Создание условий для сохранения здоровья учащихся. Педсовет"создание условий для сохранения и укреплени здоровья детей и физкультурно-оздоровительной работы в доо"

ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Вид педсовета: тематический

Форма организации педсовета: круглый стол

Цель: анализ условий, необходимых для проведения оздоровительной работы в ДОУ

Задачи:

    Закрепить понятие «педагогики оздоровления».

    Изучить влияние факторов образовательной среды на сохранение здоровья детей.

    Провести анализ уровня валеологизации в каждой группе ДОУ.

    Провести самооценку педагогами процесса воспитания и обучения.

    Провести анализ педагогов по проблеме: «Учет индивидуальных особенностей детей при организации работы с ними».

Подготовка к педсовету:

1. Используя предложенную литературу, ознакомиться и закрепить понятие «педагогика оздоровления». Исп. Педагоги ДОУ

2. Продумать и выделить факторы образовательной среды, оказывающие влияние на сохранение здоровья детей. Исп. Педагоги ДОУ

3. Подготовить анкету для воспитателей групп «Уровень валеологизации в группе». Исп. Зам.зав. по ВМР

4. Подготовить и провести анкетирование педагогов «Самооценка процесса воспитания и обучения». Исп. Зам.зав. по ВМР

5. Подготовка педагогами отчета: «Учет индивидуальных особенностей детей при организации работы с ними». Исп. Педагоги.

Ход педагогического совета:

1. Вводное слово.

Детство имеет одно важное преимущество: в нем нет возрастных напластований, в нем информативная чистота, свобода и готовность к познанию мира. Это преимущество могло бы произрасти прекрасными плодами, если бы оно творчески использовалось взрослыми. К сожалению, мы – взрослые, часто тяготеем к излишне устойчивым принципам и критериям, шаблонам, которые препятствуют гибкому, свободному развитию ребенка. Поэтому дети нередко вырастают «не благодаря», а «вопреки», приобретая опыт через тяжелые душевные страдания.

2. Беседа с педагогами.

Цель: развивать у педагогов умение рассуждать;

Сегодня нам с вами предстоит обсудить такое понятие, как «педагогика оздоровления». Попробуйте объяснить данное понятие своими словами прежде, чем мы выведем конкретную формулу. (Примечание: очень важно научить педагогов рассуждать, осмысливать то, о чем они говорят. Необходимо дать возможность высказаться большинству. Руководитель должен отследить уровень знаний педагогов в данном вопросе, т.к. это облегчит или осложнит дальнейший ход ведения круглого стола).

А сейчас из того, что вы сказали, давайте сформулируем основную задачу педагогики оздоровления.

Основная задача педагогики оздоровления – сохранение и укрепление здоровья детей. (Примечание: Все понятия педагогам рекомендуется записывать в тетради по самообразованию.)

Известно, что образовательная среда значима для сохранения здоровья детей, так как ее построение – это важное условие в воспитании и обучении дошкольника. Давайте попробуем определить и выделить факторы образовательной среды, которые имеют влияние на здоровье ребенка. (Примечание: можно использовать прием «мозгового штурма», когда педагоги предлагают много вариантов ответов на данный вопрос, а потом происходит отбор наиболее подходящих). Из предложенных педагогами вариантов ответов необходимо выделить, как наиболее значимые:

3. Практическое задание с педагогами.

Цель: развитие у педагогов умения анализировать;

Безусловно, мы, педагоги, поддерживаем вышеназванные факторы на определенном уровне. Это наша основная задача. Что-то нам удается лучше, что-то – хуже. И сейчас нам предстоит проанализировать и подсчитать уровень валеологизации (сохранения и укрепления здоровья) в вашей группе.

Задание: Попробуйте проанализировать и оценить каждое из перечисленных направлений деятельности по 5-ти бальной системе. Всего 7 направлений, максимальная оценка – 35 баллов. Ваша задача – соотнести и оценить ваше участие, ваш личный вклад. (Примечание: Педагоги оценивают по вышеназванным направлениям, см. приложение 1. Опросники должны быть у каждого педагога).

После выполнения задания необходимо провести анализ данной работы. Педагогам предлагается ответить на вопрос: какое направление деятельности вы оценили высоко, а какое низким баллом. Ответы важно обосновать.

4. Анализ результатов анкетирования.

Большое влияние на ребенка и на уровень удовлетворенности от работы с детьми оказывает характер взаимодействия педагога и ребенка. По характеру воздействия педагога и ребенка могут быть представлены четыре модели, из них две полярные и две промежуточные.

Цель методики: оказать содействие профессиональному совершенствованию педагога.

Предлагается провести в ДОУ анкетирование педагогов. Можно использовать «Опросник по самооценке процесса воспитания и обучения». Результаты анкетирования важно проанализировать с целью оказания помощи в профессиональном совершенствовании педагога.

(См. Приложение 2.)

5. Итог педагогического заседания. Это заключительная часть, которую необходимо построить на выводах, сделанных в процессе всего заседания. На основе выводов можно построить решение педагогического совета. (Примечание: решение должно быть связано с совершенствованием профессионального уровня педагогов: это могут быть курсы повышения квалификации, различные тренинги и т.д.)

Приложение 1

    Организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов)

    Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность

    Психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога)

    Санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.)

    Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики)

    Рациональное питание (меню и режим питания)

    Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры

Приложение 2

ОПРОСНИК ПО САМООЦЕНКЕ ПРОЦЕССА

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Уважаемый педагог!

Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте против него балл «5». Если согласны в большей степени, чем не согласны, - балл «4». Если согласны или не согласны в равной степени – балл «3». Если в большей степени не согласны, чем согласны, - балл «2». Если полностью не согласны с приведенным данным утверждением, поставьте балл «1». Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы.

1.Строгий педагог лучше, чем нестрогий __________

    Педагог – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы _____________________

    На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено педагогом ___________________________

    Послушание детей – заслуга педагога _______________________

    Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно _____________________

    Ребенок должен выполнять все требования педагога ________________________

    Основная цель педагога – реализовать требования программы воспитания и обучения детей _______________________________

    Центральная задача образовательной работы – вооружение детей знаниями, умениями и навыками ______________________________

    Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей _______________________

    Воспитание, прежде всего, - это требовательность к детям __________________________

    Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам ______________________________

    Хорошая дисциплина – это залог успеха в воспитании и обучении детей

    Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно не обходимо ________________________

    Деятельность детей нуждается в постоянном контроле ____________________

Сумма баллов составляет:

Интерпретация результатов:

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель (модель Д)

47-42 балла – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель с частичной личностной реализацией (модель ДЛ)

41-38 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с частичной дисциплинарной реализацией (модель ЛД)

37 баллов и меньше – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми (модель Л)

Рекомендуемая литература: И.В.Чапуха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 400 с.

Вступление ___________________________________________________ 4-5

Раздел 1.

1.1.О целях и работе в школе направленных на сохранение и

укрепление здоровья обучающихся ____________________________ 6-7

1.2.Приоритетные принципы, задачи и основные понятия __________ 8-9

1.3.Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся _______________________________________________ 10-11

1.4.Спортивно-массовая работа в школе _________________________ 12

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков______________________________________ 13-15

1.6. Выводы ___________________________________________ 16-17

1.7.Словарь ____________________________________________ 18-19

Список использованной литературы__________________________________ 20

ВСТУПЛЕНИЕ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача

образовательных учреждений.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны

друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача

по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков

здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей

культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды,

внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Здоровье – первый элемент и ключ к развитию личности. Поэтому основная

задача школы – непрерывно уделять внимание физическому, психическому и

социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и

творческой надстройки личности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья детей осуществляется с

    Лечебно – профилактического (ежегодный медицинский осмотр, прием детьми поливитаминов, кислородных коктейлей, противоэпидемическая вакцинация).

    Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, правильный стиль общения взрослого с детьми, использование физкультминуток в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

    Оздоровительная направленность образовательного процесса, учет требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизацуия образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

    Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

В школе работает врач-педиатр и медицинская сестра , которые планомерно

прово­дят профилактические и лечебные мероприятия.

Ежегодно планово и систематически в школе осуществляются

профилактические медицинские осмотры учащихся специалистами

государственного учреждения здравоохранения «Амбулатория № 3 города

Енакиево». В плановом порядке организован осмотр стоматологами и

постоянные встречи - профилактики с участием врачей медицинских

направлений.

РАЗДЕЛ 1.

1.1. О целях и работе в школе направленных на .

Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление

здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает

педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном

контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах,

родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными

группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по

оздоровлению, разрабатываются мероприятия для дальнейшего

совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих

ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения

здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения

и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других

ПАВ, работа практического психолога для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый

обучающийся занят в секции по футболу.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся.

Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения,

СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения

школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья

ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе

форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий

для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей

организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно:

оптимальное время урока, рациональное чередование видов учебной деятельности,

уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза,

правильная рабочая поза, правильная школьная мебель с маркировкой по возрастным

7. В спортзале школы регулярно проводятся школьные спортивные соревнования и

тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная

база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.

1.2. Приоритетные принципы, задачи и основные понятия:

Обеспечить координацию деятельности по активизации и развитию движения по

пропаганде здорового образа жизни;

Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у

молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на

здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных

условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную

старость.

- Основные использующиеся понятия:

1) здоровье - состояние полного физического, духовного и социального

благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к

воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;

включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень

его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять

здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное

качество жизни;

3) образ жизни - стойкий, сложившийся под действием социальных,

культурных, материальных и профессиональных обстоятельств, образ

жизнедеятельности, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе

мышления и традициях. Образ жизни охватывает все сферы общества: работу и быт,

общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) обучающихся и их

духовные ценности;

4) стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая

поведенческие особенности жизни человека. Стиль жизни, который зависит от

поведенческих особенностей индивидуума;

5) формирование здорового образа жизни - системный процесс, охватывающий

множество компонентов образа жизни современного общества и личности,

включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;

6) культура здоровья - составная часть общей культуры, которая позволяет

человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии. Понятия "культура

здоровья" формулируют как определенный уровень валеологической грамотности

населения, состояние социального благополучия, степень развития творческих сил,

физических, психических способностей граждан;

7) профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского

характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений

в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их

прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;

8) валеология (от одного из значений лат. valeo - ≪быть здоровым≫) - это

область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и

укрепления здоровья человека;

9) валеологическое просвещение - системное получение детьми и молодёжью

знаний о здоровье, формирования валеологического мировоззрения о ценности

здоровья в жизни и личной ответственности за его сохранения;

1.3.Мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся :

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

    спортивные соревнования между классами, школами;

    спортивные праздники (дни здоровья, «Международный образовательный

фестиваль спорта и искусства «Соколенок Донбасса»»);

    месячники и недели здоровья;

    ежедневные подвижные и спортивные игры, утренняя зарядка;

    • консультативная работа с обучающимися, педагогами, родителями.

