Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори

Выберите раздел: Биология. "Семена овощей" Биология. "Деревья, листья, плоды" Биология. Лес Жизненная практика. Как моют руки Жизненная практика. Как переливают воду из сосуда в сосуд Жизненная практика. Как перемалывают кофе и толкут зерно Жизненная практика. Как переносят и тихо ставят стул Жизненная практика. Как пересыпают зерно Жизненная практика. Как режут фрукты и овощи для салата Жизненная практика. Как скатывают и раскатывают коврик Жизненная практика. Как складывают салфетки Жизненная практика. Как стирают белье Жизненная практика. Как тихо открывают и закрывают дверь Жизненная практика. Мытье посуды Жизненная практика. Перекладывание ложкой Жизненная практика. Рамка с бантами Жизненная практика. Рамка с кнопками Жизненная практика. Рамка с пуговицами Жизненная практика. Рамка со шнурками Жизненная практика. Чистка обуви Зоология. Где кто живет Зоология. Классификация позвоночных животных Зоология. Позвоночные и беспозвоночные Математика. Доски Сегена Математика. Золотой материал Математика. О внутренних смыслах Монтессори-материала Математика. Шероховатые цифры Окружающий мир. Камни Окружающий мир. Ракушки Окружающий мир. Четыре картинки Планеты Солнечной системы Развитие языка. Большой подвижный алфавит Развитие языка. Звуковые игры Развитие языка. Металлические рамки и вкладки Развитие языка. Пополнение словарного запаса с предметами Развитие языка. Предмет - картинка Развитие языка. Слова в трех коробочках Развитие языка. Шероховатые буквы Сенсорика. Блоки с цилиндрами Сенсорика. Длинные штанги Сенсорика. Коричневая лестница Сенсорика. Розовая башня Сенсорика. Цветные таблички. Вторая коробка. Сенсорика. Цветные таблички. Первая коробка. Александр Сазерленд Нилл Арно Штерн Джанни Родари Зарубежные тексты Интересные статьи из журнала "Монтессори-клуб" Иоган Генрих Песталоцци Исторические тексты Лев Семенович Выготский Мария Монтессори Научные публикации участников учебного курса ФИРО Роже Кузине Тексты из библиотеки Марии Монтессори Элинор Гольдшмид Эмми Пиклер Юлия Ивановна Фаусек Януш Корчак Гуманистичесая парадигма образования Жизненная практика маленьких детей История метода Космическое воспитание Методы исследования Монтессори-педагог как он есть Монтессори-терапия О детских группах "Вместе с мамой" Образование детей по Монтессори Педагогическая антропология Понятие "детство" Развитие математического мышления Развитие языка Сенсорное воспитание Что надо знать об управлении Монтессори-школой Биология. Ботаника Математика. О внутренних смыслах Монтессори-материала Окружающий мир. География Окружающий мир. История Окружающий мир. Космос и явления природы Окружающий мир. Мир животных Окружающий мир. Мир человека Развитие языка. Грамматика Развитие языка. Дописьменный период Развитие языка. Из коллекции М. Монтессори Развитие языка. Из коллекции Ю. Фаусек Развитие языка. Письмо Развитие языка. Чтение Сенсорика. Зрительное внимание Сенсорика. Пространственное мышление Сенсорика. Цвет Мульти-мастерская в школе Монтессори Учебный курс в университете им. А.И. Герцена 2012 Улыбнитесь! Здесь живут дети. Бантики Блоки с цилиндрами Дети природы Воспитание чувств Жизненная практика Свободное письмо Малыши Первая Монтессори группа в России. Москва, ул Кондратюка. 1990 год Важные общеобразовательные фильмы Видеоролики каналов медиа Демонстрация Монтессори-материалов Детский сад Монтессори (от 3-х до 6) Монтессори с самого начала (от 0 до 3-х) Монтессори-математика Памятные места Монтессори-педагогики Презентации Монтессори-педагогики Художественное ателье Арно Штерна Школа Монтессори (от 6 до 9 лет)

Зона космоса Марии Монтессори


Занятия в зоне космоса направлены на обучение способам добывания информации по окружающему миру, истории, географии, астрономии, анатомии, информатики и на сопоставление, сравнение, анализ, переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка, на осознание себя и своего места в мире. В этой зоне находятся комнатные растения, домашние животные, игры и пособия по естественным наукам (всевозможные карты, глобусы, календари, часы и т.д.), инвентарь для проведения опытов.

