Ваш главный враг по знаку зодиака.

Отвечает Денис Подорожный:

Спасибо за важный вопрос. Конечно же не нормально кого-либо убивать – ни только родных, но и вообще посторонних. Приведенные цитаты очень часто порождают смущение, и поэтому я постараюсь ответить на Ваш вопрос развернуто. Мне хотелось бы рассеять все сомнения, касательно этих непростых для понимания стихов Библии.

Кстати, не раз атеисты и различные борцы с христианством упрекали последователей Иисуса Христа в человеконенавистничестве, используя эти места Писания. Действительно, на первый взгляд они сильно отличаются от учения Господа о любви к ближнему.

Процитирую указанные стихи Библии, и попытаюсь сразу же обратить Ваше внимание на их контекст, и попытаемся разобраться с написанным:

1) «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Мих.7:6).

Этот стих Библии скорее обретает негативный смысл, лишь при неверном толковании последующих мест из Евангелия. Но если смотреть в контексте, то видно, что не читающий повеление Господа делает себя врагом домашним своим, а скорее наоборот. Прочтем отрывок шире, и Вы сразу это увидите:

«Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих.7:2-7).

Михей пророчески описывает состояние глубокого отступничества народа, когда те, кто призван быть лучшими и справедливыми – предельно подлы и корыстолюбивы, а самые близкие человеку – настолько непорядочны, и что Господь повелевает не верить им и стеречь двери своих уст (следить за языком). При таком нечестии пророк не опускает рук, а восклицает: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего».

Правильное понимание слов Михея исключительно важно для последующего толкования слов Христа. Бог не повелевает враждовать, но констатирует факт, что, следуя чистыми путями, человек может столкнуться с противостоянием со стороны близких, и самые родные могут делать себя врагом.

2) «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Мф.10:34-36).

Согласитесь, жутковатые слова? ... Особенно если не обращать внимание на то, что написано до и после них. Но мы же давайте взглянем шире на написанное:

Эти три стиха следуют за большим пассажем – речью Христа о последних временах и о том, какие гонения придется претерпеть христианам. (Не христиане будут третировать своих родных, но скорее наоборот).

В стихах 21,22 написано: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

Затем Иисус утешает учеников тем, что если Его преследуют и унижают, то не удивительно, что и Его последователей будут гнать: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?».

Продолжая мысль, Иисус трижды ободряет учеников словами «Не бойтесь» (26,28,31 стихи), предупреждая о важности устоять в вере во времена гонений: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».

И только после этих слов Христос говорит, что принес меч, чтобы разделить родных, и цитирует Михея: «враги человеку – домашние его» (И мы помним, какое значение вкладывал в эти слова Михей).

О каком мече идет речь? Что за меч Господь принес с небес, который разделяет людей, и почему они разделяются? По Его ли совершенной воле?

Писание четко отвечает на этот вопрос, что этим мечом является Слово Божье, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Также в Еф.6:17 оно названо мечом духовным.

И разделение приходит не посредством ненависти, уничижения или раздора! Одни покоряются Слову, а другие – отказываются это делать, ставя себя по другую сторону баррикад. Вражда порождается не по причине ненависти со стороны христиан (одной из двух ключевых заповедей для них является требование любить ближнего), а наоборот – в отношении их. Причиной тому – во-первых, непокорность Господу, Который и становится камнем преткновения и соблазна, а во-вторых, противление Его Слову. Потому-то оно и названо мечом, производящим разделение.

Понимая слова Христа, гораздо легче разобраться с другой цитатой, которая фактически повторяет приведенную выше:

3) «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:51-53).

Интересно также обратить внимание еще на один стих Библии:

4) «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).

Вновь выглядит так, словно Иисус проповедует ненависть! Но странно слышать эти слова, от Того, кто обличал фарисеев, пренебрегавших заботой и попечением о своих родителях, упразднив традициями заповедь «Почитай отца и мать твою...» (см. Мф.15:3-6; Мр.7:9-13).

