Система воспитания и обучения м монтессори. Монтессори – методика раннего развития

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.

Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори

Главная ценность воспитания в системе Монтессори - это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, - сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности - это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.

В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них - повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.

Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, - это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя - не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.

Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори - индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым и согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него. Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов. Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори . После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере .

Методика Монтессори

Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий . В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет ) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи ) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори. Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать. В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые - не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

  • Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
  • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
  • Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
  • Главная задача родителя - заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

  • Окружающая среда - лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным .
  • Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
  • Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
  • Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться - спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
  • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
  • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
  • Если вы создадите для ребенка безопасную среду , это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
  • Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
  • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению . Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
  • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению . Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
  • Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
  • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет , вы сможете вырастить

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессор и поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет . Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон - все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев

Наличие всех этих зон по методике Монтессори поможет малышу:

  • Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
  • Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
  • Наглядно видеть многообразие занятий.

Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори

Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику .

Если вы хотите , следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

Монтессори методика до 1 года

Так, например детям до года , на этапах раннего развития , стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения. В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте. Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.

Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет

Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.

Монтессори методика для детей 5 лет

Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.

Монтессори методика в стадиях познания мира

В методике Монтессори есть разделение на 6 стадий познания мира ребенком и его развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет);
  2. Сенсорное восприятие (от 0 до 5, 5 лет);
  3. Признание порядка (от 0 до 3 лет);
  4. Работа с мелкими предметами (от 1, 5 о 5, 5 лет);
  5. Восприятие движений и действий (от года до 4 лет);
  6. Социализация (от 2, 5 лет до 6).

Полезное видео

Итоги

На каждом этапе в зависимости от возраста вы можете делать упор на те или иные сферы его развития. Однако, не стоит забывать, что по методике Монтессори дети сами в праве выбирать, чем им заниматься в данный момент, если это не нарушает их режима дня.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы и сделать семью по-настоящему дружной! В этой статье мы расскажем, как следовать этой системе воспитания у себя дома...

Наверняка многие из родителей, особенно мамы, уже не раз слышали о методике детского воспитания, при которой малыш сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только в крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми поражает! Детки учатся быть самостоятельными, принимать решения, прислушиваться к себе, брать ответственность за свои действия, а это приносит радость в каждую семью и конечно же сплачивает ее.

Немного из истории: Мария Монтессори, основательница метода, педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с обычными ребятами приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.

Также в поддержку метода стоит сказать, что многие известные сегодня на весь мир люди воспитывались по системе Монтессори. Среди них основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia, принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.

Итак, приступим к изучению!

Основные принципы

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них- сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
  3. Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
  6. Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).

И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет.

Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым!

Третье звено метода - педагог . Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке. Обратите внимание, на важную особенность метода - ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» .

Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.

12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

4. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Создайте условия!

Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом. Для этого мы сделаем специальные зоны.

Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:

Зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);

Зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;

Зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;

Зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;

Зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;

Зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.

Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны - это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!

Один день по системе Монсессори

Как часто мы говорим своим детям: «Ты еще маленький для этого», «давай я сделаю за тебя»? Но задача любого любящего родителя научить ребенка справляться с задачами самостоятельно. Все, что вам надо, это подготовить нужные зоны, доступные для малыша, и показать, как в них работать.

Лучше всего понять суть методики можно только на примере. Давайте рассмотрим ваш примерный день вместе с ребенком по системе Монтессори. Вы удивитесь, как все просто!

8.00 Вся семья проснулась и готова к насыщенному совместному дню! Но прежде, нужно сделать несколько важных вещей! Первое - переодеться. Вы без особых усилий откроете большой и высокий шкаф с одеждой и достанете ее. Но сможет ли это ребенок? Конечно, нет. Поэтому перед кроватью вашего чадо поставьте небольшой стульчик, на котором его будет ждать одежда для переодевания. Вместо стула можно использовать детский шкаф с низкими полочками, если у вас есть такая возможность.

8.10 Теперь самое время для утренних процедур. Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно садиться на унитаз, поставьте для него горшок в туалетной комнате. Так ребенок будет четко знать, что ходить в туалет нужно только в специальное место. В ванной комнате у малыша должна быть своя низкая полочка с его зубной пастой и щеткой, чтобы он в любой момент мог сам сделать все необходимое. Старайтесь поначалу чистить зубы вместе. Пусть мама или папа покажут малышу, что нужно делать. Если у него выходит что-то не так, не спешите его одергивать. Он только учится и смотрит на вас.

8.20 Теперь идем на кухню, готовить и кушать завтрак, ведь впереди у вас столько важных дел! Лучше всего готовить всей семьей. Ведь вовлекая в процесс всю семью, вы становитесь дружнее и даете хороший пример ребенку. Утро, конечно, стоит начать с каши, которая должна быть приготовлена из качественной крупы. Например, от торговой марки «Царь» . Она предлагает большой выбор полезных и вкусных каш на самый разнообразный вкус любого члена семьи.

