Убеждение и внушение виды внушения. Внушение и его виды

Внушение – это воздействие на субъекта, позволяющее влиять на его мыслительные процессы и поведение, а также получить реакцию на стимул, направленный на подсознание человека. Эффективность внушения зависит от многих факторов, среди которых следует выделить настроенность самого субъекта, характер воздействия и условия, в которых оно было произведено.

Существует несколько видов внушения.

Виды внушения

Внушение подразделяется на вербальное, то есть с участием слов, и невербальное, не содержащее словесного компонента. Рассмотрим обе группы подробнее.

Вербальное внушение

Существует прямое, косвенное и открытое внушение. При прямом внушении намерения психотерапевта ясны и не могут быть истолкованы никак иначе. Особенно это проявляется при явном прямом внушении, когда врач точно объясняет, что должно произойти и какая поставлена цель. Чаще всего такое внушение используется для обезболивания при операциях.

Выделяют также закамуфлированное прямое внушение. В этом случае психотерапевт не говорит прямо о том, что ожидается в процессе внушения, однако намекает, что частично результат будет зависеть от самого пациента. Постгипнотическое прямое внушение применяется для вызова самогипноза, а также для того, чтобы заставить пациента забыть о каких-либо негативных событиях. При этом виде внушения психотерапевт программирует сознание пациента на выполнение определенных действий после сеанса гипноза.

Косвенное внушение отличается от предыдущих тем, что у пациента существует возможность выбора, то есть он может и не принимать то, что ему внушают. Намерения врача в этом случае не ясны больному. Косвенное внушение используется для того, чтобы направить пациента в том направлении, которого он избегает.

Как и прямое внушение, косвенное подразделяется на несколько видов.

Во-первых, это последовательность принятия. Врач перечисляет утверждения, с которыми пациент соглашается, а в конце излагает то утверждение, которое больной должен принять.

Во-вторых, импликация. Врач утверждает то, что может произойти. При этом пациент уже заранее программируется на неизбежность данной ситуации.

Двойная связка – прием, используемый наиболее часто. Больному предлагается выбрать из двух вариантов, которые на самом деле одинаковы, например: «Вы чувствуете легкость в правой или левой руке?».

Внушение отсутствием упоминания – если при перечислении возможных ситуаций опускается значимый элемент, его отсутствие акцентирует внимание на нем. В результате можно добиться сосредоточенности пациента на важном аспекте.

Существует много других приемов косвенного внушения, здесь приведены лишь самые распространенные и известные.

И, наконец, третья группа прямого внушения – открытое внушение. Здесь также выделяют несколько видов внушения. Их общей чертой является предоставление пациенту широкого выбора действий. К примеру, врач может предложить ему расплывчатые рамки, которые больной заполняет по собственному усмотрению. Такой вид внушения называется мобилизующим. Также пациенту может быть предоставлено большое количество возможных ответов (ограниченное открытое внушение). Например, высказывание «Вы можете работать разными способами» предлагает пациенту выбрать один из таких способов.

Также довольно часто используется терапевтическая метафора. Под метафорой понимают замену названия одной вещи наименованием другой. Такой прием используется как в книгах, так и в повседневной жизни. Метафора служит для соединения несопоставимых аспектов реальности, поэтому можно сказать, что весь мир состоит из метафор. Через них люди передают разнообразную информацию.

В психотерапии метафора также широко используется. Она образует систему основных понятий – таких, как самость, Тень, Персона, мышечный панцирь и многие другие. Метафора, применяемая во время внушения, всегда содержит несколько уровней. То есть любые фраза, жест, идея не являются однозначными, а имеют два значения.

Явное предназначено для сознания пациента, тогда как скрытое обращено к его бессознательному. При этом внушаемый имеет право выбора, иными словами, он сам решает, принимать или нет второй смысл данного высказывания.

Невербальное внушение

Невербальное внушение, то есть осуществляемое не словами, а посредством жестов и интонаций, играет очень важную роль в гипнотических манипуляциях. Следует отметить, что оно может использоваться не только с определенной целью, но и совершенно бессознательно. Невербальное внушение также делится на несколько видов.

Во-первых, к невербальному внушению относится каталепсия. Под этим термином понимают феномен, при котором пациент занимает вынужденное положение, которое внушил ему гипнотизер. Различают каталепсию всего тела и каталепсию какой-то его части (например, руки). Постоянно применять этот вид внушения не рекомендуется.

Вторая распространенная форма невербального внушения – это паузы. Посредством их можно изменять смысл высказываний, которые приобретают вид открытого внушения. Другими словами, пациент заполняет пустоту во фразе собственным решением. Кроме того, с помощью паузы можно выделить главную мысль предложения или высказывания.

В прошлом веке неоднократно заходила речь об опасности внушения, о его побочном действии. В частности, у многих пациентов появлялись на коже сыпь и покраснение. Однако это объясняется скорее особенностями психики испытуемых: сыпь появлялась у тех, кто сильно волновался и нервничал.

И последний вид невербального внушения, который будет рассмотрен, – левитация. Во время нее не требуется физического воздействия гипнотизера, то есть пациент осуществляет ее посредством своего воображения. Время, когда начнется левитация, также определяется пациентом. К положительным сторонам этого метода относится и то, что левитация облегчает процесс вхождения в транс, так как, испытав это внушение хотя бы раз, больной может сам воспроизвести его. Левитацию по этой причине часто используют при самогипнозе, во время этого состояния пациент испытывает состояние комфорта, что делает левитацию одним из самых распространенных видов невербального внушения.

Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются "слепо".

Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи.

Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время - примет его. Кроме того, внушение может не произвести заметного действия сразу, а проявиться через определенное время. Когда сознание заинтересовано и отвлечено, подсознание остается без защиты и впитывает все, что ему говорят.

Основным инструментом внушения является слово, а также эффектом внушения обладает взгляд.

Существуют следующие виды внушения:

  • 1. Прямое - воздействие словами.
  • а) команды и приказы. Носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.
  • б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном.
  • 2. Косвенное - скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.

Внушение может происходить как намеренно, так и не намеренно.

  • 1. Намеренное внушение, когда внушающий человек старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.
  • 2. Внушение ненамеренное, когда внушающий человек не ставит перед собой цель внушить что-либо внушенному человеку и не прилагает никаких усилий. По содержанию внушение может быть положительным и отрицательным.
  • 1. Положительное прививает положительные психологические свойства, качества, состояния (уверенность в себе, вера в излечение).
  • 2. Отрицательное прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность).

Приемы внушения, которые можно подразделить на три группы:

  • 1. Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.
  • 2. Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.
  • 3. Приемы скрытого внушения - трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.
  • 4. Приемы прямого внушения.

Совет и предложение - эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса.

Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема.

Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие.

К группе приемов прямого внушения, вероятно, следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но, повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли.

Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия.

Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т.д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге формулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов.

Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения.

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие. На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке.

Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию. Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность - полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию.

Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки.

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, может задеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает, эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание "концертного настроения", формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме.

Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения.

"Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает.

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема "плацебо", в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман.

"Обходной маневр" - сущность этого приема, - пишет И.Д. Ладанов, - заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная.

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, - по мнению И.Д. Ладанова, - этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

"Свободный" комментарий был основан на теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является создание определенного контекста для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения.

Иллюстрирование факта, считается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами.

Ю.А.Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли:

"Приклеивание ярлыков" наименованию основной идеи или явления "приклеивается" эпитет или метафора, чаще всего оскорбительные, вызывающие негативное отношение. Таким образом, преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску.

"Сияющее обобщение" заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием "сияющего обобщения" скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: "демократические преобразования" (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические).

Прием "переноса" или "трансфера": его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия, с каким - либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, - отмечает Ю.А. Шерковин, - широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

"Свидетельство" состоит в приведении высказывания личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п.

"Игра в простонародность": при использовании этого приема сообщение преподносится преднамеренно упрощенно, с использованием обыденной лексики (иногда даже нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности их источника к "простым людям". При этом "простонародность" может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни. Прием "перетасовки" состоит в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности с целью внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения. "Фургон с оркестром": этот прием состоит в побуждении партнера к принятию преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко "всем", - отмечает Ю.А. Шерковин, - учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива. Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения.

Трюизм - это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них. Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю.

Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного.

На результаты убеждения оказывает влияние и апелляция к чувствам собеседника. Аргументы, содержащие такого рода апелляцию, предназначены для возбуждения в слушателях эмоций и воли. Такая аргументация в общении обостряет нравственные чувства долга, гордости, достоинства, т. е. чувства, которые благоприятствуют убеждению. Той же цели могут служить в аргументации ирония и сарказм, обращение к чувствам жалости и сострадания, к скромности, к желанию индивида быть с большинством. Убеждение в ходе общения оказывается эффективным лишь при должном учете реальных возможностей данного способа в конкретных условиях. Без этого убеждающее воздействие превращается в мало полезное морализирование, которое искомого результата не дает. С учетом реальных возможностей «путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание, изменить образ жизни...».В политической борьбе, затрагивающей коренные классовые интересы, нередко возникают ситуации, когда некоторые аудитории не проявляют готовности к логическому сопоставлению аргументов и выводов для выработки согласия с истинностью последних. В свое время по этому поводу В. И. Ленин, давая отпор мечтателям относительно их надежд на переубеждение свергнутых эксплуататорских классов, писал: «...они думали, может быть, думают, мечтают о том, что социализм удастся ввести путем убеждения... Нет, так счастливо земля не устроена; эксплуататоры, звери-помещики, капиталистический класс убеждению не поддаются».

Внушение - это способ коммуникационного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства. На современном уровне развития знаний об этом психологическом явлении обычно исходят из положения, что «внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логического доказательства, и переносится или, точнее сказать, автоматически распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот». Особую важность в ходе внушения имеет группа факторов, связанных с ориентацией собеседников на личность того, кто внушает. Степень готовности аудитории сосредоточить свое внимание на сообщениях определенного содержания, воспринимать их и усваивать в значительной мере зависит от ее представлений о человеке, выступающем в роли коммуникатора. Большое значение приобретает оценка его статуса и ролевого поведения, его престижа, искренности намерений и достоверности исходящей от него информации.

Процесс внушения в условиях, характеризующихся положительно по отмеченным показателям, бывает обычно весьма эффективным. И в случаях, когда необходимо использовать внушение в целях идеологического воздействия, следует заранее проявить заботу о том, чтобы перечисленные признаки ориентации на коммуникатора соответствовали бы задаче. Далеко идущее влияние на субъективную готовность участников общения принимать внушающее воздействие оказывают конкретные условия, в которых происходит восприятие сообщений. Напряженное внимание окружающих и аплодисменты, дефицит информации по важному политическому вопросу в условиях ожидания, например, серьезно влияют на готовность аудитории принимать предлагаемые суждения некритически.

Непосредственным результатом процессов убеждения и внушения является формирование в сознании аудитории установок относительно объектов, которые оказываются затронутыми или связанными с предметами сообщения, либо закрепление уже имеющихся установок, либо, наконец, изменение или подавление действия установок, которые противоречат целям осуществляемого воздействия.

Партийному работнику, особенно пропагандисту, приходится использовать в своей деятельности различные виды общения, различные способы психологического, прежде всего речевого, воздействия. И он должен постоянно заботиться о том, чтобы сделать свое общение, будь оно личностно или социально ориентированным, речью с трибуны или задушевным разговором, максимально эффективным. Многие недостатки в воспитательной работе о массами вызваны неумением донести до людей идеи, убеждения, факты.

Поэтому перед пропагандистами очень остро стоит задача - выработать у себя профессиональное умение общения. До сих пор эта задача ставилась преимущественно для ораторской речи - очевидно, что с трибуны необходимо уметь говорить. Но говорить, вообще общаться надо уметь и не только с массовой аудиторией. Это обязывает нас изучать общепсихологический и социально-психологический механизм эффективного общения и уделять ему то внимание, которого он заслуживает по своей социальной значимости. Внушение как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу людей. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Поэтому проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка. При внушении происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации базируется на механизмах заражения и подражания. На социально-психологическом уровне внушение имеет определенную специфику, что связанно с целым рядом факторов, от которых зависит эффективность внушения. Во-первых, огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение - его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики.

Во-вторых, немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно в частности, его способность включать механизмы психологической защиты.

В - третьих значимым фактором являются особенности отношений между внушающим и внушаемым человеком - доверие, авторитетность, зависимость. И, наконец, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения - уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями. Внушение достигается различного рода вербальными и невербальными средствами - словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями внушающего.

Механизм внушения сегодня широко используется во всем мире.

Внушение представляет собой оказание прямого влияния на личность, в результате чего человек совершает действия, ощущает чувства не относящиеся к его нормам и принципам. Какие виды внушения существуют? Внушение бывает вербальное и невербальное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение подразделяется на:

— косвенное;

— прямое;

— открытое.

Прямое внушение характеризуется ясностью действий психолога, когда четко известно, что будет и какая цель за всем этим стоит. Этот вид внушения пользуется популярностью в медицинской практике, когда надо отключить болевые ощущения.

