Свадьба Грейс Келли: грация, милосердие и привлекательность. Свадебное платье Грейс Келли: Секреты подвенечного наряда актрисы


"Джентльмены предпочитают леди» - эти слова на обложке журнала «Тайм» за май 1954 года сопровождали портрет ослепительной красавицы - голливудской звезды Грейс Келли. Подпись оказалась пророческой, хотя потребовала небольшого уточнения: не просто джентльмены, но царствующие особы предпочитают леди всем остальным красавицам.

На Каннском фестивале в мае 1955 года Грейс принимает предложение известного журналиста Пьера Галанта сделать серию фотографий с князем Монако Ренье III. Правда, сначала идея эта показалась ей не столь привлекательной - предстояло долго и утомительно кружить по извилистым серпантинам крошечного королевства. Но фотосессия обещала быть выигрышной - монарх принимает у себя голливудскую звезду.

Солнце клонилось к закату, когда ослепительная красавица в платье с крупными яркими цветами впервые ступила на красноватую землю. Князь Ренье протянул ей сильную руку и повел знакомить со своими подопечными, вольно расположившимися в вольерах роскошного зоосада. Этой же крепкой рукой он бесстрашно погладил огромного саблезубого тигра. Блицы фотоаппаратов освещали прогулку героев до позднего вечера.

Они простились. И Грейс на все вопросы о впечатлении, произведенном на нее князем, скромно и осторожно отвечала: «Он очень обаятельный»…

На следующий же день она поблагодарила Ренье III в письме, он ей немедленно ответил. Тайная переписка продолжалась около полугода, никто и не подозревал, что холодная красавица затеяла такую авантюру - влюбить в себя одного из самых видных европейских женихов. А она ничего и не затевала, ей и в самом деле понравился этот наследник рода Гримальди, не слишком благополучного рода, к тому же известного своей скандальной репутацией.

Князю было уже за тридцать, да и двор нуждался в наследнике. Ренье не избегал женщин, но достойной пока не нашел, Грейс показалась ему милой и к тому же чрезвычайно надежной и порядочной. И у него, как и у каждого почитателя ее таланта, возникла здравая мысль: «С этой женщиной можно прожить вместе до старости». Он решился, он пересек океан, чтобы посетить семейство Келли и просить руки Грейс.

Приближалось Рождество, Как раз в это время актриса снималась в фильме «Лебедь», где играла девушку, выходящую замуж за принца. Знаковая история. Грейс, как истинная католичка, чутко воспринимала знаки судьбы и готовилась следовать за ними.

5 января 1956 года состоялась помолвка. Был подписан брачный контракт. Мать Ренье, княгиня Шарлотта, выразила желание стать для Грейс второй матерью.

Последний фильм, в котором снялась невеста, назывался символически - «Высший свет». Партнером Грейс был наш старый знакомый - неподражаемый Фрэнк Синатра. Студия МGM после окончания съемок подарила будущей княгине Монако все наряды, в которых она снималась.

«Свадьба века»

Тщательно прописанный сценарий этой свадьбы заслуживает специального приза самого придирчивого жюри.12 апреля 1956 года. Грейс Келли в сопровождении шестидесяти друзей и всех членов своей семьи отправляется на океанском лайнере

«Constitution» навстречу своему счастью. Счастье встречает долгожданную невесту на собственной яхте. Ренье переносит Грейс на свою палубу, сотни орудий приветствуют их залпом, самолет осыпает молодых и толпы восторженных зрителей тысячами красных и белых гвоздик.

Тридцать фотографов и операторов, не отвлекаясь ни на минуту, фиксируют для истории блистательную церемонию.

Ровно через неделю в соборе Святого Николая состоялось венчание князя Монако Ренье III и голливудской звезды Грейс Келли. Невеста сжимала в руках букет непорочных белых ландышей. Студия MGM сделала замечательный фильм, как и обещала, а сама церемония транслировала в прямом эфире в девяти европейских странах.

«Когда я выходила замуж за князя Ренье, я выходила замуж за человека, а не за то, что он собой представлял, или кем он был. Я его полюбила, не задумываясь обо всем этом», - писала Грейс много лет спустя в своем дневнике.

Свадебное путешествие проходило уже без докучливых камер. Ренье даже отпустил шкиперскую бородку, а Грейс вновь почувствовала себя простой, почти деревенской девчонкой.

Ровно через девять месяцев у молодоженов родилась дочь Каролина. Она была поразительно похожа на отца. И он - бесстрашный укротитель саблезубых тигров, чуть не расплакался, впервые взяв на руки крошечный конверт со смуглой дочуркой.

А через год и два месяца появился на свет и наследник - Альбер.

В Монако был объявлен национальный праздник.

«Сложнее всего для меня было снова стать нормальным человеком после стольких лет актерской жизни», - признавалась Грейс.

Как нормальный человек она хотела быть верной женой и заботливой матерью, тем более что в 1965-м родилась еще одна дочка - Стефания. Та самая Стефания, которая и окажется рядом со своей матерью в ее последние минуты.

