Спасибо аллаху за все. Благодарность всевышнему аллаху

Х ристиан Северной Америки часто приводит в замешательство отношение между религией Ислама и этнической идентичностью мусульман. Эта путаница имеет две формы. Первая касается отношения между религиозной мусульманской и арабской этнической составляющей. Вторая касается глубины, на которую религиозное мусульманское самосознание проникло в этнические идентичности всех мусульманских групп людей.

Если христиане хотят понять своих соседей-мусульман (локально и глобально), полюбить их, как того велел Христос, и эффективно распространять Евангелие среди них, тогда нам необходимо осознание того, как они сами понимают себя.

«Араб» и «мусульманин»

Понятия «араб» и «мусульманин» — не синонимы. Мусульмане — последователи религии Ислам. Арабы являются этническо-языковой группой людей, большинство из которых — мусульмане, в религиозном отношении, но немало и тех, кто не исповедуют ислам. Их корни — на территории Аравийского полуострова, но в 7-8 веках они ворвались в окружающий их мир впечатляющими завоеваниями, которые последовали после смерти пророка Мухамеда в 632 году н.э. В течении 100 лет они передвигались на запад через Северную Африку и Испанию, и добрались до юга Франции. К востоку, арабы завоевали Персидскую империю и проникли на территорию нынешнего Пакистана и Центральной Азии. Они делали это как последователи ислама, но также и этнически, лингвистически и культурно — как арабы. С самого начала эти арабы-мусульмане жили как правящее меньшинство на большей территории их империи. Большинство из завоеванных ими людей говорили на других языках (таких как арамейский, коптский, берберский и персидский) и исповедовали другие религии (христианство на западе и зороастризм на востоке).

Через какое-то время, однако, начались двойные процессы исламизации и арабизации, которые проистекали в разных регионах по-разному, неравномерно. Египет, Северная Африка и говорящий по-арамейски Ближний восток стали фактически полностью арабизированными в плане языка и мусульманами в религиозном отношении. В таких же местах, как Ирак, Сирия, Ливия и Египет существенные меньшинства держались за свои исторические христианские идентичности. Таким образом, на сегодняшний день в каждой из этих стран есть сообщества людей, которые расцениваются этнически и лингвистически как арабы, но являются приверженцами древних христианских общин: Коптская Православная церковь в Египте, Маронитская Католическая церковь в Ливане, Восточная Православная и Римская Католическая церкви в Палестине, Восточная и Сирийская Православные церкви в Сирии и Халдейская Католическая и Ассирийская Православные церкви в Ираке. Эти группы оказались меж двух огней в столкновениях, которые заполонили эти страны в 20-21 веках.

Chaoyue PAN — Coptic Good Friday Mass

Историческое христианское население на Ближнем Востоке резко сократилось в последние несколько десятилетий, в связи с тем, что христиан убивали или они были вынуждены бежать. Например, значительная доля населения Палестины исторически были христианами в начале 20 века, но Израиль не отделяет их от палестинских мусульман, и многие покинули свои родные места. Подобным же образом, ассирийские и халдейские верующие Ирака массово бежали от режима Саддама Хусейна. Но с тех пор, как режим был смещён, они вновь стали мишенью теперь уже для различных исламских группировок, и многим пришлось спасаться бегством. Значительный процент арабского населения в Соединённых Штатах принадлежит к одной из древних восточных церквей (следовательно, они не мусульмане), а патриарх Ассирийской Православной церкви в настоящее время живет в Чикаго.

С другой стороны, многие другие народы под исламским правлением стали мусульманами, но никогда не становились арабами. На самом Ближнем Востоке, персы (иранцы), курды и турки являются, в большинстве своём, мусульманами. Но они не расценивают себя как арабов и не говорят по-арабски. Более того, большая часть мусульманского населения в мире проживает в странах, где не говорят по-арабски: Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Индия, наряду с некоторыми другими.

Большинство мусульман в мире не является арабами в языковом и этническом отношении.

