Трудновоспитуемые и одаренные дети. Трудновоспитуемые дети и особенности работы с ними

Понятие «трудновоспитуемые дети»

Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем строится индивидуальный подход к его воспитанию и обучению. По ряду различных причин одни дети бывают сложнее, чем другие. Как правило, таких детей называют «трудными», вкладывая в это понятие социальную и педагогическую запущенность. В современной педагогической науке принято использовать термин «трудновоспитуемость», который подразумевает сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами. Это могут быть педагогические ошибки учителя или воспитателя, родителей и родственников ребенка, дефекты психического или социального развития, индивидуальные особенности характера и многие другие факторы, затрудняющие социальную адаптацию и усвоение учебных дисциплин.

Педагоги связывают трудновоспитуемость непосредственно со сложностями в ходе учебно-воспитательного процесса, возникающими по причине сопротивления ребенка этому процессу. В зависимости от количества затрачиваемых сил и времени на коррекцию и устранение возникающих проблем трудновоспитуемых детей можно условно разделить на следующие категории: дети с начальной степенью школьной дезадаптации, дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем, дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, неуспевающие с глубокой степенью запущенности.

В качестве причин, приводящих к проблеме трудновоспитуемости, исследователи называют как биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери, инвалидность и т.д.), так и социальные (семья, школа, окружающая среда). В общем смысле это обусловлено неблагоприятными условиями для полноценного развития личности ребенка.

Специфика работы с трудновоспитуемыми детьми

Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с его всестороннего изучения: семьи и условий его жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведения. Для того используется в первую очередь метод наблюдения , а также различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.

Учебно-воспитательный процесс таких детей должен опираться прежде всего на принцип гуманно-личностного подход к ребенку. Он разработан и представлен в трудах таких известных педагогов, как Амонашвили Ш. А., Сухомлинский В. А., Штейнер Р. и других. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий для развития личности ребенка: помощь в учебе, укрепление положения в классном коллективе, создание обстановки успеха и одобрения, поощрение положительных изменений.

Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.

Отдельным аспектом работы считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезной деятельности, умений и навыков самоорганизации, а также формирования интересов. Для этого дети приглашаются во всевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря. Немаловажно, чтобы ребенок принимал участие в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело.

Понятие «одаренные дети»

Сам термин «одаренность» является производным от понятия «способности».

Определение

Под способностями психологи понимают такие индивидуальные особенности человека, которые проявляются и формируются в процессе деятельности, а также являются условием ее успешного протекания.

Способности могут быть как общие, обеспечивающие продуктивность в осуществлении различных видов деятельности, так и специальные, помогающие достигнуть высоких результатов в конкретной сфере. Дети с общими способностями хорошо учатся по разным предметам, а дети со специальными способностями могут проявлять себя в каком-либо отдельном направлении – музыке, литературе, истории, математике и других.

По поводу наличия способностей и их проявления в психолого-педагогической науке до сих пор ведутся многочисленные дискуссии. Некоторые ученые считают, что человек рождается с индивидуальными задатками – предпосылками развития способностей. Другие утверждают, что способности можно и нужно развивать. Безусловно, врожденные задатки представляют собой мощный фундамент для будущих способностей, однако при определенных условиях можно развить у ребенка какие-либо способности. Наиболее благоприятным периодом для этого единогласно признают дошкольный и младший школьный возраст.

Одаренные дети обладают высоким уровнем развития и наиболее ярко проявляют свои способности. В целом одаренность – это сложное психологическое явление, которое охватывает личность во всех аспектах. Но одаренность по своей структуре неоднородна: она может быть художественной, интеллектуальной, творческой или социальной (организаторской). Зачастую одаренность в специальной области называют также талантом, а если общество всецело признает достижения личности, то говорят о ее гениальности.

Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Это связано с особенностями его психосоциального развития: склонность к лидерству, самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение, творческий подход к делу. Организация работы с такими детьми требует от педагога особых знаний, умений и навыков.

Особенности воспитания и обучения одаренных детей

Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.

Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.

Одаренные дети – это будущее государства, и они нуждаются в особом внимании взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания для реализации своих способностей.

Для работы с ними разрабатываются специальные образовательные программы и учебные пособия. На практике существуют отдельные классы для обучения детей с более высоким уровнем развития или конкретными способностями. За рубежом уже действуют автономные экспериментальные школы, поддерживающие детскую одаренность. Кроме того, важное место занимает и подготовка специалистов – будущих педагогов, которые будут работать с одаренными детьми. Такие учителя должны обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора и эмоциональную стабильность.

