«Создание благоприятного микроклимата в группе, как одно из важнейших условий сохранения здоровья детей. Требования к микроклимату помещений в доу Параметры микроклимата в спальных помещениях дошкольных групп

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений.Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней. Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении. Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Подготовила педагог – психолог Бытотова А.Н.

Абакан 2016

Методы и приемы создания благоприятного микроклимата в группе детей младшего дошкольного возраста.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, поэтому воспитателю важно создать в группе благоприятный социально-психологический . В общении с детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В неизбежны конфликтные ситуации. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

Немаловажные задачи воспитателя - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе, не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. В детском коллективе дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Кроме того, социально – психологический микроклимат (СПК) в группе один из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В группе, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми , жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом, друг с другом.

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого ребенка и тем самым определяющих его личностное развитие и группы в целом. Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Благоприятный социально-психологический климат в условиях детского проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, , сопереживания.

В младших группах создание благоприятного микроклимата из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми.

Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Этому способствуют такие приемы как:

Обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала;

Проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур;

Участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера;

Отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно:

Играть в хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Заинька попляши». Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. Играть в пальчиковые, настольно – печатные игры «Лото», «Домино»; заучивание мирилок, - организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими : «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку»; - организовывать рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах; совместные наблюдения в природе, общественной жизни; коллективные работы художественного ; - использовать театральную деятельность.

Предметная среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать детали в группе с целью предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить.

Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка :

заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать

его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки . Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка : характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.

Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Затруднения в адаптации испытывают также левши, что обусловлено преобладанием у них активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей любят обижать , дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Замкнутых детей , которые не общаются с остальными, нужно привлекать к совместной деятельности группы , чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей: празднование воспитанников, совместное изготовление несложных для именинников, ритуалы начала и завершения дня.

Например:

- Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей - приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, заявляя о своём присутствии в группе.

- «Утро радостных встреч», дети после выходных рассказывают: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают о событиях, которые произошли в детском саду в его отсутствие.

- Уголок настроения - Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик, магнит соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

- Ковер мира . Использование принципа М. Монтессори. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру). Затем дети мирятся.

- Можно выбрать эмблему и девиз группы: «Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны».

- «Шкатулка добрых дел». Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок - синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

- «Волшебный мяч» - Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они называют доброе дело или с кем в группе дружат.

- «Цветок успехов» - В серединке цветка – фото ребенка, на лепестках его достижения.

- «Звезда недели» : в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.

- «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

- «Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; Использование в течении дня игры- правила: «Кричалки – шепталки - молчалки», «Поём - молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей).

Доброжелательная улыбка воспитателя, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.

Создание благоприятного микроклимата в группе

    Мотивация деятельности.

Ритуалы «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «День радостных встреч».

- «Доска настроения», «Доска желаний», «Кубик - нделька».

    Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей.

- «Сонные игрушки», «Шкатулка добрых дел», «Панорама добрых дел».

Релаксация.

Коррекционные игры.

Объединяющие игры с воспитателем.

    Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре.

- «Правила группы». Совместно с детьми разработать правила группы Что можно делать, что нельзя.

Дидактические игры.

Занятия, беседы по нравственному воспитанию.

    Учет физиологических и психологических возможностей детей при организации педагогического процесса.

Учет особенностей здоровья детей;

Учет индивидуальных особенностей детей;

Соблюдение режима дня;

Соблюдение требований к физиологической нагрузке для детей в течении дня (смена видов деятельности, использование различных видов игр, физминуток, гимнастик (зрительной, речевой, утренней, просыпательной и др.), Соблюдение времени занятий и т.д.).

    Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания (индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные походы в театр, зоопарк, детские центры и т.д.).

- создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

- особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действия или поручения.

- распределять между воспитанниками поручения.

Здравствуйте! Обращаюсь к Вам как к специалисту. Подскажите, пожалуйста, как можно создать благоприятный микроклимат в группе детского сада ? Заранее благодарю!!!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ну, если отвечать так же коротко, как задан вопрос – радуйтесь! Полноценная, чистая радость гарантированно обеспечивает прекрасный и устойчивый микроклимат в любом коллективе и любом месте.

