Способы воспитания самостоятельности. Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Многие родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным и самостоятельным, однако добиться этого не так просто.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Что такое самостоятельность?

Перед тем как перейти к рекомендациям по воспитанию самостоятельного ребенка, предлагаю разобраться, что же это такое. Если заглянуть в толковые словари, то станет понятно, что самостоятельность — это способность к независимости, которая проявляется в критичности, инициативности, ответственности и сопровождается адекватной самооценкой. Поэтому воспитание ребенка должно идти в четырех направлениях.

  1. Формирование адекватной самооценки.
  2. Развитие инициативы.
  3. Формирование критического мышления (в подростковом возрасте).
  4. Воспитание ответственности.

Как сделать ребенка самостоятельным?

Важно постараться следовать следующим правилам.

Всему свое время

Очень важно понимать, что самостоятельный взрослый когда-то в детстве был очень зависимым малышом. Когда ребенок только рождается, он целиком зависит от своих родителей. Важно помочь ему уснуть, покормить его и позаботиться о настроении. Есть возрастные особенности развития, которые необходимо учитывать при формировании самостоятельности. Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. А то получится как в том смешном комиксе: сначала ребенок сам засыпает, потом сам ест, а потом сам ползет к психотерапевту. Не надо забегать вперед, это может навредить.

Позволяйте проявлять самостоятельность с младенчества

Такая формулировка может показаться странной. Но когда ребенок пытается сам перевернуться или поползти, поддерживайте его. Дайте ему на выбор 2-3 игрушки. Когда малыш пополз, не сажайте его в манеж, а сделайте свою квартиру комфортной и безопасной для исследования. Это тоже проявление самостоятельности ребенка. Казалось бы, такие совсем не значительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность

Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший». Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места». Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.


Сделайте вместе

Безусловно, чтобы сделать что-то самому, ребенку важно этому научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое-то дело и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

Принимайте помощь

Если трехлетка хочет помочь вам помыть посуду, соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда будет в пене, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя более самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине. Пусть ребенок учится делать выбор и обслуживать себя. И вам легче, и к самообслуживанию детей приучите. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

Не переделывайте за ребенка, если он не просит

Бывает, что малыш не очень аккуратно вытер со стола. Не надо сразу же переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно сами доделайте начатое. Либо предложите закончить вместе. Иногда ребенок в силу возраста не может сделать так же, как и вы. Это нормально. Учитесь отказываться от перфекционизма. Выполнение ребенком какого-то задания, конечно, будет не на таком высоком уровне как у вас, но он должен знать, что его вклад важен.



Не вмешивайте в процесс

Вы видите, что ребенок уже 10 минут пытается завязать шнурки. Если вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится, это важно для него. Вы тоже смогли сделать многие вещи далеко не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит, либо когда вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять немного больше времени для самостоятельности.


Ошибки — это нормально

Важно понимать, что ошибаться — это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему-то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, это отбивает желание деятельности. В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка — это опыт. Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.

Составьте план обязанностей для членов своей семьи

У каждого члена семьи есть свои обязанности. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты — все эти дела могут выполнять, чередовать и делить разные члены семьи. Ребенок в 4 года в состоянии убрать за собой игрушки с вашей помощью, а в 7 это уже его обязанность.

Уважайте интересы и желания ребенка

Это очень важный момент. Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и постоянно навязывают мнения и говорят, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то, безусловно, это не будет способствовать самостоятельности. Во всем важна мера: хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по поводу поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.


Избегайте гиперопеки

Бывает, что по тем или иным причинам родители боятся отпускать от себя ребенка. Тогда включается гиперопека. Мама постоянно держит малыша за руку, папа не разрешает забираться на домик на площадке или слишком быстро ехать на велосипеде. Возможно, за ребенка всегда решают, что он хочет есть, говорят, с кем дружить, и постоянно дают оценку чувствам ребенка: вот это чувствовать можно, а вот это — нет. В таком случае ребенок вырастает с подавленной инициативой и не совсем адекватной самооценкой, что будет, соответственно, способствовать и его несамостоятельности.