А пока - Грейс, взяв в руки кинокамеру, аккуратно и педантично фиксирует моменты их семейной жизни. Не праздничные - самые будничные: зимние горнолыжные и летние яхтенно-плавательные. Домашние - с котятами и щенками, и пленэрные - на траве и в тени деревьев.

«Я не люблю оглядываться назад».

Она действительно предпочитала счастливые воспоминания, а не сожаления о прошедшем. Так они и жили: Ренье управлял страной, а Грейс строила их мирок, не теряя связи с миром.Они правили вместе 26 лет. Это очень много для постоянного безоблачного счастья.В Монако началась новая жизнь, приподнявшая крошечное княжество до мирового уровня. А семья Ренье обосновалась высоко в гористом поместье, скрытом от надоедливых папарацци. Супруг и здесь опекал своих любимых зверей и приучал маленького сына осваивать современные технические «штучки».А женушку свою он нежно называл «координатором домашних дел».

Море привлекало семейство Гримальди. Все семейные каникулы они проводили на яхтах, названных по именам их детей. Они вели себя на яхтах, как простые матросы, все на равных.«По утрам каждый заправляет свою постель. Первый, кто встал, готовит завтрак на всех» - таковы были законы семейного яхтенного распорядка.Были в этом доме и тихие радости. Дети вместе с мамой любили создавать коллажи из цветов. Грейс даже получила прозвище «Королевы цветов». Эта королева доверительно разговаривала со своими бессловесными «подданными», долго не могла расстаться с ними и засушивала цветы между страницами телефонных справочников. Цветы и поэзия - это были две страсти детства Ренье. Она угадала их, она сама отдавалась этим двум страстям всю жизнь.

Грейс создавала вокруг себя уют и совершенно не интересовалась политикой. А уж экономика и подавно прекрасно обходилась без нее. Лишь благотворительность изредка требовала пристального внимания и контроля.

Монегаски были влюблены в свою княгиню. Она же устраивала домашне-дворцовые чаепития с престарелыми подданными и посещала сиротские дома. А тюрьмы ей и не нужно было посещать - последний заключенный был милостиво выпущен на свободу еще в канун их бракосочетания.

Личность Грейс привлекала в маленькое княжество все новых и новых поклонников ее таланта, а также просто любопытствующих со всего света. В Монако воцарились роскошные громкие балы. Элла Фитцджеральд, Морис Шевалье, Гарри Белафонте, Шарль Азнавур - имена этих гостей все чаще слышались в княжеских залах.

В честь сорокалетия Грейс в 1969 году был дан один из самых роскошных балов - бал Скорпионов. Почетными гостями были друзья семьи - Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Великолепные наряды гостей, и прежде всего элегантной хозяйки, представляли собой изысканные произведения искусства. Не случайно, даже много лет спустя, эти наряды экспонируются на выставках и неизменно вызывают восхищение.

Когда просто регулярные балы уже не вызывали интереса, Грейс выдумывала тематические маскарады. Гости должны были прибывать в заранее объявленных костюмах и разыгрывать импровизированные спектакли. Она все-таки оставалась актрисой - эта маленькая принцесса, как любовно называла ее еще одна наша старая знакомая - «Снежная королева» Грета Гарбо. В этих «домашних» спектаклях часто блистали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Однажды они в нарядах простых рыбаков были не узнаны ни гостями, ни даже охраной. В итоге их просто-напросто не пустили во дворец, так что пришлось вмешаться самой Грейс, случайно оказавшейся поблизости.

Гости чувствовали себя весьма непринужденно здесь, во дворце. Никаких чужаков, никаких папарацци. Все фотографии, которые мы можем увидеть только сейчас, были сделаны самими супругами - Грейс и Ренье. И хранились они в семейных альбомах за семью маленькими изящными замочками.
Специальные альбомы сохранили для потомков и поздравления от друзей. Непротокольные, шутливые и интимные. Яркие рисуночки, веселые посвящения - как в каждом доме, как в каждой семье, если бы не подписи всемирно известных знаменитостей: Марка Шагала, Мстислава Ростроповича, Фрэнка Синатры.

Особенно трогательная дружба связывала Грейс с Марией Каллас. В пору ее пылкого романа с Аристотелем Онассисом они часто отдыхали вместе с супругами на знаменитой яхте «Кристина». Фотографии сохранили безмятежно счастливое лицо певицы. Прошло несколько лет, и уже на обломках этого романа только Грейс продолжала приятельствовать с Марией, и лишь она одна из всех высокопоставленных особ проводила ее в последний путь.
Грейс неоднократно просили вернуться в кино, принять участие в новых фильмах. Она отказывалась, но все-таки озвучила комментарий к фильму о балете «Дети с Театральной улицы», номинированному на «Оскар». Она с увлечением записывает пластинки для детей, Принимает участие в Эдинбургском фестивале.И, наконец, в Ватикане принцесса Грейс читает текст о Рождестве - это было ее последнее появление на публике.

«Я не люблю ссор…»

«Я не люблю ссор, я не умею спорить, мне проще избегать раздоров», - любила она повторять, и это было правдой.

