Традиции венецианского карнавала. Венецианский карнавал: история и современность

Венецианский карнавал - это костюмированный праздник, ежегодно, в феврале, проходящий в Венеции. Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.

Венецианский карнавал - роскошный, феерический, таинственный
Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал, который ежегодно проходит в Италии, дает нам такую возможность. Грандиозное феерическое действо превращает Венецию в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.


Карнавал в Венеции – это одно из самых ожидаемых событий в году, как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле.

История венецианского карнавала

История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима , к ежегодным Сатурналиям – языческим празднествам в честь бога Сатурна(покровителя земледелия), которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу, снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе. В Древнем Риме маска была безликой и для всех одинакова.

С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время на празднике, на котором дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.
А вот дата проведения праздника немного сместилась. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества – то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова!

Насчет того, когда именно состоялся первый венецианский карнавал , так же существует множество версий.
1) В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
2) По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами.
3) Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.

В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал : Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis - «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мэрия оплачивает им роскошный круиз.


Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний.
В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.

Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.
выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году . Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.


«Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу. Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.

Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март , и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
Нарушившие запрет расплачивались за это: мужчины могли получить тюремное заключение на срок до двух месяцев, а женщин прилюдно секли на центральной площади.

В XVII веке карнавал стал короче , но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.
На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды, по 25 игроков с каждой стороны, играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатоходцы. На центральной площади устраивали бой быков.

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров. Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью…
И кругом маски, маски, маски… Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски, хотя до XIII-XIV веков масок на карнавалах не носили. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.

Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.

С 15 века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.

Впрочем, любимая маска венецианцев - Маска Баута (итал. Bauta) - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.
К белой „личине“ - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными „раками-медведями“, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.
А странное название „баута“ - вымышленное чудовище, сродни нашим „буке“ и „бяке“.


К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Венецианская дама, Кот (Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение), Доктор Чума(происходит от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий) и Вольто(нейтральная маска «Гражданина»).

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.

Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», „Немая служанка“ от итал. «servetta muta») - женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.
У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. И именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как „Отрада мужей“ и „Маска семейного благополучия“. Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того, по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен.

Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) - одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно - приход неумолимой Смерти. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок.

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.
Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.
Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. - Жоли, Jolli) - этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте.
Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.

В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелло, Педролино, Дзанни, Бригелл, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала

Маска Коломбина полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.

В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива де Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, танцовщики, фокусники, уличные музыканты дрессированные хищники, привезённые из далёких стран– казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию в дни карнавала.

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче. «Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета венецианского карнавала за всю историю. XVIII век – это танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном

Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги - королями, короли - бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы - соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи. В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.

Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. Лишь в 1979 году итальянское правительство объявило о возобновлении ежегодных карнавалов , избрав это мероприятие средством для популяризации истории и культуры Венеции.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Это яркое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы – как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

В современной Италии карнавал празднуется десять дней, время проведения торжества, как правило, приходится на февраль. Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье , но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие средневековым праздником Festa delle Marie , посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают Марии (двенадцать красавиц Венеции).

Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и в полдень летит над толпой с колокольни собора Сан-Марко в белоснежном платье (по традиции), прямо на главную площадь Венеции.

А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим , посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам. Несколько лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».

В 1996 году у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн , к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден, уроженец области Венеция.

Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм 18 или 19-го века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.
Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.

За несколько дней до официального открытия карнавала в город съезжаются романтики со всей Европы, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров: шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды - словом, всячески изображают этот самый карнавал.
Торговцы выкладывают на прилавки горы карнавальной продукции: маски, плащи, колпаки - теперь стать полноправным участником приближающегося карнавала может каждый желающий. Заранее объявляется тема праздника. В день официального открытия праздника на площади Святого Марка устраиваются представления Комедии-дель-Арте: наследники великого Скарамуша старательно раздают пощечины Капитану и Доктору. Потом на площадь обрушиваются тонны конфетти, а в небо запускаются тысячи воздушных шаров. Так начинается карнавал. На сцену поочередно выходят люди в дорогих масках и изысканнейших костюмах.

Готовясь к главному торжеству в родном городе , жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды – это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.

Маски изготовляют из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски – это кропотливая ручная работа. Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты – грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни. Одним из важнейших событий карнавала является конкурс на лучшую маску.

