Воспитание- это искусство, а не ремесло. Умение воспитывать — это все-таки искусство

Говоря о воспитании детей, о приобщении их к искусству, мы хотим, чтобы они были культурными, образованными, общительными, творческими людьми; мы хотим привить им нравственные моральные качества, научить уважению к другим и самоуважению, в конце концов – научить их жить в соответствии с внутренним голосом и не быть заложниками обстоятельств». Такова позиция ведущего методиста Международного центра музыкального образования Татьяны Смирновой.Вряд ли найдутся педагоги или родители, которые эту позицию оспорят или скажут: нет, нам это не интересно. Именно это и интересно! Но где начать обучение ребенка, чтобы он развивался именно так, как мы говорим? Куда ни отведи трехлетнего малыша – в школу, студию и так далее, — практически везде сразу начинают заниматься развитием навыков по образцу: «ручку туда, ножку сюда, делай так, как я показываю». Достаточно ли привить ребенку навыки, чтобы вырос гармоничный человек? И становится ли гармоничным тот, кто всего лишь многое попробовал? Этими вопросами я задалась 20 лет назад, начав воспитывать собственного сына. Постепенно сложилась комплексная программа, которую я назвала «Становление личности посредством искусства».

Всё начиналось так:

Познакомившись с программами для детей от трех лет, я поняла, насколько они упрощают возможности ребенка, а поэтому зачастую строятся на примитивном материале (имею в виду программы 20-летней давности). Я хотела, чтобы мой сын вошел в мир искусства с настоящей классической музыкой, а не с детскими песенками. Для воспитания и развития маленького человека нужна была некая социальная среда, в которой он мог бы развиваться. Так появилась моя первая группа учеников – соседские дети, которые собирались у меня дома.

Стремясь понять своего ребенка, я стала смотреть на мир его глазами, отказавшись от стереотипов, присутствующих в сознании взрослого человека, и как бы родилась заново. Я поняла, на что именно стоит тратить ценное время жизни ребенка, которое не повторится больше никогда. Ведь только до 6-7 лет, а не позже, можно заложить в человека все самое важное из того, что понадобится ему в жизни. И не надо считать, что он «ничего не поймет», не надо сюсюкать с ним, как с котенком. Наша задача – научить ребенка не только одеваться, аккуратно кушать и говорить «спасибо», а научить учиться (причем – легко учиться), научить общаться, трудиться, любить и быть любимым, видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить.

Как этого достичь?

На первое место в нашей программе вышла задача развивать эмоциональную сферу ребенка, без чего невозможно восприятие искусства. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены: ребенок не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Именно на практике, вразрез с общепринятым взглядом, я поняла, что, например, симфоническую музыку трехлетки воспринимают лучше, чем большинство школьников. У малышей нет навязанных штампов о ее сложности и, следовательно, нет отвержения. Так я выяснила, что они любят слушать музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси, Прокофьева и современных композиторов. Хотя многие из взрослых, даже имеющих специальное музыкальное образование, признаются, что их «раздел» любимой музыки заканчивается XIX веком. Преподаватели зачастую выстраивают знакомство с музыкой в прямом хронологическом порядке от Глюка и далее и не доходят до современной академической музыки, потому что считают ее слишком сложной для себя, и для детей. Но именно для детей, которые только открывают мир музыки, границ сложности не существует. Я убедилась, что близкая им по времени музыка XX века созвучнее их ощущению мира, чем, например, старинная музыка, поэтому пошла в своей программе в «обратной последовательности».

«Проживаем музыку»

Благодаря возрастным особенностям дети моментально входят в образ и начинают в нем жить. Протяни ребенку пустую ладонь, и скажи: возьми яблоко! И он будет «брать», «откусывать», потому что этот предмет для него совершенно реален. Взрослый подумает – где же яблоко? А в детях эта вера, эта готовность играть настолько ярко выражены, что и звуки они воспринимают как реальный образ. Балеты Чайковского, Прокофьева, Стравинского смотрят с огромным интересом. Удивительно? Объясняю почему: мы не просто слушаем, сидя на стуле, а устраиваем спектакль, в котором дети проигрывают все роли. Вместе с персонажами сказок мы переживаем множество чувств и выражаем эти чувства танцем и пантомимой. Ребенок обязательно проигрывает каждую роль, при этом мы ничего не разучиваем, а импровизируем на ходу, вслушиваясь в музыку. Это такая игра. А игра – всегда удовольствие и, что еще важнее, — чистое творчество: играя, ребенок творит. Постоянная свободная импровизация на заданную тему растит творчески активную, интересную личность.

На семинарах мы все это делаем вместе с педагогами, и в такие моменты они в восторге от самих себя, потому что не подозревали что, насколько, оказывается талантливы!..