Окружающий мир

Воздух

Ребенок с помощью ветряной мельницы, свечки, кусочка ватки на ниточки, пушинки наблюдает за работой воздуха.

Что пропускает воду

Приготовьте несколько банок. В первую банку положите землю, во вторую песок, в третью глину, в четвертую соль, в пятую камни и т.д. Нужно заливать в каждую банку воду и следить за тем, проходит вода сквозь материал.

Температура воды

Научите ребенка с помощью водного термометра измерять температуру воды.

Растительный мир

Семена

В коробке с перегородками лежат семена растений: семечки подсолнуха, арбуза, дыни, тыквы, огурцов, укропа и т.д. В других отсеках коробки приклеены карточки с изображением самих растений. Задача ребенка разложить семена по ячейкам с соответствующими картинками.

Листья деревьев

В первом отделении коробки лежат изображения самих деревьев или кустарников, а в другом отделении – карточки с листьями от этих деревьев. Ребенку надо подобрать соответствующие пары – лист и дерево. Затем в природных условиях эти знания закрепляются.

Травы, деревья, кустарники

Даны карточки с изображением одиночных трав, кустарников и деревьев. Ребенку надо раскладывать карточки на три группы в зависимости от того, что на них изображено.

Животный мир

Классификация животных

Даны карточки с изображением животных (или фигурки животных), относящихся к разным классам: звери (млекопитающие), птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Ребенку надо распределить животных по группам.

Животные по материкам

Ребенку нужно расположить на карте мира фигурки животных: морж – в Антарктиде – пингвины, в Австралии – муравьед, в Африке – слоны и зебры, в Южной Америке – ленивцы, в Северной Америке – северные олени, в Евразии – медведи и лисы.

Среда обитания животных

На листе ватмана нарисованы земля, вода и воздух. Ребенок распределяет фигурки животных по месту их обитания.

Человек

Руки и ноги

Взрослый называет любую часть тела (голова, шея, нога, коленка и т.д.), а ребенок ее показывает.

Строение человека

Подготовьте небольшие наклейки с написанными на них названиями частей тела и куклу. Ребенок берет первую наклейку, читает слово и наклеивает её на соответствующую часть куклы.

История

Эволюция животных

На длинной ленте изображены животные в порядке их появления на земле: бактерии – черви – примитивные членистоногие – первые рыбы – первые рептилии – динозавры – птерозавры – первые млекопитающие - первые птицы – первые морские млекопитающие – первые люди.

География

Материки

На географической карте или глобусе ребенок располагает названия материков.

Макет

Даны различные планы – схемы местности. Ребенку нужно по образцу одной из схем составить макет из игрушечных деревьев, кустов, домов, озер, дорог.

Астрономия

Время

Ребенок учится наблюдать за временем и измерять его с помощью различных приборов: большие часы, наручные часы, секундомер, водяные часы, песочные часы, солнечные часы.

12 месяцев

Дети выкладывают по порядку названия месяцев, написанных на карточках и раскрашенных в разные цвета (весенние месяцы – сиреневые, летние месяцы – зеленые, осенние месяцы – оранжевые, зимние месяцы – голубые).

Времена года

Имеются карточки с изображением каждого времени года. К ним нужно подбирать соответствующие картинки – подснежники (весна), ягоды (лето), оранжевые листья (осень), снеговик (зима) и т.д.

Информатика

Энциклопедические знания

Нужны группы карточек с изображением предметов по различным тематикам – животные (волки, медведи, совы, муравьи и т.д.), растения (береза, одуванчик, сирень и т.д.), знаменитые люди (А.Пушкин, И.Шишкин и т.д.). На других карточках написаны сведения о каждом из этих предметов или людей. Ребенку нужно читать описание, например, медведя и подбирать к нему его изображение.

Измерение

Ребенок с помощью соответствующих измерительных приборов измеряет длину, ширину, высоту и массу предметов.

