали его на кровать, он кричал минут 5, потом сам успокаивался. Когда успокаивался, сам вставал с кровати и шел ко мне обниматься. Причем все время, пока он плакал, никто его не держал, он сам лежал, пока не успокоится. В 3,5 года истерики закончились. Еще один вид истерик, когда ребенок кричит и злится и хочет как-то направить эту злость на вас, то ли ударить, то ли укусить. Такое у нас было редко, но когда случалось, я его брала на руки и крепко обнимала, он успокаивался за 1-2 минуты.


В этом возрасте, а точнее в возрасте до 5 лет, дети не умеют управлять своими эмоциями, они учатся это делать.

Главное не выходить из себя, лучше отвести ребенка в другую комнату и переждать пока он плачет, чем дать ему по попе. Так как этот способ, во-первых, не помогает. Во-вторых, физические наказания работают до определенного возраста. В-третьих, вы потеряете доверительные отношения с ребенком, подорвете свой авторитет. Ведь когда ему было плохо, трудно, вы не помогли, а воспользовались его беззащитностью, применили силу, не показали пример поведения, а выбрали простой способ решения проблемы, удобный вам. Ребенок этого не забудет, а если и забудет, то это событие станет уже частью его жизни, останется в подсознании, запишется как программа поведения в таких ситуациях.

Почему физические наказания плохой метод

Как только ребенок станет сильным физически и сможет дать сдачу, он либо так и поступит, либо просто уйдет. Таким образом, в подростковом возрасте у вас не будет инструмента влияния. И если он что-то будет делать плохое, а в этом возрасте — это не просто в луже запачкаться, вы не сможете никак его уберечь от плохой ситуации или влияния, потому как не имеете авторитета, не способны решать проблемы. Да и вам будет сложнее по-другому решать проблемы, кроме как орать и драться, потому что вы привыкли к этому простому способу. И через 40 лет, когда вы уже будете более зависимы от детей, когда будете нуждаться в жалости, возможно поддержке, то ребенок не будет испытывать жалости к вам, понимания, будет испытывать даже раздражение при любой проблеме, напоминании о вас.

Если малыш любит слушать сказки, то в данном возрасте очень помогают терапевтические сказки, с помощью которых вечером, перед сном, когда ребенок уже спокоен, можно обсудить все конфликты, которые произошли днем и показать ребенку, как он, на примере героя сказки, может выходить из ситуации, как решать конфликты, как избегать истерик.

Некоторые особенности развития

Интересно, наблюдать на детских площадках разные стили воспитания и взаимодействия между мамочкой и ребенком. Одна мать слишком строга, а другая совершенно не замечает неправомерных действий отпрыска. Почему так происходит? Ребенок, конечно, чистый лист на котором можно нарисовать то, что тебе нужно, но родив сама, я кардинально изменила мнение.


Многое зависит от темперамента крохи, его матери. Гиперактивного малыша сложно удержать на месте, родители выматываются, сетуют на активность и неусидчивость. Но могу вас обрадовать немного. Сам диагноз гиперактивность ставит психиатр довольно редко, а излишняя подвижность, нетерпеливость проходят сами, к подростковому возрасту. Важно приучить непоседу к режиму, чтоб ребенок научился планировать свое время. Некоторые особенности развития детей 2-3 лет:

  1. Малыш познает мир с помощью подражания. Взрослый – эталон. Не спрашивайте, откуда вдруг ЭТО взялось (жест или действо). Все от вас, дорогие родители.
  2. Ведущий вид деятельности – с предметами (кроха потянется к сверстникам ближе к 3-х летнему рубежу). Помогайте своему ребенку открывать новое, показывайте, что можно делать с предметами.
  3. Активное развитие речевой функции. Если до 18 месяцев речь формируется достаточно медленно, то после 2 лет малыш может осознанно выполнять сложные действия по команде взрослого. Пассивный словарный запас расширяется стремительно. Кроха проявляет интерес к беседе взрослых, вслушивается, пытается понять, о чем речь.
  4. В этот возрастной период ребенок постепенно учится овладевать теми нормами поведения, которые приняты в обществе.
  5. Действия ребенка непроизвольны, спонтанны, он не планирует заранее отобрать у кого-либо игрушку, это решение приходит к нему вдруг. Дети еще не способны спланировать свои действия.
  6. Кроха начинает активно пользоваться мимикой в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Познает свое тело. Изучает его свойства в разных положениях.