Родителям и педагогам следует помогать одаренному ребенку в преодолении возможных препятствий, поддерживать его уверенность в своих силах.

- 173.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ БОГДА ХМЕЛЬНИЦКОГО

Учебно-научный институт педагогического образования,

Социальной работы и искусства

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

МАЛОВИЧКО Татьяна Ивановна

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

6.010100 – Социальная педагогика

КУРСОВАЯ РАБОТА

            Научный руководитель -

            Тютюнник О. В.

            кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Севастополь-2010

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

РАЗДЕЛ 1.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»

    1. Историческое развитие понятия трудновоспитуемый ……………….6
    2. Сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике..7
    3. Причины возникновения трудновоспитуемости ……………………...11

    Выводы к 1 разделу..………………………………………………………… .14

РАЗДЕЛ 2.

    ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ

    1. Типизация «трудных» детей и подростков ……………………………16
    2. Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками ……………………... 24
    3. Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками………………………………………………… …………. 26
    4. Арсенал форми, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками……………………………………..28

    Выводы ко 2 разделу ………………………………………………………… .. 29

    ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодежи увеличило число безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодежной среды снизили возрастной порог преступности среди детей и подростков. Все это заставляет образовательные учреждения, родительскую и педагогическую общественность усилить внимание к детям и подросткам, нарушающим нормы и правила поведения в школе и общественных местах и создающим трудности в организации проведения педагогического процесса. Трудновоспитуемость детей и педагогическая запущенность подростков остаются сложной проблемой в профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы и питательной средой для безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому организация работы с трудными детьми и подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей и подростков возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни собственных детей. Просчеты семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность учащегося. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в конкретном классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом. Объектом исследования - являются трудновоспитуемые дети и подростки современного общества. Предметом рассмотрения являются специфика социально-воспитательной работы с «трудновоспитуемыми» детьми и подростками. Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудновоспитуемых» детей, выяснение причин их появления, а также поиск подходов и путей социально-воспитательной работы с ними. Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи: 1. Определить возникновение и сущность понятия «трудновоспитуемый». 2. Изучить основные причины и обстоятельства, влияющие на появление, развитие и проявление различных форм отклоняющегося поведения. 3. Рассмотреть типичные группы трудновоспитуемых.

4. Выявить особенности социально-воспитательной работы с ними. При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально-педагогической, социально психологической литературы по данной теме, а также изучение и обобщение опыта социального педагога по проблемам социально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Теоретическая значимость этой работы заключается в обосновании взаимосвязи психологических механизмов рассогласованности личностных отношений и поведения трудновоспитуемых подростков и возможности коррекции их поведения через воздействие на эти механизмы с помощью специальных социально-педагогических воздействий в условиях общеобразовательной школы. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования имеют прямой выход в практику социально-воспитательного процесса в школе. Они обогащают и вооружают школьных психологов, социальных педагогов и педагогов знанием особенностей психологических механизмов рассогласованности личностных отношений трудновоспитуемых и программируют коррекцию их поведения, помогают совершенствовать методы и приемы индивидуального подхода к учащимся в процессе их социального воспитания. Структура и объем работы. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов к разделам, выводов, списка использованных источников и приложений.

РАЗДЕЛ 1

«ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЙ»: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ

1.1. Историческое развитие понятия «трудновоспитуемый»

Изучение любого психолого-педагогического явления предполагает рассмотрение его методологических основ, наиболее существенных признаков, характерных проявлений, причинно-следственных связей с другими педагогическими явлениями, а также наиболее рациональных путей и средств его позитивного использования в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо хорошо разобраться в сущности употребляемых педагогических категорий «трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность». Понятия «трудный школьник», «трудновоспитуемость» родились не в науке, а в обыденной жизни, в практике обучения и воспитания детей . Одними из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых детей были врачи. Практически именно к ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать. Они писали статьи в журналы, брошюры по проблемам трудновоспитуемости (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев). Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемости, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания – Д. А. Дриль, М. Ф. Кащенко, В. М. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко и другие. Понятие «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-х - 60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии, употребляется довольно широко и в школьной практике, и в периодической печати, и научно-педагогической литературе. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли термин «трудные» дети? Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка . Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