Арабский центр

И всё таки, влияние арабов на этих не арабских мусульман огромно. Коран был написан на арабском языке и истинным мусульманами расценивается только Коран на языке оригинала. Молитвы, которые мусульмане читают пять раз в день, читаются на арабском, и неважно, понимает ли молящийся этот язык или нет. Хадисы и все авторитетные документы исламского права были написаны на арабском. Мусульмане юго-восточной Азии, не знающие арабского языка, до сих пор дают своим детям арабские имена. Это верно, что большинство общностей, живущих по соседству с арабским миром (турки, персы, курды и берберы) испытывают что-то вроде смешанного чувства «любви-ненависти» к арабам, часто выражая свое превосходство или неприязнь по отношению к ним. До сих пор, это влияние очень сильно, и мусульманский мир нерушимым образом соединён с арабским миром.

И здесь играет свою роль второе, распространенное, но ошибочное представление. Жители Северной Америке склонны расценивать религиозное самосознание как частное и персональное. Это правда, что мы до сих пор мыслим стереотипами: поляки и итальянцы — типичные католики, жители южных штатов США — протестанты. Еврейские семьи иногда будут отказываться от детей, которые перейдут в христианство. Впрочем, в общем и целом, религия рассматривается как право выбора, и этот вопрос держится подальше от общественного мнения. Человек может не иметь никакой религиозной идентичности, и быть американцем. В большой же части мусульманского мира, однако, правильным считается прямо противоположное мнение. Ислам — часть их этнического самоопределения. Быть турком, персом или малазийцем или представителем другой мусульманской группы людей — значит быть мусульманином. Вы можете попытаться перестать быть турком или персом, но не бывшим мусульманином, с точи зрения ислама. Как мусульманин, вы даже не обязаны точно следовать всем предписаниям своей религии, но вы не можете покинуть ислам.

Присоединение к другой религии означает совершение этнической и культурной измены, это значит отрезать себя от связей со своей семьей и обществом, которые служат основанием вашей идентичности. Это одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются христиане, возвещающие Евангелие мусульманам. Ислам не делит религию, культуру и политику на разные сферы, но рассматривает их как неделимое целое. По этой причине евангелизации и служение мусульманам расцениваются как политическая и культурная провокация, а также религиозная угроза.

Наш ответ

Что делать христианам с этими знаниями?

(1) Не принимайте каждого араба, которого вы встретите, за мусульманина. Они могут быть таковыми, но также могут быть и членами одной из древних Ближневосточных христианских церквей.

(2) Не принимайте каждого мусульманина, которого вы встретите, за араба. Большинство мусульман — не арабы, и они оценят то, что вы знаете и понимаете разницу.

Подписывайтесь:

(3) Поймите, что для многих мусульман ислам является религией, практикуя которую они используют язык, который не знают. И их приверженность ей базируется больше на этнической идентичности, культурной практике и семейных узах, чем на теологическом понимании.

(4) Осознайте цену, которую мусульманам нужно заплатить, чтобы следовать за Иисусом. Они не только сталкиваются с большой вероятностью внешнего преследования, они также сталкиваются с чувством семейной, культурной и этнической измены от самых близких людей, производя крутой переворот в понимании собственной идентичности. Иисус должен быть превознесен как нечто в высшей степени ценное, за ту цену, которую стоит за это заплатить.

Кто такие — христиане Востока?
Ливан. В пещерах долины Кадиша жили еще первые христиане, столетиями позже монахи накладывали здесь оковы на свои духовные недуги, взыскуя Божьего врачевания. Сегодня арабские христиане-марониты приходят сюда, чтобы раздуть уголья веры.

Отшельник о. Юханна Каван на некоторую часть года открывает двери посетителям. Часы общения усложняют загруженный распорядок его дня, который включает в себя письменный перевод древних арамейских гимнов на современный арабский язык.
Несмотря на то, что о. Юханна оставил обязанности преподавателя Ветхого Завета в университете Св. Духа в ливанском городе Каслик, все же он до сих пор совершает несколько богослужений в день, возносит десять тысяч молитв и спит лишь несколько часов ночью среди своих книг. «Люди продолжают доставлять мне материал для работы», вздыхает он. «Им кажется, что отшельникам нечего особенно делать!»

