Советы мамам неусидчивых детей. Неусидчивый ребенок

Воспитание усидчивости у детей 5 – 6 лет.

Как научить ребенка быть усидчивым? Этот вопрос волнует многих родителей.

Неусидчивый ребенок зачастую доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за новые.

Усидчивость - это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Человек не рождается усидчивым, это качество воспитывается. Одной из составляющих усидчивости является внимание. Однако просто быть внимательным недостаточно. Чтобы быть усидчивым еще необходимо уметь контролировать себя и свои действия.

Предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым формируется усидчивость.

    Собираем пазлы, плоские или трехмерные.

Но не больше 40-50 штук, для того что бы не потерять интерес к игре.

    Раскрашиваем карандашами, мелками или красками.

Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, дети с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.

    Готовим еду вместе.

Очень важно заинтересовать ребёнка в приготовлении легких салатов для семейного ужина. В финале непременно поблагодарить помощника и ненавязчиво проговорить все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.

    Читаем длинные, но очень интересные сказки.

Длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Важно поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.

Ребёнок не может сам управлять вниманием и контролировать свое поведение, его легко отвлечь, быстро переключить с одного занятия на другое. Внимание детей непроизвольно, неустойчиво.

Поэтому задача родителей помогать своим чадам формировать усидчивость, способность доводить начатое дело до конца в игровой форме по предлагаемым выше упражнениям.

Но не забывайте, необходимо следовать правилам.

    Важно соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определенное время.

    Надо много разговаривать с детьми: рассказывать, объяснять, показывать что-то.

    Не давайте ребенку сразу много игрушек. Обилие игрушек отвлекает. Если у вас много игрушек, оставьте ребенку 2-3 игрушки и обязательно покажите ребёнку, как с ними играть. Остальные уберите на время, а потом меняйте их местами.

    Приучайте ребенка убирать за собой игрушки и свое рабочее место.

    Во время игры или занятия нужно выключать музыку, телевизор, чтобы ребенка ничего не отвлекало, и он мог сосредоточиться.

    Смотрите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Это очень важно. Если вы видите, что ребенок уже устал, можно сделать перерыв или отложить занятие, но потом обязательно вернуться к нему и закончить.

    Не забывайте хвалить ребенка за успехи. Если у него что-то не получается с первого раза, напомните ему пословицу «Терпение и труд – все перетрут» и конечно же объясните в чем ее смысл.

Ваша уверенность в том, что ребенку по силам стать усидчивым и внимательным передастся к нему.

Воспитатели 10 группы: Круглова У.А. и Головнёва В.Ю.

Многие маленькие детки очень подвижны, они могут совершать 1000 дел за очень короткий промежуток времени, и даже пара – минут для них кажется вечностью. 2-3 летние малыши в силу своей любознательности постоянно «прыгают» от одного дела к другому. Минуту назад он еще только рисовал, а не успели Вы оглянуться, как он принялся строить дом из кубиков, но через пару минут забросил и это дело, не закончив начатое. Конечно, по мере взросления ребенок научится концентрировать внимание на чем-то одном, но для успешного развития родителям тоже нужно уделять вопросу о том как научить усидчивости ребенка .

Для того, чтобы привить малышу усидчивость, обязательно нужно развивать у него внимание. В таком возрасте внимание у ребенка непроизвольное, что говорит о том, что ему достаточно трудно сконцентрироваться на чем-то одном по требованию родителей. Именно это свойство помогает ребенку получить и переработать огромный объем информации и попробовать все на свете. И, конечно же, двух-трехлетнему ребенку для того, чтобы вызвать заинтересованность поможет что-то яркое и привлекательное.

Если Вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, увлеките его этим заданием. Например, расскажите ему сказочную историю, которая связана с Вашим заданием, или устройте соревнования.

Естественно для занятий, требующих сосредоточения нужно исключить торопливость и нервозность. Обстановка должна быть спокойной. Стоит убрать лишние игрушки из поля зрения малыша, и обязательно выключить телевизор.

Когда ребенок делает что-то верно, не скупитесь на эмоции. Радуйтесь и восхищайтесь вместе с ним, и обязательно хвалите его.