      научно-практическая деятельность (участие городских конкурсах,

агитбригадах «Мы за -ЗОЖ»).

      внеклассная деятельность (участие в подготовке и проведении конкурсов,

тематических вечеров, акций).

    день отказа от курения;

    Единый день борьбы со СПИДом и туберкулёзом;

    день борьбы с наркоманией;

    день здоровья;

    проведение школьной акции «Меняю сигарету на конфету»;

    • проведение конкурсов рисунков и плакатов;

    интерактивная акция в - листовки о ЗОЖ;

    просмотр и обсуждение фильмов на тему ЗОЖ;

    Общешкольные родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различных заболеваний составляют весомую часть всей работы с родителями (85%). Профилактикой заболеваний среди обучающихся и родителей занимаются врач-педиатр и практический психолог школы.

    Проводятся родительские собрания по темам:

    Знания о ПАВ и ранних признаках употребления.

    Предупреждение вредных привычек у детей.

    Влияние дефицита йода и на здоровье детей.

    Правильное питание детей в семье.

    Роль родителей в период полового созревания подростков.

    Предупреждение ИППП.

    Репродуктивное здоровье девушек.

    Профилактика гриппа и ОРЗ.

    Детские неврозы.

    Охват горячим питанием учащихся должен составлять 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой.

1.4. Спортивно-массовая работа в школе:

Для создания условий для полноценного развития личности, сохранение и

укрепление здоровья обучающихся большое участие принимает учитель

физической культуры совместно с классными руководителями.

Вопрос о состоянии спортивно-массовой работы в школе постоянно находится в

центре внимания администрации школы.

Ежегодно в школе проводятся спортивные соревнования:

Мероприятия

Количество мероприятий

Спортивные эстафеты

Первенство школы (баскетбол)

Первенство школы по волейболу

Первенство школы по пионерболу

Первенство школы по футболу

Соревнования «Веселые старты»

Первенство школы по настольному теннису

Школьная олимпиада по физкультуре

Спортивные праздники

Ежегодно в рамках внутришкольной спартакиады проводятся спортивные соревнования между классами.

Название соревнований

Военно-спортивная эстафета

Первенство школы по футболу

сентябрь-октябрь

Первенство школы по баскетб

лу (юноши)

Первенство школы по баскетболу (девушки)

Школьная олимпиада по физической культуре

« Веселые старты»

Первенство школы по волейболу (юноши)

Первенство школы по баскетболу

«День здоровья», «Веселые старты»

Легкоатлетическая эстафета

Учителя физической культуры постоянно занимаются подготовкой и команд, и имеются победы в различных спортивных соревнованиях.

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков.

Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает

исследование внутренней картины здоровья (ИКЗ), что является своеобразным

эталоном здоровья, имеет сложную структуру. Внутренняя картина здоровья

(ВКЗ) - это особое отношение личности к своему здоровью, выражающееся в

осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его

совершенствованию. В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней

картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо

подчеркивал В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья

невозможно понять внутреннюю картину болезни.

Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка.

Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных

внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-

методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней

картины здоровья необходим системный подход, что предполагает изучение

ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависим

друг от друга.

ВКЗ (внутренняя картина здоровья) - составная часть самосознания

личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям,

способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям

невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление

человека о своём психофизическом становлении, его переживаниями отражается

в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это

может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих –

повышенное внимание.

Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины

здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания,

но и в формировании гармоничной личности .

Основной компонент ВКЗ у детей включает три уровня отражения здоровья:

    Когнитивный;

    Эмоциональный;

    Поведенческий;

Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья,

что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального

ситуации.

Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует

активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание

своего здоровья

Отношение ребенка к своему здоровью – это часть личности.

В современной психологии рассматривается как многоуровневая система,

состоящая из трех основных блоков: описательный (образ «Я»); отношение

(отношение к себя или отдельных своих качеств); само оценивание (принятие

Возрастные особенности становления внутренней картины здоровья.

В психологии обобщенные возрастные периоды развития личности: младенец

(до 1 года); раннее детство (2-3 года); дошкольный возраст (4-5 лет);

Младший школьный (6-10 лет); подростковый (11-14 лет); старший

школьный возраст, или ранняя юность (15-17 лет).

    ВКЗ ребенка - важная часть его личности, что представляет собой

совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ

в процессе развития ребенка проходит несколько этапов.

    Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие

    факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.

  • Первый этап охватывает период детства. Условно его можно назвать этапом

    эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность

    Основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в

    последующие годы.

    Второй этап - этап формирования идентичности и подражания - охватывает

    период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает

    осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ

    осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе

    подражания им.

    Третий этап – этап конкретно-ситуативных представлений о здоровье и

    эмоциональное отношение к нему - наблюдается у детей дошкольного возраста.

    Четвертый этап - этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к

    своему здоровью (младший школьный возраст).

    Пятый этап - социальная установка личности подростка на свое здоровье,

    что включает в себя когнитивные, эмоциональной, поведенческой компоненты.