Опыты

Перед ребенком различные предметы для проведения опытов: банки с песком, землей, солью, сахаром, маслом, крахмалом, мукой, краской, йодом, зеленкой, кусочки картофеля, огурцов, хлеба и т.д. А так же ложка, сито, салфетка, кусочек ткани, стаканчик, пипетка и т.д. Взрослый говорит ребенку задание (или задание написано на карточке), например: «Налей в стакан воду, капни туда каплю йода, положи кусочек хлеба – что произошло?».

Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»

Космическое воспитание - что за странное название раздела в методике М. Монтессори в нашем детском саду? (Дети попросту называют его «Космос» ) . Можно подумать речь идёт о звёздах планетах и спутниках. Не совсем. Нельзя так же сказать, что это природоведение. Центральная идея космического воспитания - познание человека во всём многообразии и сложности, его место в культуре, истории, природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, мой детский сад. Макрокосмос - это тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее всё, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймёт, что развитием необходимо управлять сознательно.

Такова философская основа мета предмета «КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» . Среди русских философов, проповедовавших идею «космизма» можно назвать Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского. Этими идеями увлекался и Лев Николаевич Толстой. Мария Монтессори предала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми. Научить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь её, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, необходимо основываться, прежде всего, на том, что бы сохранить и поддержать детское восприятие мира, как единое целое, оставшееся у ребёнка с младенческого возраста. Малыш не хочет ждать, когда ему принесут сведения о животных, растениях, позволят сделать опыты по физике, а про звёзды расскажут в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять- семь лет всё это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, физика, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за поведением кошки и Солнцем. Разумеется, взрослые не в силах ответить на каждый вопрос ребёнка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда ребёнок научиться, в большинстве случаев, обходиться без взрослой опеки и контроля.

Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: педагог рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок, отгадыванием загадок и кроссвордов, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчётом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна из идей курса- личное проживание смыслов урока. Память о них собственные учебники, рисунки, доклады, модели на полках, афиши спектаклей и выставок.

Презентации в разделе «Космическое воспитание»

Животные разных континентов.

Возраст: 5-7 лет.

Цель: Познакомить детей с различными животными разных континентов. Учить соотносить животное с местом его обитания.

Материал: Карта континентов, животные разных континентов в корзинке, карточки с названиями животных.

Презентация: Педагог предлагает ребёнку познакомиться с новым материалом. На ковре выкладывается большая карта континентов и животные. Педагог обводит один континент по контуру и называет: -Это Евразия. На ней живут: Медведь (педагог находит в корзинке медведя и ставит его на континент, затем ищет надпись «медведь» и подкладывает под фигуркой. заяц, и т.д. Педагог поочерёдно выставляет всех животных проживающих на одном континенте. В конце презентации педагог обводит континент рукой: Эти животные живут на континенте- Евразия.

Примечание: За одну презентацию педагог знакомит детей с животными только одного континента.

Проверка: визуальная, цифры и цвет на фигурке животного должен совпадать с цифрой на подписи к нему.

Планеты солнечной системы.

Возраст: 6-7 лет.

Цель: Знакомство с понятием «Солнечная система» , с планетами и их расположением относительно Солнца и Земли.

Материал: Шары различных размеров, шнурки по кол-ву орбит, карточки с названиями планет, проверочная карта.

Презентация: Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладываются все шнурки согласно размеру их диаметра. Затем в центре ставится большой шар «Солнце» . А на каждый шнурок «орбиту» выкладывается шарик с соответствующим номером, который есть и на шнурке- «орбите» . Затем под каждую «планету» подкладывают надпись с названием планеты. Это - Земля, Это - Марс, Это- Юпитер. Наверху в центе коврика выкладывают надпись «Планеты Солнечной системы»

Примечания: На первой презентации знакомят детей с планетой- Земля и ещё 2 любыми планетами. Затем, на следующих презентациях, прибавляют ещё по две планеты.

Круглый год.

Возраст: 4-5 лет.

Цель упражнения: Изучение категории времени. Цикличность времён года.

Материал: Круг, разделённый на 4 сегмента разного цвета, карточки с названиями времени года и месяцев, деревья в различных «нарядах» . Нитка с бусинами по кол-ву дней в году(разделённая на 4 цвета) . Сегменты разных цветов по кол-ву месяцев в году.

