Свадьба в ссср. как это было

Оказывается, не так просто найти задокументированный материал по проведению свадеб в Советском Союзе. Екатерине Бушуевой , организатору Свадебного агентства Лямур-Тужур (Москва) пришлось потратить в районной библиотеке немало времени, сильно озадачив сотрудниц этого «почти пересохшего источника знаний». Информация нашлась скудная и просеянная через морально-этическое сито цензуры и редакторов.

Поэтому «Как проводились свадьбы в СССР» Екатерина решила спросить у самих главных героев семейных пар, чей Big Day выпал на это время в истории нашей страны. Сменились название, политический строй, цвет и количество нулей на банкнотах, но Родина-то одна, а значит и связь поколений никуда не делась.

Основная цель этой статьи - провести свадебные параллели в двух эпохах.

Разобьем привычную нам подготовку свадьбы на пункты и сравним с советскими аналогами. В конце обязательно сделаем выводы. Хотелось бы понять, выиграли ли мы что-то, имея невероятные возможности по организации свадьбы или потеряли что-то очень важное в самом главном дне?

Стиль повествования бывших женихов и невест сохранены. Выражаю огромную благодарность опрашиваемым, которые согласились на мою авантюру вернуться на 30-40 лет назад и вспомнить как они отметили свадьбу, а именно:

  • Семья Якубовых, женаты 32 года , отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Крысиных, женаты 34 года, отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Бушуевых, женаты 33 года, праздновали свадьбу в небольшом городе, в квартире.
  • Семья Сынковых, женаты 36 лет, свадьба в сельской местности (записано со слов Бушуева Александра)

1. Подача заявления в отдел записи актов гражданского состояния исполкомов районных или городских Советов народных депутатов[i] .

По-моему, очень страшное название, особенно про депутатов! Сейчас звучнее – просто ЗАГС. Расписывали во всех населенных пунктах большой страны, серьезность вступления в брак в поселковом исполкоме, и в столичном Дворце не отличались, а вот сам праздник – кардинально. Стандартный срок ожидания – 3 месяца.

Сколько времени вы ждали росписи после подачи заявления?

Светлана Якубова: «Стандартно было три месяца, но мы подождали месяц, так как расписывались в четверг, в будний день».

Людмила Бушуева: «Мы ждали два месяца, и торопились расписаться до мая, так как слышали про примету [свадьба в мае, значит будете маяться]».

Светлана Крысина: «Мы три месяца ждали. Как заявку подали, я сразу платье начала шить».

2. Свадебное платье. Первый квест для советских невест.

Шоу «Остаться в живых», «Остров» и «Форт Боярд» отдыхают на фоне задания «Найди свадебное платье в Советском Союзе». Несмотря на то, что первое ателье открылось в Союзе в 1922 году, проблема с красивой праздничной одеждой оставалась довольно долго. Наши бабушки платья точно шили, а с 70-х можно было поискать платье в специализированных салонах для новобрачных.

Где вы покупали свадебное платье?

Светлана Якубова: «1984 год. Салонов свадебных в Москве два или три от силы. А из моделей… максимум три варианта платьев. То есть, какое тебе подойдет по размеру, такое и купишь. Все! Платье купила первое, которое село на меня по размеру. Фату взяла у соседки. Есть такое поверье, что нельзя брать чужое платье, чужую фату. К этому времени соседка уже развелась, но покупать на один вечер фату совершенно не хотелось. Туфли где-то достали импортные, очень хорошие. А костюм у мужа был, не знаю, с каких времен, но был! В ателье тяжело попасть было, надо в 5 утра вставать, занимать очередь, и не факт, что что-то нормальное сошьешь».

Светлана Крысина: «Я сама шила. Оно у меня до сих пор хранится. Мало того, тогда очень модно были «вафли» [стеганный эффект]. У меня кокетка была спереди и сзади, украшенная этими «вафлями», я вручную его делала несколько месяцев. Серебряный поясок помню, тоненький из парчи. И под этот поясок - серебряные босоножки».

А вот такой популярной, как сейчас, услуги «стилист-визажист» не было. В большинстве своем невесты собирались, красились и делали прически самостоятельно или при помощи мам/сестер/подруг. Но отсутствие профессионального макияжа совершенно не отражалось на счастье, которые излучали даже не идеально накрашенные глаза.

Светлана Крысина: «Была такая парикмахерская «Чародейка», я туда записалась заранее, пришла, а мне ничего толком и не сделали. Подстригли чуть-чуть, «полачили». Я пришла домой, вымыла голову, накрутилась и поехала!».

А как же популярная сейчас свадебная флористика? Был ли букет невесты?

Светлана Крысина: «Букетов невесты, как сейчас, не было. Я помню, что мне дали какие-то огромные цветы. Я стояла с этим букетом, меня за ним видно не было, и думала «Хоть бы кто-нибудь у меня его забрал!». Розы еще были, они же колючие, я все за платье переживала, как бы не зацепить, некомфортно мне с цветами было».