Прямое внушение бывает закамуфлированным, когда психолог не сообщает что должно произойти, но дает намек что полученный эффект зависит и от пациента. Постгипнотическое внушение используется при самогипнозе и когда пациенту надо стереть память, что бы тот забыл о неприятных моментах в жизни. Происходит программирование сознания, при котором пациент выполняет определенные действия, после окончания сеанса.

Косвенное внушение подразумевает возможность выбора внушения, когда пациент сам выбирает, что ему следует внушить. Такой вид внушения используется при направлении пациента в то русло, которого он пока постоянно избегал.

Виды косвенного внушения:

— последовательное внушение. Происходит оглашение различных утверждений врачом, с которыми пациент соглашается. В конце звучит утверждение, которое пациент должен для себя принять и следовать ему;

— импликация. Врач оглашает результат исхода событий и пациент себя заранее настраивает на то, что эта ситуация произойдет;

— двойная связка. Пациенту предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов, которые абсолютно одинаковы. Например «Вы ощущаете тяжесть в левой или правой ноге?»;

— отсутствие упоминания. Описывается важная ситуация, в которой самый главный элемент убирается, это дает возможность пациенту лучше на нем в итоге сконцентрироваться.
Это одни из самых распространенных приемом косвенного внушения, но и далеко не все, есть еще много и интересных методов.

Открытое внушение так же имеет несколько разновидностей. Во всех этих видах есть кое-что общее, пациенту предоставляется выбор действия. Могут во время приема использоваться расплывчатые рамки, которые пациент заполняет как хочет, применение высказываний, метафор и иных методов.

Невербальное внушение

Невербальное внушение основано не на словах, а на жестах, интонации. Оно может быть применено даже на бессознательном уровне, просто в процессе общения.

Виды невербального общения:

— каталепсия. Пациент принимает то положение тела, которое ему говорят. Каталепсия может быть всего тела, либо какой-то части. Пользоваться постоянно таким методом не рекомендуется.

— паузы. Благодаря паузе меняется смысл высказываний и происходит открытое внушение. Пауза дает возможность выделить главную мысль в предложении;

— левитация. Здесь нет прямого воздействия гипнотизера на пациента, все происходит благодаря воображению. Время для левитации выбирает пациент. При помощи этого метода проще войти в транс. Пользуется популярностью при самогипнозе.

Какой бы метод внушения не был выбран, часто экспериментировать нельзя, так как идет прямое воздействие на нервную систему человека

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Александр Любимов


В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:

Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.

Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.

Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней.

Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.

Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели.

Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.

Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.

При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом.
Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» - и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение.
Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», - типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…
- Ты такая умная, добрая, красивая - что же у тебя так плохо с мужиками? - подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками».
Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения.

Виды внушений

Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.

Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения . При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:

Ты уверен в себе.

Ты легко добьёшься цели.

Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.

В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг - это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то.

Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.

Использование

Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.

Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» - создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» - в которой существует выбор, что человек этого не сделает.

Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:

    более успешен;

    быстрее запоминает иностранные слова;

    легко встаёт по утрам;

    уверен в себе;

  • сам справляется с проблемами;

    достигает поставленных целей;

    получает удовольствие от жизни.

Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:

    быстрее обучаются;

    им интересно;

    достигают успеха;

    легко запоминают материал.

Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:

    дисциплинированы;

    усидчивы;

    уверены в себе;

    контролируете свои эмоции;

    любите заниматься спортом;

    вовремя ложитесь спать;

    Косвенные внушения

    Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.

    Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями.

    В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.

    Пресуппозиции

    Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.

    Когда вы мне позвоните?

    В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.

    Какое упражнение ты будешь делать первым?

    Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.

    Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».

    Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.

    Отрицания в команде

    Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.

    Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию.

    Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».

    Трюизмы

    Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.

    Париж - столица Франции.

    Люди бывают успешны.

    Ты способен расслабиться.

    Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.

    Невербальные выделения

    - Вы можете войте в транс медленно , вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро .

    Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.

    Вложенные сообщения

    В Эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение».

    Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.

    Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание . Но легко отвлечься. Это нормально.

    Команда: «Удерживать внимание легко».

    Последовательность принятия

    Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.

    Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.

    Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.

    Условия внушения

    Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.

    Раппорт

    Внушения работают, только если есть раппорт.

    Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны.

    Транс

    Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.

    Намерение

    Внушения должны поддерживать намерения клиента.

    Хотя бы некоторые.

    Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.

    То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение - внушение может помочь ему сделать это быстрее.

    Конструирование команд

    Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

    Простая фраза

    Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

    Положительная формулировка

    Что человек стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.

    Действие или оценка

    Команды касаются либо конкретных действий:

      вынеси мусор;

      сделай уроки;

      почувствуй себя уверенно;

      расслабься;

      позвони завтра.

    Либо изменения оценки:

      ты успешный;

      тебе нравится заниматься;

      ты усидчивый;

      я люблю бегать по утрам (для самовнушения);

      это сделать легко.

    Однозначная трактовка

    Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

    Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.

    Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

    Примеры удачных команд:

      Я уверен в себе.

      Я легко запоминаю новые иностранные слова.

      Позвони мне завтра.

      Подпиши договор.

      Тебе нравится бегать по утрам.

      Ты расслабляешься.

      Тебе легко сосредотачиваться.

      Ты быстро выздоравливаешь.

      Боль уходит.

    Упражнение «Конструирование команд»

    Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

      Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.

      Подросток боится сдачи экзаменов.

      Муж забывает вынести мусор.

      Не могу заставить себя бегать по утрам.

      Трудно запоминать иностранные слова.

    Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

      Человеку не хватает мотивации их повторять.

      Он всё время откладывает занятия.

      Он плохо запоминает.

      Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.

      Ему не нравится учить этот язык.

    Соответственно, команды будут разные.

    Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

    Ты способен быстро выучить новые французские слова.

    Тебе нравится учить новые французские слова.

    Вперёд:
    Назад:
    Содержание:

    3.12. Транс терапевта

    Для того, чтобы сделать хорошую работу, терапевт сам должен войти в транс — транс терапевта. Транс терапевта существенно отличается от клиентского транса. Ранее транс определялся как внутренний фокус внимания, но у терапевта внимание сосредоточено на клиенте, он должен внимательно наблюдать за тем, что с ним происходит, отмечать и ратифицировать минимальные признаки транса, отмечать эмоциональные реакции.

    Терапевт не может позволить себе расслабиться и полностью «уплыть» в свой транс, для него это работа, и он должен выполнять свою работу хорошо, быть в этой работе активным,

    И, наконец, терапевт не может полностью «отключить» сознание, он должен думать, анализировать, контролировать то, что он говорит, и то, что он делает.

    Таким образом, транс терапевта — это
    — внешне ориентированный,
    — активный,
    — контролируемый транс.