Тренинг, сказки, притчи и стихи

Сказки адаптируются под учебно-воспитательный процесс и под те задачи, которые мы перед собой ставим. Основополагающая из них – развитие представления о мире и о самом себе через сопереживание. Сказки, притчи, стихи – все становится инструментом для решения задач этического, психологического, социального характера. Например, в традиционном представлении Золушка – хорошая, а ее сестры и мачеха — плохие. Детям сказка показывается иначе. У каждого героя — своя ситуация, и каждый из них по-своему прав. Я стараюсь увести детей от шаблонов «плохой-хороший», «добрый-злой» и подвести их к сложной картине мира, каковой она в действительности и является. Задачи таких адаптаций – пробудить «объемное» мышление, научить выстраивать гармоничные отношения с близкими людьми и с окружающим миром через его позитивное восприятие. Этому служат многочисленные тренинги на основе классической музыки, с которыми мы знакомим педагогов на наших семинарах. Например, тренинги на веру в себя, на снятие страхов, комплексов, на развитие внутренней силы, на самостоятельность, лидерство, на развитие внимания, творческого мышления и многие другие.

Приведу пример тренинг, который проводится на первом уроке. Итак: Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов». Всем известно, что рождение ребенка – это определенный стресс для него и, как всякий стресс, способен спровоцировать психологические проблемы. На музыке «Балета…» я провожу специальный тренинг «нового рождения» для снятия этого стресса. Кратко опишу: «Мы – птенцы, и лежим в яйце. Ничего не видим, не чувствуем запахов, не можем ничего потрогать, можем только слышать. Вы растете, набираетесь сил, и вот уже готовы появиться на свет». Следуя музыке, дети кистью руки «пробивают клювом скорлупку», толчком ног откидывают ее, вскакивают, кричат громко и радостно: «Пи-и»! Создается атмосфера, при которой они ощущают радость и восторг рождения. Сильный толчок ногами и опора на них дает уверенность в жизни – «дети крепко встают на ноги». А потом мы начинам заново открывать мир, который совсем не страшный, а интересный и даже веселый. «Прорабатываем» все чувства, которые спали до рождения: различаем запахи, цвета, тактильные ощущения. И мир вокруг детей рождается вновь и вновь. Таким образом, негативный опыт заменяется положительным.

Так, для решения определенных задач и развития необходимых качеств выбирается каждое музыкальное произведение. Обучая преподавателей, мы обязательно проводим эти же тренинги, и с ними происходят также внутренние изменения, что и с детьми. Поэтому в отзывах звучит неизменная благодарность: «Мы приехали одними людьми, а уезжаем — совсем другими. Вы помогли нам избавиться от комплексов и решить многие наши проблемы. Теперь мы смотрим на мир другими глазами».
Благодатнейший материал – притчи, которые несут в себе вековую мудрость разных народов и религий: буддийские, христианские, исламские, в том числе суфийские, иудейские. Перед детьми стоит задача не пересказать, а донести смысл притчи – это серьезная умственная тренировка. Они думают над притчей, рассказываю ее своими словами, находят в ней тонкие смыслы, затем сочиняют собственные притчи, исходя из опыта своей жизни. Например, я рассказываю притчу: «Маленькая улитка ползет, а воробьи хохочут – «куда ползешь»? – «Ползу за вишней». – «Какая вишня, еще даже почки не набухли»! – «А пока доползу, как раз вишня и созреет». Я предлагаю детям адаптировать эту притчу к их жизненной ситуации. И они начинают объяснять, что чтобы что-то получить, нужно к этому достаточно долго идти, идти спокойно, радуясь каждому новому шагу.
Мы работаем со стихами – причем вовсе не детскими: с поэзией Пушкина, Бунина, Тютчева. Главное — осознать красоту слова. Понимая красоту слова, дети сами хотят говорить красиво.
Когда ребенок эмоционально наполнен, у него появляется желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танце, в музыке: вот теперь развитие навыков становится для него насущной потребностью. И он начинает учиться осознано, для себя, а не для отметки.

Что получается?

Моя программа рассчитана на 7 лет обучения и состоит из двух ступеней: для детей от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет. За период обучения они узнают столько классической музыки, что по объему она превышает объединенную программу музыкальной школы и училища. Приведу пример, который приятно удивил родителей. Братья 4 и 6 лет остались дома одни. Вернувшись, родители застали их за просмотром фильма-оперы «Князь Игорь». Их удивило то, что дети из всей обширной видеотеки предпочли оперу, а не мультики. А другой малыш, просыпаясь, отказывался вставать, пока мама не включит балет «Ромео и Джульетта». И это – типичные случаи для моих учеников: художественные впечатления становятся жизненно необходимыми.

Родители.