Чадо легко заряжается чувствами других детей, если кто-то рядом будет плакать и ваш малыш может громко закричать. Но сопереживать, ставить себя на место другого, он еще не умеет.

Как правильно воспитывать?

Нет, на этот вопрос я не смогу дать вам точного ответа, а вот определить основные направления воспитательной деятельности, пожалуй, получится.

Речевое и физическое развитие

Если малыш не говорит, но понимает обращенную речь, способен выполнять команды и просьбы взрослого, активно подражает, смотрит прямо в глаза – опасаться нечего. Заговорит немного позже, рот не закроете, поверьте (у меня был как раз такой молчун). Читайте больше сказок, стихов, народные потешки. Развивайте мелкую моторику.

Сенсорное развитие

Это познание форм и свойств предметов. Покупая сортер, обратите внимание, в нем не должно быть более 4 разных форм (для начала хватит). Сначала вы называете ребенку форму (круг, квадрат), знакомите с ней, затем пальчиком очерчиваете границы фигуры, опускаете в подходящее отверстие. Разрешайте крохе переливать воду, пересыпать предметы из одной формы в другую. Только подготовьте заранее площадку, чтобы легче было убирать. Вырезайте. Клейте, рисуйте простые геометрические фигуры. Катайте из пластилина колбаски и шарики. Это то, что необходимо делать в младшем дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание


Сложно себе представить, как можно 2-летнему малышу рассказать о России. Но именно с детства закладываются основы нравственности. Развивайте благородные чувства к самому себе, обращайтесь к истокам национальной, нравственной культуры в повседневности. Дети все быстро запоминают и впитывают, как губка. Самое простое патриотическое воспитание — мультфильмы, старые мультики Союзмультфильм, наполненные светлыми сильными образами настоящих богатырей, сильных женщин («синеглазка», «дикие лебеди»).

Музыкальное развитие


Дети обожают танцевать под музыку. Устраивайте каждое утро зарядку, а вечером небольшую дискотеку. Подбирайте тщательно музыку, в ней должен быть четкий ритм и сдержанный темп. Учите кроху приседать, ставить ножку на носочек или пяточку, крутиться вокруг себя, весело прыгать. Развивайте слух и координацию движений.

Экологическое воспитание

Я уже писала, что эталоном для крохи в раннем детстве является взрослый. Так что воспитывать придется скорее себя. Объясняйте малышу, что мусорить – плохо, показывайте личным примером. Бережное отношение к природе лучше всего заложить в самом начале жизненного пути вашего малыша.

Особенности поведения


Мамы могут продолжать жаловаться, что их малыш засыпает плохо, по часу , долго вертится в кроватке, а ночью кричит во сне. Придумайте ритуал, после которого кроху кладете в кровать. Избегайте активных, подвижных игр перед сном. Поите чаем с ромашкой, мятой или мелиссой. Сон постепенно наладится и к 2,5-3 годам придет в норму. Возможно вы ложитесь слишком поздно и ребенок уже переутомился. У нас было именно так. После того, как мы стали ложиться на час раньше, стали засыпать без истерик.

Особенности поведения заключаются в непослушании, частых истериках, криках, противостоянии и упрямстве. Это признаки кризисного периода 3 лет. Кризисные периоды необходимы для крохи, основные задачи развития – не навредить, а помочь пройти этот сложный путь без потерь.

Также в этот период ребенок может отказываться кушать самостоятельно, о том, как это прежить и как приучить я уже писала ранее.