Например, сегодня у вас на завтрак будет самая вкусная и полезная каша для завтрака из трех злаков с фруктами от «Царя» . Пока папа накрывает на стол, пусть мама вместе с малышом пересыпят крупу из пакета в кастрюлю. Покажите ребенку, как правильно держать ложку и насыпать кашу. После этого дайте стакан с водой и позвольте налить его в кастрюлю. Ребенка можно также стоит обучить накрывать общий стол.

9.20 Завтрак закончен, и теперь нужно убрать за собой. Малыш должен учиться убирать свое место самостоятельно. Пока папа и мама собирают свои тарелки со стола, ребенок делает то же самое. Когда посуда помыта, дайте малышу полотенце, чтобы вы вместе вытерли кухонные принадлежности и убрали их на место.

9.40 Скорей всего, после еды ваш малыш захочет немного отдохнуть, а потом заняться своими делами. Не стоит торопить его или заставлять заниматься тем, что кажется лучшим вам. Пусть ребенок сам выбирает нужную для себя зону.

Не ограничивайте малыша во времени, пусть он занимается с выбранной вещью столько, сколько считает нужным. Вы лишь можете незаметно поправлять его, если он что-то делает не так (например, играет и случайно рвет книгу) объяснять, как сделать желаемое для малыша действие правильно, придумывать варианты игры и рассказывать о свойствах каждого предмета. Но выбор дела останется за ребенком. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.

Главное, помните важный принцип: поиграл - убери за собой . Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.

Кстати, мы настоятельно советуем вам сделать зону сенсорного развития! Она хорошо развивает моторику у детишек, которая так важна для дошколят, готовящихся пойти в первый класс. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро, а лучше несколько, с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки. Правда, выбрать для этого нужно качественную крупу, которая производится и хранится по всем правилам. Крупы от торговой марки «Царь» , одного из старейших производителей зерна в России, бережно и правильно собираются, перерабатываются и хранятся в соответствии со всеми высокими стандартами, поэтому вы можете быть уверены в качестве злаков.

* Советуем также сделать для ребенка творческую среду. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду (а в ассортименте торговой марки «Царь» вы найдете большой ассортимент макаронных изделий разных форм). А из манки, гречки или риса сделать прекрасные картины.

* Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!

12.00 Игры могут занять много времени и сил, поэтому не забывайте пообедать. Пусть малыш снова станет вашим помощником на кухне: накроет на стол, достанет продукты из холодильника.

13.00 Теперь самое время отдохнуть и набраться новых сил!

15.00 После отдыха нужно снова немного подкрепиться и отправиться на прогулку! Отличным вариантом полдника станут, например, вкусные кукурузные хлопья от торговой марки «Царь» с кефиром, молоком или йогуртом. В ассортименте «Царя» есть множество видов хлопьев, которые понравятся любому ребенку. Дайте возможность малышу самому налить кефир/йогурт в тарелку и насыпать хлопья. Если малыш прольет или просыплет что-то, покажите ему, как правильно убирать за собой. Вначале, вполне возможно, у ребенка это будет получаться не очень ловко, но со временем он научиться делать это не хуже взрослого, а главное у него появится уверенность в собственных силах.

15.30 После трапезы собираемся гулять. Малыш должен знать, где у него лежат теплые вещи, и быть в состоянии самостоятельно их достать. Родителям лишь стоит подсказать ребенку, что нужно надеть. Тут снова пригодится небольшой детский вещевой шкаф, комод или полка.

Не должно быть проблем и с верхней одеждой ребенка. Попросите папу сделать в шкафу крючок, полку или вешалку на уровне рук ребенка. Он должен уметь самостоятельно брать свой осенний комбинезон, пальто или пуховик. Когда все одеты, отправляйтесь гулять, и позвольте малышу на улице заниматься любимыми делами.

18.00 После интересной осенней прогулки пора домой, раздеваться, сушить вещи и кушать. Малыш также самостоятельно должен раздеться и положить вещи на свое место. Если что-то нужно сушить, объясните ребенку и покажите, как и где это можно сделать. А теперь готовимся к ужину. Например, вы хотите сделать макароны с котлетами. Доверьте ребенку, например, разламывать спагетти для варки или насыпать в кастрюлю рожки, дайте ему из фарша сделать свои небольшие котлетки. Не забывайте, что еда должна быть полезной. Если вы выбираете макароны, остановите свой выбор на макаронных изделиях от «Царя» , которые сделаны из твердых сортов пшеницы и сохраняют множество полезных микроэлементов.

19.30 После ужина ребенок, конечно, захочет снова поиграть. Он это заслужил, ведь он вам так хорошо сегодня помогал. Включайтесь вместе с ним в процесс игры, но ни в коем случае не руководите ее ходом. Поделитесь всей семьей своими впечатлениями за день. Пусть малыш слышит речь, учится говорить, выражать свои мысли, пусть он будет с вами наравне.