Кстати, красные гвоздики часто встречались в руках невест, и ассоциация их с партийными праздниками и 9 мая – весьма ошибочна, значение гвоздик красного цвета на языке цветов означает «Горячая любовь, восхищение». Подходящий цветок для любящей и любимой женщины.

3. Профессиональная фотосессия: «Ты сними, сними меня, фотограф» (из песни Пугачевой А., 1989 г.)

Сразу оговорюсь, первое что бросилось в глаза при просмотре свадебных фотографий из ЗАГСов, это их стойкий розовый оттенок. Как фотографы умудрялись снимать в разных интерьерах, но с одинаковым радостным оттенком - загадка, оставшаяся без ответа. Чаще всего профи фотографировали регистрацию брака, а торжество осталось только на любительских кадрах.

Был ли у вас на свадьбе фотограф?

Светлана Якубова: «Фотограф при дворце был. Фотографии у всех одинаковые, построение одинаковое, посмотреть друг на друга, встать, сесть. Ничем не отличаются [фотографии]».

Людмила Бушуева: «У нас засветилась пленка и сохранилось буквально несколько фотографий».

«Обычно фотографировал тот, у кого имелся фотоаппарат».

Знаете, что поразило меня, человека из свадебной индустрии? Самостоятельное оформление свадебных альбомов. Стихи, приметы, подписи, комментарии… В наше время напечатать фотокнигу можно практически во всех населенных пунктах, но рукой подписанные фотографии вызывают самые трепетные и нежные чувства!

4. Свадебный кортеж: Наши люди в булочную на такси не ездят («Бриллиантовая рука», 1968 г.)

Пробок в СССР даже в крупных городах практически не было, но долгие прогулки-фотосессии не имели смысла из-за отсутствия фотографов и вообще традиции множества профессиональных кадров. Транспорт искали по всем знакомым. Особым шиком считалась «Чайка» или «Волга», но чаще всего свадебный эскорт – это личные автомобили друзей, родственников, соседей или такси. Что касаемо прогулки, принято было посещать памятные места, приносить цветы к памятникам вождям пролетариата и другим почитаемым личностям, а потом уже и отмечать можно.

Как вы добирались в ЗАГС и была ли свадебная прогулка?

Светлана Якубова: «У нас получилась очень интересная свадьба! Вместо того, чтобы поехать на Олимпийский проспект, водитель отвез нас в Олимпийскую деревню [это противоположные районы Москвы]. Какой там погулять?! Хорошо что не было пробок. Потом жених потерялся по дороге. У нас же большинство студенты были, особо не разгуляешься. Поэтому невеста ехала в Чайке, а жених ехал на Москвиче своего друга и их затерли по дороге где-то. Не видно, что свадьба едет. Мы ко дворцу бракосочетания подъезжаем, а жениха-то нет!».

Светлана Крысина: «У нас на свадьбе шел сильный ливень. И гулять мы никуда не ходили».

Людмила Бушуева: «Заехали мы по дороге к памятнику Ленина, положили цветы, сфотографировались и уехали. Зачем - не знаю, но фотографии где-то оставались».

5. Ресторан и меню: Да разве могут в ресторане вкусно накормить?! («Москва слезам не верит», 1979 г.)

Это сейчас каждое приличное кафе предлагает услуги проведения банкета, еще лет тридцать назад такой формат праздника был редкостью. Отмечали, в основном, дома, где на маленьких кухнях собирались родственники молодых и соседи, вместе резали салаты, готовили, а потом все это дружно съедали в гостиной за длинным столом.

Где вы отмечали свадьбу?

Светлана Якубова: «Мы сняли банкетный зал. Можно было найти в Москве. А алкоголь покупали заранее. Так получилось, что нанимали только поваров, а все продукты покупали сами. Давали талончики в магазины, такие же как в свадебные салоны, там и закупались. А наши друзья отмечали свадьбу в гостинице «Украина», вот там было все по полной программе, для показа, пафосно».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас у родственников в деревне все гнали хороший самогон, никто не отравился. Много своего было – соленья, заготовки, все соседи приносили. Было по-домашнему очень вкусно!».

Людмила Бушуева: «У меня папа так расстарался, где-то достал шикарные продукты - колбаса, рыба, нарезка, мясо. Столы ломились. Вкусно безумно».

Светлана Крысина: «Мы отмечали в кафе «Дружба». Там же готовили. За месяц обговаривали меню. Притом алкоголь не покупали, в кафе организовали, машин не было, мы точно за ним не ездили».

А как же свадебный торт?

Светлана Якубова: «Торт был, но мне было совершенно все равно, что будет на столе. Не помню, чтобы были украшения, мне было неважно! Не было такого, что надо сделать свадьбу обязательную».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Торт просто покупали к чаю, детям, бабушкам. Самый обычный, в магазине».

Людмила Бушуева: «У моей подруги на свадьбе в «Арагви» [дорогой грузинский ресторан в центре Москвы] был не торт, а какое-то угощение национальное из муки и сахара. Очень необычно!».

6. Свадебные подарки: «Что тебе подарить, человек дорогой» (из песни Н. Караченцева, 1984 г.)