У 2-3 летних детей активно формируется речь и расширяется словарный запас, поэтому немаловажно комментировать свои действия, просить малыша делиться своими мыслями о том, что он хочет делать. Благодаря активному развитию речи и проговариванию своих намерений, ребенок научится планировать свои действия.

Никогда не требуйте от ребенка сидеть над одним заданием больше, чем он способен в силу возрастных особенностей.

Очень действенным способом по выработке усидчивости является привлечение чада к домашнему труду. Очень часто малыши этом возрасте любят подражать родителям и с удовольствием вызываются помочь помыть полы или посуду. Хотя некоторые родители не очень рады такой инициативе, ведь после мытья полов придется убирать лужи, а тарелок после уборки со стола тоже можно не досчитаться. Ругать ребенка и пресекать его инициативу просто недопустимо, иначе Вы напрочь лишите его желания что-либо делать для Вас.

Существует множество игр, требующих внимания и усидчивости: рисование, лепка, шнуровки, пазлы, мозаика, пересыпания и переливания. При этом учитывайте настроение ребенка, если сейчас он хочет побегать, позвольте ему выплеснуть накопившуюся энергию, а затем предложите тихие игры. И никогда не сравнивайте свое чадо с другими. Если ребенок способен уделить внимание игре только 10 минут, не стоит заставлять сидеть его больше, только потому, что соседский мальчик может заниматься полчаса. Самое главное – это систематические занятия, которые неизменно дадут нужный результат.

Инструкция

Не давайте малышу сразу много игрушек, пусть их будет 2-3, но покажите ему, как можно играть с каждой. Обилие игрушек для развития - не самое . Большое разнообразие будет только отвлекать его внимание. Пусть их будет поменьше, но они будут иметь не только развлекательный, но и развивающий характер, представлять ценность для ребёнка. Если вы всё-таки балуете своего малыша игрушками, то оставьте две-три для игры, а остальные уберите на время, а потом поменяйте их .

По мере взросления малыша занимайтесь с ним рисованием, лепкой. Эти виды деятельности требуют концентрации внимания и являются хорошим способом развития усидчивости.

Подбирая игры и упражнения, учитывайте их соответствие особенностям и возрасту ребёнка. Некоторые дети кубики собирают не торопясь, изучая каждую деталь, а другие - могут сделать это очень быстро. Главное, чтобы малыш до конца доделал , а не его, а после - убрал все игрушки на свои места: сложил в коробку кубики, пластилин, прополоскал кисточку, убрал краски и т.п.

Поощряйте игры, требующие усидчивости и внимания. Таких игр много, к примеру, конструирование. Ребенок учится работать по образцу, начинает понимать, что для того, чтобы добиться результата, необходимо терпеливо и внимательно потрудиться. Помогут и разные головоломки, задачки, содержащие скрытый смысл, сюжетно-ролевые игры, вышивание, аппликация.

Детям очень нравятся задания типа «Найди отличия». Покажите ребенку две картинки, предложите рассмотреть их и найти отличия. И наоборот – покажите карточку с изображением нескольких фигур, чтобы он отыскал среди них две одинаковые.

Конечно, для развития усидчивости и внимания недостаточно выполнить одно задание или поиграть в одну игру. Занимайтесь с ребенком систематически. При этом помните, что развитие дошкольного происходит не через утомительные и скучные занятия и выполнение однообразных упражнений, а через игру.

Видео по теме

По мере того, как в семье подрастает маленькая егоза, родители все чаще хватаются за голову. Если вовремя не заинтересовать ребенка играми, требующими внимания, из него вырастет взрослый непоседа. Если детей еще можно постараться увлечь яркими предметами или поучительной сказкой, то «взрослая» неусидчивость устраняется самостоятельно.

Инструкция

Детям свойственно переключаться с одного предмета на другой, ведь они каждую минуту развиваются и познают окружающее. По мере взросления ребенок либо сам заинтересовывается каким-то делом, либо удержать его на месте хоть пять минут стараются родители. Если у вас неусидчивый малыш, старайтесь «заразить» его каким-нибудь увлечением: играйте в игры соревновательного характера, разговаривайте, вместе готовьте еду или утюжьте вещи – главное проявить чудеса актерского мастерства – вовлечь его в процесс.