1.6. Выводы:

Работа по формированию здорового образа жизни довольно объемная и

кропотливая.

Перед учебным заведением, всей образовательной отраслью стоят задачи,

которые невозможно решить мимоходом.

Необходимо создание единой программы для всей образовательной системы по

формированию здорового образа жизни, внедрение единых государственных

стандартов образования по безопасности жизнедеятельности, согласованных

между собой и по образовательным уровням программ для средней и высшей

школы по предметам „Основы здоровья и физическая культура”, „Основы

медицинских знаний”, „Валеология”, „Основы безопасности

жизнедеятельности”, „Гражданская оборона”.

На современном этапе проводят множество мероприятий по формированию

здорового образа жизни – лекционные занятия, тренинги по развитию

спортивных способностей, самоконтроля, в школах внедрении программы по

воспитанию у детей любви к своей жизни и необходимости ведения здорового

образа жизни. Все чаще к сотрудничеству поощряются родители подростков, для

коллективной работы по содействию здоровой атмосфере в семье.

Работа, проведенная в школе, позволяет сделать определенные выводы, а

именно:

1.Проблема здоровья в широком его понимании, как в личном, так и

общественном измерении приобрела в наше время общепланетарного

значения и рассматривается как таковая, что представляет опасность

дальнейшего развития человечества.

2.Предотвратить вероятную опасность возможно путем формирования

здорового образа жизни лиц, общин, стран, мира в целом.

3. Формирование здорового образа жизни - сложный, многогранный процесс,

Требующий, совместных усилий как можно большего количества людей,

разных организаций, и прежде всего – соответствующей государственной

политики.

Одновременно формирование здорового образа жизни является научно-

практической дисциплиной со своей теорией, методологией, методикой и

средствами. Знания и практические навыки по формированию здорового образа

жизни должны быть, как можно шире распространены в обществе, ими нужно

руководствоваться при разработке и принятии управленческих решений на всех

уровнях всех ветвей власти, всех отраслей государственного сектора.

Нужно также всеми средствами влиять на частный сектор и общественные

организации в направлении мониторинга, контроля, содействия и направления

деятельности в интересах здоровья населения.

5. Наиболее эффективный способ воплощения мировоззренческих ценностей

здоровья в сознание населения - это инициация со стороны органов

государственной власти и местного самоуправления различных локальных

проектов, ограниченных местными масштабами, в частности масштабам

первичных административно-территориальных структур и отдельных

организаций.

6.Сохранение и укрепление здоровья, культ здорового образа жизни должны

постоянно находиться под пристальным вниманием общественности, а особенно

педагогических кадров.

7.Только продуманными слаженными совместными систематическими

действиями мы сможем решить сложную, но почетную проблему – дать

Донецкой Народной Республике здоровых граждан.

1.7.Словарь.

Здоровье - как состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Научное понимание здоровья включает также своевременное и гармоничное

телесное и психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и

систем, высокую работоспособность во время различных видов деятельности,

отсутствие заболеваний, способность легко адаптироваться к непривычным

условиям среды и устойчивость к неблагоприятным воздействиям.

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) - это особое отношение личности к

своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-

позитивном стремлении к его совершенствованию, самоосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья.

Когнитивный уровень ВКЗ - представление ребенка о состоянии здоровья, что

в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень ВКЗ - с различными видами эмоционального

реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и

индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также

особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные

ситуации.

Поведенческий уровень ВКЗ - с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и

требует активной деятельности суб"екта, направленной на сохранение и

поддержание своего здоровья.

Образ «Я» - совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка

по поводу своего физического облика.

Здоровый образ жизни - это форма жизнедеятельности, ориентированная на

развитие, сохранение и воспроизводство здоровья, что является основным

персональным капиталом каждого человека.

Здоровый образ жизни – это форма жизнедеятельности, которая основывается

на требованиях суточного биоритма и включает такие основные составляющие,

как личная гигиена, двигательная активность, режим питания и сна, закаливание,

чередование труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

Функция психологического здоровья – это поддержание активного

динамического баланса между человеком и окружающим миром в ситуациях,

требующих мобилизации эмоциональных и волевых ресурсов личности.

Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения. В

тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения,

ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или

навыков. Для отработки полученных навыков применяются ролевые игры и

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

6.1. Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах, родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по оздоровлению, намечаются пути дальнейшего совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ, создание условий для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый третий ученик занят в секциях и спортивном клубе.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся. Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения, СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно: оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции. Проводится диагностика состояния здоровья детей.

6.2. В спортзале школы регулярно проводятся школьные и районные спортивные соревнования и тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня. Только за последние годы закуплено спортинвентаря на сумму 400 тысяч рублей. Во время динамичных перемен дети играют в спортивном зале. График работы спортивного зала вывешен на двери.

После уроков дети спешат в спортзал. Ежедневно проводятся различные соревнования и конкурсы: чемпионаты школы по игровым видам спорта между классами, деревнями по возрастным группам. Организуются товарищеские встречи между школами. Все дети привлечены к спортивно-оздоровительным мероприятиям.