На мой взгляд, единственная система воспитания, которая дает реальные результаты, это самовоспитание. В человеке от рождения заложена положительная программа на стремление к совершенству. Зачастую воспитание сводится исключительно к командам – «делай это», «делай то». Я отучаю родителей командовать детьми, потому что выполнение команд еще не говорит о воспитанности человека. Приведу пример: мы попросили родителей не руководить ребенком в том, что он может делать сам, и не делать лишних замечаний. Результат был потрясающий: родители замолчали на целый день. Многие мне потом сказали – «нам просто не о чем было с детьми говорить». Мы, взрослые, даже не отдаем себе отчета в том, какова сила привычки давать многочисленные, нередко бессмысленные указания вроде – «сначала одень колготки. А потом ботиночки». Учитывая, как редко родители хвалят ребенка (по статистике – в день 98 замечаний и 2 похвалы), я вынуждена проводить сказку-тренинг, которая направлена на то, чтобы дети не обижались на родителей, чтобы у них не появился комплекс «нелюбимого ребенка», а чтобы они пришли к мысли: «Меня любят, мне помогают стать тем, кем я хочу». Картинка переворачивается, и дети говорят маме: «Спасибо, что ты меня ругаешь!». Приведу еще один пример. Я прошу детей и родителей в течении месяца составлять список всех счастливых моментов, которые они испытали за два-три дня между занятиями. Если ребенок все время думает, что мама обещала купить велосипед и не купила, то живет с нерешенной проблемой и не видит вокруг себя позитива. А если ребенок научится замечать маленькие радости, — цветок распустился, птичка прилетела, — он будет жить настоящим, которое для него станет прекрасным. И вся жизнь наполниться радостью.

Где и для чего внедрять эту методику?

В нашем Центре мы не выбираем детей – принимаем всех. Нет детей, не способных воспринимать искусство. Сейчас все родители хотят, чтобы их ребенок стал личностью. Но специальных занятий, где бы им помогли, нет ни в системе дошкольного обучения, ни в школе. В общеобразовательной школе дети долгие годы изучают литературу. А многие ли из них любят читать? А где поклонники поэзии? И классическую музыку слушают в детском саду и школе, а в наушниках детей звучит попса. Это общая проблема всей нашей системы образования, которое, в основном, происходит по схеме «заучи и воспроизведи». Родители часто спрашивают у нас: есть ли в нашем Центре подготовка к школе? Я отвечаю: в традиционном понимании – умение читать и писать – нет, но мы учим детей учиться. Почти все мои ученики становятся отличниками. Почему? Потому что они чувствуют и воспринимают иначе, нежели обычные дети, и обучаются по-другому, они включены в процесс, а не сидят на уроках безучастно. Это влияет и на качество, и на скорость обучения. Те дети, которые прошли хотя бы первую ступень по нашей программе, в любом коллективе становятся лучшими: и в детском саду, и в частном лицее, и в общеобразовательной или музыкальной, художественной, балетной школе, в театральной студии. Это показатель эффективности метода. Поэтому и предмет этот может быть внедрен в любом из этих учреждений.

Как передать опыт?

Мою методику сложно внедрить, потому что к такому подходу не привыкли. Просто рассказать о ней в лекционном формате – не имеет смысла. Есть книга «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или Искусство воспитания», которая дает теоретическое понимание, как и эта статья, но научиться через чтение невозможно. Поэтому мы решили проводить семинары-тренинги, создавая на них специально организованную активную среду, чтобы преподаватели смогли освоить методику на собственном опыте. Для них это оказалось также ново и интересно, как для детей. Акцент в обучении ставится на развитии способностей, при помощи которых можно преподавать по этой системе. Каждое упражнение сначала проводится, а затем объясняется, для чего оно нужно и как работает. В обучении мы широко используем проблемный метод, который поставленным вопросом готовит сознание слушателя к восприятию нового, а затем происходит передача знаний. Педагоги не только проживают все на себе и получают информацию, но и начинают самостоятельно творить прямо на семинаре – сочинять сказки, проводить игровые занятия с коллегами. Но это взрослые, и с ними сложнее, чем с детьми, поэтому сначала надо убрать страхи, зажимы, повысить самооценку человека.

Большинство учебных заведений работает в парадигме «получаем информацию — передаем ее дальше». Чтобы отказаться от этого, чтобы пробудиться к истинному знанию, нужно попробовать по-другому. И когда преподаватели – участники семинаров – начинают раскрываться, они удивляются и радуются тому, насколько способны и талантливы. Ко мне на занятия неоднократно приходили психологи, в том числе из МГУ с кафедры возрастной психологии, которые насчитали 6 психологических методов, одновременно применяемых в течении 60 минут наших уроков с детьми. Эти же методики применяются и на семинарах.
Программа семинаров очень сконцентрирована. На каждый год обучения отводится по четыре дня семинарских занятий. Прошедшим у нас обучение мы всегда готовы оказать содействие консультациями, открытыми уроками и их видеозаписями. Наши двери всегда открыты!