Если ребенок сам заинтересовался каким-нибудь «сидячим» занятием, старайтесь не отвлекать его, иначе он мгновенно переключится на вас. Ребенок попросил вас сделать что-то вместе с ним? Ни в коем случае не отказывайте. Собирайте с ним конструктор, вместе читайте, разыгрывайте сценки, тренируйтесь в правописании, рисуя . Еще лучше, если вы сделаете что-то первым. Например, нарисуйте лошадь сами, а потом попросите сына или дочь нарисовать ее тоже.

Сложить игрушки, дослушать сказку до конца, высидеть хороший урок в школе не попросту. Чтобы достичь желаемого результата, необходима усидчивость. А потому что все родители грезят, чтобы их малыш был щепетильным, осмотрительным и разумным, то все они устремляются воспитать в детях данное качество. Поэтому всем родителям нужно знать, как воспитать усидчивость у ребенка, чтобы не навредить ему.

Что такое усидчивость?

Усидчивость – способность человека контролировать себя. Ни один малыш не рождается на свет с такой возможностью. Саморегуляция складывается в ходе жизни, когда малыш удерживает собственный взор на матери или же на отце наблюдает за перемещением губ, тщательно слушает.
Усидчивость слишком плотно связана со вниманием. Возможно, заявить, они переплетены друг с другом. В случае если ребенок на что-нибудь смотрит либо слушает тщательно, то он в то же время усидчив. Впрочем, внимание (энтузиазм) не единственная основополагающая.
Кроме всего прочего усидчивость подразумевает доведения дела до конца. В случае если малыш, в том числе и в годовалом возрасте через минутку занятий переключается на что-то иное, то такое может считаться первым «звоночком» – не усидчивый.

У хронической неусидчивости есть несколько первопричин.

1. Вполне вероятно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играться. Он уже наигрался с этими вещами и вовсе не ощущает к ним ни мельчайшего энтузиазма.

2. Когда ребенку чрезвычайно нелегко усидеть на одном месте, он не имеет возможности длительно сдерживать свое внимание на одном предмете и располагается в неизменном перемещении – из этого можно сделать вывод, что у него есть нарушения центральной нервной системы.
Нередко родители относятся положительно к тому, что младенец подвижный, считают, собственно это превосходно. Обратитесь за консультацией к невропатологу. иногда физическая активность деток обусловлена их характером, но не болезнью. Но подстраховаться не навредит, так как опекун – не медицинский работник. В случае если не желаете идти к неврологу, можете в первую очередь обратиться за консультацией к специалисту по психологии.
Если у малыша стали проявляться такие признаки как плохой сон, младенец не имеет возможности длительное время лежать и посиживать на одном месте, всегда куда-то лезет, активность продолжается весь день напролет, то это, несомненно, говорит о том, что у него возбуждение психики. Раз у малыша неврологические трудности, то рвение родителей лично урегулировать поведение малыша, обречено на проигрыш. Все старания станут наталкиваться на непреодолимые преграды. С этим, возможно, совладать лишь совместными стараниями родителей, невролога и специалиста по психологии. Если начать лечение как можно раньше (с первого года жизни), то проблем реально избежать.

3. У детей постарше основанием неусидчивости, быть может, закомплексованность внутри себя. Когда-либо малыш столкнулся с неудачей. Ну а в последующем, не хочет сталкиваться с ней вновь, поэтому не стремиться разрешить данную закомплексованность внутри себя, а удирает от нее. Без охоты, садится за какие – либо дела, полагая, что у него все точно также ничего не выйдет. Испуг перед неудачей, в большинстве случаев, прибывает из числа приближенных малыша. Совершеннолетние не поддерживают его, слишком мало хвалят, когда у него хоть что-нибудь выходит, часто показывают на дефекты.
Порой, родители имеют все шансы незамедлительно, самим разобраться в данной проблеме, в большинстве случаев, они начинают предоставлять поведению малыша негативные оценки, на которых малыш начинает подрастать. Он занимает ту самую позицию, которую ему присвоили родители.