1.2. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике

Понятие «трудный» - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Каждый трудный ребенок труден по своему. Ученые-педагоги и психологи: В. Г. Степанов, Н. А. Бастун, Т. В. Сак, Т. Д. Ильяшенко , а также учителя общеобразовательных школ называют от 50 до 200 признаков трудновоспитуемости школьников. Общее, что отмечают все, - это сложность и малоэффективность учебной и воспитательной работы с такими школьниками. Количество трудных детей в классе, как показали исследования Т. С. Гурлеевой, колеблется, в среднем, от 3 до 12%. Педагогическая трудность детей приходится, в основном, на подростковый возраст: в начальной школе трудные учащиеся составляют примерно 16%, в средней около 60% и в старших классах – около 24%. Изучение процентного соотношения мальчиков и девочек в категории трудных школьников показало, что мальчиков среди них гораздо больше. Однако в последнее время наблюдается тенденция увеличения процентного соотношения девочек: если 10-15 лет назад среди трудных школьников девочки составляли 8-10%, то в настоящее время – до 20-25% .

До настоящего времени понятие «трудные дети» не имеет общепринятой трактовки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью.

Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением», с «антисоциальным поведением» и с «социальной патологией» и т.п.

Все выше перечисленные дети являются «трудными».

Понятия «трудный» и « трудновоспитуемый» не одно и то же. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, который для конкретного воспитателя представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Термин «трудный ребенок» включает в себя сложность в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток) и др. Однако изложенные различия не позволяют достаточно четко определить одно понятие от другого, поэтому их часто рассматривают как синонимы. Задаваясь целью выяснить объективность термина «трудный», учеными-педагогами, а также учителями общеобразовательных школ г.Севастополя был проведен небольшой эксперимент : попросили учителей, работающих в одном классе, отметить по списку класса всех учащихся, которых они считают педагогически трудными. Результаты были любопытными: разные учителя называли различное количество «трудных» учащихся (от 1-2 до… всего класса). И более того, отмеченные одними учителями учащиеся не попадали в категорию «трудных», выделенных другими. Некоторые учителя в качестве критериев трудности характера ребенка называли как значимые, так и незначимые характеристики, такие как непослушание, агрессивность, отсутствие интереса к знаниям, грубость, слабая память и внимание, упрямство, бесшабашность, цинизм, лживость, шутовство, дерзость и другие. Были и такие ответы: «В данном классе «трудных детей» нет». Это позволяет сделать вывод о том, что термин «трудновоспитуемость» характеризует не только качество личности самого школьника. Но и в достаточной мере – мастерство учителя. Сами трудные подростки себя таковыми не считают: они живут своеобразной жизнью, считая ее естественной и нормальной. Не считают их трудными чаще всего и родители, товарищи, друзья. «Как не велика роль школы, но воспитывает растущего человека не только она. Основы характера, исходные жизненные установки – все это закладывается в семье. И не жди добра, если школа внушает одно, а семья другое .

Термин трудновоспитуемость означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. и как тревожный результат – трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.

А. М. Прихожан к трудным подросткам относит тех, чье поведение значительно выходит за границы социальной нормы, кто плохо поддается и активно сопротивляется воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Р. В. Овчарова выделяет особенности личности педагогически запущенного ученика:

а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;

б) такие особенности поведения, как имитация или подражание отрицательным примерам. Компенсация или замещение своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, увлечение игрой в неразумных пределах, подчинение мнению других, стремление уйти из-под опеки и др.;

в) доминирование негативного эмоционального состояния, которое дезорганизует ребенка, делает его педагогически трудным .

Школьные проблемы трудных подростков отражаются также в понятии «школьная дезадаптация», при этом исследователи выделяют две группы школьников: с неустойчивой и устойчивой школьной дезадаптацией (Н. В. Морозова, Л. В. Шибаева). Дети с неустойчивой школьной дезадаптацией отличаются прежде всего тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой. Дети с устойчивой школьной дезадаптацией имеют еще один отличительный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия, высокая конфликтность (особенно с взрослыми) и т.д. .

Большинство современных ученых и практиков к группе трудных относят подростков с девиантным поведением (А. Д. Гонеев, Ю. Ф. Клейберг, Г. М. Понанин, М. И. Рожков, В. Г. Степанов и др.). Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм.