20.30 Пора начинать готовиться ко сну. Попросите малыша убрать все игрушки на место и расстилать постель. Подскажите ребенку, куда стоит убрать покрывало. Теперь отправляйтесь чистить зубы или попросите ребенка сделать это самого (помните, ведь все банные принадлежности находятся в доступности для него).

21.00 Идем спать. Ребенок обязательно должен самостоятельно переодеться в одежду для сна, а домашние вещи положить на свое место (в шкаф или на полку). Родителям остается пожелать ему спокойной ночи. И очень хорошо, в качестве доброй традиции, читать перед сном детские книги.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори - это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

И большим помощником в ваших домашних делах станет продукция от торговой марки «Царь»! Торговая марка «Царь» - это традиции качества с 1898 года. В богатых традициях русской кухни, которые мы соблюдаем и преумножаем, есть важный принцип простоты и пользы. Он объединяет наших покупателей из разных стран, всех тех, кто желает быть здоровым и успешным. Пусть в вашей семье всегда соблюдаются традиции совместных трапез и семейных обедов, а «Царь» всегда поможет вам в сохранении семейных принципов! Ведь те, кто думают о здоровье и благополучие своей семьи, выбирает продукцию ТМ «Царь». Найти продукты, полезные для всей семьи, вы можете на нашем сайте!

Конечно, в рамках одной статьи мы не сможем рассказать вам об этой замечательной методике абсолютно все, что нам бы хотелось. Откройте для себя книги самой Марии Монтессори, например, можно начать с чтения бестселлера «Впитывающий разум ребёнка», он, безусловно, будет полезен абсолютно всем родителям.

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях -

Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно потребуются в дальнейшей жизни. Упражнения по методике Монтессори малыши выполняют с большим удовольствием, ведь они полностью вовлечены в этот увлекательный процесс, проходящий в игровой форме.

Монтессори всегда подчеркивала значение стимулов для развития соответствующих органов чувств человека. Когда ребенок проходит в своем развитии через сенсорные периоды, крайне важно, чтобы в окружающей его среде он встречал соответствующее занятие. Например, если мы хотим развивать музыкальный слух - нам нужен как минимум музыкальный инструмент, а для развития цветового зрения абсолютно необходимы цветные карандаши и краски.

В классе, где дети занимаются по методике Монтессори, основная масса так называемых сенсорных материалов располагается рядом с зоной повседневной жизни. Как и бытовые упражнения, сенсорные занятия идут в русле основной последовательности обучающих шагов: от конкретного - к абстрактному, от развития руки - к развитию мозга, от двигательных и сенсорных упражнений - к , от действий - к умению выражать мысли.

В сенсорных упражнениях с материалами Монтессори нередко выделяется одно какое-то чувство с последующим усложнением взаимосвязанных обучающих материалов: например, изучение цвета может начинаться с трех основных цветов, постепенно мы перейдем к семи цветам радуги - к оттенкам основных цветов, к умению их сочетать и получать новые разновидности цветовых решений. Поэтому в наших занятиях с малышом по мере его взросления и освоения определенных умений мы всегда Можем перейти к новой деятельности на основе уже хорошо освоенной, включив свою фантазию и привлекая все новые и новые домашние дела.

Вспомните слова Марии Монтессори: «Наблюдайте за своим ребенком и идите навстречу его потребностям»!

Никогда не заставляйте ребенка делать то, что хотите вы, - он имеет право на свое мнение. Важно, чтобы он был свободен в изучении материала и мог творить самостоятельно.

На этой странице вы узнаете, как заниматься с детьми по системе Монтессори, чтобы привить им различные навыки.

Занятия с элементами программы Монтессори на развитие слуховой памяти

Проверьте, умеет ли он выделять отдельные звуки? Удается ли ему сортировать звуки по их характеристикам (высокий - низкий, короткий - длительный, звуки птиц - звуки насекомых и т. п.).

Упражнение Марии Монтессори «Звуковое лото» рекомендуется ваыполнять с детьми 3-4 лет.

Цель занятия - развитие слуховой памяти, умения сортировать по звуку.

Для этого занятии с детьми по методике Монтессори потребуется:

  • несколько больших карт лото с изображениями различных предметов и животных, которые издают какие-то звуки (например, свинья, корова, самолет, поезд, пылесос, птичка, собака, кошка и т. д.). Можно использовать карты лото, купленные в магазине или сделанные вами;
  • набор маленьких карточек с картинками, соответствующими изображениям на больших картах.

Как выполнять задание по программе Монтессори (число игроков ограничено числом больших карт лото):

  1. Раздайте большие карты детям и себе. Маленькие карточки должны лежать на столе рисунком вниз.
  2. Начните игру, выбрав одну маленькую карточку. Поверните ее лицевой стороной к себе и воспроизведите звук, характерный для изображенного на ней животного или предмета.
  3. Попросите ребенка догадаться, что это такое. Если он угадал, он может взять карточку и закрыть ею соответствующий рисунок на своей большой карте лото.
  4. Затем ребенок тоже берет маленькую карточку из кучки и повторяет ваши действия. Вы отгадываете, но если на вашей большой карте нет соответствующего рисунка, верните карточку под низ горки из маленьких карточек.

Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте.

Контроль - зрительный (сопоставление рисунка со звуком).

Во время занятия по системе Монтессори удостоверьтесь, что ребенок знает названия предметов и животных. Для этого данную игру можно сначала использовать с целью ознакомления ребенка с разными предметами и животными и лишь затем - для изучения издаваемых ими звуков.

Кстати, изготовление вместе с ребенком больших и маленьких карточек в ходе подготовки к игре даст вам возможность повторить с ребенком названия всех изображенных на них зверей, птиц, машин и пр., а также познакомиться с новыми персонажами.

Расширение деятельности:

  • Вы можете использовать вместо маленьких карточек миниатюрные копии машин, фигурки животных, птиц и т. п. В этом случае ребенок учится сопоставлять двухмерное и трехмерное изображения.
  • Следующим шагом может стать переход к сортировке по признаку «живой - неживой», «двуногие - четвероногие», подсчет количества животных, птиц, предметов и т. п.

Упражнение для обучения детей азам математики по системе Монтессори

Проверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать?

Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет.

Цель занятия - научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой.

Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:

  • первый набор - с прямыми сторонами (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • второй набор - с изогнутыми сторонами (круг, овал и др.);
  • третий набор - со смешанными сторонами - прямыми и изогнутыми (полукруг и т. д.).

Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой - цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый - для второго и синий - для третьего.

Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше.

В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 - тонкими.

Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах.

Вариант 1 - ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).

  1. Показываем малышу две разные фигуры, максимально отличающиеся по форме: «Это - круг», «Это - квадрат». Обязательно обводим контур указательным и средним пальцами и предлагаем ребенку повторить наши действия.
  2. Обращаясь к ребенку, просим его: «Дай мне квадрат», «Дай мне круг» (как правило, сначала просим дать ту фигуру, которую показывали последней).
  3. Если ребенок правильно выполняет наше задание, спрашиваем его: «Что это?»

Вполне возможно, что малыш готов к дальнейшей работе, и мы можем дополнить число изучаемых фигур третьей и четвертой фигурами.

Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время.

Вариант 2 - для детей, знающих названия основных геометрических фигур.

  1. Выложите все наборы геометрических фигур вперемешку на стол, белой стороной вверх.
  2. Попросите ребенка ощупать фигуры со всех сторон и разложить их на три группы.
  3. Когда он сделает это, переверните карточки. Если в каждой группе цвета одинаковые, значит, геометрические фигуры были рассортированы правильно.

Вариант 3 - для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь.

Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию - прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.

Для проверки правильности выполнения задания ребенок совмещает отдельные геометрические фигуры с нарисованными и контролирует себя по цвету их обратных сторон, переворачивая геометрические фигуры.

При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек.

Упражнение с материалом Марии Монтессори на развитие осязания

Проверьте, может ли ребенок на ощупь отличить ткани различного качества (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и пр.).

Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет.

Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания.

Что нам нужно:

  • Четыре одинаковые большие игровые карты из картона, разделенные на восемь квадратов. На каждый из них наклеено по восемь кусочков одного материала определенного цвета (например, большая карта № 1 - красный велюр, большая карта № 2 - синий шелк, большая карта № 3 - зеленый хлопок, большая карта № 4 - желтая шерсть), отличающиеся друг от друга по форме (треугольник, круг, квадрат, овал, звезда, ромб, прямоугольник, трапеция).
  • Тридцать две индивидуальные маленькие карточки. На каждой из них приклеено по одной геометрической фигуре из материала, соответствующего по качеству и цвету одному из использованных для оформления больших карт.
  • Подобную игру можно купить. Чтобы сделать ее дома, вырежьте два одинаковых комплекта геометрических фигур из четырех сортов материала разного цвета, по восемь фигур каждого цвета. Всего получится 64 фигуры, отличающиеся друг от друга по качеству материата, цвету и форме. Наклейте по одному набору из восьми фигур одинакового цвета на каждую из четырех больших карт. Приклейте второй набор форм к 32 плотным индивидуальным карточкам.

Для детей более младшего возраста можно сделать одну большую игровую карту и один набор из восьми маленьких карточек, используя наждачную бумагу.

Как выполнять упражнение (для четырех человек):

  1. Каждый игрок выбирает большую карту. Соответствующие маленькие карточки располагаются перед нею лицевой стороной вниз.
  2. Одного игрока просят определить на ощупь фигуру на индивидуальной карточке, а затем найти соответствующую форму на большой карте. Чтобы ребенок не подглядывал, переверните карточку «вниз лицом» или завяжите ему глаза мягкой повязкой.

Контроль - зрительный (совпадение формы геометрических фигур).

Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний.

Расширение деятельности:

Вариант 1

Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты.

Вариант 2

Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ.

