Тибетский метод воспитания детей. Воспитание детей по тибетскому методу
Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие – наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.
Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».
Первая пятилетка: от рождения до пятиС появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с . Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.
Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 летОтпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается – научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.
Третья пятилетка: от 10 до 15 летПо достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.
Последний период: с 15 летСогласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.
Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.
Часто слышал что в Японии дети до 5 лет боги, но никто не говорил что дальше. И как-то в поездке в Японии, услышал продолжение с 5-10 равный взрослому, с 10-15 ребенок "раб" - в принципе считаю правильным.Натолкнулся на статью
Как воспитывать детей? Тибетский взгляд
Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
Первый период. Ребенку до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
Второй период. Возраст ребенка с 5 до 10 лет.
В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период. Возраст ребенка с 10 до 15.
Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период. Он уже не ребенок с 15 лет.
Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
Совсем другой подход!!!
Вы что думаете???
Тибетский метод воспитания детей
Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие - наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.
Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».
Первая пятилетка: от рождения до пятиС появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.
Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 летОтпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается - научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.
Третья пятилетка: от 10 до 15 летПо достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.
Последний период: с 15 летСогласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.
Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.
Воспитание детей в Японии
Дети - наше будущее и вопрос их воспитания очень серьезен. В разных странах преобладают свои особенности и традиции воспитания детей. Существует множество случаев, когда при всем огромном желании родителей дать хорошее воспитание своему ребенку, применяемые ими методы являются крайне неэффективными. И наличие в благополучных и порядочных семьях самодовольных, эгоистичных детей, есть тому прямое доказательство. В данной статье мы кратко рассмотрим семейное дошкольное воспитание детей в Японии, так как именно в этой стране особенности воспитания детей имеют ярко выраженный характер.
Особенности японской системы воспитания детей
Японская система воспитания позволяет детям возраста до 5 лет делать все, что им угодно, и не опасаться последующего наказания за непослушание или плохое поведение. У японских деток в этом возрасте не существует запретов, родители могут их только предостерегать.
При рождении малыша у него отрезается кусок пуповины, сушиться и кладется в специальную деревянную коробочку, на которой позолотой выбивается дата рождения младенца и имя мамы. Эта символизирует связь между мамой и ребенком. Ведь именно мать играет решающую роль в его воспитании, а отец лишь иногда принимает участие. Отдавать детей в ясли в возрасте до 3-х лет, считается крайне эгоистичным поступком, до этого возраста ребенок должен находиться с мамой.
Японская методика воспитания детей возраста с 5 до 15 лет, уже не дает детям такой безграничной свободы, а напротив, их держат в предельной строгости и именно в этот период в детей закладывают общественные нормы поведения и другие правила. По достижению 15 лет, ребенок считается взрослым, и общаются с ним на равных. В этом возрасте он уже должен четко знать свои обязанности.
Развивать умственные способности ребенка, родители начинают сразу с момента появление его на свет. Мать поет песни младенцу, рассказывает ему об окружающем мире. Японский метод воспитания ребенка исключает различно рода нравоучения, родители во всем стремятся быть примером своему ребенку. С 3-х летнего возраста малыша отдают в детский сад. Группы, как правило, по 6-7 человек и каждые полгода дети переходят из одной группы в другую. Считается, что такие смены групп и воспитателей препятствуют привыканию ребенка к наставнику и развивает коммуникативные навыки, позволяя общаться постоянно с новыми детьми.
Существуют различные мнения по поводу, насколько актуальна и действенна японская система в отечественных реалиях. Ведь она складывалась в Японии на протяжении столетии и неразрывно связана с их культурой. Будет ли она так же эффективна и уместна у нас решать только вам.
Молодые родители по мере взросления их малыша начинают задумываться о том, как же его воспитывать . И это неудивительно, поскольку многие малыши начинают демонстрировать свой характер еще с пеленок. К сожалению, не всегда можно найти ответы на вопросы, чтобы воспитать спокойного, бесконфликтного, послушного и в тоже время умного ребенка.
Смысл тибетской методики воспитания детей.
Сегодня мы поговорим о тибетской методике воспитания ребенка. Возможно, вы сможете найти что-то интересное для себя и даже введете в практику.
Родители Тибета знают, что сказать ребенку, чтобы эти слова благоприятно воздействовали на его развитие. Они знают, что необходимо делать в тот или иной период взросления ребенка , чтобы исправить его поведение и правильно объяснить его неправоту.
Эти навыки очень полезны. Они дают возможность воспитать самодостаточного человека, который уважает и ценит своих родителей. Рекомендуем и вам воспользоваться традициями этого народа.
Правила воспитания тибетских родителей.
Данная система воспитания включает следующие парадигмы :
1. Скажите «нет» наказаниям . Это касается не только телесного наказания, но и морального унижения. Мудрецы Тибета утверждают, что основная причина того, что родители бьют детей в том, что малыши не способны дать сдачи.
2. До пятилетнего возраста с малышом необходимо обращаться, как с «царем». Ни в коем случае не запрещайте ему что-либо, лучше отвлеките. Если вы видите, что ребенок пытается сделать что-то небезопасное, покажите ему, что вы испуганы, можете даже вскрикнуть от ужаса. Такой язык будет понятен любому карапузу.
В данном возрасте у ребенка появляется активность, интерес к происходящему вокруг, любопытство. Ваш малыш еще не способен создавать логические цепочки. Ему еще трудно понять, что он разбил дорогостоящий предмет, для покупки которого вам пришлось долго и тяжело работать. Наказание за это будет восприниматься им, как подавление . Таким образом вы научите его повиноваться тому, кто сильнее его. Думаем, что это не совсем то, чему вы хотите обучить своего ребенка.