  • не практикуйте физические наказания;
  • наказывайте по факту, а не спустя некоторое время, малыш попросту не свяжет эти два события;
  • приучайте к самостоятельности;
  • поощряйте кроху. В этом возрасте малыш уже может испытывать чувство гордости, когда его хвалят;
  • не противоречьте в вопросах воспитания;
  • наладьте режим;
  • проводите много времени на свежем воздухе;
  • предлагая что-либо, предоставляйте право мнимого выбора (ты будешь это? – или то?);
  • не идите на поводу истерик (слезы ради слез).


Нам очень помогало право выбора. Ребенок, к примеру, не хочет идти гулять. Вы этот вопрос вообще не спрашивайте, если нужно пойти. А спросите, к примеру, «какую шапку ты оденешь». Когда малыш получил право выбора он сразу успокоится, потому что его послушали. Но ни в коем случае не спрашивайте хочет ли он гулять, если вам нужно обязательно пойти в магазин, ведь если он ответит «нет», а вы все равно пойдете, это будет для него травмой, вы таким образом не признаете его мнение.

Понравилась статья? Старалась статью заполнить светлыми радостными фото для того, чтоб вы вспомнили, что истерики не вечны. А радостных и приятных моментов много и тем больше их, чем спокойней и жизнерадостней вы. Этот возраст просто нужно переждать и держать себя достойно, чтобы у ребенка был пример как вести себя в кризисных ситуациях и как контролировать свои эмоции.

Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» и дополнительные учебные материалы для родителей Пошаговое руководство для родителей детей от 1,5 до 7-8 лет. Профессиональный психолог с 17-летним опытом раскроет простые шаги, которые позволят Вам объяснять ребёнку любые правила и ограничения так, чтобы они их понял, принял и стал им следовать. [формат - электронная книга (PDF), 30 страниц + дополнительные бонусы и подарки] Онлайн книга

Добрый день, дорогие читательницы! Я получаю очень много вопросов о воспитании малышей. Я постоянно подчеркиваю, что до 5 лет малыш должен сталкиваться с запретами как можно реже. Многие начинают возмущаться, считая, что я ввожу полную вседозволенность...

Я нисколько не переживаю за своего младшего сына, которому через несколько месяцев исполнится два года. Не переживаю за то, что он до 18 лет так и не выучит слово «нельзя», и не сможет воспринимать запреты до пенсии. Но слышу, как многие мамы переживают за своих детей... Поэтому пишу на эту тему снова и снова. Сегодня мы подробнее поговорим о границах, и о том, как воспитывать ребенка в 2 года.

Итак, запреты и границы у ребенка всегда есть. И в 2 года, и в год, и даже в несколько месяцев. Другой вопрос — как мы обозначаем эти границы. Кричим ли мы грозно «нельзя» или показываем запреты максимально мягко?

И опять подчеркну: все, о чем я буду здесь писать, касается только малышей до 5 лет. В 5-7 лет происходит значительный скачок в развитии ребенка. И после этого возраста отношение к запретам должно поменяться (со стороны родителей). Если же родители до 18 лет своего чада так ничего и не меняют, и разговаривают с подростком, как с годовалым карапузом... Тогда действительно начинаются большие проблемы. Но у нас речь идет именно о карапузах. Это очень важно!

Эта ужасная вседозволенность

Как же мне надоело отвечать на возмущенные комментарии к моим постам, грозящие моим детям страшное будущее из-за нашей «вседозволенности»! Надоело, потому что почти к каждому посту в соц.сетях о моем отношении к разлитому годовасиком маслу или о безобидных шалостях, найдется кто-то «неравнодушный». И каждый раз приходится писать одно и то же. Иногда уже хочется просто проигнорировать комментарий... Но потом понимаю, что это важно повторять. Много раз повторять. Чтобы у кого-то из мам разрушились старые стереотипы.

Так вот, хорошая новость: вседозволенность вашему ребенку не грозит. Ее организовать просто невозможно. Невозможно. Если вы нормальная мама, вы не позволите своему малышу играть с огнем, вылезать из окна, бегать по проезжей части и т.д. Так что у поведения вашего ребенка в любом случае будут какие-то границы. И он начнет осваивать их с рождения.

