Спартанская система обучения. Спартанское воспитание Воспитание детей в спарте носило характер

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Население Спарты резко делилось на спартиатов - господствующий класс (завоеватели), периэков-граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму - все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).

Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спар-тиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

В семье дети оставались до 7 лет, затем их забирали у родителей и распределяли по особым государственным общежитиям. Государственное воспитание в СПАРТЕ длилось с 7 до 30 лет и делилось на три этапа:


Этап с 7 до 15 лет : в общежитиях мальчики разбивались на небольшие отряды, где они вели военный образ жизни. Академическое обучение сводилось к изучению грамоты, а все остальное время занимала военная подготовка. Ежегодно проводились публичные испытания – соревнования (АГОНЫ). Для некоторых такие соревнования заканчивалось смертью. В 14 лет подростки получали право ношения оружия и распределялись по военизированным отрядам, которые несли военную и полицейскую службу. Итогом этого года было посвящение подростка в ИРЕНЫ.

Этап с 15 до 20 лет: С 15 лет подростков учили говорить емко и по существу: изящно, остроумно и едко. К обучению так же добавлялось изучение пения и музыки. Кроме этого обучаемые, в этом возрасте, должны были самостоятельно добывать себе пропитание хищением, если они попадались, то их жестоко наказывали за неловкость.

Этап с 20 до 30 лет: воины получал формальные гражданские права, но так же продолжали военную подготовку.

Наибольшее внимание при обучении уделялось военно-физической подготовке детей, их учили бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели (старцы) посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Для воспитания ребенка в духе Спарты вам, родителям, необходимо придерживаться некоторых правил

Когда возникает разговор о воспитании, то невольно вспоминается известная крылатая фраза «спартанское воспитание». С какими событиями связано это определение? Кому необходимо воспитание по-спартански, и необходимо ли оно вообще человечеству в современном мире?

Фраза «воспитание по-спартански» имеет глубокие корни. Спарта – это древнегреческое государство, в котором, собственно говоря, и зародилось это явление. В Древней Спарте основной задачей матерей было воспитать в детях выносливость, волю к победе, терпение.

С самого юного возраста детей подготавливали к серьезным испытаниям. А чтобы закрепить навыки истинных воинов и показать успехи, они должны были участвовать в специальных празднествах в храме Артемиды Орфии.

Даже бытовые условия имели свои особенности. Сон на жестких тростниковых подстилках, интенсивная физическая подготовка, суровое воспитание. Спартанские дети были лишены ласки и внимания в отличие от современных детей, которые зачастую бывают избалованы.

Обучению грамоте не придавалось столь большое значение, детей обучали лишь ее необходимым азам. А, например, ораторскому искусству уделялось большая часть времени. Невнимательных ораторов с отсутствием красноречия демонстративно высмеивали.

С годами воспитание становилось намного суровее: детям стригли наголо волосы, учили ходить босиком, как правило, без одежды, тростник собирали без помощи ножей, ребята участвовали в различных состязаниях. И что самое парадоксальное, так воспитывали не только мальчиков, но и девочек!

Если мысли современной девушки заняты внешностью, успехами в карьере, личной жизнью, то спартанские девушки об этом даже и не мечтали. Их больше заботили вопросы, связанные с метанием дисков, борьбой, бегом и прочими соревнованиями.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Возможно, спартанское воспитание и было эффективным в той исторической эпохе, в которой оно и зародилось. Но в современном мире все выглядит иначе. Не нужно завоевывать чьи-то территории, постоянно защищаться от нападения врагов.

Некоторые родители могут возразить, вспомнив о крепком физическом развитии и здоровье спартанцев, а так же о силе духа, который в них воспитывали. Возможно это и так, но необходимо видеть и другую сторону такого воспитания: безжалостность, неуверенность в себе, пассивность, жестокость, которых и без спартанского воспитания хватает в нашей жизни.

Для воспитания ребенка в духе Спарты вам, родителям, необходимо придерживаться следующих правил.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, - сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4. Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода - ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить.

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары - то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

6 главных ошибок, которые совершают родители, укладывая ребенка спать

Все о воспитании

Просмотрено

Вредные продукты, которые лучше не давать детям

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Воспитание по тибетски

Советы родителям

Просмотрено

Несколько подсказок, чтобы стать ближе своему малышу

Это интересно!

Просмотрено

Откровенное письмо моему 4-летнему ребенку: «Я прошу прощения за то, что я была вспыльчивой матерью!»

Этого было ещё недостаточно: он должен был удовлетворять требованиям военного образа жизни, быть человеком спартанского военного воспитания (agoge). Закон и обычай установили формы этого военного воспитания, чья дисциплина охватывала всю жизнь спартанца от раннего детства до старости и делала его служителем государственных интересов. Дорийцы, вторгнувшись в Лаконику , завоевали её. Силой оружия они покорили себе население гораздо более многочисленное, чем их племя, и поддерживать своё владычества приходилось им силой оружия. Потому военное ремесло должно было оставаться их профессией. Жизнь их должна была навсегда сохранить военный характер, чтобы, как сказал им дельфийский оракул , «мужеством и единодушием поддерживалась их достославная свобода». Главной заботой спартанского государства было делать дорийцев сильным и отважными воинами. Это и достигалось особой системой воспитания.