В век тотального потребительского изобилия нам не понять всю ценность чешского сервиза. Исчезла романтика ожидания новой покупки или подарка в дом. На свадьбах самым актуальным подарком является конверт с денежным содержимым. Кстати, еще в начале прошлого века вручать молодым деньги – дело было обидное.

Что вам дарили на свадьбу?

Светлана Якубова : «Мы заранее сказали, чтобы деньгами дарили. А так, могли подарить все что угодно, и духи, и постельное белье».

Бушуева Людмила: «Вот кто-что сумел достать, то и дарили. Посуда, одеяла, хрусталь, книги…»

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Деньги? Конечно, дарили! Но ценнее было на селе именно достать что-нибудь дефицитное. Зарабатывали прилично, а купить толком было нечего».

Светлана Крысина: «У нас свадьба была студенческая, много молодежи. А свекровь мне возьми и скажи: «Ну, что это за гости? Ни подарков, ни денег» Так я на нее обиделась!».

7. Развлечения на свадьбе и тамада: Тост без вина, как брачная ночь без невесты («Кавказская пленница или другие приключения Шурика», 1966 г.)

Интернет не просто пестрит, а задыхается от предложений ведущих, тамады на свадьбу. «Топ–притоп-10» ведущих вашего города готовы сутками проводить свадьбу, даже если вы сами этого не хотите. В предыдущей стране без свадебного персонала чудесно получались невероятно искренние торжества, и каждому слово доставалось, и танцы до упаду, и драка иногда случалась для порядку. =)

Был ли ведущий или тамада у вас на свадьбе?

Светлана Крысина: «Ведущего у нас не было, кто хотел, тот брал слово, все очень свободно. А вот выкупали меня очень долго. Мы были на последнем курсе института и пригласили всю группу. Так мальчишки наменяли пятаков и разукрасили их в красный цвет. В метро меняли целую хозяйственную сумку. Они нас посыпали, а мы с мужем должны были подметать. А он возьми и все собранные деньги в этом конкурсе мне пересыпал. Все смеялись, что я бюджетом буду заведовать. И кусок первый каравая тоже я укусила поздоровее».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас был баянист, тамада был не нужен».

Людмила Бушуева: «Жена брата зачем-то нацепила на платье пробки от бутылок, ходила и звенела, а еще мучила нас какими-то конкурсами странными, например, спички повставляла в яблоко, надо было что-то там говорить про жену. А сестра моя юная совсем была, так переживала за свое поздравление, говорила долго, не зная, чем закончить, так в конце после паузы выдала «Всё!».

Светлана Якубова: «Были мы на свадьбе в Пушкино [небольшой город в Подмосковье]. Это было что-то! Мы не выдержали больше двух часов и ушли. Шутки у тамады были очень плоские и неудачные, и откровенно неприличные. А еще помню был ансамбль, где солист пел, а во тру у него папироска была, то есть, не вынимая папироски он исполнял песни».

Была ли традиция красть невесту или какой-нибудь предмет ее гардероба?

Светлана Якубова: «Меня украли. Друзья подговорили выйти за какой-то мелочью. И только я вышла из зала, меня хватает друг и уносит. Засунул в машину и увез. Это все было очень натурально, муж испугался».

Светлана Крысина: «Меня крали на свадьбе! Куда-то прятали, крали туфлю, наливали туда водку, пришлось пить мужу».

Еще свежи в памяти наших родителей и родственников то, как организовывалась и прородилась свадьба во времена СССР. Дефицит и простота – эти слова лучше других характеризуют то, с чем сталкивались молодожены в 60-80х годах прошлого века при подготовке к свадьбе. Им и не снилось тогда, что прилавки могут ломиться от экзотических фруктов, что торт и колбасу легко купить в любом магазине, что свадебный кортеж автомобилей рискует застрять в пробке, и главное – что не нужно мучительно стоять в очереди! Тем не менее, молодые люди вопреки всему организовывали большие свадьбы. Так какой же она была, свадьба 60-х, 70-х, 80-х?

Заявление в ЗАГС подавалось за два-три месяца до регистрации брака. Будущим молодоженам выдавались талончики на приобретение свадебных колец, нарядов и туфель. В свободной продаже их не находилось. Кольца в тот период стоили около 120-150 рублей, что для рядового советского труженика было сопоставимо с размером месячного оклада, а то и выше. Но если кольца и туфли приходилось покупать, то свадебные платья зачастую девушки или их мамы шили сами либо заказывали в ателье. При этом использовались такие материалы (а ведь и они были в дефиците), как атлас, шелк, тафта или парча. В советской моде главенствовала скромность, поэтому платья невест отличались простотой, часто прямым покроем и недорогой отделкой.

Женихам с выбором костюмов – непременно черных - было проще. В то время легкая промышленность выпускала их в достаточном количестве. А вот ботинки старались приобрести импортные, дорогие, в основном производства стран социалистического лагеря, например, Чехословакии или Польши.