Как можно догадаться, князь Ренье не обладал ангельским характером. К тому же с годами он стал ревновать жену к всемирной и всенародной славе, но особенно - к популярности. И еще больше - к любви.С годами что-то странное происходило в этой семье - он старился, она - нет. Она по-прежнему оставалась молодой и прекрасной, несмотря на подступающие годы. Грейс не хотела заглядывать далеко вперед.«О будущем лучше не говорить - это самый верный способ его испортить», часто, смеясь, говорила она.

Дети вырастали и все меньше стали походить на ангелов. Хотя старшие Каролина и Альбер унаследовали лучшие и самые неконфликтные черты обоих родителей. А вот младшая - Стефания подрастала своенравной и необузданной. Она часто влюблялась, причем в самых отъявленных ловеласов. Мать пыталась ее образумить, но все чаще они сталкивались друг с другом - две красивые женщины в совсем некрасивых ссорах и обидах.

Солнечным сентябрьским днем 1982 года Грейс вместе с младшей дочерью выехала за ворота замка Рок-Ажель. Почему княгиня сама села за руль, отпустив шофера, можно только догадываться. Должно быть, хотела поговорить со Стефанией без посторонних. Машина неслась по горной дороге с бешеной скоростью и фатально не вписалась в крутой поворот. Секунда - и автомобиль рухнул в пропасть.

Стефания осталась жива, она самостоятельно выбралась из машины и безуспешно пыталась вызволить мать. Но, увы, роковая неизбежность - Грейс уже никто не мог помочь. Ее доставили в больницу, но, несмотря на старания лучших врачей, она не приходила в сознание.

Через несколько дней Ренье распорядился не продлевать ее мучения, и вся медицинская аппаратура, искусственно поддерживающая тлеющую жизнь, была отключена.

Княжество, любимое принцессой, друзья, любимые принцессой, семья, любимая принцессой, - внезапно осиротели.
Князь Ренье III скончался в апреле 2005 года в возрасте 81 года. Он правил княжеством 56 лет. А без своей принцессы он прожил в одиночестве целых долгих 23 года.

Их совместную жизнь окружали многочисленные слухи, вымыслы и домыслы. Никто так и не узнал всей правды о принцессе и суровом князе.

«Волшебные сказки - вымышленные истории. Я - живой человек. Я - существую. Если кто-нибудь расскажет историю моей жизни, как историю реальной женщины, люди, наконец, поймут, кто я на самом деле», - очень надеялась Грейс.

В сказке о Золушке в любых ее вариациях принцу отведена второстепенная роль. Его главное достоинство в том, что он принц. Да, он полюбил Золушку. Но попробовал бы не полюбить такую добрую, красивую, трудолюбивую девушку, которая шла к своему счастью через страдания и испытания! Публике принц сам по себе не очень интересен, он лишь необходимый атрибут для счастья главной героини.

Голливудская звезда Грейс Келли , ставшая княгиней Монако, — главная Золушка XX века. Ее муж, Луи-Анри-Максенс-Бертран Гримальди , более известный как князь Ренье III, на своей шкуре испытал, каково быть второстепенным персонажем.

Рожденный по заказу

Он родился в Монако 31 мая 1923 года. Княжеством в ту пору правил его дед, Луи II . Любопытно, что у деда, как и у Луи II из песни Аллы Пугачевой, были проблемы с возможностью жениться по любви. Будучи наследником престола, Луи влюбился в певицу из кабаре. Мало того, что профессия Мари Жюльетты Луве была неподходящей, так она к тому же была «разведенкой» с двумя детьми.

Результатом бурного романа Луи и Мари стало рождение дочери Шарлотты . Но мужества у наследника престола оказалось недостаточно: он бросил любовницу и дочь, опасаясь того, что за свои похождения будет лишен прав на трон.

Но судьба сыграла с ним злую шутку: дело в том, что Луи позарез был нужен наследник. Согласно договору с Францией, в случае пресечения княжеской династии Монако должно было перейти под власть Парижа.

Отец заявил Луи: если не будет наследника (или хотя бы наследницы), то и трона ты не получишь. Загнанный в угол Луи вспомнил о незаконнорожденной дочке, которой к тому времени уже было 20 лет. Шарлотте пожаловали титул герцогини Валентинуа и срочно стали искать подходящего жениха. Выбор пал на Пьера де Полиньяка , сына французского графа и горячей мексиканки. Свадьба состоялась в марте 1920 года, и вскоре у пары родился первенец. К разочарованию Луи и всех жителей Монако, это была девочка. А ведь вся комбинация-то задумывалась во имя мальчика!

Пьеру и Шарлотте пришлось постараться, и в мае 1923 года они произвели на свет Луи-Анри-Максенса-Бертрана... В общем, будущего Ренье III.

Воспитание идеального князя

Мать Ренье Шарлотта о короне не мечтала, да и от мужа была не в восторге. Будучи формально наследницей трона, она с облегчением отреклась от прав на него в день, когда сыну исполнился 21 год. Когда же Ренье взошел на престол, она покинула Монако, последние три десятка лет своей жизни проведя в Париже.