Классическим венецианским костюмом считается белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо , где устраивают королевские карнавальные балы

Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.

Если возможности приобрести костюм и маску нет , не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.

Венецианский карнавал в наши дни – это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. 16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы и исторические реконструкции, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.

Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола.

Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. Последний день карнавала - Жирный вторник, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу – это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.






















































Венеция. Венеция! Венеция… Как много говорит название этого города. Ведь это и каналы, и гондольеры, ночные прогулки под полной луной. Ведь это старинные улочки и площади. И известные на весь мир храмы, и картины великих мастеров. И воспоминания о славных временах Казановы. И карнавал. Самый известный, самый первый Венецианский карнавал.



История Венецианского карнавала уходят ещё во времена Древнего Рима. В Древнем Риме раз в год, во время зимнего солнцестояния (в декабре) праздновались Сатурналии. Проходили они в честь бога Сатурна – одного из главных древнеримских божеств, покровителя земледелия. В этот праздник рабам разрешалось веселиться вместе со своими господами, сидеть с ними за одним столом. И для того, чтобы предрассудки не портили настроение, все наряжались в маски, и теперь не было видно, кто господин, а кто раб.



С исчезновением в пучинах времени Древнего Рима и приходом новой религии, христианства, традиция самого праздника не исчезла, а немного трансформировалась, изменилась. Теперь древнеримских богов больше никто не тревожил, а вот маски и сохранились, как сохранилось и безудержное веселье, когда можно забыть обо всех приличиях. Теперь карнавал стал проводиться перед постом, который предшествует Пасхе. И упоминание о первом Венецианском карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году Сенат Венецианской Республики официально провозглашает последний день перед Великим постом праздником.



Венецианский карнавал… А вот происхождение слова карнавал весьма запутанно. Есть несколько вариантов, первый - carne vale, что означает «прощай, мясо», и пошло это название, скорее всего, от католической церкви, которая таким образом дала название празднику перед Великим постом. Либо car val- что означает «корабль шутов» и, таким образом, даёт меткую характеристику самому празднику.


Венецианский карнавал был пышен и известен. А …А маски со временем стали популярны не только во время карнавала, но и в обыденной жизни. Церкви даже пришлось официальным указом запрещать ношение масок вне карнавала. А в 1608 году был издан декрет, по которому мужчины, замеченные в ношение масок в не карнавальные дни, подвергались тюремному заключению сроком на два года и денежному штрафу. С женщинами поступали проще – их просто секли на площади.



Венецианский карнавал был популярен вплоть до XVIII века (XVIII век это одновременно и самый расцвет, пик популярности карнавала, и его конец), кстати, большим не любителем венецианского карнавала оказался и Наполеон Бонапарт. А вот во второй половине ХХ века Венецианский карнавал вновь начинает набирать популярность.


Теперь Венецианский карнавал ежегодно посещают около полумиллиона туристов. При чём они не только зрители, они и весьма активно принимают участие в самом карнавале. Наиболее активны пожилые туристы из Италии и Франции. Они шьют костюмы и участвуют в костюмированных балах, которые проходят в старинных дворцах Венеции. Молодёжь чаще развлекается на площадях и в барах.



Венецианский карнавал начинается с праздника Festa delle Marie, который посвящён освобождению похищенных пиратами из Истрии венецианских девушек. Затем устраивается традиционное представление на главной площади Венеции Сан-Марко. Это представление – «Полёт ангела». Оно заключается в том, что девушка, ангел, спускается на ремнях с колокольни базилики Святого Марка. Спускается плавно и изящно, будто она и в самом деле ангел. На Венецианском карнавале 2010 года роль ангела досталась молодой и прекрасной девушке Бьянке Брандолини Д’Адд, дочери графини Джорджины Брандолини. В 2011 году «ангелом» была Сильвия Бьянкини, молодая жительница Венеции.


А далее следует карнавальное шествие и сами празднества, как во дворцах, барах и ресторанах, так и на площадях и улицах города. Вся превращается в сплошной карнавал. Везде можно встретить людей в потрясающих костюмах и невероятных масках. Кстати, сегодня кроме традиционных масок Венецианского карнавала, к примеру, Доктор чумы, можно встреть и разнообразные фантастические, и даже маски известных людей, к примеру, певцов или политиков. Можно увидеть и маску Наполеона, так не любившего Венецианский карнавал, и маску Фиделя Кастро с соратниками. На карнавале возможно всё, любая ваша фантазия воплощается в реальность.



