Сочинение «Характеристика Варвары из пьесы «Гроза. Характеристика Варвары из пьесы “Гроза”

Нарицательное «темное царство» впервые появилось в статье-рецензии Николая Добролюбова на пьесу «Гроза» Александра Островского. Драматург, будучи человеком русским по своему духу, представил в своем произведении глубокое и яркое описание проблематики русского общества конца XVIII века. Его произведение стало достойным продолжением традиций русского национального театра, заложенных Гоголем, Грибоедовым, Фонвизиным.

Типажи персонажей драмы Островского узнаваемы и любимы народом, они стали нарицательными: как главный положительный - Катерина Кабанова, так и отрицательные, питающиеся своей корыстью и ненавистью к людям «темное царство» - купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова и купец Савелий Прокопьич Дикий.

Краткая характеристика Варвары

Впрочем, блестящий драматург украсил свое произведение целой галереей характерных второстепенных образов. Они также участвуют в действии, формируют сюжет. Данная статья посвящена одному из них. Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» представлена Островским достаточно полно и насыщенно. Ей 18 лет. Ее фамилия - Кабанова, она является дочерью вдовствующей купчихи Марфы Игнатьевны. У нее есть старший женатый брат - Тихон. Она смышленна, хорошо ориентируется в людях. Имеет свои понятия об окружающей действительности. Подобно брату, не подпадает под чье-либо влияние. Попусту не идет на конфликт (себе же дороже). Предпочитает скрывать свои мысли и поступки. Вместе с тем она решительна и добивается задуманного. Именно этому персонажу посвящена данная статья.

Расчетливость - определяющая черта

После прочтения вышеприведенных строк может создаться впечатление, что речь идет о положительном персонаже. Однако характеристика Варвары из пьесы «Гроза» определяет основную направленность ее личности вовсе не как духовность и не как стремление к красоте, к новому. Сущностью Варвары Кабановой является расчет.

Она, просчитав ситуацию, когда ей выгодно, может совершить как хороший поступок, так и плохой. Мерилом является лишь ее здравый смысл, допускающий совершение подлостей из корысти.

Варвара - морально искалеченный человек

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» дает нам основание рассуждать, что «темное царство» оставило неизгладимый тлетворный след на ее личности. У этой молоденькой девушки внутри уже прочно сложилась лакейская сущность. Сформировался полностью типаж приспособленки. Если нужно, она будет молчать и делать вид, что согласна с тем, кто сильнее. При этом ее позиция будет при ней. Это неписаные правила, по которым живет большинство населения Калинова. Ее жизненный принцип - творить, что заблагорассудится, скрывая это.

Неоптимистична автобиографическая характеристика Варвары из пьесы «Гроза»: сама она считает, что окружающий мир навсегда уничтожил ее чистоту и честность. Она выучилась лгать всегда и во всем. Считает правильной линией поведения «чтобы все было шито да крыто». Юная девушка уже не питает надежд на романтику в жизни, на то, что встретит любовь... Она просто живет в свое удовольствие. Втайне встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого ("А что за охота сохнуть-то!..").

При этом она знает, что тот также не питает особых чувств к ней.

Сама себе на уме

Часто классиками дается неоднозначная характеристика героя. Варвара («Гроза», Островский А.Н.) выступает как типаж нейтральный: не положительный и не отрицательный. Она в отличие от страдающей Катерины понимает, что в окружающем ее мире «темного царства» никто не проявляет друг к другу милосердия. Поэтому разумно не принимать всерьез ни правила, ни распоряжения. Девушка вполне ассимилировалась к бесконечным поучениям маменьки, попросту пропуская их мимо ушей.

Речевая характеристика

Драматург Александр Островский создал интересный, характерный образ, не похожий на заурядного статиста… Вполне уникальна даже речевая характеристика Варвары из пьесы «Гроза». Обсуждение ближних, краткие оценки событий… За всем этим скрывается прочный житейский здравый смысл. Ее фразы короткие и отражают ее холодный, практичный, приземленный ум.

Проклинающей всех и вся сумасшедшей барыне, до смерти напугавшей несчастную Катерину, она резонно отвечает: «На твою бы голову…» О своем брате у нее нет никаких иллюзий, несмотря на близкое родство. По сути, брат и сестра - совершенно чуждые люди. Тихону в беседе с Катериной она дает убийственную характеристику, утверждая, что будущего у него нет: лишь только тот вырвется из-под влияния маменьки, то запьет.

Вместе с тем скудость внутреннего мира, приземленность интересов Варвары выражаются и в ее речи. Она не наполнена народной поэзией. Она не может, как Катерина, воскликнуть: «Отчего люди не летают как птицы?»

Роковая роль Варвары в жизни Катерины

Прижившаяся и привыкшая к «темному царству» Варвара сочувствует невестке Катерине, терзаемой купчихой Кабанихой и неподдерживаемой мужем - индифферентным ко всему и растоптанным морально Тихоном. Когда молодая женщина Катерина воскликнула, что желает ощутить жизнь, радость, дочь купчихи понимает это по-своему.

Как мы уже упоминали, характеристика образа (Варвара) в драме «Гроза» не отличается высокими моральными принципами. Выросшая в атмосфере лицемерия и обмана, она считает нормальным, если золовка изменит ее брату. Она не считает, что это семейный позор.

Для того чтобы разнообразить жизнь Катерины, сочувствуя ей, Варенька устраивает ей свидание с Борисом, племянником купца Дикого. При этом даже не подозревая, что измена нанесет молодой женщине глубокую моральную травму и подставит под нещадный удар «темного царства».

Заключение

Характеристика Варвары из пьесы Островского «Гроза» обогащает галерею классических женских образов в русской литературе. Созданный драматургом типаж девушки характерен для купеческо-мещанского сословия конца XVIII - начала XIX века. Малограмотная, но сообразительная. Здравомыслящая и расчетливая. Презирающая социальные условности. Ушедшая из дома после самоубийства золовки в компании с любовником Кудряшом. Умеющая лгать и плести интриги.

Кто из нее получится: новая Кабаниха или же женщина, предпочитающая жизнь, свободную от гнета? Каждый читатель драмы «Гроза» сможет представить это по-своему…

/ / / Образ Варвары в пьесе Островского «Гроза»

Островский в своей пьесе « » подняв проблему «темного царства», доказал, что оно существует в реальном мире. Одним из жителей этого царства была Варвара.

Она была дочерью и сестрой . С раннего детства Варя ощутила на себе все законы и порядки «темного царства». В душе она была не такая, как ее окружение, но открыто протестовать девушка не решалась. Со временем она приспособилась к такой жизни, пусть даже скрывая свои предпочтения и обманывая окружающих.

Варвара выросла эгоисткой и жила только в свое удовольствие. Стоит отметить, что Варя стала тем человеком, которому Катерина могла доверить свои секреты. Только ей главная героиня рассказала о своем увлечении Борисом. очень ценила дружбу и любила сестру своего брата. Она видела в Варваре того человека, который может поддержать в трудную минуту, дать совет или просто поболтать по-женски.

Жизнь в доме Кабановых научили Варвару быть скрытной. Она была авантюристкой, любящей приключения. Варя не отличалась высокой моральностью, нежностью, мечтательностью, порядочностью, как ее подруга Катерина. Она не разделяет ни мыслей, ни фантазий главной героини. Все, что было ценно и дорого Катерине, не представляло ни какой ценности для Варвары. Они были полными противоположностями. Возможно поэтому, они и были хорошими подругами, ведь дополняли друг друга.

С матерью у Варвары были напряженные, даже враждебные отношения. Варя не могла терпеть тиранию и самодурство Кабанихи. Она могла не задумываясь сказать ей неправду или плохо отозваться о ней.

В отличие от своего брата Тихона, у Варвары был стержень, она обладала волей и смелостью. Будучи частью «темного царства», Варя не чувствовала ответственности за свои поступки. Девушка живет по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Именно поэтому Варвара советует Катерине тайно встретиться с Борисом и даже помогает организовать свидание.

Подталкивая главную героиню к Борису, Варвара предает своего брата, но это для нее не важно, ведь она привыкла жить только для себя в свое удовольствие. Возможно, этим поступком Варя хотела затащить Катерину в «темное царство», сделать ее похожей на себя. В конечном итоге, Катерина поддалась уговорам своей подруги и пошла на свидание к Борису.

Островский отвел Варваре роль искусительницы.

Варя, как и Тихон, была жертвой «темного царства». Но все равно продолжала жить по его законам, ведь это было удобно, а других законов она не знала.

Чаще всего анализу подвергаются главные персонажи произведений. Но имеются роли второго плана, которые помимо воли притягивают внимание читателя, и он начинает сопереживать им или же выражать неприязнь.

