Влияние мультфильмов на сознание детей, на психику ребенка. Влияние мультфильмов на психику детей

Введение

Актуальность темы. Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросо-зидания и порядочности.

Цель нашего исследования является изучение влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие дошкольников.

Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Задачи исследования:

1. подвергнуть глубокому анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;

выявить общее и различное во влиянии на детскую психику; S определить степень вредности и полезности мультфильмов различных способов создания.

Методологические основы исследования: в работе мы опирались на исследования отечественных ученых И. Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.

Метод исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений. Также содержание наше работы может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная психология» и др.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи, актуальность, указываем метод исследования и определяем практическую значимость работы. В основной части содержится две главы. В первой главе раскрываются особенности отечественных и зарубежных мультфильмов. Вторая глава посвящена выявлению влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. В заключении, мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач.


Глава I . Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

1.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведение искусства, такого, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах.

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов .

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира . В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.

Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но - исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 2). Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.

Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.

В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 3).

В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела. Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.

Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 4). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.

Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.

Очень часто родители, чтобы отвлечь внимание ребенка и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультик, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора.

Большинство психологов утверждает, что далеко не все мультики полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, оказывают негативное влияние на развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства. Исходя из этого, нужно контролировать время, которое ребенок проводит перед телевизором.

В возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов. В этом возрасте дети не могут одновременно сидеть, слушать и смотреть мультфильм. Дети полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание только на мультике, при этом даже не двигаются. В будущем у таких деток появятся проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже с лишним весом. В развитии такие дети могут отставать от сверстников.

Для тех детей, которым уже есть три года нужно выделить определенное время для просмотра мультфильмов и ежедневно придерживаться его. При этом не стоит отводить время непосредственно перед сном: после просмотра мультфильма психика ребенка возбуждается и могут возникать проблемы со сном и с засыпанием. Для дошкольников считается, что время просмотра мультфильма не должно превышать 30-40 минут в день, при этом его лучше разбить на 2-3 сеанса.

Для детей среднего и старшего школьного возраста тоже время просмотра должно нормироваться и не должно превышать 40-90 минут в день.

Чему научат мультфильмы

Советские мультики транслировались только после того, как проходили жесткий контроль, каждый кадр мультфильма проверялся. Такие мультики как дядя Степа Великан, Карлсон, крокодил Гена и Чебурашка, Трое из Простоквашино и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку. Но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными.

Разнообразие современных мультфильмов очень велико - есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир (Семья Почемучек, Жила-была Жизнь....).

Есть абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша. Из-за таких мультиков у детей зачастую создается неправильное представление о ценностях, о жизни, о друзьях и родителях. Дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. В мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости. Детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т.д. Дети могут потом подражать любимым героям и быть жестокими или же это может привести к детским страхам, замкнутости.

Плохие поступки персонажей часто остаются безнаказанными. В мультфильмах мужчин наделяют женскими чертами и наоборот. Это отображается в одежде и поведении персонажей. В мультфильмах часто демонстрируют неправильный образ материнства.

Очень часто на экране можно увидеть неуважение к животным и растениям, пожилым людям, родителям. Дети все это запоминают и поступают аналогично и сами, становятся эгоистами.

Нужно ли выбирать мультфильмы

Сейчас неправильные мультики стали большой проблемой во всем мире. Психологи рекомендуют родителям очень тщательно выбирать мультфильмы для своих детей. Если есть такая возможность, мультфильмы лучше смотреть вместе с детьми, что позволит наблюдать за их реакцией.

Новые мультфильмы 2014 года наверняка порадуют нас и хорошими примерами анимации, но новизна - это еще не повод, чтобы показать тот или иной экземляр своему малышу. Просмотрите ключевые сцены или мультфильм целиком прежде, чем включить его ребенку.

Мультфильмы по возрасту

Даже хороший мультик может не подойти ребенку или испугать его, если малыш еще "не дорос".

Или же наоборот, для врослых детей малодинамичные мультфильмы для маленьких покажутся скучными и не интересными. Таким мультфильмам как " Самолеты: Огонь и вода ", "Тачки", "Аватар" - отдадут предпочтение мальчишки, а девочкам больше придутся по душе волшебные мультики про фей и сказочных принцесс.

Конечно, все мультфильмы разные. Очень многое зависит от развития интеллекта и культуры в семье, где живет ребенок. Не нужно сразу бежать и выбрасывать все диски и кассеты с детскими мультфильмами, но стоит ограничить и контролировать их просмотр.

