Страхам все возрасты покорны. Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

– увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Страх – естественная эмоция, которая требуется нам для защиты, для мобилизации сил перед лицом опасности. Она порождается инстинктом самосохранения, и если бы люди не боялись, то, наверное, не смогли бы выжить. Поэтому в том, что малыш испытывает страх, нет ничего страшного. Другое дело, что иногда он начинает расти как на дрожжах, подавляя и подчиняя себе личность маленького человечка. Научиться контролировать свои страхи и изживать их – очень важный урок для ребенка на пути к управлению своими эмоциями и чувствами, и преподать его должны, конечно, родители.

Фактор страха

Чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо. У каждого детского возраста есть свои «монстры». Какие? Давайте разбираться.

  • Страхи до года , по большому счету, представляют собой рефлекторные реакции младенцев в ответ на громкий звук или свет, резкое изменение положения тела, потерю равновесия (опоры), внезапное приближение большого предмета.
  • Для годовалого возраста характерны страхи одиночества (мама оставила одного в комнате), незнакомых взрослых, врачей и их действий (чаще всего уколов), неожиданных резких звуков (гром, сигнальная сирена, шум низко пролетающего самолета).
  • Для детишек от 2 до 5 лет типичными страхами являются страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, воды и огня, незнакомцев (особенно клоунов или актеров с гримом), дурных снов.
  • Старший дошкольный возраст (5‒7 лет) – время наиболее интенсивной выраженности страхов. Это обусловлено не столько излишней эмоциональностью, сколько умственным развитием ребенка и, соответственно, возросшим пониманием опасности. Центральное место среди всех страхов начинает занимать страх смерти. Он может проявляться опосредованно: через боязнь нападения (бандитов, грабителей), болезней, страшных снов, темноты, сказочных персонажей или героев мультфильмов, животных, стихий (грозы, ливня, бури), стихийных бедствий, катастроф и даже войны. Все эти «ужастики» несут в своей подоплеке тревожность, связанную, пусть и не напрямую, с потерей родителей.
  • Младший школьный возраст (7‒12 лет) определяется для ребенка новой социальной позицией – школьника. Переживание своего соответствия коллективным стандартам и новым правилам поведения сопровождается страхом несоответствия этим нормам. Также силен страх куда-то опоздать или что-то не успеть, страх заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует.

Глаз да глаз

Начинать бороться со страхом можно, когда точно известно, что пугает малыша. Например, вы случайно попали под жуткий ливень с градом, молниями, потоками воды – и теперь он не выходит за дверь даже при слегка накрапывающем дождике. А как быть, если кроха боится молча? Сколько детей – столько и «способов» выражения страха. Поэтому лучший ориентир – ваше ощущение, что ребенок в каких-то ситуациях ведет себя не совсем обычно.

Самые распространенные признаки того, что малышу страшно:

  • нетипично сильный плач или смех;
  • сильное кривляние в момент испуга или после;
  • замирание или, наоборот, высокая двигательная и эмоциональная активность (в зависимости от темперамента);
  • просьбы «взять на ручки», защитить или обнять;
  • нежелание говорить на темы, которые пугают, намеренное избегание каких-то условий или предметов;
  • постоянное беспокойство, неспособность сконцентрироваться;
  • нарушения сна;
  • непроизвольное мочеиспускание и опорожнение кишечника.

Обитель зла

Следующий момент, который необходимо выяснить: что явилось толчком для испуга? Есть несколько основных причин для развития у ребенка страха.

  1. Резкий звук или движение, неожиданное касание – любая необычная ситуация в сочетании с неподготовленностью ребенка (упал, ночью проснулся один, подавился, подбежала собака и укусила, поздно вечером громко постучали в дверь и т. д.);
  2. Беспокойство родителей . Взрослые, сами того не осознавая, легко подпитывают сиюминутную детскую боязнь словами и реакциями, превращая ее в настоящий страх: «Бога ради, не трогай эту кошку! У нее же когти как бритвы – поцарапает!», «Не уберешь свои игрушки – другие дети придут и заберут их», «Не перестанешь капризничать, отведу тебя в больницу – сделают укол от вредности».
  3. Обесценивание страха . Неправильный и категоричный «ответ» родителей на проявленную тревогу («Перестань трястись – ты же мальчик!», «Хватит плакать – ты что, трусишка?», «Ой, насмешил! Чего же тут страшного?!») вызывает обратную реакцию – малыш начинает бояться еще больше.
  4. Бурная фантазия . Какие дети чаще боятся? Эмоциональные, чувствительные и впечатлительные. Симпатичный при дневном свете динозаврик ночью может привидеться такому малышу уже в образе пугающего монстра – и вот страх темноты и кошмаров обеспечен. Ничего ненормального в этом нет. Просто у ребенка развитие эмоциональной сферы опережает развитие логики и мышления, и ему трудно разграничивать в сознании реальное и вымышленное. Поэтому чем больше непонятных и тревожных образов он черпает из жизни (в том числе из телевизионных программ и интернета), тем больше становится возможностей для работы воображения.