Отметить свадьбу в кафе могли себе позволить далеко не все. Подавляющее большинство молодоженов торжество устраивало прямо дома, а некоторые даже в общежитии. В связи с этим вставал вопрос не просто о выборе меню, а о том, как и где найти продукты. Мяса в магазинах почти не было. Приходилось искать знакомых в сфере общепита или покупать вдвое дороже на рынке. Так, если в магазине килограмм мяса стоил 2,5 рубля, на рынке тот же вес обходился в 5 рублей. За тортом почти всегда приходилось стоять в очереди. Кто-то из молодых, их друзей или родственников отправлялся к магазину за час до открытия. После трех часов ожидания заветное сладкое изделие, если не успевало закончиться, оказывалось в руках счастливчика.

Поначалу, водку отпускали по справке ЗАГСа, получить которую, было очень просто - подаешь заявление о бракосочетании, и по окончанию испытательного срока, за неделю до свадьбы, приносишь еще одно заявление, в котором указываешь точную дату свадьбы, которая, как правило, совпадала с датой бракосочетания. Согласно данного заявления, на руки будущих супругов выдавался талон, где указывался адрес магазина, количество спиртного и точная дата отпуска ликеро-водочных изделий. Дабы не напрягать молодоженов и их сородичей стоянием в очередях за водкой в день бракосочетания, её отпускали за пару дней до свадьбы. Как правило, это был ящик водки. Но со временем со свадьбами стали происходить весьма странные вещи. Чиновники ЗАГСа вдруг заметили, что показатель так называемых «отказников» катастрофически пополз вверх. Молодые люди, и будущие супружеские пары более преклонного возраста, не успев ещё пройти процедуру обмена обручальными кольцами, и подписания брачных обязательств, в самый последний момент подавали заявление об отмене своего решения воссоединиться в одну дружную семью. Призадумались чиновники, как выйти из такого щепетильного положения, и придумали они постановили, чтобы водочный талон выдавали вместе со свидетельством о браке. Теперь, после официальной регистрации в ЗАГСе, пока молодожены пускались в небольшое путешествие по городу, их ближайшие родственники мчались в обозначенный в талоне магазин за ящиком спиртного, которое надо было не только успеть купить, но и своевременно доставить к месту предстоящего свадебного торжества. Порой так случалось, что на дверях магазина висел замок, и написанное от руки объявление, мол, водка на сегодня вся закончилась, приходите завтра...

В качестве свадебного автомобиля наибольшей популярностью пользовалась «Волга», а самой респектабельной, позволить себе которую мог не каждый, считалась черная «Волга». Ее аренда обходилась примерно в 25 рублей, т.е. в пятую часть средней зарплаты. По причине дороговизны, как правило, в ЗАГС молодые оправлялись лишь со свидетелями, а гости подтягивались после завершения рабочего дня непосредственно к месту празднования. Самым популярным днем бракосочетания являлась пятница.

После объявления их мужем и женой, новобрачные по традиции отправлялись возложить цветы у Вечного огня, к памятнику вождю мирового пролетариата и фотографироваться на фоне иных достопримечательностей.

На свадьбе роль тамады исполнял кто-то из гостей или друзей молодоженов. Выбирали самого бойкого и говорливого человека.

Живая музыка на свадьбе в 70-е как правило представлялась баянистом. Это было и требование старшего поколения, которое любило во время застолья затянуть песню. Если пара была более состоятельная и имела желание, в качестве живой музыки всегда можно было заказать местное ВИА. В каждом доме культуры были свои музыкальные ансамбли, которые насчитывали от 4 до 12 человек. Если на свадьбе не было живой музыки, гости танцевали под музыкальные пластинки.

Подарки молодым оговаривались заранее. Деньги (10 рублей с человека, 20 – с пары), как правило, дарила молодежь, а взрослые – вещи. Популярными были сервизы, вазы, фужеры, многие из которых и по сей день можно обнаружить в шкафах у родителей. Вручали и ложки, а вот ножи и вилки – нет, опасаясь дурных примет.

Стоит также упомянуть и о комсомольской свадьбе, которая имела целый ряд отличий от обычной свадьбы. Она подразумевала безалкогольное торжество, которое устраивал и оплачивал Комитет комсомола. На комсомольской свадьбе присутствовала практически одна молодежь – друзья, коллеги и родственники молодоженов. Родители отмечали торжественное событие отдельно. Обычно комсомольская свадьба отмечалась в каком-нибудь комсомольском клубе, украшенном, соответственно моменту, цветами, плакатами и воздушными шарами. Среди приглашенных гостей на такой свадьбе можно было встретить работников комсомольской организации города или области. Конечно, приходили они не с пустыми руками. Телевизоры, холодильники, а иногда даже ордер на квартиру или место в общежитии – такие подарки вручались счастливым молодоженам от имени Советского комсомола.

Верующие обряд венчания проводили значительно реже, так как это происходило в церкви, что было труднее скрыть и официально не одобрялось. Обо всех случаях венчания и крещения детей докладывалось в партийный комитет.

Но с какими бы сложностями советские молодожены не сталкивались, любовь побеждала все!

