Усатый нянь, или мужчина-воспитатель в детском саду. Все больше мужчин выбирают профессию воспитателя детского сада Преимущества работы мужчины в детском саду

17:00 7.03.2018

Невероятная история 20-ти летнего парня, который почти полгода работает воспитателем в детском саду. Почему дети и родители в восторге от воспитателя-мужчины? И чем полезен для детсадовской детворы мужской подход в воспитании? Ты удивишься!

С мальчишками Ян Яныч играет в машинки, с девчонками - в куклы, в дочки-матери; придумал свой метод от баловства. А еще учит детей играть в футбол, баскетбол и размышлять на разные темы. Ему 20 лет и он - воспитатель в одном из столичных детских садов.

В детский сад Ян Самоукин пришел 4 месяца назад. Неделю присматривался, а потом решил - хочет работать воспитателем. Ему дали группы 5-ти-6-ти леток и полставки. Воспитательствует 2-3 дня в неделю. Иногда не полный день, потому как параллельно учится на реабилитолога в Международном научно-техническом университете им. академика Юрия Бугая.

Первый рабочий день

«В первый рабочий день очень волновался, боялся, что детям не понравлюсь. А они как-то сразу меня полюбили, как и я их. Хотя были удивлены в начале, мол, что это за бородатый дядька? Я просто пришел в группу и начал знакомиться с ними, расспрашивать про их жизнь», - вспоминает Ян Яныч.

Дети не стеснялись задавать вопросы своему новому воспитателю о его семье и жизни, интересовались, сколько ему лет, есть ли сестра или брат. И даже подшутили над воспитателем, спросив, кто его из садика будет забирать.

Как отучить баловаться

«Первое время было, конечно, несколько детей, которые баловались и не слушались меня. Тогда одного посадил на коленки, и мы долго разговаривали обо всем. Он о маме с папой рассказывал. Спрашивал меня, чем я занимался еще. Когда узнал, что боксом, попросил научить паре приемчиков. Ответил - рано ему. После этого разговора мы сдружились, и он перестал шкодить», - вспоминает бородатый нянь.

Некоторых балованных мальчишек садил на стульчики рядом с собой, обнимал и тоже разговаривал по душам, расспрашивал, знают ли они, за что их посадили на стульчик. И когда ребята понимают - потому как баловались, но больше не будут, отпускал из своих объятий играть.

«С мальчиками я сразу поговорил насчет драк, пояснил - это не решение конфликта. И если что, со мной побороться можно. Тогда они в шутку начинали нападать», -- смеется воспитатель.

С мальчиками - в машинки, с девочками - в куклы

Ян Яныч признается, - обожает играть с детьми в их игры! Ему интересно с пацанами поиграть в машинки, а с девчонками - в куклы. В девчачьей забаве дочки-матери у него роль кукольного папы.

И конечно, учит детей играть в футбол, баскетбол, волейбол. Причем играют как девчонки, так и мальчишки. Особенно радуется детвора, когда воспитатель устраивает соревнования - команда мальчиков против команды девочек. И девчата частенько выигрывают. Потому что Ян Яныч иногда играет за них, говорят мальчики.

Уроки

Обязательная часть воспитания - уроки. Математика, украинский язык, английский, природоведение. Ян Яныч готовит для детей дома задачки разные. Или придумывает, что они будут рисовать, лепить, делать.

«Недавно рисовали любимую игрушку. Я попросили их потом рассказать историю нарисованной игрушки - как она появилась», - делиться своими педагогическими находками парень.

Перед дневным сном или в течении дня Ян Яныч читает своим воспитанникам книги. И разучивает танцы и стихи для утренников.

Подготовка к праздникам

К празднику весны по сценарию запланирован танец мальчиков. Ян Яныч тоже знает все движения. Потому как если кто-то из танцоров вдруг не сможет прийти на выступление, он всегда заменит.

Родители, когда увидели бородатого воспитателя первый раз, удивлялись. А потом привыкли. Детям интересно с Ян Янычем.

И секрет педагогический тут один - нужно уметь находить с детворой общий язык, делать все, чтобы им было интересно, чтобы они хотели идти в садик каждый день.

Психолог о полезности мужчины-воспитателя

Мария Фабричева, психотерапевт, семейный консультант-медиатор.