Такой яркой получилась второстепенная роль Варвары Кабановой в пьесе «Гроза» А. Н. Островского. Она дочь Марфы Игнатьевны Кабановой, которая является хозяйкой дома, где и проживает большая часть героев произведения. Рождённые и воспитанные в одной семье брат Тихон и сестра Варя кардинально отличаются чертами характера. Если Тихон, муж главной героини драмы Катерины, является человеком бесхарактерным и слабым, то в Варваре отмечается больше силы, жизненной энергии и любви к приключениям.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» А. Н. Островского

Марфа Кабанова установила в семействе диктаторские законы, которым должны повиноваться все без исключения. Такие правила не устраивали никого, но перечить помещице никто не мог. Тихону не хватало смелости, и он, дабы хоть как-то утешиться, прикладывался к алкоголю. Катерина жила в доме свекрови как птица в клетке, она поддалась соблазну и решилась на суицид после душевных мук.

Варвара - это единственный человек, который без особых жертв для своего нрава и психики научился жить в доме матери. Девушку отличает от прочих героев её практичный подход ко многим вещам.

Качества, присущие характеру дочери Кабановой

  • смелость;
  • находчивость;
  • практичность;
  • жизнерадостность.

Её не назовёшь циничной, а скорее практичной особой. Зная, что мать не одобрит её связь с Ваней Кудряшом, Варя все равно бегает к нему на свидания и даже получает от этих тайных прогулок наслаждение.

Девушка отличается сильным характером, который обеспечит ей в будущем уверенность в своих силах. Жизнь в отчем доме научила врать, изворачиваться и пропускать обидные вещи мимо уха. Несклонная к истерикам , озорная девушка находит способ выбегать на вечерние свидания к своему жениху. Её хитрости можно позавидовать, ведь пришлось подменить ключ от садовой калитки, хранившийся у матери, чтобы каждый вечер сбегать через неё на «свободу».

На фоне беззаботности нетрудно разглядеть и сочувствие, которое проявляет к Катерине Варвара. Она выслушивает печали девушки, и искренне сопереживает ей. В меру своей нравственности, Варвара предлагает Катерине выход из сложившегося положения, который, по её мнению, многое разрешит. Дочь Кабановой предлагает своей невестке сходить на тайное свидание с Борисом, которое сама же и помогает организовать. Катя не привыкла жить во лжи, и робко говорит об этом своей золовке.

Образ Варвары в пьесе «Гроза»

Ясно, что основное внимание в островской пьесе приковано к трагической судьбе Катерины. Но даже за её спиной ярким пятном проступает фигура Варвары, которую автор создал для контраста двух характерных образов. Один робкий, нежный и слегка меланхоличный - Катерины, а другой практичный, жизнерадостный и находчивый - Варвары.

Лживость этой героини также оправдана , ведь девушка не врёт ради обогащения. Её живой ум помогает разобраться, насколько глупы и неправильны законы, царящие вокруг. Истерики Кабанихи не вводят её в ступор, она даже находит в себе смелость шёпотом с сарказмом комментировать их.

Образ Варвары Островский позволяет читателю додумывать самому, он лишь вкладывает в её уста цитаты, которые и определяют её характер.

Речевая характеристика Варвары

Смелая и свободолюбивая - так можно охарактеризовать Варвару Кабанову.

Выполнив речевую характеристику Варвары, сделаем выводы о таких чертах героини:

  • сочувствующая;
  • склонная к анализу и к философии;
  • способная по-сестрински любить.

Поглощённая своими чувствами, девушка, тем не менее, не обходит сочувствием Катерину. Фраза: «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть» говорит о том, что она далека от осуждения, и как покажет будущее, даже готова протянуть руку помощи.

Девушка не считает нужным открыто противиться нраву матери, но её поведение она подвергает осуждению: «Нашла место наставления читать…»

Способность философски подходить к некоторым устоям и понятиям обнаруживается во фразе бунтарки - «Красота-то ваша вас радует?». А эта фраза повествует о том, как оправдывает себя юная Кабаниха за обман и вранье: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Бунтарский дух не смогли погасить обстоятельства и авторитарная натура матери. После фразы «Не запирайте, хуже будет!», Варвара сбежала из дому вместе со своим возлюбленным.

В заключение хочется отметить, что только на первый взгляд Варвару можно считать лживым и безнравственным человеком. Стоит поближе познакомиться с её матерью, и поневоле начинаешь сочувствовать её детям, которых диктатура Марфы Кабановой сделала слабыми и лживыми. Научившись врать, Варвара адаптировалась к окружающим условиям, и даже стала получать от них свою порцию удовольствия. Все будет «шито-крыто», если провернуть все правильно.

Искренняя любовь к Катерине открывает натуру девушки с другой стороны. Здесь она не только сочувствующая, но ещё и искренне любящая «За что ж мне тебя не любить-то!».

Бойкая, весёлая и смелая натура девушки просто не позволяет ей надолго погружаться в уныние. И талантливый прозаик это ясно показал, на фоне самодуров, инфантильных мужей и слишком ранимых дев.

Все свои поступки Варвара осознаёт, поэтому её не назовёшь легкомысленной. Убегая из отчего дома, девушка спасается от монастырского заточения, стремясь к развлечениям.

Возможно, она и чувствует свою вину в гибели чистой и романтичной Кати, но ясно, что долго терпеть душевные терзания не станет, а смело окунётся в новую бурную жизнь с головой.

В произведении Островского “Гроза” каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображенном “темном царстве”: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы “Гроза”.

Варвара Кабанова – сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе “Гроза” – это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Ее характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить ее пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает ее, дает советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого – лгать. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара хоть и шепотом, но все же дает язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: “только не с мужем”.

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них ее об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюбленных, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не дает полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чем-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет – гуляет с Ваней Кудряшом, хочет – с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка “делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал” реализуется в “Грозе” в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара – ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнает, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: “Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла”. “Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. “Не запирайте, говорит, хуже будет!” Вот так и вышло”.

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на ее возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, ее желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться ее судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадет ли в Москву или еще куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой все будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет ее устраивать, девушка изменит ее.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжет, создает впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать все.



  1. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье...
  2. Варвара Кабанова, персонаж драмы Островского “Гроза”, при пристальном прочтении вызывает значительный интерес читателя. В этой девушке виден характер, и характер достаточно сильный. Пусть она и...
  3. В “Грозе” Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам...
  4. Пьеса Островского “Гроза” была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена....
  5. Действие 1 Общественный сад на берегу Волги. Явление 1 Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой...
  6. Драма А. Н. Островского “Гроза” – выдающееся произведение русской литературы, которое остается современным и по сей день, так как ставит множество проблем, в первую очередь...
  7. Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное в городе лицо. Борис Григорьевич – его племянник, образованный молодой человек. Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова,...
  8. Работа режиссера Н. Губенко представляет собой не просто кинофильм с определенным сюжетом. В этой картине с незамысловатым развитием событий и отсутствием ярких действий содержится глубочайший...
  9. Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич – его племянник. Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха. Тихон Иванович...
  10. События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие – в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин...
  11. А. Н. Островский Гроза События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие – в общественном саду на высоком берегу...
  12. В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах...
  13. Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества. Самым ярким его произведением, посвященным этой теме, является драма “Гроза”, написанная в 1859 году....

Нарицательное "темное царство" впервые появилось в статье-рецензии Николая Добролюбова на пьесу "Гроза" Александра Островского. Драматург, будучи человеком русским по своему духу, представил в своем произведении глубокое и яркое описание проблематики русского общества конца XVIII века. Его произведение стало достойным продолжением традиций русского национального театра, заложенных Гоголем, Грибоедовым, Фонвизиным.

Типажи персонажей драмы Островского узнаваемы и любимы народом, они стали нарицательными: как главный положительный - Катерина Кабанова, так и отрицательные, питающиеся своей корыстью и ненавистью к людям "темное царство" - купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова и купец Савелий Прокопьич Дикий.

Краткая характеристика Варвары

Впрочем, блестящий драматург украсил свое произведение целой галереей характерных второстепенных образов. Они также участвуют в действии, формируют сюжет. Данная статья посвящена одному из них. Характеристика Варвары из пьесы "Гроза" представлена Островским достаточно полно и насыщенно. Ей 18 лет. Ее фамилия - Кабанова, она является дочерью вдовствующей купчихи Марфы Игнатьевны. У нее есть старший женатый брат - Тихон. Она смышленна, хорошо ориентируется в людях. Имеет свои понятия об окружающей действительности. Подобно брату, не подпадает под чье-либо влияние. Попусту не идет на конфликт (себе же дороже). Предпочитает скрывать свои мысли и поступки. Вместе с тем она решительна и добивается задуманного. Именно этому персонажу посвящена данная статья.

Расчетливость - определяющая черта

После прочтения вышеприведенных строк может создаться впечатление, что речь идет о положительном персонаже. Однако характеристика Варвары из пьесы "Гроза" определяет основную направленность ее личности вовсе не как духовность и не как стремление к красоте, к новому. Сущностью Варвары Кабановой является расчет.

Она, просчитав ситуацию, когда ей выгодно, может совершить как хороший поступок, так и плохой. Мерилом является лишь ее здравый смысл, допускающий совершение подлостей из корысти.