LAFESTA - : фотографий с более чем 920 концертов группы LAFESTA на ивентах, вечеринках, презентациях, юбилеях, свадьбах

По материалам из книги: "Советские традиции, праздники и обряды"

Бракосочетание - одно из наиболее торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. Семья возлагает на молодую чету высокие обязательства перед государством и обществом, связанные с моральной ответственностью за воспитание детей.

Осуществление обряда торжественной регистрации бракосочетания возлагается на органы записи актов гражданского состояния. Заведующий районным(городским) отделом загса обеспечивает образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов своего района или города, консультирует их по вопросам практической деятельности. Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить» обряды на высоком идейно-художественном уровне.

Торжественный обряд проводит его исполнитель - лицо, специально назначенное исполкомом местного Совета народных депутатов для выполнения этих функций. Исполнитель обряда должен быть уважаемым, авторитетным человеком. желательно из числа депутатов областного, городского, районного, поселкового или сельского Совета. Исполнителю обряда помогают помощник и распорядитель - штатные работники отдела загса и обрядового салона или привлеченные к этому работники культурно-просветительных учреждений, представители общественности

Лица, которые проводят обряды, должны быть одеты в специальные обрядовые современные костюмы. Учитывая, что исполнитель обряда - представитель государства, признано целесообразным создать единый образец его одежды для всей республики. Желательно, чтобы исполнители, отмеченные государственными наградами СССР, надевали их.
Для лиц. которые проводят обряды, их помощников и распорядителей установлены нагрудные знаки единого образца
В обрядовых залах обязательны изображения Государственного герба СССР или Государственного герба УССР, устанавливаются Государственный флаг СССР и Государственный флаг УССР. бюст, барельеф или портрет В. И. Ленина.

Свадебный рушник и особенно хлеб-соль на рушнике широко распространены в нашей советской действительности. В обряде торжественной регистрации бракосочетания вышитый или приобретенный невестой рушник символизирует чистоту и добропорядочность жениха и невесты, которые, становясь на него, создают новую семью. Свадебные кольца при бракосочетании выступают как символ семейного единства и верности.

В день обряда жених и невеста посещают памятник В. И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возлагают там цветы в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины.

В назначенный час жених и невеста прибывают в сопровождении свадебного кортежа во Дворец (Дом, зал) торжественных событий. Их встречает распорядитель, приглашает невесту с дружкой в комнату невесты, жениха с дружкой в комнату жениха.
Когда молодые закончат свои приготовления, распорядитель приглашает их в гостиную. Свадебное шествие становится в определенной последовательности: жених и невеста, старшая дружка и старший дружка, родители, родственники, гости. Звучит музыкальное свадебное приветствие.
Распорядитель распахивает двери, жених и невеста медленно входят в зал и останавливаются на коврике в нескольких метрах от входной двери. За ними следуют дружки, родители, родственники, гости
Вход молодых и их гостей в зал должен сопровождаться хоровым пением или музыкой (оркестр, магнитофонная запись).

Помощник исполнителя обряда, который стоит невдалеке от возвышения, после окончания хорового или музыкального сопровождения торжественно оглашает:

Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических Республик (называет фамилию, имя и отчество невесты и жениха).
Торжественный обряд бракосочетания проводит (следует звание исполнителя обряда) депутат... Совета народных депутатов.

Входит исполнитель обряда, становится перед столом на возвышении и приветствует присутствующих:

Рады приветствовать дорогих гостей в этом светлом зале!

В добрый час вы подали друг другу руки (называет имена невесты и жениха).
Под мирным небом нашей Родины советский народ, руководимый партией Ленина, светлой дорогой идет в коммунистическое грядущее. Вы. дети нашего народа, его надежда и будущее, сегодня вступаете в брачный союз. В прошлом остаются годы юности, впереди - ответственная пора семейной жизни.
Исполняя высокий общественный долг, как представитель государства прошу ответить:
- Готовы ли вы (называет имя невесты) всю жизнь быть верным другой
(называет имя жениха)?
- Да.
- Готовы ли вы (называет имя жениха) всю жизнь быть верным другой
(называет имя невесты)?
- Да.
- Примите эти обручальные кольца как символ вашей семейной верности и единства. Обручитесь ими.
Он подаст жениху кольцо невесты, невесте - кольцо жениха, и они надевают их друг другу на безымянный палец правой руки (рука невесты должна быть без перчатки).

Этот элемент обряда сопровождается музыкой или хоровым пением.

Ведущий негромко говорит невесте и жениху:
- Прошу повторять, за мной.
Отходит на шаг. делает паузу и торжественно произносит:

Перед лицом Закона нашей Советской Родины, перед своими родителями, друзьями и товарищами мы выражаем свою волю к совместной жизни, как супруги... основатели семьи и продолжатели рода своего, во имя блага нашего государства, бессмертия советского народа и личного счастья.

Жених и невеста повторяют эти слова. С текстом торжественного согласия на брак их следует ознакомить, заранее.

Исполняющий обряд обращается к молодым:

Прошу скрепить свой семейный союз,- и приглашает их пройти к столу.