От скольких глупостей, несправедливостей, лжи спасают взрослых детские глаза! Ведь они полны доверия и участия. Они - наши судьи. Они спасают нас порой от лени, физической и духовной, от ханжества и ограниченности. Для нас, родителей, дети - постоянный катализатор, возбудитель душевных сил и творческих способностей. И мы невольно получаем сильнейший толчок для собственного развития. Мы очень скоро понимаем, что родительский труд - самая тяжелая на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания любой усталости.
Собственный пример действует сильнее угрозы, кто этого не знает. Один известный человек так рассказывал о своем воспитании: «Отец мною совсем не занимался. Но когда бы я ни проснулся среди ночи, я видел щелочку света под дверью его кабинета: он работал. Вот эта щелочка меня и воспитывала». Действительно, легко воспитывать по своему образу и подобию. Порядочные родители, как правило, воспитывают хороших людей. Энергичные, деятельные, легкие на подъем, никогда не вырастят трутней.
Мы сами и вся, созданная нами, семейная атмосфера - образец для малыша. Ведь именно родители и есть тот первый человеческий идеал, на который наши дети будут равняться. Когда мы думаем о том, какой пример подаем своему ребенку, мы уже воспитываем! Потому что настоящее материнство и отцовство - это, прежде всего, труд души, а не рук, умственная, а не физическая работа.
Отказываться от самих себя, своих неприятных черт, переламывать себя - это единственный путь увидеть своих детей такими, какими хочешь их видеть. Быть или быстренько стать такими. Словом, перефразируя поговорку «Врач, исцели себя сам», скажем себе: «Воспитатель, воспитай сначала себя».
Почему, особенно сейчас, так важен личный пример? Да потому что современная семья уже не является той «домашней школой», где старшие непосредственно обучают и воспитывают младших. Все, или почти все, отдано на откуп общеобразовательным заведениям, телевизору и массмедиа. Что оставили себе многие родители? Материальное содержание ребенка и, как показывают социологические исследования, всего от 19 до 29 минут в день на общение с ним. А что делать, ели все мы работаем?
Не надо искать себе оправдания. Да, мы работаем, такое время. И слова «Я работаю!» иные произносят так, как будто все, что вне работы - сущая безделица. Разумеется, работа забирает силы и время, но воспитание детей, не менее важная обязанность и даже больший труд, чем любая работа. Не надо нам, родителям, прятаться за нее, как за ширму. Ведь работай не работай, а всякая беда с детьми - это родительская беда. Иногда приходит слишком запоздалое понимание этого.
Нельзя самоустраняться от воспитания детей! Наша усталость, равнодушие и эмоциональная глухость способны навсегда отвадить ребенка от отчего дома. Пусть дети решают вместе с нами свои большие и маленькие проблемы, иначе мы никогда не узнаем, куда идет сын, где задержалась дочь, и кто так настойчиво названивает им на мобильный, не будем знать, какую компанию и какие увлечения предпочитают они дому. А компании и увлечения бывают разными….
Находите время для своих детей, выдумывайте семейные праздники и традиции, рассказывайте им о себе и поощряйте их к тому, чтобы они делились с вами любой мелочью. Только при таком стиле воспитания у маленького человека формируются три благородных чувства: общность с близкими ему людьми, личная ответственность перед другими, гордость за свое участие в жизни семьи. А как же, с ним считаются, как со взрослым! Для маленького человека это очень важно.

Итак, воспитание - это искусство. А где искусство - там талант, интуиция, вдохновение!

Оксана Мамчуева.

К 120-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко

«Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».

Так считал А. С. Макаренко, воспитавший несколько тысяч трудных советских подростков в колониях. При этом он был уверен, что овладеть этим искусством может каждый родитель и воспитатель.

«Никаких детских катастроф, никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы, у нас быть не должно! <…> Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать», - утверждал Макаренко без всякого пафоса и преувеличения, с твердой убежденностью в своих словах.

Возможно, в рамках своего времени педагог был прав - нам судить трудно. Но современные родители и воспитатели, безусловно, не могут рассчитывать только на свои воспитательные методы. То, каким вырастет ребенок, - во многом дело промысла Божия. Но ответственности за воспитание детей с нас никто не снимал. В обществе, лишенном общих ценностных ориентиров, ответственность православных еще выше.

Свою «Книгу для родителей» Макаренко посвятил семейному воспитанию. Общаясь со множеством детей и подростков в колониях, педагог увидел, что многие ошибки в воспитании совершаются именно в семье.