Детям важен как женский пример поведения, так и мужской. В садике у детей есть альтернативная мама - воспитатель. Если же воспитатель - мужчина, то это альтернативный папа. И это вполне здоровая ситуация.

Прежде всего нужно помнить, что с 3 до 6 лет, то есть в детсадовском возрасте, у ребенка начинается нормативный период развития - стадия «идентичности и силы». Когда он активно проявляет свое "Я". Именно в этот период он начинает отстаивать свои границы, изучать разницу между мальчиками и девочками. И тут позитивный пример мужчины-воспитателя крайне важен. Подчеркну, именно позитивный. Мальчики, глядя на его поведение в бытовых ситуациях, учатся быть мужчинами. Например, в чисто мужских конфликтах осознают, что решать вопросы можно не только кулаками. У девочек в детсадовском возрасте как раз начинает формироваться представление о мужчине. И если они будут видеть перед собой пример, как мужчина поддерживает, помогает, решает конфликты, отстаивает свое мнение, то соответственно, во взрослом возрасте у нее будут складывать гармоничные отношения с противоположным полом. Допустим, девочка тащит какую-то тяжелую игрушку сама. И воспитатель может подсказать мальчику, как помочь девочке, чтобы не обидеть ее, если вдруг она хотела именно сама тащить тяжесть. И при этом показать, что мужчина - это поддержка и помощь, когда трудно.

Есть еще один важный нюанс, который следует учитывать. В Украине нередко в садик ходят дети не из полных семей, где ребенка воспитывает только мама (родители либо в разводе, либо папа на заработках, дома бывает наездами и не принимает участие в воспитании). У ребенка перед глазами просто нет примера мужского поведения в разных бытовых ситуациях. И в таких случаях пример мужчины-воспитателя, его поддержка, своевременный совет могут быть эффективны и полезны.

фото: из личного архива детского сада

Наконец-то!!! Воскликнут мальчики .

С каким наслаждением они будут брать пример и подражать воспитателю-мужчине, чтобы уже в дошкольном детстве чувствовать себя мужчинами, чтобы вести себя как мужчины, чтобы впитывать в себя чувство уверенности в собственной силе и чувство защищенности от всего, что содержит угрозу. Образ настоящего мужества рядом поможет ребенку эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения.

Еще одним положительным признаком мужских отношений является их соревновательная направленность. Вкус разочарования или победы надо учиться переживать уже с первых лет жизни, и параллельно приобретать навыки самообладания и самостоятельности, умения взаимодействовать с людьми и, чуть-чуть погодя,самому выступать в роли защитника. Но пока…

Наконец-то!!! Воскликнут девочки.

Они приложат все усилия, чтобы выполнить поручения еще точнее, еще качественнее, еще красивее. Девочки будут с надеждой погружаться в необыкновенное чувство заботы о них, нанизывая колечки уверенности в себе, чтобы потом, уже в подростковом возрасте, у них не возникало необходимости в преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней.

Девочке просто необходимо почувствовать себе девочкой.

С самого рождения она нуждается в подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо слышать, что она красива, грациозна, что ее любят такой, какая она есть, чтобы потом, ухаживая уже за своим домом, получать не только одобрение, но и радость от того, что вокруг нее – гармония.

Наконец-то!!! Воскликнут сотрудники дошкольного учреждения?

Где Вы работаете воспитатели-мужчины?

Почему не в дошкольном образовании? Почему проходите мимо детского сада? Считаете, что это слишком просто? А ведь на вас с надеждой смотрит столько пар детских глаз и ждет, что уже сегодня вы поймете, что дети – это самое важное в жизни. А если вы поняли это, то помогите стать мальчикам мужественными, а девочкам – женственными.

Не мужское это дело - малышей воспитывать! Это миф с успехом развенчивают так называемые "усатые няни". Представители сильного пола, которые выбрали эту профессию, уверены, что возиться с дошколятами не только могут, но и должны именно мужчины.

Он вместе с ними делает зарядку, разбрасывает игрушки, и бегает по всей группе. Не Иван Анатольевич - для них просто Ваня. Такой же, только на 20 с лишним лет старше. Друг для каждого маленького человечка, знающий их едва ли не лучше собственных родителей.