Панику отставить

Ситуаций, когда кроха может испугаться, – миллион. Из кустов прямо перед носом неожиданно вырулил велосипедист; схватил горячую кружку и обжегся; нахлебался воды во время купания; увидел живого Деда Мороза и расплакался, так и не рассказав выученное стихотворение… Важно правильно отреагировать на первый детский испуг, чтобы смягчить его последствия и предотвратить закрепление страха.

1) Первые действия

  • Не упрекать, не стыдить и не высмеивать (многие родители начинают так делать из чувства неловкости перед окружающими из-за собственного чада, если дело происходит в общественном месте) – в этом случае к страху прибавится еще и обида, что самые близкие и родные люди его не поняли;
  • отвести в сторонку, обнять, сказать, что все хорошо, подождать, пока кроха успокоится;
  • спросить, что случилось, что именно испугало, а если последует ответ – внимательно выслушать и понаблюдать за реакцией. Если с течением времени ребенок начинает проявлять интерес к тому, что происходит вокруг, можно вернуться к прерванному занятию. Когда малыш не успокаивается, лучше покинуть «место происшествия».

2) План на перспективу

  • Не говорить, что бояться – это плохо. Избегать замечаний вроде «не бойся», «не будь как маленький», «большие не боятся» – такие фразы не помогают побороть страх, а загоняют его глубже. В результате ребенок начинает не просто бояться чего-то (темноты, воды, одиночества), но и боится сказать кому-то о своем страхе;
  • не вспоминать о случившемся просто так, при случае («Смотри, вон горка, с которой ты на прошлой неделе упал. Помнишь, как испугался тогда?») и не рассказывать про реакцию ребенка другим людям, когда он находится рядом («Наш-то, оказывается, бабочек боится – так ревел, когда одна ему на плечо села. Да, Сережа?»);
  • не апеллировать к гендерным различиям («Мальчик должен быть храбрым и ничего не бояться, иначе он – трус и плакса»). Испытывать страх имеют право все дети – как девочки, так и мальчики;
  • изживать страхи постепенно. Если острая реакция повторится, постараться справиться со страхом с помощью собственной фантазии и арт-методик (рисования, лепки, сказкотерапии и т. п.) или обратиться за помощью к детскому психологу. У страха есть интересная особенность: если его «выпустить в реальность», то он ослабнет или вовсе исчезнет. «Оденьте» страх в слова, в рисунок, в поделку – он сразу станет «настоящим», и ребенок почувствует контроль над ним. Малыш боится больницы и «белых халатов»? Возьмите врачебный чемоданчик и проиграйте визит в поликлинику. В ужасе убегает от пылесоса, заглатывающего все и вся? Купите игрушечный агрегат – пусть самостоятельно убирает у себя в комнате. Твердит, что боится чудовищ под кроватью? Примите правила игры и «переговорите» с монстром, а условия достигнутых «договоренностей» изложите малышу.

Страшно не будет!

Один из лучших способов борьбы со страхами – предотвращение их возникновения. Проводить профилактические мероприятия не так и сложно.
Как нужно вести себя взрослому?