Прежде всего, Макаренко взывает к родителям: будьте ответственными!

«Если вы родили ребенка, - это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель».

Воспитание детей - это органичная часть жизни родителей. Отец или мать не могут быть жадинами, сквернословами или пьяницами на работе, а дома перевоплощаться в прекрасных, добрых и чутких воспитателей. Макаренко настаивает на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они увидят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить. Например, если отец двоих детей разлюбил свою жену и полюбил другую, Макаренко говорит ему: «Потушите ваше новое чувство. Плохо, трудно, но вы обязаны потушить. Останьтесь отцом в вашей семье. Вы это обязаны сделать, потому что в вашем ребенке растет будущий гражданин, и вы обязаны пожертвовать в известной мере своим любовным счастьем». (Слово «гражданин», столь много значившее в советские годы, каждый читатель может заменить на актуальное лично для него).

Макаренко подчеркивает, что воспитание детей должно быть осознанным процессом, постоянно находящимся в центре внимания родителей. Если ребенок начинает проказничать, плохо себя вести, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Бывает, что ребенок нашкодит раз, другой, а родители воспринимают его поведение как норму, не обращают внимания. Потихоньку у такого ребенка могут развиться серьезные недостатки, а расстроенные родители будут только печально шептаться наедине, но на людях будут сохранять достоинство, скрывая ущербность своего воспитания. Таких родителей Макаренко называет бракоделами.

«Таким именно путем общество получает известную порцию шкурников, портачей, мошенников, болтунов, вралей, прогульщиков, хамов, лакеев, пошляков, самодуров, снобов и воров.

Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения, почему вы малодушно не спрашиваете себя: был ли я в своей семейной жизни большевиком?

Если сын оскорбляет мать, никакой фокус не поможет. Это значит, что вы очень плохо воспитывали вашего сына, давно воспитывали плохо, долго. Всю воспитательную работу нужно начинать сначала, нужно многое в вашей семье пересмотреть, о многом подумать и прежде всего самого себя положить под микроскоп. А как поступить немедленно после грубости, нельзя решить вообще, - это случай сугубо индивидуальный. Надо знать, что вы за человек и как вы вели себя в семье. Может быть, вы сами были грубы с вашей женой в присутствии сына. Впрочем, если вы оскорбляли вашу жену, когда сына не было дома, - тоже достойно внимания».

Для Макаренко очень важно то, что родители воспитывают ребенка не для себя, не для будущей карьеры или семейной жизни, не вообще просто так. Так и в христианстве: оказывается, христианином надо быть не только в храме, не только среди невоцерковленных коллег по работе, а в каждый момент своей жизни, в том числе и в семье. Ведь мы воспитываем детей не просто так, мы воспитываем их для встречи со Христом и для вечной жизни. А чтобы дети выросли хорошими христианами, родителям тоже надо быть верными Христу.

Макаренко констатирует, что вместо того, чтобы задать себе поставленный выше вопрос, родители всегда ищут оправданий. И главное оправдание, которым они защищаются от ответственности, - это отсутствие времени. Нам некогда оценивать свои методы воспитания, нам некогда изменять свою жизнь, у нас и так мало времени, чтобы полностью посвящать его детям. Макаренко подметил, что такие родители часто рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Но преувеличивать значение педагогических бесед - большая ошибка. Поучительные речи родителей крайне редко оказываются полезными.

Воспитание современного человека, по Макаренко, - процесс социальный в самом широком смысле слова. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя».

Другими словами, один человек сам по себе, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребенка. Современные православные родители, пытаясь оградить своих детей от дурного влияния распущенного мира, часто пытаются этот тезис преодолеть. Полезно, на наш взгляд, было бы иметь в виду следующие слова Макаренко:

«Система бонн и гувернеров, постоянных надсмотрщиков и зудельщиков давно провалилась, не создав в истории ни одной яркой личности. Лучшие, живые дети всегда вырывались из этой системы.

Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно, это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода.

Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов. Материалом будет жизнь во всех ее многообразных проявлениях».

И в советское время многие были недовольны дворовыми мальчишками, которые были хулиганами, обманщиками и портили домашних детей, попадавших в их компанию. Многие родители, видя, что их послушный сын стал капризничать, спорить, ругаться, может быть, даже совершать преступления, говорили, что ребенка испортили двор, улица, плохая компания. Но, замечает Макаренко, «на том же дворе вы найдете десятки детей, для которых семейный коллектив и семейный корректив создали какие-то установки, какие-то традиции, помогающие им осилить влияние уличных мальчиков, не чуждаясь их и не отгораживаясь от жизни семейными стенами».

