Учение с увлечением: как привить ребенку интерес к учёбе. Учимся учиться

Его успеваемость оставляет желать лучшего, не спешите его ругать и записывать в неучи. Может у него есть серьезная причина, по которой он испытывает такие негативные чувства к учебному процессу. Поговорите с ним, спросите, какие у него отношения с одноклассниками, учителями. Может, его в школе обижают, и этот отрицательный опыт он переносит на все обучение в целом. Если это так, то нужно посоветовать ребенку, как можно решить конфликт с одноклассниками. А вот с учителями, возможно, придется побеседовать вам. Если ситуацию разрешить не удастся, то стоит подумать о смене школы.

Возможно, ребенок не интересуется учебой, потому что преподаваемая программа для него слишком сложная. Многие родители стремятся отдать свое чадо в какую-нибудь престижную школу или гимназию, но при этом не учитывают, что ребенок может и не справиться с предлагаемым уровнем нагрузки. А если он не будет понимать, чему его учат, то интереса к новым знаниям у него тоже не будет. В этой ситуации есть несколько вариантов развития событий. Вы можете сами помогать ребенку в учебе, разъяснять то, что он не понимает, можете нанять репетитора. Возможно, со временем, ему станет легче . А может следует обратить внимание на общеобразовательную школу. Во многих из них не хуже, чем в лицеях и гимназиях. Ведь то, как и что преподается, во многом зависит от учителей, а нет от уровня престижности школы.

Посмотрите на режим дня своего ребенка. Если он мчится на дополнительные занятия, посещает музыкальную или спортивную секции, занимается танцами и т.д., то причина его неуспеваемости и безразличности к учебе кроется в том, что он слишком загружен. У ребенка просто не хватает времени на то, чтобы вникнуть в пройденный материал и сделать домашнее задание. В этом случае сядьте вместе с ребенком и подумайте, от каких секций, кружков он мог бы отказаться. В освободившееся время пусть он отдыхает, гуляет с друзьями, читает книги. В результате вы заметите, как его успеваемость повысилась, а может быть какие-то уроки и дисциплины в школе вызовут у него серьезный интерес.

Бывает, что ребенок не , потому что ему просто лень. Вот тут сложнее бороться с его безразличием к учебе. Понаблюдайте за своим чадом. Возможно, он интересуется какой-нибудь областью знаний, но в рамках школьной программы не может реализовать свой интерес. Например, ему нравится , но опыты, проводимые в классе, ему кажутся простыми и неинтересными. Возможно, стоит отдать ребенка в химический кружок, где он сможет реализовать себя. Или можете поговорить с учителем, чтобы он дал подготовить какой-нибудь на интересную и увлекательную тему, которую не проходят в школе. Если сможете разбудить интерес к одному предмету, то возможно, он заинтересуется и другими, подобными дисциплинами. Так, чтобы знать хорошо , также из области физики и математики. Или ему станет интересно живых организмов, поэтому он заинтересуется биологией.

Видео по теме

Источники:

  • Как привить интерес к учебе: рекомендации для родителей

Совет 2: Как привить ребёнку интерес к музыкальному инструменту

Обучение игре на музыкальном инструменте даёт ребёнку немало преимуществ: развитие слуха; развитие мелкой моторики пальцев рук (которое, в свою очередь, влияет на развитие правого, т.е. творческого полушария мозга); формирование музыкального вкуса; умение выдерживать дополнительные нагрузки.

Родителям всё вышеперечисленное понять легко, но как объяснить это ребёнку, который со временем теряет интерес к обучению, капризничает во время занятий и старается всячески от них уклониться?

Вам понадобится

  • 1) терпение;
  • 2) внимание к мелочам;
  • 3) время.

Инструкция

Поговорите с ребёнком или понаблюдайте за ним: какие он смотрит мультфильмы/фильмы, какие песни любит. Выпишите все названия, затем постарайтесь найти в магазинах или в интернете ноты этих произведений.
Ему будет гораздо интереснее исполнять эти мелодии, нежели одни "скучные гаммы" и произведения академической программы, установленной преподавателем в рамках своих предпочтений.