  • Не бояться. Разберитесь со своими страхами, чтобы лишний раз не заряжать ими малыша. К примеру, многие детки начинают бояться насекомых, наблюдая реакцию взрослых на пролетающую мимо осу или ползущего паука. Не теряйте самообладания, а прокомментируйте эпизод спокойным голосом, в буквальном смысле опускаясь на детский уровень (т.е. на корточки, чтобы малыш видел ваше лицо и хорошо слышал голос). Скажите «Ой, какой маленький паучок – наверное, он нас увидел, испугался и теперь бежит к себе в домик» – или, если резко стало темно: «Ух ты, свет выключился, а пока будем ждать, когда снова дадут электричество, мы зажжем волшебную свечу и будем рассказывать веселые истории».
  • Не использовать страх в «воспитательных» целях , стращая и запугивая ребенка («Если ты сейчас же не соберешься, уйду и оставлю тебя одного»). В раннем возрасте таким способом легко сделать только одно – воспитать привычку бояться всего.
  • Не самоустраняться. Контролируйте, что ребенок читает, смотрит, слушает, в какие электронные игры играет. Внешний, часто очень негативный информационный фон сильно влияет на детскую психику, многократно повышая уровень тревожности. Напротив, благоприятно воздействуют на нее походы на культурные мероприятия, прогулки, знакомство с разными людьми.
  • Не нагнетать ситуацию. Страх боится улыбки, смеха и шуток, поэтому разные тревожные моменты можно просто-напросто высмеять, сняв напряжение.

Не игнорируйте детские страхи, но и не придавайте им слишком большого значения! В противном случае малыш, прочувствовав ситуацию, может начать притворяться испуганным – просто для того, чтобы привлечь ваше внимание.

Бояться не по-детски

Очень часто родители путают понятия страха и фобии. Страх – это реакция на реальную или воображаемую угрозу, возникающая в момент столкновения с объектом (дома, на улице, на картинке, в мультике, во сне). Типичный пример проявления страха: малыш увидел в витрине зоомагазина большого паука, сказал маме «Смотри, какой большой, наверное, больно кусается. Давай не пойдем в этот магазин?».

Фобия – это гипертрофированный страх, бесполезный и необоснованный, захватывающий полностью. Как она проявляется? Ребенок, увидев в витрине паука, не просто отказался зайти, но попросил маму обойти магазин и во время обратного пути говорил только о пауке. Придя домой, достал «оружие» против пауков, ночью требовал быть рядом и смотреть, нет ли в кровати пауков, а проснувшись утром, отказался идти в садик по той улице, где впервые увидел в витрине паука.

Страх у ребенка может перерасти в фобию, если:

  • на нем постоянно заостряется внимание;
  • происходит постоянное столкновение с предметом страха;
  • в моменты испуга не оказывается поддержка (словами, объятьями, присутствием);
  • развитие и становление страха происходит на фоне негативных перемен (развод родителей, смерть близкого).

Самые распространенные детские фобии – это боязнь темноты, боли, грома и молний, животных и насекомых. Фобические страхи практически невозможно преодолеть самостоятельно без помощи специалиста. Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя, так как со временем она может лишь усугубиться!

Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи мы можем самостоятельно, то деткам это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребенка. Но ваша задача – это научиться адекватно к ним относиться, прорабатывать и стараться самим не становиться причиной испуга.

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Откуда берутся детские страхи

Беспокойство, страх и фобия – это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку. Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму. Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло. Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет. Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия . Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище. Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра. Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы.

Разлады в семье . Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни . Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно. Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет. Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз . Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет: проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет: примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет: узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет: вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет : пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет: как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет: задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет: не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет: ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет: не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

  1. У ребенка нет отца.

Небольшой совет: если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви. Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас. Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним» , прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Виды детских страхов

Психологи классифицируют детские страхи по четырем видам.

Страхи по ночам . Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.

Необоснованные страхи . Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.

Навязчивые страхи . Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.

Необъяснимые (бредовые) страхи . Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Страхам все возрасты покорны

Побороть детские страхи можно при условии, что вы понимаете, чем они вызваны и как с ними справиться. Каждый возраст – время тех или иных страхов. Давайте разберемся, чего боятся наши дети в определенном возрасте.

1-3 года

Что из себя представляют . Учатся основным жизненным навыкам, а главное – быть собой. Умеет отличить мальчика от девочки, взрослого от ребенка и своего от чужого. Понимают, что есть близкий круг, а есть социум. В этот период семья для ребенка становится надежной крепостью (если отсутствуют конфликты). Если семья психологически здоровая, то кроха постепенно забывает стресс появления на свет.