С рождения ребенок сталкивается с тем, что жизнь не всегда такая, как хотелось бы. Даже если вы практикуете , даете грудь по первому писку и круглосуточно носите дитя в . С первых месяцев ребенку уже что-то нельзя.

Например, грудничку нельзя переворачиваться у края дивана. Если он так перевернется — он упадет. Однако, ни одна нормальная мать не будет пытаться донести это до трехмесячного малютки.

Представьте себе мамашу, грозно размахивающую пальцем перед таким малышом и приговаривающую: «Нельзяяяяя!!» А потом, когда ребенок все-таки упал, приговаривающую: «Почему ты не слушаешься?! Какой ты непослушный! Вот теперь будешь знать! Я вижу, что ты все понимаешь! У тебя глаза уже умные, и „агу“ прекрасно выговариваешь! Все понимаешь, а не слушаешься! Кто же из тебя вырастет?!»

Примерно то же самое происходит даже тогда, когда ребенку исполняется год. Я писала об этом в статье « ». Такая ситуация продолжается и в 2 года. И даже дольше. Хотя в 2-3 года малыш уже реагирует на многие запреты. И кажется, что он уже такой умный... Реагирует на многие ваши слова и запреты, но... Не на все.

Что плохого в запретах?

До 5-7 лет мозг ребенка еще недостаточно созрел для адекватного восприятия запретов. Это не значит, что до 5 лет вы вообще не будете произносить слово «нельзя». К сожалению, это невозможно. Но надо произносить это слово как можно реже.

Нашей старшей дочери сейчас почти 4 года. И она уже хорошо знает «нельзя». И даже — о чудо! — в большинстве случаев она хорошо слушается. Но даже сейчас в 4 года любые запреты тяжелы для нее. И если я начинаю говорить «нельзя» часто, начинаются капризы, истерики и все признаки перевозбуждения. Это — в 4 года! Что уж говорить о малыше двух лет?

На самом деле, в 1-3 года запреты не так страшны — ребенок их легко игнорирует. В этом возрасте правильная стратегия звучит так: «Нельзя ругать или отчитывать малыша за то, что он не слушается».

До 5 лет детей вообще нельзя ругать. В этом возрасте малыш ни за что не поймет, что вы «его очень любите, но злитесь на его плохое поведение». И единственное, чего вы добьетесь — ребенок будет чувствовать себя плохим и нелюбимым.

Как ставить границы

Стратегия воспитания очень проста. Предельно проста. Если трехмесячный малыш лежит около края дивана — что вы делаете? Правильно, берете его и уносите в безопасное место. И вообще стараетесь не класть малыша на диван. Примерно также мы реагируем на поведение малыша 2-3 лет.

Конечно, унести двухлетку от края гораздо сложнее. Но суть остается той же. И постепенно, по мере роста, карапуз учится воспринимать эти границы.

Если малыш хватает что-то запретное и опасное — отбираем. Лезет на что-то слишком высокое или хрупкое — снимаем. Ведет себя неподобающе — уносим в другое место.

В идеале — отвлечь карапуза чем-то более интересным. Это — лучшее, что вы можете сделать. Не получается? Хотя бы просто пожалейте. Да, годовасик будет вопить, брыкаться и всячески выражать свой протест. Но вы все равно спокойно и с любовью забираете его из опасного места...

На что важно обратить внимание?