Описание работы: Ребенок кладёт перед собой поднос с материалом. Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладывается круг, разделённый на 4 сектора, 4 цветов. Затем педагог предлагает ребёнку назвать времена года и показать их на круге, обозначая каждое время года деревом и карточкой с названием времени года.

Затем, педагог выкладывает на каждом секторе времени года, месяц обозначенный треугольником такого же цвета и подкладывает надпись с названием месяца. В конце презентации педагог находит надпись «год» и кладёт её в центе круга.

Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.

Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Естественнонаучное и космическое развитие по системе М арии Монтессори

Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.

Предметно - средовая модель образования - это уникальная педагогическая система, созданная великим итальянским педагогом Марией Монтессори, суть которой в том, что педагог создаёт и располагает в группе дидактические материалы, впоследствии названные автодидактическими, т.е. самообучающими. Дети, выбирая по своим интересом материалы, действуют с ними и «вычерпывают» нужное содержание, которое уточняется педагогом.

Дидактический материал: Временная лента «Возникновение планет» (3-6 лет). Прямая цель: познакомить детей с историей появления планет, и их элементарных свойствах;поэтапное ознакомление с историей возникновения планет: 1) взрыв в космосе, 2)возникновение частиц, 3) объединение частиц вгруппы, 4) объединение групп частиц в планеты, 5) формирование солнечной системы, 6) планета Земля – наш дом. Косвенная цель: формирование системы глаз – рука; развитие тактильных ощущений при ощупывании предметов, формирование понятий: гладкий-шершавый, мягкий – жесткий, круг, овал; пополнение словарного запаса: планета, космос, частица, взрыв, орбита, Земля, Солнце; Интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие и закрепление мускульного механизма, координации рук и глаз; развивать координацию, чувство равновесия у детей.

Дидактический материал: «Звездное небо» (6 лет) Прямая цель: при визуальном виде просмотра пособия сверху рассмотреть картину реального расположения звезд на небе. При просмотре через отверстие рассмотреть картину водимого расположения звезд на небе. Косвенная цель: п роявление интереса к данной области знаний. Направление своих усилий на их изучение

Дидактическая игра: «Солнечная система» (5-7 лет) Цель прямая: Познакомить детей с Солнечной системой. Цель косвенная: Развивать у детей мыслительную деятельность, ориентировку в пространстве, внимание, моторику, речь.

Дидактическая игра: «Где мы живем?» (5-7 лет) Цель (прямая). Получить элементарные географические представления: планета Земля, Евразия, Россия, Белгородская область, город Белгород. Узнать, что больше, что меньше. Цель (косвенная). Упражнение в составлении целого из частей, в сравнении по величине.

Дидактическая игра: «Кто где живет?» (5-6 лет) Цель: Знакомить детей с многообразием природы; с растениями различных климатических зон. Показать взаимодействие живой и неживой природы. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

Дидактическая игра: «Кто где живет?» (5-6 лет)

Материал: « Дубио » (с 3 лет)

Дидактическая игра « Дубио » (с 3 лет) « Дубио » – это планшет (окошко), изготовленный из ДВП и оргстекла. Слева оргстекло покрыто самоклеющейся непрозрачной пленкой и проделано четыре отверстия. Справа вставляется перфокарта с заданием. На перфокарте (шторке) слева – четыре отверстия, совпадающие с отверстиями на оргстекле. Набор перфокарт по сериям. Цель: прямая – подбор и классификация предметов по ряду признаков, косвенная - анализ изображений, развитие зрительного восприятия, сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

У пражнения с материалом « Дубио »: Классификация предметов по форме, цвету. Классификация диких и домашних животных. Классификация птиц (перелетные, зимующие, домашние). Классификация овощей и фруктов. Классификация транспорта (водный, воздушный, наземный). Счет, пересчет предметов. Закрепление знаний цифр и букв. Нахождение буквы по элементу. Нахождение картинки на заданную букву, цифру. Чтение слов и соотнесения с картинкой. Чтение предложений и соотнесение с картинкой. И т.д.

Презентация создана на основе методических материалов педагогов Белгородской области областного конкурса «Вслед за Марией Монтессори …» Автор: Сочкалова Наталья Алексеевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области