В 1996 году у Венецианского карнавала появился и свой гимн, который написал известный модельер . (на видео – Вивальди)



Венецианский карнавал проходит ежегодно. Но так как дата карнавала связана с датой Пасхи, а праздник Пасхи, как известно не привязан к конкретному числу, то и дата Венецианского карнавала также перемещается. Венецианский карнавал проходит в марте или феврале, при этом если прошлогодний карнавал был в марте, то следующий будет в феврале, а затем опять в марте. Так карнавал 2011 года проходил в марте, поэтому карнавал года 2012 состоится в феврале. И не забудьте придумать маску.


Расположенная в северной части Италии, Венеция иностранцам известна, прежде всего, благодаря своим, уходящим под воду улицам. Но не только прогулки на гондолах могут заинтересовать путешественников: любители событийного туризма вправе рассчитывать на ежегодные развлекательные мероприятия, проводимые в этом северном городе. Речь, конечно же, идёт об одном из известнейших костюмированных действий — венецианском карнавале.

История праздника

История венецианского карнавала уходит своими корнями в далёкое прошлое: каждый год в период зимнего солнцестояния после уборки урожая древние римляне устраивали массовые гуляния в честь бога Сатурна, именуемые Сатурналиями. Именно тогда и возникло само понятие карнавальной маски. Дело в том, что во время массовых празднований рабы сидели за одни столом со своими хозяевами и, дабы сословные предрассудки не портили веселье, лица пирующих скрывались под масками.

Как появилось само название «карнавал», доподлинно определить, пока не удалось. Одной из популярнейших версий является заявление католической церкви о связи слова «карнавал» с латинским «carne vale», что дословно переводится «прощание с мясом». Пытаясь приспособить дохристианское празднование к новому вероисповеданию, католическая церковь использовала его для подготовки к самому строгому и длинному в году посту перед Пасхальным воскресеньем. Первое письменное упоминание о венецианском карнавале датируется 1094 годом, а уже в 1296 году Сенат республики Венеция объявил последний день перед Великим постом официальным праздником.

Праздничные карнавальные веяния от венецианцев «подхватили» жители других городов и стран. Главными же атрибутами любого карнавального действия являлись маски и костюмы, основным назначением которых было скрыть социальные отличия. Среди самих же жителей Венеции венецианские карнавальные маски стали настолько популярны, что их носили не только в карнавальные, а и обычные дни. Причём нередко лица скрывали для совершения весьма неблаговидных поступков, таких, как воровство. Из-за этого ношение карнавальных масок в Венеции вне действия было запрещено католической церковью. А в 1608 году был выдан декрет, по которому, нарушившие указ, мужчины приговаривались к штрафу и двум годам тюрьмы, а женщин публично секли розгами на городской площади.

Венецианский карнавал стал настоящей отдушиной для итальянцев, живших под жестоким гнётом религиозных запретов, а поэтому ничего постыдного и недозволенного для человека в костюме и маске просто не существовало. Практически до конца XVIII века карнавал оставался ярчайшим событием общественной жизни венецианцев, но потом интерес к нему угас. Своё продолжение история венецианского карнавала нашла лишь во второй половине XX века.

Традиционным символом ежегодного карнавального действия, проходящего в Венеции, является маска. В быту маски венецианского карнавала были очень популярными: к их помощи прибегали, как во время романтических свиданий, так и для действий, связанных с нарушением закона.

Кожа, бархат и папье-маше являются главными материалами, служащими для изготовления венецианских масок. Самые первые карнавальные маски имели непритязательный дизайн и носили практичный характер. А вот современные маски венецианского карнавала – настоящее произведение искусства. Их разукрашивают вручную при помощи сусального золота и грунта, украшая перьями и драгоценными камнями. Большинство венецианских карнавальных масок являются персонажами комедии дель арте – уличного представления очень популярного среди жителей Италии.

Одной из популярнейших масок была баута: её надевали не только бедняки, а и те богачи, которые хотели «сходить в народ», сохранив инкогнито. Немного жутковатый дизайн не только менял голос обладателя, а и позволял кушать, не снимая маски.

Полумаска Коломбина украшается перьями, золотом, хрусталём и серебром. Легенда её появления сообщает о красавице актрисе, не пожелавшей скрывать свою красоту. Для неё и была изготовлена маска, закрывающая лишь часть лица.

