Сообщения о массовой смерти детей от плохих лекарств оказались «страшилкой. Ложка в руке

Ребенок от 1 года до 2 лет, а потом и до трех, развивается очень активно. От того, как родители будут воспитывать малыша в этот период, зависит многое в его будущем развитии, формировании личности. Что нельзя упускать из виду, чтобы ребенок вырос развитым со всех сторон?

Нужно обратить внимание, что в возрасте от 1 года мальчики начинают отличаться от девочек в психологическом плане. Дети формируют свое поведение, наблюдая за взрослыми, то есть, в этот период желательно, чтобы родители вели себя правильно, а семья была полной, без ссор и скандалов. До трех лет у девочек развивается социальное мышление, а у мальчиков абстрактное.

В возрасте от 1 до 3 лет необходимо развивать моторику рук, то есть заниматься с ребенком лепкой, собирать несложные конструкторы, рисовать, играть с пирамидкой. Взрослые обязаны быть терпеливыми и помогать малышу, если у него что-то сразу не получается, нельзя повышать голос на ребенка.

Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается как на интеллекте ребенка, так и на его речи.

С одного года нужно больше читать ребенку, а также давать рассматривать картинки в книгах. Книги должны быть подобраны с учетом возраста ребенка, а также с большим количеством ярких картинок, которые ребенок понимает. Но и переутомлять ребенка чтением нельзя - он может быстро потерять к этому интерес.

Приучение к горшку

В возрасте примерно полтора года ребенок самостоятельно начинает проситься на горшок. Но небольшие “неприятности” могут возникнуть и в 3 года. Не нужно ругать ребенка, повышать на него голос и заставлять сидеть на горшке, если он не хочет. Приучение к горшку должно быть мягким и деликатным.

Падения и движение

Вместе с постижением окружающего мира ребенок учится ходить, а это значит, что падений не избежать точно. Не нужно каждый раз бежать на помощь, не нужно переживать, что он ушибется, он слишком легкий для этого. Переломов также не будет, так как кости малыша очень гибкие. Когда ребенок самостоятельно поднимается, он укрепляет мышцы, равновесие развивается, улучшается ориентация в пространстве.

Пусть ребенок поднимается с пола сам - это еще и часть воспитания, так как ребенок в такие моменты учится преодолевать трудности. Но нужно поддерживать малыша морально ласковым словом.

Ложка в руке

Примерно с годовалого возраста ребенок должен уметь держать в руках маленькую ложку и самостоятельно кушать. Чтобы ребенок научился кушать самостоятельно, не нужно делать ложку запретным предметом, нужно, наоборот, давать ее ребенку - пусть он играет с ней, изучает.

Пытаясь подражать родителям за столом, со временем он научится держать ложку. Нельзя ругать малыша, когда он марается кашей. Если он начинает играть едой, стоит просто убрать тарелку.

Высокая активность

С полутора до двух лет ребенок становится очень подвижным, и это правильно. Детская комната должна быть обустроена с учетом активности малыша.

Если он тихий и старается сидеть и не шуметь, это повод для беспокойства. Здесь ничего не поделаешь - нужно набраться терпения и не повышать голос на ребенка, чтобы он не чувствовал вину и не зарабатывал комплексы.

Двухлетний малыш

В 2 года ребенок более-менее успокаивается и становится общительнее. В этом возрасте стоит ожидать от него миллион вопросов, на которые нужно уметь отвечать, а также повторение слов за всеми без умолку, потому нужно фильтровать свою речь, чтобы ребенок не перенял что-то плохое.

Движения ребенка становятся более уверенными, потому лучше позаботиться о его безопасности, чтобы однажды случайно он не стукнулся об дверной косяк или не упал с лестницы.

Ближе к трем годам шквал вопросов об окружающем мире возрастет и пройдет такой интерес не скоро, потому необходимо научиться спокойно объяснять все, что ребенок спрашивает. Нельзя отмахиваться от вопросов, это непростительная ошибка в воспитании. Таким образом можно “убить” в ребенке любознательность, сократить словарный минимум. В будущем ребенок, не получивший ответы, может оказаться одиночкой.

Статистика говорит, что ребенок 3 лет в среднем задает до 900 вопросов в день и произносит 12 тысяч слов.

Порядок во всем

К трем годам малыш должен быть приученным к порядку, он должен уметь:

  • заправлять постель;
  • складывать аккуратно свои вещи;
  • наблюдать за чистотой своего внешнего вида;
  • убирать игрушки и тарелку со стола после обеда.