    Этот вид транса желательно отрабатывать с помощью специальных упражнений.

    Глава 4. Внушения

    Андре Вайценхоффер определяет внушение следующим образом: «Внушение — это обращение, вызывающее непроизвольные и часто неосознаваемые реакции». Именно непроизвольность реакции отличает внушение от других обращений — приказа, требования, просьбы, инструкции, — выполнение которых предполагает сознательное сотрудничество. Непроизвольная реакция может осознаваться, но при этом оставаться непроизвольной. Так, рука может двигаться сама по себе (пальцевый идеомоторный сигналинг, левитация руки), и человек осознаёт это движение, не управляя им.

    Надо хорошо понимать, что любое внушение может быть принято или не принято. Когда внушение не принято — оно не срабатывает. Когда внушение принято — эффект такой же, как если бы человек делал его самому себе. Поэтому Даниэль Араос считает, что любое принятое внушение можно в итоге рассматривать как самовнушение.

    Человек склонен принимать осмысленные и приятные для себя внушения и отбрасывать бессмысленные и неприятные. Поэтому надо стараться так формулировать внушения, чтобы они были для клиента приятными и осмысленными.

    Все внушения делятся на три типа:
    — прямые,
    — косвенные и
    — открытые.

    Прямые внушения делятся на три подгруппы:
    — явные прямые,
    — прямые закамуфлированные и
    — постгипнотические.

    Явные прямые внушения обычно используются в традиционном гипнозе. В явном прямом внушении прямо говорится о том, что должно происходить. Например:

    «Я сосчитаю от одного до пяти, и вы войдёте в глубокий транс».

    «Начиная с этого момента вы спокойно будете входить в тесные закрытые помещения».

    «Вы забудете всё, о чём говорилось в гипнозе» и т. д.

    Так работали в начале прошлого столетия. Есть люди, которые и сейчас так работают. Но работа Эриксона оказала огромное влияние на современный гипноз. Даже не считающие себя эриксонианцами гипнотерапевты в большинстве своём практикуют так называемый полутрадиционный гипноз — достаточно мягкий, с большим количеством косвенных внушений.

    С явным прямым внушением связан целый ряд проблем.

    Во-первых, если явное прямое внушение не реализуется, у клиента остаётся чувство неуспеха и разочарования. К гипнозу часто прибегают как к последней надежде, и если внушение не реализуется, может возникнуть чувство: «Ну вот, и гипноз не помог».

    Во-вторых, явное прямое внушение может потребовать такого изменения, к которому человек ещё не готов. «Начиная с этой минуты вы больше не будете бояться публичных выступлений» — а он по-прежнему боится. Каждый изменяется тогда и настолько, когда и насколько он готов измениться.

    В-третьих, явное прямое внушение предполагает, что терапевт точно знает, что хорошо для другого человека («Я сосчитаю от одного до пяти, и будет вот так» ). Однако это довольно сомнительное утверждение.

    Это не в последнюю очередь связано с культурно-историческим контекстом. В авторитарном обществе авторитарный гипноз достаточно эффективен. Чем более демократично общество, чем больше в нём уважаются права человека, тем больше сопротивления вызывает авторитарный гипноз.

    Известный эриксоновский гипнотерапевт, ученик Милтона Эриксона Джеффри Зейг говорит: «Я начинаю работать прямо, и лишь когда это не срабатывает, перехожу к косвенным методам».

    С одной стороны, если терапевт начал работать прямо и это сработало, — действительно, необходимость в косвенных техниках отпадает.

    С другой стороны, если терапевт начал работать прямо и это не сработало, — он создал себе проблему; вызвал сопротивление, с которым теперь придётся что-то делать. Лучше начать работать косвенно, и лишь когда известен тип реакций человека на терапевта в целом и на его внушения в частности, иногда можно себе позволить использовать прямые методы.

    Милтон Эриксон говорил, что он использует прямые внушения, и даже в авторитарной манере, с неуверенными в себе пациентами, которые как бы запрашивают такое к себе отношение.

    Жан Годен определяет прямое закамуфлированное внушение следующим образом: «В той мере, в какой пациенту не говорят прямо, что он не будет больше страдать, можно говорить о прямом закамуфлированном внушении».

    Ж. Беккио и Ш. Жуслен определяют его так: «Нечто предлагается открыто, но вместе с тем это закамуфлировано, поскольку часть его исходит от самого пациента. Это прямое внушение, которое адресуется к тем ощущениям, которые испытывает пациент. Оно создаёт меньше сопротивления, облегчает обучение трансу и запуск бессознательных процессов».

    В этом виде внушения «прямота» закамуфлирована, то есть замаскирована. «Сейчас боль исчезнет» — это явное прямое внушение. В нём прямо говорится о том, что должно происходить. Если же сделать человеку сопровождение в приятном воспоминании, предложить обрести приятные ощущения и сказать: «Через некоторое время эти приятные ощущения заменят собой другие ощущения» — это прямое закамуфлированное внушение. Оно по-прежнему прямое — в нём прямо говорится о том, что должно происходить.

    Но если в случае явного прямого внушения боль должна исчезнуть именно в силу внушения терапевта, то есть для того, чтобы она исчезла, фактически нужно подчиниться внушению, то прямое закамуфлированное внушение адресуется к собственным ощущениям человека, которые он сам спродуцировал. В такой форме внушение легче принимается и вызывает меньше сопротивления.

    Постгипнотическое внушение — это такое внушение, которое даётся в гипнозе, а выполняется потом, после гипноза. Милтон Эриксон показал, что для того, чтобы выполнить постгипнотическое внушение, человек спонтанно входит в транс; таким образом, оно всё равно выполняется в трансе.

    В традиционном гипнозе использовались постгипнотические внушения примерно такого типа: «Когда вы проснетёсь после гипноза, вы будете делать то-то».

    В эриксоновском гипнозе обычно используются постгипнотические внушения следующего типа:

    «В ближайшее время ваше бессознательное найдет и активизирует ресурсы, необходимые вам для решения вашей проблемы».

    Инструкция на самогипноз представляет собой постгипнотическое внушение: «Вам будет легко самостоятельно войти в это приятное и комфортное состояние. Для этого будет достаточно сесть, закрыть глаза, вспомнить, как вы сидели рядом со мной, вспомнить те слова, с которыми я к вам обращался, вспомнить те образы и ощущения, которые приходили, и вы легко и быстро войдёте в это приятное состояние». Эта инструкция даётся в гипнозе, а выполняется после гипноза.

    Внушение, которым мы обычно завершаем свои сеансы, — это типичное постгипнотическое внушение:

    «Эта работа может продолжаться за пределами этого сеанса... ночью, когда вы спите... днем, когда вы заняты своими повседневными делами... часы, дни, возможно, дольше... столько, сколько необходимо...»