Весьма интересная история предшествовала появлению маски венецианского карнавала кот. Хотя котов в тонущем городе было немного, к ним относились с большим уважением. Один китаец приехал в Италию абсолютно без денег, но с котом. Несмотря на свой достаточно преклонный возраст, животное умудрилось переловить всех крыс и мышей во дворце. Дож был настолько рад, что осыпал китайца золотом, чтобы кот остался в Венеции. Решив, что за неописуемой красоты шелка заплатят больше, чем за дряхлого кота, китаец вернулся в Италию с новым товаром. Привезённые купцом, ткани привели дожа в такой восторг, что он без малейших раздумий распрощался с самым ценным, что у него тогда было. Таким вот образом кот вернулся на родину.

Венецианский карнавал сегодня

Примерно полмиллиона туристов из разных уголков планеты ежегодно съезжаются на венецианский карнавал. Праздник, посвящённый освобождению девушек, похищенных пиратами из Истрии, Festa delle Marie открывает действие. Представления в стилистике комедии дель арте показывают на площади, после чего на зрителей сыплются тонны конфетти. И только потом начинается шествие. Уличные концерты, фейерверки, театральные представления, дворцовые балы маскарады – это то немногое, чем радует венецианский карнавал. Костюмы венецианцев, олицетворяющие популярных персонажей итальянской комедии, – Пьеро, Коломбину, Арлекина, Панталоне – на несколько дней становятся своеобразной эмблемой Венеции. Карнавал сегодня – это попытка отобразить фривольную, бесшабашную и феерически весёлую атмосферу древнеримских Сатурналий.

В 1996 году известный на весь мир кутюрье Пьер Карден лично написал гимн Венецианского карнавала, а отличительной чертой карнавальных постановок последних лет является участие в них художника из России Михаила Шемякина. Костюмы многих представителей элиты разных стран пошиты по его эскизам. А вот менее притязательные путешественники предпочитают изготавливать эксклюзивные венецианские маски своими руками. Это не только намного дешевле в финансовом отношении, но и позволяет обычному туристу почувствовать свою причастность к столь древнему и великому действу под названием венецианский карнавал.{jcomments on}

Путешествовал по Венеции и теперь делится впечатлениями

Что такое карнавал в Венеции

Карнавальное движение в сегодняшнем мире ведёт свой путь из глубокой древности. Этимология самого слова не совсем ясна, есть разные версии, но основная такова:

слово «карнавал» происходит от итальянских слов «carne» и «vale», дословно «мясо» и «валяй»

Карнавальные празднества в средневековой Италии, а чуть позже и по всей Европе, проводились как раз за две-три недели до наступления Великого поста, когда мясо к употреблению запрещалось (по сути, карнавал - это европейский аналог славянской Масленницы).

Корни праздника уходят в Древний Рим: вспомните «хлеба и зрелищ», — так что правители древней Венеции, можно сказать, возродили римские сатурналии на свой манер, давая возможность всем слоям населения объединиться во всеобщем гулянии и диких танцах до того, как начнётся всеобщее духовное и физическое очищение перед Пасхой.

Первое документальное упоминание о Венецианском карнавале относится к 1094 году , после 1162 года, когда победа над патриархом Аквилеи выросла в массовое народное гулянье, карнавал стал ежегодным. А с XIII-XIV вв . приобрёл те формы и традиции, которые известны сейчас и которых стараются изо всех сил придерживаться организаторы Венецианского карнавала: это именно костюмированные гулянья и празднования, куда без маски вход запрещён.

Веками на карнавал в Светлейшую республику съезжались толпы людей со всей Италии и Европы. Иногда карнавалы начинались гораздо раньше тех сроков, которые изначально отводились под праздник до начала Великого поста: с декабря, а то и с октября город уже кишел людьми в масках на лицах, всюду кипело веселье, под прикрытием масок творились самые невообразимые дела, а порой и преступления. Доходило до того, что Совет Десяти во главе с Дожем — правителем города — даже запрещал ношение масок в некарнавальные дни, грозя огромными штрафами, тюрьмой и многолетним изгнанием, а женщинам - ещё и публичной поркой розгами на площади.

В почти тысячелетней истории Венецианского карнавала был период затишья и даже забвения, когда в 1797 году Наполеон своим указом запретил карнавал в Венеции , в XIX веке его пытались возродить, но довольно робко, локально и частным порядком.