Сирия. Распевая популярные песни в благочестивом ключе, христианские скауты идут парадом по деревне Саиднайя в Вербное Воскресение, взбираясь к древней церкви Богоматери Саиднайи, которую почитают также и мусульмане.

Сирия. Мусульманское богослужение на гробнице Иоанна Крестителя в Дамаске. В Сирии взаимодействие религий началось в VII в., когда арабы-мусульмане покорили земли христианской Византийской империи. Некоторые отцы Церкви даже принимали ранний ислам за разновидность христианства.

Пасхальное воскресенье - пик весеннего календаря для молодых людей, которые любят модно одеться, в сирийской деревне Саиднайя, где церковь Богородицы — центр общения христиан.
Иерусалим. Возложив на себя крест, арабские христиане, жители Иерусалима, присоединяются к толпам иностранцев в Страстную Пятницу (как по католическому, так и по православному календарю), следуя путем Иисуса через Старый Город. Бывшие некогда большинством, арабские христиане теперь составляют численно меньшую часть жителей, и с ними зачастую не считаются.

Скорбя о распятом Христе, в ожидании чуда Воскресения, прихожане-католики посещают субботнее богослужение в иерусалимском Старом Городе.

Иерусалим. Воодушевленные православные арабы взбудораживают христианский квартал на Пасху.

Ат-Тайиба - единственная целиком православная христианская община на Западном берегу реки Иордан, численностью 1300 человек, которые окормляются в трех приходах. Руины Эль-Хадера, крестообразного храма, построенного в период между IV и VII вв. и восстановленного крестоносцами, до сих пор сохраняются на окраине поселения. Примерно тысячу лет после пришествия Христа такие христианские поселения преобладали на скалистых возвышенностях Палестины. После своего обращения в христианство в 312 г. император Константин провозгласил эту территорию Святой Землей.

Сирия. В пустыне к северу от Дамаска расположен монастырь Деир Мар Муса, основание которого датируют VI в. В то время сотни храмов и монастырей испещряли эту область. Сегодня монахи говорят, что они «свидетели мира», своеобразные блюстители диалога между христианами и мусульманами.


Ливан. Восточный Бейрут. Милад Ассаф гордится своим членством в «Ливанских силах», политической партии христиан-маронитов, которая опирается на хорошо вооруженных добровольцев.

Охрана из маронитов сопровождает ливанских христианских политиков и их сторонников при параде в восточном Бейруте в честь павших героев гражданской войны в Ливане.

«Спаси и сохрани моего отца», молится четырехлетний мальчик Франк Ялда, которого ласково зовут Нуну. Его отец, иракский христианин, был похищен в апреле 2006 г. С тех пор о нем нет никаких известий. Когда похитили и его дядю, семья бежала в Дамаск, столицу Сирии, и их проживание в скромной квартире оплачивает ООН. Из 1, 4 млн. иракских беженцев, живущих ныне в Сирии, около 200 тысяч - христиане.

Ливан. Бой или бегство? Для многих иракских христиан (большинство из них принадлежат к Восточным католическим церквам и находятся в общении с Ватиканом) единственным спасением стала эмиграция в Сирию или Ливан. Фарадж Хермез из Киркука нашел здесь убежище для своей жены и десяти детей.

Христианка Лама Салфити, 19 лет на занятия в Общественном Колледже прикладных наук и технологий в Газе одевается скромно. Колледж - часть исламского университета Газы, где дресс-код требует от женщин носить покрывало на голове и абайю, длинное традиционное арабское платье с рукавами. Из общего числа студентов - 20600 человек - христиане составляют лишь малую часть. В декабре Израиль подверг бомбардировке этот университет, связанный с движением Хамас.

Западный берег реки Иордан. Одинокий пастырь убывающего стада, о. Артемий проводит отпевание 95-летней прихожанки в церкви св. Порфирия. Этот храм Иерусалимской Православной Церкви известен с 443 г. В христианской общине Секторе Газа, некогда весьма заметной, осталось около двух с половиной тысяч человек, многие из которых преклонного возраста.