Родителям важно проанализировать и понять, почему им страшно отпускать ребенка. Возможно, есть какая-то своя детская травма либо повышенная тревожность, а, может быть, ребенок достался слишком тяжело? Например, мама не могла долго забеременеть, или это единственный поздний ребенок. В любом случае родители не доверяют и формируют дополнительную зависимость от себя. Взрослому, который рос под гиперопекой, приходится сложно в жизни. Такие люди всегда ищут того, кто будет на них влиять и задавать направление.

Избегайте чрезмерной передачи обязанностей ребенку

Мы уже говорили о том, что всему свое время. Но важно заметить, что кроме обязанностей у ребенка должны быть и права. Если вы оставляете пятилетку присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетку менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно, по мере возраста, а времени на свободную игру, общение и учебу нужно оставлять достаточно. Чрезмерная ответственность не по возрасту будет иметь обратный эффект — нежелание проявлять самостоятельность.

Верьте в своего ребенка

Когда вы поддерживаете ребенка в его начинаниях, верите в его силы, это будет иметь колоссальный эффект в развитии самостоятельности. Давайте поддержку, хвалите, говорите «У тебя все получится», «Чем я могу тебе помочь?». Иногда простого невмешательства и поддержки будет достаточно, чтобы хорошо выполнить дело.


Формируйте ответственность

Если вы будете заставлять ребенка формально извиняться или делать что-то ради похвалы, то самостоятельность вы не сформируете. Важно, чтобы ребенок видел связь между своим поступком и его результатом и понимал, что он может исправить. К примеру, малыш разлил воду. Говорить «мамочка устала» или «помоги маме» неправильно. Надо сказать: «Ты разлил воду, смотри, пол мокрый, он может испортиться, потому что деревянный. А еще здесь кто-то может поскользнуться. Вот тряпочка, вытри за собой». Если ребенок категорически не хочет, вы можете настаивать. Но главное — понимать, что иногда лучше отступить, чем начать кричать или давить. Пользы от этого будет мало.

Учить ребенка находить себе занятия

Пожалуй, с этого пункта надо было начинать. Он очень важен. Когда в очередной раз ребенок подходит к родителям со словами «Мне скучно», важно понимать, что это тоже в определенном возрасте может считаться несамостоятельностью. Безусловно, тут нет четких временных границ и правил, но любой ребенок после года в состоянии сам себя занять на какое-то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься. Важно перестать постоянно развлекать ребенка, чтобы не оказаться потом в ситуации, когда нет времени на домашние дела.


Направлять, но не управлять

Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Но, безусловно, некоторые решения вам придется принимать за чадо. И здесь важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда вы заботитесь о безопасности и здоровье ребенка, вы помогаете ему ориентироваться в этом мире. Поэтому стоит отказаться от убеждения, что вы знаете, как сделать ребенка счастливым.

Будьте примером

Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела. Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать. Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.

Мы рассмотрели 17 способов того, как воспитать ребенка самостоятельным. Важно понимать, что самостоятельность — это именно то качество, которое сопутствует успешности. Но не стоит забывать, что во всем хороша мера.

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. ()

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию () и верховой езде!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: )

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

Самостоятельность – это умение строить и управляться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и потребностями, неся за это ответственность. Немного чересчур для маленького ребенка, не так ли?

Но в понятие детской самостоятельности не вкладывается дословное определение. Здесь скорей подразумевается относительная самостоятельность в его повседневной деятельности. Так, когда же наступает этап в жизни ребенка, в котором он должен начать проявлять свою самостоятельность?

Как правило, чаще всего родители задаются этим вопросом перед поступлением ребенка в школу. Но не поздно ли? Нельзя по волшебному щелчку сделать его самостоятельным – это процесс длительного воспитания. Нужно начинать заниматься этим с самого раннего детства: поощряя его умение держать ложку, попытки есть самому, его первые шаги. Уже на раннем этапе есть отличная возможность заложить отличный фундамент для самостоятельности ребенка.

Обычно, родителям хотелось бы выборочную самостоятельность: где надо ребенок самостоятельный, а где не надо – слушается родителей. Но это невозможно.

Как только у ребенка появляется больше свободы действий, от него можно ждать не только приятных сюрпризов. Малыш только учится самостоятельности и ответственности и, как и в любом другом учебном процессе, без ошибок не обойдется.