  • Запретов должно быть как можно меньше! Постарайтесь убрать все запретное и опасное туда, где малыш не достанет.
  • Когда малыш приближается к запретному — можно мягко сказать «не надо брать» или что-то подобное. Покачать головой. Но мягко, без угрозы или агрессии.
  • Малыш все равно залез на запретный шкаф? Спокойно снимайте его оттуда. И помогите ему пережить весь спектр эмоций. Помогите своим сочувствием, любовью и терпением.
  • Постепенно ребенок привыкнет к ним. Особенно, если ему уже два года. Постепенно в голове малыша сформируется связь: залезешь — все равно снимут. Поэтому нет смысла туда лезть. Но эта связь не будет иметь примеси страха!
  • Однако, периодически дети снова «проверяют границы». И ваша задача — снова отреагировать на это спокойно и с любовью.
  • Если ребенок все-таки что-то сломал, испачкал, разбил... Это не он виноват. Это вы не уследили. Это ваша ответственность, а не его. Поэтому ругайте не ребенка, а саму себя.
  • А если же никто не пострадал — и себя не ругайте. А просто вытрите лужу, вымойте шкаф или соберите осколки с пола. Небольшие неприятности не стоят того, чтоб из-за них переживать.

Чем старше ребенок, тем больше шансов, что он отреагирует на ваше словесное предупреждение. И в 3 года многие дети готовы слушаться родителей. Без криков и угроз! Но... Не всегда. И это тоже надо понимать. Когда малышу в 3-4 года чего-то очень хочется, он проигнорирует ваши просьбы. И снова ваша задача — не ругать и не требовать послушания.

Как общаться с малышом 3-4 года, если он не хочет идти домой, мыть руки или снимать дома сапоги — . Здесь уже можно постараться договориться. Но в 2 года это еще не имеет смысла.

Поэтому если наш младший сын начинает выливать воду из ванны на пол — я просто вытаскиваю его из ванны. Разбрасывает из тарелки еду? Забираю тарелку. Кидает в детей песок на детской площадке? Уношу его из песочницы. Все это можно делать спокойно, без угроз. И границы соблюдены, и мама осталась любящей.

Подпишитесь на новые статьи блога и сделайте репост в социальных сетях. Я желаю вам счастья. До новых встреч!

Кажется, еще совсем недавно на праздничном торте по случаю дня рождения вашего крохи гордо возвышалась одна свечка. Но время промчалось быстро и вот впереди уже новое знаменательное событие: ребенку исполняется 2 года! И свечек станет в два раза больше… А хлопот в два раза меньше – так надеются родители. Но подрастающий человечек тем временем наслаждается жизнью и продолжает развиваться, умиляя все новыми достижениями.

РЕБЕНКУ В 2 ГОДА ИНТЕРЕСНО ВСЕ!

Яркой особенностью предыдущего «годового» периода развития малыша было постоянное исследование мира и неутомимое любопытство. И теперь, когда ребенок уже немного подрос и ему уже 2 года, оно никуда не исчезло. Наоборот – жажда познания окружающего лишь набирает силу! Все эти нелепые и непонятные (с точки зрения родителей) эксперименты часто вызывают раздражение. «Для чего он натягивает свою шапку на кота? Зачем размазал кашу по стенке?!» Как бы ни было тяжело вам, мамы и папы, поверьте: все это – очень важный этап. Слишком активные попытки «приструнить» шустрика и настойчиво убедить его «быть умницей» оказывают в первую очередь тормозящее действие на его развитие. Малышу же в возрасте 2 года жизненно необходим активный процесс исследования для приобретения знаний, опыта и полноценного формирования.

Надел шапку на голову кота? Так ведь он сам идет на прогулку в шапочке. Почему его любимец должен выходить на улицу без головного убора? Ему же будет холодно. А каша… Чем не материал для творчества? Она такая теплая, мягкая и так красиво растекается по стенке! Интересно, а коту тоже понравится эта каша?

Любопытство к окружающим вещам и предметам у ребенка было и раньше. Но в возрасте 2 лет он интересуется всем «по-новому»: не только чисто внешними характеристиками объектов, а пытается установить их скрытые особенности и свойства. К тому же у большинства детей в 2 года начинается период «почемучек» и ребенок настойчиво пытается добиться ответа на свои вопросы. Итак, любопытство «перерастает» в любознательность!