Иван пришел в ясельную группу ростовского детского сада 5 лет назад - подменить ушедшую в декрет воспитательницу. С тех пор успел вынянчить две сотни малышей, часто выслушивая при этом, что занимается не своей, женской работой. Впрочем, на то, какая работа женская, а какая нет, молодой и пока еще не женатый воспитатель имеет собственное мнение.

"Не женская профессия сталевар, женщина-сталевар - это ужасно. Мужчина - воспитатель - это неплохо", - считает Иван Панов.

"Я как-то поначалу стеснялся, что мужчина и вдруг работает в детском саду. А потом вот есть педагоги-мужчины: Сухомлинский, Бенджамин Спок, Макаренко, Ушинский - вон их сколько много. А вот про женщин не очень-то известно", - говорит Сергей Шепелев.

Выпускник Института культуры, петербуржец Сергей Шепелев, пришел в детский сад с расчетом "переждать", пока не найдет другое место работы. Думал, что месяца на три. С тех пор прошло уже 7 лет.

Своих детей у Сергея нет. Пока. В этом году он собирается жениться. Рассказывает, что очень долго не мог признаться своей невесте, кем он работает. А потом собрался с духом и объявил.

"Она к этому относится очень даже неплохо. Говорит, что повезет, значит, нашим детям", - рассказывает Сергей Шепелев.

Играет на баяне, поет и танцует, вместе со своими ребятишками участвует во всех конкурсах. В отделе образования города не просто довольны его работой - считают Сергея одним из лучших воспитателей Петербурга. Да и с коллективом ему повезло - поняли, приняли, любят и уважают.

"Отзывчивый очень. Помогает нам в нашем женском коллективе. Родители очень довольны, дети очень любят и всегда ждут его смену", - говорит директор детского сада Наталья Меркулова.

В отличие от других, отец двоих детей Святослав Почкаев пришел работать в детский сад не случайно, вполне осознанно. Так в городе Тверь появился свой "усатый нянь".

"Это человек слова. Спокойный, надежный, отношение к нему, как к папе. Здесь дети слушают воспитателя с одного слова. Он два раза не повторяет", - рассказывает заведующая детским садом Маргарита Федорова.

Это теперь, спустя годы, все хорошо. А когда Святослав Почкаев только пришел сюда работать, все было иначе, говорит заведующая детским садом. И женский коллектив его принял не слишком тепло, да и родители к нему отнеслись с опаской.

Говорили, не вытерпит - сбежит. А он остался. И на вопрос, как кормит свою семью на скромную зарплату воспитателя, лишь улыбается. Считает, что занимается делом всей своей жизни.

"Работать - это одно. А работать и получать от этого какую-то отдачу, понимать, что твои дни проходят не просто так - ради этого и живем", - считает Святослав Почкаев.

И все же пока мужчина-воспитатель - это, скорее, исключение, чем правило. Смельчаки, ломающие сегодня эти стереотипы, заявляют: настоящий мужчина женской работы не боится.

В Японии в каждом дошкольном учреждении число воспитателей-мужчин должно составлять не менее 25%. В Германии на данный момент это всего 3% мужчин, но государство считает, что цифра должна увеличиться до 20%. В США в каждой детсадовской группе обязан работать как минимум один представитель сильного пола. На всю Беларусь есть только один мужчина-воспитатель.

Дошкольнику нужны только воспитатели-женщины?

Психологи утверждают, что к 2 годам маленький человек уже понимает, кто он - мальчик или девочка. С 4 до 7 лет у детей формируется понятие, что девочка становится женщиной, а мальчик - мужчиной. Поэтому так важно в дошкольном возрасте четко и правильно формировать представление ребенка о себе.


В дореволюционной России воспитанием девочек занимались мамы и няни, мальчиков с 3 лет отдавали отцам или гувернерам. Но дети ежедневно общались со своими родителями, что позволяло перенимать стереотипы поведения, которые характерны для мужчин и женщин.

После Великой Отечественной Войны воспитанием детей стали заниматься исключительно женщины.

Сегодня бытует мнение, что ребенку дошкольного возраста гораздо важнее женское воспитание, нежели мужское, в начальных классах - совместное, а вот в подростковом возрасте - только мужское.

Я образцовый представитель данной схемы: в саду были одни женщины, в младших классах - учитель мужчина, в старших - всех понемногу. Из всей череды воспитателей и педагогов мне запомнился только классный руководитель младших классов.