Лишь с 1979 года, благодаря идее великого Федерико Феллини, Венецианский карнавал возродился как огромный коммерческий проект, который ежегодно собирает на улицы, площади и во дворцы Венеции десятки тысяч людей со всего мира повеселиться на широкую ногу, «оторваться по полной» так, чтобы, изрядно потратившись и не пожалев об этом, потом вспоминать эту поездку всю жизнь.

Когда, как и за сколько

Теперь мы подступаем к, пожалуй, самой важной и сложной теме рассказа: срокам и суммам.

Как я уже говорил, сроки проведения Венецианского карнавала устанавливаются в соответствии с началом Великого поста .

Всю информацию о карнавале, сроках проведения, программе мероприятий, о заказе и покупке билетов стоит искать на сайте карнавала: carnevale.venezia.it

По предварительным данным карнавал следующего, 2018-го, года пройдёт с 27 января по 13 февраля.

Стало быть, уже с лета можно подыскивать и бронировать жильё.

Чем ближе к дате открытия карнавала, тем сложней найти место, где вы сможете остановиться. очень популярен, желающих побывать на нём много, так что не теряйте времени в поисках жилья (смотрите сайты: booking.com , hotellook.ru , airbnb), подбирайте программу (смотрите сайт карнавала).

С покупкой авиабилетов до Венеции тоже тянуть не стоит, вам помогут на сайтах: aviasales.ru , skyscanner.ru и им подобным.

Планируем поездку

Решив проблему жилья и дороги, точно определитесь с программой развлечений . Венецианский карнавал - дело достаточно затратное . Помимо площадных мероприятий, доступных для гуляющих, программу карнавала наполняют различные костюмированные балы для элитной публики: купить билет туда можно на сайте карнавала, но цены на балы растут, начиная от 150-200 евро , доходя до 2800 евро (это цена за VIP-билет).

Естественно, не везде входные билеты стоят так дорого . Самым дорогим балом был и остаётся Бал Дожа , который проходит в Палаццо Пизани-Моретта, но Большой Бал-маскарад в том же дворце днём позже ждёт гостей уже за более умеренную плату: от 590 евро за простой билет до 850 евро за VIP-место . Балы и маскарады проходят в Палаццо Контарини делла Порта ди Ферро, отелях «Карлтон», «Метрополь», «Монако», Палаццо Дандоло, Палаццо Дзен.

Программу и информацию о стоимости билетов, а также, что включает в себя эта стоимость, вы сможете узнать на сайте карнавала. Вся информация на сайте выложена на двух языках: итальянском и английском. Программу балов карнавала сообщит и этот сайт: book-my-palace.com , и вот ещё: venice-carnival-italy.com , — где вы сможете и бал выбрать, и билет на него оформить.

Костюм и маска

Ещё одна важнейшая затратная строка : маска и костюм.

На балы в венецианские палаццо вход без костюма и маски запрещён категорически!

Поэтому до поездки вы можете соорудить костюм сами и взять его с собой, можете заказать костюм у мастера (но обязательно уточните тему карнавала, костюм должен соответствовать теме), а можете арендовать его прямо по приезду в Венецию.

Например , в знаменитом ателье «Flavia» , за плату в 400-600 евро в день вам подберут отменный костюм и аксессуары к нему. Сайт ателье: veniceatelier.com .

Есть несколько магазинов , где вы сможете купить качественные костюмы: «Benor Maschere Venezia» , «Ca’ Macana» , «Ca’ del Sol Maschere» .

Впрочем, магазинов и лавок, где продают маски и хотя бы просто плащи в Венеции очень много, а перед карнавалом, такое ощущение, число их увеличивается.

Что касается молодёжных карнавальных тусовок, то тут с дресс-кодом всё обстоит куда проще, поскольку действует принцип «чем дурнее, тем веселее»: маски и аксессуары вы спокойно купите в любом супермаркете. Это и дешевле, и смешнее. Как найти супермаркеты, я писал в статье .

Маски

О венецианских масках советую почитать специальную литературу, тут всё не так просто и однозначно. Для начала загляните сюда... Купить маску в Венеции проблемы нет, их там навалом. Цены варьируются от 5 до 250 евро.

Не бросайтесь сразу на любую маску, присмотритесь, примерьте. Она может быть прекрасно сделана и стоить бешеных денег, но совершенно не подходить вам по размеру или форме. Иногда самая простая дешёвая маска из сувенирной лавки оказывается оригинальнее и выигрышнее дорогого фирменного изделия.