Варвара - морально искалеченный человек

Характеристика Варвары из пьесы "Гроза" дает нам основание рассуждать, что "темное царство" оставило неизгладимый тлетворный след на ее личности. У этой молоденькой девушки внутри уже прочно сложилась лакейская сущность. Сформировался полностью типаж приспособленки. Если нужно, она будет молчать и делать вид, что согласна с тем, кто сильнее. При этом ее позиция будет при ней. Это неписаные правила, по которым живет большинство населения Калинова. Ее жизненный принцип - творить, что заблагорассудится, скрывая это.

Неоптимистична автобиографическая характеристика Варвары из пьесы "Гроза": сама она считает, что окружающий мир навсегда уничтожил ее чистоту и честность. Она выучилась лгать всегда и во всем. Считает правильной линией поведения "чтобы все было шито да крыто". Юная девушка уже не питает надежд на романтику в жизни, на то, что встретит любовь... Она просто живет в свое удовольствие. Втайне встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого ("А что за охота сохнуть-то!..").

При этом она знает, что тот также не питает особых чувств к ней.

Сама себе на уме

Часто классиками дается неоднозначная характеристика героя. Варвара ("Гроза", Островский А.Н.) выступает как типаж нейтральный: не положительный и не отрицательный. Она в отличие от страдающей Катерины понимает, что в окружающем ее мире "темного царства" никто не проявляет друг к другу милосердия. Поэтому разумно не принимать всерьез ни правила, ни распоряжения. Девушка вполне ассимилировалась к бесконечным поучениям маменьки, попросту пропуская их мимо ушей.

Речевая характеристика

Драматург Александр Островский создал интересный, характерный образ, не похожий на заурядного статиста… Вполне уникальна даже речевая характеристика Варвары из пьесы "Гроза". Обсуждение ближних, краткие оценки событий… За всем этим скрывается прочный житейский здравый смысл. Ее фразы короткие и отражают ее холодный, практичный, приземленный ум.

Проклинающей всех и вся сумасшедшей барыне, до смерти напугавшей несчастную Катерину, она резонно отвечает: "На твою бы голову…" О своем брате у нее нет никаких иллюзий, несмотря на близкое родство. По сути, брат и сестра - совершенно чуждые люди. Тихону в беседе с Катериной она дает убийственную характеристику, утверждая, что будущего у него нет: лишь только тот вырвется из-под влияния маменьки, то запьет.

Вместе с тем скудость внутреннего мира, приземленность интересов Варвары выражаются и в ее речи. Она не наполнена народной поэзией. Она не может, как Катерина, воскликнуть: "Отчего люди не летают как птицы?"

Роковая роль Варвары в жизни Катерины

Прижившаяся и привыкшая к "темному царству" Варвара сочувствует невестке Катерине, терзаемой купчихой Кабанихой и неподдерживаемой мужем - индифферентным ко всему и растоптанным морально Тихоном. Когда молодая женщина Катерина воскликнула, что желает ощутить жизнь, радость, дочь купчихи понимает это по-своему.

Как мы уже упоминали, характеристика образа (Варвара) в драме "Гроза" не отличается высокими моральными принципами. Выросшая в атмосфере лицемерия и обмана, она считает нормальным, если золовка изменит ее брату. Она не считает, что это семейный позор.

Для того чтобы разнообразить жизнь Катерины, сочувствуя ей, Варенька устраивает ей свидание с Борисом, племянником купца Дикого. При этом даже не подозревая, что измена нанесет молодой женщине глубокую моральную травму и подставит под нещадный удар "темного царства".

Заключение

Характеристика Варвары из пьесы Островского "Гроза" обогащает галерею классических женских образов в русской литературе. Созданный драматургом типаж девушки характерен для купеческо-мещанского сословия конца XVIII - начала XIX века. Малограмотная, но сообразительная. Здравомыслящая и расчетливая. Презирающая социальные условности. Ушедшая из дома после самоубийства золовки в компании с любовником Кудряшом. Умеющая лгать и плести интриги.

Кто из нее получится: новая Кабаниха или же женщина, предпочитающая жизнь, свободную от гнета? Каждый читатель драмы "Гроза" сможет представить это по-своему…


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • История создания "Грозы" Островского. Анализ произведения "Гроза"
  • Содержание и смысл названия пьесы "Гроза"
  • Образ Дикого в пьесе "Гроза" Островского
  • Образ Кабанихи в пьесе "Гроза". Характеристика и образ Кабанихи в пьесе "Гроза" Островского
  • Варвара и Катерина: сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского ";Гроза";