Задание по методике Мнтессори на развитие зрительной памяти и мелкой моторики

Занятие с детьми «Вспоминайка» по методике Монтессори проводится с детьми 5-6 лет.

Цель упражнения - , а также тактильной чувствительности и координации движений мышц пальцев рук (мелкой моторики).

Для этого занятия по программе Марии Монтессори потребуется:

  • Одна игровая доска с 48 отверстиями, прикрытыми дисками.
  • Восемь «командных» карт, на каждой из которых изображены вперемешку два тематических набора из 24 разных предметов каждый - геометрических фигур и игрушек, цветовых комбинаций и музыкальных инструментов, узоров и транспортных средств, чисел и животных и т. д. «Командная» карта вдвигается под отверстия игровой доски по боковым пазам на нижней стороне доски.
  • В случае если не удастся купить эту игру, попробуем сделать самостоятельно ее упрощенный вариант. Для этого будем использовать только большие карты, разбитые на 48 квадратов, с наклеенными на них 48 картинками по вышеописанному принципу. Закрывать картинки во время игры можно чистыми белыми маленькими карточками, которые станут впоследствии отмечать выигранные очки.
  • Уровень трудности игры должен постоянно возрастать: одни карты пригодны для младших детей, другие - для шестилетних и более старших.

Как проводить занятие с элементами методики Монтессори (для двух и более человек):

  1. Выберите командную карту и введите ее в пазы на доске.
  2. Каждый игрок по очереди открывает два отверстия одновременно и рассматривает в них картинки.
  3. Если две картинки не соответствуют друг другу по теме, диски должны быть возвращены на места, ход переходит к другому игроку, а все остальные пытаются вспомнить расположение картинок.
  4. Если картинки образуют тематическую пару, игрок должен ее назвать. Затем он может отложить диски - это его набранные очки - и продолжает игру.

Как вы уже догадались, главная задача упражнения- постараться все время открывать картинки, образующие тематические пары (например, «одежда», «транспорт», «птицы» и т. д.), и таким образом набрать наибольшее количество очков.

Занимаемся с бумагой по методике Монтессори

Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно отрывать кусочки бумаги? Может ли пользоваться ножницами, чтобы отрезать часть листа или вырезать какую-то понравившуюся картинку?

Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет.

Цель урока - улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса.

Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:

  • папиросная бумага,
  • старые журналы и газеты,
  • детские ножницы с закругленными концами.

Как заниматься:

  1. Покажите ребенку, как надо складывать газеты или отдельные страницы старых журналов двумя руками, затем - как надо потянуть и оторвать (используя «рабочую» руку- т. е. ту, которой он привык работать). Позвольте ему рвать газеты на кусочки столько, сколько ему хо-чется.
  2. Когда он освоит это занятие, покажите ему, как отрезать полоски и квадраты ножницами.

Зрительный контроль - аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги.

Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).

  • Ребенок должен знать - ножницы острые.
  • Газеты и старые журналы удобнее использовать, так как их бумага обычно очень тонкая и ребенок может с ней легко справиться.
  • Ребенок должен уметь переносить ножницы, аккуратно подавать их другому человеку.

Расширение деятельности:

  • Понадобится клей и более плотная бумага для наклеивания рисунков.
  • После того как приготовлена внушительная стопка нарезанной бумаги, предложите ребенку нарисовать контур дома или дерева, а затем покажите, как наклеивать заранее заготовленные клочки оторванной или отрезанной бумаги. По мере тренировки картинки могут становиться более сложными по рисунку и форме.

Занятие аппликацией по методу Монтессори

Обучение детей выполнению аппликаций по системе Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.

Выполняя коллаж своими руками, ребенок получает истинное удовольствие. Здесь полный простор для творчества, потому что разнообразие используемых материалов производит различный эффект.

Для этого занятия по методу М. Монтессори потребуются:

  • Основные материалы - клей (желательно клей-карандаш), картон, плотная бумага, дерево, пробка, бумажные тарелки или большой кусок ткани.
  • Набор сопутствующих материалов типа папиросной, декоративной или оберточной бумаги, тесьмы, шнуров, тканей (хлопчатобумажных, шерстяных и пр.). В действительности пригодно все, что вы собирались выбрасывать.
  • Иногда нужны дополнительные скрепляющие материалы (клейкая лента - скотч, скрепки).

Как выполнять упражнение:

  1. Сначала пусть ребенок освоит наклеивание отдельных материалов на бумагу.
  2. Затем предложите ему нарисовать контур, скажем, птицы, или более сложную картинку типа сада или даже геометрический узор.
  3. Предложите ему заполнить середину картинки, наклеивая туда разные материалы (подбирая их по цвету и качеству материала).

Посмотрите видео «Уроки Монтессори», чтобы лучше понять, как заниматься с детьми по методике итальянского педагога:

Занятие шитьем с детьми по методике М. Монтессори в домашних условиях

Занятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет.

Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву).

Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение.