Чего боятся: того же, что и мама. Вы расстроены – ребенок расстроен. Вы снова повеселели – ребенок повеселел. Ребенок с 2 до 3 лет может испытывать страх при появлении второго ребенка. Также появляется ревность, если родители уделяют внимание себе или другим. Ребенок может бояться ухода мамы или самостоятельного засыпания, незнакомцев, громких или резких звуков. Когда кроха делает первые шаги, он может бояться упасть. Но это скорее проекция родителей своих страхов на ребенка.

Как ограждать от страха. Не ругаться при ребенке, думая, что он ничего не понимает. Кроха мигом ощущает напряженную обстановку и реагирует плачем на изменение поведения родителей. Если мать кормит грудью, ей особенно следует меньше бояться и нервничать, так как страхи передаются с грудным молоком. Ни в коем случае не допускайте конфликтов с домочадцами про кормлении грудью. Здоровая атмосфера в семье позволяет крохе укреплять свою я-позицию и обретать уверенность в себе.

Если рождается братик или сестричка, победить детские страхи можно путем включения малыша в заботу о младшем. В этом возрасте лучше не отдавать ребенка в ясли. Помните, чем дольше вы будете с малышом – тем лучше. Старайтесь как можно быстрее приучать его к самостоятельности и не опекайте чрезмерно. Оставайтесь спокойными, чтобы не передавать страхи ребенку.

Выбирайте тщательно сказку на ночь – не следует читать о Бабе Яге. Остановитесь на более добрых сказках Сутеева или Теремке. Подарите максимум защиты крохе. Для этого обеспечьте его любовью перед сном, погладьте, спойте песенку, успокойте.

3-5 лет

Что из себя представляют . Ребенок вовсю проявляет чувства и эмоции. Его эмоциональная сфера намного расширяется, а значит, появляется множество детских страхов. Он пытается еще больше сблизиться с родителями и чужими детьми, которых объявляет своими друзьями. При этом дружба может длиться 1 день. Ребенок учится понимать социум, жить в нем. Он понимает, что уже существует на только «я» , но и «мы» . Он становится более самостоятельным, также начинает усиленно развиваться воображение. Кроха может примерять на себя образы героев сказок или профессии.

С 3 до 5 лет вы можете наблюдать не только активность, но и раздражительность, обидчивость, постоянные смены настроения. Кроха смеется и тут же начинает плакать, если что не по его. Может требовать, чтобы вы с ним постоянно находились.

Чего боятся . Что его разлюбят. Любят сильнее родителя противоположного пола и боятся не угодить ему в первую очередь. Снова остро ощущается страх одиночества, поэтому вам надо больше общаться с ребенком. Также боится наказания, закрытого помещения.

Как ограждать от страха. Так как сейчас кроха учится любить, ему важно показать достойный пример. Старайтесь открыто проявлять любовь к своей второй половине, а также ребенку. Целуйте, обнимайте, тормошите – все это сейчас очень важно. Старайтесь никогда не говорить «ты плохо себя повел, я тебя не люблю» — ребенок это может запомнить навсегда и тогда появится детский страх потерять любовь родителей.

Родителю противоположного пола следует особенно быть внимательным к ребенку в этом возрасте. Ни в коем случае не запирайте его в комнате в качестве наказания. Сглаживайте сказки путем пропускания страшных моментов. Максимально оградить от страхов поможет общение со сверстниками, где кроха проявляет всю гамму эмоций.

5-7 лет

Что из себя представляют. В этом возрасте дети начинают разделять людей на хороших и плохих. Хорошие – это те, кто улыбается и добр к ребенку. Плохие – те, которые злятся и делают уколы. Может появиться тревога, мнительность, чувствительность.

Чего боятся. В этом возрасте ребенок начинает бояться, что умрет он или его родитель. Если крохе часто снятся кошмары, то появляется страх перед засыпанием. Отсюда истерики по ночам. Также кроха начинает бояться врачей, укусов, высоты, огня. Могут усилиться страхи темноты, закрытого пространства и наказания родителей. Ребенок начинает бояться потустороннего. Причем это больше выражено у неуверенных в себе детей, которые воспитывались в авторитарных семьях. Дети начинают задумываться о будущем и его бояться. Ребенку-мальчику важен пример сильного и смелого отца, потому что сейчас формируются первые мужские качества.

В этом возрасте страхи формируют физическое воздействие на ребенка, наказания, крики. Девочка может бояться крикливого отца, а мальчик авторитарной матери. Появляется страх разлуки, нападения, войны, скандалов, опозданий, ожидания, смерти домашних животных.