Ренье появился на свет в результате столь сложных комбинаций, что шансов быть обычным ребенком у него было чуть меньше нуля. Монако хотело получить хорошо подготовленного князя с отличным образованием, хорошими манерами и высокими моральными принципами.

Он обучался в Великобритании, затем — в частной школе Institut Le Rosey в Швейцарии и в Высшей школе политических наук во Франции.

В сентябре 1944 года 21-летний Ренье поступил офицером на службу во французскую армию и принимал участие в военной кампании против нацистской Германии в Эльзасе.

В мае 1949 года не стало Луи II, и его внук взошел на трон под именем князя Ренье III.

Влюблен по собственному желанию

Монако и близко не напоминало тот рай для миллиардеров, каким его знают теперь. Перед молодым князем стояла непростая задача: сделать так, чтобы держава крепко встала на ноги. Но нефти и других ископаемых на крохотной территории не было, с достопримечательностями дело тоже обстояло не очень. Аристотель Онассис , друг князя и миллиардер, был убежден, что Ренье по силам превратить княжество у моря в мировую жемчужину. Для этого просто надо привлечь к себе внимание мира. Когда князь поинтересовался, каким образом это сделать, Аристотель задумчиво сказал:

— Лучше всего, конечно, княжеской свадьбой. Чтобы невестой стала какая-нибудь мировая кинозвезда. Мэрилин Монро , например, или Грейс Келли .

Ренье лишь усмехнулся. Но глупые люди не становятся миллиардерами.

В 1955 году во время Каннского фестиваля была организована встреча Грейс Келли и Ренье III. Судя по всему, свели их агенты актрисы и чиновники князя, которым мероприятие нужно было, так сказать, «для галочки». Оба опаздывали и были крайне раздражены. У Грейс в гостинице выключили электричество в тот момент, когда она сушила волосы. В результате на встречу к владыке Монако она явилась в помятом платье и с пучком на голове. Ренье, у которого выдался напряженный день с кучей мероприятий, мечтал только об одном: обменяться с дамочкой дежурными любезностями и отправиться спать.

Он увидел ее несколько раньше, чем она ожидала. Грейс, словно примерная школьница, репетировала у зеркала учтивый поклон, которым следовало приветствовать князя. Ренье улыбнулся и почувствовал симпатию к этой симпатичной блондинке.

Дальше была беседа, во время которой они удивили друг друга. Грейс обнаружила, что князь — на самом деле привлекательный молодой человек, спокойный, рассудительный, уверенный в себе и хорошо разбирающийся в кино. Ренье, в свою очередь, понял, что кинозвезда — не «пустышка», а образованный человек с широким кругозором.

Грейс Келли и Ренье III. 1956 год. Фото: www.globallookpress.com

Проверка на девственность

Завязалась переписка, и с каждым новым письмом Ренье понимал, что его все больше тянет к Грейс. Разговоры о ее многочисленных романах князя не смущали. В конце концов, его собственная мать была незаконнорожденной, так что вставать в позу оскорбленной невинности было глупо. К тому же он вспомнил слова своего приятеля Онассиса и понял, что есть прекрасный шанс совместить личное и государственное.

25 декабря 1955 года трехкратный олимпийский чемпион и американский промышленник-миллионер Джек Келли принимал в своем доме князя Монако. Легенда гласит, что Джек, поднявшийся с самых низов, не разобрался, кто перед ним, решив, что Ренье — князь Марокко. Даже если так, владыка Монако не обиделся и осуществил то, за чем приехал, официально сделав предложение Грейс. Кинозвезда ответила согласием.

Да, Ренье III брал в жены весьма условную Золушку. Приданое невесты, выделенное родителями, составляло 2 миллиона долларов: про такое в сказках не пишут. Джек Келли и его супруга за счет брака дочери получали пропуск в высшее общество, где их, потомков ирландских иммигрантов, до этого не жаловали.

С этого момента Ренье III для многих станет злодеем, заточившим красавицу Грейс Келли в «золотую клетку». И прутья этой клетки впервые сделали девушке больно еще накануне бракосочетания. Правила предписывали невесте пройти медицинское обследование на способность произвести на свет потомство, а также, извините, проверку на девственность.

С первым все оказалось в порядке, а насчет второго Ренье и без обследования был хорошо осведомлен. Для него эта процедура была чистой формальностью, но Грейс пережила не самые приятные минуты.

Свадьба Ренье III и Грейс Келли. Фото: кадр Youtube.

Ах, эта свадьба, свадьба...

Все сгладила роскошная свадьба, которую сыграли в апреле 1956 года. Пожалуй, это было самое пышное торжество в Европе в XX веке. На одно платье невесты ушло сто метров старинного кружева, которое по заказу Ренье выкупили из запасников французского музея. Мероприятия начались за несколько дней до самого бракосочетания. Во время встречи на пирсе, куда Грейс сходила с океанского лайнера, на жениха с невестой посыпались с неба красные и белые гвоздики: это постарался неугомонный Аристотель Онассис.

На свадьбу были приглашены тысячи гостей: члены монарших фамилий, миллионеры, голливудские звезды и продюсеры, политики...