Что потребуется:

  • набор больших игл - не слишком тупых, так как это может затруднить шитье, и ребенок бросит его. (Кстати, родители, использующие метод Монтессори, не боятся давать детям острые иглы.):
  • набор хлопчатобумажных и шелковых ниток:
  • плотный материал типа фетра или льна.

Как выполнять такое задание по методике Монтессори:

  1. Сначала покажите ребенку, как класть простые стежки, позже - более сложные, типа «крестик», «вперед иголку», Как пришить пуговицу.
  2. Постарайтесь, чтобы ребенок изготовил предметы, необходимые вам в домашней работе, и всегда пользуйтесь его изделием у него на глазах.

Аппликация и работа с лоскутками - это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить.

Занятие дома по системе Монтессори с плавающими и тонущими предметами

Проверьте, знает ли ребенок, что предметы можно сортировать по степени плавучести? Может ли он назвать предметы, которые плавают по поверхности воды, и предметы, которые тонут? Помогите ему узнать об этом на примере, скажем, фруктов, овощей или различных игрушек, поместив их в воду в ванне или в тазике.

Занятия дома по методу Монтессори с плавающими и тонущими предметами проводятся с детьми 3-4 лет.

Цель - помочь ребенку запомнить, какие предметы плавают, а какие - тонут.

Что такого упражнения по методу Монтессори понадобятся:

  • Большой лист бумаги, на котором нарисован таз с водой, и набор картинок, изображающих предметы, которые можно было бы использовать в эксперименте.

Как выполнять задание:

  1. Попросите ребенка выбрать одну за другой картинки и расположить их сверху нарисованной воды или у дна таза в зависимости от того, что он знает о способности этих предметов плавать или тонуть.
  2. Если он что-то сделает неверно, покажите ему на примере настоящих предметов, плавают они или тонут, а затем сыграйте с этими же картинками на следующий день.

Перед началом такого занятия по программе Монтессори в домашних условиях убедитесь, что ребенок умеет работать с водой, защитите его от намокания специальным водонепроницаемым фартуком.

Расширение деятельности:

  • Эта деятельность позволяет сортировать предметы по материалу, из которого они изготовлены (и заодно уточнять, что деревянные предметы обычно плавают, а металлические тонут). Далее эти же предметы можно пересчитывать, чтобы потом узнать, сколько из них утонуло (переходим к математике!)

Развивающее обучение по методу Монтессори: занятие по анатомии

Обучение азам анатомии по методике Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.

Цель - помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела.

Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:

  • Очень большой лист картона - по размеру больше, чем наш ребенок.
  • Несколько болтиков или других подобных вещей для скрепления вырезанных частей между собой.
  • Бельевая резинка и ручка.

Как выполнять задание:

  1. Расскажите ребенку об основных частях человеческого тела. Затем спросите его, чем он может двигать, а чем - нет. Объясните ему, что такое сустав, и попросите его найти все суставы на руках, ногах, кистях рук, стопах и т. д.
  2. Обведите контур его тела и вместе с ним на рисунке отметьте, где на теле располагаются суставы.
  3. Разрежьте рисунок в местах расположения суставов, а затем опять соедините части вместе с помощью креплений и резинок.
  4. Когда это сделано, расскажите о его позвоночнике и свяжите это с игрой по классификации животных. Ребенок должен понять, что он тоже относится к позвоночным животным.

Как заниматься с водой по методике Монтессори

Опыты с водой на кухне проводятся с детьми 5-6 лет.

Ребенок будет свидетелем разных температурных воздействий на воду и действительно увидит, что вода может быть твердой, жидкой или газообразной. «Кухонные опыты» заставят его наблюдать и спрашивать, а именно это требуется при дальнейшем обучении в школе. Они также помогут понять круговорот воды в природе и его воздействие на изменение погоды, а это - шаг к постижению географии.

Для такого домашнего занятия по методу Монтессори потребуется:

  • Восемь пустых банок, чтобы приготовить «термические банки Монтессори».
  • Заполните две банки холодной водой, две - прохладной, две - теплой и две - горячей (но такой, чтобы не обжечься).
  • Водный термометр.
  • Чайник и форма для замораживания льда для второй стадии опыта.
  • Рисунок, поясняющий круговорот воды в природе.

Как выполнять упражнение:

  1. На первой стадии ребенок знакомится с температурой. Попросите его закрыть глаза, пощупать банки и поставить их по парам, т. е. две рядом с холодной водой, две - с прохладной, две - с теплой и две - с горячей.
  2. Объясните ему, как вы изменяете температуру воды. Если у вас есть водный термометр, измерьте температуру воды попытайтесь определить температуру кипения и температуру замерзания воды.
  3. Покажите ребенку, как при нагревании чайника, когда вода достигает температуры кипения, она превращается в пар, который улетучивается, как газ. Убедитесь, что он твердо усвоил - пар всегда поднимается вверх и никогда не опускается вниз.
  4. Налейте немного воды в формочку для приготовления льда и заморозьте ее. Покажите ребенку, как вода превратилась в лед и стала твердой. Обсудите с ним температуру замерзания, при которой образовался лед.
  5. Продолжайте объяснять круговорот воды в природе, используя рисунок: каждый день солнце нагревает воду в реках и озерах, и часть воды испаряется (превращается в газ). Этот пар поднимается подобно пару над чайником. По мере подъема вверх он остывает и образует крохотные капельки воды, из которых формируются облака. Постепенно капельки увеличиваются в размерах и возвращаются на землю дождем. Когда достаточно холодно, дождь выпадает в виде снега или града. На земле круговорот воды начинается снова.