Жених и невеста подписывают акт о регистрации брака и по просьбе исполни-
теля обряда отходят немного в сторону от стола, становясь в полупрофиль к залу так, чтобы их хорошо видно было участникам обряда.

Дружки подходят к столу, расписываются в книге актовой записи о регистрации брака и возвращаются на свои места.

Эти действия сопровождаются музыкой или хоровым пением.

Исполнитель обряда, обращаясь к молодоженам и всем присутствующим, торжественно произносит:

Именем Закона Советской Социалистической Республики подтверждается взаимное проявление воли граждан (называются фамилии, имена и отчества невесты и жениха) х совместной семейной жизни.

Утверждается взаимное проявление воли супругов носить общую фамилию
(называется фамилия).
Отныне вы муж и жена, основоположники новой семьи и продолжатели рода своего во имя блага государства, личного счастья, бессмертия советского народа.

Звучит Государственный гимн СССР (один, финальный куплет).

Исполнитель обряда берет со стола свидетельство о браке и паспорта.
Паспорта граждан СССР вручаются новобрачным уже с внесенными в соответствии со свидетельством о браке «вменениями. Вручая их молодоженам, говорит:

Дорогие друзья! Примите свидетельство о браке как дорогой и памятный
документ пашей семьи, признанной государством.

Живите дружно. Будьте щедры на труд и любовь. Вы (называется имя невесты) помните о великом призвании матери - родить человека и о еще большем - вместе с мужем воспитать его. Вы (называется имя жениха) уважайте (называется имя невесты) как друга верного, берегите ее как мать ваших
будущих детей. Наше советское общество возлагает на вас обоих обязанность -вырастить их честными и чуткими людьми, трудолюбивыми и мужественными гражданами.

Сердечно поздравляю вас с рождением новой семьи, желаю судьбы славной и жизни большой! С этой минуты все для вас становится общим: труд, радость, мечты. Поздравьте друг друга как супруги.

Сразу после выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья, подносят цветы.

Работники обрядовых салонов должны заранее рассказать гостям, что по установившимся обычаям лучше, если наряду с цветами будут ягоды калины, рябины. Для невесты - белые розы, для жениха красные и розовые розы, гвоздики. Букеты должны быть небольшими - по три - пять цветков (нечетное количество).

После обряда торжественной регистрации бракосочетания, как правило, устраивается свадьба. По народному обычаю, праздновать свадьбу не обязательно в день регистрации брака, можно и через несколько дней. Чтобы свадебное торжество не утратило своей поэтичности, значительности и осталось для
молодых и гостей памятным на всю жизнь, в нем современное сочетается с лучшими прогрессивными народными традициями.

В разных местностях этим прогрессивным традициям присущи свои характерные черты. Свадьбам в наше время свойственны такие прекрасные традиции, как родительское благословение, приветствие молодых коллективом, где они работают или учатся, и общественностью. Дома, на пороге, родители тепло встречают молодых хлебом-солью.

Случается, что свадьбу празднуют с приглашением большого количества людей. Это требует значительных материальных затрат, создаст трудности для родителей и молодой семьи в самом начале их общей жизни.

Работникам обрядовых салонов службы быта и отделов загса следует тактично посоветовать молодым скромную форму проведения послеобрядового свадебного торжества, исключающего употребление алкогольных напитков.

Если у молодой четы есть возможность, то ей следует рекомендовать свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране. Путевками их должны заблаговременно обеспечить салоны обрядовых услуг или общественные организации учреждений, где они работают или учатся.

В разные годы СССР существовало довольно много отличающихся друг от друга свадебных традиций. В этой статье вы прочитаете интересные факты о свадебных ритуалах и традициях народов СССР и увидите довольно любопытные архивные фотографии. Конечно, свадьба полвека назад и современное свадебное торжество

1 ноября 1959 года в Ленинграде, в великолепном особняке на Английской набережной, 28 (тогда набережная Красного Флота) был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания.

Новость об этом событии моментально облетела всю страну, которая кроме строгих ЗАГСов ничего не знала. Это было очень необычное и действительно важное для советских граждан событие…

1 ноября 1959 года ровно в 12 часов дня перед Калашниковыми Вадимом Иосифовичем и Людмилой Васильевной под звуки марша Мендельсона распахнулись двери торжественного зала Дворца бракосочетаний.

Все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй. Но можно представить, какими счастливыми чувствовали себя молодожёны! Ленинградский дворец бракосочетания или “Дворец счастливых” до 1917 года был особняком великого князя Андрея Владимировича Романова. Конечно, свадьба полвека назад и современное свадебное торжество - это совершенно разные вещи.

После Великой Отечественной войны в здании располагалось проектное бюро. А к открытию Дворца здание оформили в подобающем, “советском”, стиле: на столе, покрытом красной скатертью, стоял бюст Ленина, на стенах висели портреты членов политбюро. Над всем этим возвышалась кафедра, так же выкрашенная в красный цвет с гербом Советского Союза.
Само собой, в первый в стране “Дворец бракосочетаний” мечтали попасть многие женихи с невестами.

1963 год. По словам некоторых свидетелей свадеб того времени, посещение ленинградского Дворца с непосредственном «участием» в церемонии даже входило в программу пребывания финских туристов в северной столице.

60-е годы, обычную советскую невесту привезли на место регистрации брака.

Конечно же, на самом “торжественном” автомобиле –“Чайка”.

Машины обычно украшались разноцветными лентами, шарами, иногда-куклой. На фото: Свадьба 1974 года.

А это уже подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

Кстати, с 50 годов, в целях увеличить рождаемость в стране, советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, которые желают жить в «гражданском браке» и чувствовать себя холостыми оно накладывало налог.

А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.

Хрущев на свадьбе Валентины Терешковой.

Свадьба в Рязанской области в 1965 году.

Издавна девушка выходила замуж не одна, а с приданым - имуществом, которое родители невесты начинали готовить едва ли не со дня ее рождения. Если приданое измерялось телегами, как у этой кыргызской невесты, шансы найти хорошего мужа были высокими.

Свадьба как одно из главных событий в жизни молодоженов и их родителей - мероприятие массовое. Так, невесте, изображенной на фото, завидовал весь колхоз. Ведь в 30-е годы прошлого века "въехать" в семейную жизнь на тракторе доводилось не каждой.

Говоря о традиции непосредственно церемонии бракосочетания, стоит отметить, что несмотря на повальную «стандартизацию», в республиках бывшего Советского Союза сохранялись свои народные и религиозные обычаи: в Таджикистане даже спустя 40 лет после победы советской власти никто не мог видеть лица невесты во время церемонии.

К концу прошлого века сценарии проведения городских таджикских свадеб приблизились к европейским, девушки стали выходить замуж с открытыми лицами.

В некоторых регионах многонационального Союза свадебный ритуал выглядел очень ярко и колоритно. Например, грузинская невеста должна была уметь не только остановить коня на скаку, но и при необходимости его оседлать.

А в Прибалтике – наоборот, жених должен был впечатлить невесту, помыв ей ноги.

У многих народов накануне свадьбы невеста должна заплести не одну косу, как в девичестве, а две. По киргизской традиции, косы украшают бусами, раковинами и медными пуговицами. Концы косы должны свешиваться ниже пояса. Если длины своих волос не хватает, к ним привязывается лошадиный волос, на который привешиваются ключи.

На Украине, по старинной традиции, принято стучать в дверь специальной резной тростью, перед тем как молодожены войдут в дом.

На ненецкой свадьбе невесте положено прыгать через веревку. В тяжелой шубе это делать непросто. Но и пасти в тундре оленей не легче. Жених должен быть уверен, что его будущая жена с этой задачей справится

Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.

Фотография советской свадьбы, сделанная в 1977 году для журнала National Geographic.

В славянской традиции новобрачных встречают караваем. Кто - жених или невеста - откусит больший кусок, тот и будет главой семьи

После торжественного бракосочетания обычно ехали с цветами к памятнику Ленину, к Вечному огню, на Кремлевскую площадь.

Обязательная фотосессия на Красной площади в Москве.
Интересная подробность о «брачной» терминологии: обозначать сожительство «гражданским браком» начали относительно недавно. В советское время гражданским браком назывался брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло…). По-существу в СССР было всего два вида брака: гражданский и церковный…

Чтобы окончательно не запутаться во время последней переписи в России ввели обозначения двух видов браков: «гражданский» и «официальный».