Бракосочетание стало одной большой всемирной рекламой Монако. Аристотель Онассис подарил молодым роскошную яхту, на которой они отправились в свадебное путешествие.

Что в этом месте пишут в сказках? «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Мудрые авторы не уточняют, как именно выглядит «долго и счастливо».

Ренье III вошел в историю Монако как «князь-строитель». Новый вокзал, реставрация старого порта, строительство нового квартала Фонвьей, для чего при помощи насыпного грунта территория княжества была увеличена на 22 гектара, и многое другое.

Туристы и богачи стремились взглянуть на государство, где княгиней стала «Золушка из Голливуда», а Ренье III создавал для них комфортные условия.

Счастливы вместе

Княжество расцветало, и Ренье был счастлив. А Грейс?

Поначалу — безусловно. Ей нравилось играть роль княгини, участвовать в мероприятиях в этой роли, заниматься благотворительностью.

Жители Монако полюбили ее, хотя она заставила их понервничать. Первенцем пары в 1957 году оказалась девочка, которую назвали Каролиной . Но Ренье успокоил народ: мол, не переживайте, будет и мальчик. И, когда в 1958 году на свет появился принц Альбер , монегаски начали боготворить княгиню Грейс.

Но все-таки они были слишком разными. Спокойный и уравновешенный Ренье предпочитал домашнюю тишину, в то время как темперамент Грейс требовал накала эмоций. А какие, скажите, могут быть эмоции в семейной жизни, если главным хобби мужа является коллекционирование марок?

Ренье действительно был заядлым филателистом и на склоне лет даже стал почетным членом Европейской академии филателии. Но Грейс со временем уже не могла видеть, как муж, вместо того чтобы уделить время ей и детям, возится с кусочками бумаги

В 1965 году на свет появилась вторая дочь, которую назвали Стефанией .

Из Голливуда приходили предложения о возобновлении актерской карьеры, но в Монако считали, что их княгине не пристало появляться на экране, если речь не идет о протокольной съемке.

Фото: Commons.wikimedia.org

Большие детки — большие бедки

Ренье вел себя как классический муж. Он полагал, что обязанности княгини и воспитание троих детей не могут оставить время для чего-то другого.

А с воспитанием детей все было сложно. Грейс честно пыталась растить классических принцев и принцесс, но Альбер и сестры росли бунтарями. Проще всего сказать, что виноваты мамины гены. Но мы-то с вами еще не забыли про Луи II и его внебрачную дочь?

Старшая дочь Каролина, любительница конного спорта и горных лыж, в 20 лет со скандалом вышла замуж за парижского банкира, через два года развелась и пустилась во все тяжкие, меняя любовников как перчатки. Альбер, наследник престола, гонял футбольный мяч, пробовал себя в дзюдо и бобслее и не пропускал ни одной девицы, жаждавшей разделить постель с принцем.

Стефания, младшая, для любовных утех была слишком молода, но зато разгуливала исключительно в джинсах и пугала добропорядочных монегасков, носясь по улицам княжества на мотоцикле.

Ренье был убежден, что весь этот кошмар является следствием недостаточного контроля со стороны матери. Грейс, уставшая от всего этого, много времени стала проводить вдали от мужа, в Париже, появляясь лишь на обязательных официальных мероприятиях. Князя это вполне устраивало. Их брак перевалил за четверть века, и подобное охлаждение он воспринимал спокойно. Главное, что на делах княжества это никак не сказывалось.

Катастрофа

13 сентября 1982 года автомобиль 1980 Rover SD1 (3500V8), на котором ехали Грейс и Стефания, потерял управление, сорвался с крутого поворота и упал на склон горы.

Состояние Стефании не вызвало опасений, а вот Грейс спасатели извлекли без сознания и с серьезными травмами. 14 сентября она скончалась в госпитале Монако.

Трансляцию ее похорон смотрели 100 миллионов зрителей. Траурная церемония, на которую съехались звезды кино, политики и члены королевских семей, снова привлекла внимание мира к Монако.

На Ренье было страшно смотреть. «Со смертью княгини в мою жизнь вошла пустота», — скажет он позднее. Всегда бодрый и энергичный, он постарел за несколько дней.

Только в сказках принц может оживить возлюбленную поцелуем любви. Вернуть Грейс не могло даже самое большое чудо.

Ренье III, Альбер, Каролина, Стефания, Нэнси Рейган и Роберт Адамс на презентации памятника принцессе Грейс в Национальной портретной галерее в октябре 1986 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Двадцать лет одиночества

«Мне суждено пережить тебя и затосковать навеки», — говорил жене Волшебник из «Обыкновенного чуда».

Ренье III пережил свою супругу на 22 с половиной года. Когда ее не стало, ему не было и 60. Но ни новых романов, ни — тем более — второго брака в жизни князя Монако не случилось. Он остался верен той, которая в последние годы жизни сомневалась в его чувствах.

Ренье оставил детей в покое, несмотря на то, что их личная жизнь шла кувырком. Лишь Альбера просил обзавестись, наконец, семьей, дабы не устраивать династический кризис. Когда же понял, что сына не уговорить, решил, что дело как-нибудь уладится. В конце концов старшая дочь Каролина порадовала отца внуками еще в восьмидесятых.