У телевизора проводят слишком много времени все, от мала до велика. Но все ли осознают, какое влияние ТВ оказывает на сознание людей? Одни смотрят его, считая банальным развлечением, другие познают мир, с помощью телевизионных программ. Большинство детей не могут без мультиков. Но каково влияние мультфильмов на психику детей? Это очень важный вопрос, так как от того, что смотрят малыши, во многом зависит их будущие формирование.

Какой возраст лучше подходит для просмотра мультиков? Исследовательская работа врачей-офтальмологов показывает, что демонстрация мультфильмов малышам, которым еще нет двух лет, не рекомендуется. После этого возраста смотреть уже можно, однако нужно придерживаться определенных критериев при выборе: смена кадров должна быть медленной, для наилучшего восприятия ребенка, а основа сюжета должна быть простой и понятной для него. Мультик должен быть коротким.

Как влияют на детскую психику хорошие мультики?

Мультфильмы с хорошим посылом могут положительно повлиять на воспитание ребенка, тем самым сослужив хорошую службу и родителям. Дети часто копируют поведение героев, которых они увидели по телевизору. Поэтому если оно будет правильным, то малыши научатся доброте, сопереживанию, честности, поймут, что такое добро, а что зло, и научатся преодолевать трудности.

Хорошие мультики разовьют воображение ребенка, его память и мышление. Во время просмотра, ребенок устанавливает логическую последовательность, учится воспринимать и анализировать происходящее на экране, а в конце, делать свои первые рассуждения про увиденное на экране.

Познавательные сюжеты в мультфильмах обучают и развивают кругозор малышей. Сейчас снимают много мультипликационных сериалов, в которых детей учат читать и считать, узнавать различные цвета и фигуры и дают общую информацию об окружающей жизни.

Кроме того, есть специальные мультики для детей, в которых обучают иностранным языкам. Также, просматривая анимационные фильмы, дети активно пополняют свой словарный запас, при этом запоминая грамотную речь.

Положительные мультипликационные передачи учат ребенка креативности. Нестандартные и яркие картинки стимулируют фантазию и могут стать толчком для развития творческого потенциала.

Опасность современных детских мультфильмов

  • Яркие цвета и громкий звук

Детская психика еще полностью не сформировалась. Анимация, изобилующая яркими цветами, постоянными всплесками и громким звуком, негативно влияет на психику ребенка.

Вечером такие мультики и вовсе смотреть нельзя, так как это нарушит спокойный сон малыша, и он не сможет, как следует выспаться. Также яркость и громкость анимации может плохо отразиться на анализаторских способностях ребенка.

  • Агрессия

Если ребенок ведет себя агрессивно, возможно, тому виной главные герои из его любимых мультфильмов, которым он подражает.

Малыш не всегда может разобраться, кто на самом деле плохой, а кто хороший. Поэтому он выбирает ту модель поведения, которую он считает наиболее логичной.

Больше всего сцен насилия присутствует в мультфильмах со знаком ограничения возраста 16+. Понятно, что показывать такие мультики, где постоянно устраивают драки, наносят увечья и травмы, и изображают предметы насилия, не рекомендуется.

  • Гендерное влияние

Доказано, что влияние мультфильмов на детей отражается на их гендерном восприятии. В современных мультиках женщины изображены, как мужественные и сильные герои, а мужчины добрые и покладистые. В данном случае, происходит колоссально влияние на детское сознание. Так закладывается неверное гендерное поведение, в котором девочки считают, что они добытчики, и что им нужно идти воевать, а не мальчикам.

Какие мультики стоит смотреть малышам

Конечно, это большинство старых, советских мультфильмов, в которых содержится масса положительных эмоций. Именно они могут научить вашего ребенка честности, добросовестности и любви к ближнему. Однако показывать детям «чебурашек» или «капитошек» современные родители, чье время постоянно занимает работа, не торопятся. Мол, это не модно, и вообще «прошедшая эпоха».

В старых мультиках не так много яркости и оживленности, присущих современным фильмам, но они несут в себе очень много положительной и полезной информации для маленьких ушек ваших детей.

