Волосок пророка мухаммеда из бороды. Уход за волосами по сунне

Наверное, более всего человек следит за своими волосами. Свят Всевышний, Он сделал волосы украшением человека, волосы украшают как мужчин, так и женщин.

Описание волос Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) были чёрные волосы, немелкокучерявые и непрямые, они были вьющимися, подобно волнам на песке. Порой его волосы доходили до края мочек ушей, временами они спускались до шеи. Иногда Пророк (мир ему и благословение) отращивал их и они отрастали до лопаток, до верхней части спины, что ещё более увеличивало красоту Пророка (мир ему и благословение).

Хадис о волосах

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если у вас растут волосы, то относитесь к ним с почтением ».

Волосы необходимо почитать, проявляя благодарность, так как они являются даром Всевышнего. Поэтому мы должны относиться к ним с уважением, отдавая им должное и стараясь следить за их красотой, так как Всевышний украсил нас волосами.

Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах

Пророк (мир ему и благословение) очень заботился о волосах. Если ты думаешь, что сильно заботишься о волосах, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение) заботился о волосах больше тебя. Он постоянно носил с собой расчёску. Выходя из дома или отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой расчёску. Пророк (мир ему и благословение) часто умащивал волосы маслом. Он укладывал свои волосы расчёской. Он покрывал голову, чтобы сберечь волосы от пыли. Пророк (мир ему и благословение) не любил растрёпанные, покрытые пылью волосы. Он ценил красоту и говорил:

«إن الله جميل يحبّ الجمال »

«Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное ».

Поэтому каждый, кто любит красоту, любит то, что любит Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

У Пророка (мир ему и благословение) было зеркало, которое он брал даже в путешествие. Смотря в зеркало, он следил за собой и своими волосами. Совершая этот прекрасный поступок, желательно произносить следующее дуа, которое читал Пророк (мир ему и благословение):

«اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي ، فَحَسِّنْ خُلُقِي »

«О Аллах, как Ты украсил мой облик, укрась и мой нрав ».

Забота о внешней и внутренней красоте, забота о волосах, просьба украсить внешний вид, одновременно с внутренним миром – всё это удивительная Сунна. Человек, практикующий в жизни явные и скрытые стороны Сунны, почувствует смысл красоты, которая заложена Всевышним в человеке.

Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом

Умащивание волос маслом – сунна Пророка (мир ему и благословение). Многие люди используют различные крема и масла, и это очень хорошо. Нам следуют использовать масла. Также необходимо знать, что использование масла в уходе за волосами – сунна нашего Любимца (мир ему и благословение). Особенно использование оливкового масла содержит в себе благодать и следование Сунне, так как Пророк (мир ему и благословение) любил использовать это масло. Он говорил:

«كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة »

«Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им; воистину, оно – от благословенного дерева »

Это масло также упоминается в Коране.

Пророк (мир ему и благословение) использовал масло очень красивым способом. Каждое его движение было совершенным. Его движения были спокойными, полными достоинства. В каждом его действии, без сомнений есть своя мудрость и тайна. Желая умаститься, Пророк (мир ему и благословение) наливал масло из кувшина в левую ладонь. Затем указательным пальцем правой руки наносил масло на правую бровь, после – на левую. Затем он натирал участок волос под нижней губой. После этого протирал веки глаз. Затем протерев ладони, наносил масло на всё лицо, на волосы и на всё тело, куда пожелает. Натирая масло, таким образом, мы будем похожи в действиях на Пророка (мир ему и благословение). Быть похожим в поступках на Пророка (мир ему и благословение) – услада для верующего. Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) является прекрасным примером для нас.

Окрашивание волос

Пророк (мир ему и благословение) красил волосы, когда у него начала появляться седина. Общее количество седых волос у Пророка (мир ему и благословение) не превышало 20 волос, но, тем не менее, он закрашивал их хной.

Сподвижники боялись, что желание украшаться возникает из-за гордости, но Пророк (мир ему и благословение) говорил, что гордость – это пренебрежение истиной, то есть не является проявлением гордости – желание человека выглядеть красиво. Напротив, это – прямое следование Пророку (мир ему и благословение).