Вопрос в том, как ее достичь. Для этого попробуйте спросить себя: что Вам мешает радоваться, когда Вы находитесь в группе? Какие чувства у Вас возникают вместо радости? Что нужно изменить, чтобы вы испытывали радость?

Когда человек в хорошем настроении, у него все получается как бы само собой. Он в нужное время оказывается в нужном месте, его занятия – по душе, и делает он свою работу с удовольствием. И людям вокруг него тоже как-то светлее становится.
А малыши в садике еще более чувствительные, чем взрослые. Они Вашу радость за километр учуют. Вот какая у Вас большая и важная роль в группе. Следовательно, Ваша задача – не удивляйтесь – заботиться прежде всего о себе, о своем душевном комфорте. Посмотрите внимательно, что бы Вам хотелось изменить в группе. Возможно, Вы найдете новые занятия и игры для малышни, или захотите заняться кем-то из детей более плотно, а к кому-то быть построже. Может быть, некоторые занятия с детьми Вам не по душе? Найдите способ заменить их тем, что интересно не только детям, но и Вам. Вы не машина и не автомат по воспитанию детей, а живой человек, и потому заслуживаете таких условий работы, которые Вам приятны и комфортны. А поскольку Вы же сами эти условия и создаете, Вам и карты в руки.

Если у Вас обнаруживаются признаки неуверенности в себе как в воспитателе, например, боязнь не справиться с отдельным ребенком или с дисциплиной в группе в целом, можно почитать литературу, посоветоваться с опытными воспитателями или родителями, наконец, просто написать на сайт письмо с конкретным вопросом. Обычно дети сами подсказывают взрослым, что поменять, чтобы всем было лучше. Прислушивайтесь к тому, что говорят эти маленькие мудрецы, особенно, если они часто повторяют Вам или родителям одно и то же.

Дети очень динамичны, они шустрее большинства взрослых, им быстро надоедает однообразие, они жаждут новых впечатлений и знаний. У деток большая потребность испытывать разные эмоции, они смело экспериментируют с реальностью, и каждый объект, одушевленный и неодушевленный, который попадает в зону их интереса, становится их игрушкой. Дети не боятся ошибиться, и это позволяет им творить, фантазировать свободно и раскованно. Отсюда их экстравагантные выдумки – думаю, Вам-то уж не нужно рассказывать, что дети придумывают, Вы сами это видите ежедневно. Будьте вместе с ними в этих экспериментах, то есть играх, ведите их, позволяя им брать инициативу, и следя за тем, чтобы эта инициатива не выходила за безопасные рамки. Так и малышам, и Вам будет интересно, а значит, дело пойдет на лад, и микроклимат сложится хороший.

Пару слов о дисциплине. Напрасно ожидать, что дети в саду будут вести себя как заводные куклы: воспитатель сказал, чтобы все сели на стульчики, и все дружно сели и сидят до команды «встать». И слава Богу, что не куклы. Чтобы отладить дисциплину, необходим индивидуальный подход к детям, нужно учитывать их личные потребности, ведь у каждого они разные. Удовлетворенный в основных потребностях ребенок (впрочем, как и взрослый) спокойно воспринимает необходимые обоснованные (но не чрезмерные) ограничения. От Вас требуется спокойствие, понимание и обязательно уважительное отношение к личности ребенка, ведь каждый малыш – это неповторимая, яркая, самобытная индивидуальность. А еще – повторюсь – требуется понимание себя, своих потребностей, и уважение к себе – Вы тоже неповторимы и уникальны.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого .

Одной из важнейших задач в работе педагога является формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций; сплочению группы.

Приёмы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);

«Уголок настроения» – для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

использование принципа изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул»).

Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой – синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведением и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы – это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей.


Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

Микроклимат для малышей

В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.

«Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

«Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

За стенами детсада

Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

«Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

«Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

«В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

Дети нуждаются в красоте

Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».

С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

«Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

Пресс-служба CAPAROL