В девяностых у Ренье начались серьезные проблемы со здоровьем, и он даже был немного этому рад. Болезни позволяли реже бывать на обязательных мероприятиях, к которым он охладел после смерти Грейс. Постепенно он стал передавать обязанности по государственному управлению Альберу.

Ренье III скончался 6 апреля 2005 года, обретя покой рядом с любимой супругой. Его мечты о преображении княжества сбылись, но вряд ли они стали бы явью без той, кого считают «главной Золушкой XX века».

Сыграв роль принцессы в фильме "Лебедь", в этом же году Грейс Келли превратилась в принцессу в реальности. Свадьба голливудской актрисы и князя Монако Ренье III состоялась 19 апреля 1956 года и стала одним из самых ярких светских событий XX века.

В этот день улицы Монте-Карло были переполнены людьми - более 20 тысяч жителей княжества и поклонников актрисы собралось у собора Святого Николая. Саму церемонию бракосочетания 30 миллионов жителей планеты наблюдало по телевидению, а порядка 1000 почетных гостей присутствовало в соборе во время венчания. Среди них - представители европейских монарших семей и голливудские звезды. Говорят, что такой наплыв знаменитостей британская королева Елизавета II посчитала "чрезмерным" и отказалась от приглашения на свадьбу.

Роскошное платье невесты было создано дизайнером киностудии Metro Goldwyn Mayer MGM Хелен Роуз. По сей день оно является самой дорогой работой дизайнера и эталоном свадебной моды. На изготовление платья цвета слоновой кости ушло 25 метров шелковой тафты и старинного бельгийского кружева 125-летней давности. Его, к слову, князь Ренье выкупил из музея. Голову невесты украшала кружевная диадема, в руках она держала маленький букет из ландышей.

По завершении церемонии венчания новобрачные сели в Rolls-Royce с открытым верхом, подаренный паре подданными княжества, и проехали по Монте-Карло с праздничным кортежем. Затем молодоженов и их гостей ждал торжественный ужин, на котором князь Ренье отсек верхушку шестиэтажного торта шпагой.

В качестве свадебного подарка Грейс Келли получила яхту, на которой новобрачные отправились в свадебное путешествие по Средиземному морю. Когда яхта отчалила от берега, на нее из частного самолета миллиардера Аристотеля Онассиса, который способствовал знакомству молодоженов, посыпались гвоздики. Так начался новый виток в истории Монако и закончилась актерская карьера Грейс Келли - после свадьбы муж запретил ей сниматься в кино.

Грейс Келли и князь Ренье III - такая пара была просто обречена на всеобщее внимание, и их свадьба, состоявшаяся 19 апреля 1956 года, вошла в историю, как одна из самых знаменитых. Ну а великолепное платье невесты было ей под стать, и тоже прославилось, на долгие годы став образцом безумно элегантного и изысканного свадебного наряда. Прошло уже более полувека, но оно по-прежнему служит источником вдохновения для множества невест...

Что ж, если вы выходите замуж за принца, то должны выглядеть, как принцесса. В день своего венчания красавица Грейс выглядела именно принцессой - правда, скорее, не настоящей, а сказочной.


Один из ее биографов, раскритиковав яркий, «опереточный» мундир жениха, правителя крошечной мирной страны, о самой Грейс писал: «Голливуд - следует отдать ему должное - проявил больше вкуса и такта в выборе элегантного, однако довольно простого на вид подвенечного платья невесты: двадцать ярдов шелка, двадцать пять ярдов шелковой тафты, девяносто восемь ярдов шелкового тюля и более трехсот ярдов валансьеннских кружев. Грейс великолепно смотрелась в подвенечном наряде, созданном для нее Хелен Роуз , и чем-то напоминала гордого лебедя. Волосы ее, гладко зачесанные назад, были убраны под небольшую шапочку в стиле шекспировской Джульетты, и поэтому в ее облике было нечто от елизаветинской эпохи. А так как за неделю до прибытия в Монако Грейс похудела почти на четыре килограмма, то талия ее стала еще более тонкой и элегантной. Под облаком фаты, оборок и складок угадывался силуэт прекраснейшей из женщин».


За день до того Грейс и Ренье прошли обряд гражданской регистрации - разумеется, невеста и тогда была в изящном наряде, хотя куда более сдержанном. Автором обоих была Хелен Роуз, художник по костюмам киностудии «Метро Голдвин Майер», где снималась Грейс Келли. Хелен, к тому же, специализировалась на свадебных платьях. И хотя другой известнейший художник по костюмам Эдит Хед, которая десятилетиями одевала весь Голливуд и в жизни, и на экране, и к тому же близко была знакома с Грейс, рассчитывала, что создавать свадебный наряд позовут именно ее, выбор, тем не менее, пал на Хелен Роуз (до этого она работала над костюмами Келли в нескольких фильмах, самыми известными из которых стали «Высшее общество» и «Лебедь»). А платье стало подарком MGM своей красавице-актрисе - могла ли киностудия желать лучшей рекламы?..