Разве не Иисус множество раз говорил о любви к ближнему?
Или не Он говорил богатому юноше, желавшему следовать за Ним, почитать отца своего и мать? (Мр.10:19)
А узнав о том, что теща Петра болеет, неужели Он сказал Петру «возликуй и возрадуйся, ибо враг твой болен»? НЕТ! Он не называл ее врагом, а пошел и исцелил ее!
Эти примеры можно продолжать и продолжать – Иисус никогда не проповедовал ненависть к людям. Апостолы постоянно проявляли сострадание и милость к людям, уча: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Тогда как же понять слова Христа о ненависти, сказанные в Лук.14:26?

Все становится на свои места, если сравнить с аналогичной, но сказанной несколько иначе, мыслью:

5) «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

Сравнив эти два отрывка, мы ясно видим, что Иисус не говорит буквально о ненависти. Он использует ораторский прием, называемый “гипербола”, т.е. нарочитое преувеличение с целью подчеркнуть значимость какой-либо мысли.

Другими словами, Он сравнивает отношение человека к Богу и отношение к родным и даже самому себе (обычно, самому любимому), и как бы говорит:
Любите ближних, но Бога любите еще сильнее! Намного сильнее! - Всем сердцем, душой, крепостью и разумением! Пусть Ваша любовь к Богу будет настолько сильной, что в сравнении с нею самая сильная любовь к ближним и самому себе будет выглядеть как ненависть.

Итак, на мой взгляд, Иисус учит не о ненависти, а о приоритетах отношениях – к Богу, себе и людям. Что же касается любви, то Христос говорил даже о любви к врагам, не то, что ближним.

В человеконенавистничестве Его не упрекнуть!

Если мы смотрим на Писание целостно и не вырываем никакой стих из контекста, то очень многие сложные места Писания становятся вполне объяснимы. Но даже если что-либо на определенный момент времени не понятно – не теряйте веру и упование! В правильный момент – Бог откроет!

Благословений Вам!

Денис Подорожный

PS. Подписывайтесь на наши письма:
Присоединяйтесь к странице на фейсбук

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его.
Притчи Соломоновы. 25:21

Ваше сиятельство имеет врагов, но не соперников.
Сардинский генерал граф Сент-Андре - Суворову

Я не нажил себе ни одного нежеланного врага.
Норман Теббит

Мы так похожи на своих врагов, что нас могут похоронить в братской могиле.
Аркадий Давидович

Люди у власти, подобно индейцам, наследуют все качества убитых ими врагов.
Роберт Пиль

Враги - такие же люди, как и мы сами; вот почему им нельзя доверять.

КОШКА: Мой величайший враг - собака. СОБАКА: Мой - тоже.
Карел Чапек

Враг - потенциальный друг.
Я. Кротов

Враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг - в нашем сердце.
А. Бужар

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!
Уж эти мне друзья, друзья!..
А. Пушкин

Врагов надо иметь, иначе ими станут друзья.
Г. Малкин

Легко прощать врагов, когда не имеешь достаточно ума, чтобы вредить им; и легко быть целомудренным человеку с прыщеватым носом.
Г. Гейне

Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были.
Н. Шамфор

Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, нежели дурные - своими делами.
Жан Поль

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.
К. Иммерман

Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
А. Шопенгауэр

Если у вас нет врагов, вам угрожает такое же положение и с друзьями.
Э. Хаббард

Если у тебя нет врагов, значит счастье от тебя отвернулось.
Т. Фуллер

Если вы хотите возвыситься, наживайте себе врагов.
Ш. Талейран

Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом.
Ш. Руставели

Из врагов наших следует бояться больше всего самых малых.
Ж. Лафонтен

Когда у меня не станет врагов, тогда я пойму, что уже ничего не стою.
Автор неизвестен

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.
Биант

Мало у бедняков врагов, но еще меньше у богача друзей.
Мейдани

Не иметь врагов может лишь предельное ничтожество, так что я никому не советую этим хвастаться.
А. Бужар

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
Антисфен

Не скупись на обещания, но сдерживай лишь немногие из них, и ты будешь торжествовать над врагами.
А. Данте

Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей.
Б. Рассел

От врагов многому научаются мудрые.
Аристофан

От врагов люди терпят меньше зла, чем от друзей, потому что, боясь врагов, их остерегаются, а перед друзьями у них душа нараспашку, и поэтому те могут их легко обмануть и причинить зло.
Демонакт

От непримиримых врагов можно испытать больше радости и добра, чем от единомышленников, которые являются таковыми только рассудком, только на словах.
Г. Гессе

Сочувствие врагам, попавшим в беду, чаще всего бывает вызвано не столько добротой, сколько гордостью: мы соболезнуем им для того, чтобы они поняли наше превосходство над ними.
Ф. Ларошфуко

Мнение наших врагов гораздо ближе к истине о нас, чем наши собственные мнения.
Ф. Ларошфуко

Редко имеют врагов не по своей вине.
П. Буаст

Сильный человек не боится врагов, зато боится друзей. Повергая одним ударом врага, он не чувствует никакого огорчения, но невольно ранить друга боится, как женщина. Слабый не боится друзей, зато боится врагов. И поэтому в каждом видит врага.
А. Рюноскэ

Тот, кто боится нажить врагов, никогда не заведет истинных друзей.
У. Гэзлитт

У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.
Ф. Достоевский

Человек в самом себе носит самого страшного из своих врагов.
Ж. Ламетри

Человек, у которого нет врагов, действительно беден.
Г. Шоу

Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью.
М. Лермонтов

Все люди находятся в состоянии непрекращающегося поединка.
Новалис

Враг, что мудр и много знает,
Друга может быть ценней.
Мудрость уважать пристало
У врагов и у друзей.
Ас-Самарканди

Враг вблизи лучше, чем друг на расстоянии.
Автор неизвестен

Каждое «я» – враг и желало бы быть тираном всех других.
Б. Паскаль

Самый опасный враг - это бездарный чиновник на высшей государственной должности.
В. Зубков

Бессильный - всем враг.
Абхазская пословица

И в самом верном друге таится верный враг.
В. Георгиев

Дорог мне друг, но враг полезен быть может: друг уважает, на что я способен, враг же научит, как мне поступать.
Ф. Шиллер

Если у вас есть враг, которого вы ненавидите, то пожелайте ему полноты наслаждения, блеска величия, множества молодых и прекрасных любовниц, колоссального богатства, неограниченной власти, – пожелайте, и вы увидите, как он погибнет под бременем бедствий.
Ж. Робине

Тот враг гораздо опаснее, который притворяется твоим другом.
Г. Сковорода

Опаснее всего враг, о котором не подозреваешь.
Ф. Рохас

Покупать у врага мир - значит снабжать его средствами для новой войны.
Ж. Ж. Руссо

Поскреби любовника, и ты найдешь врага.
Т. Паркер

Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью.
О. Уайльд

Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
Ф. Бэкон

Кто живет борьбою с врагом, тот заинтересован в том, чтобы враг сохранил жизнь.
Ф. Ницше

Легче простить врага, чем друга.
У. Блейк

Лучший способ избавиться от врага - сделать его другом.
Генрих IV

Нет врага более жестокого, чем прежний друг. Чтобы оправдать в собственных глазах плохой поступок, он с удовольствием чернит того, кого предает.
А. Моруа

Среди ненавистных качеств врага не последнее место занимают его достоинства.
Ж. Ростан

Тот, кто врага не добьет, - победитель вдвойне.
Петроний

Человек, неспособный пожалеть врага, не пожалеет и друга.
А. Подводный

Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.
Эпиктет

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Ф. Ницше

Враги - отличное стимулирующее средство.
Автор неизвестен

Враги - это банщики. Своей злобой против вас они смывают вашу, а не свою грязь.
В. Ключевский

Враги всегда говорят правду, друзья – никогда.
Цицерон

Враги наших врагов в конце концов наши друзья.
Э. Ренан

Худшие враги - из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту.
Б. Грасиан

Многим славу создали их враги.
Б. Грасиан

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья часто прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их… Не пренебрегай суждениями врагов.
Л. Толстой

Наши действительные враги - в нас самих.
Ж. Боссюэ

Наши лета, наши долги, наши враги всегда бывают в большем числе, нежели мы полагаем.
П. Буаст

Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают друзья, но они нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.
Ф. Ларошфуко

    Зависть и злость страшней всякого врага.

    Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, чем дурные своими делами. Абсолютно верно. Бывает просто ходишь и мешаешь, не понятно чем и по каким причинам, так это ни враг, а ешё страшней любого врага.

    В большинстве данные поговорки на эту тему не имеют ни логики ни здравого смысла, хоть и написаны известными людьми.

Как ранее обсуждалось, мы склонны слишком поспешно усматривать связь между действиями других людей и их врожденными установками. Мы скорее предположим, что их необычное для нас поведение объясняется их необычными чертами личности, нежели спросим напрямую или попытаемся представить ситуацию, которая объясняла бы данное поведение. Мы предполагаем, что с человеком что-то не так.

Когда кто-либо задевает нас - совершая действие, которое мы (правильно или неправильно) не одобряем - тогда, согласно моим наблюдениям, данное когнитивное искажение усиливается вдвое. Похоже, что появляется очень сильная склонность обвинять в злых поступках злую личность того, кто их совершает. Однако если попробовать рассматривать вопрос не с точки зрения морали, а как определенный вопрос об исходной вероятности, мы должны спросить, во что мог бы верить Враг касательно ситуации, что могло бы снизить кажущуюся нелепость их поведения. Это позволит нам предположить менее исключительные установки и таким образом уйти немного от невероятных предположений.

11 сентября 2001 года девятнадцать мужчин-мусульман угнали четыре реактивных самолета в откровенно самоубийственной попытке нанести вред США. Как бы вы предположили теперь, почему они могли это сделать? Потому что они видели в США маяк свободы и были рождены с врожденной ненавистью к свободе?

По жизни, большинство людей не ведут свою жизнь так, чтобы видеть себя злодеями. Каждый в своей истории видит себя героем. История Врага, если смотреть его глазами, вряд ли будет рассказывать о том, что он плохой. Если вы пытаетесь придумать мотивацию, которая заставила Врага выглядеть плохо, вы скорее всего будете совершенно неправы касательно того, что на самом деле происходит в его голове.

Однако политика - это убийца разума. Дебаты - война; аргументы - солдаты. Если вы решили, на какой вы стороне, то вы должны поддерживать все аргументы этой стороны и атаковать аргументы, которые говорят в пользу противоположной стороны, иначе получится, что вы предаете своих солдат.

Даже если Враг является злым по своей природе, это должно быть аргументом в пользу вашей стороны. И любой аргумент в пользу вашей стороны следует поддерживать, не имеет значения насколько глупым способом - иначе вы ослабите давление где-то на поле боя. Все стараются превзойти соседа в патриотическом осуждении и никто не осмеливается возразить. Так что вскоре Врагу приписываются рога, крылья, как у летучей мыши, пламя изо рта и клыки с разъедающим плоть ядом. Если же вы отрицаете что-либо из этого списка и пытаетесь вернуться к фактам, то вы встаете на сторону врага; вы предатель. Очень немногие поймут, что вы защищаете не Врага, но истину.

Если бы только злодеи делали ужасные вещи, то история людского вида была бы совсем другой. Ведь злые по своей природе люди крайне редки.

Или, возможно, это страх, что понимание приведет к прощению. Куда легче просто застрелить злодея. Куда легче идти в бой с кличем: «Умрите, порочные мерзавцы!» - нежели с кличем: «Умрите, люди, такие же как и я, но выросшие в других условиях!». Тогда ведь вы будете ощущать вину, убивая людей, которые на самом деле не являются чистым злом.

Для меня это похоже на глубинное стремление к однобоким политическим дебатам, в которых стараются получить наилучшую политику без недостатков. Если армия пересекает границу или если душевнобольной идет на вас с ножом, то альтернативами будет: а) защищаться, б) позволить себя убить. Если вы защищаетесь, то вы можете убить сами. Если вы убиваете кого-либо, кто в альтернативном развитии событий мог бы быть вашим другом, то это трагедия. В самом деле трагедия. С другой стороны, позволить себя убить - это тоже трагедия. Почему должен быть выбор, который не приводит к трагедии? Кто сказал, что у лучшей политики не может быть недостатков? И если кто-то должен умереть, то по возможности это должен быть зачинщик насилия, чтобы предотвратить возможные дальнейшие трагедии и таким образом минимизировать общее число смертей.