Практически в каждом советском мультипликационном фильме, вложено все самое лучшее. Родители, не показывая своим детям, старые мультфильмы, совершают большую ошибку, как будто, стыдясь своего прошлого. А ведь в этом прошлом, со старыми мультиками, есть и настоящая дружба, и крепкая верность, и гуманность и нравственность. Получается парадокс, когда родители показывают детям злые мультики, а затем удивляются, что их чадо вырастает грубым и невоспитанным. При этом заботливые мамы и папы винят во всем воспитателей детских садов, оставляя своих детей дома.

Хорошие мультфильмы оказывают позитивный и развивающий эффект. Распознать такой мультик просто – это умеренная яркость картинки, зрелищность, изобилие образов, простой и добрый сюжет. Все это будет понятно и доступно для детского восприятия. Именно такие мультфильмы способны сформировать первое представление об общих понятиях добра и зла.

Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество анимации не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции американской Фабрики грез. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых. Опасна ли для детей зарубежная анимация? Каковы критерии вредных мультфильмов?

Сегодняшнее воспитание зачастую выглядит так: взрослые заняты разным делами, а малыша, чтобы не мешал, усаживают перед экраном телевизора или компьютера. И смотрит этот ребенок круглые сутки все подряд, а уже через пару месяцев буквально не может дышать без привычной дозы красочных мультиков. Полезно ли это? Психологи категорично отвечают: «Нет!» Давайте на конкретных примерах популярных зарубежных анимационных фильмов посмотрим, какое психологическое влияние они оказывают на детское сознание и поведение.

Женские образы: сексуальность и жестокость

Специалисты утверждают, что в современной мультипликации женские образы лишаются романтичности через наделение их излишним реализмом, жестокостью и физиологичностью. Одновременно высмеиваются традиционные для старых отечественных мультфильмов такие женские качества, как застенчивость, скромность и целомудрие.

Например, безумно популярный среди девочек мультсериал про ведьмочек «Винкс» изображает главных героинь с огромными глазами, ненормально длинными ногами и в очень откровенных нарядах. А если добавить сюда чрезмерно тонкую талию, то начинает казаться, что мультяшные девочки своим неоднозначным внешним видом популяризируют пошлость и анорексию. Психологи уверены: стереотипы взрослого поведения, в особенности эротику, показывать в детских мультиках нельзя!


В мультике «Шрек» главная героиня из красивой принцессы превращается в зеленое чудище. Да и ведет себя совсем не по-женски: агрессивно и даже жестоко. А этот эпизод с убийством несчастной птички, которая раздувается от пения и потом лопается! Смеялись ли ваши дети над погибшей птахой? Можете вспомнить хоть одну главную героиню отечественных сказок, которая бы так поступала с лесной живностью? Кроме того, принцесса Фиона делает это очень заразительно и весело, как будто призывая детей следовать ее примеру.

Разрушение семейных ценностей

Пожалуй, не найти более популярного мультфильма, чем сериал про чудаковатую желтую семейку Симпсонов. Однако многие психологи и родители считают этот комедийный анимационный фильм пропагандой жестокости, нездоровых семейных отношений и даже наркомании. Так, в некоторых сериях тонко и, что особенно страшно, остроумно смеются над пожилыми и больными людьми. К примеру, черепаха крадет вставную челюсть старика Симпсона, а тот не может ее догнать. И подобных сюжетов в сериале, на котором выросли целые поколения в США и России, очень много.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Просмотрев множество диснеевских мультфильмов, детские психологи обнаружили странную закономерность: красивая и молодая героиня в большинстве случаев бездетна, а вот матери почему-то изображаются некрасивыми и крикливыми, с расплывчатыми фигурами. Получается, что у маленьких зрительниц после просмотра таких мультиков может и не возникнуть желания создавать семью и рожать детей. Так, в анимационном фильме «Красавица и Чудовище» главная героиня показана прекрасной и беззаботной, а взбалмошная женщина с кричащими младенцами почему-то вызывает отвращение.

Все ли так плохо?

Пожалуй, американские мультфильмы получают от психологов в основном негативные комментарии. Отмечается высокая агрессивность диснеевских мультиков, внедрение в детское сознание отрицательных образцов поведения и половой идентификации. Да и со злом герои, олицетворяющие доброе начало, расправляются физически. В старых советских анимационных картинах злые персонажи чаще всего поддавались уговорам и перевоспитывались.