В. Г. Степанов предлагает различать понятия трудные и педагогически запущенные дети. Все трудные подростки являются педагогически запущенными, и приведенные выше характеристики педагогически запущенных школьников относятся именно к этой категории подростков. Но не все педагогически запущенные дети являются трудными: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

Описание работы

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Информатизация общества привела к распространению по всей стране сети игровых автоматов и появлению синдрома «игромании» у несовершеннолетних; сокращение базы досуговой деятельности молодежи увеличило число безнадзорных и беспризорных подростков, породило такой порок, как алкогольная и наркотическая зависимость у детей 10-12 лет; отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе с несовершеннолетними, криминализация молодежной среды снизили возрастной порог преступности среди детей и подростков. Все это заставляет образовательные учреждения, родительскую и педагогическую общественность усилить внимание к детям и подросткам, нарушающим нормы и правила поведения в школе и общественных местах и создающим трудности в организации проведения педагогического процесса. Трудновоспитуемость детей и педагогическая запущенность подростков остаются сложной проблемой в профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы и питательной средой для безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому организация работы с трудными детьми и подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования. Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей и подростков возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни собственных детей. Просчеты семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность учащегося. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в конкретном классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

РАЗДЕЛ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ»
Историческое развитие понятия трудновоспитуемый ……………….6
Сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике..7
Причины возникновения трудновоспитуемости ……………………...11

Выводы к 1 разделу..………………………………………………………… .14

РАЗДЕЛ 2.

ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Типизация «трудных» детей и подростков ……………………………16
Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками ……………………... 24
Особенности социально-воспитательной работы с трудными детьми и подростками……………………………………………………………. 26
Арсенал форми, методов, средств, используемых социальным педагогом в работе с подростками……………………………………..28

Выводы ко 2 разделу ………………………………………………………….. 29

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….32

Все дети уникальны и неповторимы. Однако ни один ребенок не бывает беспроблемным в процессе своего развития и воспитания. По некоторым причинам одни дети бывают сложнее, чем другие. На практике таких детей обычно называют «трудными», понимая их как социально и педагогически запущенных детей. В настоящее время в педагогике используют понятие «трудновоспитуемость ». Это - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты педагогов, родителей, дефекты психического или социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Это по сути ни что иное, как «сопротивление воспитанию».

Известный врач-психиатр В. Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ здороваются, Не умываются , Не чистят зубы, Не читают книги, Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, и т.п.), Не работают, Не женятся, Не лечатся и т.д. и т.п. – только потому, что их к этому понуждали» . (Леви, В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2.. Кот в мешке. - М., 1994. С. 58-61). И еще: «Детство – время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим… Ежедневная необходимость сопротивляться… Сдаваться, притворяться сдающимся… Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться…» (там же. С. 256).

С позиции педагога «трудновоспитуемость» – это трудности в обучении или воспитании. С позиции ребенка – это различные вариации и формы «сопротивления воспитанию (обучению)». По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых времени и сил на коррекцию возникающих проблем «трудновоспитуемые» дети делятся условно на две группы:

Дети, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции – дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети (неудачники, застенчивые, изгои, левши, с характером, медлительные и т.п.);

- «трудновоспитуемые», коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, бродяги, одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями; дети из детских домов, приемные дети.


Причины трудновоспитуемости: биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы, инвалидность и пр.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические. В широком плане – это неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, подростка. Определим (напомним) некоторые необходимые понятия.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.

Основные симптомы-критерии дезадаптации : агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство во всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.

Различают следующие виды дезадаптации :

· патогенная – вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, энурез, навязчивые привычки и т.п.). Например, сложно проходит социальная адаптация умственно отсталых детей.

· психическая – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных коррекционных психолого-педагогических программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Бывает устойчивой формы : акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, податливость чужому влиянию); способные и одаренные дети – и неустойчивой формы : психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями.

· социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Выделяют две стадии социальной дезаптации :

- педагогическая запущенность – характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.

- социальная запущенность – дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.

В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.

Первая стадия связана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).

Вторая стадия характеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

На третьей стадии неблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.

Четвертая стадия связана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.

Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.

Пути предупреждения социально-педагогической запущенности : изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.

Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.

Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.

Акцентуация характера (по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а) астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б) циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения); в) гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г) лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д) сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е) психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж) эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и) застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к) истероидный (демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л) дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м) неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н) конформный (подверженность групповому влиянию).

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей . Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.

Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).

В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию» . Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:

Общение фазическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;

деморализацию моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;

- комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях

человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;

- девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);

- дистимию – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

- отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».

Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.

1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).

2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.

3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.

4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.

5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.

6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.

7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).

