Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори
Зона космоса Марии Монтессори
Занятия в зоне космоса направлены на обучение способам добывания информации по окружающему миру, истории, географии, астрономии, анатомии, информатики и на сопоставление, сравнение, анализ, переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка, на осознание себя и своего места в мире. В этой зоне находятся комнатные растения, домашние животные, игры и пособия по естественным наукам (всевозможные карты, глобусы, календари, часы и т.д.), инвентарь для проведения опытов.
Окружающий мир
Воздух
Ребенок с помощью ветряной мельницы, свечки, кусочка ватки на ниточки, пушинки наблюдает за работой воздуха.
Что пропускает воду
Приготовьте несколько банок. В первую
банку положите землю, во вторую песок, в третью глину, в четвертую
соль, в пятую камни и т.д. Нужно заливать в каждую банку воду и следить
за тем, проходит вода сквозь материал.
Температура воды
Научите ребенка с помощью водного термометра измерять температуру воды.
Растительный мир
Семена
В коробке с перегородками лежат семена
растений: семечки подсолнуха, арбуза, дыни, тыквы, огурцов, укропа и
т.д. В других отсеках коробки приклеены карточки с изображением самих
растений. Задача ребенка разложить семена по ячейкам с соответствующими
картинками.
Листья деревьев
В первом отделении коробки лежат
изображения самих деревьев или кустарников, а в другом отделении –
карточки с листьями от этих деревьев. Ребенку надо подобрать
соответствующие пары – лист и дерево. Затем в природных условиях эти
знания закрепляются.
Травы, деревья, кустарники
Даны карточки с изображением одиночных
трав, кустарников и деревьев. Ребенку надо раскладывать карточки на три
группы в зависимости от того, что на них изображено.
Животный мир
Классификация животных
Даны карточки с изображением животных
(или фигурки животных), относящихся к разным классам: звери
(млекопитающие), птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Ребенку надо распределить животных по группам.
Животные по материкам
Ребенку нужно расположить на карте мира
фигурки животных: морж – в Антарктиде – пингвины, в Австралии –
муравьед, в Африке – слоны и зебры, в Южной Америке – ленивцы, в
Северной Америке – северные олени, в Евразии – медведи и лисы.
Среда обитания животных
На листе ватмана нарисованы земля, вода и воздух. Ребенок распределяет фигурки животных по месту их обитания.
Человек
Руки и ноги
Взрослый называет любую часть тела (голова, шея, нога, коленка и т.д.), а ребенок ее показывает.
Строение человека
Подготовьте небольшие наклейки с
написанными на них названиями частей тела и куклу. Ребенок берет
первую наклейку, читает слово и наклеивает её на соответствующую часть
куклы.
История
Эволюция животных
На длинной ленте изображены животные в
порядке их появления на земле: бактерии – черви – примитивные
членистоногие – первые рыбы – первые рептилии – динозавры – птерозавры
– первые млекопитающие - первые птицы – первые морские млекопитающие –
первые люди.
География
Материки
На географической карте или глобусе ребенок располагает названия материков.
Макет
Даны различные планы – схемы местности.
Ребенку нужно по образцу одной из схем составить макет из игрушечных
деревьев, кустов, домов, озер, дорог.
Астрономия
Время
Ребенок учится наблюдать за временем и
измерять его с помощью различных приборов: большие часы, наручные часы,
секундомер, водяные часы, песочные часы, солнечные часы.
12 месяцев
Дети выкладывают по порядку названия
месяцев, написанных на карточках и раскрашенных в разные цвета
(весенние месяцы – сиреневые, летние месяцы – зеленые, осенние месяцы –
оранжевые, зимние месяцы – голубые).
Времена года
Имеются карточки с изображением каждого
времени года. К ним нужно подбирать соответствующие картинки –
подснежники (весна), ягоды (лето), оранжевые листья (осень), снеговик
(зима) и т.д.
Информатика
Энциклопедические знания
Нужны группы карточек с изображением
предметов по различным тематикам – животные (волки, медведи, совы,
муравьи и т.д.), растения (береза, одуванчик, сирень и т.д.), знаменитые
люди (А.Пушкин, И.Шишкин и т.д.). На других карточках написаны сведения
о каждом из этих предметов или людей. Ребенку нужно читать описание,
например, медведя и подбирать к нему его изображение.
Измерение
Ребенок с помощью соответствующих измерительных приборов измеряет длину, ширину, высоту и массу предметов.
Опыты
Перед ребенком различные предметы для проведения опытов: банки с песком, землей, солью, сахаром, маслом, крахмалом, мукой, краской, йодом, зеленкой, кусочки картофеля, огурцов, хлеба и т.д. А так же ложка, сито, салфетка, кусочек ткани, стаканчик, пипетка и т.д. Взрослый говорит ребенку задание (или задание написано на карточке), например: «Налей в стакан воду, капни туда каплю йода, положи кусочек хлеба – что произошло?».
Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»Космическое воспитание - что за странное название раздела в методике М. Монтессори в нашем детском саду? (Дети попросту называют его «Космос» ) . Можно подумать речь идёт о звёздах планетах и спутниках. Не совсем. Нельзя так же сказать, что это природоведение. Центральная идея космического воспитания - познание человека во всём многообразии и сложности, его место в культуре, истории, природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, мой детский сад. Макрокосмос - это тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее всё, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймёт, что развитием необходимо управлять сознательно.
Такова философская основа мета предмета «КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» . Среди русских философов, проповедовавших идею «космизма» можно назвать Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского. Этими идеями увлекался и Лев Николаевич Толстой. Мария Монтессори предала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми. Научить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь её, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, необходимо основываться, прежде всего, на том, что бы сохранить и поддержать детское восприятие мира, как единое целое, оставшееся у ребёнка с младенческого возраста. Малыш не хочет ждать, когда ему принесут сведения о животных, растениях, позволят сделать опыты по физике, а про звёзды расскажут в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять- семь лет всё это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, физика, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за поведением кошки и Солнцем. Разумеется, взрослые не в силах ответить на каждый вопрос ребёнка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда ребёнок научиться, в большинстве случаев, обходиться без взрослой опеки и контроля.
Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: педагог рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок, отгадыванием загадок и кроссвордов, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчётом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна из идей курса- личное проживание смыслов урока. Память о них собственные учебники, рисунки, доклады, модели на полках, афиши спектаклей и выставок.
Презентации в разделе «Космическое воспитание»
Животные разных континентов.
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Познакомить детей с различными животными разных континентов. Учить соотносить животное с местом его обитания.
Материал: Карта континентов, животные разных континентов в корзинке, карточки с названиями животных.
Презентация: Педагог предлагает ребёнку познакомиться с новым материалом. На ковре выкладывается большая карта континентов и животные. Педагог обводит один континент по контуру и называет: -Это Евразия. На ней живут: Медведь (педагог находит в корзинке медведя и ставит его на континент, затем ищет надпись «медведь» и подкладывает под фигуркой. заяц, и т.д. Педагог поочерёдно выставляет всех животных проживающих на одном континенте. В конце презентации педагог обводит континент рукой: Эти животные живут на континенте- Евразия.
Примечание: За одну презентацию педагог знакомит детей с животными только одного континента.
Проверка: визуальная, цифры и цвет на фигурке животного должен совпадать с цифрой на подписи к нему.
Планеты солнечной системы.
Возраст: 6-7 лет.
Цель: Знакомство с понятием «Солнечная система» , с планетами и их расположением относительно Солнца и Земли.
Материал: Шары различных размеров, шнурки по кол-ву орбит, карточки с названиями планет, проверочная карта.
Презентация: Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладываются все шнурки согласно размеру их диаметра. Затем в центре ставится большой шар «Солнце» . А на каждый шнурок «орбиту» выкладывается шарик с соответствующим номером, который есть и на шнурке- «орбите» . Затем под каждую «планету» подкладывают надпись с названием планеты. Это - Земля, Это - Марс, Это- Юпитер. Наверху в центе коврика выкладывают надпись «Планеты Солнечной системы»
Примечания: На первой презентации знакомят детей с планетой- Земля и ещё 2 любыми планетами. Затем, на следующих презентациях, прибавляют ещё по две планеты.
Круглый год.
Возраст: 4-5 лет.
Цель упражнения: Изучение категории времени. Цикличность времён года.
Материал: Круг, разделённый на 4 сегмента разного цвета, карточки с названиями времени года и месяцев, деревья в различных «нарядах» . Нитка с бусинами по кол-ву дней в году(разделённая на 4 цвета) . Сегменты разных цветов по кол-ву месяцев в году.
Описание работы: Ребенок кладёт перед собой поднос с материалом. Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладывается круг, разделённый на 4 сектора, 4 цветов. Затем педагог предлагает ребёнку назвать времена года и показать их на круге, обозначая каждое время года деревом и карточкой с названием времени года.
Затем, педагог выкладывает на каждом секторе времени года, месяц обозначенный треугольником такого же цвета и подкладывает надпись с названием месяца. В конце презентации педагог находит надпись «год» и кладёт её в центе круга.
Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.
Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Естественнонаучное и космическое развитие по системе М арии Монтессори
Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.
Предметно - средовая модель образования - это уникальная педагогическая система, созданная великим итальянским педагогом Марией Монтессори, суть которой в том, что педагог создаёт и располагает в группе дидактические материалы, впоследствии названные автодидактическими, т.е. самообучающими. Дети, выбирая по своим интересом материалы, действуют с ними и «вычерпывают» нужное содержание, которое уточняется педагогом.
Дидактический материал: Временная лента «Возникновение планет» (3-6 лет). Прямая цель: познакомить детей с историей появления планет, и их элементарных свойствах;поэтапное ознакомление с историей возникновения планет: 1) взрыв в космосе, 2)возникновение частиц, 3) объединение частиц вгруппы, 4) объединение групп частиц в планеты, 5) формирование солнечной системы, 6) планета Земля – наш дом. Косвенная цель: формирование системы глаз – рука; развитие тактильных ощущений при ощупывании предметов, формирование понятий: гладкий-шершавый, мягкий – жесткий, круг, овал; пополнение словарного запаса: планета, космос, частица, взрыв, орбита, Земля, Солнце; Интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие и закрепление мускульного механизма, координации рук и глаз; развивать координацию, чувство равновесия у детей.
Дидактический материал: «Звездное небо» (6 лет) Прямая цель: при визуальном виде просмотра пособия сверху рассмотреть картину реального расположения звезд на небе. При просмотре через отверстие рассмотреть картину водимого расположения звезд на небе. Косвенная цель: п роявление интереса к данной области знаний. Направление своих усилий на их изучение
Дидактическая игра: «Солнечная система» (5-7 лет) Цель прямая: Познакомить детей с Солнечной системой. Цель косвенная: Развивать у детей мыслительную деятельность, ориентировку в пространстве, внимание, моторику, речь.
Дидактическая игра: «Где мы живем?» (5-7 лет) Цель (прямая). Получить элементарные географические представления: планета Земля, Евразия, Россия, Белгородская область, город Белгород. Узнать, что больше, что меньше. Цель (косвенная). Упражнение в составлении целого из частей, в сравнении по величине.
Дидактическая игра: «Кто где живет?» (5-6 лет) Цель: Знакомить детей с многообразием природы; с растениями различных климатических зон. Показать взаимодействие живой и неживой природы. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.
Дидактическая игра: «Кто где живет?» (5-6 лет)
Материал: « Дубио » (с 3 лет)
Дидактическая игра « Дубио » (с 3 лет) « Дубио » – это планшет (окошко), изготовленный из ДВП и оргстекла. Слева оргстекло покрыто самоклеющейся непрозрачной пленкой и проделано четыре отверстия. Справа вставляется перфокарта с заданием. На перфокарте (шторке) слева – четыре отверстия, совпадающие с отверстиями на оргстекле. Набор перфокарт по сериям. Цель: прямая – подбор и классификация предметов по ряду признаков, косвенная - анализ изображений, развитие зрительного восприятия, сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
У пражнения с материалом « Дубио »: Классификация предметов по форме, цвету. Классификация диких и домашних животных. Классификация птиц (перелетные, зимующие, домашние). Классификация овощей и фруктов. Классификация транспорта (водный, воздушный, наземный). Счет, пересчет предметов. Закрепление знаний цифр и букв. Нахождение буквы по элементу. Нахождение картинки на заданную букву, цифру. Чтение слов и соотнесения с картинкой. Чтение предложений и соотнесение с картинкой. И т.д.
Презентация создана на основе методических материалов педагогов Белгородской области областного конкурса «Вслед за Марией Монтессори …» Автор: Сочкалова Наталья Алексеевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области