Как ограждать от страха. Чтобы преодолеть детские страхи, старайтесь убеждать своего ребенка в безопасности, показывать ему, что мир не страшный. Не ругайте ребенка, если он начинает говорить плохие слова. Спокойно говорите, что это неприемлемо и старайтесь не обращать на них излишнего внимания. Сейчас важно как можно меньше травмировать психику угрозами или злыми возгласами. Если ребенок сам по себе невротичный или гиперчувствительный, старайтесь свести болезненные ситуации к минимуму: давайте таблетки вместо уколов, читайте добрые сказки и так далее.

7-11 лет

Что из себя представляют . Ребенок больше не ведет себя как эгоист. Он начинает понимать, что в социуме нужно уметь контактировать с окружающими учителями и сверстниками. Начинает развиваться чувство долга, обязательства, ответственности, дисциплинированности.

Чего боятся. Ребенок продолжает испытывать страх смерти. Только уже больше переживает за родителей. Начинает бояться нападения незнакомцев, плохих оценок, пожаров, ограблений, Детские страхи становятся, в основном, конкретными. Однако все эти страхи не сильные, потому что школа перенаправляет внимание с себя на других. Но может развиться чувство вины, если ребенок ведет себя «не так» или он не такой как все.

Как ограждать от страха. Сейчас вам надо взяться за уверенность своего ребенка, чтобы преодолеть его детские страхи несоответствия другим. Покупайте ему ту одежду, которую он просит, старайтесь больше к нему прислушиваться. Не заставляйте дружить с теми, с кем он не хочет. Дайте понять, что дома его всегда любят и ждут, даже если у него не получается учиться и учителя ставят плохие отметки. Помогайте ему самому принимать решения, благодарите за помощь и хвалите за ответственность, даже если она проявляется нечасто.

11-16 лет

Что из себя представляют . Этот возраст – самая нелегкая пора. Ребенок устанавливает свои принципы, у него меняется мировоззрение. Он начинает здраво рассуждать. Порой эти изменения настолько молниеносны, что родителям кажется, будто ситуация уходит из-под контроля. Ребенок начинает учиться быть собой в межличностных отношениях. От его самооценки зависит все.

Чего боятся . Подростки больше всего боятся непонимания. Появляется двоякий детский страх: с одной стороны ребенку хочется влиться в общую массу и замаскироваться, с другой же он пытается не растерять свою индивидуальность. В этом возрасте очень трудно преодолеть детский страх изменения своей внешности. Девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. В 12 лет дети очень эмоционально чувствительны и вы их легко задеваете своими словами. Пик тревожности – это 15 лет. Далее страхи уменьшаются. Они могут перерождаться в фобии и навязчивые состояния. Ребенок помимо прочих страхов боится позора и порицания.

Как ограждать от страха. Вам следует повышать самооценку подростка, хвалить его за хорошие поступки. В девочек нужно вселять понятие красоты. Несмотря ни на что, говорите дочке, что она очень красива. А сыну внушайте, что доверяете ему решения в своей жизни. Чем больше конфликтов в жизни подростка – тем больше у него страхов. Старайтесь быть более лояльным к агрессии и возбудимости ребенка. Сейчас важно понять, что подросток – это отражение вас самих. Поэтому, в первую очередь, начинайте работать над собой.

Страхи школьников

Школьные страхи можно отнести в отдельную категорию детских страхов. Впервые они могут появиться у первоклассника, когда ребенку еще трудно разлучаться с родителями. Если родитель сам боялся школы, отзывается о ней негативно и боится плохих отметок ребенка, он навязывает ему свой страх. Выполнение домашних заданий вместо детей приводит к тому, что они не могут отвечать за свои поступки, начинают бояться совершить ошибку и во всем полагаются на то, что родители решат их проблему.

Легче всего справляются со страхом дети, которые с детства приучены оставаться какое-то время без родителей. К тому же школьные трудности легче преодолеваются детсадовцами. В школе ребенок пытается подстроиться под учителя, одноклассников. Он пытается соответствовать устоявшимся требованиям.