Хелен Роуз, которая была мастером своего дела, полагала, что наряд должен быть и элегантным, и по-королевски величественным, однако при этом он не должен затмевать красоту Грейс. И ей удалось создать шедевр, который отвечал этим требованиям - он был прекрасен, достоин свадьбы монарха, и при этом только обрамлял и подчеркивал красоту невесты.

Плотно облегающий лиф и пышная юбка - на этой основе можно построить самые разные варианты, и Роуз удался один из самых эффектных.

Лиф платья без декольте, наоборот, с маленьким стоячим воротником, закрывавшим основание шеи, и лишь с небольшим вырезом у горла, застегивающийся спереди на маленькие пуговки (их около тридцати), с длинными рукавами, был сделан из кружева. Казалось, на нем не было швов - на самом деле их там множество, однако они совершенно незаметны, поскольку отдельные фрагменты драгоценного кружева были вырезаны, отделены от основы и соединены заново точно по фигуре. Разумеется, лиф не мог быть прозрачным, так что он состоял из двух слоев: корсаж без рукавов из тафты цвета слоновой кости, и вышеописанный кружевной лиф поверх него.


К лифу был пришит коротенький, чуть ниже середины бедра, кринолин, который должен был поддерживать пышную юбку. Поверх кринолина лежали четыре пышные, отделанные узкими полосками-кружевами, оборки. Под кринолином была еще нижняя юбка, отделанная более широким кружевом.

Словом, платье представляло собой довольно сложное сооружение (недаром к нему прилагалась инструкция, как правильно его надевать), а ведь это еще не все!

Далее следовала пышнейшая верхняя юбка; плотно охватывающий талию широкий шелковый пояс с заложенными поперечными складками еще больше подчеркивал контраст - между тонкой талией и массивной юбкой, между кружевами верхней части платья, расшитыми крошечными жемчужинками , и гладкой шелковистостью нижней.


Юбка имела не А-образный силуэт с его постепенным расширением, а, благодаря крою и поддерживающим ее кринолину и нижним юбкам, резко расширялась, начиная с самого верха, и напоминала перевернутый венчик цветка. Нижних юбок было три - первая, так сказать, основная, далее юбка с пышными оборками, и, наконец, третья, которая эти оборки сглаживала.

Спереди юбка была гладкой, а вот сзади располагались складки. На невесту в день торжеств обращено множество взглядов, и зачастую при этом она повернута к гостям спиной, так что очень важно, чтобы с той стороны платье смотрелось не менее эффектно, чем спереди. Так что Хелен Роуз прибегла к изящному приему - сзади на верхней юбке из тафты был разрез от талии и до самого низа . Несколько бантов прихватывали его приблизительно до уровня колен, не давая полам расходиться, а вот дальше выглядывал шлейф, сделанный из шелковой сетки и кружева . Внизу тафтяная юбка распахивалась окончательно, эффектно демонстрируя скрывавшиеся под ней кружева шлейфа.

Словом, можно понять, почему даже в наше время, когда, казалось бы, пресыщенного зрителя уже трудно удивить, свадебный наряд Грейс Келли производит ошеломляющий эффект - как издали, так и вблизи.


В отличие от множества невест королей и принцев, в качестве головного убора Грейс выбрала не тиару с бриллиантами, как можно было бы ожидать, а прелестную «шапочку Джульетты», «джульеттку». Она, сделанная из шелка и кружева, расшитая жемчугом, с уложенным поверх всего этого веночком из флердоранжа , с изящным треугольным мысом спереди, плотно облегала голову, приоткрывая при этом светлые, гладко зачесанные волосы невесты. Это было и красиво, и необычно, и навевало воспоминания о предыдущих эпохах, так что классическая красота Грейс Келли казалась окутанной флером некоей прекрасной старины.

Впрочем, и вполне реальным флером - своей фаты - Грейс тоже была окутана. Будучи разложенной, фата представляла собой круг, приколотый на затылке так, чтобы сзади фата была длинной (там она доходила до пола), а спереди, если накинуть на лицо, короткой, приблизительно до пояса. Она была сделана из тончайшей шелковой сетки, и ее тоже украшали аппликации из кружева. Чтобы не скрывать лицо Грейс, и не заслонять красоту платья, их пустили только по краю фаты. Мотив узоров был цветочным, однако среди цветов скрывались и маленькие птички, символизировавшие влюбленных.


Кружева и жемчуг украшали не только платье, но и туфли-лодочки , и обложку молитвенника. В руках невесты был букет - нет, не из роз или других пышных цветов, а из ландышей. Словом, все было продумано до мельчайших деталей, да и как иначе, учитывая, насколько «звездной» была свадьба?

И на самом деле не так уж важно, сколько стоили старинные кружева, сколько жемчужин было нашито на ткань, сколько часов ушло на шитье. Важно, что в результате возник единый ансамбль, который уже много лет служит образцом самого настоящего свадебного наряда принцессы.

Хотя правильнее будет сказать, княгини.