В жизни подрастающего ребенка можно выделить следующие главные этапы формирования самостоятельности:

  1. Кризис 3-х лет
  2. Старший дошкольный возраст
  3. Подростковый возраст

Кризис 3-х лет. Сложный этап в жизни родителей, потому что происходит формирование и становление личности – ребенок осознает себя как самостоятельную единицу со своими желаниями и потребностями. Нежелание ребенка мириться с просьбами родителей абсолютно нормальный этап в развитии малыша. Как раз в это время жажда самостоятельности впервые остро проявляет себя – это период еще часто называют «Я – сам». К концу этого этапа самостоятельность уже становится относительно устойчивой частью личности ребенка.

Старший дошкольный возраст. В этом возрасте у ребенка уже выработаны основы самостоятельности. Дошкольники, с возможной для них, ответственностью подходят к тому, что делают и результатам их труда. Более развитые дети лучше и качественнее справляются с поставленными задачами – они меньше нуждаются в подсказках и помощи. Формирование самостоятельности детей в этой возрастной группе происходит за счет активной деятельности. Каждая деятельность оказывает свое характерное влияние на развитие разных граней самостоятельности.

Подростковый возраст. В этом возрасте желание самостоятельности приобретает наиболее отчетливый характер. Подросток желает автономии, отдаляется от родителей, требует независимости. Это природой заложенный этап формирования независимой самостоятельной единицы. Подросток становится взрослым человеком, и эмансипация является частью важнейшего процесса в его жизни. Концу этого периода при благоприятных условиях воспитания, самостоятельность формируется окончательно.

Проблемы воспитания самостоятельности

Главной проблемой на пути к самостоятельности детей, как ни удивительно, являются сами родители. Чрезмерная опека, нежелание дать малышу сделать что-то самому, боязнь предоставлять ребенку свободу действий – это все сильно влияет на дальнейшую мотивацию вашего чада к самостоятельным поступкам. В итоге вырастет ребенок, который не проявляет никакой инициативности, даже подрастая. Малыш, чья самостоятельность пресекалась в угоду родительским желаниям, с большой вероятностью вырастит в неуверенного в себе инфантильного человека. И, возможно, это не проблема для родителей, когда ребенку 5-6 лет, но не стоит забывать, что все «лучшее» приходит из детства. Однажды ребенок обязательно вырастит и то, каким он будет, зависит от компетентного воспитания взрослых.

Правильное формирование самостоятельности

Что же все-таки должны делать родители? Как выработать самостоятельность у ребенка и что для этого нужно сделать?

Важно создать ребенку комфортные условия развития. Ребенок должен чувствовать себя дома спокойно и уверенно. Понимать, что в этом доме у него есть права, личные вещи, собственный уголок – чувствовать себя полноправной частью этого дома и полноправной личностью этой семьи.

Формируйте у ребенка его собственное сознание и мышление, а не пытайтесь навязать свое.

Наличие собственной точки зрения тесно взаимосвязано с инициативностью и самостоятельностью ребенка. Разумеется, самостоятельность действий не должна стать вседозволенностью. Нужно объяснять ребенку об ответственности, совершенных им поступков.

Вовлекайте ребенка в любой возможный трудовой процесс, особенно если он сам того желает. Поощряйте его желание помочь по дому и в других делах. Но не забывайте, что детям потребуется больше времени, чем вам на выполнение какого-то дела. Помимо этого, он обязательно сделает что-то не так, поэтому напаситесь терпением и дайте ему право на ошибки, ведь именно так мы учимся.

Включение ребенка в повседневную деятельность дает ему возможность пережить собственный личный опыт, совершить свои ошибки. Ребенок учится мыслить самостоятельно, начинает анализировать происходящее. Когда родители дают ребенку возможность принимать решения, он чувствуют доверие со стороны родителей, и он учится ответственности, чтоб это доверие не подвести.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Многие мамочки предпочитают делать все за малыша, ведь так надежнее и быстрее, и не придется после убирать. Быстро получается налить малышу молоко, чем смотреть на то, как он тянется самостоятельно за чашкой, берет пакет, открывает его и наливает молоко, ведь он может его пролить, а потом придется вытирать.