Характеристика трудновоспитуемых детей

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристика трудновоспитуемых детей
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

Детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями , педагогически запущенных нужно вовремя выявить и оказать необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию и проведя необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими или длительными заболеваниями и ослабленным здоровьем становятся трудновоспитуемыми, в случае если у них не ликвидируются пробелы в знаниях, возникающие из-за длительных пропусков занятий и чрезмерной опеки со стороны родителœей. В современных условиях таких детей можно перевести на нужномное обучение или, в случае если они по физическим показателям в состоянии ходить в школу, только не могут посœещать всœе уроки, приглашать на занятия во внеурочное время и заниматься с ними в щадящем режиме. В остальном к ним нужно относиться как к обычным детям, не идти на поводу их капризов. В некоторых школах, в частности в Москве, в начальных классах открывают классы для больных и ослабленных детей, которые занимаются в другом режиме и под пристальным вниманием медиков. Есть школы с оздоровительным уклоном, в которых оборудованы для больных и ослабленных детей кабинœеты физиотерапии и водных процедур, есть стоматологический кабинœет и др.

Дети с акцентуациями характера. Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция и к социально-положительному (при правильном поведении с ними воспитателœей и адекватном влиянии всœего социального окружения), и социально-отрицательному развитию. Рассмотрим разные типы акцентуации.

Астеническая (астеноневротическая) – проявляется в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, навязчивые мысли.

Гипертимная – для ее представителœей характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомысленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества, они плохо чувствуют дистанцию в отношениях, особенно с теми, кто старше их.

Демонстративная – носители ее артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Дистимная – представители ее серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, замкнутому образу жизни.

Истероидная – представителям ее свойственны эгоцентризм, жажда постоянного внимания, лживость и желание себя приукрасить, склонность к асоциальным поступкам и лидерству в группах.

Конформная – представители этого типа преувеличенно стремятся к общепринятым нормам в сочетании с недостаточностью умений анализировать свои и чужие поступки, неконфликтны.

Лабильно-эмоциональная – носителям ее свойственна резкая смена настроения исходя из ситуации. Οʜᴎ нервны, возбудимы, очень эмоциональны и чувствительны.

Сензитивная – связана с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, застенчивость, робость, боязливость, нерешительность.

Шизоидная – связана с эмоциональной холодностью, замкнутостью, необычностью мышления; ее представители предпочитают общение со взрослыми.

Циклоидная – для нее характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу , в период спада – по дистимному .

Эпилептоидная – связана с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности, злопамятности. Нередко связана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью; большим вниманием к собственному здоровью.

В последние годы большое внимание в психолого-педагогической литературе стали уделять так называемым нестандартным детям: детям-неудачникам и изгоям, застенчивым, левшам, детям ʼʼс характеромʼʼ, медлительным детям.

Застенчивые дети постоянно смущаются, тревожны, нерешительны, у них затруднения в общении, вызванные мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников, чрезмерная рефлексивность, сосредоточенность на самом себе. Нередко окружающие люди считают застенчивого человека недоброжелательным, высокомерным, не заинтересованным в общении с другими. С одной стороны, нужно считаться с этой их особенностью и не заставлять ребенка совершать действия и поступки, которые требуют публичности и разнообразных контактов. Нередко такие дети стесняются отвечать на уроке у доски, прекрасно зная материал, их целœесообразнее спрашивать письменно, приглашать после уроков для устных ответов, но постепенно их нужно привести к тому, чтобы они преодолели застенчивость хотя бы по отношению к одноклассникам. С другой стороны, нужно постоянно укреплять их веру в себя, постепенно расширять круг их общения и контактов, поддерживая малейшую удачу ребенка в данном направлении.

Медлительным детям свойственна от природы низкая подвижность нервных процессов, она накладывает отпечаток на их работоспособность: они могут справиться с теми же заданиями, что и импульсивные одноклассники, но при этом быстрее устают. У них меньше скорость и точность работы. В силу отмеченных особенностей медлительные дети часто бывают необщительными, замыкаются в себе. Все это обусловливает появление у медлительных детей стрессов и неврозов, связанных с крайне важно стью приспосабливаться к постоянно возрастающему темпу жизни. Такие дети нуждаются в специальной тренировке подвижности, в то время как тренировка посредством постоянного ускорения движений мало успешна. Так же неэффективны в отношении таких детей чрезмерная опека или система жестких требований, что может привести к еще большему ослаблению их подвижности.