Конечно, в целом, диснеевские мультики оставляют после просмотра совершенно другое ощущение, нежели советские и даже современные отечественные картины. Наши, безусловно, намного душевнее, чище и добрее. Однако не совсем правильно рассматривать всю американскую мультипликационную продукцию как единую массу. Сравните, к примеру, развязный «Южный парк» и трогательных «Мишек Гамми» – они, мягко говоря, не совсем похожи и совершенно по-разному влияют на детей. А как замечательно показана красота материнства и семейных отношений в таких мультиках, как «Олененок Бэмби», «Король Лев» или «101 далматинец».

Признаки вредных мультфильмов

Каждый родитель может самостоятельно определить, насколько вреден для его ребенка тот или иной мультфильм. Присутствие хотя бы одного «вредного» признака должно послужить основанием исключения этого анимационного продукта из детского просмотра.

  1. Главные персонажи мультфильма ведут себя неподобающе: убивают, воруют, причиняют вред, калечат. Пусть даже все это подано в юмористическом ключе.
  2. Такое поведение героев зачастую остается безнаказанным или приводит к получению популярности, богатства или одобряется обществом.
  3. В мультфильме персонажи демонстрируют опасное поведение, которое, в случае его повторения ребенком в реальной жизни, может быть вредным для здоровья и жизни.
  4. Герои мультиков показывают нестандартное для их пола поведение: женские персонажи ведут себя по-мужски, а мужские – по-женски.
  5. В картине можно увидеть сцены пренебрежительного отношения к людям, а также животным и растениям. Например, насмешка над инвалидностью, старостью или социальным неравенством.
  6. Главные персонажи обладают отталкивающей внешностью. Для маленьких детей зачастую между словами «хороший» и «красивый» стоит знак равенства. То есть им необходимо, чтобы положительные герои были не только хорошими, но и симпатичными.
  7. В картине пропагандируется праздный образ жизни, персонажи добиваются цели легким путем или с помощью обмана.
  8. Авторы высмеивают или показывают в негативном свете семейные ценности. Дети постоянно конфликтуют с взрослыми, супруги относятся друг к другу неуважительно, родители унижают своего ребенка.

Каждый взрослый обязан отбирать мультфильмы для своего ребенка, акцентируя внимание, в первую очередь, на детскую реакцию, сюжет картины и собственные ощущения. Ведь хороший родитель всегда знает, что смотрит его малыш и сколько времени он сидит перед экраном телевизора. Наконец, с хорошим родителем ребенок с радостью пойдет играть и общаться, без труда оторвавшись даже от лучшего мультика на свете.

Ограничивать время просмотра мультфильмов очень трудно. По мнению психологов, существует как минимум четыре причины, из-за которых детей невозможно оторвать от экрана.

  1. «Ребенку в принципе сложно завершить какую-либо деятельность и переключиться на другую в силу возрастных особенностей», — объясняет профессор Ольга Кара­банова. По тем же причинам их не удается оторвать от игры, когда пора обедать или идти на прогулку. Если посмотреть правде в глаза, взрослые тоже иногда с трудом справляются с этой задачей и оттого ночи напролёт проводят в социальных сетях или смотрят сериалы.
  2. Мультфильмы заставляют ребенка смеяться, что запускает выработку гормонов удовольствия, и это на физиологическом уровне возвращает его к столь приятному занятию — хочется смотреть еще и еще! Важно и то, что чтобы смотреть мультики, от ребенка не требуется никаких усилий, ведь это проще, чем что-то придумывать, найти себе занятие и затеять игру. Да и безопаснее: никто не отругает за взорванную паровую машину, разбитую вазу или раскрашенные стены.
  3. Анимация близка детскому сознанию. «Для дошкольника с еще несформированной системой восприятия мира очень трудно вычленять наиболее значимое, следить одновременно за множеством действий, связей, — поясняет Ольга Карабанова. — А мультфильм вычленяет ровно то, что нужно, и подает это в красочной форме, не злоупотребляя отвлекающими потребностями. Некая схематизация, упрощение, акцент на определенных деталях вызывает симпатию ребенка и помогает ему следить за конкретным героем. Поэтому красочный, узнаваемый, но не перегруженный образ становится популярным у детей. Персонаж, с одной стороны, упрощен, а с другой — в нем подчеркнуто самое важное, он понятен. Мы, взрослые, определяем настроение собеседника или персонажа игрового кино по массе признаков — выражение глаз, мимика, поза и т. и. Ребенок не может этого делать в силу отсутствия достаточного опыта, а в анима­ции в этом нет необходимости».
  4. «Все мультфильмы вызывают регрессию, — утверждает доктор психологических наук Марк Сандомирский. — Поэтому многие из них вообще лишены слов — они там не нужны. Пятилетний ребенок возвращается в себя двухлетнего, когда не очень получалось и непривычно было пользоваться языком. Десятилетний — в себя дошкольника, взрослый — в себя ребенка. Это очень простой и доступный способ эмоцио­нальной разрядки».