Попав к Александру Ивановичу, я была счастлива. Пожалуй, не только я. Все 5 лет наш класс пребывал в эйфории: читать — так с музыкой (педагог играл на гитаре), рисовать — так два урока, писать — так с песнями.

В нашем кабинете постоянно было весело, задорно, шумно, но и строго при необходимости. А по успеваемости мы были первыми. Вот только, выпустив нас в среднюю школу, учитель ушел работать на Тракторный завод.

Потом, уже на школьном выпускном, признался, что очень мало платили, а так бы с удовольствием остался работать. К сожалению, мне не довелось пообщаться с воспитателем-мужчиной, но история о школьном учителе показательна: мужчины хотят, а главное - умеют воспитывать детей, но труд этот не ценится вовсе.


Мизерная зарплата — еще один повод не работать

Профессия воспитателя, пожалуй, одна из наиболее стрессовых, неперспективных и низкооплачиваемых. Согласитесь, проводить полный рабочий день с пятнадцатью маленькими детьми очень тяжело, а получать при этом смешные деньги крайне неприятно. Тем более мужчине - кормильцу семьи.

Уважающий себя представитель сильного пола, как бы ни любил детей, за такие крохи работать не будет. Да и мнение окружающих играет немалую роль.

Мужчина-воспитатель вызывает недоумение у окружающих: что с ним не так? Может, он извращенец? Да-да, именно такие слова можно услышать.

Есть у меня один друг-товарищ, которому очень нравится проводить время с детьми: рисовать, бегать, устраивать театральные постановки, рассказывать сказки. Но даже на детской площадке молодые мамы отгоняют его от детей со словами «Что тебе надо от моего ребенка? Смотрите, тут ненормальный к детям пристает!»

А что думают мамы?

Мнение мам насчет мужчин-воспитателей сходится только в одном: сына отдам, дочь ни за что! А зря. В Японии, к примеру, дети воспитываются по очереди женщинами и мужчинами.

  • Во-первых, так ребенок не привязывается к одному человеку.
  • Во-вторых, он получает опыт общения с представителями разных полов и различного воспитания. Согласитесь, что женщины более эмоциональны и не всегда сдержанны, мужчины же рациональны и стойки.

Любой конфликт усатый нянь сможет уладить без особых усилий. Даже в обычной семье дети чаще слушаются пап, а не мам.


В детском саду дети проводят большую часть времени, там они в основном перенимают стиль поведения и формируют свое отношение к жизни. Воспитатель-женщина в основном и чаще всего показывает женское поведение. Мальчики и девочки подражают именно ей.

Хорошо, когда папа в семье принимает участие в воспитании детей, но психологи уверяют, что этого недостаточно. Для мальчиков общение с мужчиной-воспитателем особенно ценно, ведь в нашем обществе и так засилье женской опеки.

Именно педагог-мужчина может стать хорошим примером для малышей, которых воспитывают одни мамы или которые растут в неблагополучной среде.

Воспитатель восполнит общение с ребенком, научит мужским качествам: смелости, решительности, выносливости, твердости, рыцарскому отношению к женщинам, привьет любовь к спорту. Вариантов много. Но пока это только мечты. Таким детям в лучшем случае повезет найти пример в ближайшем окружении дедушек и знакомых или же в тренере в спортивной секции.

Воспитатель-мужчина в наших реалиях - это как полет в космос для среднестатистического жителя Земли: привлекательно, но утопично. Хотя помните, как Макаренко воспитывал детей? А как Зайцев нашел подход к своему ребенку?

История знает немало примеров талантливых мужчин-педагогов (кстати, много ли вам известно имен педагогов-женщин?) - так давайте ценить и оценивать их должным образом!

Лично я с радостью отдала бы своего сына на воспитание одному из них.

Анна КОПАЧ

Уважаемые читатели! Как вы относитесь к воспитателям-мужчинам? Хотели бы вы, чтобы вашего ребенка в детском саду воспитывал мужчина? Ждем ваших ответов в комментариях!

Недавно я написала в своем блоге в Фейсбуке пост о том, что с февраля в группе моей дочки появится новый воспитатель - мужчина. И через 2 дня под моей записью из двух предложений было уже 300 комментариев.