Занятия с детьми по системе Монтессори для ознакомления со здоровой пищей

«Пищевая игра» проводится с детьми 5-6 лет.

Цель игры - дать малышу знания об основных группах пищи, которая нужна человеку; сформировать понятие о здоровой пище.

Что потребуется:

  • Большой лист бумаги.
  • Картинки, изображающие разную пищу. Мы можем вырезать их из журналов или нарисовать вместе с ребенком.
  • Двусторонняя прозрачная клейкая лента (скотч).

Как заниматься:

  • Разделите лист бумаги на семь частей и озаглавьте каждую из них названиями разных групп пищи: фрукты и овощи, мясо, молоко и молочные продукты, хлеб, крупы, масло и сахар.
  • Каждый раз, поев, обсудите, что вы ели, выберите соответствующую картинку и приклейте к вашей таблице.
  • В конце дня вы можете обсудить вместе, что вы ели, и решить, что вам нужно еще на следующий день.

Расширение деятельности:

  • Наша кухня - замечательное место для знакомства с математикой: о форме предмета и его площади ребенок узнает, подбирая крышку для нужной кастрюли.
  • Измерение длины, веса, объема - все это легко сделать дома. Например, готовя пищу, можно с ребенком пересчитать, измерить и взвесить необходимые продукты-это его первый шаг к науке.
  • Дети постарше могут готовить простые блюда самостоятельно от начала до конца. Они узнают разницу между весом и объемом, познакомятся с такими понятиями, как грамм, килограмм, литр и т. д.
  • Положим мерную кружку или весы на стол перед глазами малыша, чтобы он четко видел шкалу, и позволим ему отмерять для нас ингредиенты. В результате пяти- и шестилетние дети легко сориентируются, если им надо добавить половину или треть к уже имеющемуся количеству.
  • Знакомство малыша с вычитанием тоже произойдет без проблем, если мы намеренно положим слишком много продукта и попросим его отложить часть, чтобы было правильно.

Упражнение по системе Монтессори для подготовки ребенка к школе

Проверьте, знает ли ребенок основные понятия, относящиеся к теме «время»? Сопоставляет ли он понятия «утро», «день», «вечер» и «завтрак», «обед», «ужин»?

Это упражнение по системе Монтессори для можно выполнять начиная с 3-летнего возраста.

Цель - дальнейшее развитие чувства времени.

Что потребуется:

  • Длинный лист бумаги, примерно 30 см шириной, разделенный на части вертикальными линиями. В каждой части напишем время - начиная, скажем, с 7.00 и, кончая временем, когда ребенок идет спать. Нарисуем еще и часы.
  • Карандаши и фломастеры.
  • Клей-карандаш или клейкая лента (скотч).

Как выполнять упражнение:

  1. Попросите ребенка нарисовать картинку, как он сам встает или завтракает утром. Поговорите с ним, что он будет делать после завтрака, и постепенно напомните ему, что после завтрака он идет в детский сад, играет в парке (в саду), обедает, идет домой, ходит в магазин за покупками, пьет чай, смотрит телевизор, читает сказки, моется, ужинает и ложится спать. Когда ребенок все это вспомнит, он может нарисовать нужные картинки.
  2. Приклейте эти картинки на вашем распорядке дня под соответствующим временем.
  3. Прикрепите распорядок дня в его комнате или там, где ребенок будет часто смотреть на него и вспоминать, что ему ещё надо сделать.

Постарайтесь отметить все основные моменты ежедневной жизни ребенка, чтобы он впоследствии мог сам себя контролировать.

Расширение деятельности:

Можно сделать стрелки из плотной бумаги (или картона) и прикрепить их к циферблату (например, маленьким стержнем) так, чтобы они могли вращаться и показывать определенное время.

Упражнение для детей на тему «Распорядок дня»

Упражнение на тему «Распорядок дня» можно выполнять с детьми 4-5 лет.

Этот вариант основной модели «Распорядок дня» поможет ребенку почувствовать связь между событиями в его жизни.

Часто в этом возрасте все, что уже произошло, отмечается как «вчера», а все, что будет, - как «завтра». Время является наиболее сложным понятием для ребенка. Чем больше вы будете экспериментировать и обсуждать, тем лучше.