Какие мультфильмы лучше — старые или новые

Научить ребёнка сопереживать и сделать ребенка лучше пытаются многие родители, а особенно бабушки, пытаются с помощью старых добрых советских мультфильмов, на которых выросли сами. Но, увы, они не находят должного отклика у современных детей. Это обидно, ведь несмотря на то, что изменились реалии, вечные ценности — дружба, верность, любовь, о которых были эти старые мультики — актуальны всегда.

Причину такой нелюбви Марк Сандомирский видит в том, что советские мультики создавались исключительно с воспитательной целью. Отрицательный герой не слушается, ведет себя не так, как следует, хотя его предупреждают, и в конце концов попадает в беду. Тут же добрые, великодушные, правильные герои протягивают ему руку помощи, и он исправляется. С минимальными вариациями это происходит в каждом мультфильме. То есть адресуется мультик внутреннему Родителю.

И такую анимацию детям сложнее воспринимать.

Западные же мультипликаторы — авторы «Тома и Джерри», «Утиных историй», «Чипа и Дейла» — ставили перед собой принципиально другую цель — развлекательную. Может быть, поэтому старые американские образцы еще популярны у сегодняшних малышей, в отличие от «нравоучительных» советских. Том и Джер­ри, дядюшка Скрудж обращались (и продолжают обращаться) к внутреннему Ребенку. И здесь логика, обязательная при воспитательном подходе, становится врагом — ведь гораздо интереснее, когда события непредсказуемы.

Наши современные мультиплика­торы прекрасно усвоили этот урок. Невозможно оторваться от экрана, когда кроха Маша вытворяет с Медведем такое, что и во сне не приснится, демонстрируя при этом чудеса ловкости, креативности и игнорируя законы природы. Вот это по-нашему, по-детски. Мало того, все шалости сходят с рук, а тарарам и какие-то другие неприятные последствия легко и незаметно улаживаются. Большой терпеливый Мишка (как и его заокеанский визави Том), который вроде бы представляет угрозу для маленькой Маши и имеет власть над ней, олицетворяет для юного зрителя взрослых, родителей. А хулиганка Маша (как и обаяшка-мышонок) — это сам ребенок, который, глядя на приключения Маши, чувствует себя, маленького, победителем, выплески­вает агрессию, переживает опыт, которого не получит в реальности.

Есть еще одна причина, почему дети с большим удовольствием смотрят современные мультики, а не старые советские. Множество постсоветских образцов сделано с использованием компьютерной графики.

А ни кукольный, ни самый изысканный рисованный мультфильм не может сравниться с ней по глубине воздействия на психику ребенка. Созданная на компьютере сложная перспектива, невероятное количество деталей, которые еще и перемеща­ются волшебным образом, поражают воображение, вводят в мир новых иллюзий. Картинка кажется соблазнительнее, насыщеннее, живее.

Какие мультфильмы хорошо влияют на психику ребёнка, а какие плохо

Самыми полезными психологи считают мультфильмы пусть и с примитивным сюжетом, но доступные и близкие детскому восприятию, в которых побеждает добро: они будят способность сочувствовать.

А вредной — анимацию, в которой муссируется тема насилия. Не нужно думать, что он все равно ничего не понимает. Звуки, выражение лиц, которые означают злость, враждебность, апеллируют к нашему инстин­ктивному. На бессознательном уровне такое поведение героев на экране если остается безнаказанным, усваивается ребенком как дозволенное.

Что они видят?

В 1,5-2 года: ребенка завораживает движение ярких пятен на экране и возможность за ними следить — примерно как за яркой игрушкой над кроваткой или на игровом коврике. Однако визуальная перегрузка, когда обилие ярких образов слепляется в общий визуальный ком, может работать практически как гипноз.

В 3-5 лет: по ярким деталям ребенок идентифицирует персонаж, следит за его действиями, а иногда повторяет их!

В 6-7 лет: ребенок уже может наблюдать за действиями персонажей, которые становятся формой выражения и развития их отношений между собой. Ему интересны коллизии и неожиданные повороты в развитии историй. Он сам уже знает, что такое хорошо и что такое плохо, может оценивать персонажей, сочувствовать им.