3. В период с пяти до десяти лет с карапузом необходимо обращаться, как с «рабом». Придумывайте для него различные задачи, которые необходимо обязательно выполнить. В данном случае уместны наказания за невыполнение, но только не телесные. Ребенок должен научиться предсказывать реакцию окружающих на его действия, вызывать благоприятное отношение к своей личности и уклоняться от всего негативного. Не следует бояться «наполнять» его голову знаниями .
4. С десяти до пятнадцати лет ваше отношение к ребенку должно кардинально поменяться. Теперь вы должны обращаться с ним, как с равным. Ни в коем случае не на равных, поскольку вы имеете больше знаний и опыта. Спрашивайте у малыша совета, вознаграждайте за самостоятельность. Если же пытаетесь навязать свое мнение и волю, делайте это в виде советов, каких-то подсказок. Если ребенок делает не то, что вы хотите, обратите его внимание на отрицательные последствия , но при этом не употребляйте в разговоре с ним запреты, поскольку в этом возрасте у ребенка происходит формирование автономности мышления.
5. Начиная с пятнадцатилетнего возраста, проявляйте к ребенку уважение . Заниматься воспитанием уже поздно. Теперь пришло время собирать «плоды» вашего труда.
Что может произойти, если не соблюдать данные правила?
Мудрецы Тибета уверены, что нарушение данных правил может привести к негативным последствиям. К примеру, если угнетать ребенка до пятилетнего возраста, можно «уничтожить» его жизненную активность, проявление интеллекта и интерес к окружающему миру. Это способствует тому, что ребенок на инстинктивном уровне будет подчиняться силе другого человека. Ребенок просто превратиться в жертву для проходимцев.
Все мамы и папы, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания, расовой принадлежности, социального положения, мечтают воспитать своих детей достойными людьми, вырастить личность. Существует огромное множество различных способов воспитания, причем в каждом уголке земного шара – своя методика, свои подходы к этому вопросу. Достаточно много жарких споров ведется при обсуждении этих самых методик…
Но есть одно «но»! Никогда не надо забывать, что каждый ребенок – индивидуален! Каждый малыш – еще хоть очень маленькая, но уже личность! И если одна из методик воспитания подходит маленькому Ванечке, то это совсем не значит, что эта же методика воспитания сработает и со Светочкой из соседнего подъезда. К каждому ребенку нужен свой подход.
Сегодня хотелось бы немного рассказать о тибетском методе воспитания детей.
Как известно, Тибет – это кладезь многовековой мудрости! Уважительное отношение к старшим и младшим, выдержка, терпеливость, самообладание здесь воспитывают с пеленок. Почитание богов, взаимосвязь с природой и особая атмосфера, царящая в буддистских семьях, благоприятно влияют на становление личности юных тибетцев.
Здесь взрослые не приемлют телесные наказания, различного рода унижения и обидные сравнения в отношении детей. Взрослого человека, поднявшего руку на ребенка, который в силу своей беспомощности еще не может дать сдачи, тибетцы считают слабым и безвольным.
Согласно тибетскому методу воспитания, взросление ребенка делятся на несколько частей (периодов).
Период первый - «Царский». Длится он от рождения и до 5 лет. Ребенка в этом возрастном промежутке воспринимают как царя. Ничего не запрещают, только стараются отвлечь от поступков, по мнению родителей, негативных, которые могут нанести малышу вред. Как считают в Тибете, в данный период у ребенка закладываются такие важные качества личности, как любознательность, активность и интерес к жизни. Сложные логические цепочки маленький человек еще не умеет строить. Он зачастую еще не способен понять за что родители его ругают. Любое наказание, особенно физическое, воспринимается ребенком, как проявление позиции силы. Таким образом, вы сможете добиться только того, что ваш ребенок в будущем будет подчиняться тому, кто сильнее.
Период второй – «Раб» (от 5 до 10 лет).
Перед ребенком ставят различные, посильные для него задачи и требуют их выполнения. За непослушание допускается наказание, но физическую силу применять запрещено! На этом этапе активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. Он учится прогнозировать реакцию людей на свои поступки. Учится понимать, что хорошо, а что плохо. Самое время нагружать ребенка знаниями и новой разноплановой информацией.
Третий период - «Равный». (от 10 до15 лет).
Обращаться с ребенком, как с равным – основная суть воспитания в этот период. Прислушивайтесь к мнению ребенка, развивайте его аналитические стороны ума, учите логически мыслить, советуйтесь с ним по важным вопросам, спрашивайте его мнение. Самое время приучать ребенка к самостоятельности. Советуйте, подсказывайте, но не поучайте и не навязывайте! Избегайте прямых запретов, вместо этого акцентируйте его внимание на негативных последствиях, которые могут стать причиной его необдуманных действий. Уже не стоит слишком опекать ребенка - рискуете вырастить неуверенного в себе человека, который может легко попасть под зависимость своих более самостоятельных друзей. Влияние это, как известно, может оказаться не совсем полезным и привести к печальным последствиям.
Четвертый период – «Что посеяли, то и пожнете».
С 15 лет ваше чадо, согласно тибетскому подходу к воспитанию, уже не считается ребенком. К своим сыновьям и дочкам теперь следует относиться с должным уважением. Воспитывать их уже поздно, поэтому остается только пожинать то, что посеяли ранее. Уважайте своего ребенка и он ответит вам взаимностью!
Тибетский подход к воспитанию детей учит нас тому, что наши действия должны быть обдуманы, чтобы благоприятно сказываться на развитии ребенка. Мы, родители, должны сами научиться общаться со своими детьми, уметь правильно объяснить ребенку его неправоту. И тогда в семьях будут царить мир и взаимопонимание! Всегда проявляйте в отношении ребенка заботу и любовь – это главнейшие показатели семейных ценностей!