Мои читатели из Германии отреагировали примерно одинаково:

- Ой, как классно! В нашем саду тоже есть воспитатели мужчины, и дети их обожают!

- В нашем саду был воспитатель-мужчина, любимец всей группы, но потом… ушел в декрет!

- А в нашей группе только воспитательницы… Как вам повезло!

Читатели из России отреагировали более сдержанно:

- Хм... Воспитатель в детском саду - мужчина? Это очень необычно.

С этим сложно поспорить. Для нашего менталитета мужчина, работающий в детском саду воспитателем - явление и правда необычное. Но дальше дискуссия развернулась в неожиданном для меня ключе.

- Мужчина - воспитатель? Это очень странно, это ненормально. Я бы не рискнула отдать в такой сад свою дочку (а сына, получается, можно? Л. Сай)

- Ни одному нормальному мужчине не будет интересно возиться с маленькими детьми - просто так, без подтекста и какого-то умысла.

- Что за кайф для мужчины - вытирать попы младенцам и менять памперсы?

Потом было создано еще несколько веток на личных страничках комментаторов по этому поводу. И я поняла, что эта тема, действительно, очень неоднозначная. Обсудим?

Кадр из фильма "Усатый нянь"

Многочисленные мужчины, работающие в детских садах, школах, в группах продленки - это то, что меня очень удивило, когда мы переехали в Германию. Удивило и обрадовало.

Когда мы еще жили в Калуге, мне на глаза попалась статья в московском глянцевом журнале о молодом брутальном парне (татуировки, цветной ежик волос, «тоннели» в ушах), который работал в детском саду в Москве. Работал на том месте, о котором мечтал с детства. В журнале были пасторальные фотографии необычного воспитателя со своими подопечными и восторженные отзывы родителей и детей. Я читала и думала: ух, ты! Как здорово! Почему в нашем саду такого нет?

Когда мы переехали в Берлин, после оформления всех документов мы отправились на поиски свободных мест в детском саду. За два месяца я обошла с детьми около 20 детских садов, и в каждом - в каждом! - видела воспитателей мужчин. Они кормили детей завтраком с ложечки, играли с ними в футбол на улице, клеили поделки, читали книжки и выглядели очень довольными. Позже, когда сын пошел в продленку, и там я тоже познакомилась с молодыми парнями - воспитателями. В детском саду, куда в итоге пошла дочка, в ее группе было две воспитательницы - женщины, но в группе малышей (до 3-х лет) все воспитатели были почему-то мужчины. Мне кажется, в работе с малышами нужно больше терпения и физической выносливости. Я поняла, что тут воспитатели-мужчины - обычное дело, и никого такое положение не удивляет. Однажды я разговорилась с мамой-немкой из детского сада, которая попросила меня рассказать о детских садах в России. Я сказала, что ни разу не встречала мужчину-воспитателя у нас в детском саду, так как это очень редкое явление.

- Вот как? Как интересно! А почему?

А вот объяснить «почему» я не смогла. Действительно, почему? Почему профессия «воспитатель» в России считается типично женской? И мужчина в группе детского сада воспринимается чужеродно, странно, подозрительно?

Есть мнение, что в России мужчины не идут работать воспитателями, потому что там платят копейки. Да, воспитательская зарплата в России и Германии, конечно, несравнима.

Вот данные со статистического сайта: «По состоянию на 16.01.17 по профессии «воспитатель детского сада» в России открыта 751 вакансия. Для 36.8% открытых вакансий, работодатели указали заработную плату в размере 11 000 - 16 400 руб. 33.2% объявлений с зарплатой 5 600 - 11 000 руб, и 21.3% с зарплатой 16 400 - 21 800 руб. Профессия «воспитатель детского сада» является наиболее высокооплачиваемой в Красногорске. Уровень заработной платы составляет 35000 руб. Следом идут Москва и Люберцы».

В Берлине средняя зарплата воспитателя - 2 229 евро (до налогов).

Но мне кажется, дело не только и не столько в деньгах. Работать воспитателем мужчине в России просто не принято. И смельчак, который рискнет пойти по этому пути (даже если он чувствует на нем свое призвание), обречен если не на насмешки и обвинения, то на повышенное внимание и предвзятое отношение к себе - уж точно.

Я из провинции, где мужчина в роли воспитателя - диво дивное и чудо чудное. Вполне возможно, что в столицах это явление не такое уж редкое. Да и выборка из комментариев в моем блоге - не в полной мере репрезентативная. Я пошла в интернет. И что я нашла? Много тем на околомамских форумах и блогах, полных опасений и недоверия, когда речь заходила о воспитателях-мужчинах.

«В нашей группе новый воспитатель - молодой парень. И хотелось бы обрадоваться, воспитатель-мужчина это так хорошо для мальчишек! И … не могу. Есть много страхов, опасений, недоверия. А главное - непонимание - с чего это вдруг мужчина пошел работать в детский сад?!?»

Получается, что воспитательница женского пола может быть любой - деспотичной, угрюмой, не подходящей для этой работы. Она как бы заранее защищена своей половой принадлежностью. Воспитатель же мужчина будет априори рассмотрен родителями через лупу - а чего это он пошел работать в детский сад? Какие у него мотивы?

Кадр из фильма "Детсадовский полицейский"

Воспитатель - это не только памперсы!

Я очень хочу поработать воспитательницей в детском саду. Мне кажется, эта профессия - радость в чистом виде. Да, возможно, мои розовые очки слетят довольно скоро, когда я столкнусь с этой работой в реальности. Но я искренне люблю детей, люблю и умею с ними играть, их организовывать, придумывать разные штуки. Почему же мужчина не может всего этого любить тоже?

Есть, например, прекрасная история о Сергее Гацко из деревни Давыдовка (Беларусь). Бывший нефтодобытчик устроился работать воспитателем в обычный детский садик. Сергей говорит в интервью мало, но по делу. И одной фразой объясняет «с чего вдруг мужчина идет работать в детский сад»:

- Может быть, я человек советской закалки, но считаю, что незачем даже за большие деньги делать работу, которая не нравится.

Сергей Александрович работает в детском саду воспитателем уже 17 лет и удивляется неоднозначному отношению к воспитателям-мужчинам. Ведь никто не удивляется уже, когда женщина работает на стройке или водит троллейбус. Почему мужчина - воспитатель до сих пор нонсенс?

Получается, мы сами закрыли мужчинам вход в эту интересную, между прочим, профессию. Закрыли своим недоверием, предвзятым отношением, стереотипным мышлением ( , мальчики - к машинкам и кубикам).

Для себя я поняла, что мне абсолютно все равно, какого пола будет воспитатель в группе моего ребенка, какого цвета кожи, вероисповедания и сексуальной ориентации. Если этот человек будет вкладывать душу в свою работу, будет любить детей, будет ответственным и терпеливым - он или она - будет лучшим воспитателем для моего ребенка.

Кадр из фильма "Джентельмены удачи"

Мне удалось задать несколько вопросов немецкому воспитателю Ричарду о том, что ему больше всего нравится в его работе, и что - самое тяжелое.

«Сейчас я учусь на воспитателя и прохожу практику в детском саду. Я занимаюсь с детьми самыми разными делами - мы играем в разные настольные игры или спортивные, или я просто им читаю книги. Я вижу, что у детей есть невероятный потенциал. И я, как воспитатель, помогаю им использовать этот потенциал на их пути. Я показываю пример своим поведением, своей жизнью. Больше всего мне нравится в моей работе то, что с детьми я вижу и принимаю участие в развитии (социальном и когнитивном) детей.

Мне нравится то, что я являюсь важной частью повседневной жизни детей. Самое сложное в моей работе - это дети, которые сталкиваются с насилием в семье. До них сложнее достучаться, они меньше идут на контакт и не так открыты к диалогу, как другие дети. Когда некоторые дети открываются и рассказывают нам, как у них дома, например, что выходные они проводят, сидя перед телевизором или играя в телефон в то время, пока родители ругаются, мне тяжело это слушать. Но эти трудности должны стать для меня сильной мотивацией в моей работе. Я пытаюсь создать своим детям в детском саду лучшие условия, атмосферу, которой у них нет дома, научить их чему-то.

Я - отец двойняшек. Мне пришлось быстро научиться ответственности, терпению. Я научился искать компромиссы. Самое важное, чему я научился на работе - то, что ежедневное общение с детьми делает тебя лучше, сильнее. После моей практики я утвердился в своем желании работать воспитателем!»

А вы бы хотели воспитателя-мужчину для своего ребенка?