Зачастую такое отношение мам, в дальнейшем приводит к тому, что ребенок вырастает не самостоятельным, не может ничего сделать сам. А ведь это из-за того, что ему не предоставили возможности научиться этому в детстве.

При правильном воспитании у детей самостоятельности малыш будет запоминать, и учиться всему с раннего детства, полученные знания никуда не пропадут, а наоборот будут закрепляться с годами. Кроме того, воспитание самостоятельности в ребенке, может развивать такие чувства, как обязательность, пунктуальность, ответственность и уверенность в себе, что конечно, пригодится ему в будущем

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Малыш сам может подсказать маме, когда настало время ему становиться самостоятельным. Это происходит тогда, когда у него появляется желание делать что-то самому, такой момент важно заметить и не препятствовать его желанию. Для воспитания самостоятельности у детей в такой период нужно только показать, как выполняется правильно, та или иная работа,а затем только смотреть, как ребенок ее выполняет, если будет нужно, то помочь ему советом.

Нужно спокойно рассказывать о том, как это делается, чтобы малыш смог понять, что делать это действие не сложно, и он сможет с легкостью справиться с ним сам. Новое умение должно приходить непринужденно и легко, это можно преподнести как игру, тогда малыш не будет сопротивляться.

Также, обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него что-то получается, а если не получается, похвалить за то, что он взялся за эту работу. Нужно помнить, что похвала является самым приятным вдохновением и стимулом.

Если не получается…

Случается так, что не всегда все получается с первого раза. В таких случаях, необходимо, чтобы мама была рядом, чтобы поддержать малыша, подбадрить его и быстро переключать его внимание на что-нибудь другое, чтобы он не расстраивался,и сказать о том, что в следующий раз у него обязательно все получится.

Методы воспитания:

    Упрощение. Воспитание самостоятельности у детей требует упрощения задач. Если малыш учится одевать кофточку или штанишки, то следует давать ему свободные вещи. Как только он научиться одевать их, потом он сможете справиться с более сложными вещами на застежках и молниях.

    Напоминания. В тех случаях, когда ребенок все еще забывает, что необходимо перед едой мыть ручки или чистить по утрам зубки, следует повесить в ванной напоминание в картинках.

    Малыш будет смотреть на них и вспоминать, что ему нужно сделать, а лучше если ребенок сам нарисует эти картинки, тогда у него точно останутся в памяти действия,которые необходимо сделать.

    Личный пример. Если родители сами не делают того, чему учат своего ребенка, то все старания будут тщетными. Самым лучшим методом обучения является наглядный пример того, кто в глазах ребенка имеет авторитет. Можно делать что-то вместе с ребенком, чтобы он мог понять, что мама умеет это делать и делает регулярно, что и требуется от него.

    Перерыв. Воспитание самостоятельности у детей может сопровождаться различными трудностями. В определенный момент ребенок может перестать делать то, что в последнее время успешно делал. Не нужно паниковать, просто нужно устроить ему перерыв, до того времени, пока ребенок вновь не захочет выполнять это действие. Не нужно давить на него, напрягать, просто иногда стоит напоминать, каким он был молодцом, когда, например, убирал посуду за собой, аккуратно собирал свои вещи и т.д.

    Похвала. Родители должны всегда помнить о том, что похвала в воспитании у ребенка самостоятельности является самым мощным инструментом во время воспитания самостоятельности. Не нужно жалеть для своего малыша комплиментов и похвал, и всегда замечать его достижения.

Воспитывая самостоятельность у детей, следует обращать внимание на поведение ребенка. Родителям необходимо наблюдать за реакцией малыша, его стараниями, умением, успехами, и по результатам наблюдений предпринимать решение о методе воспитания самостоятельности. Наблюдения позволят сделать выводы о том, что приятно делать малышу, что негативно сказывается на его настроении, поведении, каким способом заинтересовать его.

Идя навстречу малышу, родители смогут добиться лучших результатов, чем постоянно ругая и укоряя его. Естественно, что крики и неодобрительный тон могут напугать малыша, и он может отказаться даже от того, что ему нравится делать, чтобы не слышать в дальнейшем ругань родителей.