Нужно научить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы, вешать одежду на вешалку. Малыш должен быть приучен к чистке зубов и умыванию дважды в день, потому необходимо приобрести зубную пасту с приятным вкусом, мягкую зубную щетку и полотенце.

Самостоятельность

Дети от 1 до 3 лет должны приучаться к самостоятельности. То есть родители не должны делать то, что ребенок может сделать сам, пусть и не первого раза. Нужно запастись терпением и дать ребенку самостоятельно одеться, например. Таким образом он поверит в свои силы. Далее ему будет проще в детском саду и школе . Чтобы было проще, одежду лучше выбирать без лишних заморочек: меньше кнопок, пуговиц, шнурков.

В 3 года ребенок уже чувствует себя личностью, ощущает свою самостоятельность и именно поэтому возникают проблемы с его поведением, характером. Даже если ребенок всегда был добрым и мягким, сейчас он может высказываться против указаний родителей. Если кажется, что ребенок бунтует без причины, то вероятнее всего наступил тот период, когда маленький человечек пытается заявить о своей индивидуальности. Тут родители должны быть максимально терпеливыми, добрыми, логично и последовательно действовать. Но в то же время нельзя потакать всем детским капризам, иначе потом придется задаваться вопросом, как с ними справиться.

Как развиваются малыши до года? Читайте . Влияет ли образ жизни будущей мамы на дальнейшее развитие ребенка? Информация в этой статье .

Нельзя считать, что, если отдать ребенка в детский сад для детей от 1 года, ему там всему научат. Нет, основная доля воспитания и развития малышей лежит на родителях, и то, как они будут это делать, отразится на всей жизни уже выросшего ребенка.

В воспитании ребенка нужно быть настойчивым, но мягким. Таким образом ребенок будет развиваться по верному пути, а в дальнейшем он будет сформированной личностью.

Без умолку болтающий трёхлетний ребёнок – это ещё крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся человечек. Чувство обладания силы должно оставаться у ребёнка, чтобы он мог правильно развиваться, чтобы развивалось чувство самоуважения. Одобряйте ребёнка на исследования, хвалите его, развивайте в нём самоуважение.

Ключевые слова, которыми характеризуется ребёнок 3-х – 5-ти лет: заслуживающий похвалы, исследуемый, одобряемый.

Вот пять принципов позитивного воспитания детей:

1. Отличаться от других - нормально.

2. Совершать ошибки - нормально.

3. Проявлять негативные эмоции - нормально.

4. Хотеть большего - нормально.

5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Приходит ли нам в голову, что дети буквально истолковывают наше поведение, слова, выражение лица? Всегда ли мы учитываем, что дети воспринимают мир в черно-белых тонах: либо безусловно да, либо безусловно нет?

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать..?

Ответ прост: все это и многое другое - проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Он хочет много двигаться - хорошо организовать открытое пространство; хочет исследовать лужи - можно завести высокие сапоги; хочет рисовать большие картины - не помешает лишний кусок дешевых обоев.

Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями - значит активно слушать ребенка в самом широком смысле.

Когда ребёнку от 3-х до 5-ти лет, у него развивается самоуважение. Это период заданий и испытаний. Ребёнок 3-х лет хорошо разговаривает и понимает, использует в речи сложные предложения. Он может произносить фразы, содержащие 5 – 6 слов, употребляя прилагательные и наречия. В этом возрасте детей очень привлекают картинки, ребёнок с удовольствием будет их рассматривать и произносить название знакомых предметов и имена героев по просьбе взрослых. В игре малыш начинает использовать ролевые элементы, например во время игры «в дочки-матери». Как и в 2 года таким детям очень нравится рисовать и лепить из пластилина. У них получаются элементарные рисунки карандашом и простые пластилиновые фигурки. Малыш практически самостоятельно или с небольшой помощью взрослого одевается сам. Ему уже хорошо удаётся расстегивать и застёгивать пуговицы. При необходимости он сам и по назначению пользуется расчёской, салфеткой и носовым платком. Играя в кубики, ребёнок может воспроизвести показанные родителями сооружения или что-то построить сам. Очень интересным навыком становится планирование своей деятельности, малыш может предупредить взрослого о том, что он будет рисовать, лепить, играть в машинку и т. п. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Если ребёнку стараться объяснять различные поступки, то он скоро начнёт сам отличать хорошее поведение от плохого. Также трёхлетние дети с удовольствием проявляют самостоятельность. Они уже хорошо чувствуют себя в коллективе, и могут играть вместе.