Купол храма в Ливане

Паломница из Нигерии в Иерусалиме идет Крестным путем Спасителя

Паломница из Эфиопии


Крещение в Иордане


На католической службе

Фото из открытых источников и репортажа National Geographic
Арабы-христиане.
Арабами-христианами принято называть уроженцев арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство.
Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность.
Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле (включая Иудею и Самарию ) и в Газе .
Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами.
Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабами.
Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.
28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт.
В частности в США проживает около 4 млн. выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане.
Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего это Аргентина, где проживает, по разным оценкам, до 1 млн. арабов-христиан.
Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).
Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах XX в. арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана.
В настоящее время их численность не превышает 1 млн. человек.
Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании .
В Ираке, по данным на 1990 г. проживал 1 млн. христиан. В 2005 г. — чуть более полумиллиона.
Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две.
Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками.
В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.
К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём.
В настоящее время арабы-христиане составляют около 13% арабского населения Израиля — это около 120 тыс. человек.
Если мы обратим свой взор на Иудею, Самарию и Газу, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными.
В Секторе Газа и на Западном берегу
В 1999 г., до интифады Аль-Акса, консульство США в Восточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089.

И еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле . Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Многие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов.

Арабский мир также включает в себя и ряд неарабских меньшинств, например, берберы и туареги, курды в Ираке , евреи , армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты - христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

Основные группы населения

Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, часть бедуинов проживает в Египте и в северной Сахаре. Их число составляет от 4 до 5 млн. Бедуины ведут строго племенной и кочевой образ жизни. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. Бедуины занимаются в основном разведением верблюдов и разведением овец и коз.

Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты , но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам , либо к мусульманам-суннитам . Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на устную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.

Около 70% арабов живет в деревнях и являются крестьянами. У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Но большую часть времени деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки.

Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах.

История

Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тысячелетия до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Западная Аравия в эпоху Христианства была населена горожанами и кочевниками, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (обычно к Исмаилу , см. также агаряне), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.

А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии . Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших цивилизаций.

Кто такие — христиане Востока?
Ливан. В пещерах долины Кадиша жили еще первые христиане, столетиями позже монахи накладывали здесь оковы на свои духовные недуги, взыскуя Божьего врачевания. Сегодня арабские христиане-марониты приходят сюда, чтобы раздуть уголья веры.

Отшельник о. Юханна Каван на некоторую часть года открывает двери посетителям. Часы общения усложняют загруженный распорядок его дня, который включает в себя письменный перевод древних арамейских гимнов на современный арабский язык.
Несмотря на то, что о. Юханна оставил обязанности преподавателя Ветхого Завета в университете Св. Духа в ливанском городе Каслик, все же он до сих пор совершает несколько богослужений в день, возносит десять тысяч молитв и спит лишь несколько часов ночью среди своих книг. «Люди продолжают доставлять мне материал для работы», вздыхает он. «Им кажется, что отшельникам нечего особенно делать!»


Сирия. Распевая популярные песни в благочестивом ключе, христианские скауты идут парадом по деревне Саиднайя в Вербное Воскресение, взбираясь к древней церкви Богоматери Саиднайи, которую почитают также и мусульмане.


Сирия. Мусульманское богослужение на гробнице Иоанна Крестителя в Дамаске. В Сирии взаимодействие религий началось в VII в., когда арабы-мусульмане покорили земли христианской Византийской империи. Некоторые отцы Церкви даже принимали ранний ислам за разновидность христианства.


Пасхальное воскресенье - пик весеннего календаря для молодых людей, которые любят модно одеться, в сирийской деревне Саиднайя, где церковь Богородицы — центр общения христиан.
Иерусалим. Возложив на себя крест, арабские христиане, жители Иерусалима, присоединяются к толпам иностранцев в Страстную Пятницу (как по католическому, так и по православному календарю), следуя путем Иисуса через Старый Город. Бывшие некогда большинством, арабские христиане теперь составляют численно меньшую часть жителей, и с ними зачастую не считаются.