Именно поэтому,нужно прежде всего понимать ребенка, и поступать так, как он сможет понять и не обидится. Также следует знать, что постоянные укоры могут развить у малыша комплексы, что в свою очередь тоже может иметь довольно печальные последствия.

Знаете ли вы, что:

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

После рождения малыша у родителей возникает множество вопросов относительно его потребностей и воспитания. Активное познание ребенком окружающего мира формирует желание все делать самому. Самостоятельный ребенок - желание и стремление каждого родителя.

Что такое самостоятельность

Воспитывать самостоятельность у ребенка родители начинают в школьном возрасте, и перед ними возникает вопрос, какой метод воспитания выбрать. Для начала необходимо дать определение, что такое самостоятельность. В обширном понимании - способность руководить своей жизнью без посторонней помощи.

Для детей самостоятельность - это способность:

  • совершать действия без посторонней помощи (родителей, братьев, сестер);
  • делать ежедневные дела без контроля взрослых;
  • сознательно выполнить действие по просьбе родителей;
  • сознательно принимать решения в незнакомой ситуации;
  • осознанно действовать в непривычной среде;
  • оценивать свои поступки, предвидеть результат;
  • контролировать себя;
  • применять уже известные способы решения задач и действия в незнакомой среде.

Как вырастить уверенного малыша

В процессе воспитания перед родителями возникает не только вопрос о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, но и как сделать его уверенным в себе. Для этого:

  • Хвалите за конкретное действие, процесс выполнения, приложенные усилия.
  • Перед сном говорите о своей любви, о том, что он сделал хорошего за день.
  • Доверяйте ребенку.
  • Советуйтесь с ним.
  • Устанавливайте правила, объясняйте их.
  • Слушайте, проявляйте интерес к его делам, увлечениям.
  • Объясните малышу, что мысли других людей могут отличаться от его и ваших взглядов.
  • Уважайте его. Не унижайте, не оскорбляйте, не смейтесь над ним.
  • Научите говорить нет, пусть даже окружающие скажут, что мама не воспитывает.

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Самостоятельность не дается с рождения, она приходит постепенно в процессе роста, формирования личности. Поэтому на каждом этапе жизни малыша следует применять различные правила воспитания самостоятельности у ребенка. Существует множество средств и способов воспитания самостоятельности, которые сформированы в правила.

Самостоятельность по возрасту

Самобытность детей должна соответствовать их возрасту, не забегайте вперед. Каждый родитель начинает воспитывать малыша с пеленок, постепенно учит необходимым навыкам: самостоятельно есть, самостоятельно ходить, разговаривать, общаться с детьми, взрослыми, убирать игрушки и одеваться.

1. Воспитывайте с пеленок

Самый эффективный метод - воспитание детей с младенчества. Дайте возможность самостоятельно двигаться, сделать попытку сесть, поползти, встать на ноги, выбрать игрушку. Для младенца это проявление самостоятельности.

2. Оценивайте поступки

Давайте оценку поступкам, а не малышу. Поощряйте действия, стремление к самостоятельности. Например, малыш вымыл посуду, убрал игрушки, похвалите его, даже если сделал это недостаточно хорошо.

3. Учите чадо

Самостоятельный ребенок - результат кропотливой работы родителей. Прежде, чем требовать, нужно научить. Покажите, где место для игрушек, убирая их вместе, как пользоваться ложкой или рисовать.

4. Поощряете желания

Если чадо хочет все делать с вами, не отказывайте. Дети стараются подражать взрослым. Помогите, покажите, как правильно делать домашние дела. Не ругайте, если он пропылесосит стол, уронит на пол тарелку в процессе мытья. Старайтесь максимально вовлекать малыша в домашние дела: уборку, приготовление еды, выбор продуктов, предметов быта. Для этого используйте фразу: «Хочешь еще помочь маме, давай сделаем… вместе».

5. Помогайте понять ошибки

Не переделывайте вместо малыша. В силу возраста дети не могут выполнять действия, аналогично взрослым. Если малыш сделал что-то плохо, похвалите его и предложите переделать хорошо, только вместе. Так вы не отобьете желание помогать. Не стремитесь сделать дела, не дождавшись малыша.