Если Враг является средним человеком, который действует согласно своим убеждениям о текущей ситуации, которые призывают его проявить жестокость в качестве стандартной реакции, тогда это не значит, что его убеждения на самом деле точны. Не значит, что он прав. Это значит, что вы будете вынуждены застрелить кого-то, кто является героем в своей истории, и в его романе главный герой умрет на 80 странице. Это трагедия, однако это меньшая трагедия, нежели та, что случилась бы при альтернативном развитии событий. Это выбор, который полицейские делают каждый день, чтобы спасти наши чистые маленькие миры от падения в бездну хаоса.

Когда вы точно оцениваете психологию Врага - когда вы знаете, что происходит в его сознании - это знание не обеспечивает вас оправданием для удара по противнику. Не дает вам ощущения праведного гнева. Не улучшает ваше мнение о себе. И если ваша оценка заставляет вас ощущать невыносимую печаль, то, возможно, сейчас видите мир таким, каков он есть. А в редких случаях вы можете ощутить, как мурашки ужаса бегут по вашей спине, если вы имеете дело с настоящим психопатом или же неврологически здоровыми людьми, убеждения которых практически полностью разрушают их способность здраво мыслить (Сайентологи или «Лагерь Иисуса»).

Так что давайте будем честны и скажем вслух - люди, угнавшие самолёты 11 сентября, не были злодеями по природе. Они не ненавидели свободу. Они тоже были героями в своих собственных историях и они умерли за то, что, как они верили, было правильным - за истину, справедливость и мусульманский путь. Если они видели себя таким образом, то это не значит, что их убеждения были правильны. Если они видели себя таким образом, то это не значит, что мы должны согласиться с тем, что они поступили справедливо. Если они видели себя таким образом, это не значит, что пассажиры 93 самолета должны были остаться внутри и позволить этому произойти. Это значит лишь то, что в альтернативной вселенной, если бы угонщики выросли в другом окружении, они могли бы стать полицейскими, а не преступниками. И это в самом деле трагедия. Добро пожаловать на Землю.

Дома, среди самых близких людей, мы сдаем свой первый экзамен в духовной жизни.

В Новом Завете заповедь о любви к ближнему – возлюби… ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27), – сочетается с предупреждением о том, что враги человеку домашние его (Мф. 10, 36).

Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе.

Домашние становятся нам врагами, то есть людьми, которые вольно или невольно желают нам зла, только в том случае, когда пытаются отвратить нас от веры или от жизни по вере. Но и здесь и даже в самых тяжелых случаях остаются в силе слова: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Отсюда заповедь о том, чтобы возненавидеть своих близких, – это не призыв к ненависти в привычном смысле этого слова. Мы призваны лишь отвергнуть пристрастие к своим близким, – ту слепую любовь, которая греется и питается любовью к себе в ущерб любви к Богу.

Один из примеров такой любви как бы к ближнему описан в житии преподобного Амвросия Оптинского, изданном Оптиной Пустынью вскоре после его преставления, в воспоминаниях одной из духовных дочерей старца.

N позднее стала монахиней в Шамордино, но в тот момент она была обычной мирской женщиной. У них с мужем был на примете жених для дочери, «впрочем, – как пишет любящая мама, – не без согласия на то и ее самой» (!). Одним словом, молодой человек понравился прежде всего самой N, и ее дочь «добровольно» согласилась с выбором матери.

N не сообщает никаких подробностей об этом молодом человеке, кроме того, что его занятия «требовали постоянного его присутствия на месте его жительства, обещал ему блестящую будущность, за которой он гнался, как за привидением».

Предполагаемая женитьба, таким образом, все время откладывалась, «отчего, – признается N, – больше всех страдало мое материнское, любившее и самолюбивое сердце».