Стрижка волос

Пророк (мир ему и благословение) запретил некоторые виды стрижки волос, так как это противоречит естественной красоте человека. Наша религия – религия красоты. Наш Пророк (мир ему и благословение) – пророк красоты. Не разрешается удалять часть волос, оставляя другую, потому что это искажает естественную красоту. Всевышний создал нас с полноценной причёской, для чего же человек приводит себя в неестественный для него вид. На это стоит обратить внимание.

Забытая сунна

Удивительной сунной является захоронение волос, на которую многие люди не обращают внимания, возможно, по причине своего незнания. Пророк (мир ему и благословение) закапывал в землю отстриженные волос и ногти, потому что это – часть человека. Захоронить человека после смерти является проявлением уважения к нему, также уважением к человеку будет захоронение его частей. В хадисах передаётся, что части человека, тоже будут воскрешены в Судный День.

Да возлюбит вас Всевышний

Все мы любим красоту и желаем быть красивыми, мы следим за красотой волос. Кто-то отращивает волосы, кто-то любит короткую стрижку. Так и Пророк (мир ему и благословение) отращивал длинные волосы и укорачивал. Намерение следовать за ним украшает тебя. Стремление выглядеть красиво, желая быть похожим на Пророка (мир ему и благословение) наполняет нас светом красоты слов Всевышнего:

«قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله »

«Ты скажи (о Мухаммад!): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас ».

Стенограмма лекции шейха Мухаммад ас-Сакафа

Перевод с арабского Мухаммадариф Абдулаев

История распорядилась так, что большую часть своего пребывания на сибирской земле экспонат под названием "Волос Пророка Мухаммада" находился под сводами церквей.

Сначала, после изъятия его из мечети села Ембаево в 20-х годах прошедшего века, волос был помещен в музей атеизма, организованный при Благовещенском соборе. В 1932 году чекисты взорвали храм, которому из-за обвала берегов Туры угрожало обрушение в реку. Так волос в стеклянной колбе оказался в здании Спасской церкви, где размещается часть фондов областного музея.

Отношение мусульман Тюмени к экспонату "Волос Пророка Мухаммада" разное. Одни сомневаются в его принадлежности Посланнику (мир ему) и вообще считают излишнее внимание к нему неоправданным, другие почитают реликвию в соответствии с учением о табаруке (снискание благословения Всевышнего).

Например, представители мухтасибата Центрального духовного управления мусульман в программу своих мероприятий нередко включают и пункт о посещении музея, где хранится реликвия. В таких случаях руководство музея, идя навстречу организаторам мероприятия, вывозит стеклянную колбу в зеленой бархатной шкатулке из хранилища в Спасской церкви и под надежной охраной милиции доставляет в один из действующих музейных залов.

К слову сказать, многие в день визита главы ЦДУМ Талгата Таджутдина в музей три года назад, что показали все местные телеканалы, вообще впервые узнали о существовании в Тюмени такого экспоната, поскольку до появления несколько лет назад в городе регионального отделения ЦДУМ так публично об этом еще не заявлялось. Мусульмане тоже не проявляли к экспонату повышенной заинтересованности.

"Это связано с особенностями исламского вероучения, - считает старший научный сотрудник краеведческого музея Марина Вольхина. - Допустим, если бы у нас в музее была христианская святыня такого уровня, интерес к ней со стороны верующих был бы несравненно высоким".

Седой волос длиной в три сантиметра содержится внутри стеклянной колбы (реликварии), оправленной в серебро. Колба хранится в бархатном футляре зеленого цвета с шелковой подкладкой изнутри.

По словам Марины Вольхиной, из музейной документации известно, что во время передачи экспоната из музея атеизма в краеведческий зеленый футляр с колбой был обернут в 37 шелковых платочков зеленого цвета и хранился в шкатулке, которая, в свою очередь, была завернута в черный платок с белой вышивкой, возможно это было изречение из Корана.

Время не сохранило ни ткань, ни шкатулку. Никаких документальных сведений о том, что шкатулка с волосом была привезена именно из мечети Ембаево также нет. Но в этом убеждены музейные работники, так устно сообщалось от одного поколения хранителей другому.