Спартанское воспитание мальчиков

По словами Плутарха , спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам . Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии , сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.

Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.

Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование. По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.

По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах , а на войне составлявших свиту царей . Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.

Воспитание спартанских юношей и девушек. Художник Э. Дега, ок. 1860

Спартанское воспитание девушек

Из рассказа Плутарха мы видим, что спартанское воспитание девушек велось в таком же духе, как воспитание юношей. Места гимнастических упражнений девушек были, вероятно, отдельные от мужских. Но были публичные состязания и игры, на которых юноши выказывали свое искусство при девушках и наоборот; вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как говорят древние писатели; очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. Но при всей свободе отношений между девушками и юношами, спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношения спартанцев к спартанским женщинам и девушкам славившимся и красотою, и цветущим здоровьем, имели рыцарский характер. Форма брака имела вид похищения невесты, и был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой; это придавало отношениям молодых супругов романическую прелесть. Брак у спартанцев имел своей целью давать государству крепких телом будущих граждан и гражданок. Обычай видеться с женою в первое время брака лишь украдкой, конечно, был полезен тому, чтобы дети родились крепкими; потому что удерживал молодых супругов от излишества в чувственном наслаждении, предохранял их силы от изнурения. Нередко случалось, что жена, уж родившая детей, всё ещё виделась с мужем лишь украдкой. Положение женщины было в Спарте свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. С детства привыкнув благодаря соответствующему воспитанию чувствовать себя гражданками и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, их патриотизм; симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались их уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте владычествуют женщины. Но при всей свободе своего положения, спартанки в старые времена славились своими хорошими хозяйственными качествами и своей супружескою верностью.

Контрольная работа по общей педагогике №1

Группа 315-322, студентки Дроздовой А.А.,

Специальность социальная работ а, 3 курс, заочная ф.о., лето

Кафедра СПП, Зачетка №904732

Казанский Государственный Технологический Университет 2008г.

Спартанское воспитание


Организация армии древней Спарты

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Спартанские войны обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцырь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легко вооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IVв. до н.э. организационная http://mthistory.narod.ru/pictures/misc/sparta2.jpgструктура спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства состовляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха состовляли мору (1024 человека). Таким образом у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фалангаа не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. До боя при Левктрах (371г. до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завазывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.

Атака носила фронтальных характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фалангии на основе воинской дисциплины и боевой выучки.

Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IVв. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480г. до н.э. Спарта могла выставить лишь 10-15 кораблей.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа .

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи».

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться тер­пению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность...

О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чисто­ту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».

Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказы­вать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили боси­ком, одетые в легкий хитон, до­ходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам бо­сиком. Надзирали за ними юно­ши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех сту­пеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел граж­данских прав».

Забавно, что во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы при­держивались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям тем­пературы, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».

Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть маль­чиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Ар­темиды Орфии, обнаружили многочис­ленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

Полномочия командира были дос­таточно широки. Остальные дети слу­шались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося маль­чишку. Наказывали любого, кто возра­жал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная про­фессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно (!) не смел игно­рировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый услов­ный инстинкт: «моментальное подчине­ние приказу».

Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, толь­ко в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуж­дать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарско­му ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца.

Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спар­те, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и ари­стократически настроенные родители отправляли детей на воспи­тание в Спарту.

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели - воспитывать в юношах солдат. С дет­ства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состя­зания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть против­ника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного- никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь при­менять оружие.


Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня просто невозможны.

1. У слабых детей не было шансов на выживание


Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием "apothetae", где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

2. Мальчики жили в казарме с семи лет


Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому "спартанскому воспитанию". Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром "надзирателя". Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир - если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно "выбивали дурь". Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не "портить" детей.

3. Воровство как способ выживания


Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь - надзиратели поощряли их воровать еду.

Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться - если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

4. Битвы голодных мальчиков


У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали... кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди "подбадривали" их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная "забава" была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

5. Спартанская еда была ужасной


То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: "Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти". Он рассказал о неком "черном бульоне" - блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

6. Избиение во время викторин


Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие "кто лучший человек в городе?". Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему "начальству", которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

7. Образование под запретом


Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

8. Публичное избиение


У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию "Diamastigosis". Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

9. Ритуал "Криптия"


Спартанцы держали рабов, которых они называли "илоты", и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием "криптия", который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

10. Спартанские надгробья


Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.

О Спарте и спартанцах помнят и сегодня. Не так давно