В школьные годы вам как родителям важно не быть зацикленными на оценках. Чтобы преодолеть школьные детские страхи, старайтесь обсуждать их с ребенком, будьте в курсе его дел и не взваливайте слишком много обязанностей. Приучайте ребенка не только делать уроки, но и уделять время своему хобби и общению со сверстниками.

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Как бороться с детскими страхами?

Разговоры . Больше общайтесь с малышом, задавайте вопросы. Если кроха не хочет отвечать, то пытайтесь подойти с другой стороны. Старайтесь, чтобы кроха как можно чаще раскрывался перед вами и говорил о своем страхе. Тогда этот страх уменьшится.

Рисунки . Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Далее, чтобы избавиться навсегда от этого детского страха, порвите рисунок вместе или сожгите. Добивайтесь того, чтобы ребенок перестал бояться (это будет выражаться его улыбкой). Если страх не уменьшился, рисуйте снова и снова, добавляйте цвета и мелкие детали. Можно к страшному чудовищу прикрепить бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он не может негативно воздействовать.

Сочинение . Попросите кроху придумать сказку о своем страхе. Лучше всего, если вы вместе ее сочините, а затем нарисуете. Бороться с детским страхом при помощи такого метода очень занимательно. Концовка должна быть положительная. Например, ваш кроха в виде супермена побеждает отрицательного персонажа.

Сценки . Как бороться с детскими страхами эффективно? Вы можете (как в предыдущем совете) обыграть придуманную историю. Попробуйте играть со сменой ролей. Когда кроха сам сыграет свой страх, он перестанет его бояться.

Купание для маленьких . Чтобы побороть детский страх новорожденного, попробуйте его искупать в травах. Вода отлично смывает плохое настроение у маленьких детей. Также лучшим лекарством будет предложение груди и отвлечение игрушкой.

Боязнь темноты . Если ребенок боится темноты, не стоит действовать от противного и заставлять кроху смотреть страху в глаза. Так вы только ему навредите. Проговорите страх, оставьте ночник или тусклый свет, положите рядом игрушку и поцелуйте перед сном.

Страх перед плохими оценками . Скажите ребенку, что несмотря на плохие оценки, вы все равно его любите. Чтобы побороть такой детский страх, достаточно всего лишь родительской любви.

Игры с песком . Перебирание песка очень успокаивает, поэтому предложите крохе рисовать песком. Это занятие укрепит нервную систему и позволит малышу избавиться от детского страха.

Лечение музыкой . Известно, что классические мелодии гармонизируют и расслабляют. Включайте их дома как можно чаще, тогда постепенно состояние крохи выровняется. Если классику вы не любите, то бороться с детским страхом можно при помощи звуков природы или этнических инструментов.

Лепка . Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть кроха слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Спорт и танцы . Можно бороться с любыми детскими страхами при помощи движения. Отдайте кроху на танцы или боевые искусства. Разнообразие и новый коллектив помогут развеяться всем страхам.

Шумные игры . Чем чаще вы позволяете ребенку бегать, резвиться, кричать и стучать, тем лучше. Это дает выход негативным эмоциям, и ваш кроха перестает чего-либо сильно бояться.

Друзья . Никогда не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. Как бороться с детскими страхами, если не таким образом? Чувствуя себя в своей среде, крохе легче преодолеть все тягости жизни.

Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими. Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.

Недавно услышал в разговоре, что есть дети, которые боятся... мультфильмов. Неужели это правда? Мне не верится. Мы в детстве тоже смотрели мультики, но никто их не боялся.

Да, как ни странно это звучит, сейчас для многих детей мультфильмы стали источником невротизации. Но на самом деле это нисколько не удивительно. Современные мультики (преимущественно американские и японские) кардинально отличаются от тех, которые смотрели в детстве родители нынешних детей. Перечислю лишь несколько таких отличий.

Если советские мультфильмы строились по законам волшебной сказки, то западные (типа "Ниндзя-черепашек", "Бэтмена", "Спайдермена" и проч.) - это типичные боевики. А значит, они гораздо больше насыщены сценами побоищ и убийств. Зло уничтожается здесь исключительно физически, с помощью разнообразного оружия. Показывается это ярко, подробно, за кадром звучат грозная музыка и истошные крики. То есть воображение ребенка загружается на полную мощь картинами всяких ужасов.

А ведь для впечатлительных детей 5-6-ти лет подчас даже обыкновенное чтение сказок на ночь оказывается непосильной психической нагрузкой, и они потом долго не могут уснуть!