Ребёнок в возрасте от 3 до 6 лет делает удивительные скачкИ в своём развитии. Он удивляет родителей проявлениями своего характера, сообразительностью, умственными способностями, логикой и многими другими вещами. Малыши становятся настоящими «почемучками». Они впитывают знания и становятся маленькими исследователями окружающего мира. Это удивительный возраст, когда ребёнок может делать первые шаги в новую жизнь. Это может быть детский сад, группы занятий с детьми, кружки, спортивные секции и пр. В этом возрасте совершенствуется как развитие собственной активной речи, так и понимание речи взрослых. Часто у детей дошкольного возраста есть одна особенность – они не могут до конца выслушать собеседника. Многие родители иногда сталкиваются с подобной проблемой, особенно в процессе воспитания и непосредственно во время индивидуальных занятий. Малышу иногда так хочется выразить своё мнение, что часто просто не может это контролировать. Не волнуйтесь, равенство в общении хорошо осознаётся во время разговоров со сверстниками. Когда ребёнок больше общается с детьми своего возраста, они практически учат друг друга говорить и, самое главное, слушать. В процессе диалогического общения ребёнку часто необходима помощь, поэтому старайтесь подсказывать ребёнку, как правильно выразить свою мысль. Дефицит диалогического общения со сверстниками и взрослыми может принести трудности в будущем т. к. это часто влияет на возможности строить диалог. Не забывайте чаще разговаривать с малышом, старайтесь по мере возможностей развить речь ребенка. Способ для этого известен: побольше разговаривать с малышом, объяснять ему непонятные слова и явления. Поощряйте ребенка разговаривать, пусть рассказывает, как умеет, что он видел на прогулке, какие события произошли в садике, что он сегодня узнал нового. Поговорите о прочитанной сказке: кто из героев понравился ребенку, а кто - нет, и почему.

Физическое развитие 4-х, 5-ти летнего малыша

в возрасте 4-х лет:

Ребенок довольно уверенно бегает и все реже падает. С ним даже можно поиграть в «догонялки» (поддаваясь и уступая, естественно); убегая, ребенок может уворачиваться от вас, делать броски то вправо, то влево;

Он уже неплохо владеет своим телом, но чувство равновесия еще развито не вполне; четырехлетний ребенок не очень уверенно пройдет по узкой скамейке или узенькому мостку (потренируйтесь с ним на бревне или положите на асфальте веревку - пусть ребенок в качестве игры ходит по ней);

Ребенок может пробежать довольно большое расстояние; если не очень быстро, то - до 150 метров, а то и больше. Однако не следует без особой нужды (если вы не спешите к трамваю) давать малышу такие нагрузки;

Он уже неплохо прыгает; может прыгнуть вперед, чуть труднее - назад; может перепрыгнуть через невысокий предмет; может спрыгнуть со ступеньки или запрыгнуть на нее; может перепрыгнуть через небольшую канаву. Но со скакалкой он еще не справляется;

В этом возрасте ребенок легко лазает по «шведской стенке» - вверх и вниз; может раскачиваться и крутиться на канате, но подниматься по канату не может: руки еще слишком слабы;

Легко кувыркается дома на ковре или на улице - на траве.

Если вы заметили, что ваш ребенок не умеет еще чего-то из перечисленного выше, научите. Если же ребенок явно отстает от своих сверстников в физическом развитии, вместе с вашим педиатром задумайтесь о причинах, а также о средствах - как поправить дело.

В возрасте пяти лет:

Пробежать ваш ребенок может и двести, и триста метров, и довольно быстро. И вам, даже при желании, бывает нелегко его поймать (папа, конечно, поймает его быстро). Причем бегать ребенок может уже не только на ровной площадке, но и на пересеченной местности, ловко обегая холмики и перепрыгивая через ямки и канавки;

Вообще движения ребенка стали более уверенными и скоординированными. В этом смысле он уже почти не отличается от взрослого. Ребенок с закрытыми глазами легко дотронется до своего уха или носа, до плеча. Ловко ловит мяч и так же ловко бросает его вам;

Заметно развивается чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, по бревну, по доске;

Становится много увереннее в прыжках. На лестнице он может перепрыгнуть и через ступеньку. На ровной площадке перепрыгивает через один или несколько предметов. Начинает осваивать скакалку. Может прыгать на одной ноге. Девочки играют в «классики»;

На «шведской стенке» может лазать часами и не устает (особенно если есть подходящая компания). Способен немного подняться по канату - это свидетельствует о том, что руки ребенка становятся сильнее. Но отжаться от пола еще не сможет.