Трудно сказать, что бы мог посоветовать Макаренко современным родителям-христианам. Но все-таки кажется, что он не стал бы сторонником воспитания в семейном или даже православном гетто. Хорошо, когда у родителей есть возможность отдать детей в православный детский сад и в православную гимназию. Но по каким путям пойдет 17-летний подросток, выпущенный наконец из узкого православного коридора, нельзя сказать однозначно. Думается, что Макаренко не посоветовал бы полностью исключать современную внецерковную жизнь из поля зрения православных детей. (Впрочем, это отдельная и сложная тема, которую мы не предполагаем развивать в данной статье).

Макаренко был принципиальным сторонником большой и дружной семьи. Он считал, что «система единственного ребенка» делает задачу воспитания исключительно трудной. Даже в скромной семье единственный ребенок превращается в принца или принцессу. Родители воспринимают его не иначе, как единственного претендента на счастье и удачу.

«Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение.

Родители, если бы даже хотели, не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. В подобных случаях только противоестественная слабость родительской «любви» может несколько уменьшить опасность. Но если эта любовь имеет только нормальные размеры, дело уже опасно: в этом самом единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его, - значит потерять все.

Его единственность поэтому неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники».

В такой семье теряется главная составляющая воспитания - коллективное начало. По Макаренко, семья должна быть только коллективом, сплоченным общими интересами и потребностями, общей радостью и общим горем. Отсутствие коллективного опыта формирует у ребенка нравственную пустоту. В то время как правильно организованный семейный коллектив дает опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребенку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности.

«Нет братьев и сестер - ни старших, ни младших, - нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения, - просто ничего нет, даже обыкновенного соседства.

В очень редких случаях товарищеский школьный коллектив успевает восстановить естественные тормоза для развития индивидуализма. Для школьного коллектива это очень трудная задача, так как семейные традиции продолжают действовать в прежнем направлении».

Нравственно ценная потребность, - утверждает Макаренко, - может вырасти только из коллективного опыта. В качестве эталона он выводит дружную и веселую семью с 13 детьми. Все дети «поражали окружающих удивительным спокойствием своих характеров. В этом переполненном семействе почти не слышно было плача. Даже самые младшие никогда не задавали таких оглушительных концертов», какие случались в других семействах.

Что же делать родителям, у которых только один ребенок? Решение простое: взять в свою семью ребенка из детского дома и полюбить его, как родного. Педагог настаивает: «Сделайте это обязательно, как бы ни затруднительно было ваше материальное положение. И самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей «косой» семье, избавив ее от опасного крена».

«В наше время было сказано, что дети - «цветы жизни». Это хорошо. Но скоропалительные в суждениях, сентиментальные люди не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами. Если сказано «цветы», значит нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать. Нужно, пожалуй, самим цветам внушить, что они составляют неприкосновенный «роскошный» букет.

В этом узкоэстетическом и бессмысленном восторге уже заложено его посрамление. «Цветы жизни» надлежит представлять себе не в виде «роскошного» букета в китайской вазе на вашем столе. Сколько бы вы ни восторгались такими цветами, сколько бы ни ахали, эти цветы уже умирают, они уже обречены, и они бесплодны. Завтра вы прикажете их просто выбросить. В лучшем случае, если вы неисправимо сентиментальны, вы засушите их в толстой книге, и после этого ваша радость станет еще более сомнительной: сколько угодно предавайтесь воспоминаниям, сколько угодно смотрите на них, перед вами будет только сено, простое сено!

Нет, наши дети вовсе не такие цветы. Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад. И этот сад - наш, здесь право собственности звучит, честное слово, очаровательно! Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки… Не только аромат, не только «гаммы красок», - плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится».

Муртазаева Аревик
Эссе «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»

«Великое искусство воспитателя - воспитание детей » !

«Человек, который посвятил свою жизнь развитию

и становлению личности ребенка в первую

очередь должен быть творцом, созидателем,

наставником и другом. И тогда ребенок сможет

сотворить свой неповторимый мир».

С. Могилевский.

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас. Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остается загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по- разному…

Почему я выбрала профессию «воспитатель » ? Попробую ответить на этот вопрос. Я росла веселой, доброй, отзывчивой и ответственной девочкой. Меня переполняла гордость, что мама доверяла мне важные дела. Мне это очень нравилось, я чувствовала себя значимой, взрослой, понимала, что моя помощь необходима маме. Ведь мама самый родной, любимый человек для любого ребенка. И сейчас будучи взрослой, я стараюсь быть для детей другом , к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель .

Воспитатель – это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя , когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло всего своего сердца. Я стараюсь относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела бы, чтобы окружающие относились к моим детям. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Мне всегда хотелось научить детей тому , что умею сама, дать им хотя бы частичку тех знаний и умений, которыми владею я. Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, имеющие свои рассуждения, умозаключения. У каждого ребёнка свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, кто из них талантливый

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко» Курского муниципального района Ставропольского края

художник, а кто пытливый наблюдатель. Моя цель – воспитать и развивать в детях их способности не смотря на то, что они все такие разные.

Придя в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые–самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. А прежняя моя профессия в СРЦН «Надежда» дала мне много полезного и научила терпимости и пониманию проблем детей . В своей работе я планирую, день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях : он для детей и учитель , который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей . Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладеть актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно – чем больше воспитатель знает и умеет , тем легче и интереснее ему работать с детьми. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой , в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша.

Я – неординарный, разнообразный и творческий человек. Поэтому своё педагогическое кредо я не могу выразить одной фразой, а постараюсь изложить при помощи тезисов, на которые я опираюсь в повседневной жизни :

Подходить к любой работе творчески, привносить в образовательную деятельность что-то инновационное;

Детям должно быть интересно, комфортно и весело;

Вокруг тебя должно быть всё красиво, эстетично и современно;

Будь интересна детям, которые тебя окружают, будь нужной детям.

Талант воспитания , широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей , родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии : способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я очень люблю свою работу, и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины . Ведь главное качество женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

«Что значить быть воспитателем детского сада Для меня – это значит быть :

В - внимательной

О - ответственной

С - справедливой

П - правдивой

И - искренней

Т - толерантный

А – артистичной

Т - трудолюбивой

Е - еще доброжелательной

Л – любящей

Ь - мягкой.

Искусство быть воспитателем в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство .

Моя профессия – воспитатель детского сада . Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия : «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием «Детский сад» .

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность , интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. Поэтому своё эссе я хочу закончить словами К. Д. Ушинского : «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя , потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только «личность» может действительно действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер».

Каждый родитель хочет вырастить из своего ребенка воспитанного человека, независимую, незаурядную, целеустремленную личность. Процесс этот весьма сложный и непрерывный. Надо понимать, что ребенку для развития требуется усвоить большой объем информации, в этом чаду необходимо помогать. И помощь должна начинаться уже с самого рождения. Искусство воспитания - это процесс, необходимый для будущего благополучия ребенка, его родителей и общества в целом.

Все педагоги и родители знают, что дети учатся лучше всего на чужом примере. Если, допустим, ребенку говорят не повышать голос при разговоре, но при этом мама сама постоянно кричит, то убеждать малыша в обратном крайне затруднительно.

Подражание взрослым

На подсознательном уровне у ребенка формируется стремление подражать взрослым. В такой ситуации часто возникает непонимание, несоответствие требуемого и действительного, которое постоянно будет рождать сопротивление. Грамотный подход к воспитанию помогает вырастить самостоятельную, сильную личность, а в будущем избежать многих трудностей и проблем. И сформировать цельную личность - это искусство воспитания.

У педагогов, психологов, философов, религиозных деятелей свои взгляды на этот процесс. И часто они оказываются противоположными. Сегодня в мире огромного потока информации очень сложно сориентироваться и выбрать правильный путь. Помимо любви и принятия ребенка таким, какой он есть, родителям требуются дополнительные знания:

  1. О психофизиологических особенностях разных возрастных групп. Это необходимо, чтобы знать, что можно требовать от ребенка, а что пока еще рано.
  2. О процессе воспитания в семье. Анализируя традиции своей семьи, можно вынести что-то полезное и применить в отношении ребенка или, наоборот, какую-то модель своего поведения скорректировать.
  3. Важно понять, что независимо от возраста ребенок является личностью, а не собственностью родителей. Поэтому самостоятельность воспитывается с малых лет.

Противоречивость

Стоит понимать: в процессе воспитания не должно быть противоречий, когда мама разрешает, а папа запрещает, или наоборот. Это приводит к серьезным внутренним душевным конфликтам, с которыми малышу бороться нелегко, и впоследствии они выливаются в серьезные проблемы уже взрослого человека. Ошибочно полагать, что воспитанный ребенок - тот, который безоговорочно слушается родителей.

Основная задача родителей - помочь малышу стать личностью, раскрыть свои таланты и жизненный потенциал, а не сделать его своей копией. В этом и заключается искусство воспитания ребенка.

Проблема современного воспитания

Воспитатели и педагоги отмечают, что родители сегодня совсем перестали заниматься детьми и интересоваться их воспитанием. На что родители возмущенно отвечают, что это совсем не так, ведь мы читаем всю необходимую литературу по воспитанию, отдали ребенка в спортивную секцию, на танцы, нанимаем на дом логопеда.