18 апреля 1956 года состоялось это событие – пышная свадьба американской красавицы-актрисы и принца Монако. До сих о Грейс Келли, ее загадочной гибели и трагичной судьбе, ходит немало слухов и легенд. А ее свадьба вошла в историю как самая романтичная и пышная церемония 20 века.

Наследный принц, особа голубой крови – и голливудская актриса. Встретились они на Каннском кинофестивале 1955 года, причем их первое свидание организовали журналисты издания «Пари Матч». Недолгая встреча оставила в сердцах обоих незабываемые впечатления и после расставания пара начала переписку, которую они старались особо не афишировать. В своих письмах Грейс и Ренье делились переживаниями, мыслями, сокровенными мечтами.

Закончилась переписка предложением руки и сердца. Грейс, которой на тот момент было 26 лет, сразу согласилась. Ренье был счастлив: актриса была не только прекрасна внешне, но и отличалась умом, умением располагать к себе людей и потрясающей харизмой. Еще одна черта, покорившая принца – в отличие от большинства актрис Голливуда, Грейс была казалась простой и естественной в общении.

Чтобы соблюсти все приличия, в декабре 1955 года Ренье отправился в Америку под предлогом официального визита, тогда как истинной целью являлось посещение семьи Грейс. Принц попросил руки Грейс у ее отца, Джека Келли, достаточно обеспеченного и успешного предпринимателя. Родители актрисы были счастливы породниться со столь именитой семьей и, не колеблясь, ответили согласием. Объявление о свадьбе вызвало в обществе бурную реакцию. Французы начали ворчать, что женитьба на уроженке Филадельфии «американизирует» Монако и до добра не доведет. Американцы, в свою очередь, принялись едко критиковать внешность принца, не отличающегося особой красотой, и удивляться, как любимица публики, красавица Грейс, может выйти замуж за пухлого коротышку. Режиссер Альфред Хичкок, в двух фильмах которого снималась Келли, так опечалился предстоящим союзом, что назвал невесту «принцессой Дисгрейс» (позор, бесчестие на английском).

Кстати, чтобы стать женой принца, семья Келли должна была передать с ней 2 миллиона долларов в качестве приданого. Кроме того, Грейс прошла тесты на возможность родить ребенка – для спутницы особы королевской крови это более, чем важно.

Вскоре Грейс в компании со своими нарядами, любимой собачкой и пятью подружками невесты на лайнере отправилась к берегам Монако. Как только лайнер приблизился к Лазурному берегу, ему навстречу устремилась красавица-яхта с Ренье на борту. Когда влюбленные встретились, их засыпал дождь из белых и красных гвоздик, которые высыпали с вертолета по приказу Аристотеля Онассиса, друга Ренье III.

18 апреля 1956 года состоялась долгожданная свадьба . Невеста была потрясающе красива в роскошном наряде от киностудии MGM , созданном дизайнером Хелен Роуз. Наряд шили шесть недель 30 швей. Было использовано 25 метров шелковой тафты цвета слоновой кости и старинное бельгийское кружево 125-летней давности. Кстати, столь раритетное кружево выкупил Ренье из музея. Кроме этого, платье расшили морским жемчугом. Наряд носил весьма целомудренные очертания – чего стоит строгий воротник-стойка! Фату также украсили жемчужинами. Дизайнер Оскар де ла Рента так прокомментировпл образ Грейс: «Цельный образ Грейс Келли в день ее свадьбы, начиная королевской фатой и заканчивая шнуровкой на корсете и строгой юбкой, сделал ее идеальной невестой».

Жених предстал перед гостями в военной форе в стиле эпохи Наполеона I. Это была исключительно его идея и даже элементы формы он создал сам.

Гражданская церемония заключения брака прошла в тронной комнате дворца Гримальди. На ней присутствовало всего 80 человек – самых близких родственников и друзей. После церемонии был устроен пышный прием, на котором присутствовало 6 000 человек. На следующий день состоялась и церковная церемония в храме Святого Николаса. В церкви было порядка 600 приглашенных, кроме того, за церемонией наблюдали 3 миллиона телезрителей. Помимо этого, на улицах Монако собралось свыше 20 тысяч фанатов актрисы.

Грейс в качестве свадебного букета выбрала ландышевую композицию, простую и прекрасную одновременно. Алтарь был украшен массой цветов, - лилиями, сиренью и гортензиями. Шестиэтажный свадебный торт взрезали весьма необычным способом – принц отсек верхушку своей шпагой.

Особым шиком отличались и подарки. Так, Ренье преподнес своей молодой жене яхту, на которой они потом и поехали в свадебное путешествие . К слову, Грейс не любила водные прогулки и всегда мучилась сильнейшей морской болезнью. Подданные Монако преподнесли паре потрясающий Роллс-Ройс черно-кремового цвета. Во время медового месяца был зачат первый ребенок, появившийся на свет спустя ровно 9 месяцев и 4 дня с момента свадьбы.

Брак Грейс и принца продлился 26 лет и прервался трагической гибелью принцессы в автокатастрофе. Ее образ стал настоящей иконой стиля и легендой, а ее доброта, понимание и обаяние вошли в историю как образец и как образчик Идеальной Принцессы…