6.3. Охват учащихся спортивными и оздоровительными мероприятиями

Разработана программа «Здоровье». Важнейшей составляющей системы физического воспитания является мониторинг физического развития школьников. В начале года выявляются уровни физической подготовленности. Это необходимо, чтобы понять, кто из учащихся нуждается в особом внимании педагога. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а их изменения по отношению к стартовым. То есть «соперниками» ребят становятся они сами, а не нормативы. Главное, таким образом,- стремление к победе над собой.

Контрольное тестирование организуется в форме соревнований. Результат целенаправленной подготовки спортсменов и организация спортивно-массовой работы налицо:

2007 год – чемпионы России по легкой атлетике «Шиповка юных».

2008 год – самая спортивная школа Ядринского района

Чемпионами республики становились: Владимиров Эдуард (7 раз по спортивной ходьбе), Дмитриев Владимир (спортивная ходьба), Иванов Александр (3 раза – легкая атлетика), Сергеев Алексей по гиревому спорту и многие другие.

Важно не только вооружать ребенка знаниями о сохранении и улучшении здоровья, но и развить желание применять полученные знания на практике. Цель работы классных руководителей и учителей физкультуры в воспитании культуры здоровья школьников – создать положительную мотивацию, потребность подростков вести здоровый образ жизни. Для достижения поставленной цели используем различные формы и методы. Во всех классах выпускаются уголки здоровья, проводятся тренинги. Классные руководители ведут карты саморазвития школьников, проводят сравнительные анализы с предыдущими данными, отслеживают активность детей..

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

Месячники здоровья;

Ученики активное участие принимают в здоровьеукрепляющих мероприятиях:

Спортивные соревнования между классами, деревнями, сельскохозяйственными кооперативами;

Спортивные праздники (дни здоровья, кросс всей школой, а призеров награждают спонсоры);

Туристические слеты, походы;

Месячники здоровья;

Ежедневные подвижные и спортивные игры, пробежка;

Молодежные акции, направленные на профилактику вредных привычек.

В году четыре раза всей школой выходим на общешкольный кросс. Детей, занявших с 1 по 6 место, Попечительский совет награждает ценными подарками по шести возрастным группам. Ни разу не пропустили Всероссийские акции «Лыжня России». Охват учащихся спортивными и оздоровительными мероприятиями составляет 100 процентов в последние годы.

6.4. Результатом реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса является улучшение состояния здоровья обучающихся за последние годы. В школе уменьшился процент учащихся, пропускающих уроки по болезни: с 6,4 процента (2006/07 учебный год) до 4% (2007/08 учебный год); снижается процент пропусков уроков учащимися, имеющими хронические заболевания: с 15,8% (2006/07 учебный год) до 10,5% (2007/08 учебный год); уменьшается число учащихся, освобожденных от физической культуры: с 4,5 % (2006/07 в учебном году) до 3% (2007/08 в учебном году).

Сравнительный анализ заболеваемости школьников Большечурашевской

средней общеобразовательной школы за 2007 – 2008 гг.

В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Формы работы по данному направлению:

Ведение дополнительных занятий физической культуры в ГПД;

Совершенствование системы дополнительного образования путем увеличения кружков повышенной двигательной активности;

Формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях;

Физкультурные минутки на уроках;

Выполнение профилактических мероприятий (профилактика ОРВИ, нарушений осанки, ежегодная диспансеризация);

Четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Планированная совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни;

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

6.5. При систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья де-тей и подростков, улучшения их физического развития.

В школе организованы занятия с учащимися специальной медицинской группы. Здесь собраны ребята из разных классов, разного воз-раста и пола, страдающие различными недугами и психологичес-ки не готовые к занятиям физкультурой.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляется по данным медицинского обследования проводимого в начале нового учебного года.

По приказу директора в зависимости от тяжести и характера заболевания учащиеся, отнесенные к специально медицинской группе, разделены на две подгруппы.

К первой подгруппе отнесены дети, двигательные режимы выполняются при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти. Постепенно увеличивается интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частота пульса до 140-150 ударов в минуту к концу четверти.

Во второй подгруппе двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120-130 ударов в минуту в течении всего учебного года, т.к. они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма.

В целях облегчения планирования интенсивности нагрузок учителя физкультуры пользуются таблицей частоты пульса при выполнении различных физических упражнений.

6.6. Охват горячим питанием учащихся составляет 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой. Учащиеся начальных классов питаются 2 раза. Удешевление питания происходит за счет подсобного хозяйства и школьной теплицы, где круглый год выращивается зелень. В последние годы закупили для школьной столовой оборудование на сумму 200000 рублей. Стоимость первых трех блюд составляет 7 рублей.

Елена Дойникова
Педагогический совет «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»

Педагогический совет

«Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»

Цели педагогического совета:

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста.

Задачи:

Проанализировать состояние здоровья воспитанников за 2013 – 2015 годы,

Проанализировать удовлетворенность родителей работой детского сада по укреплению здоровья дошкольников,

Разработать систему мер по способствующих активизации работы пед. коллектива по данному направлению

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей «О здоровье Вашего ребенка»

2. Анализ состояния здоровья за 2013 - 2015 годы.

3. Тематический контроль «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»

4. Открытые просмотры режимных моментов и занятий по применению здоровьесберегающих технологий.

5. Изготовление пособий, атрибутов для профилактики плоскостопия у дошкольников

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующей.

2. Анализ состояния здоровья воспитанников за 2013 - 2015 годы, анализ заболеваемости за 3 месяца (ноябрь – декабрь – январь). Выступление старшей медсестры.