Скорбя о распятом Христе, в ожидании чуда Воскресения, прихожане-католики посещают субботнее богослужение в иерусалимском Старом Городе.


Иерусалим. Воодушевленные православные арабы взбудораживают христианский квартал на Пасху.


Ат-Тайиба - единственная целиком православная христианская община на Западном берегу реки Иордан, численностью 1300 человек, которые окормляются в трех приходах. Руины Эль-Хадера, крестообразного храма, построенного в период между IV и VII вв. и восстановленного крестоносцами, до сих пор сохраняются на окраине поселения. Примерно тысячу лет после пришествия Христа такие христианские поселения преобладали на скалистых возвышенностях Палестины. После своего обращения в христианство в 312 г. император Константин провозгласил эту территорию Святой Землей.


Сирия. В пустыне к северу от Дамаска расположен монастырь Деир Мар Муса, основание которого датируют VI в. В то время сотни храмов и монастырей испещряли эту область. Сегодня монахи говорят, что они «свидетели мира», своеобразные блюстители диалога между христианами и мусульманами.




Ливан. Восточный Бейрут. Милад Ассаф гордится своим членством в «Ливанских силах», политической партии христиан-маронитов, которая опирается на хорошо вооруженных добровольцев.


Охрана из маронитов сопровождает ливанских христианских политиков и их сторонников при параде в восточном Бейруте в честь павших героев гражданской войны в Ливане.


«Спаси и сохрани моего отца», молится четырехлетний мальчик Франк Ялда, которого ласково зовут Нуну. Его отец, иракский христианин, был похищен в апреле 2006 г. С тех пор о нем нет никаких известий. Когда похитили и его дядю, семья бежала в Дамаск, столицу Сирии, и их проживание в скромной квартире оплачивает ООН. Из 1, 4 млн. иракских беженцев, живущих ныне в Сирии, около 200 тысяч - христиане.


Ливан. Бой или бегство? Для многих иракских христиан (большинство из них принадлежат к Восточным католическим церквам и находятся в общении с Ватиканом) единственным спасением стала эмиграция в Сирию или Ливан. Фарадж Хермез из Киркука нашел здесь убежище для своей жены и десяти детей.


Христианка Лама Салфити, 19 лет на занятия в Общественном Колледже прикладных наук и технологий в Газе одевается скромно. Колледж - часть исламского университета Газы, где дресс-код требует от женщин носить покрывало на голове и абайю, длинное традиционное арабское платье с рукавами. Из общего числа студентов - 20600 человек - христиане составляют лишь малую часть. В декабре Израиль подверг бомбардировке этот университет, связанный с движением Хамас.

Западный берег реки Иордан. Одинокий пастырь убывающего стада, о. Артемий проводит отпевание 95-летней прихожанки в церкви св. Порфирия. Этот храм Иерусалимской Православной Церкви известен с 443 г. В христианской общине Секторе Газа, некогда весьма заметной, осталось около двух с половиной тысяч человек, многие из которых преклонного возраста.