Существенно разнятся и отрицательные персонажи. В подавляющем большинстве наших мультфильмов антигерои не вызывают запредельного страха, ибо не являются воплощениями абсолютного зла (то есть дьявола). И очень ко многим из них можно в конце концов найти подход. Подвигнуть же на стезю добра типичных злодеев западных мультфильмов - вампиров, маньяков-ученых, мечтающих погубить весь мир, садистов, которым доставляет наслаждение мучить людей, - невозможно, как невозможно договориться с врагом рода человеческого. Поэтому в ход опять-таки идут кулаки и гранатометы.

Под воздействием подобной кинопродукции у детей формируется мрачная, пессимистическая картина мира. Человек в этом мире беспомощен. Только одинокие супергерои способны противостоять злу. Но маленький ребенок прекрасно понимает, что ему до такого супергероя далеко, и осознание этого лишь усугубляет его страхи.

В наших же мультиках зло не тотально. И Незнайка, Чебурашка, Буратино, Чиполлино - никакие не супергерои, а просто дети, только немного побойчей и понаходчивей зрителей. Поэтому на них можно равняться, эти образы укрепляют у ребенка веру в свои силы.

Тяжело воспринимаются малышами и непривычная манера рисунков, режущие слух интонации чужой речи, агрессивный напор, с которым действуют и говорят западные киногерои, слишком быстрое для детского восприятия мелькание кадров. Кажется, что это ерунда. Что малышам до эстетики? И действительно, на уровне сознания они на это не реагируют. Зато подсознание дает бурную реакцию, которая как раз и выражается в патологических страхах, ночных кошмарах и прочих "удовольствиях".

Моего шестилетнего сына как будто завораживают всякие ужасы. Он постоянно рисует катастрофы: извержение вулкана, землетрясения, кораблекрушения. И в играх у него такие же сюжеты. Что это значит и как с этим бороться?

Я думаю, мальчика гложут страхи. Именно гложут, не давая ему покоя, раз он и в рисунках, и в играх не может отрешиться от апокалиптических сюжетов. Но, судя по недоуменной реакции матери, ребенок не склонен делиться своими переживаниями даже с близкими людьми, не любит открывать душу. Такое нередко бывает с очень самолюбивыми детьми, которые не хотят представать перед окружающими в невыигрышном свете и молча страдают, пытаясь самостоятельно найти выход из создавшегося положения.

"Ужастики" в рисунках и играх мальчика - это и есть попытка изжить страхи, пожирающие душу. Попытка явно неудачная, поскольку страх смерти (а именно он стоит за сюжетами катастроф) не проходит, а наоборот - становится навязчивым.

Теперь о том, как с этим бороться.

Страхи не бывают на пустом месте. И перво-наперво следует определить причину (или причины), их порождающие. Какие передачи смотрит ваш ребенок по телевизору? Какие слышит разговоры? Может, его обижают в детском саду ребята или притесняет дома старшая сестра? А может, он перегружен занятиями и переутомляется? Истощенная психика становится более уязвимой, и страшные образы, которые обычно вытесняются сознанием, всплывают на поверхность, не дают покоя. Бывает, что за страхом катастроф прячутся страхи иного свойства: на самом деле ребенок боится авторитарной бабушки или отца. Боится настолько, что даже в мыслях не может себе в этом признаться, и замещает один страх другим.

Короче, поводов для размышления у вас предостаточно. Не докучайте ребенку расспросами. Лучше осторожно понаблюдайте за ним. Полезно завести дневник, фиксируя в нем все, что почему-либо вас настораживает в поведении и высказываниях сына.

Постепенно из мелких деталей сложится объемная картина, и вам многое станет понятно. Помогают и ролевые игры, дети в них обычно раскрываются.

Но понять и даже устранить причину - это еще не все. Необходимо создать благоприятный психологический климат, чтобы поскорее сгладить последствия пережитой травмы (а запредельный страх, конечно, травмирует). С ребенком нужно как можно больше смеяться, шутить, отвлекать его от его привычных сюжетов, предлагая свои, более радостные, но не менее захватывающие. Для этого понадобятся изобретательность, терпение и большой заряд оптимизма. Но овчинка стоит выделки!

Из книги И. Я.Медведевой, Т. Л. Шишовой "Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика"

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.