3. «Современные здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности педагога и детей в соответствии с ФГОС ДО». Выступление старшего воспитателя. Результаты тематического контроля.

4. «Самомассаж для дошкольников». Из опыта работы воспитателя старшей группы

5. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физкультуре.

6. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

7. Решение педсовета.

Ход педагогического совета

1. Вступительное слово.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Во все времена здоровье детей рассматривалось как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка.

Необходимо создать специальные педагогические условия здоровьесбережения и здоровьеукрепления, основными целями которых являются:

Обеспечить поддержание, сохранение и укрепление физического здоровья;

Формировать у ребенка необходимые умения и навыки здорового образа жизни;

Научить ребенка использовать полученные знания в повседневной жизни.

В детском саду должна быть разработана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Эта работа должна вестись в трех направлениях:

педагоги – родители – медики.

Только благодаря совместным усилиям возможен положительный результат.

2. Анализ заболеваемости. Выступление ст. медсестры

3. Здоровьесберегающие технологии (презентация)

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

Условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

Рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, психолога, мед. работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах, проводятся двигательные разминки. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятия с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после вынужденной статической позы, умственной нагрузки.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, физкультминутки и другие в зависимости от вида занятия.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют развитию внимания, памяти, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

(видео «Физкультминутки», гр № 4, № 10)

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал (бабочки на палочках, волшебная палочка, наклейки на окнах, подвески, тренажеры для глаз, показ педагога.

(видео «Гимнастика для глаз» гр № 7)

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.

Подвижные и спортивные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, развивают познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Подвижные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

(видео «Подвижная игра» гр № 3)

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

(видео «Гимнастика после сна» гр № 6)

Для профилактических целей можно использовать ребристую дорожку. Дети с удовольствием ходят по ней после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

(видео «Дорожка здоровья» гр № 1)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Присутствие музыкального сопровождения, внесение картинок и атрибутов положительно влияют как на настроение детей, так и на усвоение общеразвивающих упражнений. Внесение новшеств, объяснение какую пользу оказывают общеразвивающие упражнения, способствует правильности их выполнения.

(видео «Утренняя гимнастика» гр № 2)

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Прогулка – одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Влияние свежего воздуха, солнце, двигательная активность детей – все дает положительный результат. Для того, чтобы прогулка давала эффект, должна меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время и после занятий, на которых дети больше сидели, прогулку можно начать с пробежки, с подвижной игры, в теплое время и после физкультурного, музыкального занятия прогулку лучше начать с наблюдения, спокойных игр.

(видео «Прогулка гр № 8)

Экспресс – опрос педагогов «Вопросы – ответы»

(На карточках подготовлены вопросы, педагоги по очереди отвечают на них)

(См Приложение 3)

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использовать в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Использовать музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включать спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

4. Результаты тематического контроля.

5. «Самомассаж». Из опыта работы воспитателя старшей группы

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

6. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физ – ре

(видео «Профилактика плоскостопия»)

В какие режимные моменты можно включить упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки?

7. Презентация пособий и атрибутов по профилактике плоскостопия.

8. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

Результаты анкетирования родителей.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе. Рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Обратить внимание на сменяемость информации (1 раз в месяц)

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ (консультации, памятки, санбюллетени и др);

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни открытых дверей, Недели здоровья и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения, родительские собрания.

Решение педсовета.

1. Создать творческую группу по разработке Программы Здоровья ДОУ.

Срк: март – май 2016

Ответственные: ст. воспитатель

2. Запланировать и провести родительские собрания на тему сохранения здоровья во всех группах.

Срок: март 2016

Ответственные: воспитатели

3. Подобрать материал и составить картотеку гимнастики для глаз в каждой возрастной группе

Срок: март – апрель 2016

Ответственные: воспитатели

4. Ежедневно включать в работу по оздоровлению самомассаж, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

Приложение 1

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Приложение 2

Анкета для родителей.

1. Часто ли болеет ваш ребенок? (подчеркните)

2. Какова причина болезней вашего ребенка, по вашему мнению?

А) Недостаточное физическое воспитание в семье;

Б) Недостаточное физическое воспитание в детском саду;

В) Наследственность, предрасположенность;

Г) Другое ___

3. Посещает ли ребенок спортивные секции?

4. На что необходимо обратить особое внимание в семье, в детском саду?

А) Соблюдение режима дня;

Б) Рациональное и калорийное питание;

В) Полноценный сон;

Г) Достаточное пребывание на свежем воздухе;

Д) Здоровая гигиеническая среда;

Ж) Закаливающие мероприятия;

З) Благоприятная психологическая обстановка;

И) Занятия физкультурой и спортом;

К) Другое.

5. Какие закаливающие мероприятия наиболее приемлемы для Вашего ребенка?

А) Облегченная одежда во время прогулки, в группе;

Б) Обливание ног холодной водой контрастной температуры;

В) Хождение босиком;

Г) Прогулки в любую погоду;

Д) Ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры;

Е) Систематические проветривания;

Ж) Прием кислородного коктейля;

З) Другое.

6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье Вашего ребенка? (подчеркните)

Да Нет Частично

7. Нужна ли Вам помощь детского сада? (подчеркните)

Да Нет Частично

8. Достаточно ли внимания уделяет детский сад вопросу оздоровления детей?

Да Нет Частично

9. Ваши предложения по физическому воспитанию и оздоровлению детей

10. Какую помощь вы могли бы оказать детскому саду в вопросе укрепления здоровья детей?

Приложение 3

Вопросы для обсуждения.

1. Почему при отборе игры необходимо учитывать место её проведения.

(Охрана здоровья и жизни ребенка).

2. Как должны размещаться дети на площадке в момент объяснения игры. Графически изобразить расположение детей в начале игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди». (Объяснение ведется в игровом положении, т. е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками - на краю площадки, в играх с построением в круг – в кругу).

3. Почему нельзя начинать объяснение с игры с распределения ролей.

(Падает внимание детей к моменту объяснения.)

4. В выборе водящего что используем. .

(Считалки, награда за что – то, сделал ребенок хорошее.)

5. Определить последовательность руководства подвижной игрой:

Подготовка к игре, сбор детей на игру, приемы создания интереса к игре, объяснение распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итогов.

6. Как строятся объяснения игры в зависимости от возраста.

(В младшей группе объяснения поэтапно в ходе игры, в старшей – перед началом игровых действий.)

7. Во время игры педагог должен следить за …

(За соблюдением правил игры, за выполнением движений, за самочувствием детей, подавать сигналы – словесные, звуковые, зрительные.)

8. Каково участие воспитателя в игре.

(В первой младшей группе непосредственное участие воспитателя, чаще всего исполняющего главную роль. Во 2 младшей группе в знакомых играх исполнение главных ролей поручается детям. В средней и старшей группах руководство игрой опосредованное, но иногда воспитатель непосредственно участвует в игре.)

9. В чем назначение физкультминуток.

(Обеспечить активный отдых детей на занятии.)

10. Через сколько времени наступает утомление детей на занятии. Каковы внешние признаки утомления.

(Через 8 - 15 минут занятия. Дети отвлекаются, шумят.)

11. В какой форме проводятся физкультминутки.

(Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дидактические игры с движением, танцевальные движения

Протокол №2

педагогического совета

МБДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвивающего вида»

Тема: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» 22.12.2016года

Присутствуют: Павлова С.И.,

Петрова А.А., Шапенкова Н.В., Шевыркова М.Н.,

Ордина С.В. Васильева, Буданова А.Б.

Форма проведения :
традиционная, с использованием игровых приемов.
Цель : поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи :
1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Развить творческий потенциал педагогов.
4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Предварительная работа :
1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.
2. Отбор и изучение литературы по вопросу физкультурно-оздоровительной работы.
3. Консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы.
4. Открытые мероприятия по теме педагогического совета.
5. Тематический контроль «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ. Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».
6. Работа с родителями: оформление стендов, анкетирование родителей.
7. Разработка сценария проведения педагогического совета.
8. Подготовка проекта решения педагогического совета.
9. Домашнее задание воспитателям:
**педагоги каждой группы должны быть готовы проанализировать пути решения, свои методы, плюсы – минусы в работе по теме педсовета (первой годовой задаче).
**быть готовыми провести (интересную, «неизбитую») подвижную игру, познакомить с закаливающей процедурой,провести пальчиковую игру.

Повестка дня:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета,- заведующий Красикова В.В.

2. Вступительное слово по теме педсовета – заведующий Красикова В.В

3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ, оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Лавриненко С.А..
4. Итоги тематической проверки - заведующий Красикова В.В.

5. Деловая игра. - заведующий Красикова В.В
6. Проект решения педагогического совета.
7. Организационные вопросы.

Ход педсовета :

1. Об исполнении решения предыдущего педсовета , (отчёт) -заведующий

2. Вступительное слово по теме педсовета –заведующий

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Всё перечисленное мной – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно- оздоровительной деятельности с детьми.
И главная цель данной работы:
*сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

В нашем детском саду ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда: музыкальный - спортивный зал с соответствующим оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах с оборудованием для спортивных игр, медицинский блок, кабинет логопеда, спортивная площадка.
Вот такова модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвивающего вида»По данному направлению разработаны планы физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической, санитарно-просветительской работы. Разработано блочное комплексно-тематическое планирование на все возрастные группы, перспективные планы, ведутся протоколы медико-педагогического контроля физкультурно-оздоровительной работы, где контролируется и питание, и закаливание, и самостоятельная двигательная активность.
Также работа по здоровьесбережению реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных досугов, прогулок, различных гимнастик и многое другое.
Немаловажное значение имеет тот факт, что при решении физкультурно-оздоровительных задач мы привлекаем родителей. И это даёт большой положительный результат…
Оценить эффективность данной работы возможно на основе анализа результатов объективного исследования состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей с использованием технологии мониторинга, а также анкетирования родителей (читать вывод по слайду).
Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов – специалистов, медицинских работников, родителей воспитанников и всего коллектива. Только совместными усилиями мы решаем поставленные задачи и добиваемся положительных результатов.
Это я говорила о положительных сторонах аспекта. Теперь бы хотелось послушать мне вас: есть ли у нас недостатки в работе по данному вопросу, что мешает выполнять работу на высоком уровне, какие «плюсы», какие «минусы»
3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвиающего вида»», оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Лавриненко С.А.
Одной из главных задач коллектива нашего дошкольного учреждения является укрепление здоровья детей через организацию закаливания, воспитание привычки к повседневной двигательной активности, здоровому образу жизни.
И это не случайно, так как нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового ребёнка.
Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Данная работа проводится в нашем учреждении комплексно: она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина, своевременно организуются медицинские обследования, контролируется проведение профилактических прививок.
В начале каждого учебного года все воспитанники распределяются по группам здоровья:
Анализируя распределение воспитанников по группам здоровья можно сделать вывод, что в сравнении за три года количество воспитанников с 1 группой здоровья увеличилась, а с 3 группой – уменьшилась. Это положительная динамика.
Медицинский контроль за состоянием здоровья осуществляется врачами специалистами 1 раз в год. Регулярно проводятся наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки групповых комнат, соблюдение воздушно-теплового режима, физической нагрузки на физкультурных занятиях.
В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду так в 2015г она составила 81,5%.
Случаи травматизма отсутствуют.
Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей.
В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которые осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды (ежедневные прогулки, хождение босиком, минутки-пробудки и другие).
Стало традицией проведение «Дней здоровья» для детей, организации которых активную помощь оказывают родители. В детском саду проводится усиленное витаминизированное питание, наличие овощей и фруктов, использование фитонцидов (лук, чеснок, лимон).
Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, физкультминутки на занятиях, с целью предупреждения переутомления, динамические часы на прогулке.
В детском саду создаются условия для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического здоровья. В каждой группе имеются физкультурные уголки с нестандартным физкультурным оборудованием.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с гимнастическим оборудованием.
Педагоги используют разнообразные формы и методы организации физической активности.
Ежемесячно руководителем учреждения проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей детского сада.
Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.
Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа,в этом году привито много детей из нашего детского сада 46 детей из 65 и 9 взрослых из 19 человек, также проводится ежеденевно кварцевание группы раннего возраста и других групп по мере необходимости, исследования на энтеребиоз и другие заболевания.
В целях санитарно просветительской работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей на стенде «Здоровье» ежемесячно обновляются материалы, для родителей выпускается газета»Здоровячок»
Вывод: Педагогами, администрацией и медсестрой, ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые предусматривают повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Также планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

4. Итоги тематической проверки «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ, организация физкультурно-оздоровительной работы Красикова В.В .

Аналитическая справка
Срок проведения: с 21.11.16 по 16.12.16

Рекомендации:
1. Необходимо пополнять ежегодно и желательно в начале года оборудование в «Физкультурных уголках».
Срок исполнения: до мая 2017 года
ответственные: воспитатели
2. Обратить внимание на выдерживание графика прогулок и обогащение прогулок в весеннее – осеннее – зимний период выносным материалом для организации двигательного режима.
Срок исполнения: с 23 декабря 2016 года –постянно.
ответственные: воспитатели
3. Систематически обновлять информационный уголок для родителей «Нетрадиционные оздоравливающие методы работы с детьми».
Срок исполнения: 1 раз в квартал
ответственные: воспитатели
4. Обновить (у кого нет сделать):
*Картотека прогулок;
*Картотека различных игр, проводимых в группе;
*Комплексы: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»

5. Обмен мнениями по взаимопосещению прогулок Инструкция по охране труда во время проведения прогулок с детьми. Правила проведения прогулки с детьми –заведующий Красикова В.В.
6. Деловая игра. Проводит заведующий Красикова В.В.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада в плане физвоспитания.
Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:
физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения;
занятия и мероприятия по ЗОЖ и валеологии;
прогулки 2 раза в день;
утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
физкультминутки, динамические часы;
музыкально-ритмические занятия;
самостоятельную двигательную деятельность детей.
Что необходимо для полноценного физвоспитатния?
Во-первых, специально созданные условия, т.е. материальная база – помещение, образование, педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и т.п., воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении.
Во-вторых, нужна система знаний, основанная на следующих принципах:
1. непрерывность (с утра до вечера);
2. добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
3. доступность упражнений;
4. чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Всё это формирует физическую культуру детей.
И сегодня мы с вами проверим ваш багаж знаний в этом вопросе…

Педагогический практикум по физической культуре
(в форме деловой игры).
1. Всем педагогам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения..
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

2. Педагогам предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

3. На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время:
* "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой
* "Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов.
* "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр.
* "Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.

5. Закончить пословицы о здоровье (совместное задание)
Чистота – (залог здоровья). Здоровье дороже (золота). Чисто жить – (здоровым быть).
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся).
В здоровом теле – (здоровый дух).
Здоровье за деньги (не купишь).
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду).
Будет здоровье – (будет все).
6. И в заключении – «мозговой анализ» - Педагогические ситуации

. Проект решения педагогического совета № 2.

1. Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. С целью создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы разработать программу «Здоровый дошкольник».
Ответственные: старший воспитатель, творческая группа воспитателей, медсестра.
Срок: 1 февраля 2017 г.

3. Дополнить
- физкультурные уголки:
**интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
**регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- документацию:
**Картотекой прогулок;
**Картотекой различных игр, проводимых в группе, на прогулке;
**Комплексами: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»
Ответственные: воспитатели. Срок: 1.02.2017 г.

4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

5. Запланировать и провести «День здоровья», как совместное мероприятие с родителями»Веселые старты» во всех возрастных группах
Ответственные:, воспитатели.
Срок: до с 09.01.2017 по 31.01.2017(в рамках «Недели здоровья»23.01.2017 по 27.01.2017 года
8. Организационные вопросы.