Купол храма в Ливане



Паломница из Нигерии в Иерусалиме идет Крестным путем Спасителя


Паломница из Эфиопии




Крещение в Иордане




На католической службе


Фото из открытых источников и репортажа National Geographic
Арабы-христиане.
Арабами-христианами принято называть уроженцев арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство.
Это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность.
Исключением из этого правила являются арабы-христиане, проживающие в Израиле (включая Иудею и Самарию) и вГазе .
Они являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами.
Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание (за исключением коптов) и считают себя арабами.
Все арабы-христиане утратили так же свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Впрочем, копты в данном случае так же в какой-то степени являются исключением, так как богослужение у них ведётся на коптском языке.
28 христианских конфессий и представляют интересы около 15 млн. христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Впрочем, эти данные устаревшие, в настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция, Великобритания) стремительно растёт.
В частности в США проживает около 4 млн. выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане.
Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки. Прежде всего это Аргентина, где проживает, по разным оценкам, до 1 млн. арабов-христиан.
Также общины арабов-христиан имеются в Бразилии, Уругвае и Венесуэле и в некоторых странах Африки (в частности в Нигерии).
Крупнейшая община арабов-христиан — это проживающие в Египте копты (5-6 миллионов человек). Ещё в 70-х годах XX в. арабы-христиане (речь идёт о маронитах) составляли большинство населения Ливана.
В настоящее время их численность не превышает 1 млн. человек.
Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании .
В Ираке, по данным на 1990 г. проживал 1 млн. христиан. В 2005 г. — чуть более полумиллиона.
Причин стремительного уменьшения доли христианского населения в арабских странах две.
Первая из них — это значительно более низкая рождаемость в среде европеизированных арабов-христиан по сравнению с их мусульманскими соотечественниками.
В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.
К моменту возникновения государства Израиль пропорция христиан и мусульман среди арабского населения этой страны составляла один к четырём.
В настоящее время арабы-христиане составляют около 13% арабского населения Израиля — это около 120 тыс. человек.
Если мы обратим свой взор на Иудею, Самарию и Газу, где к разнице в уровне рождаемости присоединяется и массовая эмиграция арабов-христиан, то цифры будут ещё более внушительными.
В Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан число христиан уменьшилось за 50 лет с 22% от общего населения палестинцев до 2% и продолжает таять.
Если до мирных соглашений 1993 г., передавших Вифлеем под власть Палестинской автономии , арабы-христиане составляли в Вифлееме большинство, то сегодня их — менее трети жителей.
В 1999 г., до интифады Аль-Акса, консульство США в Восточном Иерусалиме выдало 668 иммиграционных виз, в 2000-м — почти в два раза больше — 1089.

Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».

Благодарность языком.

Благодарность языком заключается в признании, что все принадлежит Всевышнему Аллаху. Надо осознать, что все пути, через которые приходит к тебе добро, от Аллаха. Все Дающий, все Создающий, все Совершающий, все Преподносящий – это Он.

Аллах больше всех достоин благодарности. Кого надо благодарить? Того, кто принес подарок, или того, кто тебе его передал? Т.е. надо выражать почтение и благодарность Всевышнему. Тот же, кто видит поверхностно и не видит истинной сути, считается невеждой.

Благодарность сердцем.

Нужно осознать, что все, что есть хорошее у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха.

Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом, твердая вера в это и внутренняя привязанность к ней.

وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ

«Все блага, которые у вас есть, – от Аллаха. И если с вами случится какая-либо беда, то взывайте с мольбой к Нему». (Ан-Нахль, 16/53)

В Священном Коране есть еще такой аят:

أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللهِ

بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلاَ هُدًى وَلاَ كِتَابٍ مُّنِيرٍ

«Неужели вы не осознали, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями явными и скрытыми [от вашего понимания]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [Сущности и Атрибутах] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства, последовавшего от Пророка, или Писания, которое осветило бы путь к Истине». (Лукман, 31/20)

Благодарность всеми органами.

Это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Это не поддаваться желаниям эго, шайтану и не прислушиваться ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ أَوْثَانًا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللهِ لاَ يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и утверждаете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам средства к существованию (ризык). Так ищите же средства к существованию у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены». (Аль-Анкабут, 29/17)

Также в Священном Коране сказано:

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

«Мы, истинно, даровали Лукману мудрость [с наказом]: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, [делает это] только для самого себя. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах не нуждается в нем, ибо Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!»» (Лукман, 31/12)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто сказал «Субханаллах» – десять вознаграждений.

Тому, кто сказал «Ля иляха илляллах» – двадцать вознаграждений.

Тому, кто сказа: «Альхамдулиллях» – тридцать вознаграждений.

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Если следующие слова вы произнесете языком, но их значение и суть не проникли и не поселились в вашем сердце, то не думайте, что за них вы получите вознаграждение. Слова «Субханаллах» служат для Превознесения Аллаха, т.е. означают, что Аллах превыше всех недостатков. Слова «Ля иляха илляллах» утверждают Единобожие. А слова «Альхамдулиллях» свидетельствуют о том, что все дары, какие только есть, – все они от Всевышнего Аллаха. Над всем этим надо поразмыслить и осознать».