Конечно, многие ситуации «познания» очень волнуют родителей, так как бывают не всегда безопасны для малыша (или для вещей). Да и терпения для «проказ» часто не хватает, как и сил для неусыпного контроля. Что же делать? Играть и экспериментировать вместе с непоседой, показывать, рассказывать, объяснять и направлять в нужное русло. Взаимодействие с ребенком в возрасте 2 года – основной прием воспитания в этот прекрасный период его жизни.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: РАЗВИТИЕ

В 2 года ребенок невероятно подвижен! С тех пор как он овладел ходьбой, он радуется каждой возможности активно передвигаться. Походка ребенка в 2 года становится все увереннее, координация движений все лучше, и отпадает необходимость расставлять ножки для устойчивости. Карапуз обожает прыгать вверх–вниз, бегать, залезать на лесенку, совершенствуя свои умения с каждым разом. Жизнерадостность и живость непоседы в этом возрасте поражают. Кажется, этот вертлявый «шилопоп» находится в постоянном движении. Однако, несмотря на эту резвость, долгие прогулки и длительные маршруты его быстро утомляют.

Вы заметили, что в 2 года ваш ребенок стал активным «повторякой»? Он то и дело пытается говорить по телефону как мама, кашлять как дедушка, делать укол как доктор. Но кроха не играет «роль», наделяя ее смыслом. Он просто копирует и воспроизводит то, что видит в повседневной жизни. Такое поведение, такая имитация действий взрослых – основа социализации малыша, приобщения его к миру людей, поступков и отношений. Именно на основе подражания складываются устойчивые привычки, закрепляются черты личности и в итоге формируется характер. И поскольку близкий взрослый для ребенка – самый главный объект «дублирования», то стоит задуматься, что будет отражать ваш малыш в своем поведении, которое несомненно повлияет на формирование его сущности.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, но наиболее важным является период именно полутора–двух. Так что, «что посеешь….».

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

К двум годам ребенок делает большой шаг в интеллектуальном развитии. Основа интеллекта – мышление и речь. И в период от года до двух обе эти составляющие активно развиваются. Так, в 2 года ребенок уже понял, что вещи могут быть похожими, а могут очень отличаться друг от друга и что каждый предмет имеет какие-то свои признаки. Малыш уже знает, что печенье или яблочко можно съесть, хоть они и разные, а вот, например, тарелку – нет. В 2 года ребенок начинает понимать назначение большинства окружающих вещей, отличает предметы по форме, различает абстрактные понятия (высоко–низко, сейчас–потом), может представить себе какой-то предмет. Наряду с этим у двухлетки отмечаются большие достижения и в развитии речи. Интенсивно развиваются понимание произносимого взрослым и собственное активное «говорение». Словарный запас маленького лингвиста к концу 2 года колеблется от 150 до 350 слов, появляется умение строить простые фразы. Конечно, еще не все слова понятны любому слушателю. Но чем чаще и «качественнее» мама и папа будут общаться и заниматься с ребенком, тем быстрее он научится правильно говорить, тем шире будет у него объем словаря и тем быстрее он наберет «интеллектуальную высоту».

В 2 года ребенок быстро «схватывает» услышанное, увиденное. Его память значительно развилась и усовершенствовалась. Например, он может вспомнить события, которые произошли пару дней назад и запомнить короткий забавный стишок и узнать кого-то близкого на фотографии.

Ребенок 2 лет уже более развит эмоционально . Он сопереживает плачущему приятелю по песочнице, бережно и заботливо относится к животным (пока еще все больше по примеру взрослого). Малютка способен различить выражение лица (смех, плач) и понять слова «хорошо», «плохо». В 2 года дети почти не играют вместе со сверстниками, а скорее с любопытством наблюдают за их играми или же занимаются своими делами неподалеку. Но совсем скоро малыш станет играть не рядом, а вместе. И потому важно учить его «общаться» (и что немаловажно для успеха в этом деле – делиться своими игрушками). Для этого нужно пройти «подготовительный» этап – привыкание друг к дружке, которое появляется при частом нахождении в детском обществе.