Если вы обратили внимание, что ваш ребенок не владеет еще перечисленными выше навыками, и вам кажется, что он отстает в физическом развитии от своих ровесников, обратитесь с этой проблемой к участковому детскому врачу. Быть может, причина отставания в том, что ребенок чаще других болеет? И следует заняться его оздоровлением?

А также подумайте: достаточно ли вы занимаетесь с ребенком? Есть ли у него все необходимое для развития (книги, игрушки, простейшие гимнастические приспособления)? Правильно ли организован ваш быт?

Игра - занятие серьезное

Игрушки ребенку целесообразно покупать только те, которые он давно желает. Игрушка должна соответствовать уровню умственного развития ребенка. В возрасте 3-6 лет дети очень любят игрушки, сделанные взрослыми: бумажные пароходики и шлемы, куклы, домики из спичечных коробок и т. д.

Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними - для малыша большое удовольствие. О них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах.

Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Имеются в виду в первую очередь подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, игра в лошадки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности. Не нужно только увлекаться и требовать от ребенка непосильного: стояния на руках, голове и т. п.

Танцы взрослого и ребенка воспитывают чувство ритма, синхронности движений, умение тонко регулировать свою физическую активность, способность подстраиваться к ритму партнера. Современные родители уже стесняются так играть на улице, но в пределах квартиры это можно и следует делать.

Игра для ребенка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Однако если до трех лет ребенок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол и игрушек, то с четвертого года жизни его уже это не устраивает. Играть одному ему скучно, он ищет общения с другими детьми. Сначала дети этого возраста обычно тянутся к ребятам постарше, обижаются, если те их не принимают.

У них появляется чувство, что они уже многое знают, умеют, и им хочется это показать. Поэтому общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, еще более желательно.

Если в семье есть другие дети, эта потребность в определенной мере удовлетворяется. Но ограничивать жизнь ребенка только семейным кругом не следует. Для нормального развития ему нужны товарищи-сверстники, с которыми он чувствует себя на равных.

Игры надо чередовать (подвижные и тихие, коллективные и индивидуальные) с тем, чтобы, с одной стороны, ребенок не устал, а с другой - не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют еще одно важное значение. В процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринужденно и незаметно происходит «сброс информации», от избытка которой страдают современные дети.

Особенности детей в возрасте от 1 до 3 лет

Серёгина Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 15 «Солнышко», г. Михайловка, Волгоградской области.

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звук высотного ряда и т. п.).

У трехлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.

В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Ребенок благодаря взрослому, сразу входит в мир постоянных предметов. Он усваивает постоянное назначение предметов, закрепленное за ними обществом и в целом не изменяющееся в зависимости от данного момента. Это, конечно, вовсе не означает, что, усвоив то или иное предметное действие, ребенок всегда употребляет предмет только по назначению. Так, научившись черкать карандашом по бумаге, он сможет вместе с тем катать карандаши или строить из них колодец. Но важно то, что ребенок при этом знает истинное назначение предмета. Когда двухлетний шалун, например, надевает на голову свой ботиночек, он смеется, так как понимает несоответствие выполняемого действия назначению ботинка.

На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу – действие распадается. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.

Для успешности выполнения предметной деятельности нужно сказать о наиболее важных особенностях развития ребенка от 1 года до 3-х лет:

    Быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь между ними;

    Развивается общение с взрослыми, зарождается общение со сверстниками;

    Возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

    Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция;

    Осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное);

    Возникает воображение и знаково-символическая функция сознания;

    Ребенок переходит к активной речи;

    Возникает личное действие и личное желание;

    Складывается предметное отношение к действительности;

    Главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Достижения.

    Совершенствование координации движений, освоение всё более сложных комплексов действий. Знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. Жесткаязакрепляемость действий за предметами-орудиями, способами действия с ними усваиваются ребенком под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы. Ребенок учится соотносить орудие с тем предметом, на который направлено действие (лопаткой набирать песок, ведром - воду). Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления;

    Совершенствование предметной деятельности способствует и интенсивному развитию речи ребенка;

    В раннем возрасте ведущим видом деятельности является игра. В конце первого - начало второго года жизни наблюдаются зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых. Дети в этом возрасте предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. д. Задача взрослого уловить этот момент в жизни ребенка и использовать его для начала формирования навыков самообслуживания.

Таким образом, учитывая психологические, физические качества данного возраста(1-3 года)мы видим, что это самое благоприятное время для формирования элементарных навыков самообслуживания.