6. Не торопите, не помогайте

Если позволяет время, дайте возможность малышу надеть брючки самостоятельно, проявив терпение. Он может сам попросить вас о помощи при необходимости. В процессе развития самостоятельности огромную роль играют образовательные учреждения. В детском саду все становятся самостоятельными, беря пример со старших детей.

На ошибках учатся

Ложный шаг - способ познать новое, развить самостоятельность. Вместо постоянного контроля, выделения ошибок, надо сказать: «Давай помоем посуду (уберем игрушки, завяжем шнурки) вместе».

Про обязанности

Определите обязанности каждого члена семьи. Малыш должен видеть, что делают все (родители, братья, сестры) и брать пример.

Не навязывайте ребенку обязанностей не по возрасту. Не заставляйте дошкольника 5 лет приглядывать за младшей сестрой, постоянно помогать. Это может привести к обратному эффекту.

Уважайте чадо, его выбор

Еще один способ развития самостоятельности - уважение желаний, интересов. Дитя должно самостоятельно решать, что ему интересно. Включайте малыша в процесс выбора одежды, кружка, задавайте вопрос, нужно ли ему это, зачем, чтобы получить ответ. Например, пойду на этот кружок, потому что хочу рисовать, быть сильным, красиво танцевать.

Очень интересен опыт воспитания детей в американских семьях. Там особое внимание уделяется правам ребенка с самого раннего возраста.

Нельзя

Сократите возможность тотального контроля. Непрерывный родительский контроль, ограничения приводят к снижению желания пробовать что-то новое. Сократите количество «нельзя». Все запреты должны касаться безопасности ребенка.

Верьте в чадо

Самостоятельный ребенок - малыш, которого поддерживали родители, верили, хвалили, помогали. При любой неудачной попытке мотивируйте малыша словами, побуждайте попробовать снова. Верьте, что у него все получится, и в это поверит сам малыш.

Развивайте ответственность

Ребенок должен осознавать свои поступки, предвидеть последствия действий, давать оценку поступку. Для этого укажите, например, на то, что может случиться, если он бросит чашку на пол.

Самостоятельная игра

Научите его находить занятия, играть самостоятельно. После года малыш должен находить себе занятие, не требовать постоянного внимания. С возрастом увеличений должно становиться больше. Этот пункт, при его выполнении, поможет людям, страдающим родительской опекой, снизить тотальный контроль.

Направляйте, не управляйте

С возрастом отпускайте чадо от себя. Дайте чувство уверенности. Объясняйте. Фокусируйте на важных моментах. Предоставьте право выбора.

Станьте примером

Без родительской активности, примера малыш не сможет оценить важность действий. Он останется в стороне, если родители не проявляют активность, интерес к определенным занятиям. Например, папе лень выносить мусор, вряд ли ребенок будет это делать.

Воспитание самостоятельности у ребенка - очень кропотливый процесс, который требует полной вовлеченности родителей. Придерживаясь простых правил, описанных выше, стать хорошей мамой просто.

Очень часто впервые сталкиваться с детской несамостоятельностью родителям приходится лишь тогда, когда ребенок начинает посещать детский сад, а то и вовсе отправляется в школу. И тут на бедного ребенка обрушиваются не только насмешки сверстников, но и крики любимых родителей: «Как же ты дошел до жизни такой, что не умеешь завязывать шнурки?!».

Но ведь самостоятельность - это не только наличие элементарных навыков самообслуживания.

Самостоятельный или непослушный?

Самостоятельность - это умение оценивать происходящие события, действовать в соответствии с ситуацией и осознанно принимать последствия своих действий.

Так, если малыш целый день не слазит с маминых рук, это ничего не значит, что бы там ни говорили вечно всем недовольные окружающие. Возможно, он приболел, расстроен, напуган, соскучился по тактильному контакту или даже чувствует, что маме грустно и одиноко, и пытается в меру своих детских силенок поддержать ее, отвлечь и утешить.

Если он знает, что хочет кашу, но готов перекусить йогуртом и подождать, пока мама сходит в магазин за крупой, если он хочет надеть босоножки, но, посмотрев на дождь за окном, со вздохом вытаскивает резиновые сапожки, если он устраивает скандал вероломному «диванному» папе, не сдержавшему обещания «вечером поиграть», - он вполне самостоятельный ребенок. Он знает, чего хочет, адекватно реагирует на происходящее вокруг и принимает решения, учитывая их последствия. Но разве с ним легко и удобно?