Что, когда и где

Каждый год за две-три недели до Великого поста (дата «плавающая» , узнать сроки проведения карнавала надёжнее всего на его сайте) город погружается в старинную атмосферу безудержного всенародного праздника, где под масками комедии делльарте бурлят страсти, завязываются знакомства, возрождаются древние традиции, заново происходят античные истории, где никому неважно, кто ты, откуда и зачем здесь, важно, что ты просто здесь и сейчас, и со всеми вместе готов ринуться в этот омут радости и счастья, красоты и тайны.

Каждый год карнавал имеет определённую тему , и большинство мероприятий этой теме соответствует и её отражает. К примеру, два года назад открытие карнавала совпадало с Днём святого Валентина, отсюда и была взята тема, в этом году карнавал взял за тему «Ярмарку Тщеславия - Тщеславие во всех формах».

Структура праздника составляется из веками отработанных мероприятий и событий:

  • Водный парад по каналу Каннареджо и Канале Гранде - грандиозное водное и световое шоу, когда кавалькада лодок, шлюпок и гондол в свете прожекторов и проекторов движется по широким каналам, а разодетые в причудливые костюмы артисты, танцоры, гимнасты в этих лодках творят чудеса;
  • Праздник Марий - шествие от церкви Сан-Пьетро ди Кастелло по центральной набережной до Пьяццы Сан-Марко заранее выбранных девушек-красавиц, символизирующее освобождение венецианцами девиц из плена пиратов Истрии;
  • Полёт Ангела - спуск с Кампаниле Сан-Марко на Пьяццу Сан-Марко девушки, которая во время полёта рассыпает над толпами зрителей конфетти;
  • Пародийные Полёт Осла и Полёт Орла - эти мероприятия проходят в материковой части Венеции, Местре;
  • Конкурс на самую оригинальную маску карнавала;
  • Различные тематические балы в старинных дворцах Венеции.

Программа карнавала

На Пьяцце Сан-Марко выстраивают деревянный уличный театр , на сцене которого в день открытия карнавала представляют вновь спасённых от пиратов Марий и куда после спуска с колокольни поднимается тот самый Ангел, она же Коломбина карнавала , и её приветствует Дож.

Дожей в Венеции нет с момента падения Светлейшей республики, а когда-то это был её правитель, избираемый путём сложнейших выборных процедур пожизненно; ясное дело, что на карнавале фигура Дожа символическая, его изображает актёр.

В течение всего карнавала сцену предоставляют самым разным театрам, музыкантам и известным исполнителям. На Кампо Сан-Поло устраивают традиционный каток . По улицам и площадям города проводятся самые разные шествия: от ансамблей барабанщиков и трубачей, групп акробатов до танцующих или просто идущих с криками и шутками толп одетых в костюмы самых немыслимых цветов и форм людей.

Обширную программу предлагают венецианские и приезжие театры , выставочные залы. В самых разных уголках города, как на островах, так и в материковой части, можно отыскать развлечение на свой вкус и кошелёк.

Площади Венеции все эти дни запружены молодыми людьми в масках, которые развлекаются играми, танцами, песнями. Кафе и рестораны открыты и полны посетителей, во время массовых мероприятий для гостей готово угощение на улицах, которое продают и подают с открытых лотков, во множестве установленных по пути следования празднующих.

Описывать всю программу здесь смысла нет, она всегда разная и разнообразная. Поэтому ещё раз даю ссылку на сайт Венецианского карнавала, сразу в раздел События... , где вы и с программой ознакомитесь, и событие для себя подберёте, и билет купить сможете.

Как себя вести на Карнавале

Венецианский карнавал - мероприятие, не скажу «многолюдное», скажу: очень «толпистое». Создаётся ощущение, что город, особенно в центре, становится резиновым. И даже посещают мысли, что постепенное погружение Венеции в воды Адриатики связано именно с огромным количеством людей на её улицах и набережных. На самом деле, всё не так уж и страшно .

Важно точно знать свою программу, выходить изрядно заранее до начала мероприятия, стараться обходить проторенные туристами тропы, быть максимально естественным и дружелюбным.