Казалось бы, все говорило о том, что молодой человек не слишком заинтересован в женитьбе, и не ради кого-нибудь, а ради собственной дочери N должна была отказать ему. Но вместо этого она продолжала лелеять свои мечты, а чтобы над ней не стали смеяться, подготовка к женитьбе была строжайшим образом засекречена.

Между тем время шло, а дело не двигалось. Чем дальше, тем тяжелее ей становилось, и N решила написать в Оптину Пустынь к преподобному Амвросию Оптинскому.

Она уже раньше писала старцу в связи с болезнью мужа, и в тот самый момент, когда он получил письмо, состояние больного начало улучшаться. Теперь, не описывая дела подробно, она лишь назвала в письме имена дочери и ее жениха и просила усердно помолиться о здравии обоих.

Получив письмо, старец (как рассказали ей знакомые, оказавшиеся в тот момент в его приемной), выйдя на общее благословение, сказал при всех: «Я получил письмо от г-жи N (и назвал ее фамилию и город, где она жила). Чудачка! У ее дочери, должно быть, есть жених, а они это даже и от нас скрывают!»

Тогда же N написала и жениху своей дочери, спросив, почему он не едет и молчит. Через некоторое время она «получила ответ, но какой? Это было письмо или пьяного, или сумасшедшего. Оно разрушило, – пишет N, – все наши надежды, оставляя глубокую рану в сердцах наших». И в первых числах июля 1886 года N вместе с дочерью отправилась в Оптину.

Старец пригласил их втроем с родственницей, которая их сопровождала. Вначале он спросил саму девушку: «Ты имеешь что-нибудь сказать мне?» Сильно смутившись, она ответила: «Мать Вам все скажет» (о, бездна материнской любви!). Затем они с родственницей вышли, и N осталась со старцем наедине.

Тут она «начала говорить о неприятном, поразившем ее письме жениха дочери, о непонятном для них его поведении и о своем оскорбленном самолюбии». О тревоге за судьбу своего ребенка N почему-то ничего не сказала, – видимо, не это ее волновало.

Старец сам перевел разговор на эту тему: «Бог отвел его от твоей семьи; он небогомольный, не по твоей семье. Если бы состоялся брак, он через четыре года бросил бы ее». N стала убеждать старца, что он человек хороший, бывает в церкви и из хорошей семьи.

Старец ответил: «Был хорош, – мог измениться. Ходит в церковь, – а зачем? Это не кровь и не плоть твоя, – чего ручаешься? Ты во всем виновата. Какая глупость была – тянуть дело столько лет! Бросить теперь же все, не писать и не узнавать о нем! Забудешь,– все пройдет. Нападет на тебя тоска, читай Евангелие. Ступай! Слышишь? Отнюдь не узнавай о нем!»

N вышла от старца. В душе у нее все перевернулось. Ей казалось, что старец разрушил все ее надежды. Позвали и девушку, но она скоро вышла от старца задумчивая. Выйдя из хибарки, N села на скамейку около скита и горько, неутешно заплакала. Ее сердце разрывалось от разрушенной надежды. Ей казалось невозможным то, что старец велел ей сделать. Дочь же ее была спокойна и весела, у нее как бы вся скорбь отлегла.

Впоследствии она передала такие слова старца, ей сказанные: «Не говори матери, – твой жених пропадет совсем». На следующий день, прощаясь со старцем, N сказала: «Если, Батюшка, устроится все по моему желанию, то я отдам вам свою волю» (какую цену мы бываем готовы платить за исполнение своих пожеланий!) – и попросила его, чтобы никто не знал того, о чем она с ним говорила. Старец, улыбнувшись, ответил: «Твой секрет на весь свет».

N вернулась домой в спокойном расположении духа, но затем ее стала одолевать тоска. Она стала читать Евангелие, но от наплыва мыслей даже не понимала, что читала. В душе ощущалась борьба; ей казалось, что ради послушания старцу она добровольно разрушает счастье дочери.