Как у ребенка воспитать усидчивость?

  • Усидчивость у детей до 6 лет складывается лишь при помощи игровой деятельности. Младенец в самом раннем возрасте не станет играть один. Он просто не понимает, что делать с игрушками. Родителям надо продемонстрировать, как играть, например, с этими же кубиками.
  • Забавы и задания, которые вы будете выдумывать для малыша, непременно должны отвечать возрасту и способностям малыша. Не любой ребенок трудится в прытком темпе, через 5 мин. малыш может утомиться раскрашивать картину либо лепить и оставит занятие недовведенным до конца. Но этого нельзя допускать, потому следует подбирать задания под силу или оставлять его на следующий день. Но при этом должно быть условие, что задание на следующий день должно быть доведено до конца.
  • Аналогично нужно чтобы ребенок по завершении собственной работы убрал за собой, свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так дальше.
  • Но не забываете, что малыш до 6 лет не станет скрупулезно исполнять то, что вы попросили приказным тоном. Лишь игровая работа. Участвуйте в сборе игрушек. Сделайте состязание « кто 1 попадет игрушкой в ящик» либо «кто скорее подберет игрушки».
  • Нужно будет смотреть за тем, чтобы малыш не утрачивал энтузиазм к тому, с чем играет. Не надо приобретать большое количество различных ярких игрушек. У него станет рассеиваться внимание, и он с течением времени утратит энтузиазм к данному пестрому разнообразию. Особенно это касается игр развивающего нрава. Их надлежит беречь в неприступном для малыша месте и доставать исключительно в момент занятий. Тогда уже ребенок станет постоянно улавливать данную забаву как новейшую и постоянно играть в нее с новым энтузиазмом.
  • В год, 2,3 – это норма. Природная необходимость организма ребёнка – перемещение.
  • В случае если у ребёнка большое количество игрушек – это не даст возможности развивать усидчивость. Давайте 1,2 привлекательных игрушек, лучше всего, если ребенок сам выберет её. Остальное всё уберите. Приучайте играть не со всеми игрушками сразу, а пробуйте применять 1, выдумывайте всевозможные забавы, обращая внимание ребёнка на качества данной игрушки: нежная, тёплая, гладкая, к примеру, и т. д. В ванной комнатой – утопает, плавает и т. д. После этого переходите к игре с другой игрушкой. Все делайте равномерно.
  • Не заваливайте ребёнка сходу всем. Обучите, поиграйте, положить на место и лишь после этого возьмите другую.

Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.

Усидчивость — ключ к успеху

Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.

Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность — СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте — один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.

Развиваем усидчивость

Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто — нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

  • Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время малоинтересующих занятий и взрослый человек может с трудом, не говоря уже об активных детках.
  • В семье принято завершать все начатые дела. Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами — готовьте полноценные обеды, досматривайте до конца мультфильмы, дочитывайте сказки и т. д.
  • Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
  • Отсутствие жестких ограничений детей 3−4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны — их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, родители лишают детей возможности познавать мир. Требовать усидчивости все же стоит у малышей постарше — в возрасте 5−6 лет. В этот период они уже способны осознанно концентрировать внимание.

Упражнения и занятия

Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:

  • Паззлы, конструкторы, мозаики. Чтобы собрать красивую картинку или построить впечатляющее игрушечное сооружение, ребенку нужно потрудиться — внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом. Работа для неусидчивого малыша щепетильная и сложная, но ее результат потраченных усилий определенно стоит.
  • «Найди отличия». Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия — отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Скорее всего, это будет получаться не сразу, и малышу может понадобиться помощь взрослых, но со временем ему и самому станет интересно. Главное — подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать.
  • Творчество. можно увлечь далеко не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие не только способствуют приучению к усидчивости, но и развивают моторику пальцев.

Очень важно родителям создавать для неусидчивых детей во время занятий благоприятные условия. Уберите все лишнее из виду, выключите телевизор. И обязательно хвалите малыша, когда он завершит работу — умеренные похвалы от взрослых всегда мотивируют детей.

Были ли у вашего малыша проблемы с усидчивостью? Как вы их решали? Делитесь своими советами и мнениями в комментариями.