Что касается безопасности, то в любой сезон, в любое время дня и ночи Венеция была и остаётся очень безопасным городом . Властям и горожанам совершенно не на руку происшествия и преступления. За порядком следят усиленные отряды полиции и карабинеров. Конечно, в толпе от краж не застрахован никто , но так считают в любом итальянском городе, поэтому сумки носят через плечо, руки держат в карманах, с собой берут только необходимое. Ну, и собственное внимание должно быть на высоте.

Что и где поесть

Проблем с питанием во время карнавала нет вообще: рестораны, кафе и бары работают в усиленном режиме, предлагая гостям довольно большой выбор блюд . Множество лотков с венецианскими сладостями и выпечкой вы найдёте на улицах города. В целом, по вопросам еды я довольно подробно писал в статье , поменяться могут только цены в сторону некоторого увеличения, но не везде и не всегда. С этим надо разбираться на месте. Добавлю только, что в дни карнавала принято угощаться Фриттолле , венецианскими пончиками, и Галани , очень похожим на наш Хворост.

Словом, если вы готовы потратить энную сумму за возможность оказаться в удивительном месте, где смешиваются эпохи и характеры, где безудержное веселье ждёт вас за каждым углом, где впечатлений наберётся не на один день рассказов, то решайтесь, и вперёд - на Венецианский карнавал ! Удачного путешествия.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Двухнедельная праздничная эйфория царит в итальянской Венеции во время ежегодного карнавала. Костюмированные и театрализованные представления, выступления жонглёров, акробатов, фокусников, мимов, заклинателей змей, шпагоглотателей, конкурс на лучшую венецианскую маску, музыка и танцы, бесконечная атмосфера фривольного веселья сделали венецианский карнавал одним из самых знаменитых и запоминающихся карнавалов в мире. Многими путешественниками он даже негласно призван Королём всех карнавалов.

Умение венецианцев развлекаться и организовывать поистине несравненное шоу увеличивает численность населения города каждый год на 500.000 туристов.
Именно поэтому запланированное не только можно, но и нужно приурочить к посещению Венецианского карнавала. Вы точно не прогадаете!

Карнавал начинается за 12 дней до начала католического Великого поста и заканчивается Жирным вторником, после которого верующие соблюдают 40-дневный пост перед древнейшим христианским праздником – Пасхой.

История Венецианского карнавала

История этого празднества восходит к 1094 году, но торжества того времени проходили без масок. С 1162 года, исторически отмеченным годом победы над патриархом Аквилеем, карнавал стал проводиться ежегодно на площади Сан-Марко.

Венецианские маски, традиционно выполняемые из папье-маше или кожи, вошли в моду лишь в XIII-XIV веках. Это была прихоть богатых и знатных венецианцев, желающих внести в праздник нотку таинственности, начав кушать за одним столом с рабами.

Балансируя на грани принятых светским обществом правил, но, не желая испортить веселье сословными предрассудками, все одевали маски. Раскрашенные от руки с использованием сусального золота и грунта , маски понравились венецианцам. У них появилась возможность контактировать с социально неравными. Маски стали носить с августа до Жирного вторника.

Увеличившееся количество внебрачных детей и притонов привело к запрету масок в 1703 году Советом десяти. Запрет просуществовал только один год, так как сама власть не могла отказать себе в удовольствии носить маски на торжество.

Скоро создание масок стало настоящим произведением искусства , которые украшались птичьими перьями и даже дорогостоящими драгоценными камнями. Современный Венецианский карнавал не обходится без проведения конкурса на лучшую маску.

Венецианские карнавалы за свою многовековую историю существования переживали как подъёмы, так и падения. Наивысшего расцвета карнавал достиг в XVIII веке. Карнавальные костюмы стали показателем тенденций высокой моды. Именно в этом веке герои итальянской комедии – Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбина стали главными действующими лицами карнавала.

Эмблемой карнавала стала очаровательная Коломбина . Упадок же пришёлся на конец XVIII века, когда в городе, как и в стране в целом царили революционные идеи. Бедняки-революционеры осуждали власть имущих за расточительство городской казны на такие празднества. Это привело к наложению вето на проведение карнавала.

Современный Венецианский карнавал – сплетение далекого прошлого и настоящего

В 1979 году по инициативе итальянского кинорежиссёра, удостоенного пяти премий «Оскар» – Федерико Феллини, шумное веселье карнавала с позволения Папы Римского вернулось на улицы города.