Называлось и имя хозяина шкатулки - купца-благотворителя Нигматуллы-хаджи Кармышакова-Сейдукова из Юрт Ембаевских Бухарской волости Тюменского уезда, который построил и полностью содержал за свой счет "Ембаевское магометанское училище". По мнению краеведов, шкатулка попала в музей атеизма в начале 20-х годов в период акции по "изъятию церковных ценностей" вместе с книгами из библиотеки Ембаевского медресе.

Эту же версию подтверждает и заведующая Ембаевским музеем татарской культуры Венера Биктимирова. По ее словам, двадцать лет назад еще были живы старики, которые помнили о волосе Пророка (мир ему) в местной мечети, привезенном Нигматуллой-хаджи из путешествия по Ближнему Востоку.

Тут уместно сказать несколько слов о личности Нигматуллы Кармышакова. Насколько это был влиятельный человек, можно судить по воспоминаниям другого известного сибиряка, Абдурашита Ибрагимова, который в своей книге "Таржимаи халем" рассказывает, как в конце 90-х годов XIX века во время хаджа люди из разных стран приветствовали в Мекке сибирского бухарца.

- "Нигматулла-хаджи! Нигматулла-хаджи!", - зашумел народ при появлении его.

Заведующая Ембаевским музеем проследила родословную мецената и обнаружила, что предки Кармышаковых-Сейдуковых были в одно время сановными особами в Бухарском эмирате и эмигрировали в Сибирь в связи политической ситуацией, сложившейся в Бухаре после неудавшегося дворцового переворота.

Отец Нигматуллы, Кармышак, сделал состояние на торговле. Предприимчивый бухарец скупал скот, шерсть, шкуры в казахских степях и возил товар на Ирбитскую ярмарку. На юг он вез железные, скобяные изделия, мануфактуру, галантерею.

"Торговый дом" Кармыщаковых-Сейдуковых имел магазины не только в городах Сибири и Урала, но и в уйгурском Синцзяне, Алма-Ате, Семипалатинске, Павлодаре, Зайсане, Каркаралинске. Купец много путешествовал, был в Аравии, Палестине, Сирии, Египте, Турции. До сих пор жители Ембаево помнят жуткий пожар, уничтоживший почти все село в то время, когда Нигматулла находился на хадже. Вернувшись, благотворитель на собственные средства построил дома погорельцам.

По словам Венеры Биктимировой, осталось неизвестным, сколько средств меценат потратил на строительство почти двухсот домов в Ембаево. Купец запретил разглашать сумму. Неизвестно также, сколько мечетей построил Кармышаков.

Даже в селах соседних Курганской и Свердловской областях помнят его добрым словом. Именно по инициативе Нигматуллы учеба в Ембаевском медресе была построена по новому тогда джадидскому методу. Построив для мудариса учебного заведения двухэтажный кирпичный дом, сам купец жил весьма скромно, в одноэтажном деревянном доме.

Представители тюменского мухтасибата ЦДУМ считают, что такому человеку, как Нигматулла Кармышаков, не могли подарить или продать фальшивку под видом волоса Пророка (мир ему). Несомненно, купец-благотворитель должен был выведать всю историю седого волоса в стеклянной колбе.

Кроме того, в пользу того, что это не подделка говорит и вид самой колбы, которая, по всей видимости, специально была изготовлена мастерами для хранения "непростого" волоса. По словам мухтасиба Ильдара Зиганшина, всего в мире сохранилось пять волос Пророка (мир ему). Из них три в России: два в Уфе, третий - в Тюмени. К слову, есть еще такая реликвия в Дагестане.

Как рассказал журналистам во время своего приезда в Тюмень Талгат Таджутдин, два волоса, хранящиеся в Центральном духовном управлений, - это подарок последнего султана Османской империи Абдуль-Хамида уфимскому Духовному собранию за верность мусульман Российской империи Исламу. Глава ЦДУМ продемонстрировал мешочек на груди, где он хранит дар османского султана, и отметил, что волосы отличаются цветом, в мешочке они черные, тогда как в стеклянной колбе - седой. Затем добавил, что у человека в возрасте одновременно могут быть и черные, и седые волосы.

Неизвестно, как Пророк (мир ему) отнесся бы к тому, что его волосы выставляются в музеях или хранятся в мешочках при духовных управлениях. Он, например, запрещал делать его изображения - это знают все.