Взаимоотношения с близкими взрослыми эмоционально усиливаются и становятся разнообразными: доверие, сочувствие, симпатия, привязанность, желание быть рядом, действовать вместе и т.п.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВОСПИТАНИЕ

В возрасте 2 лет ребенок начинает понимать сказки. Но только простые, так называемые бытовые («Теремок», «Курочка-Ряба», «Колобок»), в которых персонажи ведут себя привычно, как обычные люди в повседневной жизни. А вот волшебных сказок с действиями «понарошку» и всякими превращениями ребенок пока не понимает. Ведь мир для него такой, каким он наблюдает его каждый день. Потому ему гораздо ближе бытовые ситуации разных потешек и первых сказок про «деда» и «бабу», в которых люди и животные просто разговаривают, поют, танцуют, играют, веселятся. Доброта и теплота таких сказок не менее важны для ребенка в 2 года.

Еще в возрасте 2 лет ребенок с большим интересом любит рассматривать картинки! На них он запросто узнает то, что уже видел в действительности. А красочные и яркие картинки переживаются им особенно эмоционально и радостно. Эти впечатления и эмоции необходимы для роста и развития крохи.

У 2-хлетнего ребенка наряду с расширением словарного запаса и появлением интереса к сказкам обостряется еще и чувство страха. Это может быть панический страх темноты, болезненная боязнь расставания с мамой, одиночества, чужих людей, злых сказочных персонажей и даже «мокрых простыней» по ночам (ведь кроха помнит, что вы ругали его за «мокрые» штанишки днем). Поэтому пока не разлучайтесь с малюткой слишком надолго, постепенно расширяйте круг его общения, избегайте лишних эмоциональных нагрузок, всегда поддерживайте хорошее настроение и не заостряйте свое недовольство «мокрой» кроваткой (а если ночные недержания стали слишком частыми, обратитесь к врачу).

В 2 года ребенок развивается не просто как человек, но и как личность. Он стремится к самостоятельности, реализации себя, в нем зарождается чувство самолюбия, гордости за успешно выполненное действие. Крошка хочет, чтобы с ним считались как с равным, во всю демонстрирует свою индивидуальность. Все это присуще и взрослому. Но в том и уникальность двухлетнего возраста, что именно сейчас возникают те потребности, которые делают человека человеком, личностью. И их реализация в 2 года имеет свои неповторимые особенности.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВО ЧТО ИГРАТЬ?

В 2 года начинание ребенка можно легко превратить в увлекательную и познавательную игру: сейчас малыш удивительно много всего запоминает и воспринимает. Интересные и доступные игры и занятия способны сделать из маленького почемучки развитого и умного ребенка.

Простые и незамысловатые задания, знакомящие с основными понятиями, свойствами объектов и вещей всегда увлекут двухлетнего малыша и пойдут лишь на пользу. Так, предложите ему отыскать похожие по форме и цвету предметы, дайте потрогать наощупь несколько предметов с разной поверхностью и расскажите о них. Попросите помяукать, как котенок, и спросите: «А как поет петушок?»

Рассматривайте картинки вместе, проговаривая увиденное и попутно задавая двухлетнему ребенку несложные вопросы (например: «Покажи, что Сережа наденет на улицу, когда будет холодно?», «Покажи, где нарисованы большие елочки, а где маленькие?»). Дайте ему сборно-разборные игрушки, игрушки со вкладышами.

Так как в 2 года дети очень эмоционально восприимчивы, поиграйте с ребенком в маленький кукольный театр, покажите простую сценку с парой ярких персонажей («знакомый» щенок или лисичка будут вызывать особую радость). Пойте, танцуйте с малышом. Увлекайте за собой и развивайте.

Воспитание детей 2-3 лет

Воспитание ребенка - довольно сложный процесс. Причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. И это не значит, что наш ребенок «плохой», он - особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. Дети уже рождаются с определенными и . Эти особенности надо понимать и поддерживать. Если мы будем пытаться «переделать» ребенка - мы пойдем против него самого и самой природы.

Да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. Причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и . Так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. Для же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. А очень активный, без должного контроля может стать неуправляемым.

Родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных , соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. Поэтому, например, у матери-одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

Материал к занятию.