В этом и заключается проблема современного воспитания: родители, пытаясь дать ребенку все самое лучшее, не замечают, как перекладывают заботы на чужих людей, в то время как основа личности закладывается в семье. А в этой сфере переложить всю ответственность даже на специалистов нельзя: здесь требуется вложить собственную душу.

Искусство воспитания в семье

Искусство состоит в том, что ребенок должен понимать: его любят не за что-то, а бескорыстно, независимо от успехов в учебе или на другом поприще. Нам, взрослым ясно, что любовь к отпрыскам - нечто само собой разумеющееся, но им это необходимо постоянно доказывать. Ребенок требует постоянного внимания и делает это, как может: хорошими или плохими поступками, хулиганством или упрямством. И здесь очень важно понять, что эмоциональный комфорт для дитя - прежде всего. Не нужно оценивать малыша и его поступки, его необходимо любить и воспринимать таким, какой он есть.

Можно ли любовью испортить ребенка?

Если это действительно любовь, то ею нельзя испортить характер ребенка и вырастить из него эгоистичного человека. Родители, по-настоящему любящие своих детей, не станут потакать капризам и идти на поводу.

Именно в семье ребенок знакомится в первый раз с понятиями «хорошо» и «плохо», получает представление о жизни и о том, как поступать в той или иной ситуации. В семье ребенок адаптируется к социуму, именно поэтому важно, чтобы у малыша были сестры и братья.

Нет универсальных советов для каждой семьи по правильному воспитанию детей. Ведь нужно учитывать количественный и возрастной состав, социальный уровень каждой отдельной семьи. Но есть некоторые рекомендации, которые необходимо знать каждому родителю:

  • Ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, тепла и доброжелательности.
  • Малыша, независимо от возраста и личных достижений, нужно любить и ценить его как личность.
  • Необходимо слышать детей и помочь им развить свои способности.
  • Высокие требования можно предъявлять исключительно на основе взаимного уважения.
  • Часто проблема кроется в поведении самих родителей, потому как дети неосознанно копируют близких людей.
  • Нельзя акцентировать внимание на недостатках ребенка, нужно концентрироваться на положительных моментах. В противном случае развиваются комплексы.
  • Любое обучение должно проводиться в форме игры.

Собственное поведение

Макаренко настаивал на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем отказаться.

«Педагогика» - слово пришло в наш лексикон из Греции, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания. В России это понятие появилось с философским наследием античной цивилизации. Педагогика как искусство воспитания является частью общего процесса возрастного развития. Эта наука изучает и прививает:

  • самостоятельность;
  • гуманность;
  • нравственность;
  • способность к творчеству.

Основы педагогики

Основная задача взрослых - передать накопленный опыт новым поколениям. Педагогика изучает воспитание человека независимо от возраста. Знание этой необходимой науки помогает выбрать оптимальное решение для каждой конкретной ситуации. Но только на практике можно ответить, - искусство или наука, хотя давно эти понятия стали объединять. Настоящий педагог понимает, что, не зная хорошо науку, невозможно претворить в жизнь и искусство воспитания. И здесь ключевым моментом является любовь и уважение к растущему человеку.

Искусство воспитания - самое сложное изобретение человека. Его невозможно отделить от процесса получения образования, и оно длится весь период взросления. многогранны и обширны. Именно в процессе обучения у ученика формируются привычки, профессиональные навыки, устремления, потребности, которые соответствуют или не соответствуют нормам нравственности.

По сей день педагогические идеи А. С. Макаренко используются при разработке вопросов воспитания и служат важным источником полезной информации. Формирование личности - это и есть непрерывный воспитательный процесс.

воспитания?

Дать однозначное определение невозможно. Ученые вкладывают разный смысл в это понятие. Что такое искусство воспитания, по их мнению? Это одно целое из множества составляющих, среди которых самыми важными являются:

  • забота о здоровье;
  • забота о материальном и душевном благополучии ребенка;
  • моральное воспитание;
  • закалка духа и чувства ответственности и многое-многое другое.

Мораль

Будущее человечества сейчас играет в саду, сидит за партой. Оно очень наивно, чистосердечно и, что самое важное, целиком в руках взрослых. Как сформируют родители и педагоги детей, такими они будут в будущем. И не только они, а весь мир через несколько десятков лет. Общество, которое будет строить сегодняшнее создаем своими руками мы, взрослые.

Советский педагог, так сформулировал эту идею: школа решает, чему будут радоваться, а что через 20-30 лет. Это тесно связано с мировоззрением будущего поколения, которое не может быть полноценным, если не воспитывается высокая мораль. Сегодня внимание к проблеме практики и теории эстетического мировоззрения уделяется особое. Ведь это средство и умственного, и нравственного роста, а значит, развития духовно богатой личности. Поэтому искусство воспитания детей - это многогранный непростой процесс, которому должно уделяться особое внимание.