В отличие от самостоятельного, непослушный малыш будет капризничать по всем трем поводам, ведь для него, кроме его «хочу», нет иных аргументов. Но ему можно дать конфетку, накричать, заставить - и через минуту он уже забыл, чего там хотел, сделав все так, как решили вы.

Вырастить самостоятельного ребенка не так просто, как кажется на первый взгляд. И не только потому, что «он не хочет». А хотите ли этого вы?

Первый год жизни

Начинать действовать нужно с самого рождения. Специалисты утверждают, что уже с первых дней жизни крохи у родителей есть возможность заложить фундамент его характера. Воспитание самостоятельности у детей необходимо начинать как можно раньше.

Стоит руководствоваться разным подходом в общении с маленькой, зависящей от вас во всем, но уже отдельной личностью. И поскольку в общении очень важно понимание, полезно внимательно, без паники и чувства вины («мой малыш плачет - я плохая мать!») научиться различать разные виды звуков, которые кроха издает. Как правило, мамы очень скоро начинают понимать, чего требует малыш: хочет ли он есть, спать, ему холодно или он просто соскучился и хочет обсудить события дня. Побеседовать можно и перекликаясь через комнату, и покрикивая из кухни: «Да, мой хороший, ты абсолютно прав!», и извинившись: «Прости, отлучусь, мне нужно в душ».

Если малыш не умеет говорить, это еще не значит, что он глуп. И разницу между тем, что его игнорируют, бросают одного без предупреждения или, уважая его интересы, оставляют на несколько минут по необходимости, понимает прекрасно. Это не значит, что он не выскажет вам свое неудовольствие. Но ведь ивы, будучи взрослой, порой бываете недовольны в таких ситуациях и не стесняетесь в выражениях.

Малыш тянется к погремушке? Не спешите пододвинуть ее ближе. Он справится сам, не сегодня, так завтра. Кроха осваивает ползание и упорно движется к кубикам? Можете подставить ладонь под ступни, чтобы ему легче было отталкиваться, но до желанной цели пусть добирается сам.

Не стоит вскакивать и с умильным кудахтаньем нести к его ногам весь мир. Не лишайте своего будущего чемпиона возможности завоевывать свои победы. Но и про восхищение не забудьте. Сам кушает ложкой! Сам натянул носочек! Сам прилег подремать днем! Он у вас - просто молодец.

В возрасте до 2 лет ребенок увлечен игрушками. Предоставьте ему полную свободу деятельности. Пусть без помех закутывает в платочек экскаватор, а тарелочками из игрушечного сервиза украшает башню из кубиков. Специалисты рекомендуют не навязывать ребенку стереотипные действия. Дайте ему возможность дойти до всего самому, проявить самостоятельность, развить творческое мышление.

Кроме того, не приучайте его к тому, что вы постоянно находитесь рядом. Самостоятельный ребенок какой-то отрезок времени может и хочет заниматься с игрушками без ваших полезных, но необходимых подсказок и участия.

Конечно, это не значит, что он должен оставаться без присмотра. Спокойно занимайтесь своими делами, обмениваясь с крохой улыбками и отвечая на его вопросы, но не вмешиваясь в игры малыша.

В противном случае он будет требовать вашего присутствия постоянно. Ребенок будет не в состоянии развлечь себя самостоятельно, ему будет скучно и неинтересно одному, ведь вы убедили его, что без вас игрушки не имеют смысла. Вам постоянно придется слышать просьбу «Поиграй со мной», ведь именно вы заняли место его любимой игрушки. Только вы знаете, как надо играть, во что надо играть, когда надо играть. Без вас он играет неправильно! Да что он вообще без вас может? Стоп, стоп, кажется, вы немного заигрались.

«Самостоятельность» не равно «одиночество»

Так же обстоит дело и с помощью по дому. К двум годам уже можно и нужно приучать малыша убирать за собой игрушки. Опыт показывает, что далеко не всем родителям это оказалось под силу, и груды игрушек по всей квартире - их удел на долгие годы. Почему? Малыш строит «баррикады», чтобы отвоевать у вас личное пространство? Он - творческая личность, и эти «горы» - цельное пространство его фантазии? Или он просто ненавидит домашнюю работу и считает ее наказанием? Возможно, как и вы?