Левша – ребенок с функциональным преобладанием левой руки над правой. Кроме явной леворукости, встречается скрытая, когда в непривычных условиях или стрессовой ситуации переученный в детстве левша переходит на левую руку или от природы человек владеет в какой-либо степени обеими руками одинаково (амбидекстрия). До сих пор существует глубоко ошибочное мнение, что леворукость – патология. Леворуких людей, по подсчетам ученых, свыше 10 % населœения земного шара. Леворукость – один из вариантов нормы. Среди левшей много великих людей. Левши в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят всœе стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями.

У леворукого ребенка есть особенности развития, которые нужно учитывать в процессе воспитания и обучения. Им свойственно чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, или наоборот – отказ от работы. Но всœе эти проявления нельзя снять наказаниями, окриками и собственным раздражением воспитателя. Левши ранимы, требуют бережного и внимательного отношения к себе. Переучивание левшей должно быть категорически запрещено! При переучивании делается попытка изменить деятельность мозга. К примеру, у 90 % праворуких людей речевой центр находится в левом полушарии, а у 70 % леворуких он должна быть в правом полушарии, но может располагаться симметрично и в правом, и в левом полушариях. Переучивание приводит к психическим травмам и неврозам, нарушениям речи.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие общую или специальную предрасположенность к чему-либо (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в рисовании). В области науки быстрее всœего проявляется одаренность к математике и физике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами .

Почему одаренные дети рассматриваются в группе трудновоспитуемых? Потому что с ними возникает проблем нередко больше, чем с другими категориями сложных детей.

Особенности одаренных детей:

·нестандартное поведение;

·неприязнь к школе (достаточно часто);

·интерес к сложным играм и проблемам, повышенная умственная восприимчивость, постоянная готовность прилагать усилия;

·завышенные личные стандарты и постоянное чувство неудовлетворенности;

·индивидуализм;

·сверхранимость, уязвимость и повышенная чувствительность;

·стремление доводить всœе до полного совершенства (перфекционизм);

· нетерпимость;

·всœепоглощающее любопытство, инициативность;

·трудности контактов со сверстниками;

·десинхронизация развития.

Одаренные дети, как правило, переходят через классы, заканчивают школу в 12–13 лет. Это порождает трудности их социализации, так как они попадают в другую возрастную категорию (младший школьник среди подростков или старшеклассников, подросток среди взрослых студентов). Первый путь работы с такими детьми - ϶ᴛᴏ обучение таких детей в специальных классах с более быстрым и высоким уровнем обучения или обучение в гимназиях и лицеях, которые изначально ориентированы на более способных и развитых детей. Существуют экспериментальные школы для одаренных детей, со специальными нестандартными программами обучения и развития. За рубежом существуют специальные модели обучения одаренных детей: свободный класс, три вида обогащения учебной программы и др.

Для одаренных детей подходит далеко не всякий учитель. Учитель для одаренных, кроме прочих учительских качеств, должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость и эмоциональную стабильность.

Неуспевающие дети. Существует много разных подходов к классификации причин неуспеваемости. Так, причиной может выступать педагогическая запущенность и безнадзорность детей. При слабых интеллектуальных возможностях отсутствие помощи и контроля приводит к глубоким пробелам в знаниях детей и стойкой неуспеваемости. При этом есть категория детей, у которых так называемая относительная неуспеваемость, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических возможностей учащихся. Это чаще всœего вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями. В таких случаях ребенок – отличник в начальной школе превращается в троечника, а то и в неуспевающего школьника при высоком уровне развития интеллекта в средних классах.

Исследователь неуспеваемости Л.С. Славина выделила следующие группы неуспевающих школьников:

·школьники, у которых неправильное отношение к учению;

·усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость);

·школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы (не умеют учиться);

·учащиеся, не умеющие трудиться;

· школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Неуспеваемость у отдельных школьников может :

· носить эпизодический характер (ослаб контроль, интересы вне школы и др.);

· быть частичной, но относительно стойкой;

· быть по основным или отдельным предметам (слабая способность ученика к предмету и отсутствие интереса к нему, конфликты с учителями и др.);

· общее и глубокое отставание в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости носит в каждом конкретном случае индивидуальный характер: от чисто воспитательных мер до помощи в преодолении трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже вспомогательные школы. Общим в работе с неуспевающими любой категории является тщательная и продуманная диагностика причин неуспеваемости, корректное устранение этих причин, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

Итак, совершенно очевидно, что ребенок субъектен в педагогическом процессе, что и делает данный процесс очень сложным, но и безгранично интересным для педагога.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

Характеристика трудновоспитуемых детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика трудновоспитуемых детей" 2017, 2018.