Но, с другой стороны, достоверно из хадисов (например, сборник Бухари) известно, что сподвижники приберегли часть волос Пророка (мир ему) из-за любви к нему, для обретения благословения Аллаха. Например, Халид ибн Валид, не потерпевший ни одного поражения, говорил, что посредством баракята (благодати) этой реликвии ему удается снискать милость Всевышнего в сражениях с врагами Ислама.

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни.

Играет немаловажную роль, так как верующий должен подавать хороший пример во всём. А как же выглядел сам Пророк (с.г.в.)?

Очертания лица

Сподвижник Анас бин Малик (р.а.) описывал Посланника Аллаха (с.г.в.) так: «Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямыми» (Бухари, Муслим).

Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей (Бухари, Муслим).

Зять Пророка (с.г.в.), один из ближайших сахабов - Али бин Абу Талиб (р.а.) утверждал: «У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз - очень чёрный, а ресницы были длинными» (Тирмизи, Хаким).

Наиболее подробное описание оставил после себя внук Посланника Всевышнего (с.г.в.) Хасан бин Али. «Лицо Пророка (с.г.в.) сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник Аллаха (с.г.в.) обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежутки» (Табарани, Байхакы).

По словам Джабира (р.а.), у Милости миров (с.г.в.) был большой разрез глаз и широкий рот (согласно хадису от Муслима и Тирмизи). Абу Хурайра (р.а.) говорил, что у Мухаммада (с.г.в.) лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника (с.г.в.) была белая кожа (Муслим, Ахмад).

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика (р.а.) известно, что Мухаммад (с.г.в.) был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб (р.а.), добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб (р.а.), от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков - родинка красного цвета размером с яйцо. (Тирмизи).

Хасан бин Али говорил, что рост его деда - чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк (с.г.в.) обладал длинными предплечьями и большими ладонями (Табарани).

Походка

Анас бин Малик (р.а.) вспоминал, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талиба (р.а.) же известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад (с.г.в.) слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк (с.г.в.) ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего (с.г.в.) любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она - лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами - прим. сайт). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад - Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Во вторник, 6 октября, к 18:00 по московскому времени в открывшуюся после реконструкции Соборную мечеть столицы будет доставлена одна из главных реликвий мусульманского мира — волос пророка Мухаммеда . Вплоть до самой ночи любой желающий сможет посмотреть на реликвию. После этого волос будет храниться в специальном месте в мечети и выставляться на всеобщее обозрение только по самым значимым религиозным праздникам.

Интересно, что по всему миру существует множество мест, где хранятся аналогичные реликвии — другие волосы с головы пророка Мухаммеда.

Даже в России, кроме реликвии, которая отныне будет храниться в Москве, существует ещё два настоящих волоса пророка, которым любой верующий может поклониться. Они хранятся в Махачкале и Твери. Согласно легенде, подлинность принадлежности волоса пророку доказывают его особые свойства: он источает аромат и не отбрасывает тень.

Кстати, и в мусульманстве, и в других религиях существуют реликвии, которые прошли сквозь века и сегодня почитаются десятками и сотнями миллионов человек. Это либо части тела пророков и святых людей, так называемые мощи, либо что-то, что им принадлежало или соприкасалось с ними.

Туринская плащаница

Плащаница, которая хранится в итальянском городе Турине, по преданию, является именно тем куском ткани, в который было завёрнуто тело Иисуса Христа . На плащанице отпечатались следы тела и крови пророка.

Об обретении плащаницы стало известно в 1353 году, спустя 13 веков со смерти пророка. Один из участников Крестовых походов объявил о том, что обладает этой реликвией. С 1532 года плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Копия Туринской плащаницы в базилике Санта Кроче. Фото: flickr.com / Saint Joseph

Христианская церковь расходится в своих взглядах на подлинность Туринской плащаницы. Официальные же исследования показали, что дата производства материи, скорее всего, относится к XIV веку нашей эры.

Зуб Будды

Есть свои реликвии и в буддизме. Если верить легенде, тело Будды было сожжено. Правда, одному из его учеников всё же удалось выхватить из огня зуб, который на протяжении восьми веков хранился в Индии.

Позже реликвия была перевезена на Цейлон, где хранится и по сей день. Сегодня остров переименован в Шри-Ланку, а сотни тысяч верующих ежегодно прибывают в храм Далада Малигава, возведённый специально для этой реликвии в XVIII веке в городе Канди.

Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Сам зуб видели очень немногие. В очень редких случаях, когда показывают реликвию, её укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса.

Храм зуба Будды — Канди, Шри-Ланка. Фото: www.globallookpress.com

Волос с бороды Мухаммеда

Ещё одна мусульманская реликвия — также волос. Он тоже принадлежал пророку Мухаммеду. Только на этот раз волос не с головы, а из бороды пророка.

Если верить преданию, то после смерти Мухаммеда преданный ему цирюльник сбрил бороду и сохранил её. Правда, через века до наших дней дошло всего три официально признанных волоса великого пророка.

Репродукция картины «Ecce Homo», Корреджо. Фото: Commons.wikimedia.org

Одна из реликвий, главная, хранится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Также волос из бороды пророка можно лицезреть в специальной капсуле в мечети Хазратбал, которая находится в городе Шринагар в Индии. Есть волос из бороды Мухаммеда и в России. Удивительно, но он находится в Тюменском областном музее. В нашу страну реликвия попала в конце XIX века, благодаря купцу-меценату Нигматуллы-хаджи Кармышкову-Сейдукову.

Терновый венец

Одна из главных христианских реликвий — терновый венец, который был надет на голову Иисуса Христа по приказу прокуратора иудейского Понтия Пилата и находился на ней на протяжении всего его пути на гору Голгофу, где сын божий и был распят.

Сегодня святыня хранится в одном из самых знаменитых католических храмов мира — в соборе Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Туда он попал из базилики Сен-Шапель, куда венец был помещён королем Людовиком IX Святым , выкупившим в своё время реликвию, заложенную в венецианский банк константинопольским императором.

Кости Будды

По преданию, тело Будды было сожжено по существовавшему тогда канону: перед преданием огню мощи были завёрнуты в 500 двойных саванов. Такой метод, согласно легенде, позволил сохраниться лишь костям Будды, первому и последнему слоям ткани.

После кремации на мощи святого претендовали восемь областей Индии. В итоге они были разделены на восемь частей и заложены в основания восьми ступ — специальных сооружений для хранения реликвий. Позже ступы были вскрыты, а мощи разделены на ещё большее количество частей, которое, по самым смелым подсчётам, и вовсе может составлять 84 тысячи.

В связи с этим дальнейший путь реликвии, а также подлинность каждой из частей мощей Будды определить практически невозможно. Сегодня они хранятся во множестве уголков света, в том числе и в России. Правда, в Европе есть лишь одно место, где хранятся мощи Будды, — это центральный буддистский храм Республики Калмыкия.

Фото: Shutterstock.com

Голова Иоанна Крестителя

Предтеча Иоанн , который крестил Иисуса, был обезглавлен. После этого его тело было погребено, а голова осталась во владении приказавшей убить его Саломеи — дочери Иродиады , жены тетрарха Галилеи Ирода Антипа .

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Амьена. Фото: Commons.wikimedia.org / Maxim Massalitin

По преданию, голову вынесла одна из служанок. После этого святыня была погребена, а после вновь обретена христианской верой. Причём было сразу три обретения головы Иоанна Крестителя, которые и празднуются Православной церковью. Правда, католики верят в подлинность лишь одной реликвии, той, которая хранится в Риме, в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Но есть и другие места, где якобы находится голова святого. Так, например, последователи ислама уверены, что голова Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Также на обладание единственной подлинной святыней претендуют французский Амьен, турецкая Антиохия и Армения.

Пояс Девы Марии

Согласно верованию, пояс Девы Марии вместе с ризой — это то немногое, что осталось нам от матери Иисуса Христа. За два тысячелетия он был разделён на несколько частей, которые ныне хранятся в разных странах.

Самые известные находятся в монастыре Ватопед на Афоне и в кафедральном соборе Прато в Италии. Самый маленький кусочек достался московскому храму Илии Пророка Обыденного. Также утверждается, что части пояса Девы Марии хранятся в монастыре Троодитисса на Кипре и Влахернской церкви в грузинском городе Зугдиди.