Начинайте убирать игрушки в игровой форме: игрушки очень устают и хотят пойти спать в свои домики. Первое время убирайте вместе, затем постепенно полностью перекладывайте это занятие на ребенка, и оно станет привычным.

Убранные игрушки - это не только скучный порядок, это освобожденное пространство для бега, для катания мячика, это чудесная чистая комната, полная свежего воздуха. Порадуйтесь с малышом результату его усилий: Молодец! Посмотри, как хорошо ты сделал сам!», и самостоятельность будет доставлять ему довольствие.

Но если малыш почувствует, что его навыки самообслуживания лишают его возможности ощущать ваши прикосновения: «Одевайся сам, а я пошла готовить завтрак», заботы: «Ешь сам, а я пока, стоя к тебе спиной, помою посуду», внимания: «Читай сам, а я пошла смотреть телевизор», он быстро перестанет быть самостоятельным. Так ведут себя старшие дети, лишенные привычного родительского внимания после появления в доме малыша.

Вы оставляете кроху в покое не только тогда, когда вам нужно отвлечься на домашние дела: «Отстань, готовить обед для меня важнее, чем заниматься с тобой». Ваши дела важны одинаково. Сейчас вы вместе уберете комнату, вместе приготовите обед, а потом вместе присядете отдохнуть. Малыш сам, сидя рядом с вами на кухне, будет играть с крупой или коробочками, под искренние ваши похвалы и благодарность за помощь в готовке. Он оденется сам, если вы быстренько обнимете и погладите его перед тем, как убежать на кухню, дав необходимую ему с утра порцию нежности и уверенности в вашей любви.

Малыш должен знать, что быть самостоятельным это обретение новых возможностей, а не потеря вашей заботы и внимания. И тогда разумная самостоятельность станет его вторым «я».

Я сам!

Три года - очень важный период в жизни ребенка, ознаменованный пресловутым кризисом «Я сам». И именно сейчас очень важно повести себя настолько правильно, чтобы не отбить у крохи охоту что-либо делать на долгие годы.

Вот здесь-то вечно спешащих мам и пап и подстерегают ловушки - «проще сделать самому». Позволить карапузу мыть посуду? Да он же зальет все кругом водой, обольется сам, обязательно что-нибудь разобьет, да еще и порежется, не дай Бог! Да, придется пока стоять рядом, руководить, контролировать. Один, два, три раза. А на четвертый вы и сами поймете, что можете доверять своему ребенку это нехитрое дело. И не вмешивайтесь, если он не просит о помощи! Кроме того, даже если он и обольется с ног до головы - ничего страшного в этом нет. Наоборот, ребенок должен быть готов встретиться с последствием своих действий.

Даже если у него что-то не получается, надо учить его ни останавливаться, ни опускать руки. То есть, если ребенок разлил в процессе уборки воду, вместо фразы «Какой ты безрукий» нужно спокойно показать ему, как сделать правильно.

Не менее важно предоставлять ребенку право выбора. Берите его с собой за покупками - пусть он сам выбирает понравившиеся вещи. Утром, собираясь в детский сад, спрашивайте у него, что бы он хотел надеть. Планируя выходные, интересуйтесь, что для него более увлекательно: сходить в парк или остаться дома почитать книжку. Приучайте его иметь свое мнение.

Для того чтобы вырастить самостоятельного ребенка, придется потрудиться. А кто говорил, что будет легко?

Из каждого правила бывают исключения

Если малыш расстроен, приболел, устал - не настаивайте на ежевечерней уборке и выполнении других обязанностей. Пусть уляжется в кроватку, устроится поуютнее, возможно, даже получит кружечку теплого молока прямо в постель, и спокойно уснет, набираясь сил и здоровья. Ведь порядок наводится для него, а не он живет в этой комнате ради поддержания в ней порядка.

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся - и мотаем на ус.

  1. Самостоятельный ребенок – какой он?
  2. Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет
  3. Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет
  4. Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет
  5. Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности?

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» - это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это - самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это - и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом - ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком - и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите - и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.