Великий кутюрье Пьер Карден не только создавал для бомонда неповторимые карнавальные костюмы, но, окрылённый и воодушевлённый магическим средневековым праздником, написал в 1996 году гимн для него.

С тех пор гимн стал непременным атрибутом карнавала, первые аккорды которого приводят публику в трепетное ожидание чего-то нового и неизведанного.



Как и в средневековье, начало праздника открывается ритуалом под названием «Воло делла Коломбина» . Бумажную голубку Колумбину запускают с колокольни на площади Святого Марка. Голубка взрывается во время полёта – и разноцветное конфетти осыпается на головы собравшихся зрителей на площади.

Затем следует старейший венецианский праздник – Festa delle Marie, посвящённый освобождению девушек, которые были похищены пиратами из Истрии. Многочисленные красавицы считают для себя честью принять участие в этом представлении, изображая угнетённых пленниц, а затем счастливых освобождённых дев, чья красота готова пленить и окутать своими чарами любого молодого человека.

Праздник выливается на все узкие улочки города. Венеция с её просторными площадями, гондольерами, мостами и каналами превращается в одну большую сцену с немыслимыми декорациями.

Полёт и буйство безудержной фантазии художников, воссоздавших средневековую эпоху, трудно уже привязывать к реальному времени. Каждый венецианец и гость города не может прийти на праздник без костюма.

Не стоит забывать: это костюмированный карнавал. Пух, перья, камзолы и сюртуки, расшитые золотом, белоснежные рубашки с кружевами, жабо и воротничками-стойками, пышные платья с глубоким декольте , панталоны, напудренные высокие парики, чёрные треуголки – и это далеко не весь перечень элементов карнавального убранства.



Многих особей женского пола можно встретить одетыми в зендале – чёрный длинный и узкий кружевной или шёлковый платок. Не стоит отчаиваться, если заранее не был подобран карнавальный костюм.

Многие магазины предлагают широкий выбор неповторимых масок и накидок, плащей, которые можно приобрести или взять напрокат.

Помимо Арлекино, Панталоне, Пьеро и Коломбины на улицах города можно встретить Джандуйя – одного из персонажей итальянской комедии дель арте. Честного крестьянина из Пьермонтской глубинки, обожающего вино, красивых девушек и сытную пищу, легко можно узнать по трёхрожковой шляпе и коричневому жакету с красными краями.

Также везде разгуливает Пульчинелла – сплетник и насмешник, которого можно опознать по заносчивому виду и пронзительному голосу. Слегка горбатый и носящий маску с большим гипертрофированным мясистым носом, он стал прообразом русского Петрушки .



Многие старинные дворцы распахивают свои двери для именитой публики, где проводятся эксклюзивные частные приёмы и традиционные костюмированные балы.

Так, прекрасный дворец XIV века Папафава (PALAZZO PESARO PAPAFAVA), окна которого выходят на канал Милосердия (Мизерикордия) ежегодно приглашает на бал под аккомпанемент живой музыки в зал, освящённый огнями тысячи свечей. Прекрасный и незабываемый вечер, изящные танцы остаются надолго в памяти участников вечера.

Также очаровательный дворец Pisani Moretta (PALAZZO PISANI MORETTA), расположенный на Большом Канале и наполненный драгоценными декорациями и фресками XVIII века, вовлекает гостей со всего мира в эпоху Республики Серениссима. Гран Бал даёт возможность гостям искупаться в атмосфере развлечений, вседозволенности и соблазна.

Российский художник Михаил Шемякин, по чьим эскизам создаются костюмы для элитной публики, давно принимает участие в постановочных проектах Венецианского карнавала, в том числе и для роскошных отелей и дворцов.

Изумительный фейерверк над лагуной возле площади Сан Марко венчает окончание парада костюмов. И весь праздник завершается языческим ритуалом – сожжением соломенного чучела , которое символизирует обновление природы. Начало Великого поста оповещается звоном колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья.

Побывавшие на карнавале никогда не забудут этого торжества. А напоминанием о чудесном времяпрепровождении может стать карнавальная маска. Многие венецианцы давно стали коллекционерами таких масок, пополняя свои коллекции каждый год новыми шедеврами. Так почему бы не последовать их примеру?

И наш вам совет при поездке в Италию: лучше . Это не так сложно, и самое главное – доступно. Так можно сэкономить на билетах на автобусы, поезда, такси, а также собственное время, которое дорого стоит в путешествиях.

Photo: Irina Baryshnikova