    Предписания, которые Милтон Эриксон давал своим пациентам, иногда бывали не совсем обычными. Достаточно вспомнить, что книга, после которой Эриксон «проснулся знаменитым», называлась «Необычайная психотерапия». Когда дети Эриксона спрашивали его: «Папа, почему твои пациенты выполняют твои дурацкие предписания? Мы бы ни за что не стали», Эриксон отвечал: «Потому что я говорю уверенно, выгляжу уверенно, действую уверенно, и им в голову не приходит, что их можно не выполнить». К этому ещё стоило бы добавить, что он давал их как постгипнотические внушения.

    Можно давать так называемое постгипнотическое внушение на реиндукцию. После того, как терапевт один раз сделал клиенту каталепсию руки (см. «Каталепсия руки»), её можно использовать для реиндукции, то есть повторного наведения транса. Это сработает ещё лучше, если, делая каталепсию, одновременно дать постгипнотическое внушение: «Каждый раз, когда я вот так подниму вашу руку, вы легко и быстро войдёте в транс».

    Однако тут есть нюансы. Занятие эриксоновским гипнозом приучает тщательнейшим образом контролировать свою речь, отслеживать те смыслы, которые транслируются на разных уровнях. Выше говорилось о том, что человек склонен принимать осмысленные и приятные для себя внушения. Добавим также: и безопасные. В такой формулировке внушение может быть не принято, потому что оно может быть воспринято как потенциально опасное. Если терапевт поднимет руку где-нибудь в неподходящей ситуации — например, в гостях, в театре, на улице, — надо будет входить в транс? Для того, чтобы внушение наверняка было принято, лучше определить контекст, в котором оно будет действовать, например:

    «Каждый раз, когда я вот так подниму вашу руку, вы легко и быстро войдёте в транс, и это будет действовать только тогда, когда это необходимо для вас».

    Или: «Каждый раз, когда я вот так подниму вашу руку, вы легко и быстро войдёте в транс, и это будет действовать только во время наших сеансов».

    Или: «Каждый раз, когда я вот так подниму вашу руку, вы легко и быстро войдёте в транс, и это будет действовать только в этом кабинете».

    Но при такой формулировке, если сеанс будет проходить в другом месте, это не сработает.

    Для постгипнотического внушения на реиндукцию годится любой удобный в использовании сигнал, например: «Каждый раз, когда я вот так буду прикасаться к вашему запястью, вы будете входить в транс».

    Для того, чтобы постгипнотическое внушение было наверняка принято и сработало, можно заручиться согласием клиента, например:

    «Каждый раз, когда я вот так подниму вашу руку, вы легко и быстро войдёте в транс, и это будет действовать только тогда, когда это необходимо для вас. Вам это подходит?»

    «Вы это сделаете?»

    Утвердительный кивок головой или движение пальца — «да».

    Внушение принято клиентом и будет выполнено.

    Практикующие эриксоновский гипноз часто пренебрегают постгипнотическим внушением, поскольку оно по определению относится к прямым. При адекватном использовании постгипнотическое внушение — весьма эффективный инструмент.

    Косвенные внушения как таковые придумал не Эриксон. Ещё классик гипноза Бернгенм писал о косвенных внушениях. Однако Эриксон разработал и отточил до совершенства многие виды косвенных внушений.

    В силу ограничений, накладываемых сознанием («Этого я не могу», «Это у меня не получается»), человек иногда не принимает те идеи, которые могут помочь ему разрешить его проблему. Косвенное внушение позволяет предложить человеку определённую идею в обход сознательного контроля, увлечь его в том направлении, которого он обычно избегает. В результате запускаются идеодинамические механизмы, и когда человек спохватывается, — что-то уже произошло «само по себе», он уже сделал шаг или два в том направлении, которое считал для себя невозможным. Ну, а дальше, как говорил Эриксон, изменение работает по механизму снежного кома.

    Надо помнить, что ни одно внушение не даёт стопроцентной гарантии того, что оно будет принято. Любое внушение может быть отвергнуто. Прямое внушение легко отвергнуть на сознательном уровне, потому что оно очевидно. Косвенное внушение осуществляется в обход сознательного контроля, но и оно может быть отвергнуто на бессознательном уровне.

    Рассмотрим виды косвенных внушений.

    Этот вид косвенного внушения заключается в том, что человеку сообщается несколько истинных высказываний, которые невозможно отвергнуть, связанных между собой союзами, а затем сообщается то, что хотят внушить.

    По-английски этот вид внушения называется «yes set», что можно перевести как «совокупность "да"», а можно перевести и как «установка на "да"». Второй вариант указывает на психологический механизм, по которому срабатывает это внушение. Когда человеку предлагают несколько высказываний, на которые он неминуемо ответит «да», у него формируется внутренняя установка на согласие. Установка обладает определённой инертностью, её невозможно изменить мгновенно. Поэтому велики шансы на то, что внушение будет принято, что человек также внутренне ответит на него «да».

    Рассмотрим пример наведения транса:

    «Вы можете слышать звуки, которые нас окружают... и вы можете ощущать контакт вашего тела со стулом... сиденьем, которое вас поддерживает... со спинкой... и вы можете чувствовать, как одежда прилегает к телу... и вы можете ощутить своё дыхание... И через несколько мгновений я попрошу вас отправиться на поиски приятного воспоминания...»

    В этом наведении использована последовательность принятия. Клиент внутренне отслеживает слова терапевта и не может не согласиться с ними:

    «Вы можете слышать звуки, которые нас окружают...»

    «Да, могу».

    «Вы можете ощущать контакт вашего тела со стулом..»

    «Да, могу».

    «Вы можете чувствовать, как одежда прилегает к телу...»

    «Да, могу».

    «И вы можете ощутить своё дыхание...»

    «Да, могу».

    «И через несколько мгновений я попрошу вас отправиться на поиски приятного воспоминания...»

    Следующий вид косвенного внушения — импликация. В переводе на русский язык — «подразумевание».

    Суть импликации заключается в том, что то, что хотят внушить, упоминается как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее ни сомнению, ни обсуждению.

    «Когда вы поймёте, как действует импликация, вам будет намного легче работать».

    В этой фразе содержится импликация — косвенное внушение. Внимание смещается на вторую часть — «будет легче работать», и легче проходит послание: «Вы поймёте, как действует импликация». Обратите внимание, что сказано не «если вы поймёте...», а «когда вы поймёте», то есть то, что вы поймёте, не подлежит никакому сомнению.

    «Во время нашей встречи на следующей неделе вы увидите...» — состоится встреча на следующей неделе.

    «Не стремитесь расслабиться... сейчас» (то есть расслабляйтесь тогда, когда «сейчас» пройдёт).