Свадьба в СССР. Советская свадьба. Свадьба в 60-е, 70-е, 80-е Еще свежи в памяти наших родителей и родственников то, как организовывалась и прородилась свадьба во времена СССР. Дефицит и простота – эти слова лучше других характеризуют то, с чем сталкивались молодожены в 60-80х годах прошлого века при подготовке к свадьбе. Им и не снилось тогда, что прилавки могут ломиться от экзотических фруктов, что торт и колбасу легко купить в любом магазине, что свадебный кортеж автомобилей рискует застрять в пробке, и главное – что не нужно мучительно стоять в очереди! Тем не менее, молодые люди вопреки всему организовывали большие свадьбы. Так какой же она была, свадьба 60-х, 70-х, 80-х? Заявление в ЗАГС подавалось за два-три месяца до регистрации брака. Будущим молодоженам выдавались талончики на приобретение свадебных колец, нарядов и туфель. В свободной продаже их не находилось. Кольца в тот период стоили около 120-150 рублей, что для рядового советского труженика было сопоставимо с размером месячного оклада, а то и выше. Но если кольца и туфли приходилось покупать, то свадебные платья зачастую девушки или их мамы шили сами либо заказывали в ателье. При этом использовались такие материалы (а ведь и они были в дефиците), как атлас, шелк, тафта или парча. В советской моде главенствовала скромность, поэтому платья невест отличались простотой, часто прямым покроем и недорогой отделкой. Женихам с выбором костюмов – непременно черных - было проще. В то время легкая промышленность выпускала их в достаточном количестве. А вот ботинки старались приобрести импортные, дорогие, в основном производства стран социалистического лагеря, например, Чехословакии или Польши. Отметить свадьбу в кафе могли себе позволить далеко не все. Подавляющее большинство молодоженов торжество устраивало прямо дома, а некоторые даже в общежитии. В связи с этим вставал вопрос не просто о выборе меню, а о том, как и где найти продукты. Мяса в магазинах почти не было. Приходилось искать знакомых в сфере общепита или покупать вдвое дороже на рынке. Так, если в магазине килограмм мяса стоил 2,5 рубля, на рынке тот же вес обходился в 5 рублей. За тортом почти всегда приходилось стоять в очереди. Кто-то из молодых, их друзей или родственников отправлялся к магазину за час до открытия. После трех часов ожидания заветное сладкое изделие, если не успевало закончиться, оказывалось в руках счастливчика. Поначалу, водку отпускали по справке ЗАГСа, получить которую, было очень просто - подаешь заявление о бракосочетании, и по окончанию испытательного срока, за неделю до свадьбы, приносишь еще одно заявление, в котором указываешь точную дату свадьбы, которая, как правило, совпадала с датой бракосочетания. Согласно данного заявления, на руки будущих супругов выдавался талон, где указывался адрес магазина, количество спиртного и точная дата отпуска ликеро-водочных изделий. Дабы не напрягать молодоженов и их сородичей стоянием в очередях за водкой в день бракосочетания, её отпускали за пару дней до свадьбы. Как правило, это был ящик водки. Но со временем со свадьбами стали происходить весьма странные вещи. Чиновники ЗАГСа вдруг заметили, что показатель так называемых «отказников» катастрофически пополз вверх. Молодые люди, и будущие супружеские пары более преклонного возраста, не успев ещё пройти процедуру обмена обручальными кольцами, и подписания брачных обязательств, в самый последний момент подавали заявление об отмене своего решения воссоединиться в одну дружную семью. Призадумались чиновники, как выйти из такого щепетильного положения, и придумали они постановили, чтобы водочный талон выдавали вместе со свидетельством о браке. Теперь, после официальной регистрации в ЗАГСе, пока молодожены пускались в небольшое путешествие по городу, их ближайшие родственники мчались в обозначенный в талоне магазин за ящиком спиртного, которое надо было не только успеть купить, но и своевременно доставить к месту предстоящего свадебного торжества. Порой так случалось, что на дверях магазина висел замок, и написанное от руки объявление, мол, водка на сегодня вся закончилась, приходите завтра... В качестве свадебного автомобиля наибольшей популярностью пользовалась «Волга», а самой респектабельной, позволить себе которую мог не каждый, считалась черная «Волга». Ее аренда обходилась примерно в 25 рублей, т.е. в пятую часть средней зарплаты. По причине дороговизны, как правило, в ЗАГС молодые оправлялись лишь со свидетелями, а гости подтягивались после завершения рабочего дня непосредственно к месту празднования. Самым популярным днем бракосочетания являлась пятница. После объявления их мужем и женой, новобрачные по традиции отправлялись возложить цветы у Вечного огня, к памятнику вождю мирового пролетариата и фотографироваться на фоне иных достопримечательностей. На свадьбе роль тамады исполнял кто-то из гостей или друзей молодоженов. Выбирали самого бойкого и говорливого человека. Живая музыка на свадьбе в 70-е как правило представлялась баянистом. Это было и требование старшего поколения, которое любило во время застолья затянуть песню. Если пара была более состоятельная и имела желание, в качестве живой музыки всегда можно было заказать местное ВИА. В каждом доме культуры были свои музыкальные ансамбли, которые насчитывали от 4 до 12 человек. Если на свадьбе не было живой музыки, гости танцевали под музыкальные пластинки. Подарки молодым оговаривались заранее. Деньги (10 рублей с человека, 20 – с пары), как правило, дарила молодежь, а взрослые – вещи. Популярными были сервизы, вазы, фужеры, многие из которых и по сей день можно обнаружить в шкафах у родителей. Вручали и ложки, а вот ножи и вилки – нет, опасаясь дурных примет. Стоит также упомянуть и о комсомольской свадьбе, которая имела целый ряд отличий от обычной свадьбы. Она подразумевала безалкогольное торжество, которое устраивал и оплачивал Комитет комсомола. На комсомольской свадьбе присутствовала практически одна молодежь – друзья, коллеги и родственники молодоженов. Родители отмечали торжественное событие отдельно. Обычно комсомольская свадьба отмечалась в каком-нибудь комсомольском клубе, украшенном, соответственно моменту, цветами, плакатами и воздушными шарами. Среди приглашенных гостей на такой свадьбе можно было встретить работников комсомольской организации города или области. Конечно, приходили они не с пустыми руками. Телевизоры, холодильники, а иногда даже ордер на квартиру или место в общежитии – такие подарки вручались счастливым молодоженам от имени Советского комсомола. Верующие обряд венчания проводили значительно реже, так как это происходило в церкви, что было труднее скрыть и официально не одобрялось. Обо всех случаях венчания и крещения детей докладывалось в партийный комитет. Но с какими бы сложностями советские молодожены не сталкивались, любовь побеждала все!