Вскоре N опять поехала в Оптину. «Ты его любила, – сказал ей старец,– от того и искушение». Она попросила научить ее молиться. Старец сказал: «Молись так: Господи Иисусе Христе, помилуй нас троих и сотвори в нас троих святую волю Свою. Слышишь? Иначе не молись». – «Опять, – пишет N, – мне это было сильно не по сердцу. Я молилась и просила всегда у Господа, чего мне хотелось».

N приехала домой и стала тосковать еще больше. Заботливая подруга предложила узнать, что случилось с молодым человеком, и, вопреки тому, что говорил ей преподобный Амвросий, N дала на это свое согласие. Ответ пришел быстро: «Просили спасти от неминуемой ужасной смерти, для чего требовалась высылка порядочной суммы денег».

С согласия своих домашних N послала ему последнее, что у них было; на этом переписка закончилась навсегда. Как и предсказывал старец, жених пропал совсем и, кроме того, за ним оказалось долгу тридцать тысяч тогдашних рублей.

N поехала к старцу: «Простите, Батюшка, я вам не поверила!» – «Почему же ты мне не поверила?», – с любовью спросил ее старец. N ничего не ответила, однако же ясно, что кумир, созданный ею в лице этого молодого человека, и себялюбивое желание устроить жизнь дочери по своему вкусу заслонили для нее и соображения здравого смысла, и волю Божию, и слова старца.

Сколько подобных историй – и не с таким благополучным концом – знает каждый из нас?

Чтобы не стать главным действующим лицом в одной из них, спросим себя:
Мы любим людей такими, каковы они есть, или какими они «должны быть»? Если мы любим созданный нами образ, а не самого человека при всех его слабостях, то мы любим не его, а себя.

Умеем ли мы слушать: мужа, жену, детей, родителей, друзей, недругов, – стараемся ли их понять? Если мы больше говорим о себе, чем слушаем, то мы сосредоточены на себе и своих чувствах, а не на других людях.

Можем ли мы смириться с тем, что нашим близким иногда хорошо и без нас? Что они и без нас находят добрых советчиков? Что они и без нас иногда поступают разумно? Что они и без нас хорошо себя чувствуют? Что они и без нашей заботы здоровы? Если такая «самостоятельность» наших близких нам не в радость,– мы любим не их, а свои чувства по отношению к ним.

Если нам не воздают «должное», – изменяет ли это наше отношение к этим людям? Если да, то мы больше заботимся о том, что другие о нас подумают, а не о самих людях и не о собственных наших поступках.

Мы заботимся о том, чтобы наши близкие стали лучше, – стали более добрыми, сильными, умными, ответственными и самостоятельными, – или чтобы они прежде всего поступали так, как нам нравится? Во втором случае мы не столько их любим, сколько хотим сделать их для себя удобными.

Итак, кого же мы любим, – ближнего, как самого себя, или себя через ближнего?

И если наши чувства к ближним и дальним мешают нам видеть, принимать и любить их такими, каковы они есть, найдем в себе силы перешагнуть через эти чувства, – и с ними исчезнет одно из препятствий для любви к Богу и к ближнему.

Аудиофайлы предоставлены «Библиотекой Предание»

См. Архимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 319-395.

В ы хотите знать, каково предназначение вашей жизни? Тогда скажите мне, кто ваши враги.

Человек без врагов - это человек без предназначения! Ваши враги боятся вас, когда вы находитесь на месте реализации своего предназначения. Вы хотите знать, когда ваши возможности совпадут с вашим призванием? Послушайте своих врагов, они знают ваше призвание лучше вас.

Позвольте мне внести ясность: ваши враги не обязательно боятся вашей силы; вместо этого они пытаются запугать вас на дороге к месту реализации вашего предназначения.

Гедеон - отличный пример этому. Бог призвал его повести небольшой отряд из 300 человек против огромной и мощной армии мадианитян. Бог сказал ему спуститься в лагерь врага и послушать, что там говорят о нём. И вот что об этом сказано:

“Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский.” (Суд. 7:13-15)

То же самое происходило в среде бесов, когда Иисус ходил по земле. Смотрите:

Подписывайтесь:

“В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.” (Мк. 1:23-25)