    «Насколько глубоко вы бы хотели погрузиться в транс?». Совершенно неважно, что человек ответит. Что бы он ни ответил, он принимает тот факт, что он погрузится в транс. (Ответ «Да я вообще ни в какой транс не хочу погружаться!» означает, что внушение не принято. Любое внушение — как прямое, так и косвенное, может быть принято или не принято).

    Самая знаменитая импликация принадлежит Карлсону, который живёт на крыше. Он спрашивает у домоправительницы фру Фрекенбок: «Отвечай честно, быстро, не задумываясь. Ты уже перестала пить коньяк по утрам, да или нет?». Как бы она ни ответила, тот факт, что она пила коньяк по утрам, сомнению не подлежит.

    Отрывок из наведения Эриксона:

    Эриксон: Как вы думаете, когда ваши глаза закроются?
    Клиент: Не знаю.
    Эриксон: До или после того как ваша рука притронется к лицу?

    Здесь целых две импликации: глаза закроются, рука притронется к лицу.

    Когда дочка Эриксона побывала у ортодонта, Эриксон воскликнул: «Это ужасно, какая кошмарная штука у тебя во рту, тебе даже понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к этому».

    В техническом плане Эриксон сделал две вещи. Во-первых, присоединился, подстроился. Когда Эриксон говорит: «Какая кошмарная штука у тебя во рту», он показывает ребёнку, что он понимает, что она чувствует, разделяет её чувства.

    Во-вторых, импликация. «Тебе даже понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к этому» означает: «Ты к этому привыкнешь».

    Эриксону принадлежит рекорд — самый короткий сеанс психотерапии в мире. К нему привели подростка с отклоняющимся поведением, он посмотрел на него и сказал: «Я не знаю, как изменится твоё поведение». Это импликация — поведение изменится. И оно изменилось.

    Импликации могут быть использованы для вызывания гипнотических реакций. Например:

    «Я не знаю, в какой руке может начать возникать ощущение лёгкости — в левой или в правой...» (Подразумевается — в руке возникнет ощущение лёгкости; вызывается гипнотический феномен — левитация руки).

    М. Эриксон и Э. Росси в качестве разновидности импликации выделяют так называемое подразумеваемое указание .

    Подразумеваемое указание состоит из трёх стандартных частей:

    1) введение, связанное со временем;
    2) подразумеваемое указание на нечто, что происходит внутри клиента;
    3) поведенческая реакция, сигнализирующая о том, что подразумеваемое указание выполнено.

    Общая форма подразумеваемого указания:

    «Когда осуществится то-то, произойдёт то-то и то-то».

    «Когда ваше бессознательное найдёт и активизирует ресурсы, необходимые для решения проблемы, указательный палец правой руки даст об этом знать» , где первая часть — введение, связанное со временем — «Когда».

    Вторая часть, подразумеваемое указание на нечто, что происходит внутри клиента, — «ваше бессознательное найдёт и активизирует ресурсы, необходимые для решения проблемы».

    Третья часть, поведенческая реакция, сигнализирующая о том, что подразумеваемое указание выполнено, — «указательный палец правой руки даст об этом знать».

    Поведенческая реакция нужна, потому что терапевт не может знать, произошло ли в действительности то, что он внушает. Это — внешне наблюдаемый сигнал, который говорит ему о том, что это действительно произошло. В качестве поведенческой реакции может использоваться что угодно: движение пальца, поднятие руки, опускание руки, закрывание глаз, открывание глаз и т. д.

    В приведённом выше завершении сеанса (см. «Выведение из транса») было использовано подразумеваемое указание; здесь есть все три части:

    «Я есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас... и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться и открыть глаза, и вернуться в обычное состояние...»

    Вопрос редко распознаётся как внушение — люди привыкли задавать друг другу огромное количество вопросов. Э. Росси считает вопрос формой внушения, «гарантированной от неудачи». Действительно, если терапевт предлагает какой-то феномен («Сейчас в одной из ваших рук начнёт возникать ощущение лёгкости...» ) и феномен не наступает, терапевт ставит себя в трудное положение, из которого надо выпутываться. Если же это внушение делается в форме вопроса («Не начнёт ли в одной из ваших рук возникать ощущение лёгкости?» ), то если феномен наступил — хорошо, терапевт об этом сказал. Если же он не наступил — ничего страшного, терапевт просто поинтересовался...

    Стивен Гиллиген предлагает следующую классификацию вопросов (в основном сохранены примеры С. Гиллигена).

    Сосредотачивающие вопросы

    Используются для фиксации внимания при натуралистическом (разговорном) наведении. С. Гиллиген рекомендует начать с общепринятых социальных вопросов:

    Как погода?
    Легко сюда добрались?
    Вам удобно?

    и затем перейти к вопросам относительно нейтральных внешних стимулов (собственно фиксация внимания):

    Как вам нравятся эти часы?
    Что вы думаете о моём книжном шкафе?
    Где вы купили этот прекрасный костюм?

    Вопросы, открывающие доступ к памяти

    «Вопросы, открывающие доступ к памяти» в классификации С. Гиллигена — это фактически вопросы, запускающие внутренний поиск.

    Эта группа вопросов подразделяется на подгруппы:

    А. Вопросы, касающиеся связанных с трансом переживаний

    Как вы себя чувствуете, когда действительно расслабляетесь? Вы можете припомнить такой момент?
    Можете ли вы припомнишь такой момент, когда чувствовали себя в полной безопасности?
    Можете ли вы припомнить, что чувствуете, когда принимаете тёплый душ или ванну после утомительного дня?

    Б. Вопросы, относящиеся к повседневным проявлениям трансовых феноменов

    Например, когда терапевт собирается вызывать возрастную регрессию, он может задавать следующие вопросы:

    У вас в детстве было какое-нибудь прозвище?
    Где вы росли?
    Сколько комнат было в вашей квартире?
    Вы можете припомнить, как звучал голос вашей матери, когда она вас хвалила?

    В. Вопросы, относящиеся к предшествующему опыту транса

    Когда вы испытывали самый глубокий в своей жизни транс?
    Как вы узнаёте, когда начинаете погружаться в транс?
    Можете ли вы припомнить последний раз, когда погружались в транс?

    Г. Вопросы, относящиеся к предполагаемому опыту транса (если такого опыта не было):

    Как вы полагаете, на что это было бы похоже, если бы вы погрузились в лёгкий транс?
    Можете ли вы описать какие-нибудь изменения, которые вы могли бы испытать, погрузившись в лёгкий транс?

    Риторические вопросы

    Эти вопросы используются для углубления транса; они задаются, когда глаза у клиента уже закрыты и он больше не разговаривает.