Скупиться на критику не стоит, как не стоит и забывать о хрупкости детской психики. Говоря ребёнку о низком уровне его исполнения, вы ходите по минному полю, где каждое неосторожное слово укрепляет ненависть к музыкальному инструменту, а каждая незаслуженная похвала может привести к тотальной непереносимости критики в будущем.
Будьте максимально обходительны, и лучше сто раз сказать: "А давай мы сыграем с начала ещё раз, только теперь нужно поставить на эту клавишу средний, а не указательный пальчик, хорошо?" - чем один раз сказать: "Ты плохо играешь".

,

Наша реальность такова, что большинство детей патологически не хотят учиться . Мысли современного школьника занимают компьютерные игры, улица, телевизор, а вот учеба чаще всего отходит на самый задний план. И только их родители понимают, что хорошие оценки – залог успешной взрослой жизни. Как же привить ребенку желание учиться?

Во-первых, перестаньте заставлять своего ребенка хорошо учиться. Чем больше вы будете требовать – тем хуже будет результат. Даже если оценки будут хорошими, стоит вам ослабить контроль, как в дневнике начнут появляться двойки, если ребенку не нравится учиться самостоятельно.

Не стоит использовать различного рода наказания за плохую учебу. Очень часто, в качестве наказания, родители лишают своего ребенка возможности просматривать телевизор или ограничивают доступ к компьютеру. Эти малоэффективные методы только озлобят ребенка, а восполнить лишения он легко сможет и в гостях у своих друзей.

Чтобы привить ребенку желание учиться, попытайтесь действовать с другой стороны, используя принцип пряника, а не кнута. Например, если ваш ребенок – ученик младших классов – принес первую двойку, не ругайте его. Наоборот, можно организовать вкусные проводы двойки из дневника, сказав ребенку, чтобы он хорошо учился, потому, что в дневнике больше нельзя хранить плохие оценки. Ребенок, удивленный вашей нестандартной реакцией, постарается хорошо учиться, дабы не подводить вас в будущем.

Так же, чтобы привить желание учиться, можно воспользоваться любимым занятием своего ребенка – компьютерными играми. Подберите для него разнообразные тренажеры по тем предметам, которые больше всего ему не нравятся. Давно доказано, что, играя, ребенок лучше воспринимает сложную информацию. Пробудив любопытство к школьным предметам, вы дадите ребенку понять, что уроки тоже могут быть интересными.

Для старшеклассников стимулом для хорошей учебы может стать обещание купить ему вещь, о которой он долго мечтает. Как ни печально, но деньги все больше становятся самым эффективным мотиватором в современном мире.
Чтобы ваш старшеклассник стал лучше учиться, не забывайте периодически ему напоминать о том, что от его отношения к учебе зависит его будущее. Большинство подростков мечтают о модной одежде, крутой машине, шикарной даче и других благах, которые популяризируется в СМИ как признаки успешной жизни. Вот и скажите, что без учебы достичь этого не возможно. Приводите примеры своих знакомых и родственников, которые добились материального благополучия благодаря свои знаниям, полученным в школе и институте.

Привить желание учиться ребенку – процесс сложный, но, как бы не было трудно, помните, что от ваших усилий зависит не только будущее ваших любимых детей, а, возможно, и ваше будущее.

И мы публикуем новую статью психолога Анны Бравославской о мотивации к обучению. Статья будет интересна как родителям школьников, которые каждый день сталкиваются с реалиями современной системы образования, так и тем, кто только-только начинает учиться со своим малышом и ищет ответы на такие, например, вопросы, как: когда лучше всего начинать учить ребёнка читать? Как привить интерес к учёбе? Как сделать так, чтобы чтение и другие развивающие занятия были в радость, а не в тягость.

Если вы хотите задать ваш вопрос психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected] . Аня старается отвечать всем, а наиболее интересные и актуальные вопросы рассматривает (анонимно) на нашем сайте.

Учебный год в самом разгаре, а это значит, что в топе «горячих тем рунета» статьи про учебную мотивацию стабильно занимают верхние строчки.

Диапазон авторских позиций широк, и по тому, каких статей больше, примерно понятно, что сейчас происходит в семьях. В начале учебного года статьи и настроения были благостные: только личная воля ребёнка и его удовольствие от процесса. Позже появились статьи про вовлечение и педагогические приёмы: интересы большинства детей явно лежат вне алгебры и хитросплетений русского языка. Сейчас в ходу посты с заголовками «Учение – это мучение» про выход из зоны комфорта и преодоление себя. Ну, понятно, первое полугодие близится к завершению, а идеал всё так же недосягаем.

Тем не менее, практика показывает, что важно всё. Если мы оставим за скобками своё стремление к совершенству, то останется только гибкость и наше умение найти подход к конкретному ребёнку, используя все эти средства, а также многие другие, о которых только мы сможем узнать и потом применить. И, наверняка будут взлёты и падения, периоды гармонии и спокойствия будут сменяться этапами преодоления трудностей и покорения вершин.

Итак, для меня вопрос учебной мотивации у детей сразу разбивается на несколько составляющих. Начнём с физиологии.

Мы все разные

Всё, что касается мотивации – это, в том числе, вопрос энергетики организма в самом примитивном смысле. А именно, сколько у человека сил . Все мы знаем примеры ярких, сильных, самобытных личностей, которым любое море по колено, даже, если они приболели. А уж когда такому человеку что-то понадобилось, то он горы свернёт и не заметит. Это про них говорят «он сделал это, потому, что не знал, что это невозможно».

С другой стороны, у всех нас есть знакомые, друзья, коллеги, у которых как будто никогда нет сил. Они говорят тихим голосом, эмоции сглажены, часто болеют и ничем особенно не интересуются.

Первых мотивировать не нужно, вторых – бесполезно. Тем не менее, между ними – диапазон, и наше место в нём зависит от многих обстоятельств, начиная от наследственности и особенностей протекания родов, заканчивая жизненной историей и привычками.

Не по возрасту?

Кроме того, большую роль играют возрастные особенности ученика . Мы привыкли к тому, что наши дети в 6-7 лет идут в школу, а, значит, должны хотеть и любить учиться.

Мне даже довелось услышать мнение одной мамы, которая обронила, что кризис 7 лет придумали психологи, чтобы объяснить, почему дети именно в этом возрасте должны идти в школу. Это, конечно, не так. Даже наоборот, детей стали отправлять в школу именно тогда, когда, согласно исследованиям, у них просыпается интерес к учёбе.

Проблема в том, что, согласно данным ВОЗ, в развитых странах возраст готовности к школе за последние десятилетия сдвинулся к 8-9 годам. Об этом же говорят и все мои знакомые педагоги: первые 2 класса детей учить невозможно. Настоящая работа начинается с 3-4 класса. И на это нельзя повлиять прописями, ранним обучением и умными книжками – в кризисе 7 лет есть абсолютно физиологические составляющие, которые невозможно форсировать, да и незачем. Вы же не будете тянуть из земли цветок, в попытке заставить его вырасти поскорее?

Позже, лет с 14, начинается период полового созревания, и мысли и чувства подростков устремляются совсем в другую сторону. И, опять же, трудно винить их в плохих отметках и отсутствии учебной мотивации. Но можно попробовать помочь.

И снова привязанность…

Следующей важнейшей составляющей является эмоциональный комфорт и надёжная привязанность к близкому взрослому . Хрестоматийными стали рассказы психологов в соцсетях о детях, над успеваемостью которых бились и школа, и семья, никак не связывая отметки детёныша с разводом его родителей (например).

Благодаря Ньюфелду и его исследованиям, мы знаем, что бесполезно ждать от ребёнка успехов в учёбе, если он находится в состоянии стресса. В подобных ситуациях малыш способен думать только о собственном выживании.

Как-то я встретила в сети цитату «Люди, которые боятся выйти из зоны комфорта! Как вы туда попали?!». Смешно, конечно, но и доля истины в этом есть. Ведь, действительно, для начала необходимо обеспечить эмоциональный комфорт и прочную связь, и только потом можно ждать стабильных успехов в чём-либо от детей (и не только).

И вновь продолжается бой…

Говоря о мотивации, мы обычно имеем ввиду личную, глубинную заинтересованность в какой-либо деятельности. Но она присутствует далеко не всегда. В чём-то учебную мотивацию можно сравнить с вдохновением, а оно, если верить Габриелю Гарсиа Маркесу, «приходит только во время работы».

Не каждому, к примеру, удастся «с огоньком» вдохновить себя на заучивание неправильных глаголов или формул химических элементов. В любом предмете, любой деятельности есть такие неинтересные и откровенно скучные моменты. И наша произвольность и сила воли, если хотите, и проявляются именно в том, чтобы достойно преодолевать эти препятствия.

В таких случаях может быть полезен личный пример – тот, что перед глазами – а также обсуждение и общий настрой. Например, один великий человек вспоминал, как члены его семьи за ужином делились друг с другом теми ошибками, которые были сделаны за день. Ведь, если ты в чём-то ошибся, значит, попробовал себя в чём-то новом, сделал что-то, в чём не был уверен и — выходил из зоны комфорта. Если ребёнок ни в чём не ошибался, его могли и отругать.

Найди себе дело по душе…

Тем не менее, наша «золотая мечта», конечно, в том, чтобы каждый из нас занимался только любимым делом. «Найди себе дело по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни», говорил ещё Конфуций.

Современный психолог Михей Чиксентмихайи ввёл понятие «потока» — особого состояния, в котором находится человек, поглощённый интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал.

Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться, потому что в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.

Думаю, многим из нас знакомо ощущение удовольствия от решения задач или написания текста, или от игры в теннис. И мы можем помочь нашим детям заразиться этим. Кстати, свежие исследования успешности детей в обучении показали зависимость этих успехов от двух факторов – наличия культуры семейных праздников и… увлечённости родителей их работой, живой заинтересованностью в своей деятельности.

Живой опыт

И в конце мне хотелось привести отрывок из поста одной волшебной мамы о её подходе к обучению сына.

«Как Алька учится читать и писать? Да так же, как играть на скрипке.
Вначале Алька учится мечтать.
Вот он подходит ко мне:
— Мам, а мам, а как написать «пирог с клубникой»?
— А тебе зачем? – спрашиваю.
— А я хочу, чтобы гном мне его принёс утром, но для этого я должен на доске ему про это написать!

Вот и повелось – каждый вечер учится писать. Ну, а гном, ясное дело, каждую ночь у плиты проводит, либо мелко режет мармеладки и шоколадки и упаковывает в мини-свёртки…

Потом ещё после всех наших малышовых занятий с инструментами и походами на папины концерты:

— Мам, а как ты это делаешь? Как ты на скрипке играешь? А я смогу? А смогу, как папа, в большом оркестре играть?
— Сможешь, говорю, но надо каждый день тренироваться много лет.
— А как, тренироваться?
— А ты, действительно, хочешь?
— Конечно, хочу! Научи меня! Я хочу в 7 лет играть на концерте!

Пару месяцев держу в тайне, потом, если огонь не угас, потихоньку открываю секреты, делаем упражнения каждое утро, готовимся к школе, так сказать, мне самой страшновато, хотя уже и не так, потому, что стабильно заниматься начали и мечта вроде не проходит, а если будет проходить, то я знаю пару десятков секретов, как вновь размечтаться…»

И вот вам несколько книжек, чтобы «размечтаться». 🙂

Т. Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
М. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Мурашова Е.В. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы»
Г. Ньюфелд «Не упускайте ваших детей»
Нойброннер Дагмар «Понимать детей»
С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
М. Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»

Как привить ребёнку желание учиться? 8 основных правил для родителей Автор презентации: Абидина Наталья Павлиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

1 . Как привить ребенку желание учиться? Мало кому в детстве нравится учиться. Многие взрослые почему-то забывают, что они и сами предпочитали больше времени проводить, играя с друзьями во дворе, чем сидя за учебниками в библиотеке. Став родителями, взрослые начинают удивляться: почему ребенок не желает делать домашние задания, учить правила, теоремы, читать заданные книги по литературе? Почему его надо постоянно заставлять заниматься уроками, прибегая, порой к крайним мерам, вплоть до наказания? Как привить малышу желание делать уроки? Как мотивировать маленького ученика к занятиям?

2 . Развивайте в ребенке самостоятельность Чтобы ребенок учился в школе с интересом, а не из-под палки, нужно начинать развитие малыша с раннего возраста. Большинство родителей изначально совершают ошибку, лишая маленького ребенка самостоятельности. Делая все за малыша, они оказывают ему «медвежью услугу». Учеба – это самостоятельный повседневный и нелегкий труд. Приучайте малыша к самостоятельности, и он впоследствии станет хорошо и без проблем учиться в школе. А у родителей отпадет необходимость нервничать и тратить силы на то, чтобы их отпрыск взялся за учебник.

3 . Уделяйте ребенку больше внимания Некоторые взрослые за работой, телефоном, компьютером и телевизором просто не замечают, как растет их ребенок. Ребенок, видя, что его попытки обратиться с вопросом к родителям не приносят желаемого результата, может замкнуться, почувствовать себя ненужным. Родители ни в коем случае не должны открещиваться от детских вопросов, ведь любознательность – это природная особенность маленького пытливого создания! Если малыш перестает обращаться к вам с кучей разных вопросов, это должно вас насторожить. Ребенку очень важно получать ответы на все его «почему?», «когда?», «зачем?». Даже если вы не знаете верного ответа, не следует игнорировать детские вопросы. Главное, поддерживать в ребенке интерес к окружающему его миру, желание разобраться во всем, что его окружает.

4 . Развивайте в ребенке любопытство Развивайте в ребенке любопытство, интерес ко всему новому, хвалите его даже за небольшие открытия. Обращайте внимание малыша на разные закономерности, взаимосвязь различных явлений и событий, проводите простые упражнения на внимание и память. Поверьте, ощущая поддержку близких ему людей, ребёнок будет тянуться к новым знаниям, что очень поможет ему в дальнейшем в освоении школьных предметов.

5 . Чаще хвалите ребенка Интерес ко всему новому в раннем детстве способствует и развитию интереса к учебе в школе. Показывая свой багаж знаний, собственную эрудицию перед учителем и одноклассниками, ребенок повышает личную самооценку, что тоже влияет на его желание учиться, обретать новые знания, становиться умнее сверстников. Это не остается незамеченным учителями, вызывает у них доброе благосклонное отношение к маленькому человечку, с желанием впитывающему новые знания. Понятно, что имея добрые отношения с преподавателями, ребенок чувствует себя в школе уверенно, видит результат своего интереса к школьным предметам в виде отличных оценок.

6 . Не ругайте за плохие оценки Ругать или наказывать ребенка за плохие отметки нельзя категорически. После такого унижения он вряд ли всерьез возьмется за учебу. Нужно выяснить причину провала, совместно проанализировать ситуацию и помочь сделать соответствующие выводы, чтобы не обострять положение.

Пусть он сам (сама) попробует выполнить все задания. Если не получается, пусть подсмотрит решение в учебнике или в классной тетради, даже поиск правильного решения в Интернете будет полезен. 7. Никогда не делайте за сына или дочь уроки. Но проверять домашнюю работу нужно обязательно – это дисциплинирует и приучает к ответственности.

8. Не принуждайте ребенка к учебе. Некоторые родители идут на хитрость и шантаж. «Гулять не пойдешь, пока не сделаешь уроки». «За компьютер не сядешь, пока не выполнишь задание». Конечно, дети стараются побыстрее покончить с уроками, чтобы освободиться для более интересных для них занятий. Как бы то ни было, любое принуждение вызывает ответный протест, поэтому нужно именно мотивировать ребенка к учебе, а не пытаться заставлять. Для одних данная ситуация становится своеобразным стимулом: скорее сделаю – скорее получу свободу. На других же действует отрицательно, заставляя делать уроки механически, не интересуясь их содержимым.

Поддержите своего ребёнка и у вас всё получится!

Источник информации: http:// site-dlya-zhenschin.ru/sovety-roditelyam/psihologiya-detej/435-kak-privit-interes0k-uchyebe.html Фото на слайдах взяты из открытых источников сети Интернет.