Что потребуется:

  • Большая полоса бумаги, разделенная на шесть частей.
  • Хотя предполагается, что вы будете начинать работать с четырех-пятилетним ребенком, вы постепенно продолжите занятия с ним - значит, нужно шесть частей. Каждая часть представляет один год из жизни ребенка.
  • Набор фотографий малыша - с момента рождения до настоящего времени.
  • Клей или скотч.

Как выполнять задание:

  1. Выберите фотографии, которые ясно показывают малышу, как он изменился за прошедшие годы.
  2. Приколите или приклейте фотографии на «распорядке жизни» в соответствующем месте. Расскажите ребенку о нем самом, когда он был младенцем, и позвольте ему задавать вопросы.

Занятия с детьми на тему «Связь событий»

Упражнение « Изменение жилища человека» выполняется с детьми 5-6 лет.

Цель - помочь ребенку понять связь событий; заставить его думать об изменениях, которые происходят с течением времени, о причинах этих изменений.

Что потребуется:

  • Длинная полоса бумаги - например, вполне подходят старые обои, разрезанные пополам. Разделите бумагу, по меньшей мере, на шесть или семь частей и обозначьте эти части столетиями и годами.
  • Рисунки, изображающие соответствующие типы жилья: например, пещера, хижина, землянка, изба, топящаяся по-черному, древнеримская вилла, средневековый замок, кремль, боярский терем, здания эпохи классицизма, ранних 1900-х годов и современный дом. Можно использовать готовые рисунки или срисовать необходимое из книг.
  • Клей или клейкая лента.

Как выполнять упражнение:

  1. Начните с разговора о вашем собственном доме и необходимых вещах. Например, мы все спим на кроватях, готовим пищу каждый день, умываемся.
  2. Покажите ребенку собранные вами картинки и спросите его, заметил ли он какие-либо различия между тем, как готовил пищу пещерный человек, и тем, как готовим ее мы. Очень важно, чтобы ребенок сам заметил сходство и различия.
  3. Теперь продолжайте разговор, почему они готовили пищу иначе, чем мы, и, возможно, вы коснетесь некоторых важных изобретений, которые делают современную жизнь такой комфортной и легкой. Например, жизнь резко изменилась после изобретения электричества. Впервые электрические лампочки были использованы в 1879 г., холодильники - в 1879 г электроутюги - в 1882 г., первая электроплита - в 1889 г. электротостер - в 1909 г., электрочайник - не позднее 1923 г. и электрическая посудомойка - в 1899 г.

Эта игра может быть связана с посещением музея, которое бы сделало все эти исторические события очень наглядными для ребенка.

Упражнение с детьми на развитие пространственного воображения и памяти

Проверьте, знает ли он, какие комнаты есть в вашем доме (квартире) и что вы можете увидеть в них.

Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет.

Цель - развитие пространственного воображения и памяти.

Что потребуется:

  • Большой лист бумаги.
  • Картинки, нарисованные ребенком или вырезанные из журналов, с изображением различной мебели, например кровати, кресла, стола, а также кухонной плиты, холодильника и т. д.
  • Фломастеры или карандаши.
  • Клей или клейкая лента.

Как выполнять задание:

  1. Нарисуйте план квартиры или дома (возможно, с сараем или гаражом). Выделите комнаты, как в вашем доме.
  2. Обсудите с ребенком, какие комнаты есть в вашем доме и что вы можете увидеть в них.
  3. Предложите ему нарисовать или выбрать картинки с мебелью для каждой комнаты и прикрепите их к схеме в нужной комнате.

Зрительный контроль - пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.

Обратите внимание на расширение словарного запаса ребенка при знакомстве с новыми для него названиями. Постарайтесь почаще так строить свой разговор с ним, чтобы он постоянно употреблял новые слова.

Расширение деятельности:

  • Летом вы можете перейти к составлению плана дачи и дачного участка.
  • Если вы побываете в гостях у родственников, повторите эту игру, нарисовав план их квартиры или дома, а при повторном визите проверив правильность выполнения задания.

Занятие на тему «Дом, в котором я живу»

Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет.

Цель - помочь малышу получить представление, как живут другие люди.

Что потребуется:

  • Набор картинок с изображением различных типов домов (таких как иглу, дом-лодка, деревенский дом в средней полосе России, хижина в тропиках и пр.) и их обитателей (эскимосов, индейцев, аборигенов Африки и др.).
  • Подобный набор с изображением домов животных (например, гнездо птицы, муравейник и т. д.) и соответствующих животных.
  • Все картинки должны быть размещены на карточках.

Как выполнять упражнение:

  1. Поговорите о разных типах домов. Опишите, из чего они сделаны, где их можно увидеть, как давно они могут быть построены, как они называются. Посмотрите, как много существует разных типов домов.
  2. Затем покажите ребенку изображения разных типов домов и людей. Попросите его определить, кто из людей живет в каком доме.
  3. Свяжите это с типами домов, в которых живут животные.
  4. Поиграйте с карточками, подбирая животных и людей к их домам.

Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:

Статья прочитана 6 009 раз(a).


Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

Дети принимают самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Дидактический материал.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).