    Интересно, насколько глубоко вы погрузитесь в транс?
    Интересно, насколько вы позволите себе расслабиться?
    Интересно, как будет проявлять себя ваше бессознательное?
    Ведь правда, вы погрузитесь, можете погрузиться, хотите погрузиться, уже погружаетесь ещё глубже?
    Произойдёт ли это, а почему бы и нет, почему бы этому не произойти прямо сейчас?
    А какая естественная пара есть у бодрствования? Говорят, что сон...
    А какая естественная пара есть у жёсткого рационального состояния?
    Говорят, что транс...

    Двойственные вопросы

    Эти вопросы позволяют подстроиться к обеим сторонам личности — и к той, которая хочет погрузиться в транс («сотрудничество»), и к той, которая этого не хочет («сопротивление»). Эти вопросы строятся при помощи выражений «не так ли?», «правда?», «верно?», «разве нет?».

    И вы действительно хотели бы погрузиться в транс, разве нет?
    И вы, наверное, не можете чувствовать себя достаточно комфортно, или можете?
    И действительно, очень приятно расслабиться, разве нет?

    Скрытые вопросы

    Это высказывания, неявно содержащие в себе вопрос. Вопросительного знака на конце нет, но человек воспринимает их как вопрос.

    И мне интересно знать, насколько легко вы начнёте погружаться в транс.
    И мне любопытно знать, что бы вам хотелось сделать сейчас.

    Побуждающие вопросы

    Эти вопросы на самом деле являются указаниями. Но благодаря тому, что они даются в форме вопроса, они принимаются намного легче и не вызывают сопротивления.

    Можете ли вы положить руки на колени и поставить ноги всей ступнёй на пол?
    Не сядете ли вы поудобнее?
    Вы можете сесть вот так? (показать как).

    С помощью вопросов можно делать практически всё, например, можно навести транс исключительно вопросами. В качестве примера рассмотрим наведение, которое приводят М. Эриксон и Э. Росси.

    Наведение фиксацией взгляда с помощью вопросов (М. Эриксон, Э. Росси)

    1. Вы можете найти точку, на которую удобно смотреть?
    2. Когда вы продолжаете смотреть на эту точку, хотят ли ваши веки моргнуть?
    3. Будут ли глаза моргать вместе или раздельно?
    4. Медленно или быстро?
    5. Они закроются сразу или немного погодя?
    6. Будут ли глаза закрываться всё больше и больше по мере того, как вам становится всё удобнее?
    7. Теперь могут ли глаза оставаться закрытыми по мере того, как ваш комфорт нарастает, так, словно вы засыпаете?
    8. Может ли этот комфорт нарастать всё больше и больше, так, чтобы вам не хотелось даже пытаться открыть глаза?
    9. Или вы попытаетесь и обнаружите, что не можете?
    10. И как скоро вы забудете о них, потому что ваше бессознательное хочет грезить?

    В этом наведении используется тот же принцип, что и при постановке пальцевого идеомоторного сигналинга.

    При постановке сигналинга сначала запрашивается произвольная реакция. Затем терапевт постепенно «соскальзывает» к запросу непроизвольной реакции, вводя и увеличивая момент непроизвольности и диссоциации (диссоциируется палец) и завершает запросом непроизвольной реакции («палец даст об этом знать»). Здесь делается то же самое.

    «Вы можете найти точку, на которую вам удобно смотреть?» Запрашивается произвольная реакция от активного бодрствующего субъекта.

    «Когда вы продолжаете смотреть на эту точку, хотят ли ваши веки моргнуть?» Вводится момент непроизвольности — «веки хотят моргнуть».

    «Будут ли глаза моргать вместе или раздельно?» Момент непроизвольности усиливается, кроме того, добавляется замешательство (см. «Замешательство»),

    Человеку что-то внушают, прося его не делать этого.

    «Прямо сейчас не думайте о белой обезьяне».
    «Вам нет необходимости расслабляться».

    Чтобы сделать внушение ещё более сильным — можно добавить импликацию:
    «Вам нет необходимости расслабляться... сейчас».

    Этот вид внушения всё чаще используется в рекламе: «Вам не хочется попробовать этот кусочек сельди... У вас нет ни малейшего желания положить его в рот и насладиться его вкусом...»

    Следует различать просто «связку» и «двойную связку».

    «Связка» — это предложение иллюзорного выбора; это выбор без выбора, обе части которого адресованы сознательному поведению.

    «Ты розетку сейчас починишь или после того, как ковер почистишь»? Это — связка, обе её части адресованы сознательному поведению.

    «Двойная связка» (полное название «двойная связка "сознание — бессознательное"») — это такое послание, которое клиент получает сознательно, но которое инициирует бессознательные процессы. «Двойная связка» — это выбор без выбора, адресованный бессознательному поведению.

    «Я не знаю, в правой или в левой руке появится ощущение лёгкости». Возникновение лёгкости — это трансовый феномен, непроизвольное поведение.

    Часто приходится слышать, что двойная связка не работает. Дело в том, что этот вид косвенного внушения легко «прочитывается» на уровне сознания. Эриксон говорит о том, что в данном случае выручает терапевтическая метарамка, общетерапевтический контекст. Терапевтическая ситуация — это такая ситуация, в которой один обращается за помощью, а другой эту помощь оказывает — и оба это знают. В этой ситуации внушение принимается, так как человек знает, что то, что происходит, делается для его пользы.

    Французы называют этот вид внушения «межконтекстуальным» (Intercontextuel). По-английски оно называется «встроенное внушение» (Embedded suggestion). Чтобы избежать путаницы со «встроенной метафорой» (см. «Амнезия»), мы предпочли в русском варианте использовать термин «контекстуальное внушение», который адекватно отражает используемый в этом виде внушения психологический механизм. В переводах с английского может также встретиться выражение «техника рассеивания», или «техника припудривания».

    Приём заключается в том, чтобы превратить слово во внушение, выделив его из контекста, слегка изменяя тон голоса или направление голоса. Выделить нужно,
    не привлекая внимания, выделить так, чтобы сознание этого не заметило. В письменных текстах контекстуальное внушение обычно выделяется жирным шрифтом.

    Например: «И через несколько мгновений я попрошу вас отправиться на поиски приятного воспоминания... То есть такого момента вашей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо... спокойно... комфортно... И когда это приятное воспоминание придёт... вы кивнёте головой, чтобы дать мне об этом знать...»

    Это типичный пример так называемого двухуровневого языка. На одном уровне идёт сопровождение в приятном воспоминании, а на другом уровне бессознательное систематически получает послания: «хорошо», «спокойно», «приятно», «комфортно»... срабатывают идеодинамические механизмы, и внутреннее состояние начинает постепенно меняться.

    Приведем ещё несколько примеров.

    «Многие животные замечательно умеют расслабляться ».
    «Человек часто не замечает, что он погружается в транс ».
    «Приятно знать, что есть часть тебя самого, которая может работать самостоятельно, и дать ей поработать за тебя ».
    «Есть такие места, в которых сами собой приходят ощущения расслабления и комфорта ».

    Замечательный пример использования М. Эриксоном этой техники — история про помидор, которая давно уже стала классической и кочует из книги в книгу и из статьи в статью. Тем не менее, приведём её для полноты картины.

    В городе, в котором жил Милтон Эриксон, был человек по имени Джо. Он был цветоводом, выращивал цветы на продажу и был известным в городе человеком. И вот он заболел раком. Заболевание было смертельным, он лежал в больнице и получал большие дозы морфия — чтобы снять боль. Поэтому он находился в полуобморочном наркотическом состоянии. А поскольку это был город, в котором жил Эриксон, в больнице не осталось ни одного врача и ни одного практиканта, который бы не попробовал на бедном Джо гипноз — и всё без толку. Джо уже не мог без содрогания слышать слово «гипноз». И вот его выписали из больницы и отправили домой — умирать. Его жена решила вызвать доктора Эриксона. Эриксон приехал, сел рядом с Джо и начал говорить. Вот что он ему говорил:

    «Джо, я хотел бы с вами поговорить. Я знаю, что вы цветовод, вы выращиваете цветы, а я сам вырос на ферме в Висконсине и всегда любил выращивать цветы. Я и до сих пор это люблю. Поэтому я бы хотел, чтобы вы сели вот в это уютное кресло, и давайте поговорим. Я хочу много чего вам сказать, только это будет не про цветы, потому что про цветы вы знаете больше, чем я. Это не то, что вам нужно. Теперь я буду говорить, говорить спокойно , и я хочу, чтобы вы тоже спокойно слушали меня. Я буду говорить о растении — о помидоре. Довольно странная тема для разговора. Вам стало любопытно . Почему о помидоре? Вот почему. Вы сажаете помидорное семечко в землю. Вы с надеждой ожидаете , что оно вырастет в целое растение, плоды которого доставят вам удовольствие . Семечко всасывает в себя воду, это ему легко , потому что идут дожди, которые несут мир и покой и помогают расти цветам и помидорам. Это крохотное семечко, Джо, понемногу набухает, потом выдвигает маленький корешок, покрытый корневыми волосками. Вы, может быть, не знаете, что такое корневые волоски, а это такая вещь, которая помогает семечку помидора расти, пробиться из под земли и превратиться в росток, а вы можете просто слушать меня, Джо, я буду говорить дальше, а вы можете просто слушать дальше, и вам будет интересно, просто интересно, что вы можете на самом деле узнать... »

    В этот момент жена Джо подошла с запиской: «Доктор Эриксон, когда же наконец вы начнёте гипнотизировать моего мужа»? и увидела, что её муж сидит неподвижно, что он её не видит, глаза у него расфокусированы и он смотрит вдаль, то есть находится в глубоком трансе.

    Если прочитать отдельно те слова, которые выделены контекстуально, то есть то послание, которое получает бессознательное, то получается следующее: «Это не то, что вам нужно, спокойно, спокойно, любопытно, с надеждой ожидаете, доставят вам удовольствие, мир и покой, такая вещь, которая помогает, а вы можете просто слушать меня, Джо, а вы можете просто слушать дальше, и вам будет интересно, просто интересно, что вы можете на самом деле узнать...»

    В результате удалось существенно снизить дозу морфия, которую получал Джо, и последние два месяца своей жизни он провел в ясном сознании в кругу семьи, а потом, естественно, умер. То, что человек смог достойно провести свои последние дни, считается терапевтическим успехом, и это тоже важно — знать, что успехи бывают разные.

    Два предложения (или больше) связываются союзами и взаимно усиливают друг друга; при этом логическая связь между ними может отсутствовать.

    «Вы сидите рядом со мной, и вы слышите мой голос, и могут приходить различные мысли и образы, в то время как вы входите в транс всё глубже и глубже...».

    Эриксон и Росси дают следующую классификацию составных внушений:
    а) последовательность принятия и подкрепление;
    б) контингентные (непрерывные);
    в) наложение противоположностей;
    г) отрицание;
    д) шок, удивление, творческие моменты.

    А. Последовательность принятия и подкрепление

    Последовательность принятия представляет собой отдельный вид косвенного внушения, вместе с тем она является разновидностью составного внушения.

    Последовательность принятия и подкрепление, по М. Эриксону и Э. Росси, — это «бытовые формы» составного внушения.

    Последовательность принятия — это констатация чего-то хорошего и очевидного, за которой следует предложение возможности:

    «Сегодня такой хороший день, пойдём искупаемся».
    «Сегодня выходной, почему бы мне не делать то, что мне хочется».
    «Вы хорошо поработали и можете продолжать».

    Подкрепление — это наоборот: сначала идёт предложение, а затем констатация чего-то хорошего и очевидного:

    «Пойдём искупаемся, сегодня такой хороший день».
    «Почему бы мне не делать то, что мне хочется, ведь сегодня выходной».
    «Можете продолжать, вы хорошо поработали».

    Б. Контингентные (непрерывные) внушения

    Контингентное внушение заключается в том, что терапевт берет что-то, что уже происходит или обязательно будет происходить, и добавляет к этому внушение. Например:

    Человек сидит рядом с терапевтом — и некоторое время будет продолжать сидеть. Составное контингентное внушение: «Продолжая сидеть здесь, вы обнаружите, что чувствуете всё большее расслабление и комфорт». Внушение можно усилить контекстуально: «Продолжая сидеть здесь, вы обнаружите, что чувствуете всё большее расслабление и комфорт ».

    Человек дышит и, естественно, будет продолжать дышать. Составное контингентное внушение: «С каждым вдохом, который вы делаете, вы входите в транс всё глубже и глубже».

    Исключительно удобно присоединять внушения к движению руки из каталепсии (см. «Каталепсия руки») и в левитации (см. «Левитация руки»). Рука из каталепсии начинает опускаться — и к этому движению можно присоединить практически любое внушение:

    «В то время как рука опускается, транс углубляется».
    «В то время как рука опускается, вы выходите из транса».
    «В то время как рука опускается, вы спокойно отправляетесь во времени назад к истоку этой проблемы».
    «В то время как рука опускается, бессознательное ищет и находит все ресурсы, необходимые вам для решения этой проблемы».

    То же самое с левитацией. Разница заключается в том, что при каталепсии в распоряжении терапевта одно движение руки — вниз, при левитации можно использовать два движения — вверх и вниз.

    Вперёд:
    Назад: